Методика развития связной речи ребенка

Елена Новоселова
Методика развития связной речи у детей дошкольного возраста

Доклад на тему:

«Развитие связной речи у

Дошкольников»

Подготовила воспитатель:

Мартынова Елена Николаевна

Балашиха

2018 г.

Развитие связной речи у дошкольников

Федеральный государственный стандарт к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования раскрывает новые направления в организации речевого развития детей дошкольного возраста. Значение связной речи в жизни дошкольника очень велико. Во-первых, от уровня развития связной речи зависит успеваемость будущего ученика. Во-вторых, без умения четко формулировать свои мысли, образно и логично рассуждать невозможно полноценное общение, творчество, самопознание и саморазвитие личности.

Связная речь — это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.

Основная функция связной речи — коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах— диалоге и монологе.

В лингвистической и психологической литературе диалогическая и монологическая речь рассматриваются в плане их противопоставления. Они отличаются по своей коммуникативной направленности, лингвистической и психологической природе.

Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога. Речь в нем может быть неполной, сокращенной, иногда фрагментарной.

Для диалога характерны: разговорная лексика и фразеология; краткость, недоговоренность, обрывистость; простые и сложные бессоюзные предложения; кратковременное предварительное обдумывание. Связность диалога обеспечивается двумя собеседниками. Диалогическая речь отличается непроизвольностью, реактивностью. Очень важно отметить, что для диалога типично использование шаблонов и клише, речевых стереотипов, устойчивых формул общения, привычных, часто употребляемых и как бы прикрепленных к определенным бытовым положениям и темам разговора. Речевые клише облегчают ведение

Монологическая речь — связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. Она имеет несравненно более сложное строение, выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям. Поэтому высказывание содержит более полную формулировку информации, оно более развёрнуто. В монологе необходимы внутренняя подготовка, более длительное предварительное обдумывание высказывания, сосредоточение мысли на главном. Здесь тоже важны неречевые средства (жесты, мимика, интонация, умение говорить эмоционально, живо, выразительно, но они занимают подчиненное место.Для монолога характерны: литературная лексика; развернутость высказывания, законченность, логическая завершенность; синтаксическая оформленность (развернутая система связующих элементов); связность монолога обеспечивается одним говорящим.

Эти две формы речи отличаются и мотивами.

-Монологическая речь стимулируется внутренними мотивами, и ее содержание и языковые средства выбирает сам говорящий.

— Диалогическая речь стимулируется не только внутренними, но и внешними мотивами (ситуация, в которой происходит диалог, реплики собеседника).

Следовательно, монологическая речь является более сложным, произвольным, более организованным видом речи и поэтому требует специального речевого воспитания (Л. В. Щерба, А. А. Леонтьев).

Несмотря на существенные различия, диалог и монолог взаимосвязаны друг с другом. В процессе общения монологическая речь органически вплетается в диалогическую, а монолог может приобретать диалогические свойства. Часто общение протекает в форме диалога с монологическими вставками, когда наряду с короткими репликами употребляются более развернутые высказывания, состоящие из нескольких предложений и содержащие различную информацию (сообщение, дополнение или уточнение сказанного).

Взаимосвязь диалогической и монологической речи особенно важно учитывать в методике обучения детей. Очевидно, что навыки и умения диалогической речи являются основой овладения монологом. В ходе обучения диалогической речи создаются предпосылки для овладения повествованием, описанием. Этому помогает и связность диалога: последовательность реплик, обусловленная темой разговора, логико-смысловая связь отдельных высказываний между собой. В раннем детстве формирование диалогической речи предшествует становлению монологической, а в дальнейшем работа по развитию этих двух форм речи протекает параллельно.

Связная речь может быть ситуативной и контекстной.

Ситуативная речь связана с конкретной наглядной ситуацией и не отражает полностью содержания мысли в речевых формах. Она понятна только при учете той ситуации, о которой рассказывается. Говорящий широко использует жесты, мимику, указательные местоимения.

