Методика развитие речи слабослышащего ребенка

Методика развитие речи слабослышащего ребенка thumbnail

Как развивать речь слабослышащего ребенка.

Главным источником накопления словарного запаса является непосредственное окружение ребенка. Следует воспользоваться любым поводом, когда ребенку можно сообщить названия предметов или действий, с которыми он столкнулся. Когда ребенок встает и начинает одеваться, можно сказать ему: Саша встал, Саша надевает футболку. На уроке ему говорят: Саша пишет, Саша рисует, Саша вытирает доску. Если ребенок не усваивает еще целых предложений, то можно называть ему каждый из данных предметов отдельно (рубашка, колготки, и т.д.) Тут же можно научить ребенка обозначать предметы и действия, связанные с одеванием, умыванием и т.п.: вода, чистые руки, грязные руки, вытирает руки, вода холодная т.д. Дальше за завтраком можно называть виды пищи (каша, молоко, хлеб, масло и т.д.) Тут можно говорить Саша пьет чай. Саша ест кашу. То же можно говорить за обедом и ужином. На прогулке можно называть любые из окружающих предметов, перед выходом на улицу можно называть : зимой – зимнюю одежду, летом – летнюю ( шуба, шапка, варежки, панама, носки и т. д.) В саду или в парке можно называть деревья, цветы, предметы развлечения и спорта ( коньки, лыжи, велосипед). Во время игры ребенок учится называть игрушки и действия, которые производятся с соответствующими игрушками (ловит мяч, везет санки, катается на коньках). Для обогащения словаря окажутся очень полезными прогулки, экскурсии, посещение магазинов, почты, и других учреждений.

Очень важно пользоваться любым маленьким событием, что бы научить ребенка называть различные явления: упал, поскользнулся, споткнулся, смеется, весело, грустно.

Другим источником накопления словарного запаса являются беседы по сюжетным картинкам и по серии картинок, составляющих рассказ. Рассматривая, сюжетную картинку, выясняют с ним названия предметов и действующих лиц, изображенных на картинке.

Если ребенку еще не доступен самостоятельный рассказ, то занятия проводятся в следующем порядке. Учитель ведет рассказ по картинкам, пользуясь ими как иллюстрацией, а ребенок вслед за ним в меру своих возможностей повторяет рассказ. Ключевые слова рассказа следует повторить несколько раз, постепенно приближаясь к все более точному их произношению.

Эффективным источником накопления речевого запаса являются так называемые сюжетно- ролевые игры. Организуя такую игру, учитель, воспитатель или мать распределяют роли между собой ребенком и куклами. В процессе игры повторяют ранее усвоенные слова и обучают ребенка новым словам. На занятиях по развитию речи проводятся инсценировки известных детям сказок. Большое внимание здесь уделяется формированию естественного темпа, ритмической структуры слова, интонации. Именно поэтому речь воспитателей и педагогов должна быть тоже естественной, обычного тембра и интонации. Некоторые взрослые начинают общаться с детьми с нарушением слуха, медленно проговаривая каждый слог. В результате ребенок усваивает подобный стиль общения. Речь становится неестественной и не понятной для окружающих.

Не следует давать ребенку сразу большое количество новых слов. На самых ранних этапах обучения ребенок еще не умеет запоминать слова, поэтому следует начинать с 4-5 новых слов, постепенно увеличивая это количество. Все новые слова необходимо много раз повторять и приучать ребенка их запоминать. На первом году обучения детям с нарушениями слуха положено знать не менее 230 слов. К семи годам словарь должен увеличиться до 2000- 2300 слов.

Дети с нарушениями слуха сталкиваются с серьезными трудностями при овладении классификацией предметов. Именно поэтому на занятиях проводятся дидактические игры с применением предметов или картинок, с обязательным проговариванием обобщающих слов. Дети также должны по одному предмету определять группу, и наоборот.

В основе овладения ребенком устной речью лежит подражание. Многократно повторяя за взрослым один и тот же материал в разных условиях, дети запоминают его. Постепенно часто употребляемые слова входят в активный словарь ребенка. Кроме того, у детей появляется навык проговаривания вслух необходимого речевого материала, развивается речевое мышление.

