Методика триз для развития ребенка

Методика триз для развития ребенка thumbnail

Вырастить ребенка, умеющего мыслить логично и гибко, находить неординарные решения, анализировать проблему всесторонне, подготовленного к трудностям, хотели бы все родители. Ведь это значит, что маленький человек будет приспособлен жить в меняющихся условиях. Помочь в этом может система ТРИЗ, адаптированная для дошкольников. Что это за методика, в чем ее суть?

Что такое ТРИЗ?

Теория решения изобретательских задач, или ТРИЗ, была разработана в конце прошлого века Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Но он был не педагогом, а изобретателем и разрабатывал методику для эффективного решения технических проблем. Многие годы эта технология успешно применялась для работы со школьниками на станциях юных техников. Она позволяла развивать у юных изобретателей творческие качества мышления: гибкость, системность, диапазон, оригинальность, творческое воображение, смекалку. Все это давало им возможность изобретать осознанно, целенаправленно, логически, используя весь предшествующий опыт, собранный в виде единого алгоритма.

На базе технологии ТРИЗ были разработаны и с успехом используются в детских садах педагогические методики для развития у дошкольников мышления: творческого, диалектного, абстрактного.

Основная идея этого метода в том, что законы развития технических систем можно познавать и использовать для решения изобретательских задач сознательно и логически, избегая множества проб и ошибок.

Цель работы по этой системе – стимулировать познавательную, творческую и речевую активность, научить маленького человека мыслить системно, понимая суть происходящих процессов, их единство и противоречия, самостоятельно видеть вопрос и уметь находить решение.

Основные принципы методики ТРИЗ

Внедрение системы ТРИЗ в дошкольные учреждения основано на соблюдении нескольких важных принципов:

  • Принцип свободы выбора. Он должен соблюдаться в любом действии – обучающем или управляющем.
  • Принцип деятельности. Любое творческое задание должно основываться на практической деятельности.
  • Принцип открытости. Ребенку нужно предлагать задачи, не имеющие единственно верного решения, подразумевающие вариативность.
  • Принцип идеальности. Творческие задания по этой методике не требуют специального сложного оборудования, могут быть использованы на любых занятиях, максимально задействуя интересы, возможности и знания дошкольников.
  • Принцип обратной связи. У педагога есть возможность постоянного контроля за освоением малышами мыслительных операций, поскольку задания выстраиваются последовательно, в новых используются элементы предшествующих.

Основополагающим же является принцип природосообразности в обучении. То есть необходимо отталкиваться от природы ребенка: его возраста, способностей, закономерности его развития в окружающей реальности. Здесь не обойтись без индивидуального подхода к ребенку. А отказ от уравнивания всех малышей «под одну гребенку» как раз и позволяет каждому дошкольнику максимально раскрыть свои склонности и развить нужные способности.

Разные способы работы

Арсенал технологии ТРИЗ содержит множество разнообразных методов, которые педагоги с успехом используют в работе с дошкольниками.

  • Метод мозгового штурма. Участники обсуждения проблемы должны высказать максимальное число вариантов ее решения, вплоть до самых фантастичных и парадоксальных. Из этих вариантов затем и выбирают оптимальный. Конечно, решаемые задачи должны соответствовать возрасту дошкольников (например, как можно потушить пожар в доме, если нет воды). При мозговом штурме развиваются способности слышать друг друга в конструктивном споре, не бояться критики, отстаивать свою точку зрения, лояльно относиться к другим мнениям, анализировать, понимать, что не бывает безвыходных ситуаций.
  • Метод каталога. Хорош для развития речи ребенка, учит его основам творческого рассказывания. Суть метода в том, что дошкольники ищут ответ на вопрос педагога, произвольно указывая на любое место книжной страницы. Полученные слова, не связанные между собой, нужно соединить в последовательную историю. Главное здесь для педагога – грамотно подобрать вопросы и задавать их в правильной последовательности.
  • Метод фокальных объектов. Развивает фантазию, речь, воображение ребенка, умение управлять мышлением. Суть метода в том, чтобы «примерять» свойства одних объектов на другие (внешне они должны быть не связаны между собой). Дети учатся устанавливать ассоциативные и причинно-следственные связи между случайными объектами. Дошкольникам предлагают несколько разнородных объектов, они должны назвать их основные свойства, а затем нужно придумать, как перенести их на задуманный объект.

