Методика зайцева для развития речи ребенка

Методика зайцева для развития речи ребенка thumbnail

Кубики Зайцева

Вы наверняка слышали о методике Н. Зайцева по обучению чтению. Эта методика наделала много шума среди родителей и педагогов. Одни хвалят её. Утверждают, что с помощью данной методики легко можно научить читать 2-ух летнего ребёнка.

Другие, наоборот, говорят о том, что дети не воспринимают обучение по методике Н. Зайцева. Более того, те, кто обучался читать по данной методике, в школе испытывают серьёзные проблемы.

Я знакома с этой методикой давно и уже несколько лет учу дошкольников читать именно с помощью методики Н. Зайцева. Даже написала книгу об этой методике и разработала на её основе пособия для родителей и педагогов с конкретными упражнениями и готовыми материалами к ним.

В этой статье я расскажу вам всю правду о методике Н. Зайцева. И вы сами сможете сделать вывод, на сколько она хороша или плоха.

По методике Н. Зайцева можно учить читать 2-х летнего ребёнка

Учить читать ребёнка-дошкольника вообще нецелесообразно. Для качественного овладения навыка чтения необходимо обладать определённым уровнем развития мышления. Большинство детей дошкольного возраста таким уровнем не обладают в силу опять же своего возраста. Поэтому научить 2-х летнего ребёнка читать — это миф.

Мы учим детей читать противоестественным способом

Обучение дошкольников чтению имеет место быть только по той причине, что школа с этой задачей не справляется. А не справляется потому, что метод, с помощью которого обучают детей читать в школе, противоестественен природе ребёнка, а значит, непонятен ребёнку и труден. Поясню.

Когда ребёнок начинает говорить, то произносит не отдельные звуки, а НЕДЕЛИМЫЕ РЕЧЕВЫЕ ЕДИНИЦЫ. Вспомните: вместо «мама» — «ма», вместо «дай» — «да». В школе же ребёнка сначала учат членить слово на отдельные звуки, затем записывать звуки буквами и уже потом складывать эти буквы в слоги. То есть МА мы должны сначала разделить на М и А, а потом обратно это всё сложить и прочитать. Зачем такие сложности? Непонятно.

Обучение чтению по букварю

Да и слоги в русском языке тоже разные. Есть слоги маленькие, как неделимые речевые единицы — по, зы, ва и т.д. А есть слоги большие, из четырёх и даже из восьми букв. Такие слова прочесть даже пятикласснику бывает непросто. Говоря о дошкольниках, прочтение, например, слова «тетрадь» для большинства из них вызовет серьёзные трудности. ТЕТ-РАДЬ. Каждый слог состоит больше, чем из двух букв. Пока ребёнок дочитает слово до конца, он уже забудет, какие буквы были вначале. А ещё эти чёрточки, которые мешают целостному восприятию слова!

У Зайцева слово ТЕТРАДЬ состоит из 4-х кубиков, каждый из которых представляет ту самую понятную ребёнку неделимую речевую единицу: ТЕ Т РА ДЬ. И никаких чёрточек! Вот почему обучение чтению по данной методике даётся детям намного легче.

Гениальное решение

Взяв за единицу обучения чтению не слог, а склад, Н. Зайцев уже заслужил почёт и уважение. Но он пошёл дальше. Николай Александрович отказался от букварей и тетрадей. Он записал склады на КУБИКАХ! И это было вторым его гениальным решением.

Кубики для ребёнка — это игровой материал. Играя с кубиками, ребёнок сам того не замечая, учится читать. Всё происходит естественно, без навязывания, с интересом и желанием со стороны ребёнка.

Понятно, что чем раньше мы дадим ребёнку поиграть с такими кубиками, тем быстрее он научится читать. Играть с кубиками можно начинать с 2-х летнего возраста, а вот целенаправленно учить читать надо не раньше, чем с 4-х лет. И только с помощью кубиков Зайцева.

