Методика развития ребенка зайцева

Кубики Зайцева

Вы наверняка слышали о методике Н. Зайцева по обучению чтению. Эта методика наделала много шума среди родителей и педагогов. Одни хвалят её. Утверждают, что с помощью данной методики легко можно научить читать 2-ух летнего ребёнка.

Другие, наоборот, говорят о том, что дети не воспринимают обучение по методике Н. Зайцева. Более того, те, кто обучался читать по данной методике, в школе испытывают серьёзные проблемы.

Я знакома с этой методикой давно и уже несколько лет учу дошкольников читать именно с помощью методики Н. Зайцева. Даже написала книгу об этой методике и разработала на её основе пособия для родителей и педагогов с конкретными упражнениями и готовыми материалами к ним.

В этой статье я расскажу вам всю правду о методике Н. Зайцева. И вы сами сможете сделать вывод, на сколько она хороша или плоха.

По методике Н. Зайцева можно учить читать 2-х летнего ребёнка

Учить читать ребёнка-дошкольника вообще нецелесообразно. Для качественного овладения навыка чтения необходимо обладать определённым уровнем развития мышления. Большинство детей дошкольного возраста таким уровнем не обладают в силу опять же своего возраста. Поэтому научить 2-х летнего ребёнка читать — это миф.

Мы учим детей читать противоестественным способом

Обучение дошкольников чтению имеет место быть только по той причине, что школа с этой задачей не справляется. А не справляется потому, что метод, с помощью которого обучают детей читать в школе, противоестественен природе ребёнка, а значит, непонятен ребёнку и труден. Поясню.

Когда ребёнок начинает говорить, то произносит не отдельные звуки, а НЕДЕЛИМЫЕ РЕЧЕВЫЕ ЕДИНИЦЫ. Вспомните: вместо «мама» — «ма», вместо «дай» — «да». В школе же ребёнка сначала учат членить слово на отдельные звуки, затем записывать звуки буквами и уже потом складывать эти буквы в слоги. То есть МА мы должны сначала разделить на М и А, а потом обратно это всё сложить и прочитать. Зачем такие сложности? Непонятно.

Обучение чтению по букварю

Да и слоги в русском языке тоже разные. Есть слоги маленькие, как неделимые речевые единицы — по, зы, ва и т.д. А есть слоги большие, из четырёх и даже из восьми букв. Такие слова прочесть даже пятикласснику бывает непросто. Говоря о дошкольниках, прочтение, например, слова «тетрадь» для большинства из них вызовет серьёзные трудности. ТЕТ-РАДЬ. Каждый слог состоит больше, чем из двух букв. Пока ребёнок дочитает слово до конца, он уже забудет, какие буквы были вначале. А ещё эти чёрточки, которые мешают целостному восприятию слова!

У Зайцева слово ТЕТРАДЬ состоит из 4-х кубиков, каждый из которых представляет ту самую понятную ребёнку неделимую речевую единицу: ТЕ Т РА ДЬ. И никаких чёрточек! Вот почему обучение чтению по данной методике даётся детям намного легче.

Гениальное решение

Взяв за единицу обучения чтению не слог, а склад, Н. Зайцев уже заслужил почёт и уважение. Но он пошёл дальше. Николай Александрович отказался от букварей и тетрадей. Он записал склады на КУБИКАХ! И это было вторым его гениальным решением.

Кубики для ребёнка — это игровой материал. Играя с кубиками, ребёнок сам того не замечая, учится читать. Всё происходит естественно, без навязывания, с интересом и желанием со стороны ребёнка.

Понятно, что чем раньше мы дадим ребёнку поиграть с такими кубиками, тем быстрее он научится читать. Играть с кубиками можно начинать с 2-х летнего возраста, а вот целенаправленно учить читать надо не раньше, чем с 4-х лет. И только с помощью кубиков Зайцева.

Кубики Зайцева — одновременно игровой и учебный материал

Это какой согласный: мягкий или твёрдый?

Некоторые педагоги утверждают и уверяют родителей, что дети, которые учатся читать по методике Н. Зайцева, испытывают трудности в составлении звуковых схем. «В схемах, — говорят они, — каждый звук обозначается своим цветом: гласный — красным, мягкий согласный — зелёным, твёрдый согласный — синим. А у Зайцева кубики жёлтые, коричневые и серые. Ребёнок точно запутается».