Кроме того, существуют методы системного и морфологического анализа, типового фантазирования, мышления по аналогии, метод Робинзона и множество других. Каждый из них решает свои задачи. Но общий девиз методов работы в ТРИЗ – любознательность и творчество во всех проявлениях.

Использование ТРИЗ в дошкольной педагогике

Сегодня методика ТРИЗ довольно популярна в детских садах. На просторах интернета можно найти множество педагогических презентаций на тему использования ТРИЗ в работе с дошкольниками. ТРИЗ-педагогика как направление была сформирована в 80-х годах прошлого века. Основатель теории Г.С. Альтшуллер рекомендовал начинать такие занятия с детьми примерно 5-летнего возраста (однако сегодня есть успешные примеры работы даже с детками 2–3 лет).

В отличие от других методик, ТРИЗ подготавливает ребенка к решению самых сложных жизненных задач, используя мировой опыт в области изобретательства, переработанный для детского восприятия.

В ТРИЗ-педагогике существуют курсы для разных возрастов (от малышей до студентов). Дошкольникам, к примеру, предлагаются задания по изобретению новых игрушек, подвижных игр, загадок и т. д.

Основное средство в работе с дошкольниками – педагогический поиск. При этом педагог не дает малышам готовые решения и знания, а учит их находить эти решения самостоятельно. Ему необходимо самому иметь те качества, которые он старается прививать детям, показывать им пример, быть универсальной творческой личностью.

Программа обучения дошкольников состоит из нескольких последовательных этапов:

  1. Поиск сути. Малыши учатся использовать предметы многофункционально.
  2. Выявление противоречий в предмете или явлении (в нем всегда что-то хорошо, а что-то плохо).
  3. Разрешение противоречий (к примеру, как перенести воду решетом?).
  4. Изобретательство. Дети учатся искать и находить собственный вариант решения проблемы. Они фантазируют, соображают, придумывают новые объекты.
  5. Решение сказочных задач, сочинение новых сказок. Здесь возможны самые разные виды творческой деятельности: игры, рисование, конструирование, лепка.
  6. Поиск выхода. С помощью полученных знаний, интуиции, применяя оригинальные способы решения, дошкольник учится искать и находить выход из сложной ситуации, он старается рассчитывать свои силы и способности для решения поставленной задачи.

Что дает методика дошкольнику?

Прежде всего, она стимулирует разностороннее мышление, подстегивает познавательную активность, способствует успешной социализации в детском коллективе, развитию речевых навыков.

Читайте также:  С какого возраста нужно заниматься развитием ребенка

Кроме этого, ТРИЗ для дошкольников полезен тем, что:

  • снимает страх перед неизвестным;
  • снимает психологические барьеры;
  • учит мыслить широко, системно, нестандартно;
  • развивает нравственно (учит радоваться чужим успехам, помогать другим в затруднительной ситуации, ценить чужое мнение);
  • учит находить свои решения, а не повторять за педагогом;
  • создает для каждого малыша ситуацию успеха;
  • позволяет ребенку вырасти «генератором идей», стать успешным в жизни.

Все эти глобальные навыки развиваются благодаря тому, что ребенок во время таких занятий учится:

  • вычленять закономерности;
  • видеть скрытые пути решения, рассматривая все характеристики объектов или явлений;
  • находить причинно-следственные связи;
  • мыслить логически даже при отсутствии конкретных тематических знаний;
  • оперировать аналогиями и противоречиями;
  • классифицировать;
  • выдвигать и опытным путем доказывать гипотезы;
  • находить главное во множестве;
  • задавать правильные вопросы для поиска сути.

