Методика развития ребенка николаев

Методика развития ребенка николаев thumbnail

На сегодня существует множество педагогических методик. Родители, для которых интеллектуальное развитие собственных детей не является пустым звуком, теряются перед разнообразием систем и технологий обучения. Большое количество предложений — это неплохо, есть вероятность сделать оптимальный выбор. Но с другой стороны, сначала нужно понять, как работает та или иная методика. Сегодня мы расскажем вам о методике Николая Зайцева.

Кто такой Николай Зайцев?

Родители Николая Александровича Зайцева работали в сельской школе. Закончив учебу в школе, Николай проработал 2 года на заводе, после чего пошел по стопам своих родителей. В 1958 году он поступает в педагогический институт на филологический факультет. На пятом курсе его отправляют проходить практику в Индонезию, где он работает переводчиком.

Методика развития детей раннего возраста Николая Зайцева занимает особое место в педагогике. Российский учитель и воспитатель одним из первых начал практиковать раннее обучение детей счету, чтению, музыке, иностранным языкам (в частности английскому) и другим познавательным дисциплинам.

Известный педагог Николай Зайцев создал собственную учебную систему для детей 3-5 лет, по которой дети учатся читать и решать математические задачи. Действительно, благодаря этой системе множество малышей овладело и усвоило новые для себя навыки абсолютно без принуждения и привычной для школы зубрежки.

методика зайцева

Основные принципы методики Зайцева

Методика Зайцева имеет следующие основные принципы:

  • От общего к частному и от частного к общему.
  • От конкретно-образного через наглядно- действенное к словесно-логическому.
  • Обеспечение наглядности (не только от слова глядеть) с использованием различных каналов восприятия.
  • Системная подача материала.
  • Алгоритмизация учебных действий.
  • Учет физиологии восприятия учебной информации.
  • Охрана здоровья учащихся.

Кубики Зайцева

Зайцев дает нам новую модель обучения: склады. Он смоделировал свои кубики, на сторонах которых написаны склады. В комплектах, которые вы можете встретить в продаже, могут немного отличаться: по размеру, весу, материалу, из которых изготовлены, и наполнителям. Это 52 кубика, в которых 7 повторяются слоги для таких слов, например, как мама.

Склад, в отличие от слога, это не только сочетание согласной и гласной, это может быть и отдельная буква, как в слове С-ЛО-Н или сочетание буквы и знака (мягкого или твердого) например ТЬ или НЬ.

Таким образом, ребенку понятнее, так как он в недалеком прошлом учился выговаривать первые слова. Например, МА-МА, МА-ШИ-НА. Так ребенок начинает говорить, так ему легче учиться читать.

Особенность кубиков:

  • Они могут быть деревянные или железные. И неспроста. Железные обозначают звонкие склады, деревянные глухие.
  • Все буквы на них разных цветов, например, гласные голубые, согласные синие. Таким образом, мы можем отличать гласные от согласных.
  • Знаки (твердый и мягкий) обозначены зеленым цветом.
  • Большие и маленькие кубики тоже имеют различия: на больших склады твердые, на маленьких мягкие.
  • Нет складов ЖЫ, ШЫ, ЖЯ, ЩЯ, что позволит ребенку не делать в словах грубые ошибки.
  • Белый кубик со знаками препинания.

Так ребенок по складам знакомится со словами и начинает читать, лучше говорить. Затем можно переходить к обучающим таблицам.

зайцев методика

Методика обучения чтению

Методика чтения Зайцева и его обучение чтению известны по всему миру. Зайцев ввел такое понятие, как слог, который представляет собой пару громкий + согласный, а также согласный с твердым знаком + согласный с мягким знаком, плюс одна отдельная буква. Многие родители знают о Зайцевских кубиках, на которые нанесены слоги.

В основе системы Зайцева лежит принцип: от простого к сложному. И этот принцип взят из самой жизни, ведь малыш, когда начинает говорить, не говорит целые слова, а произносит отдельные звуки или слоги. Это и означает — идти от простого к сложному.

Во время обучения дети работают с отдельными слогами, они поют их или в такт ритмично хлопают в ладошки. Все кубики звучат по-разному, благодаря чему дети быстро понимают разницу и различия между гласными и согласными слогами, звонкими и мягкими согласными. Николай Зайцев вывел 46 признаков, по которым его кубики различаются между собой. Например, для деревянных кубиков характерный звук постукивания, а для золотых — звонкий.

Читайте также:  Развитие креативности ребенка в детском саду

Математика за Зайцевым

Сначала дети учатся считать от 0 до 100. В этом малышам помогает разноцветная лента, на которой кружочками, квадратиками или специальной матрицей нанесены числа. Матрица наглядно демонстрирует число относительно 100. Например, 65 — это 65 закрашенных карточек, а еще оставшиеся 35 карточек не окрашены.