В контекстной речи в отличие от ситуативной ее содержание понятно из самого контекста. Сложность контекстной речи состоит в том, что здесь требуется построение высказывания без учета конкретной ситуации, с опорой только на языковые средства.

В большинстве случаев ситуативная речь имеет характер разговора, а контекстная речь — характер монолога. Но, как подчеркивает Д. Б. Эльконин, неправильно отождествлять диалогическую речь с ситуативной, а контекстную — с монологической. И монологическая речь может иметь си-туативный характер.

Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Обучение связной речи можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком.

Психологи подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного воспитания детей. Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить.

Связнаяречь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.

Обучение связной речиоказывает влияние и на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно-речевой опыт детей.

Особенности развития связной речи в дошкольном детстве.

Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.

На третьем году жизни быстрыми темпами развиваются как понимание речи, так и активная речь, резко возрастает словарный запас, усложняется структура предложений. Дети пользуются самой простой, естественной и первоначальной формой речи — диалогической, которая сначала тесно связана с практической деятельностью ребенка и используется для налаживания сотрудничества внутри совместной предметной деятельности. Она состоит в прямом обращении к собеседнику, содержит выражение просьбы и помощи, ответы на вопросы взрослого. Такая грамматически малооформленная речь маленького ребенка ситуативна. Ее смысловое содержание понятно лишь в связи с ситуацией.

Ситуативная речь больше выражает, чем высказывает.

Контекст заменяют жесты, мимика, интонация. Но уже в этом возрасте дети учитывают в диалоге при построении своих высказываний то, как их поймут партнеры.

В младшем дошкольном возрасте речь связана с непосредственным опытом детей, что отражается на формах речи. Для нее характерны неполные, неопределенно-личные предложения, состоящие часто из одного сказуемого; названия предметов заменяются местоимениями. В рассказах ребенка переплетаются факты из материала на заданную тему с всплывающими на поверхность фактами из личного опыта.

Дети 4 — 5 лет активно вступают в разговор, могут участвовать в коллективной беседе, пересказывают сказки и короткие рассказы, самостоятельно рассказывают по игрушкам и картинкам. Вместе с тем их связная речь еще несовершенна. Они не умеют правильно формулировать вопросы, дополнять и поправлять ответы товарищей. Их рассказы в большинстве случаев копируют образец взрослого, содержат нарушения логики; предложения внутри рассказа часто связаны лишь формально (словами еще, потом).

В старшем дошкольном возрасте дети способны активно участвовать в беседе, достаточно полно и точно отвечать на вопросы, дополнять и поправлять ответы других, подавать уместные реплики, формулировать вопросы. Характер диалога детей зависит от сложности задач, решаемых в совместной деятельности.

Читайте также:  Бег в развитии ребенка

Совершенствуется и монологическая речь: дети осваивают разные типы связных высказываний (описание, повествование, отчасти рассуждение) с опорой на наглядный материал и без опоры. Усложняется синтаксическая структура детских рассказов, увеличивается количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Вместе с тем у значительной части детей эти умения неустойчивы. Дети затрудняются в отборе фактов для своих рассказов, в логически последовательном их расположении, в структурировании высказываний, в их языковом оформлении.

Знание специфики связной речи и особенностей ее развития у детей позволяет определить задачи и содержание обучения.

В арсенале педагогов- практиков существует множество классических методов и приемов развития связной речи дошкольников.

Методы:

•Наглядные:

Наблюдение во время прогулок, экскурсий;

Рассматривание конкретного объекта и наблюдение за ним;

Знакомство с объектом опосредованным путем, т. е. по средством фотографий, картин, картинок, кинофильмов.

•Словесные:

Заучивание наизусть;

Пересказ;

Составление различных видов рассказов;

Беседы.

Прием — это элемент метода. В настоящее время методика развития речи, как и общая дидактика, не располагает устойчивой классификацией приемов. Приемы развития речи можно разделить:

•Наглядные:

Организация наблюдения;

Демонстрация иллюстраций, картин, предмета, макета и т. д. ;

Просмотров видеофильмов.