Играем по системе ТРИЗ дома

На самом деле занятий, стимулирующих любознательность ребенка и его желание творить, можно придумать множество. Пусть это не будет выстроенная система, как в детском саду, но регулярные игры будут интересны ребенку, а значит, помогут развивать его в нужном направлении. Играть можно в настольные или ролевые игры, рисовать, рассматривать карточки развивающих пособий, читать, гулять. Главное, чтобы при этом постоянно возникали нестандартные ситуации, требующие осмысления и разрешения, а взрослый задавал правильные вопросы.

Например, рассматривая картинки с геометрическими фигурами, можно спросить ребенка: а чего на свете больше: четырехугольников или квадратов? Играя в семью, задать вопрос: а кого в мире больше: женщин или мам?

Тризовские задачки можно ставить перед малышом на прогулке: почему сейчас идет снег? Почему тают сосульки? Для чего дереву почки? Какого цвета лужа? Для чего дому крыша, дверь? В поисках ответа ребенок начинает размышлять, рассуждать. А это и было целью.

Заставить ребенка мыслить и фантазировать помогают ассоциативные игры. Например, малышу предлагают перевоплотиться в какое-то животное. При этом он должен изображать его манеру движения, повадки, голос, характерные действия (как ведет себя хищник или травоядное, сухопутное или морское животное).

Предложите чаду и общаться с вами, не выходя из образа (я – заяц, мышь, волк, сокол и т. д.), выражать свои желания и чувства только теми способами, которые доступны заданному животному (мурлыкать, фыркать, кудахтать, тереться, шипеть). Поиграйте вдвоем – выберите каждый для себя по образу и пообщайтесь в них. Животные могут быть как одинаковыми (мама кошка и котенок) так и разными (собака и лиса).

На прогулке или дома с ребенком сравнивают одни предметы с другими. Сначала мама покажет пример, но вскоре малыш с удовольствием подключится (одуванчик желтенький, как солнышко; твои ручки после прогулки грязные, как тарелки после еды; кот серый, как небо осенью).

Можно просто играть в ассоциации: мама называет слово, ребенок выдает ассоциацию (кот – мышь, арбуз – сладкий, лето – гулять). Со временем задачу можно усложнить: ассоциация придумывается цепочкой: мама подбирает слово к ответу ребенка, затем он продолжает цепочку (солнце – круглое – колесо – ехать – машина…). Такие игры очень нравятся детям в дошкольном возрасте, поскольку иногда ответы получаются довольно забавными. А это уже положительные эмоции, что тоже – огромный стимул.

В старшем дошкольном возрасте дети уже смогут строить логические словесные цепочки. Например, ребенку дают 2 слова (кот и мышь). Он выстраивает последовательность: кот – поле – охота – прыжок – мышь.

Во время чтения

При чтении детских произведений всегда можно придумать массу вопросов, которые заставят маленький мозг генерировать многозначные выводы. Главное, задавая ситуацию, объяснить ребенку, что одного правильного ответа не бывает. Нужно найти несколько разных, и из них выбирать тот, у которого больше плюсов, чем минусов.

Например:

Лиса унесла петушка. Что он может сделать сам, чтобы освободиться, а не ждать помощи от кота? Варианты ответов могут быть самыми неожиданными (клюнуть, громко закричать, чтобы у лисы голова заболела, отвлечь: смотри, заяц; испугать рассказом, как одна лиса ела петуха и подавилась косточкой…).

Такие ситуации можно «вытянуть» практически из любой сказки:

Как Иванушке утолить жажду, чтобы не пить из лужи?

Как мухе вырваться из лап старичка-паучка?

У Золушки нет доброй волшебницы. Что она может сделать, чтобы попасть на бал?

Как колобку уйти от лисы?