Коллективно выполняя задания или участвуя в общих играх, дети обязательно должны общаться друг с другом и педагогом посредством устной речи. Для этого педагог и воспитатель целенаправленно приучают детей к словесному общению, формируя нужные для этого фразы, стимулируя словесную активность. К примеру, во время дежурств детей учат задавать вопросы, давать поручения товарищам или самим просить их о помощи. На занятиях специально создаются ситуации или проводятся игры, требующие словесного общения.

Источник

Элеонора Лаврентьевна Козлова
Развитие речи детей с нарушением слуха

Развитие речи детей с нарушением слуха.

В специальных условиях коррекционного обучения детей

с нарушением слуха предусматривается целенаправленное

и последовательное развитие словесной речи: разговорной и связной

/описательно- повествовательной/.

Разговорная речь на всём этапе дошкольного детства и при нормальном слухе имеет важное значение, поскольку полно удовлетворяет естественные коммуникативные потребности ребёнка и усваивается по подражанию окружающим. Процесс овладения словесной речью у слышащих представляется в основном спонтанным, хотя и в норме имеет место обучение /уточнение, исправление, добавление, показ образца/.

Детей же с нарушением слуха необходимо обучать общению словесной речью. Необходимо обучать фразам разной логической структуры, отрабатывать с ними в процессе организации их жизни и в разных видах деятельности необходимые вопросы, побуждения, сообщения, отрицания.

В быту, на специальных занятиях, в реальных жизненных ситуациях учим детейвыражать общепринятыми словесными средствами разные потребности: просьбы, желания, жалобы, согласие или несогласие, удивление, обиду, недовольство, интерес к предметам, событиям, готовность кому-то помочь, стремление о чём-то узнать и т. д.

В процессе сотрудничества детей со взрослыми или друг с другом возникает множество подобных потребностей. В повседневной жизни детей,

в намеченных программой занятиях по разным видам деятельности /физическое воспитание, игра, изобразительная деятельность, труд, ознакомление

с окружающим, развитие речи, развитие математических представлений, музыкальные занятия, развитие слухового восприятия, обучение произношению, которые проводятся регулярно/, коммуникативные ситуации повторяются многократно.

Во всех случаях взрослый /педагог, воспитатель, родители/ следит за тем, чтобы форма речевого материала была доступна детям для полного восприятия, что проверяется сразу же при сопряжено-отражённом проговаривании каждого высказывания детьми. И перед началом деятельности, и в процессе её выполнения, и после её окончания в общении могут иметь место вопросы, какие-то сообщения или задания в форме индивидуальных и коллективных поручений.

Например, перед одеванием детей на прогулку воспитатель использует такой материал разговорной речи:

— Куда мы сейчас пойдём?

— Правильно, мы пойдём гулять.

— Какая сегодня погода?

— Да. Сегодня ясная, солнечная погода. Но на улице прохладно.

— Какую одежду мы будем надевать? У тебя есть куртка?

— Да. У меня есть куртка.

— А у Димы есть новый свитер. А у тебя есть шарф?

— Нет. У меня капюшон.

— Во дворе мы будем качаться на качелях. Потом мы будем собирать осенние листья и сделаем красивый букет.

— Мы будем кататься на санках?

— Нет.

— Почему?

Во время одевания и выхода на прогулку все действия сопровождаются вопросами, побуждениями,сообщениями:

— Идите спокойно в раздевалку. Это чей шкафчик? Открой и возьми шапку. Я застегну молнию на куртке. Что это? Это листья клёна. Листья красные, жёлтые, коричневые. Положите листочки на скамейку.Посмотрите внимательно: какое небо, какое солнышко, есть ли ветер?

После прогулки воспитатель подводит итоги, употребляя соответствующие вопросы, сообщения,побуждения и отрицания:

— Куда мы ходили? Мы играли в группе? Нет. Мы были во дворе. Какая сегодня погода? Что мы делали на прогулке? Покажите свои листочки. Какие листочки были летом? Какого цвета они стали осенью? Синие бывают? Этот букет мы поставим на окно. У нас в группе стало красиво. Отметим погоду

в календаре.

Если общение проводить постоянно, то дети постепенно не просто

за взрослым повторяют необходимые в данной ситуации высказывания,

а применяют часто повторяющийся материал /слова, фразы/ самостоятельно.