Кубики Зайцева — одновременно игровой и учебный материал

Это какой согласный: мягкий или твёрдый?

Некоторые педагоги утверждают и уверяют родителей, что дети, которые учатся читать по методике Н. Зайцева, испытывают трудности в составлении звуковых схем. «В схемах, — говорят они, — каждый звук обозначается своим цветом: гласный — красным, мягкий согласный — зелёным, твёрдый согласный — синим. А у Зайцева кубики жёлтые, коричневые и серые. Ребёнок точно запутается».

Открою вам «секрет», что цвет кубиков НИКАК не связан с мягкостью и твёрдостью согласных. У Зайцева кубики с мягкими согласными маленькие, а с твёрдыми — большие. И в школе составлять звуковые схемы все дети учатся на равных условиях.

МА или МЯ?

Различать, где мягкий согласный, а где твёрдый, учат в школе для того, чтобы ребёнок мог правильно подобрать гласную букву. Например, в слове МАМА первый звук — твёрдый согласный, значит, после М запишем А. В слове МЯСО первый звук — мягкий согласный, значит, после М запишем Я. Также ребёнок должен рассуждать, когда встаёт вопрос: нужно писать мягкий знак на конце слова ЛОСЬ или нет.

Вот пишу, а у самой от этих рассуждений голова идёт кругом. Ну разве под силу маленькому ребёнку делать такие умозаключения?! Конечно, нет. И большинство детей в школе, поверьте, выбирают букву наугад. Отсюда катастрофическое количество ошибок в тетрадях учеников.

По методике Н. Зайцева такие рассуждения строить не надо. Для ребёнка очевидно, что МА и МЯ — это РАЗНЫЕ склады. Перепутать никак нельзя. Моя ученица-дошкольница долго смеялась над фразой, которую написала её подруга-сверстница: МАМА, Я ТИБА ЛУБЛУ. Она искренне удивлялась, как так можно было написать.

У детей, которые учились читать по методике Н. Зайцева, не только не возникает трудностей в написании слов с мягкими и твёрдыми согласными. Эти дети вообще ОЧЕНЬ ГРАМОТНО пишут. В чём секрет? Да в том, что обучение построено на запоминании зрительного образа слова, а не слухового. Ребёнок с самого начала запоминает, что вода — это не «ВАДА», а «ВОДА».

А есть ли минусы?

В каждой методике есть плюсы и минусы. Методика Н. Зайцева не исключение.

Одним из «минусов» можно назвать высокую цену основного пособия. На официальном сайте «Методики Н. Зайцева» кубики можно купить за 4 200 руб. (без доставки). Но это на официальном сайте.

Кубики довольно прочные, поэтому подержанные кубики тоже подойдут. Их можно купить на сайтах типа Авито. Много случаев, когда одни родители отдают кубики другим родителям абсолютно бесплатно.

Основное пособие по обучению чтению Н.Зайцева

Помимо кубиков в основное пособие входят ещё серия настенных таблиц, диск с попевками и «Учебник для родителей, воспитателей и учителей».

Так что этот «минус» так себе.

Есть ещё один «минус». Создавая свою методику, Н. Зайцев сознательно не стал составлять никаких методических пособий с конспектами занятий, с планированием. Он решил, что каждый педагог должен сам спланировать занятия, опираясь на свой опыт и профессионализм.

Ну хорошо, педагог, допустим, сможет это сделать (хотя это не так просто!). А как же быть с родителями? А никак. Отсутствие таких пособий — действительно большая проблема для родителей, да и для многих педагогов тоже.

Так что же: пора переходить в обучении чтению на методику Н. Зайцева или нет?

Начав обучать детей по методике Н. Зайцева, я быстро поняла, что для эффективного обучения чтению даже такой замечательной методики маловато. Поэтому в настоящее время в своей работе я использую и другие методики — «школьную»и методику Г. Домана. А также свои авторские пособия по развитию речи, навыка чтения и мелкой моторики.