Как заставить крокодила вернуть краденое солнце, не применяя к нему силу?

Как бременским музыкантам прогнать из дома разбойников?..

Итак, применение системы ТРИЗ возможно как в дошкольном учреждении, так и дома. Оно поможет вырастить практически универсальную личность, готовую к любым сложным ситуациям. Главное при этом, чтобы педагоги или родители создавали для тризовских занятий правильные ситуации и задавали правильные вопросы.

Источник

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Дворец творчества детей и молодежи

имени Добробабиной А.П. города Белово»

Применение методов и приемов ТРИЗ

 на занятиях в детских творческих объединениях

(методическая  разработка)

Исполнитель:

Иванова Ирина Юрьевна,

                     методист,

педагог дополнительного образования.

Белово 2013

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………3

2. Технология ТРИЗ — технология развития творчества…………………………5

3. Методы  ТРИЗ, их характеристика………………………………………….8

4. Этапы работы по использованию элементов ТРИЗ на занятиях в детских творческих объединениях…………………………………………………….18  

6. Список литературы…………………………………………………………23

Введение

Современное общество предъявляет к человеку всё более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он обладает; уметь преобразовать деятельность таким образом, чтобы сделать её как можно более эффективной.

Сегодня актуальна проблема формирования творчески активной личности, способной самостоятельно делать выбор, ставить и реализовывать цели, выходящие за рамки, предписанные стандартными требованиями, анализировать свою деятельность. Творческая личность готова не только к постоянным изменениям, но и к принятию этих изменений как возможности получения удовлетворения потребности в решении творческих задач.

Актуальностью данной методической разработки является учет и введение в обиход системы образования специальных развивающих средств, так как уровень развития творческих способностей зависит от содержания и методов обучения.

Читайте также:  Развития положительного отношения ребенка к окружающим людям

Объектом исследования являются творческие способности и особенности процесса их развития у детей  на современном этапе обучения.

Предметом исследования являются методы и приёмы, влияющие на развитие творческих способностей обучающихся в результате применения ТРИЗ-технологии в условиях дополнительного образования

Цель методической разработки  — выявить методы и приемы  технологии ТРИЗ,  эффективно влияющие на развитие творческих способностей обучающихся в детских  объединениях.

Цель работы определила следующие задачи:

3. Выявить основные элементы, обеспечивающие построение эффективного обучения и развития творческой личности.

Гипотеза: в условиях современного образования творческий потенциал обучающегося  имеет хорошие задатки для своего развития, но при построении современной системы образования факторов для эффективного развития данных задатков не достаточно. Построение же и внедрение ТРИЗ технологий, дает возможность сформировать гармонично развитую личность, с высоким уровнем творческого потенциала.

ТРИЗ-педагогика ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности. Ее отличие от известных средств проблемного обучения —   в использовании мирового опыта, накопленного в области создания методов решения изобретательских задач.

ТРИЗ — теория решения изобретательских задач — была разработана бакинским учёным, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Главная идея его теории — технические решения возникают и развиваются не стихийно, а по определённым законам, которые можно познать и использовать для сознательного решения изобретательских задач без множества пустых проб. ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точную науку, т.к. решение изобретательских задач вместо поисков впустую строится на системе логических операций. Неразумно и расточительно ждать «творческих озарений», когда можно пользоваться системным инструментом, способным мыслить в нужном направлении и выполнять большую часть рутинной и малоинтересной работы.

В последнее время по проблемам образования все чаще встречается термин «инновационное образование», под которым понимается обучение в режиме интерактивных технологий. Именно ТРИЗ-педагогика позволяет организовать такое обучение, она представляет собой подлинно инновационное образование. Оказывается, что ТРИЗ может использоваться в работе с детьми и даёт поразительные результаты в плане развития воображения, фантазии, творчества детей.

Детский возраст — период бурной деятельности воображения и важный период для развития этого ценного качества. Воображение — одно из важнейших качеств творческой личности. Потребность ребенка проявлять себя в творчестве велика. Это выражается в желании создать что-нибудь в рисунке, музыке, игре, труде.

