Методика развития речи ребенка

Елена Дружинина
Консультация «Методика развития речи детей»

Развитие речи детей дошкольного возраста была и остается одной из наиболее актуальных и важных проблем. Важность и значимость данной проблемы заключается не только в том, что делает представление об общих закономерностях развития ребенка, но и знакомит с особенностями становления личности дошкольника.

Основная цель работы по развитию речи и обучению родному языку детей – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

В отечественной методике одной из главных целей речевого развития считалось развитие дара слова, т. е. умения выразить точное, богатое содержание в устной и письменной речи Проанализируем несколько отечественных методик для развития речи.

Долгое время при характеристике цели речевого развития особенно подчеркивалось такое требование к речи ребенка, как ее правильность. Ставилась задача «научить детей чисто и правильно говорить на родном языке, т. е. свободно пользоваться правильным русским языком в общении друг с другом и взрослыми в различной деятельности, свойственной дошкольному возрасту».Правильная речь рассматривалась как: а) правильное произношение звуков и слов; б) правильное по смыслу употребление слов; в) умение правильно изменять слова согласно грамматике русского языка. Такое понимание объясняется общепринятым тогда в языкознании подходом к культуре речи как к ее правильности. В конце 60-х гг. в понятии «культура речи»стали выделять две стороны: правильность и коммуникативную целесообразность. Правильная речь считается необходимой, но низшей ступенью, а коммуникативно-целесообразная речь – высшей ступенью овладения литературным языком. Первая характеризуется тем, что говорящий употребляет языковые единицы в соответствии с нормами языка, например без носков (а не без носок, надеть пальто (а не одеть) и др. Но правильная речь может быть бедной, с ограниченным словарем, с однообразными синтаксическими конструкциями. Вторая характеризуется как оптимальное использование языка в конкретных условиях общения. Здесь имеется в виду выбор наиболее подходящих и разнообразных способов выражения определенного смысла. Эту вторую, высшую ступень школьные методисты применительно к школьной практике речевого развития назвали хорошей речью. Признаками хорошей речи являются лексическое богатство, точность, выразительность.

Такой подход можно использовать и по отношению к дошкольному возрасту, более того, он обнаруживается при анализе современных программ детского сада, методической литературы по проблемам речевого развития детей. Развитие речи рассматривается как формирование навыков и умений точной, выразительной речи, свободного и уместного использования языковых единиц, соблюдения правил речевого этикета. Экспериментальные исследования, опыт работы свидетельствуют, что к старшему дошкольному возрасту дети могут овладеть не только правильной, но и хорошей речью.

Общая задача развития речи состоит из ряда частных, специальных задач. Основанием для их выделения является анализ форм речевого общения, структуры языка и его единиц, а также уровня осознания речи. Исследования проблем развития речи последних лет, проведенные под руководством Ф. А. Сохина, позволили теоретически обосновать и сформулировать три аспекта характеристики задач развития речи: структурный (формирование разных структурных уровней системы языка – фонетического, лексического, грамматического); функциональный, или коммуникативный (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции, развитие связной речи, двух форм речевого общения – диалога и монолога); когнитивный, познавательный (формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи).

Задачи речевого развития детей и их характеристика.

1. Развитие словаря.

Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. В словаре отражается содержание речи. Слова обозначают предметы и явления, их признаки, качества, свойства и действия с ними. Дети усваивают слова, необходимые для их жизнедеятельности и общения с окружающими.

Главное в развитии детского словаря – освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.

Словарная работа в детском саду проводится на основе ознакомления с окружающей жизнью. Ее задачи и содержание определяются с учетом познавательных возможностей детей и предполагают освоение значений слов на уровне элементарных понятий. Кроме того, важно, чтобы дети освоили сочетаемость слова, его ассоциативные связи (семантическое поле) с другими словами, особенности употребления в речи. В современной методике большое значение придается развитию умений выбирать наиболее подходящие слова для высказывания, употреблять многозначные слова в соответствии с контекстом, а также работе над лексическими средствами выразительности (антонимы, синонимы, метафоры). Словарная работа теснейшим образом связана с развитием диалогической и монологической речи.

2. Воспитание звуковой культуры речи – многоаспектная задача, в которую входят более частные микрозадачи, связанные с развитием восприятия звуков родной речи и произношения (говорение, речепроизношение).

Она предполагает: развитие речевого слуха, на основе которого происходит восприятие и различение фонологических средств языка; обучение правильному звукопроизношению; воспитание орфоэпической правильности речи; овладение средствами звуковой выразительности речи (тон речи, тембр голоса, темп, ударение, сила голоса, интонация); выработку четкой дикции. Большое внимание уделяется культуре речевого поведения. Воспитатель учит детей пользоваться средствами звуковой выразительности с учетом задач и условий общения.