Какую бы методику вы не выбрали, главное — соблюдать три условия:

1. Дети не должны испытывать серьёзные трудности.

2. Детям должно быть интересно.

3. Должны в обязательном порядке учитываться индивидуальные и возрастные особенности ребёнка. (Особенности дошкольников: ведущая деятельность — игра, преобладание наглядно-образного и наглядно-действенного мышления, огромная потребность в движении).

Источник

Инфоурок

Дошкольное образование
›Презентации›«Применение методики Н.А. Зайцева в раннем речевом развитии у дошкольника »

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ВОСПИТАТЕЛЬ : Тема: «П...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ВОСПИТАТЕЛЬ : Тема: «П

Описание слайда:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ВОСПИТАТЕЛЬ : Тема: «Применение методики Н.А. Зайцева в раннем речевом развитии у дошкольника »

2 слайд

 

3 слайд

Методика Николая Зайцева – это нетрадиционный подход к обучению, который успе

Описание слайда:

Методика Николая Зайцева – это нетрадиционный подход к обучению, который успешно применяется многими воспитателями и родителями. Кубики со слогами, таблицы чисел – это наглядный материал, который помогает детям освоить чтение и математику с возраста 1-3 лет. 

4 слайд

Цель: Раскрыть возможности развития речи в раннем возрасте при помощи различ

Описание слайда:

Цель: Раскрыть возможности развития речи в раннем возрасте при помощи различных средств, методов и приемов. Задачи: — Привить интерес к познанию, целеустремленность. — Развить артикуляционную моторику, активизировать пассивный и активный словарь ребенка. — Развить воображение, творческое мышление. — Укреплять психическое, физическое здоровье ребенка 

5 слайд

Актуальность: 	Дети занимающиеся по данной методике, отличаются своей общител

Описание слайда:

Актуальность: Дети занимающиеся по данной методике, отличаются своей общительностью, легко вступают в диалог, проявляют познавательный интерес к интеллектуальной деятельности 

6 слайд

комплект дидактического материала необходимого для реализации данной методики

Описание слайда:

комплект дидактического материала необходимого для реализации данной методики: — Кубики Зайцева — Таблицы –тренажеры — складовые картинки — аудиозаписи 

7 слайд

 

8 слайд

 

9 слайд

 

10 слайд

 

11 слайд

1этап:  используются приемы пропевания и ритмических движений 2этап: привлеч

Описание слайда:

1этап:  используются приемы пропевания и ритмических движений 2этап: привлечение внимания к кубикам Зайцева, развитие умения манипулировать кубиками , а также следить за действиями педагога и выполнять его инструкции.  3этап: подготовки к самостоятельному и осознанному складыванию слов из кубиков. Обучение строится в три этапа: 

12 слайд

Придумывание кубикам имена: ПА МА БА- это папа и мама. Детки: БЬ-БЯ, БЮ БЕ; Д

Описание слайда:

Придумывание кубикам имена: ПА МА БА- это папа и мама. Детки: БЬ-БЯ, БЮ БЕ; Двойные-бабушки и дедушки. Демонстрирование склада, минимальное общение с кубиками Ритмичное проговаривание, пропевание, музыкальное сопровождение Работа с детьми 

13 слайд

Развивается способность самостоятельно работать, умение добывать нужные инфор

Описание слайда:

Развивается способность самостоятельно работать, умение добывать нужные информации. Обеспечивается непроизвольное, быстрое, надежное запоминание . — Речь становится отчетливей из –за постоянного проговаривания и пропевания складов. Быстро расширяется словарный запас, формируется логическое мышление 

14 слайд

Методы и приемы, направленные на развитие речевой активности дошкольников. Сл

Описание слайда:

Методы и приемы, направленные на развитие речевой активности дошкольников. Словесные Наглядные Практические 

15 слайд

Наглядные методы: наблюдение за живыми объектами: кошкой, собакой, птицей и т

Описание слайда:

Наглядные методы: наблюдение за живыми объектами: кошкой, собакой, птицей и т.д.; наблюдения в природе; экскурсии на участок, на огород, спортивную площадку дошкольного учреждения и т.д.; рассматривание игрушек, предметов и картин; изобразительная наглядность. 