Возраст

Место жительства

Средство передвижения

Стиль одежды

Характер

Ребёнок

Дворец

Конь

Спортивный костюм

Добрый

Подросток

Многоэтажный дом

Автомобиль

Праздничный наряд

Вредный

Юноша

Лес

Ролики

Строгий костюм

Нытик

Старик

Детский сад

Лыжи

Шорты и майка

Весельчак

и т.д.

и т.д.

и т.д.

и т.д.

и т.д.

Чем больше критериев выбрано, тем более подробно будет описан новый образ. В их число можно внести привычки героя, хобби, особенности общения, особенности частей тела, цвет волос, глаз и т.д. Характеристик по каждому из критериев также может быть сколь угодно много.

Произвольно выберем из каждого столбца по одной характеристике и соединим воедино. Могут получиться очень интересные образы. Например, Иван-царевич — вредный подросток, одетый в праздничный наряд, проживающий в детском саду и передвигающийся на лыжах. Или старик-весельчак в спортивном костюме, живущий в лесу и передвигающийся на роликах. Сразу хочется придумать историю о таком герое. Сколько простора для детского воображения!

Аналогично можно работать и с рукотворными предметами: придумать новый фасон платья, марку автомобиля, спроектировать дворец, разработать новую модель часов и т.д.

Используя морфологическую таблицу, можно, комбинируя героев, места событий и сюжеты знакомых сказок, сочинять новые волшебные истории. При этом необходимо сразу определить, кто будет злым, а кто — добрым героем, с каким злом будут бороться герои, какие волшебные силы будут помогать, какие — мешать и т.д.

4. Метод фокальных объектов (МФО).  Суть метода заключается в том, что к определённому объекту «примеряются» свойства и характеристики других, ни чем с ним не связанных объектов. Сочетания свойств оказываются иногда очень неожиданными, но именно это и вызывает интерес.

Это усовершенствованный метод каталога. Он позволяет найти идеи новых, оригинальных товаров широкого ассортимента: различных сувениров, игр, реклам. Хорошо зарекомендовал себя как способ снятия психологической инерции у взрослых и детей.

Цель МФО — установление ассоциативных с различными случайными объектами.

Изначально нужно выбрать объект, с образом которого будем работать. Можно до поры хранить его в тайне от детей. Затем детям предлагается назвать три любых объекта. Хорошо, если один из них будет представителем природного мира, второй — рукотворного, третий — вообще нематериальное понятие. Но это условие необязательно. Затем дети называют как можно больше свойств и качеств названных объектов. Названные свойства и качества приписываются к изначально выбранному объекту, дети объясняют, как это может выглядеть и при каких условиях такое бывает.

Детям предлагаются два-три слова и быстро выделяются свойства каждого из названных предметов или явлений.

Например:  

стол

метеорит

круглый

искрящийся

кухонный

горячий

пластмассовый

стремительный

Затем дается новое слово, к которому применяются уже названные свойства.

Например, машина:

стремительная — быстро едет;

горячая — везет горячий хлеб;

искрящаяся — летающая тарелка;

кухонная — с которой продают готовый завтрак, обед, ужин и т.д.

Придуманные детьми идеи также отражаются в рисовании, лепке, аппликации.

Метод фокальных объектов направлен на развитие у детей творческого воображения, фантазии, формирование умения находить причинно-следственные связи между разными объектами окружающего мира, на первый взгляд, ничем не связанные друг с другом.

5. Данетка.

