Методика воспитания и развития личности ребенка
Дети обладают огромным интеллектуальным и эмоциональным потенциалом. Многие психологи считают – если целенаправленно заниматься с ребенком, он станет лучше усваивать информацию в детском саду и школе. Для этой цели известными педагогами были разработаны эффективные методики воспитания, которые с успехом применяются по всему миру. Какую же из них выбрать? Прочитайте нашу статью и сделайте выбор.
Глен Доман – воспитываем с пеленок
Американский педиатр создал уникальную методику формирования умственных способностей у детей раннего возраста. Он считал, что самое благодарное время для обучения – до семи лет, пока происходит активное развитие мозга. В основе метода лежит уверенность в поистине безграничных возможностях ребенка усваивать информацию, получаемую из картинок со словами и изображениями. Доман также придавал огромное значение и физическому развитию грудничков, связывая его с интеллектом. Автор крайне негативно относился к пеленанию и всему тому, что сковывает движения и препятствует двигательной активности малышей. Систематические упражнения по системе Домана стимулируют раннее речевое развитие, скорочтение и детскую любознательность, расширяют словарный запас. (Подробно о методике Глена Домана)
Вальдорфская школа – подражаем взрослому
Главное в этом методе – не строгая «зубрежка» и принуждение, а подражание взрослым через сюжетно-ролевые игры. Вальдорфские педагоги крайне отрицательно относятся к раннему интеллектуальному развитию. Например, обучение чтению и письму начинается только с 12 лет. Огромное внимание уделяется раскрытию индивидуальности детей через народную культуру и творческую деятельность. Ребенка вводят в волшебный мир сказок (влияние сказок на развитие ребенка), музыки, танцев и мифов. Основные занятия – пение, театрализованные представления, рисование, работа с натуральными природными материалами. А вот отношение к достижениям цивилизации – телевизору и компьютеру – неоднозначное. Они считаются источниками ненужной для малышей информацией.
Мария Монтессори – всестороннее воспитание
Одна из самых распространенных методик, которую успешно используют родители вот уже несколько десятилетий. Главная идея монтессори-школы – детей нужно учить письму раньше, чем другим навыкам: счету, чтению. Центральное место в этой педагогический концепции занимает Его Величество ребенок. В специально организованной среде, состоящей из нескольких зон (математическая, сенсорная, творческая, речевая и т. д.), малыши совершенствуют умения, которые соответствуют их возрасту, приобретают знания на собственном опыте. Взрослый же наблюдает за игровым процессом, предлагает детям необходимые материалы и игрушки (но не навязывает), благодаря которым они могут всесторонне развиваться. Кстати, данная методика направлена не только на познавательное развитие, но и на формирование трудовых навыков и уважительного отношения к другим людям. Подробно Методика Марии Монтессори: достоинства и недостатки
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: Нужно ли учить ребенка писать до школы?
Леонид Береславский – воспитываем каждую минуту
Доктор философии, изобретатель Леонид Береславский считает, детям необходимо развиваться ежеминутно, а взрослые обязаны предоставить им такую возможность. Автор рекомендует заниматься с ребенком по своей методике с полутора лет, чтобы не пропустить ни один важный сенситивный период, предназначенный для овладения определенным навыком. Так, в полтора годика приоритет отдается развитию мелкой моторики, внимания, изучению видов животных. С трехлетнего возраста добавляются задачи на логику, геометрические фигуры и пространственные представления. А к моменту поступления в школу необходимо тренировать память и логическое мышление, постепенно упорядочивая ранее приобретенные знания. Еще одна изюминка – раннее обучение шахматам, знакомство с которыми начинается в 3,5 года.
Сесиль Лупан – учимся понимать малыша
Автор методики – не ученый и даже не педагог, а, в первую очередь, любящая мама двух дочек, пожелавшая дать им необходимые навыки для познания мира. Испытав систему Глена Домана на своих малышках, Сесиль решила переработать ее, справедливо полагая, что нужно учитывать интересы малыша и проводить развивающие упражнения по волнующим его темам. Если кроха гремит кастрюлями, предоставьте ему возможность поиграть на барабанах. Если малыш тянется к вязаному шарфу, дайте ему тканевые образцы для тактильных экспериментов. В этой программе большое количество игр на совершенствование восприятия, а также множество разделов, посвященных музыке, истории, географии, иностранному языку, чтению и т. д. Есть даже специальные упражнения по плаванию (польза плавания с самого рождения) и верховой езде!