К практическому усвоению речевого материала привлекаются и родители, которые общаются с ребёнком в домашних условиях. С этой целью педагог ежедневно записывает в тетрадях задания для родителей. На занятиях

Читайте также:  Казань центр раннего развития ребенка

по развитию речи педагог учит детей участвовать в беседе, вести диалог.

Например:

Педагог: Какое сейчас время года?

Дети: Сейчас осень.

Педагог: Какой месяц наступил?

Дети: Октябрь.

Педагог: Какая сегодня погода?

Дети: Пасмурного Солнышка нет.

Педагог: Какое сегодня небо?

Дети: Серое. На небе тучи.

Педагог: Ветер дует?

Дети: Да. Немножко. Слабый.

Педагог: Какие деревья? Голые?

Дети: Да.

Обычно беседа ведётся с участием всех детей. В ней могут участвовать и кукла, и мишка, и зайка, которые дают ответы в случаях затруднений

у детей. Эти же персонажи учат вести диалог.Кукла разговаривает с зайкой:

— Зайка, где ты живёшь?

— Я живу в лесу.

— У тебя есть дети?

— Да, есть зайчата.

— Ты боишься волка?

— Да, боюсь волка и лису

.- Почему?

— Волк злой.

— А лиса?

— Лиса хитрая.

— Что ты ешь?

— Я ем травку.

— Где ты спишь?

— Я сплю под кустиком

.- Тебе холодно зимой?

— Нет, у меня тёплая шубка.

В основном, педагог учит детей вести вопросно-ответный диалог. Вначале происходит общение между педагогом и одним ребёнком: о семье,

о прогулке, об обеде, о дне рождения и т. д. Затем,постепенно организуются диалоги между двумя желающими детьми: о квартире, о выходном дне, о посещении врача и др. Опорные вопросы и ответы также могут быть заимствованы из разговоров, которые ведут между собой игрушки. Вопросы и ответы фиксируются на доске или на плакате, и дети пользуются ими, как образцами.

Диалоги составляются и по картинкам. Дети называют действующих лиц и по изображённой на картинке ситуации составляют диалог. /У врача.

В магазине. В игровом уголке и др. /В процессе обучения диалогам отрабатываются инструкции: спроси, задай вопрос, отвечай, скажи, исправь, поговорите о… .

В связи с обучением чтению обращается внимание на разговор действующих лиц рассказа. В текстах книги Б. Д. Корсунской «Читаю сам» имеется достаточное количество материала разговорной речи. В них есть диалоги.

На занятиях по развитию речи диалог может стать не только предметом обучения, но и средством обучения. Так,для уточнения значений слов: вчера, сегодня, завтра применяется диалог, в котором выясняется, кто и когда дежурил

в классе, какой будет день недели. Диалог может составляться из рассыпного текста на табличках. В диалогической форме даются детям поручения для выполнения определённой деятельности.

Например:

— Попроси карандаш.

— Какой?

— Красный?

— У кого попросить?

— У Вали.

— Зачем?

— Будешь рисовать.

— Где рисовать?

— В альбоме.

— Что рисовать?

— Фрукт.

— Какой?

— Яблоко.

Педагог обращает внимание не только на словесное высказываний,

но и на эмоциональную окраску своего поведения. Он учит выражать отношение к сказанному мимикой лица, естественными жестами. Дети кивают головой, словесно подтверждая что- либо, пожимают плечами,говоря:

-Не знаю. Не помню. Забыл, улыбаются приветливо, если вопрос собеседника им понравился и т. д.

В процессе обучения дошкольников словесной речи другой

её вид – связная описательно-повествовательная речь, которая выступает

в качестве производной от живой разговорной речи. Описательно-повествовательная речь отличается организованностью, логичностью, последовательностью. Речевой материал, который окружает детей в виде надписей на различных объектах/ мебель, посуда, помещения и т. д. / также служит развитию связной речи. Постепенно от отдельных названий, которые представлены на табличках/стол, стул, окно и т. д. /, переходят к надписям

в виде короткого связанного текста.Например: на шкафчиках, где хранится одежда каждого ребёнка,появляется короткий текст: это шкафчик Ксюши. Там есть одежда. На полочке лежит шапка, шарф, перчатки. В шкафу висят куртка

и брюки. Внизу стоят ботинки. В шкафу порядок. Затем с текстами-описаниями дети встречаются на занятиях по развитию речи, когда следует описать предмет/игрушки, овощи, фрукты и т. д/. Для описания предметов используются схемы — описания. Дети учатся по схеме самостоятельно описывать предметы.