•Словесные:

Речевой образец;

Повтор;

Вопрос;

•Игровые:

Дидактические игры-упражнения;

Театрализованные игры;

Сюжетно-ролевые игры;

И другие виды игр с речевым содержанием.

•Косвенные:

Подсказка;

Совет;

Исправление;

Реплика;

Замечание.

Чтобы научить детей связно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях окружающей среды, наряду с традиционными методиками можно в работе с дошкольниками использовать и инновационные комбинированные методы. Например такие как, мнемотехника (наглядное моделирование, ТРИЗ.

Вышеназванные технологии являются скорее только инструментарием основных методов и приемов, но не самостоятельной развивающей детскую речь единицей.

Технологию наглядного моделирования или Мнемотехника.

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детейи используются с целью:

Составление рассказа

Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но чтобы рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь окажут мнемотаблицы.

Пересказ художественных текстов.

Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Проговаривание чистоговорок и скороговорок. Используя мнемотаблицу, ребенок концентрирует свое внимание на правильном произношении звуков и слов.

Отгадывание и загадывание загадок. Мнемотаблица помогает запомнить загадку и загадать ее другим детям.

Заучивание стихотворений. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка; таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагают готовую план — схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Работа по мнемотаблицам проходит в три этапа.

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3 этап: Осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме. В младших группах с помощью взрослого, в старших – дети самостоятельно.

Сейчас существуют уже готовые игры с мнемотаблицами.

Использование методики криз в развитии связной речи.

ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.

“ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию”, так считал основатель теории Г. С. Альтшуллер и его последователи.

Мозговой штурм

Мозговой штурм предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбор идеального решения.

Метод Мозгового Штурма можно использовать во время НОД, для активизации мыслительных операций, развития ассоциативных связей, как групповое и индивидуальное обсуждение разнообразных проблемных ситуаций. Например, нужно придумать и сочинить необычную музыку, а музыкальных инструментов нет. Как быть? Что же делать? То есть ставится некая задача, решение которой дети предлагают сами. Главное в том, чтобы ребенок сам мог выдвигать разные, даже самые невероятные и нереалистические идеи и решения.

Напомним правила мозгового штурма:

— исключение всякой критики;

— поощрение самых невероятных идей;

— большое количество ответов, предложений;

— чужие идеи можно улучшать.

Анализ каждой идеи идет по оценке «хорошо — плохо», т. е. что-то в этом предложении хорошо, но что-то плохо. Из всех решений выбирается оптимальное, позволяющее решить противоречие с минимальными затратами и потерями.Результаты мозгового штурма должны быть непременно отражены в продуктивной деятельности: нарисовать свой кусочек лета в зиму; вылепить продукты, которые стали недоступны мышам и т. д.

Воспитатель должен предложить детям свои оригинальные варианты решения задачи, что позволяет стимулировать их воображение и вызывать интерес и желание к творческой деятельности.

В ходе реализации этого метода развиваются коммуникативные способности детей: умение вести спор, слышать друг друга, высказывать свою точку зрения, не боясь критики, тактично оценивать мнения других и т. п. Данный метод позволяет развивать у детей способность к анализу, стимулирует творческую активность в поиске решения проблемы, дает осознание того, что безвыходных ситуаций в жизни не бывает.

Круги Луллия.

«Придумай фантастическую историю или сказку».

Задачи: Познакомить детей с правилами игры. Развивать фантазию и речь детей.

Ход игры: в данном случае объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. Предлагается сочинить фантастический рассказ или сказку. Здесь дети могут сказать все что угодно, важно принять любой ответ ребенка и не оценивать его с точки зрения «правильно – неправильно». Неправильных ответов в этой игре быть не может.

«Придумай фантастическую историю или сказку».

Задачи: Познакомить детей с правилами игры. Развивать фантазию и речь детей.

Ход игры: в данном случае объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. Предлагается сочинить фантастический рассказ или сказку. Здесь дети могут сказать все что угодно, важно принять любой ответ ребенка и не оценивать его с точки зрения «правильно – неправильно». Неправильных ответов в этой игре быть не может.

Придумай сказку или расскажи сказку.