Жан Ледлофф – естественное воспитание
Врач-психотерапевт Жан Ледлофф провела несколько лет с индейцами племени екуана и прониклась их воспитательскими традициями. Эти люди были по-настоящему счастливы, не испытывали негативных эмоций, а их дети плакали очень редко. Вернувшись на родину, Жан отбросила западные представления о воспитании и написала необычную и неоднозначную книгу о естественном развитии «Как вырастить ребенка счастливым». Смысл данного метода в том, чтобы в первые месяцы быть с малышом постоянно, а в дальнейшем – не мешать формированию самостоятельной личности: не контролировать, не опускаться до его уровня, а быть для него образцом поведения.
Николай Зайцев – читать раньше, чем говорить
Знаменитый педагог, автор множества научных разработок создал собственный популярный ныне метод обучения чтению, применяющийся с раннего возраста. Дети поют, веселятся, обучаются строить слова-башенки и паровозики. Судя по отзывам родителей, пользующихся этой методикой, 4-летние малыши начинают читать уже через несколько уроков. В основе методики – специальные кубики, на которых нарисованы не буквы, а слоги. Из них дети и складывают слова. Кубики отличаются друг от друга по размеру, цвету, весу и звучанию (наполнитель издает звонкие или глухие звуки). Играя с подобными блоками, ребенок освоит речевые навыки, получит начальные представления о русском языке и значительно опередит сверстников в развитии.
Никитины – здоровые и умные дети
В основе метода классиков отечественной педагогики Бориса и Елены Никитиных лежат их наблюдения за собственными детьми. Чтобы пробудить в малыше тягу к знаниям, необходимо подготовить развивающую среду – повесить различные таблицы, буквы, географические карты. Для физического воспитания нужны тренажеры, спортивные снаряды и оздоравливающие упражнения (вплоть до купания в ледяной воде и обтирания снегом). Педагогами разработаны интересные развивающие пособия – кубики, головоломки, главной особенностью которых является многофункциональность и возможность достижения цели различными способами. Эта обучающая система, разработанная несколько десятилетий назад, до сих пор актуальна, несмотря на противоречивые отклики и неоднозначные мнения.
Шалва Амонашвили – гуманная педагогика
Доктор психологических наук, профессор Амонашвили разработал собственную педагогическую концепцию на основе гуманного подхода к дошкольникам и школьникам. Главный принцип метода – взрослый должен сотрудничать с ребенком на равных, видеть в нем личность. Эта методика находит все больше и больше сторонников, так как является по-настоящему особенной. Автор предлагает не готовый перечень упражнений для формирования отдельной способности или навыка, а список правил, которыми нужно руководствоваться учителям и родителям. По мнению знаменитого психолога, ребенок добьется лучших результатов, если его не принуждать и не контролировать. Не бывает плохих детей, есть взрослые, которые не умеют общаться с ними.
Доктор Сузуки – воспитание музыкой
Шиничи Сузуки верил, что все дети талантливы и умны от природы, а значит, каждого ребенка с ранних лет можно научить свободно обращаться с музыкальными инструментами. Если с детства окружить малыша прекрасной классической музыкой, он научится любить искусство, получит всестороннее и полноценное образование. Однако цель данной методики – не воспитать великого скрипача или пианиста, а вырастить хорошего, открытого человека. (Читаем: влияние музыки на развитие детей)
Каждый малыш индивидуален, поэтому так сложно оставаться в рамках какой-то одной развивающей методики. Лучший выход – брать из них то, что кажется важным в развитии своих детей. В этом случае вы становитесь педагогом-новатором, который имеет собственную эффективную методику воспитания своего ребенка.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ:
- Методики раннего развития ребенка
- Какие вы родители: 9 ошибок воспитания
Ирина Синицына, психолог, логопед, автор собственной методики воспитания детей:
Источник
В современном мире существует более десятка методов воспитания детей. Их разрабатывают психологи, философы, педиатры и психотерапевты. Многие из них сами родители, и захотели поделиться своим опытом и наблюдениями. Основная цель ― раскрыть личность ребенка, подготовить его к социальной жизни, дать ему базовые навыки, заложить нравственные ценности, развить его интеллектуально и физически. Авторы по-разному подходят к выполнению этих задач. В этом обзоре есть как «классические», проверенные временем методы воспитания детей, так и современные.