Этот метод дает возможность научить детей находить существенный признак в предмете, классифицировать предметы и явления по общим признакам, слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли. Правила игры: загадывается объект животного или рукотворного мира, дети задают вопросы об этом объекте. На вопросы можно отвечать только «да» или «нет». Педагог обращает внимание детей на то, что первые вопросы должны быть наиболее общие, объединяющие сразу несколько признаков. Как правило, первый вопрос: — это живое? В зависимости от ответа перебираются общие категории предметов и явлений. Например, если загаданный объект из живого мира, то следующие вопросы должны отражать категории живого мира: это человек? Это животное? Это птица? Это рыба? и т.п. Когда общая категория установлена, задаются более конкретные вопросы о составляющих характеристиках этой категории. Например, если выбранный объект является животным, то спросить можно домашнее ли это животное? Хищное? Травоядное? и т.д. Далее следуют вопросы, основанные на догадках, до тех пор, пока объект не будет угадан.

Читайте также:  Онтогенез развития ребенка по возрасту

6. Метод Робинзона.

 Этот метод формирует умение находить применение казалось бы совсем ненужному предмету. Педагог предлагает детям представить себя на пустынном острове, где есть только… (возможные варианты: скакалки, битые лампочки, жвачки, пустые консервные банки и т.д.). Необходимо выжить на этом острове, используя только этот предмет. (Представьте, что на острове есть только много жвачек. Как, используя только их, выжить в течение многих лет? Ведь нужно и жилье, и одежда, и пища.) Дети придумывают варианты одежды из оберток и фантиков, строят дома из жвачек и т.д.

а) уменьшение — увеличение объекта (выросла репка маленькая-премаленькая. Продолжи сказку);

б) наоборот (добрый Волк и злая Красная Шапочка);

в) дробление — объединение (придумывание новой игрушки из частей старых игрушек или невероятного живого, отдельные части которого представляют собой части других животных);

г) оператор времени (замедление — ускорение времени: нарисуй себя через много лет, нарисуй своего будущего ребенка или какой была твоя мама в детстве);

д) динамика — статика (оживление неживых объектов и наоборот: Буратино — живое дерево; Снегурочка — живой снег; Колобок — живое тесто и т.д.). Дети сами могут выбрать объект, а затем оживить его, придумать название.

8. Системный оператор

Мир системен. Любой объект можно рассматривать как единое целое (систему), можно мысленно поделить его на части, каждую часть можно поделить на ещё более мелкие части. Все системы существуют во времени. Они сталкиваются, взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга. Одной из важнейших задач обучения является задача закрепления и систематизации полученных знаний. В теории формирования сильного мышления (одно из направлений ТРИЗ) есть такое понятие: системный оператор. Работа с системным оператором предполагает формирование у ребёнка умение анализировать и описывать систему связей любого объекта материального мира: его назначение, динамику развития в определённый отрезок времени, признаки и строение и др.Каждый объект материального мира имеет своё прошлое, настоящее и будущее. Кроме того, каждый объект имеет свой набор свойств и качеств, которые могут изменяться с течением времени. Если рассматривать объект материального мира, как систему, состоящую из определённых составляющих, имеющих определённые свойства и качества, то данный объект, в свою очередь, будет являться частью другой системы, более широкой по своему строению. Так, например,пылесос — это система, состоящая и таких частей, как корпус, шланг, щётка и т.д. В свою очередь, пылесос является частью системы бытовая техника. Если учесть, что каждый объект материального мира имеет прошлое, настоящее и будущее, то его рассматривание и анализ можно представить при помощи таблицы,

Н/С

Н/С

Н/С

С

С

С

П/С

П/С

П/С

прошлое

настоящее

будущее

где С — система, т.е. объект, который находится в центре рассмотрения; Н/С — надсистема, ближайшее окружение объекта, система, частью которой является объект; П/С — подсистема, структурная единица системы, части, из которых состоит сам объект.

Таким образом, рассматривая объект, дети определяют, из каких частей он состоит, его видовую принадлежность (транспорт, игрушка, одежда, строение и т.д.). Кроме того, дети выясняют историю возникновения данного объекта, какой предмет выполнял его функции до его появления, этот предмет аналогично анализируется. Далее детям предоставляется возможность представить себе, каким станет объект в будущем: его функции, внешний вид, как он будет называться и т.п. Информация заносится в таблицу.