Наряду с описанием конкретных предметов постепенно вводятся описание картинок /предметных и сюжетных/. Вначале это осуществляется описание серии сюжетных картинок, которые располагают в определённой последовательности. Подбираются подписи в виде одного-двух высказываний. Объединяя их в связный текст, иногда вводят дополнительные связки между фразами.Так вставляются слова: потом, вдруг, дальше, затем. После составления текстов по серии картинок детей учим описывать одну сюжетную картинку,

в которой отражается знакомые для детей ситуации: игры и занятия детей в разное время года, поступки детей, уход за животными и растениями.

Вначале описание может строиться из рассыпного текста. По порядку отбираются отдельные предложения, записанные на табличках. Внимание обращается на порядок отбора фраз. Иногда включаются и лишние таблички, не имеющие отношения к содержанию сюжетной картинки. Детей приучаем осознанно связывать наглядный материал с его словесным оформлением. Описательно-повествовательную речь развивают также и в связи

с прочитанными текстами рассказов, сказок. Используем содержание текстов книг Корсунской /1-3 части/. После каждого текста написаны вопросы.Задача педагога: научить детей понимать вопросы и находить ответы

в текстах.

Одним из приёмов описательно-повествовательной речи является пересказ рассказа. Обучая пересказу рассказов, использую мнемодорожки, мнемотаблицы, опорные слова.

Мнемотаблицы — это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий путём выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное — нужно передать

условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи,направленные на: развитие основных психических процессов — памяти, внимания, образного мышления; перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов

в образы, развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Мнемотаблицы помогают детям легче запоминать стихи, скороговорки, загадки, рассказы, выстраивать логическую цепочку событий и воспроизводить рассказы в определённой последовательности /начало, середина, завершение/, расширяют и обогащают словарный запас, развивают мышление, развивают фантазию, воображение, помогают составлять описательные предложения.

Суть мнемотаблиц — на каждое слово или словосочетание придумываются картинки и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, стихотворения можно «записать», используя картинки или символьные знаки.

Глядя на эти схемы, ребёнок воспроизводит полученную информацию. Схемы служат зрительным планом, помогают ребёнку воссоздать прочитанное, услышанное.

Описательные рассказы составляются детьми в начале занятия или в его конце. Для закрепления полученных знаний можно изготовить с детьми альбомы по пройденной теме с рассказами и рисунками детей. Старшие дети способны придумать свои собственные схемы — модели и мнемотаблицы, пользуясь известными им символами.

В своей работе по развитию словесной речи я использую схемы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах, фруктах, птицах, животных, насекомых, времён года. Данные схемы помогают детям самостоятельно определять главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков, обогащают словарный запас детей. Они помогают детям самостоятельно определять главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков, обогащают словарный запас детей.

Активное познание окружающего мира стимулирует развитие речи детей

с проблемами слухового восприятия. Применение большое количества наглядных и практических методов работы позволяют сформировать значения слов и фраз, обеспечить их понимание и использование в конкретных ситуациях общения. Важным условием овладения речью является наличие у детей интереса к предметам и явлениям, поддержание их активности в процессе наблюдений

и практических действий, включение новой информации в собственную игровую, изобразительную деятельность.

Литература.

1. Дошкольное воспитание аномальных детей. / Под ред. Л. П. Носковой. –М. 1993.

2. Методика развития речи дошкольников с нарушением слуха. /Под ред. Л. П. Носковой, Л. А. Головчиц- М. 2004.

3. Программа для специальных дошкольных учреждений. Воспитание

и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста. — М. 1991.

4. Ф. Ф Рау Устная речь глухих. — М 1973.

Читайте также:  Физическое развитие ребенка младший школьный возраст

Источник

Методика проведения специальных игр

Одним из эффективных средств по развитию речи слабослышащих детей старшего дошкольного возраста являются представленные игры по развитию речи, с помощью которых формируется словарь детей, ведётся работа над значениями слов и выражений, совершенствуется активизация словаря в разных видах речевой деятельности; происходит формирование разных форм словесной речи: устной, письменной; происходит развитие связной речи детей, прежде всего разговорной, а также описательно-повествовательной.