Открою вам «секрет», что цвет кубиков НИКАК не связан с мягкостью и твёрдостью согласных. У Зайцева кубики с мягкими согласными маленькие, а с твёрдыми — большие. И в школе составлять звуковые схемы все дети учатся на равных условиях.

МА или МЯ?

Различать, где мягкий согласный, а где твёрдый, учат в школе для того, чтобы ребёнок мог правильно подобрать гласную букву. Например, в слове МАМА первый звук — твёрдый согласный, значит, после М запишем А. В слове МЯСО первый звук — мягкий согласный, значит, после М запишем Я. Также ребёнок должен рассуждать, когда встаёт вопрос: нужно писать мягкий знак на конце слова ЛОСЬ или нет.

Вот пишу, а у самой от этих рассуждений голова идёт кругом. Ну разве под силу маленькому ребёнку делать такие умозаключения?! Конечно, нет. И большинство детей в школе, поверьте, выбирают букву наугад. Отсюда катастрофическое количество ошибок в тетрадях учеников.

По методике Н. Зайцева такие рассуждения строить не надо. Для ребёнка очевидно, что МА и МЯ — это РАЗНЫЕ склады. Перепутать никак нельзя. Моя ученица-дошкольница долго смеялась над фразой, которую написала её подруга-сверстница: МАМА, Я ТИБА ЛУБЛУ. Она искренне удивлялась, как так можно было написать.

У детей, которые учились читать по методике Н. Зайцева, не только не возникает трудностей в написании слов с мягкими и твёрдыми согласными. Эти дети вообще ОЧЕНЬ ГРАМОТНО пишут. В чём секрет? Да в том, что обучение построено на запоминании зрительного образа слова, а не слухового. Ребёнок с самого начала запоминает, что вода — это не «ВАДА», а «ВОДА».

А есть ли минусы?

В каждой методике есть плюсы и минусы. Методика Н. Зайцева не исключение.

Одним из «минусов» можно назвать высокую цену основного пособия. На официальном сайте «Методики Н. Зайцева» кубики можно купить за 4 200 руб. (без доставки). Но это на официальном сайте.

Кубики довольно прочные, поэтому подержанные кубики тоже подойдут. Их можно купить на сайтах типа Авито. Много случаев, когда одни родители отдают кубики другим родителям абсолютно бесплатно.

Основное пособие по обучению чтению Н.Зайцева

Читайте также:  Понятие здоровья ребенка критерии развития

Помимо кубиков в основное пособие входят ещё серия настенных таблиц, диск с попевками и «Учебник для родителей, воспитателей и учителей».

Так что этот «минус» так себе.

Есть ещё один «минус». Создавая свою методику, Н. Зайцев сознательно не стал составлять никаких методических пособий с конспектами занятий, с планированием. Он решил, что каждый педагог должен сам спланировать занятия, опираясь на свой опыт и профессионализм.

Ну хорошо, педагог, допустим, сможет это сделать (хотя это не так просто!). А как же быть с родителями? А никак. Отсутствие таких пособий — действительно большая проблема для родителей, да и для многих педагогов тоже.

Так что же: пора переходить в обучении чтению на методику Н. Зайцева или нет?

Начав обучать детей по методике Н. Зайцева, я быстро поняла, что для эффективного обучения чтению даже такой замечательной методики маловато. Поэтому в настоящее время в своей работе я использую и другие методики — «школьную»и методику Г. Домана. А также свои авторские пособия по развитию речи, навыка чтения и мелкой моторики.

Какую бы методику вы не выбрали, главное — соблюдать три условия:

1. Дети не должны испытывать серьёзные трудности.

2. Детям должно быть интересно.

3. Должны в обязательном порядке учитываться индивидуальные и возрастные особенности ребёнка. (Особенности дошкольников: ведущая деятельность — игра, преобладание наглядно-образного и наглядно-действенного мышления, огромная потребность в движении).

Источник

Родители, интересующиеся развитием своего дитя с раннего возраста, не раз слышали о методике Зайцева, которая обещает научить малыша бегло читать уже в дошкольном возрасте. Педагог с большим опытом разработал собственную систему подачи материала для самых маленьких, которые в процессе игры с кубиками познают азы чтения, письма и даже счета. С годами методика усовершенствовалась автором и теперь практикуется в детских садах и начальной школе, но быстро научить читать своего ребенка можно и в домашних условиях.