Читайте также:  Развитие ребенка после рождения до 5 лет

Дошкольное детство – наиболее благоприятный период для воспитания звуковой культуры речи. Овладение четким и правильным произношением должно быть завершено в детском саду (к пяти годам).

3. Формирование грамматического строя речи предполагает формирование морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам, способов словообразования и синтаксиса (освоение разных типов словосочетаний и предложений). Без овладения грамматикой невозможно речевое общение.

Освоение грамматического строя представляет большую сложность для детей, поскольку грамматические категории характеризуются абстрактностью и отвлеченностью. К тому же грамматический строй русского языка отличается наличием большого числа непродуктивных форм и исключений из грамматических норм и правил.

Дети усваивают грамматический строй практически, путем подражания речи взрослых и языковых обобщений. В дошкольном учреждении создаются условия для освоения трудных грамматических форм, выработки грамматических навыков и умений, для предупреждения грамматических ошибок. Обращается внимание на освоение всех частей речи, освоение разных способов словообразования, разнообразных синтаксических конструкций. Важно добиться, чтобы дети свободно пользовались грамматическими навыками и умениями в речевом общении, в связной речи.

4. Развитие связной речи включает развитие диалогической и монологической речи.

а) Развитие диалогической (разговорной) речи. Диалогическая речь является основной формой общения детей дошкольного возраста.

Долгое время в методике обсуждается вопрос, нужно ли учить детей диалогической речи, если они овладевают ею спонтанно в процессе общения с окружающими. Практика и специальные исследования показывают, что у дошкольников необходимо развивать в первую очередь те коммуникативно-речевые умения, которые не формируются без влияния взрослого. Важно учить ребенка вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации общения.

Не менее важно и то, что в диалогической речи развиваются умения, необходимые для более сложной формы общения – монолога. Монолог зарождается в недрах диалога

б) Развитие связной монологической речи предполагает формирование умений слушать и понимать связные тексты, пересказывать, строить самостоятельные высказывания разных типов. Эти умения формируются на основе элементарных знаний о структуре текста и типах связи внутри его.

5. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи обеспечивает подготовку детей к обучению грамоте.

«В подготовительной к школе группе речь впервые становится для детей предметом изучения. Воспитатель развивает у них отношение к устной речи как языковой действительности; он подводит их к звуковому анализу слов». Детей учат также производить слоговой анализ слова, анализ словесного состава предложений. Все это способствует формированию нового отношения к речи.

Источник

«Теория и методика развития речи у детей»

Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Благодаря речи человек приобретает, усваивает знания и передаёт их.

Речь – средство воздействия на сознание, выработки мировоззрения, норм поведения, формирования вкусов, удовлетворения потребностей в общении.

Человек, будучи по своей природе существом социальным, не может жить вне связи с другими людьми: он должен делиться мыслями, переживаниями, сопереживать, искать понимания и т.д.

В целом речь имеет основополагающее значение в становлении человеческой личности.

Речь выполняет три функции:

  • Общения;
  • Познания;
  • Регулятора поведения.

Наукой доказано, что без речевого общения человеческое существо не может стать полноценным человеком.

Речь помогает в познании окружающего мира. Усваивая новые слова, новые грамматические формы, человек расширяет свои представления об окружающем мире, о предметах и явлениях действительности и их отношениях. Ознакомление с окружающим посредством слова начинает осуществляться очень рано. С помощью слова ребёнок получает от взрослых знания – сначала элементарные, а потом всё более глубокие.

Речь влияет на поведение человека. Первыми словами регуляторами поведения становятся слова «можно», «нельзя», «надо». Они пробуждают самосознание, тренируют волю, дисциплинируют. Когда ребёнок поймёт эти слова, а также такие слова, как «доброта», «заботливость», и др., они станут программой формирования его нравственных принципов. Ребёнок впитает в себя их содержание, т.е. научится поступать в соответствии с ними.

Исключительное значение имеет речь в установлении контакта с другими детьми. Дети, владеющие речью, легко вступают в контакт с другими детьми.

Теоретические основы методики развития речи

ФГОС ДО определяет основную цель работы по развитию речи и обучению родному языку детей – формирование устной речи и культуры речевого общения с окружающими.

Признаками хорошей речи у дошкольников являются:

  • Правильность (соответствие русской фонетике, лексике. грамматике);
  • Чистота (отсутствие нелитературных слов и словоформ);
  • Точность (правильный выбор слов в соответствии с их значением);
  • Логичность (осмысленные связи внутри предложений, стройное построение высказывания);
  • Уместность (коммуникативная целесообразность, несмешение стилей речи);
  • Богатство (большой запас словаря, использование синонимических средств языка);
  • Выразительность (эмоциональное отношение говорящего к тому, о чём он говорит).