16 слайд

Практические методы: дидактические игры; дидактические упражнения; хороводные

Описание слайда:

Практические методы: дидактические игры; дидактические упражнения; хороводные игры; игры – драматизации; инсценировки; игры – сюрпризы; игры с правилами. 

17 слайд

Словесные методы: Чтение потешек, прибауток, стихов, сказок с использованием

Описание слайда:

Словесные методы: Чтение потешек, прибауток, стихов, сказок с использованием наглядности; чтение и рассказывание рассказов, заучивание стихотворений с использованием наглядности. 

18 слайд

Работа с родителями: * привлечение внимания родителей к обучению по методике

Описание слайда:

Работа с родителями: * привлечение внимания родителей к обучению по методике Н.А.Зайцева * закреплять умения и навыки своих детей при помощи кубиков 

19 слайд

Работа с педагогами: 1. Разработать план на год 2. Разработать сценарий откры

Описание слайда:

Работа с педагогами: 1. Разработать план на год 2. Разработать сценарий открытого занятия 

20 слайд

Эффектив- ность методики работы с кубиками: ➣ исправляются логопедические нед

Описание слайда:

Эффектив- ность методики работы с кубиками: ➣ исправляются логопедические недостатки; ➣ речь становится чище и отчетливее благодаря постоянному проговариванию и пропеванию складов; ➣ быстро расширяется словарный запас; ➣ формируется логическое мышление; ➣ развивается способность работать самостоятельно, умение получать нужные знания. 

21 слайд

Недостатки методики привыкает видеть в составе слова склады ребенок может в д

Описание слайда:

Недостатки методики привыкает видеть в составе слова склады ребенок может в дальнейшем испытывать трудности при изучении фонетики.  может стать проглатывание окончаний, неправильное произношение слов. дороговизна и трудоемкость методики.  

22 слайд

Ожидаемый результат 	Использование кубиков Зайцева в процессе обучения детей

Описание слайда:

Ожидаемый результат Использование кубиков Зайцева в процессе обучения детей дошкольного возраста способствует тому, что у малышей отсутствуют логопедические недостатки, они значительно расширяют свой словарный запас, а их логическое мышление развивается более активно.  

23 слайд

Литература 1.Издательство: НОУДО Методика Н.Зайцева, Санкт-Петербург, 2004 г

Описание слайда:

Литература 1.Издательство: НОУДО Методика Н.Зайцева, Санкт-Петербург, 2004 г 2. Пособие для логопедов и воспитателей детсадов. Под ред. В. И. Селиверстова. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 1981. — 192 с.  3. Издательство «RN toys» Серия «Методики Зайцева» 

24 слайд

Спасибо за внимание! 

Описание слайда:

Спасибо за внимание! 

Выберите книгу со скидкой:

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Методика зайцева для развития речи ребенка

Курс повышения квалификации

Методика зайцева для развития речи ребенка

Курс профессиональной переподготовки

Воспитатель детей дошкольного возраста

Методика зайцева для развития речи ребенка

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-1281126

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Родители, интересующиеся развитием своего дитя с раннего возраста, не раз слышали о методике Зайцева, которая обещает научить малыша бегло читать уже в дошкольном возрасте. Педагог с большим опытом разработал собственную систему подачи материала для самых маленьких, которые в процессе игры с кубиками познают азы чтения, письма и даже счета. С годами методика усовершенствовалась автором и теперь практикуется в детских садах и начальной школе, но быстро научить читать своего ребенка можно и в домашних условиях.