Методика Зайцева: основная суть и особенности

Педагог выступает против поэтапного знакомства с буквами в процессе обучения малышей, а напротив, утверждает, что ребенок должен видеть весь объем информации сразу и понимать, чем отличаются разные слоги, сколько их может быть в целом и какие действия с ними можно совершать. Для этого различные вариации слогов и отдельные буквы нанесены на стороны кубиков, с которыми можно играя учиться читать.

Методика Зайцева для детей раннего возраста помогает быстрее начать читать

Зайцев предлагает начать обучение именно со складов, а не со слогов, например, в слове «КРОТ» — один слог, но три склада – К-РО-Т. Так малышам будет проще составлять самостоятельно слова из складов, нанесенных на стороны куба.

Одна из важнейших особенностей подобной методики – это то, что ребенок запоминает не отдельные буквы, а сразу склады, поэтому во время чтения ему не нужно будет вспоминать, что за слог составляют две буквы Б и Ю, он не будет его читать как БЭ-Ю, а сразу вспомнит склад БЮ и назовет его, не вдаваясь в подробности, из каких букв он состоит.

Обучение чтению по методу Зайцева

Талантливый российский педагог настаивает на том, что для успешного раннего развития малыша нужно весь материал давать сразу и только в форме игры: дитя дошкольного возраста быстро утомляется от монотонной подачи информации и теряет интерес к обучающему процессу. Поэтому важно подобрать индивидуальную игровую форму изучения материала, которая увлечет именно вашего малыша.

Обучение чтению по методике Зайцева позволяет еще до школы научиться бегло читать

Зайцев предлагает соблюдать простые правила, которые превратят обучающие уроки в интересный и познавательный процесс:

  • дать малышу сразу все кубики и позволить с ними играть, рассматривать, определять их различие по цветам, весу, цвету;
  • не нужно ничего объяснять и долго рассказывать, что к чему: сразу покажите весь набор и называйте изображенные на них склады;
  • сразу начинайте составлять из складов простейшие слова – МАМА, ДЯДЯ;
  • весь процесс обучения вести только в игровой форме;
  • склады нужно пропевать, затем научиться петь цепочки из слогов. Настаивать на том, чтобы ребенок пропевал вместе с вами, не нужно. Когда он будет готов, малыш сам начнет подпевать;
  • добиться хороших результатов можно только при регулярных уроках.

Методика Зайцева больше похожа на игровой процесс и отличается тем, что ее можно адаптировать под запросы каждого ребенка: если малыш – любитель сказок, можно придумывать различные сюжеты о том, как один склад ходил к другому в гости или они вместе играли на лесной поляне. Если ребенок – прирожденный строитель, соорудите вместе с ним башни МА-ГА-ЗИ-Н, ДО-М, ГА-РА-Ж. Если дитя больше любит играть с машинками, составляйте паровозик или играйте со складами в гонки. В игровом процессе можно фантазировать безгранично, дети должны двигаться, танцевать, петь, прыгать, им это будет интересно. В результате они научатся быстро воспринимать на слух сразу склады, а затем и целые слова.

Технология обучения 

Пошаговый процесс обучения чтению по Зайцеву базируется на определении и запоминании различных складов, поэтому ребенок должен научиться различать их. Для этого разработчик методики наглядно продемонстрировал на примере кубиков, как отличаются звонкие, глухие, приглушенные, мягкие, твердые склады.

Такое пособие для детей представляет собой следующий набор демонстративного материала:

  • 52 кубика и 7 дополнительных, на которых содержатся повторяющиеся склады для создания простейших слов – МАМА, ПАПА;
  • всего изображено 200 складов, из которых можно собрать любое слово;
  • все кубические элементы различны по размеру, материалу изготовления, цвету, весу;
  • на больших изделиях изображены склады с твердым звучанием, на маленьких – с мягким;
  • звонкие склады написаны на металлических кубиках, глухие – на деревянных;
  • золотые – гласные буквы, на железно-деревянных элементах – склады с твердым знаком, на железно-золотых – с мягким;
  • белые служат для изображения знаков препинания;
  • есть и цветовой подбор букв, который кардинально отличается от школьной формы подачи материала: гласные обозначаются голубым цветом, согласные – синим, твердый и мягкий знаки нарисованы зеленым цветом.