, ТРИЗ даёт детям возможность проявить свою индивидуальность, нестандартно мыслить и высказывать свои мысли, развивая речь.

Источник

Связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно, интонационно выразительно.

Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается умение ребенка осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить не только о его речевом развитии, но и о развитии мышления, восприятия, памяти, воображения.

Связная речь ребенка – итог его речевого развития, а базируется она на обогащении и активизации его словарного запаса, формировании грамматического строя речи, воспитании её звуковой культуры.

Известны два основных вида речи: диалогическая и монологическая.

Читайте также:  Эмоциональное развитие ребенка картинки

Диалог – это беседа двух или нескольких человек, постановка вопросов и ответы на них. Черты диалога – это неполное предложение, яркая интонационная выразительность, жесты и мимика. Для диалога важны умение формулировать и задавать вопрос, в соответствии с вопросом собеседника строить ответ, дополнять и исправлять собеседника.

Монолог характеризуют развернутость, полнота, четкость, взаимосвязь отдельных звеньев повествования. Объяснение, пересказ, рассказ требуют от говорящего более напряженного внимания к содержанию речи и её словесному оформлению. Кроме того, важна произвольность монолога, т.е. умение избирательно пользоваться языковыми средствами, выбирать слова, словосочетания и синтаксические конструкции, наиболее полно и точно передающие мысль говорящего.

Детям 3 лет доступна простая форма диалога: ответы на вопросы. Разговорная речь детей трехлеток является основой для формирования монолога в среднем возрасте.

Детей 4-леток можно начинать обучать пересказу и составлению небольших рассказов по картинам, игрушкам, т.к. их словарный запас к этому возрасту достигает 2,5 тысяч слов Но детские рассказы еще копируют образец взрослого.

У детей 5-6-леток монолог достигает достаточно высокого уровня. Ребенок может последовательно пересказать текст, составить сюжетный и описательный рассказы на предложенную тему. Однако дети все ещё нуждаются в предшествующем образце педагога, т.к. у них, в большинстве, ещё отсутствует умение в монологе выразить своё эмоциональное отношение к описываемым предметам и явлениям.

С детьми младшего возрастапедагог развивает навыки диалога:

— учит слушать и понимать речь взрослого;

— учит говорить в присутствии других детей, слушать и понимать их речь;

учит выполнять действие по словесной инструкции (принести что-то, показать что-то или кого-то в группе или на картинке);

— учит отвечать на вопросы воспитателя;

— повторять за воспитателем слова и песенки действующих лиц сказок;

— повторять за воспитателем небольшие стихотворные тексты.

В общей сложности, педагог готовит детей к обучению монологу.

В среднем и старшем возрасте (4-7 лет) детей обучают основным видам монолога: пересказу и рассказу. Обучение рассказыванию проходит поэтапно, от простого к сложному, начинается с простого пересказа короткого текста и заканчивается высшими формами самостоятельного творческого рассказа.

Обучение пересказу.

В каждой возрастной группе обучение пересказу имеет свои особенности, но существуют и общие методические приемы:

— подготовка к восприятию текста;

— первичное чтение текста педагогом;

— беседа по вопросам (вопросы, начиная от репродуктивных и заканчивая поисковыми и проблемными);

— составление плана пересказа;

— повторное чтение текста педагогом;

— пересказ.

План бывает устным, картинным, картинно-словесным и символическим.

В младшей группе проводится подготовка к обучению пересказу. Задачи педагога на этом этапе:

— научить детей воспринимать знакомый текст, читаемый или рассказываемый воспитателем;

— подвести к воспроизведению текста, но не воспроизводить.

Методика обучения пересказу детей 3-леток:

  1. воспроизведение воспитателем хорошо знакомых детям сказок, построенных на повторе действий («Колобок, «Репка», «Теремок», рассказы-миниатюры Л.Н. Толстого).
  2. запоминание детьми последовательности появления сказочных персонажей и их действий с помощью наглядности: настольного или кукольного театра, фланелеграфа.
  3. повторение ребенком за воспитателем каждого предложения из текста или 1-2 слов из предложения.