Методика Зайцева: основная суть и особенности

Педагог выступает против поэтапного знакомства с буквами в процессе обучения малышей, а напротив, утверждает, что ребенок должен видеть весь объем информации сразу и понимать, чем отличаются разные слоги, сколько их может быть в целом и какие действия с ними можно совершать. Для этого различные вариации слогов и отдельные буквы нанесены на стороны кубиков, с которыми можно играя учиться читать.

Методика Зайцева для детей раннего возраста помогает быстрее начать читать

Зайцев предлагает начать обучение именно со складов, а не со слогов, например, в слове «КРОТ» — один слог, но три склада – К-РО-Т. Так малышам будет проще составлять самостоятельно слова из складов, нанесенных на стороны куба.

Одна из важнейших особенностей подобной методики – это то, что ребенок запоминает не отдельные буквы, а сразу склады, поэтому во время чтения ему не нужно будет вспоминать, что за слог составляют две буквы Б и Ю, он не будет его читать как БЭ-Ю, а сразу вспомнит склад БЮ и назовет его, не вдаваясь в подробности, из каких букв он состоит.

Обучение чтению по методу Зайцева

Талантливый российский педагог настаивает на том, что для успешного раннего развития малыша нужно весь материал давать сразу и только в форме игры: дитя дошкольного возраста быстро утомляется от монотонной подачи информации и теряет интерес к обучающему процессу. Поэтому важно подобрать индивидуальную игровую форму изучения материала, которая увлечет именно вашего малыша.

Обучение чтению по методике Зайцева позволяет еще до школы научиться бегло читать

Зайцев предлагает соблюдать простые правила, которые превратят обучающие уроки в интересный и познавательный процесс:

  • дать малышу сразу все кубики и позволить с ними играть, рассматривать, определять их различие по цветам, весу, цвету;
  • не нужно ничего объяснять и долго рассказывать, что к чему: сразу покажите весь набор и называйте изображенные на них склады;
  • сразу начинайте составлять из складов простейшие слова – МАМА, ДЯДЯ;
  • весь процесс обучения вести только в игровой форме;
  • склады нужно пропевать, затем научиться петь цепочки из слогов. Настаивать на том, чтобы ребенок пропевал вместе с вами, не нужно. Когда он будет готов, малыш сам начнет подпевать;
  • добиться хороших результатов можно только при регулярных уроках.

Методика Зайцева больше похожа на игровой процесс и отличается тем, что ее можно адаптировать под запросы каждого ребенка: если малыш – любитель сказок, можно придумывать различные сюжеты о том, как один склад ходил к другому в гости или они вместе играли на лесной поляне. Если ребенок – прирожденный строитель, соорудите вместе с ним башни МА-ГА-ЗИ-Н, ДО-М, ГА-РА-Ж. Если дитя больше любит играть с машинками, составляйте паровозик или играйте со складами в гонки. В игровом процессе можно фантазировать безгранично, дети должны двигаться, танцевать, петь, прыгать, им это будет интересно. В результате они научатся быстро воспринимать на слух сразу склады, а затем и целые слова.

Технология обучения 

Пошаговый процесс обучения чтению по Зайцеву базируется на определении и запоминании различных складов, поэтому ребенок должен научиться различать их. Для этого разработчик методики наглядно продемонстрировал на примере кубиков, как отличаются звонкие, глухие, приглушенные, мягкие, твердые склады.

Такое пособие для детей представляет собой следующий набор демонстративного материала:

  • 52 кубика и 7 дополнительных, на которых содержатся повторяющиеся склады для создания простейших слов – МАМА, ПАПА;
  • всего изображено 200 складов, из которых можно собрать любое слово;
  • все кубические элементы различны по размеру, материалу изготовления, цвету, весу;
  • на больших изделиях изображены склады с твердым звучанием, на маленьких – с мягким;
  • звонкие склады написаны на металлических кубиках, глухие – на деревянных;
  • золотые – гласные буквы, на железно-деревянных элементах – склады с твердым знаком, на железно-золотых – с мягким;
  • белые служат для изображения знаков препинания;
  • есть и цветовой подбор букв, который кардинально отличается от школьной формы подачи материала: гласные обозначаются голубым цветом, согласные – синим, твердый и мягкий знаки нарисованы зеленым цветом.