Целесообразно предложить детям закрепить полученные результаты схематично или в рисунке (особенно будущее объекта).

В случае, когда объектом, т.е. системой, является пылесос, данная таблица может выглядеть следующим образом

домашняя утварь

бытовая техника

бытовая техника

веник

пылесос

скоростной аппарат по уборке помещений

прутья и верёвка, скрепляющая и удерживающая прутья вместе

корпус, шланг, щётка, колёсики, шнур с вилкой, кнопка для включения

составляющие пылесоса в будущее полностьюзависят от фантазии и воображения детей

прошлое

настоящее

будущее

Таким образом, дети учатся производить системные раскладки, анализировать и описывать систему связей между объектами окружающей действительности, строить разного рода классификации по выделенному признаку.

Технология ТРИЗ пользуется ещё многими методами и приёмами (агглютинация, гиперболизация, акцентирование, синектика и др.), успешно применяемыми в обучении детей. Она позволяет развивать воображение, фантазию детей, позволяет преподносить знания в увлекательной и интересной для них форме, обеспечивает их прочное усвоение и систематизацию, стимулирует развитие мышления обучающегося, проявление творчества как детьми, так и педагогами. ТРИЗ работает на принципах педагогики сотрудничества, ставит детей и педагогов в позицию партнёров, стимулирует создание ситуации успеха для детей, тем самым, поддерживая их веру в свои силы и возможности, интерес к познанию окружающего мира.

Список литературы

1.Альтшуллер, Г.С., Верткин, И.М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. [Текст]  Г.С.Альтшуллер,  И.М.Верткин— Минск: «Беларусь», 1994.

2.Березина ,В.Г., Викентьев, И.Л., Модестов, С.Ю. Детство творческой личности: Встреча с чудом. Наставники. Достойная цель. [Текст] В.Г.Березина, И.Л.Викентьев, С.Ю.Модестов — Санкт-Петербург: Изд. Буковского, 1995.

3. Викентьев, И.Л., Кайков, И.К. Лестница идей: Основы ТРИЗ в примерах и задачах. [Текст] И.Л.Викентьев, И.К.Кайков,— Новосибирск, 1992.

4. Гин, А.А. Задачки-сказки от кота Потряскина. [Текст] А.А.Гин — М.: «Вита-Пресс», 2002.

5. Гин, С.И. Мир фантазии: Методическое пособие для учителей 2-3 классов. [Текст] А.А.Гин — М.: «Вита-Пресс», 2002.

6. Гин, С.И. Мир логики: Методическое пособие для учителей 3-4 классов. [Текст] А.А.Гин — М.: «Вита-Пресс», 2001.

7. Клеймихина, Т.В., Крейнина, С.А. От Незнайки до…. [Текст] Т.В.Клеймихина, С.А.Крейникова— Санкт-Петербург: «Акцидент», 1996.

8. Мурашковская, И.Н., Валюмс, Н.П. Картинка без запинки: Методика рассказа по картинке. [Текст] И.Н.Мурашковская, Н.П.Валюмс— Санкт-Петербург: ТОО «ТРИЗ-ШАНС», 1995.

9. Нестеренко, А.А. Страна загадок. [Текст] А.А.Нестеренко— Ростовский университет, 1993.

10. Трифонов, Д.Н. Сборник задач из НФЛ: 43 задачи для развития воображения. [Текст] Д.Н.Трифонов— Санкт-Петербург: ТОО «ТРИЗ-ШАНС», 1995.

11. Чернихович, Е. Винни-Пух решает вслух: Картотека сказочных задач. [Текст] Е.Чернихович— Гомель: «Сож», 1995.

12. Шустерман, З.Г. «Новые приключения Колобка».[Текст] З.Г.Шустерман — М.: «Педагогика-Пресс», 1993.

Источник