В средней группе при обучении пересказурешаются более сложные задачи:

— научить детей воспринимать не только хорошо знакомый, но и впервые прочитанный текст;

— научить детей передавать разговор действующих лиц;

— научить последовательно пересказывать текст;

— научить слушать пересказы других детей и замечать в них несоответствие тексту.

Методика обучения пересказу детей 5-6 лет такова:

  1. вводная беседа, настраивающая на восприятие произведения, чтение стихов, рассматривание иллюстраций по теме;
  2. выразительное чтение текста воспитателем без установки на запоминание, что может нарушить целостное восприятие художественного произведения;
  3. беседа по содержанию и форме текста, причем вопросы педагога должны быть хорошо продуманы и направлены не только на понимание содержания текста и последовательности событий, но и на понимание черт характера героев, отношение к ним детей. Должны присутствовать вопросы о том, как автор описывает то или иное событие, с чем его сравнивает, какие слова и выражения использует. Можно задавать детям поисковые (где? куда?) и проблемные (как? зачем? почему?) вопросы, требующие ответов сложноподчиненными предложениями.
  4. составление плана пересказа (в старшей группе воспитателем вместе с детьми, а в подготовительной группе детьми);
  5. повторное чтение текста педагогом с установкой на запоминание;
  6. пересказ текста детьми;
  7. оценка детского пересказа (дает воспитатель вместе с детьми, в подготовительной группе – дети).

Короткий текст пересказывается полностью, длинный и сложный дети пересказывают по цепочке.

В подготовительной группе вводятся более сложные формы пересказа:

— из нескольких текстов дети выбирают один, по своему желанию;

— дети придумывают продолжение к неоконченному рассказу по аналогии;

— драматизация детьми литературного произведения.

Обучение рассказу по картине и по серии картин.

В младшей группеосуществляется подготовка к рассказыванию по картине, т.к. связного изложения трехлетка составить еще не может, это:

— рассматривание картины;

— ответы на репродуктивные вопросы воспитателя по картине (кто и что нарисовано? что делают персонажи? какие они?).

Для рассматривания используются картины, изображающие отдельные объекты (игрушки, предметы домашнего обихода, домашние животные) и несложные сюжеты, близкие личному опыту детей (игры детей, дети на прогулке, дети дома и т.д.). Важно создать эмоциональный настрой для рассматривания картины. Помогут в этом знакомые детям песенки, стихи, потешки, загадки, поговорки. Можно использовать игровые приемы:

— показать картину любой игрушке;

связать рассматривание картины с рассматриванием любимой игрушки;

— познакомить с картиной гостя.

В средней группестановится возможным обучение детей рассказу по картине, т.к. в этом возрасте совершенствуется речь, возрастает мыслительная активность.

Методика обучения рассказу по картине детей 4-леток:

1. подготовка к эмоциональному восприятию картины (стихи, поговорки, загадки по теме, присутствие сказочных персонажей, все виды театров и др.)

2. рассматривание картины в целом;

3. вопросы к картине воспитателя;

4. образец рассказа по картине воспитателя;

5. рассказы детей.

Воспитатель помогает детям рассказывать опорными вопросами, подсказывает слова, словосочетания.

В конце года, если дети научились рассказу по картине по образцу и по вопросам, вводится план рассказа.

В старшей и подготовительной группепоявляется возможность для самостоятельного составления рассказов по картинам. Рассказ образец дается уже не для точного воспроизведения. Используются литературные образцы.

Становится возможным пользоваться сериями сюжетных картин для составления рассказов с завязкой, кульминацией, развязкой. Например: «Заяц и снеговик», «Медвежонок на прогулке», «Истории в картинках»» Радлова.

В старшем и подготовительном возрасте учим детей видеть не только то, что изображено на переднем плане, но и задний план картины, её основной фон, элементы пейзажа и природные явления, состояние погоды, то есть, учим видеть не только основное, но и детали.

Также и с сюжетной линией. Учим детей видеть не только то, что изображено в настоящий момент, но и то, что предшествовало, и последующие события.