При проведении данных игр следует учитывать некоторые общие требования и рекомендации:

Ш при выборе игр необходимо руководствоваться требованиями программ по развитию речи для глухих или слабослышащих дошкольников определенного возраста, в частности, учитывать задачи работы по развитию речи, тематику и содержание занятий;

Ш при проведении игр выбор форм речи (устная, письменная, дактильная) определяется требованиями программ по развитию речи;

Ш при проведении всех игр с целью развития разговорной речи указанный словарный материал должен включаться в состав фраз, структура которых зависит от уровня речевого развития детей. В зависимости от ситуации общения с детьми данный речевой материал необходимо использовать в виде поручений, вопросов, сообщений;

Ш в процессе проведения игр фронтальная работа должна сочетаться с индивидуальной, особенно по отношению к детям, испытывающим трудности в овладении речью.

Ш в процессе проведения игр на индивидуальных занятиях в детском саду или в семье необходимо ориентироваться на уровень речевого развития ребенка и его индивидуальные особенности;

Ш предлагаемая тематика игр, оборудование, речевой материал даны, как примерные. Взрослые по своему усмотрению могут изменять тематику, оборудование, увеличивать или уменьшать объем речевого материала в зависимости от уровня умственного и речевого развития детей. Применительно к каждой игре указан только речевой материал, необходимый для усвоения содержания игры. Слова и фразы, которые постоянно используются для организации игр, оценки деятельности детей (будем играть, верно, правильно, да, нет, молодец и т.д.) не повторяются в описании каждой игры. Их используют взрослые по своему усмотрению в зависимости от игровой ситуации.

Игры на развитие речи слабослышащих детей старшего дошкольного возраста

Данные игры могут быть использованы сурдопедагогами на занятиях по развитию речи, воспитателями на занятиях по различным разделам программы, а также родителями дома.

1. Поезд

Цели: учить детей глобальному чтению; учить отвечать на вопросы.

Оборудование: игрушечный поезд с пятью-шестью вагонами, игрушки (волк, лиса, заяц, собака, кошка и др.), таблички с названиями игрушек, прикрепленные к вагонам поезда.

Речевой материал: будем играть; поезд едет. Собака, кошка, заяц, лиса, волк едут в гости к кукле. Покажи собаку (кошку…). Где едет лиса (волк, заяц…)? Верно, неверно.

Ход игры

Дети полукругом стоят или сидят перед педагогом. Педагог достает из красивой коробки игрушки, вместе с детьми называет их, дает игрушку каждому ребенку. Взрослый показывает детям поезд, к каждому вагончику которого прикреплена табличка с названием животного (СОБАКА, КОШКА, ВОЛК, ЛИСА…). Педагог говорит детям: «Будем играть. Лиса, заяц, волк… едут в гости к кукле. Где едет лиса (волк, заяц и т.д.)?» Ребенок, у которого данная игрушка, подходит к поезду, находит вагон с табличкой ЛИСА, «усаживает» в него игрушку и вместе с педагогом сопряженно-отраженно прочитывает табличку. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не разместят своих животных по вагонам. После этого поезд уезжает.

2. Карусель

Цели: те же.

Оборудование: изображение карусели на картоне, фотографии детей, таблички с именами детей.

Речевой материал: имена детей. Это карусель. Будем играть. Кто это? Это Оля….Где Оля (Катя….)? Оля (Катя…) катается.

Ход игры

Дети стоят полукругом около педагога. Педагог закрепляет на столе или на доске изображение карусели, сделанной из картона. Желательно закрепить карусель таким образом, чтобы можно было ее вращать. В каждое «сиденье» карусели вставлена табличка с именем ребенка, а на столе у педагога разложены фотографии детей. Педагог говорит: «Это карусель. Будем играть». Далее он просит одного ребенка взять табличку со своим именем, прочитать ее, подобрать к табличке фотографию и положить ее на «сидение» карусели. Таким же образом дети размещают все фотографии на свои места в карусели. После этого карусель можно запустить.