Исследования проблем развития речи, проведённые под руководством Ф. А. Сохина, позволили теоретически обосновать и сформулировать три аспекта задач развития речи:

  1. Структурный (формирование разных структурных уровней системы языка – фонетического, лексического, грамматического);
  2. Функциональный или коммуникативный (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции, развитие связной речи, двух форм речевого общения – диалога и монолога);
  3. Когнитивный, познавательный (формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи).
    Читайте также:  Развитию ребенка в элементарной трудовой деятельности относятся

    Основные направления речевого развития дошкольников

    Теория и методика развития связной речи

    Под связной речью понимают смысловое развёрнутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание.

    Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединённые законченные отрезки.

    Связная речь рассматривается в единстве её содержания и формы. Существенными качествами связной речи, соответствующими норме, являются:

    1. Содержательность и точность (хорошее знание предмета, соответствие слов предметам и явлениям действительности);
    2. Логичность и последовательность (смысловые связи между отдельными элементами речи);
    3. Уместность (соответствие целям и условиям речевой коммуникации);
    4. Краткость;
    5. Богатство (разнообразие используемых лексических и грамматических средств);
    6. Чистота и ясность.

    Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе.

    Теория и методика развития словаря.

    В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка.

    Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально – закреплённых значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.

    Количественный рост словаря:

    К году – 10 – 12 слов

    2 года – 300 – 400 слов

    3 года – 1500 слов

    4 года – 1900 слов

    5 лет – 2000 – 2500 слов

    6 – 7 лет – 3500 – 4000 слов.

    В отечественной методике развития речи задачи словарной работы в детском саду были определены в трудах Е. И. Тихеевой, О. И. Соловьёвой, М. М. Кониной и уточнены в последние годы.

    В методике принято выделять четыре основные задачи:

    1. Обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе.
    2. Закрепление и уточнение словаря. Развитие умения пользоваться общеупотребительными словами.
    3. Активизация словаря. В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь.
    4. Устранение из речи детей нелитературных слов.

    Все задачи взаимосвязаны и решаются на практическом уровне, без употребления соответствующей терминологии.

    Теория и методика формирования грамматического строя речи.

    Грамматика – это наука о строе языка, о его законах. Как строй языка грамматика представляет собой «систему систем», объединяющую морфологию, синтаксис и словообразование.

    Морфология изучает грамматические свойства слова и его формы, грамматические значения в пределах слова.

    Синтаксис – словосочетания и предложения, сочетаемость и порядок следования слов.

    Словообразование – образование слова на базе другого однокоренного слова (или других слов), которым оно мотивировано. т.е. выводится из него по смыслу и по форме с помощью специальных средств, присущих языку.

    В детском саду не ставится задача изучения законов грамматики, знакомства с её категориями и терминологией. Правила и законы языка познаются детьми в практике живой речи.

    Теория и методика воспитания звуковой культуры речи.

    Воспитание звуковой культуры речи – одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для её решения.

    В современной методике рассматриваются несколько аспектов звуковой стороны речи: физический, физиологический, лингвистический.

    Звуковая культура речи – это широкое понятие, которое включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность её и чёткую дикцию.

    Воспитание звуковой культуры речи предполагает:

    1. Формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения, для чего необходимо развитие речевого слуха, речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата;
    2. Воспитание орфоэпически правильной речи – умения говорить согласно нормам литературного произношения;
    3. Формирование выразительности речи – владение средствами речевой выразительности предполагает умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями;
    4. Выработка дикции – отчётливого, внятного произношения каждого звука и слова в отдельности, а также фразы в целом;
    5. Воспитание культуры речевого общения как части этикета.

    Понятие звуковой культуры речи, задачи работы по её воспитанию раскрываются О. И. Соловьёвой, А. М. Бородич, А. С. Фельдберг, А. И. Максаковым, М. Ф. Фомичёвой и другими в учебных и методических пособиях.

    В звуковой культуре речи выделяют два раздела: культуру речепроизношения и речевой слух. Поэтому и работа должна вестись в двух направлениях:

    1. Развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного аппарата, голосового аппарата, речевого дыхания) и на этой основе формирование произношения звуков, слов, чёткой артикуляции;
    2. Развитие восприятия речи (слухового внимания, речевого слуха, основными компонентами которого являются фонематический, звуковысотный, ритмический слух).

    Формы работы по воспитанию звуковой культуры речи

    Овладение произношением всех звуков родного языка к пяти годам возможно при правильном руководстве развитием речи детей. Целенаправленная образовательная работа, использование соответствующей методики создают условия для реализации имеющихся у детей предпосылок.