Следующая ступень после освоения азов сложнее. Дети учатся складывать числа, вычитать, оперировать трехзначными числами. Для этого используют кубики во время чтения, а также специальные таблицы, игровые наборы.

методика чтения зайцева

Для какого возраста подходит методика Николая Зайцева?

Система также не привязана к конкретному возрасту. Вы можете начинать ее осваивать и в год, и в два, и в пять лет.

Для деток от 1 года: ребенок быстрее заговорит и одновременно освоит азы чтения. Но на первых порах лучше с ним играть в простые игры: найди большой или маленький кубик, разложи по цветам или звукам.

От 3 лет и старше дети начинают читать уже через несколько уроков. Занятия можете моделировать сами и смотрите по своему ребенку, если ему интересно, можете заниматься чаще, если не привлекает, отложите. Обычно детям нравится играться с кубиками порой не по назначению.

Преимущества методики

    • могут учиться дети младших возрастных групп 3-5 лет;
    • игровая форма обучения интересна маленьким детям;
    • первые результаты появляются уже через несколько занятий;
    • дети быстро запоминают склады и начинают читать;
    • ваш ребенок никогда не сделает грубых ошибок в словах;
    • методика доступна как для работы в коллективе, так и в домашнем индивидуальном использовании;
    • можете обучаться в своем заданном темпе;
    • довольно простой и наглядный материал.

методика зайцева

Недостатки методики

  • отсутствует развитие творческих способностей;
  • могут возникнуть сложности с вычленением отдельного звука из слова, что повлияет на письмо;
  • методика больше подходит детям, у которых правое полушарие мозга развито лучше;
  • в школе вам придется переучивать ребенка, так как малыш, используя в составе слова склады, не сможет правильно сделать фонетический состав слова. Так как склады не соответствуют слогам, ребенок будет путаться и ошибаться;
  • методические пособия не из дешевых, могут позволить не каждые родители;
  • для проведения занятий в домашних условиях самим родителям придется потратить достаточно времени, чтобы прочитать и самим освоить материал, а потом уже преподнести его для ребенка. Просто так сесть и позаниматься у вас не получиться! А если вы еще решите изготовить кубики своими руками, то придется потратить не один вечер на мастерство. И далеко не каждая мама располагает ресурсом времени (хотя для изготовления кубиков можно привлечь всех домочадцев);
  • некоторые дети проглатывают окончания в словах.

Зайцев и его методика произвели настоящий фурор в области развития интеллектуальных особенностей ребенка. Выдающийся ученый Николай

Зайцев внес неоценимый вклад в развитие педагогики. С помощью его разработок дети быстро обучаются чтению и счету, но этого мало для реализации умственного потенциала детей.

Источник

Комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка раннего возраста с нарушенным слухом, Методическое пособие, Николаева Т.В., 2006.

   Предлагаемая методика комплексного психолого-педагогического обследования может быть использована в процессе коррекционно-педагогической работы с неслышащими детьми, которая проводится в разных видах учреждений: в дошкольном учреждении компенсирующего вида, в специальной группе дошкольного учреждения комбинированного вида, в группе кратковременного пребывания, в сурдологическом кабинете (центре) системы Министерства здравоохранения РФ, в различных реабилитационных центрах.
Методическое пособие адресовано учителям-дефектологам, педагогам-психологам и воспитателям, работающим с детьми с нарушениями слуха. Оно может быть полезно родителям маленьких детей с недостатками слуха, специалистам, занимающимся воспитанием и обучением детей с другими отклонениями в развитии, а также студентам дефектологических факультетов.

Комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка раннего возраста с нарушенным слухом, Методическое пособие, Николаева Т.В., 2006

Общая характеристика методики.
В Институте коррекционной педагогики РАО разработана и апробирована методика комплексного психолого-педагогического обследования ребенка с нарушенным слухом третьего года жизни. Специальный комплект заданий включает обследование ребенка по следующим основным линиям развития: социальное, физическое, познавательное. Кроме того, изучается предметно-игровая деятельность ребенка, определяются уровень развития его речи и состояние слуха. Выбор этих линий развития неслучаен, а определяется тем, что именно в соответствии с ними строится коррекционно-педагогическая работа в дошкольном учреждении.

Читайте также:  Задачи развития ребенка средней группы

В содержание обследования входят задания, направленные на выявление как актуального уровня развития ребенка (самостоятельное выполнение заданий), так и на определение зоны ближайшего развития (возможности ребенка в выполнении заданий с помощью взрослого).