Содержание:
- Известные методики развития и воспитания детей:
— Рудольф Штайнер: Вальдорфская школа
— Глен Доман. Ранний этап развития
— Сесиль Лупан. Опыт актрисы и чуткой матери
— Леонид Береславский: для ребенка от 1,5 года - Новые методы воспитания детей;
- Какую методику выбрать;
Известные методики развития и воспитания детей
Этот обзор включает 5 популярных методик по развитию и воспитанию детей. Книги, указанные в строке «литература», позволят ознакомиться с ними подробно. Многие из них рассчитаны на занятия с раннего возраста, охватывают дошкольный период. На этапе формирования личности и интеллектуального развития ребенку требуется помощь родителей. Они должны его направлять, стимулировать к определенным видам занятий, очерчивать границы дозволенного, рамки безопасного и опасного.
Рудольф Штайнер: Вальдорфская школа
Основатель методики ― доктор философии, преподаватель, лектор и родоначальник антропософии. Оно базируется на саморазвитии и духовном познании, благодаря способности мышления. Вальдорфская школа является общеобразовательной. Эту систему применяют в школах и детских садах.
Принципы:
Не нужно пытаться сделать из детей вундеркиндов и требовать слишком много. Ребенка не стоит заставлять что-либо делать, требовать «зубрить». Школа не приветствует раннее интеллектуальное развитие. Ребенок получает знания в подходящем ему темпе. Поэтому младшеклассникам не ставят оценки, а многие уроки не сопровождаются учебниками. До 12 лет, преподаватели активно развивают у учеников эмоциональную память, которая как известно лучше сохраняет информацию. Особенное внимание уделяется развитию фантазии, творческого начала и пониманию себя. Штайнер учитывает типы темпераментов детей, и допускает смешение типов.
Знания и правила поведения дети изучают в форме игры, подражая взрослым. Также, в этом помогают сказки, музыка, танцы и активные игры. Уроки преподаются согласно блоку, который сейчас изучают дети. Поэтому какие-либо азы математики, дети могут получить зрительно в виде танца.
День в школе делится на 3 части: духовный, душевный, креативно-практический. Преподаватели сосредоточены не только на умственном развитии. Они уделяют внимание становлению личностной воли, эмоциональном росте.
Среди выпускников школы есть известные личности: американская актриса Дженнифер Энистон, Сандра Буллок, около десятка спортсменов, лауреат Нобелевской премии Томас Кристиан Зюдхоф, автодизайнер Фердинанд Александр Порше.
Критика:
Неоднократно подвергалась критики, из-за того, что Рудольф Штайнер был оккультистом и мистиком. В основу методики воспитания и обучения детей вошла антропософия ― религиозно-мистическое учение. Хотя, в уставе этих школ, указано, что учение не преподается ни как религия, ни в виде школьного предмета.
Литература: «Принципы Вальдорфской педагогики» Рудольф Штайнер.
Глен Доман. Ранний этап развития
Глен Доман ― врач-физиотерапевт, разработал способы реабилитации детей с поражениями нервной системы и методик для здоровых детей. Методика по воспитанию ребенка от знаменитого педиатра, радикально отличается от педагогики Рудольфа Штайнера. Он убежден, что активно закладывать знания нужно до 7 лет. Мозг в этот период формируется, а способность к восприятию информации и запоминанию максимальна. Чаду это дается легко, без усилий. Излагать нужно словесно и с помощью картинок.
По мнению Глена Домана, интеллектуальные способности можно развивать уже у грудничков. Педиатр заметил связь между физическими упражнениями и умственными. Поэтому, он был против пеленания. Родитель должен проконтролировать, чтобы ничто не ограничивало двигательную активность ребенка. Система упражнений от Домана, помогает малышам начать раньше говорить, научиться читать. Они в ранний период начинают проявлять интерес к окружающему миру, изучать его. У воспитанников этой методики расширенный словарный запас.
Критика:
Такая методика по воспитанию может для ребенка показаться скучной. Все сконцентрировано на интеллектуальном росте. Занятия проходят с использованием специальных карточек с рисунками, и никак иначе. Остальные способы получения знаний остаются в стороне: танец, игры, музыка.
Литература: «Как научить ребенка читать. Ласковая революция» Гленн Доман.
Сесиль Лупан. Опыт актрисы и чуткой матери
Этот эффективный метод воспитания создал не педагог, не детский психолог, а актриса по образованию. Матери двоих детей импонировала методика Глена Домана. Но Вскоре пришла к выводу, что они требуют изменений. В воспитании малышей нужно учитывать его интересы, характер. Она взяла за основу труд Марии Монтессори и Глена Домана, внеся свои поправки. Автор говорит что нужно успокоиться и не гнаться за знаниями. Отложите попытки сделать каждую минуту с ребенком продуктивной. Обращайте внимание, что привлекло его внимание и помогите изучить этот предмет. Если возможно, то дайте его потрогать. Расскажите подробнее об этом предмете или явлении. Это не должно стать монологом. Контактируйте с ребенком. Предложите порассуждать, задавайте вопросы. Это учит анализировать, сравнивать, говорить свое мнение. Автор поделила занятия и упражнения, учитывая возраст детей. Если ребенку нравиться бить по кастрюле, то просто дайте ему игрушечный барабан или позвольте продолжать это делать. Так он изучает звуки, свойство предметов, ритмику. Сесиль Лупан убеждена, что огромное влияние на развитие детей оказывает музыка, чтение, изучение истории и географии, плавание.