Воспитатель задает вопросы, которые как бы намечают сюжетную линию, выходящую за пределы содержания картины.

Очень важно сочетать задачу по развитию связной речи с другими речевыми задачами: обогащением и уточнением словаря, формированием грамматического строя речи и её интонационной выразительности.

Методика обучения рассказу по картине 5-6 леток:

1. подготовка к эмоциональному восприятию картины;

Читайте также:  Ребенок с ограниченными возможностями развития как объект и субъект

2. лексико-грамматические упражнения по теме занятия;

3. рассматривание картины в целом;

вопросы педагога по содержанию картины;

5. составление плана рассказа педагогом вместе с детьми;

6. рассказ по картине сильного ребенка, как образец;

7. рассказы 4-5 детей;

8. оценка каждого рассказа детьми с комментариями воспитателя.

В подготовительной к школе группе дети готовы к обучению рассказыванию по пейзажной картине. На таких занятиях особенно большое значение приобретают лексико-грамматические упражнения на подбор определений, сравнений, употребление слов в переносном смысле, синонимов и антонимов. Важно научить детей придумывать предложения на заданную тему и произносить их с различной интонацией.

Составление описательных рассказов и сравнительных описаний.

В младшей группе осуществляется подготовка к обучению рассказу-описанию:

— рассматривание игрушек (большое значение имеет подбор игрушек – лучше рассматривать игрушки одного наименования, но разные по внешнему виду, это обеспечивает активизацию словаря детей);

— тщательно продуманные вопросы воспитателя, отвечая на которые дети обращают внимание на внешний вид игрушки, её составные части, материал, из которого она изготовлена, игровые действия с ней; воспитатель помогает детям отвечать на вопросы;

— использование элементов фольклора, стихов, песенок, прибауток о данной игрушке, короткие рассказы или сказки о ней;

— рассказ воспитателя об игрушке.

Таким образом, дети самостоятельно не рассказывают об игрушке, но готовятся к составлению описательного рассказа в более старшем возрасте.

В средней группе дети уже готовы к самостоятельному составлению небольших описательных рассказов об игрушках.

Методика обучению рассказу-описанию детей 4-леток:

1. рассматривание игрушки;

2. вопросы воспитателя, касающиеся внешнего вида (цвет, форма, величина), качеств игрушки, действий с нею;

3. образец рассказа воспитателя;

4. рассказ сильного ребенка по опорным вопросам воспитателя;

5. рассказы 4-5 детей по опорным вопросам воспитателя;

6. оценка детских рассказов воспитателем.

Во второй половине года вводится план рассказа – описания, составленный педагогом.

Теперь методика обучения выглядит так:

1. рассматривание игрушки;

2. вопросы воспитателя;

3. составление воспитателем плана рассказа об игрушке;

4. образец рассказа воспитателя по плану;

5. рассказы детей по плану и опорным вопросам;

6. оценка детских рассказов воспитателем.

Как часть занятия можно выделить другие виды работ по теме:

— узнавание игрушки по контуру;

— графические упражнения с ней: обведение предметного контура игрушки, штрихование её;

— рисование данной игрушки, её лепка, аппликация;

— выкладывание разрезных картинок по теме;

— игры с данной игрушкой;

— чтение стихов, разучивание песенок, придумывания загадок описательного характера об игрушке.

В старшем и в подготовительном к школе возрастедети учатся составлять рассказы описания и сравнительные описания различных предметов и живых объектов.

Описание обязательно проводится по плану.

Методика обучения описанию детей 5-леток.

1. лексико-грамматические упражнения по теме занятия;

2. рассматривание объекта описания;

3. вопросы воспитателя по внешнему виду объекта, его отличительные признаки,

внешне и внутренне составляющее; вопросы о действиях с объектом, а также отношению рассказчика к нему;

4. составление воспитателем вместе с детьми подробного плана рассказа;

5. рассказ сильного ребенка;

по плану и, по мере необходимости, по опорным вопросам педагога;

6. рассказы 4-5 детей об объекте;

7. оценка рассказов воспитателем, затем детьми (рассказы оцениваются поочередно, критерии оценки задает воспитатель).