СОДЕРЖАНИЕ.
Введение.
Часть I. Комплексный подход к оценке уровня психофизического развития ребенка с нарушенным слухом.
Общая характеристика методики.
Результаты комплексного психолого-педагогического обследования детей с нарушенным слухом третьего года жизни.
Возрастные особенности психофизического развития детей с нарушенным слухом третьего года жизни.
Индивидуальные особенности психофизического развития детей с порушенным слухом третьего года жизни.
Варианты психофизического развития детей с недостатками слуха.
Часть II. Методика проведения комплексного психолого-педагогического обследования ребенка преддошкольного возраста с нарушенным слухом.
Общие организационные вопросы проведения психолого-педагогического обследования.
Обследование социального развития.
Общие рекомендации к обследованию физического и познавательного развития.
Обследование физического развития.
Обследование сенсорного развития.
Обследование наглядно-действенного мышления.
Обследование конструктивной деятельности.
Обследование изобразительной деятельности.
Обследование подражания.
Обследование предметно-игровой деятельности.
Обследование речи.
Обследование слуха.
Заключение.
Рекомендуемая литература.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:

Скачать книгу Комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка раннего возраста с нарушенным слухом, Методическое пособие, Николаева Т.В., 2006 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу

Скачать
— pdf — Яндекс.Диск.

Дата публикации: 06.05.2019 06:39 UTC

Теги:

учебник по психологии :: психология :: Николаева

Следующие учебники и книги:

  • Основы психолингвистики, Курс лекций, Норман Б.Ю., 2011
  • Основы психологии и педагогики, Бороздина Г.В., 2004
  • Онтопсихология, Психотерапия, Эфирное поле, Менегетти А., 2018
  • Методика преподавания психологии, Учебно-методический комплекс, Окулич Н.А., 2014

Предыдущие статьи:

  • Эннеаграмма технология развития осознанности, Эффективные интегральные практики, Неаполитанский С.М., 2019
  • Руководство по медицинской психологии, Николаенко Н.Н., 2017
  • Нестандартная психология, Книга о том, как не сломаться под грузом проблем и найти радость жизни, Кирьянова А.В., 2018
  • Психология безопасной коммуникации, Монография, Нарциссова С.Ю., 2018

Источник

Воспитание современного поколения детей требует особенного подхода. Лучше всего, когда развивающие программы создают практикующие педагоги, а не теоретики. Поэтому работа Светланы Николаевны Николаевой, которая знает процесс обучения изнутри, представляет большую ценность для педагогики. Проанализируем суть научного труда.

О чем книга Николаевой С.Н по методике воспитания дошкольников экологии

Светлана Николаевна Николаева является доктором педагогических наук, главным научным сотрудником института психологии, занимающегося проблемами детства. Автор научных трудов по педагогике известна своими исследованиями, связанными с экологическим образованием. Эту тему она раскрывает и в своей работе «Методика экологического воспитания дошкольников».

Ладони держат детей и радугу

Учебник написан человеком с большим опытом воспитания детей. По мнению Николаевой С. Н., начинать экологическое воспитание надо с рассказов о природе. И когда детское сознание наполнится необходимыми сведениями, можно закрепить у воспитанника определенное отношение к окружающей среде:

  • познавательное;
  • эстетическое;
  • гуманистическое.

Важно! Николаева С.Н «Методика экологического воспитания дошкольников» — произведение, в котором автор выражает уверенность: отношение человека к природной среде — это индикатор, который показывает, насколько он образован в экологическом плане. И начинать такое воспитание важно как можно раньше, с подготовительной группы детского сада, закрепляя в средней и старшей группах.

Педагог предлагает методу экологического образования, которая состоит из двух основных моментов:

  • передать знания по экологии;
  • модифицировать их в отношения.

Экологическое воспитание дошкольников Николаевой должно заключаться в достижении итогового результата, когда ребенок осознанно будет относиться к природе бережно. Понимая, что и он — часть этой среды.

Планета с бабочкой в человеческих ладонях

Приложение к программе

Для успешной реализации такой цели Светлана Николаевна разработала специальную программу. Это «Юный эколог» для подготовительной группы Николаевой.

В данном пособии рассматривается вопрос экологического воспитания и культуры детей в дошкольном возрасте. Основа книги состоит из теоретических и практических исследований, посвященных данной теме. Этой работе автор уделила несколько десятилетий.

Читайте также:  Карта физического развития ребенка в младшей группе

Обратите внимание! Ориентировочно, читателями книги должны стать практики, занимающиеся дошкольным воспитанием, преподаватели и студенты пединститутов и педагогических училищ.

В приложении «Юный эколог» предусмотрено изучение следующих тем:

  • Растения, животные и человек обитают среди живой и неживой природы.
  • Растения и животные многообразны, их объединяет среда обитания.
  • Растения и животные растут и развиваются в своей среде обитания.
  • Человек постоянно взаимодействует с природой.