Для повышения эффективности уроков можно использовать дополнительные пособия – таблицы со складами, картинки, организовать игровое поле, когда демонстративный материал располагается на стене.

Читайте также:  Ребенок зачатие и развитие ребенка

Для придания занятиям игровой формы используются кубики со складами, предназначенные для раннего развития ребенка

Аналогичным образом малышу преподается математика. Для этого используют четырехцветную картонную ленту, на которой сгруппированы числа от 0 до 99. Обучение счету состоит из дополнительных пособий в виде таблиц и кубических элементов, которые визуально представляют процесс сложения и вычитания чисел, образно поясняют состав числа и знакомят с многозначными числами.

Как организовать процесс обучения

Чтобы родителям и детям процесс обучения давался легко и понятно, Зайцев дает примеры проведения уроков и подсказки, как завлечь дитя в игру:

  • начинать знакомство с пособием нужно в виде непринужденной игры, когда малыш сначала сам потрогает кубические элементы, построит башню, определит их разницу. Только потом можно начинать проговаривать и пропевать склады, изображенные на них;
  • важно познакомить ребенка со звучанием железных, золотых и деревянных изделий, если с первого раза малышу будет понятна разница, можно переходить к формированию одинаковых по звучанию групп из кубиков;
  • можно раскладывать все изделия по размеру и рассказывать, что большие и крепкие – это твердые склады, а малютки – это мягкие по звучанию малыши;
  • пропевая склады, ребенку проще их воспринимать и запоминать, поэтому полезны в процессе обучения попевки, которые есть в методическом материале от разработчика;
  • можно просить ребенка найти свою любимую букву, когда знакомство со складами уже состоялось, можно переходить к поиску любимых или заданных складов или составлению простейших слов. Эффективно для улучшения восприятия просить выбирать золотые, деревянные, железные кубики: малыш должен понимать, чем одни отличаются от других;
  • желательно соблюдать алгоритм занятия: сначала пропевать склады на кубах, затем в таблицах, после переходить к составлению слов;
  • средняя продолжительность урока – 20 минут, не стоит заставлять ребенка заниматься через силу.

Методика дает результаты только при соблюдении указанных автором рекомендаций и регулярности занятий.

С какого возраста можно начинать обучение

Методика интересна тем, что практиковать ее можно начиная с рождения, но в этом возрасте малыш будет только рассматривать кубики, после сможет трогать их, знакомиться с формой, цветом, разницей в материале изготовления. После года малыш может строить из них сооружения и узнавать буквы. Ближе к двухгодовалому возрасту можно переходить к изучению складов, когда ребенку уже знакомы изделия, а родители предлагают с ними новые игры. Чем старше дитя становится, тем сложнее будут задания.

Каких результатов можно достичь

На основе отзывов практикующих методику преподавателей была составлена статистика, в которой отображено достаточное количество занятий для того, чтобы малыш определенного возраста начал читать:

  • в 3-летнем возрасте потребуется примерно полгода, чтобы малыш начал читать свои первые слова;
  • после 4 лет для этого нужно 16 уроков;
  • в 5 лет процесс пойдет быстрее – 5–10 занятий;
  • в 6 лет для получения навыков чтения будет достаточно 4–6 раз.

Уроки по методике российского педагога помогают сформировать у малыша навыки моментального восприятия складов и составления их в слова, что позволяет в игровой форме научить его бегло читать еще в детском саду. Используя дополнительные обучающие материалы, можно научить дитя и математике, при этом его знакомят сразу не с десятью числами, а с сотней или тысячей. Такой способ раннего развития требует не только усердия, регулярности и индивидуального подхода, но и специальные изделия, а также методические материалы.

Читайте также: методика домана

Источник

Методика раннего развития детей.

Методика Николая Зайцева

Рассмотрим основные принципы Николая Зайцева. Предложим методику проведения урока по Зайцеву, а также дадим ответ на вопрос: В чем состоит уникальность волшебных кубиков Николай Зайцева?

В школе идет обучение с губ учителя на ухо ученика, а между тем 80 % информации ребенок усваивает глазом. Я тысячи раз показываю, может быть, десятки тысяч раз… Древней системой преподавания пользоваться больше нельзя: изменилась жизнь, изменился способ восприятия информации и изменился ее объем. (Н. Зайцев)

Новое — забытое старое

Методика Николая Зайцева занимает особое место в педагогике. Российский учитель и воспитатель одним из первых начал практиковать раннее обучение детей счету, чтению, музыке, иностранным языкам (в частности английскому) и другим познавательным дисциплинам.