Критика:
Женщина не обладала никакими специальными знаниями, а создавала руководство по собственному опыту. Она сама вносила оговорку, что все дети индивидуальны ― это стоит учесть. Главное чувствовать и понимать свое чадо. Многие советы покажутся банальными, но все же, часто простые истины забываются.
Литература: «Практическое руководство «Поверь в свое дитя»» Сесиль Лупан.
Леонид Береславский: для ребенка от 1,5 года
Эта методика должна вступать в силу, после полутора лет. Ее автор философ, создатель более 100 изобретений в области физики, КМС по шахматам. Некоторые знают его не только по книгам для детей и родителей, но и как автора журнала для малышей от 2,5 лет «Волшебник Ум». Береславский верил в силу детского интеллекта и возможности ребенка. Он разделял взросление детей на этапы, каждый из которых характеризуется обретением новых способностей. Автор интересно преподносит задания и упражнения на логику. Они учат концентрации внимания, способности размышлять и рассуждать.
- В 1,5 года малыш уже готов к развитию мелкой моторики. Она, как известно, влияет на артикуляционный аппарат. Такие дети хорошо разговаривают в раннем возрасте. Прибавьте к этому знакомство с животными.
- В 3 года, приступите к изучению геометрических фигур. Чадо уже способно решать задачи на логику.
- Еще через год, малыш может начать играть в шахматы. Если взрослым кажется это невозможным, то автор посвятил этому книгу «Шахматы для малышей (с 4 лет)». Нужно просто оттолкнуться от стереотипа, что ребенок слишком мал для такой игры. Его умственные способности куда больше, чем кажется. Нужно только помочь их раскрыть.
Критика:
Некоторые родители считают, что интеллектуальные нагрузки в раннем возрасте негативно отражаются на психике ребенка и его состоянии. Он будет менее активным физически. Если детям не интересно сидеть за тетрадями и книгами, то стоит ли заставлять это делать изо дня в день? У детей разный тип темперамента, поэтому кому-то хочется бегать наперегонки, строить замки из песка, лазить по деревьям, вместо игры в шахматы.
Литература Леонида Береславского: «Логика», «Интеллектуальная мастерская», «Запоминайки», «Современные игровые методики развития интеллекта».
Секреты воспитания детей от Масару Ибука
Масару Ибука ― инженер и предприниматель из Японии, один из основателей корпорации Sony. Он прославился не только в сфере технологий, но и как автор книг для родителей. По его наблюдениям у ребенка активно развивается мозг до трех лет. Поэтому родители должны особенно ответственно подойти к этому периоду. Нужно стимулировать и направлять малыша. Главное, не переборщить. Если давать слишком много информации, то восприятие ребенка «блокируется». Поделите базу знаний на «порции». Автор методики рекомендует знакомить с мировыми шедеврами искусства уже с раннего возраста. Это станет альтернативой игрушкам, детским пособиям. Уделите внимание изучению иностранных языков, в возрасте от 2-3 лет детский язык более податлив. Приобщайте ребенка к музыке. Музыкальное обучение благоприятно отражается на характере. Предприниматель посвятил много времени изучению и наблюдению за детьми. Так, он выяснил, что генетика играет не главную роль в становлении личности. Многое зависит от окружения человека. Близнецы выросшие в разных семьях, разительно отличались. Генетика не определяет человека.
Автор не зацикливается только на умственных способностях ребенка. Физическая активность тоже важна, поэтому стимулируйте чадо играть в подвижные игры. Воспитывайте спортивные интересы: катание на велосипеде, плавание, бег, ролики. Важную роль играет режим дня. Также, следует ограничить количество игрушек. Их изобилие рассеивает внимание малыша и не дает сконцентрироваться на одном предмете.
Критика:
Создатель методики воспитания, разрешает телесные наказания детей. Допустимы только шлепки до 2 лет. Если делать это и после двухлетия малыша, то это может нанести психологическую травму. Ребенок начинает ощущать свое «Я», появляется чувство собственного достоинства.