Для повышения эффективности уроков можно использовать дополнительные пособия – таблицы со складами, картинки, организовать игровое поле, когда демонстративный материал располагается на стене.

Для придания занятиям игровой формы используются кубики со складами, предназначенные для раннего развития ребенка

Аналогичным образом малышу преподается математика. Для этого используют четырехцветную картонную ленту, на которой сгруппированы числа от 0 до 99. Обучение счету состоит из дополнительных пособий в виде таблиц и кубических элементов, которые визуально представляют процесс сложения и вычитания чисел, образно поясняют состав числа и знакомят с многозначными числами.

Как организовать процесс обучения

Чтобы родителям и детям процесс обучения давался легко и понятно, Зайцев дает примеры проведения уроков и подсказки, как завлечь дитя в игру:

  • начинать знакомство с пособием нужно в виде непринужденной игры, когда малыш сначала сам потрогает кубические элементы, построит башню, определит их разницу. Только потом можно начинать проговаривать и пропевать склады, изображенные на них;
  • важно познакомить ребенка со звучанием железных, золотых и деревянных изделий, если с первого раза малышу будет понятна разница, можно переходить к формированию одинаковых по звучанию групп из кубиков;
  • можно раскладывать все изделия по размеру и рассказывать, что большие и крепкие – это твердые склады, а малютки – это мягкие по звучанию малыши;
  • пропевая склады, ребенку проще их воспринимать и запоминать, поэтому полезны в процессе обучения попевки, которые есть в методическом материале от разработчика;
  • можно просить ребенка найти свою любимую букву, когда знакомство со складами уже состоялось, можно переходить к поиску любимых или заданных складов или составлению простейших слов. Эффективно для улучшения восприятия просить выбирать золотые, деревянные, железные кубики: малыш должен понимать, чем одни отличаются от других;
  • желательно соблюдать алгоритм занятия: сначала пропевать склады на кубах, затем в таблицах, после переходить к составлению слов;
  • средняя продолжительность урока – 20 минут, не стоит заставлять ребенка заниматься через силу.

Методика дает результаты только при соблюдении указанных автором рекомендаций и регулярности занятий.

С какого возраста можно начинать обучение

Методика интересна тем, что практиковать ее можно начиная с рождения, но в этом возрасте малыш будет только рассматривать кубики, после сможет трогать их, знакомиться с формой, цветом, разницей в материале изготовления. После года малыш может строить из них сооружения и узнавать буквы. Ближе к двухгодовалому возрасту можно переходить к изучению складов, когда ребенку уже знакомы изделия, а родители предлагают с ними новые игры. Чем старше дитя становится, тем сложнее будут задания.

Каких результатов можно достичь

На основе отзывов практикующих методику преподавателей была составлена статистика, в которой отображено достаточное количество занятий для того, чтобы малыш определенного возраста начал читать:

  • в 3-летнем возрасте потребуется примерно полгода, чтобы малыш начал читать свои первые слова;
  • после 4 лет для этого нужно 16 уроков;
  • в 5 лет процесс пойдет быстрее – 5–10 занятий;
  • в 6 лет для получения навыков чтения будет достаточно 4–6 раз.

Уроки по методике российского педагога помогают сформировать у малыша навыки моментального восприятия складов и составления их в слова, что позволяет в игровой форме научить его бегло читать еще в детском саду. Используя дополнительные обучающие материалы, можно научить дитя и математике, при этом его знакомят сразу не с десятью числами, а с сотней или тысячей. Такой способ раннего развития требует не только усердия, регулярности и индивидуального подхода, но и специальные изделия, а также методические материалы.

Читайте также: методика домана

Источник