После остановки карусели игру можно продолжить, только на этот раз педагог раздает детям таблички с именами друг друга, помогает каждому ребенку прочитать имя. Затем ребенок указывает на того, чье имя написано на табличке, и подкладывает табличку к фотографии. Когда ко всем фотографиям будут подобраны таблички, карусель снова запускается.

3. Нарисуй дорожку

Цели: совершенствовать навык глобального чтения, учить понимать и выполнять поручения, развивать мелкую моторику.

Оборудование: лист белого картона с прорезями с двух сторон для домиков и табличек. С одной стороны в прорези вставлены домики с открывающимися окнами (в каждом окошке изображение игрушки: кукла, кот, рыба, мишка и т.д.), а с другой стороны в случайной последовательности в прорези вставлены таблички с названиями этих игрушек.

Речевой материал. Вот дом. Что там? Открой. Там кукла (рыба, кот, мишка…). Нарисуй дорожку. Покажи куклу (кота ,рыбу и т.д.).

Ход игры

Дети стоят около доски. На доске закреплен лист картона, на котором с одной стороны расположены домики с открывающимися окошками, а с другой — в случайной последовательности таблички с названиями игрушек. Педагог говорит: «Будем играть. Вот дом (указывает на один из домиков). Что там? » Педагог просит ребенка подойти к домику и открыть окошко. Ребенок самостоятельно (или отраженно-сопряженно) называет, кто «живет» в домике (например, «Там кукла»). Далее педагог просит ребенка найти соответствующую табличку, при этом он показывает на столбик, где написаны названия игрушек. После того, как ребенок правильно показал табличку, педагог просит его нарисовать дорожку: «Нарисуй дорожку». Ребенок рисует дорожку фломастером от домика до соответствующей таблички. Педагог прочитывает со всеми детьми название данной игрушки. Дальше дети открывают другие окошки и подбирают таблички с названиями обитателей домика, рисуют дорожки.

4. Семья

Цели: расширять словарь, совершенствовать глобальное чтение детей, учить отвечать на вопросы педагога.

Оборудование: фланелеграф, картонный дом с окошками, под каждым окошком сделаны прорези, в которые можно вставить таблички, картинки с изображением членов семьи.

Речевой материал: Это дом. Тут живет мама (папа, девочка, мальчик, бабушка, дедушка). Кто это? Где живет мама (папа и т.д.)?

Ход игры

На фланелеграф прикрепляется картонный дом с окошечками. Под каждым окном закреплена табличка с названием члена семьи. Педагог раздает детям картинки с изображением членов семьи, спрашивая: «Кто это?» На картинках изображены бабушка, дедушка, мама, папа, девочка, мальчик. Затем педагог указывает на дом и сообщает: «Будем играть. Это дом. Тут живет мама, папа, бабушка, дедушка, мальчик, девочка. Где живет мама?» Тот ребенок, у которого картинка с изображением мамы, подходит к фланелеграфу и прикрепляет данную картинку в то окошечко, под которым прикреплена соответствующая табличка. Далее педагог вместе с детьми прочитывает эту табличку. Игра продолжается до тех пор, пока все члены семьи не займут свои места в домике.

5. Мишкин дом

Цели: те же.

Оборудование: игрушечный мишка, игрушечная мебель (стол, стул, шкаф, диван, кровать, буфет), картонный или пластмассовый дом с окнами, дверью, со съемной крышей или раздвигающимися стенами, платок.

Речевой материал. Это дом. Тут живет мишка Что там? Что это? Стол, стул, шкаф, диван, кровать, буфет. Поставь стол (стул…)

Ход игры

Дети полукругом располагаются вокруг стола педагога. На столе стоит картонный дом и рядом с ним игрушечный мишка. Педагог показывает на дом и говорит: «Это дом. Тут живет мишка». Дети повторяют фразы за педагогом.

Педагог показывает на игрушечную мебель, накрытую платком: «Что там?» Он снимает платок и называет каждый предмет мебели, дети воспроизводят слова сопряженно-отраженно. Педагог заводит мишку в дом через дверь, указывает на окно: «Смотрите. Что там?» Педагог снимает крышу дома или раздвигает стены: «Смотрите». Каждый ребенок по очереди подходит к дому и заглядывает внутрь. Внутри комнаты располагаются таблички с названиями мебели. Педагог предлагает ребенку взять одну из табличек и подобрать соответствующий предмет мебели. Когда ребенок подберет предмет мебели, название повторяется со всеми детьми. Далее взрослый, показывая рукой внутрь дома, говорит: «Поставь стул (стол, шкаф и т.д.) тут».