Литература: Масару Ибука «Моя теория развития младенцев. Так мы растём», «После трёх уже поздно», также есть эта книга адресованная специально для отцов.
Новые методы воспитания детей
Время идет и все меняется: общество, образ жизни. Это накладывает отпечаток и на детей. Родители начали понимать, что прошлые взгляды устарели ― требуются современные методы воспитания детей. Одним из них стал психиатр Дэвид Эберхард. Он написал книгу «Дети у власти». Отец 8 детей заметил, что основной проблемой сегодня, является мягкость родителей по отношению к детям и вседозволенность. Взрослые теряют авторитет в глазах ребенка. Он вырастает инфантильным, несамостоятельным, при этом имеет массу требований к окружающим. В будущем из-за этого он столкнется с рядом проблем. Дэвид Эберхард считает, что либеральные отношения отцов и детей ни к чему хорошему не приведут. Родители должны быть более решительными и жесткими (не путать с жестокими). Чаще говорите с ребенком, но помните, вы прежде всего, должны оставаться для него родителем, а не становится другом. Больше общайтесь с ребенком, благодаря вашему жизненному опыту, он получает знания. Именно ваш багаж знаний, дает привилегию устанавливать правила. Будьте честны с ребенком. Здесь автор подразумевает критику и замечания. Дети не фарфоровые куклы ― чрезмерная опека и попытка оградить от суровой жизни, может сыграть злую шутку. Ребенок не будет готов существовать в реальном мире. Методику психиатра уже оценили в Европе, а в России многие родители могут узнать в ней себя. Автор рассуждает, что на Западе супруги бояться критиковать детей, ведь это может нанести психологическую травму. Он приводит пример: девочка-подросток ест много шоколада, но мама и папа молчат. Они не скажут «Прекрати, иначе растолстеешь», потому что опасаются, тинейджер воспримет это близко к сердцу и станет голодать.
Не нужно гиперопеки
Эберхард предлагает отказаться от гиперопеки. Предоставьте ребенку больше свободы и прав на самостоятельную жизнь. Например, с 6 лет он может сам ходить в школу. Даже если вы проживаете в городе с интенсивным дорожным движением. Ребенок вполне способен с этим справиться. Парадокс современных родителей в том, что они провожают детей в школу, бояться отпускать одних. Но при этом, спрашивают у ребенка мнение, советуются, как со взрослым. Получается, в одном вопросе чадо еще малыш, а в другом ― он «созрел» для семейных обсуждений. Либеральная система воспитания ― красива, но это сладкий обман, который не готовит ребенка к правдам жизни. Эти элементы педагогики схожи с новым течением. Сегодня все чаще говорят про популярный метод «свободного воспитания». Это когда ребенку предоставляют больше свободы.
Минимум запретов
По мнению приверженцев методики, так чадо сможет принимать решения самостоятельно. Он быстрее обретет жизненный опыт, при этом не с чужих рассказов, а на личном примере. Он будет более сообразительным, самостоятельным, научится делать правильный выбор исходя из собственных наблюдений. «Свободное воспитание» неоднократно критиковалось. Одно дело, позволить ребенку пробежаться по луже с грязью. Если шлепнется, будет понимать отчего это произошло и что предупреждения родителя были оправданы. Но другое, кидаться песком в других детей. Это не должно игнорироваться старшими. У методики еще нет четко сформулированной трактовки. Поэтому, некоторые могут неправильно трактовать ее посыл. Современные методики воспитания детей имеют один весомый недостаток ― они не проверены временем. Поэтому сложно предсказать, как они отразятся в будущем на ребенка. Повлияют ли они на его личность.
Какую методику выбрать
Семья должна выбрать тот путь воспитания, который действительно вам подходит. Учитывайте уклад семьи, культуру и ценности, как вы взаимодействуете друг с другом. Лучшей методикой воспитания ваших детей будет та, в которой нет спорных моментов. Если не уверены в правоте автора, то обсудите это с членами семьи. Узнайте их мнение на этот счет. Подумайте, будет ли оправдано вносить коррективы в методику. Можете посоветоваться с друзьями, но учитывайте, что они не так хорошо знают про характер общения в вашей семье, ценности и культуру дома. Возможно, вы создадите лучшую методику воспитания для своих детей, как это сделала Сесиль Лупан. Не нужно себя принуждать идти по пути какого-то автора, только потому, что так рекомендуют знакомые. Методика воспитания и обучения детей, должна отражать ваш взгляд на педагогику. Ничего хорошего не получится, если вы сами в нее не верите.
Также, семья может придерживаться определенного стиля воспитания детей.
Источник