    Формирование звуковой стороны речи осуществляется в условиях детского сада в двух формах: в форме специальных игр и упражнений, и воспитания всех сторон звуковой культуры речи в процессе общения в разных видах детской деятельности.

    Читайте также:  Развитие ребенка по месяцам до года мальчика что умеет

    Главная роль в обучении принадлежит специальным упражнениям, сочетающим показ – образец произношения с активным упражнением детей.

    Ведущей формой работы являются коллективные (а не индивидуальные) игры и упражнения с детьми.

    В условиях социальной среды воспитание речевых навыков протекает особенно благоприятно и даёт более стойкие результаты, чем в условиях индивидуальной работы (А. П. Усова, М. Е. Хватцев).

    Коллектив является для детей сильным фактором взаимного влияния. В коллективных занятиях продуктивность работы повышается, а утомляемость уменьшается.

    В формировании правильного звукопроизношения решающую роль играет своевременно начатое обучение, опирающееся на возрастные особенности детей.

    Наибольший эффект даёт обучение, которое начато на более ранних этапах дошкольного детства. Возраст детей к началу обучения является более важным фактором, чем длительность самого обучения.

    Необходимо использовать методику обеспечивающую развитие моторики речевого аппарата, речевого дыхания и речевого слуха, учитывая, что эти процессы взаимосвязаны.

    Следует также формировать у ребёнка осознание особенностей своего произношения. Это оказывает положительное влияние на становление фонетической стороны речи, ведёт к пониманию необходимости овладения правильными навыками речи и вызывает желание учиться.

    Общегрупповые формы работы достаточно проводить 1 – 2 раза в месяц. Помимо этого, отдельные упражнения включаются в другие методы образовательной деятельности, а также в музыкальные занятия, в гимнастику и подвижные игры.

    Методика формирования звукопроизношения в процессе образовательной деятельности.

    Артикуляционная и дыхательная гимнастика

    Артикуляция — это работа органов речи (губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок, необходимая для произнесения звуков речи.

    Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребёнка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Размещать детей надо так, чтобы они видели лицо педагога.

    Не все дети овладевают двигательными навыками одновременно, поэтому необходим индивидуальный подход. Нельзя говорить ребёнку, что он делает упражнение неверно — это может привести к отказу выполнять движение. Надо показывать ребёнку его достижения, подбодрить.

    Чтобы у ребёнка не пропал интерес к выполняемой работе, артикуляционная гимнастика не должна проводиться по шаблону, скучно. Предпосылкой успеха является создание благоприятных условий.

    Для красочного и забавного оформления игры-занятия используются картинки, игрушки, сказочные герои, привлечение стихотворных текстов.

    Художественная литература как средство развития речи детей.

    Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.

    Проблема воспитания детей средствами художественной литературы рассматривалась в работах В. Г. Белинского, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, в целом ряде исследований (Л. М. Гурович, Р. И. Жуковская, Н. С. Карпинская, М. М. Конина, О. И. Соловьёва, Е. И. Тихеева, О. С. Ушакова, Е. А. Флёрина и др.)

    Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Средствами художественного слова ещё до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребёнок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.

    В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность.

    Специфика детской литературы состоит в органическом сочетании требований искусства с требованиями педагогической науки. Являясь частью общей литературы, она подчиняется всем законам искусства и является особой формой познания окружающей действительности.

    Из книги ребёнок узнаёт много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой.

    Литература помогает детям излагать своё отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

    При ознакомлении с книгой отчётливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.

    Воспитателям надо помнить, что художественная литература — произведение искусства.

    Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа. Степень влияния произведения искусства на развитие личности зависит от уровня восприятия его читателем.

    Цель ознакомления дошкольников с художественной литературой, по определению С. Я. Маршака, — это формирование будущего большого «талантливого читателя», культурно образованного человека.

    Подготовка детей к обучению грамоте.

    Чтение и письмо – виды речевой деятельности, основой для которых является устная речь.

    Основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду: развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи.

    Исследования и опыт работы учителей показали, что дети с хорошо развитой речью, успешно овладевают грамотой и всеми другими учебными предметами.

    Особое значение имеет формирование элементарного осознания чужой и своей речи, когда предметом внимания и изучения детей становится сама речь, её элементы.

    Формирование речевой рефлексии (осознание собственного речевого поведения, речевых действий), произвольности речи составляет важнейший аспект подготовки к обучению грамоте. Данное качество является составной частью общей психологической готовности к школе.

    Произвольность и сознательность построения речевого высказывания являются психологическими характеристиками письменной речи. Поэтому развитие произвольности и рефлексии устной речи служит основой для последующего овладения письменной речью.

    Источник