Читайте также:  Карта развития ребенка веракса

Игра продолжается до тех пор, пока дети не поставят всю мебель на свои места в комнате. Педагог сообщает: «Дом красивый. Мишка будет тут жить».

6. Поле чудес

Цели: те же.

Оборудование: волчок со стрелкой, предметные картинки по числу детей (например, кофта, штаны, шуба, пальто, шапка, шарф), набор табличек с названиями предметов.

Речевой материал. Это юла. Я буду крутить юлу. Что у тебя? Кофта, штаны, шуба… Найди картинку. Покажи кофту (штаны…).

Ход игры

На столе у каждого ребенка лежит набор предметных картинок. У педагога на столе стоит волчок, к которому прикреплена стрелочка. Вокруг волчка лежат 5-6 табличек с названиями предметов. Педагог говорит детям: «Будем играть. Я буду крутить юлу». После остановки волчка педагог демонстрирует табличку, на которую указала стрелка, и прочитывает табличку вместе с детьми. Педагог спрашивает: «Где такая картинка? Покажите». Дети должны выбрать из набора соответствующую картинку и поднять ее, чтобы педагог мог оценить правильность выбора. Затем педагог закрепляет в наборном полотне картинку и под ней табличку. Далее педагог вызывает одного ребенка, чтобы тот раскрутил волчок. Игра продолжается до тех пор, пока не будут прочитаны все таблички. Данная игра может быть проведена и на другом тематическом материале, количество табличек может быть увеличено по усмотрению педагога.

7. Лото

Цели: те же

Оборудование: пять предметных картинок с изображением домашних животных (например, лошадь, корова, коза, свинья, собака), большая карта-лото, на которой написаны названия предметных картинок.

Речевой материал. Кто это? Лошадь, коза, свинья, собака, корова. Собаки нет.

Ход игры

Ребенок сидит за столом. Перед ним лежит большая карта-лото, на которой написаны названия домашних животных. Педагог говорит: «Будем играть», показывает картинку и спрашивает: «Кто это?» Ребенок называет картинку самостоятельно либо сопряженно-отраженно. Педагог просит найти название картинки на карте лото: «Где лошадь?» Ребенок должен найти соответствующую табличку и прочитать ее. Педагог отдает ему картинку, которую ребенок подкладывает к табличке.

В середине игры педагог показывает картинку, названия которой на большой карте лото нет. Ребенок должен определить и сказать, что эта картинка лишняя: «Собаки нет». Затем игра продолжается.

8. Книга куклы

Цели: совершенствовать навык глобального чтения; учить выполнять поручения, отвечать на вопросы педагога.

Оборудование: кукла с сумкой, набор табличек, книжка-самоделка с изображением мальчика (девочки), который выполняет разнообразные действия. Под рисунками приклеена полоска плотной бумаги для того, чтобы можно было вставить табличку.

Речевой материал. Кукла пришла в гости. Кукла будет играть с ребятами. Это книга. Что там? Что делает мальчик? Мальчик бежит (идет, стоит, упал). Иди, беги, прыгай, ползи.

Ход игры

Дети стоят полукругом около педагога. Педагог показывает куклу и говорит: «Кукла пришла в гости. Кукла будет играть с ребятами». Затем педагог указывает на сумку, которую «держит» кукла и спрашивает: «Что там?» Дети повторяют данный вопрос за педагогом. Кукла «достает» из сумки таблички с названиями действий (иди, беги…), дает детям поручения. Педагог вместе с детьми прочитывает каждую табличку, закрепляет ее в наборном полотне. Дети выполняют соответствующие действия. Далее педагог еще раз заглядывает в сумку, достает из нее книжку и спрашивает: «Что это?» Дети самостоятельно или вместе с педагогом говорят «Это книга».

Педагог открывает книгу, показывает детям картинку на первой странице и спрашивает детей: «Что делает мальчик?» Ребенок должен ответить (например: «Мальчик бежит»), взять из наборного полотна соответствующую табличку и закрепить ее в книжке. Аналогично проводится работа и с последующими изображениями.