Для каких групп детских садов подходит данная книга

Экологическую культуру в детсадовском учреждении должен прививать воспитатель. Поэтому именно ему важно понимать значение экологических проблем и причин, их породивших. Данная методика разработана для детей, начиная с младшего детсадовского возраста — подготовительной группы.

«Теория и методика экологического образования детей» Николаевой С.Н.предназначена именно для самых маленьких воспитанников детсадовского учреждения, так как уже тогда малыши могут узнать важную информацию:

  • как связаны растительные, животные организмы и среда обитания;
  • насколько многообразны живые организмы, находящиеся в экологическом единстве;
  • в какие сообщества объединяются живые организмы;
  • человек является живым существом, в своей среде обитания он получает все условия здоровой и нормальной, качественной жизнедеятельности;
  • человек пользуется природными ресурсами, но при этом загрязняет окружающую среду;
  • важно охранять и восстанавливать природные богатства;
  • конечным результатом реализации методики должно стать сознательное бережливое отношение к окружающей среде.

Важно! Основные аспекты программы следующие: конечным результатом работы по экологическому воспитанию является отношение. Воспитателю отведена роль носителя экологической культуры.

Воспитатель и малыши детсадовской группы на занятии

Методика образования детей по Николаевой С.Н.

«С. Н. Николаева „Юный эколог“ — подготовительная группа» — это труд, в котором автор предлагает использование следующих групп методов в комплексе, чтобы на практике повышать уровень экологического образования детей и развивать экологическую направленность их личностей:

  1. Воспитателю и ребенку надо вместе заниматься созданием и поддержкой необходимых условий жизни, которых требуют живые существа.
  2. Наблюдать — значит чувственно познавать природу. С помощью такого метода достигается осуществление прямого контакта с миром живой природы.
  3. Моделирование поможет реализовать поставленные цели.
  4. Использование словесно-литературного метода специфично в связи с особенностями речи малышей.

С.Н.Николаева реализует поставленные в программе задачи таким образом:

  • Предлагает знакомить детей с природой на основе научных фактов.
  • Заводить в детском саду животных и наблюдать за ними, создавать необходимые условия для их полноценного существования.
  • Учить детей ухаживать за комнатными растениями путем организации зеленой зоны.
  • Наблюдать за природой и таким образом чувственно познавать природу.
  • Понедельно изучать сезонные явления природы.
  • Наблюдать, как растут и развиваются живые существа.
  • Проводить опыты.
  • Использовать моделирование и наглядные пособия.
  • Ввести использование сюжетно-ролевых игр.
  • Заниматься организацией комплексных мероприятий на экологическую тематику.
  • Создавать и поддерживать условия, в которых живые существа смогут жить в детском учреждении.
  • Учиться восстанавливать предметы (чинить игрушки, книги).
  • Создавать рисунки для обмена впечатлениями от общения с природой.
  • Добровольно контактировать с растительным и животным миром: наблюдать, давать оценку односторонними суждениями, любоваться, гладить зверей, ухаживать за ними, приручать и дрессировать.
  • Проводить собственные эксперименты, используя объекты природы, наблюдать и строить высказывания.
  • Спрашивать, сообщать, участвовать в беседах, диалогах, передавать информацию, впечатления, уточнять свои представления об экологии и природе словами.
  • Просматривать книги, картины, телепередачи на природоведческие темы.

Дополнительная информация! Автор методики обучения разработала целостную систему, позволяющую реализовать экологическое воспитание детей в возрасте 2 −7 лет в детском саду и семье.

Благодаря использованию приложения «Юный эколог» практики могут успешно заняться формированием основ начала экологической культуры у воспитанников дошкольных учреждений. Конечный результат такого воспитания — человек будущего, для которого природа — это не просто абстрактное понятие, а среда обитания, которую надо беречь и охранять.

Мальчик изучает растения

Дополнительная информация! Ознакомиться с технологией можно онлайн.

Автор книги, педагог Николаева Светлана Николаевна предлагает методику экологического образования, которая состоит из двух основных моментов. Она считает, что важно передать знания по экологии и модифицировать их в отношения.

Для успешной реализации такой цели Светлана Николаевна разработала специальную программу «Юный эколог» для подготовительной группы. Ориентировочно, читателями её труда должны стать практики, занимающиеся дошкольным воспитанием, преподаватели и студенты пединститутов и педагогических училищ.

Привитие экологической культуры в детсадовском учреждении, по мнению автора — обязанность воспитателя. Поэтому именно ему важно понимать значение экологических проблем и причин, их породивших.

Методика разработана для детей, начиная с младшего детсадовского возраста — подготовительной группы. Это труд, в котором автор предлагает использование предоставленных групп методов в комплексе, чтобы на практике повышать уровень экологического образования детей и развивать экологическую направленность их личностей.

Источник