Более известен Зайцев, конечно, благодаря своим кубикам, которые применяют в работе многие преподаватели и воспитатели детских садов. Но обучение по методике Зайцева — не только таблицы слогов, складов и арифметических действий. Это и забавные игрушки, издающие разные звуки, музыкальные инструменты, кубики с разрезными картинками, карточки, пазлы, строительные наборы и т. д.

Николай Александрович Зайцев родился в 1939 году в Новгородской области в семье сельских учителей. После войны приехал в Ленинград. Окончив школу, два года работал шлифовщиком, формовщиком. Затем поступил в Ленинградский педагогический институт им. Герцена (филологический факультет, специалист со знанием иностранного языка). На пятом курсе побывал на практике в Индонезии. Обучая местных жителей русскому языку, будущий педагог уже тогда задумывался об оригинальной образовательной программе.

Вернувшись в СССР, Зайцев начал преподавать, продолжая заниматься собственными разработками. Работал воспитателем в детском доме, колонии для малолетних преступников, интернате для умственно отсталых, преподавателем русского языка и литературы, английского языка, русского как иностранного.

За время работы в школе Зайцев определил для себя направление педагогической деятельности — обучающие программы для самых маленьких.

В те годы (а это был конец 70-х) официальная педагогика не признавала никаких отклонений от традиционных форм обучения. Прошло более десяти лет, прежде чем пособия Зайцева увидели свет, а его методика стала применяться воспитателями и учителями, хотя официального одобрения Министерства образования она не получила до сих пор. Зайцев, между тем, продолжает читать лекции, у него много учеников и последователей, по-прежнему выходят его новые пособия и разработки по раннему обучению.

Основная идея методики Зайцева заключается в следующем: обучение должно опираться на все формы восприятия ребенка — мышление, активную практическую самостоятельную деятельность, слух и зрительную память, а главное — надо помогать ребенку читать и считать играя, весело, без утомительного сидения за партой.

Здесь уместно вспомнить, что традиционная педагогика располагала учебный материал по неизменному принципу: правило — упражнение. Кроме того, весь материал не собирался в определенном месте. Не использовался он и по системе «от частного — к общему, от общего — к частному».

Читайте также:  Половое развитие ребенка по годам

Вот на эти изъяны и обратил внимание Зайцев. Он предложил новый способ обучения, приняв за единицу строения языка не слог, а склад, пользуясь которым малыш начинает составлять отдельные слова. Эти склады расположены на разных сторонах кубиков Зайцева. Данная методика используется не только для ускоренного обучения детей русскому языку: с ее помощью точно так же быстро можно выучить английский и любой другой язык.

Между прочим, складовой метод известен еще со времен Л. Н. Толстого. Складом считается слияние согласной с гласной, отдельно гласная в качестве слога, отдельно согласная (в закрытом слоге), согласная со знаком. Например, СО-БА-КА, ПА-РО-ВО-3, А-И-С-Т и так далее. Младенец начинает говорить

МА-МА по складам, а не по буквам или целым словом. По складам же легче и естественнее научить его читать. Так что Николаю Зайцеву было на что опираться в своей программе.

Склады в таблицах и на кубиках различаются по цвету, размеру, объему, звучанию (кубики наполнены разными материалами). Благодаря этому ребенок без труда усваивает разницу между гласными и согласными, твердыми и мягкими, звонкими и глухими. Другими словами, ребенок не идет от простого к сложному (буква — слог — слово), а получает сразу доступ ко всем складам, которые запоминает через многократное повторение и складовые припевки.

Весь материал тоже предъявляется ребенку целиком, т. е. если это кубики — то сразу все, если таблицы — то все, которые можно усвоить. Все продумано так, чтобы малыши не испытывали на занятиях напряжения и дискомфорта. Таблицы располагаются на высоте 170 см от пола. Ребенок учится стоя, что благотворно сказывается на его осанке. Буквы изображены крупно, не нужно напрягать зрение, ребенок все время в движении, занятие идет в игровой форме, ничего не заучивается и не зазубривается.