Рассказы – описания можно составлять «по цепочке», когда один ребенок начинает рассказ, а другой заканчивает. Объекты рассказов можно нарисовать, слепить, сделать аппликацию, сложить из частей (кроме одушевленных объектов – не членятся);

можно включить в занятие элементы конструирования, театральной и игровой деятельности.

В 6-летнем возрасте методика обучения описанию та же. Кроме того, в подготовительной к школе группе широко используются сравнительные описания, когда одновременно описываются и сравниваются два объекта. Подготовительная работа — обучение детей составлению сложносочиненных предложений с союзами «а», «и»; например: «помидор сладковатый, а лук горький. Демисезонное пальто носят осенью, и вязаный берет носят осенью тоже».

Такие предложения составляются по вопросам и образцу воспитателя.

Для описания в подготовительной группе можно использовать более сложные по внешнему виду, составу, материалу, предназначению предметы, а также одушевленные объекты, в том числе и человека, можно описывать времена года, профессии людей. После составления описания можно составить сюжетный рассказ, включив в него описываемые предметы. Начало рассказа придумывает воспитатель, как бы задавая сюжетную линию, которую развивают дети. Например, на занятии было составлено сравнительное описание кошки и мышки. Воспитатель начинает рассказ: «Узнала кошка, что мышка в её доме норку устроила. Стала кошка мышку караулить. Выбежала мышка из норки…» Дети продолжают рассказ, заканчивают его. Если рассказ получился интересный, можно записать его в альбом, а кто-то из детей нарисует к нему иллюстрацию. Можно сделать инсценировку рассказа, где дети сами распределяют роли, затем включают в игру элементы описания.

Существуют еще рассказы детей из личного опыта. Вводятся они в средней группе, широко используются в старшей и в подготовительной.

Из личного опыта.

В среднем возрасте дети рассказывают о своих игрушках, домашних животных, прогулках, экскурсиях.

Целесообразно коллективное рассказывание. Сюжетную линию намечает педагог, например: «О том, что дети видели на экскурсии» — «Сначала мы расскажем как пошли на экскурсию, затем вспомним, что нового и интересного там увидели, а закончим рассказом о том, что нам больше всего понравилось».

В старшем и подготовительном к школе возрасте вводится темы природы, общественной жизни, ознакомления с трудом взрослого. По мере усложнения существуют виды рассказов:

— рассказ на основе непосредственного восприятия или труда в природе («как мы устроили цветник», «кто обедал в птичьей столовой»);

— рассказы на основе бесед и чтения книг («как звери живут зимой»);

— рассказ на основе сравнений разных времен года («наш участок зимой и летом»);

— рассказ об одном времени года («что ты знаешь об осени?») и об отдельном явлении природы («радуга после дождя», «как мы видели ледоход»);

— рассказ о том, что делали в праздничные и выходные дни, как провели отпуск, где побывали;

— коллективное составление письма (например: Письмо деду Морозу).

Творческие рассказы вводятся во второй половине старшей и в подготовительной к школе группе, когда дети овладевают большим запасом слов, грамотным построением предложений, интонационной выразительностью речи.

Варианты творческого рассказа в порядке усложнения:

— придумывание продолжения и завершение рассказа;

— придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя;

— придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем;

— придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему.

Список используемой литературы.

  1. Развитие речи детей дошкольного возраста. Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1984.
  2. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб.: Акцидент, 1991.
  3. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1985.
  4. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Совершенствование связной речи. – М.: Социально-политический журнал. Ассоциация «Гуманитарий», 1994.
  5. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов// Дошкольное воспитание, 1990. № 10.
  6. Глухова В.П. О формировании связной описательной речи у старших дошкольников с общим речевым недоразвитием // Дефектология, 1990. № 6.
  7. Воробьева В.К. Обучение детей с тяжелыми нарушениями речи первоначальному навыку описательно-повествовательной речи// Дефектология. 1989. № 5.

Источник