9. Шкаф с вещами

Цели: те же.

Оборудование: шкаф из набора игрушечной мебели с полками и открывающимися дверьми, набор одежды для куклы, таблички с названиями предметов одежды.

Речевой материал. Кукла неаккуратная. Тут платье, штаны, кофта, майка, шапка. Положи майку… Повесь платье…

Ход игры

На столе у педагога стоит шкаф, а вокруг него разбросана кукольная одежда. Педагог говорит детям: «Кукла неаккуратная. Одежда разбросана. Одежду нужно положить в шкаф». Педагог открывает дверцы шкафа и показывает детям, что на полках и на вешалках есть таблички с названиями одежды. Затем он просит одного из детей взять, например, платье и повесить в шкаф («Никита, возьми платье. Повесь в шкаф»). Ребенок находит вешалку, к которой прикреплена табличка «ПЛАТЬЕ», и вешает платье куклы на эту вешалку. В случае затруднений можно взять из шкафа вешалку с табличкой и к ней подобрать соответствующий предмет. Затем другие дети точно также вешают или складывают вещи куклы в шкаф на свои места. В процессе игры можно провести уточнение значений слов «положи-повесь» («Положи майку. Повесь платье»). Аналогичную игру можно провести игру по теме «Посуда»,

10. Разложи фрукты

Цели: расширять словарь, развивать навык глобального чтения.

Оборудование: картинки с изображениями фруктов (виноград, лимон, яблоко, слива, груша) или мелкие муляжи, поднос, фланелеграф, игрушечные корзинки или вырезанные из картона. К каждой корзинке прикреплена табличка с названием того или иного фрукта.

Речевой материал: яблоко, слива, груша, лимон, виноград. Что это? Что тут? Положи правильно. Возьми грушу… Тут лежит груша (яблоко…).

Ход игры

Дети сидят за своими столами. Педагог показывает поднос, на котором лежат муляжи или картинки с изображением фруктов. Взрослый предъявляет детям поочередно все фрукты и о каждом из них спрашивает: «Что это?» Дети называют фрукты.

Далее педагог ставит корзинки на стол (или прикрепляет изображения корзинок на фланелеграф). Он раздает детям муляжи или картинки с изображением фруктов: «Маша, возьми грушу». После того, как ребенок правильно выбрал картинку, педагог предлагает положить ее в корзинку с соответствующей надписью. Ребенок читает надписи на корзинках и кладет картинку с изображением фрукта в нужную корзинку. Педагог вместе с детьми прочитывает слово, прикрепленное к корзинке и уточняет: «Тут лежит груша (яблоко)». Таким же образом другие картинки с изображением фруктов раскладываются по корзинкам. Аналогичная игра может быть проведена по теме «Овощи».

11. Делай как мы

Цели: совершенствовать навык глобального чтения, учить выполнять поручения, активизировать словарь детей.

Оборудование: маленькие игрушки (зайчик, мишка» волк, собака, ежик), таблички с названием действий.

Речевой материал: заяц, мишка, волк, собака, еж, прыгайте, бегите, стойте, идите, танцуйте, верно, неверно. К нам пришли гости. Кто это?

Ход игры

Дети сидят за своими столами. Педагог сообщает детям: «К нам пришли гости. Кто это?» Взрослый показывает каждую игрушку, дети называют ее. Затем педагог ставит игрушку на стол напротив детей. Рядом с каждой игрушкой педагог кладет табличку, на которой написано какое-либо действие. Далее взрослый говорит: «Будем играть. Ребята, встаньте. Идите ко мне». После того, как дети встали полукругом около педагога, взрослый берет игрушку (например, зайчика) и показывает ребятам его табличку. Дети выполняют соответствующее действие.

Таким образом, подводя итог по второй главе можно сказать о том, что предложенные игры не подразделяются на виды или группы, потому что при проведении каждой из них решается ряд задач. Так, при проведении одной и той же игры педагог может поставить задачу расширения и активизации словаря детей, обучения глобальному чтению, формирования умения понимать вопросы и отвечать на них. В большей степени представлены игры для работы с детьми первых лет обучения, так как на этом этапе особенно важно создать игровую мотивацию овладения речевым материалом.

Источник