Однако в таком подходе есть и свои сложности. Первое: складов более 200, а букв, как известно, всего 33. Поэтому ребенок, который обучается по Зайцеву, получает в 10 раз больше информации, чем тот, которого учат читать как обычно. И наконец, навык чтения по складам не соответствует школьной системе чтения по буквам. А это значит, что ребенку придется учиться читать заново. И выполнять такие обязательные виды разборов, как фонетический, словообразовательный, по составу, ему вначале будет намного труднее.

Принципы методики Зайцева

♦ От общего к частному и от частного к общему.

♦ От конкретно-образного через наглядно- действенное к словесно-логическому.

♦ Обеспечение наглядности (не только от слова «глядеть») с использованием различных каналов восприятия.

♦ Системная подача материала.

♦ Алгоритмизация учебных действий.

♦ Учет физиологии восприятия учебной информации.

♦ Охрана здоровья учащихся.

➠ Складовой принцип обучения чтению с помощью звучащих кубиков адекватен нейрофизиологической свободе, т. е. свободе, при которой ребенок, как начинающий музыкант, по своей инициативе ведет творческий поиск нужных ему звуков-нот, извлекает их с помощью собственных усилий, сам себя слышит, сам себя корректирует. (Н. Зайцев)

Творец программ — ребенок

Как объяснить ребенку, почему сегодня нужно изучать эту букву, а завтра — другую? Просто: легко, в виде игры или сказочной истории. Во всяком случае, как считает Зайцев, это наилучший способ определить направление учебы, поскольку весь объем изучаемого языка предлагается детям сразу: берите, сколько сможете! По его методике, нет трудных слов или легких, нет четко составленной программы и жестких сроков. Учитель работает по программе ребенка — делать то, что хочется, всегда интереснее, чем то, что надо. Он просто спрашивает детей, чем бы они хотели заняться.

Если девочке нравится буква Ю, потому что ее зовут Юля, не надо ждать, пока до этой буквы дойдет очередь. Если мальчик интересуется машинами и хочет узнать, как пишется слово «карбюратор», — пожалуйста. А может, ребенку сегодня прочитали сказку и ему запали в душу какие-то причудливые имена? Учитель с детьми вооружаются кубиками, таблицами, картинками и начинают играть с теми словами, которые они вместе выбрали. Это и есть сотрудничество.

Методика совершенно не агрессивна по отношению к детям. В группе нет отстающих и неудачников. Материал могут освоить даже те, кто, казалось бы, не способен на это. Занятия построены так, что у ребенка нет страха перед ошибкой, — ведь это игра, в которой каждый занят своим делом. Даже пишут все только карандашом, чтобы всегда оставалась возможность исправить, не испортив красивую тетрадку.

Занятия Зайцева вообще невозможно назвать уроком. Дети бегают наперегонки, прыгают, поют, танцуют, возятся на полу, висят на спортивных снарядах и т. д. Так что сколиоза, быстрой утомляемости, ухудшения зрения, стрессов и прочих атрибутов традиционной учебы здесь опасаются меньше всего. В результате даже молчаливые дети начинают говорить, расширяется словарный запас, речь становится более правильной, чем у ровесников. А главное — у детей появляется масса интересов. Им хочется иллюстрировать сочинения и подписывать картинки, читать стихи и петь.

Методику Зайцева можно применять разными способами. Можно устроить ребенка в детский сад, где общение строится именно по этой системе. Можно найти и частного преподавателя.

Учитель может приходить домой, но лучше все же, чтобы ребенок занимался вне дома. Во-первых, на чужой территории ему проще собраться и сосредоточиться. Во-вторых, он сможет общаться с другими детьми (в группе и материал усваивается лучше). В-третьих, ребенок привыкнет к процессу сборов, подготовки домашних заданий — всему тому, что ожидает его в школе.

Вообще, проверять задания и неотлучно сидеть с ребенком — занятие не очень полезное, другое дело — соучаствовать с ним в учебных делах. В конце концов, можно заниматься развитием ребенка и самостоятельно, воспользовавшись советами «зайчистов», хотя это и не гарантирует более высоких результатов.

Конечно, на этом пути трудности неизбежны, тем более что, как уже говорилось, методика до сих пор не утверждена официально (нет нужды напоминать об инертности госучреждений, препятствиях, с которыми сталкивается все новое, и т. д.). Но это не повод отступать. Как считают последователи Зайцева, его методика — одна из самых прогрессивных, а значит, за ней будущее.

Источник