Методика экологического развития ребенка

Мария Маслова
Экологическое развитие детей

1.«Экологическое развитие детей»

1.1 Роль природы в экологическом воспитании дошкольников

В «Программе воспитания в детском саду» предусмотрено всестороннее развитие детей – физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое. В процессе деятельности детей: игре, учебе, труде – формируется личность ребенка.

Основу содержания деятельности детей составляют те знания и умения, которые образуются у них в процессе знакомства с окружающим, в частности с природой. Нам думается, что ознакомление с природой – одно из главных средств всестороннего развития дошкольников. Оно осуществляется в процессе образования в их сознании конкретных знаний о явлениях неживой и живой природы.

Экологическое воспитание – новая категория, которая непосредственно связана с наукой экологией, различными ее ответвлениями.

Для развития мышления и речи ребенка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов, мира природы, общественной жизни.

Природа окружает ребенка с ранних лет. Мы считаем, что это – источник новых знаний различных природных явлений.

Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К. Д. Ушинский. Он считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Именно непосредственное наблюдение окружающей природы «…составит те первоначальные логические упражнения мысли, от которых зависит логичность, истина самого слова, и из которых потом вытекут само собой логическая речь и понимание грамматических законов».

Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, четкость и красоту речи – развития мышления и речи идет как единый процесс.

Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, творчества, чувства.

Разнообразие, яркость, красота природы, наглядность ее связей и зависимостей обеспечивают доступность их понимания детьми и оказывают существенное влияние на совершенствование их мыслительной деятельности мышления. Ребенок учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, учится элементарно объяснять наблюдаемое. Совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Это создает предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как достоверность, доказательность, последовательность, четкость. Ребенок учится рассуждать, рассказывать, описывать.

Чтобы развитие мышления ребенка при ознакомлении с природой достигло возможно более высокого уровня, необходимо целенаправленное руководство воспитателя этим процессом.

Воспитатель должен уметь правильно отобрать познавательный материал и продумать методы и приемы, с помощью которых он сможет лучше всего передать его содержание.

Красота и многообразие природы во всякое время года, изменения внутри каждого из них непосредственно влияют на эмоциональное состояние детей, вызывают у них желание наблюдать, спрашивать, рассуждать, рассказывать. Наблюдая за яркими, красочными явлениями (листопад, снегопад, метель, гроза, дети хотят постичь их, задают вопросы и постепенно подходят к их пониманию, могут объяснить, почему осенью птицы улетают, почему сегодня замерзли лужи, почему снег тает и т. д. Это создает благоприятные условия для развития логического мышления и речи.

За время пребывания в детском саду ребенок должен научиться замечать и выделять характерные особенности сезона, устанавливать простейшие связи и зависимости между предметами и явлениями, приобрести достаточно систематические знания о жизни животных и растений, то общие задачи, которые конкретизируются в зависимости от возраста детей: постепенно расширяются и усложняются.

В средней группе дети должны знать, какие явления характерны для каждого времени года, выделять некоторые признаки сезона,например: осенью созревают плоды, улетают птицы, опадают листья. В этом же возрасте малыши уже могут устанавливать простейшие связи,например: между внешним видом овощей и фруктов и степенью их зрелости, между свойствами снега и состоянием погоды, между трудом людей и временем года.

Воспитатель подводит ребят к пониманию зависимости жизни животных от сезона, необходимости создания определенных условий для роста растений.

Дети старшей группы должны знать и самостоятельно выделять несколько характерных признаков сезона, особенности его начала и конца, знать последовательность времен года; устанавливать зависимость между состоянием неживой природы, растительным миром, трудом и бытом людей.

В подготовительной к школе группе ребята могут уже объяснить некоторые причинные, последовательные и временные связи; сравнивать не только резко отличающиеся, но и сначала похожие «смежные» сезоны, находя отличительные, сходные и общие признаки; давая характеристику сезона, могут выделять признаки неживой природы, растительного и животного мира, труда и быта людей.

Таким образом, при воспитании эстетического отношения к природе в разнообразной деятельности перед воспитателем встает двуединая задача. С одной стороны, необходимо организовать специфическую деятельность, непосредственно открывающую дошкольникам красоту природы. С другой – нужно суметь соединить с познанием эстетических свойств среды любую деятельность, в том числе и такую, которая в силу своей специфики формирует иные, чем эстетические отношения к внешнему миру. Например, для формирования умения воспринимать красоту природы важно, чтобы познавательные задачи ставились достаточно часто. Педагогические ситуации, стимулирующие эстетическое восприятие природы, необходимо создавать регулярно.

1.2 Ознакомление детей с природой Родного края в педагогическом процессе ДОУ

Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на ребят в семье.

Для создания и улучшения развивающей среды в семье и обеспечения адекватного взаимодействия взрослых с детьми можно провести работу с родителями.

Установить контакт, взаимопонимание и выявить потребности родителей в вопросах воспитания детей. Прежде всего, для установления контакта и взаимопонимания с родителями необходимо каждому педагогу оценить, какими возможностями он обладает, чтоб оказать помощь родителям в воспитании детей. Кроме того, важно задуматься над тем, какую помощь от детского сада хотели бы получить родители. Так педагоги могут выявить предварительную «картину» взаимодействия и сопоставляют ее со своими возможностями.

Необходимо учесть, что родители могут знать далеко не все возможности педагогов в решении проблем воспитания детей, следовательно, потребуется раскрыть их для родителей. В связи с этим педагоги могут предложить родителям анкету или провести с ними беседу. Это возможно при проведении родительских собраний, организуя сообщения или лекции.

Предоставив родителям информацию об актуальности экологического воспитания для развития ребенка и дальнейшей его жизни, педагогам необходимо познакомить родителей с системой работы дошкольного учреждения в данном направлении. Родители должны знать, как организована жизнь и деятельность ребенка в течение дня.

Все предметное и социальное окружение дома, в семье оказывает влияние на развитие ребенка.

Это телепередачи для детей, содержание комнатных растений и домашних животных.

Умение видеть и понимать состояние другого живого существа – тонкое уважение души ребенка, зависящее от интереса к растению или животному, от степени развития наблюдательности, нравственных чувств. С этого начинается ответственность за все живое.

Воспитывая у детей интерес к таинственному миру растений, дети знакомятся с конкретными видами комнатных растений, узнают их названия, характерные особенности. Узнают,что они живые существа и у них есть потребности в определенных условиях жизни: что всем растениям нужны питательная почва (земля, вода, свет, тепло, воздух. Ребенок с помощью взрослого узнает, что без этих условий они не могут оставаться живыми.Эти условия им создает человек: сажает в горшок с землей, регулярно поливает, иногда подкармливает удобрениями, ставит в светлое место, не допускает охлаждения.

Читайте также:  Центр развития ребенка в воронеже в советском районе

Комнатные растения имеют определенное строение: у них есть корень, стебель, листья, иногда цветы. Корень (а у некоторых и стебель) находится в земле; корень всасывает из нее воду и питательные вещества, дышит воздухом, удерживает растение от падения. По стеблю питательные вещества и влага поднимаются к листьям и цветам. Дети узнают, что листья чаще всего зеленые, их много, ими растение поглощает свет, дышит, очищая листья их от пыли сначала вместе со взрослым, а затем и самостоятельно дошкольник сможет оказать действенную помощь зеленым друзьям, ребенок узнает, что все органы нужны растениям, поэтому их нельзя повреждать, ухаживать надо осторожно. Комнатные растения человек специально разводит для эстетического наслаждения, для того, чтобы в помещении стало красиво.Каждое из них красиво по-своему: листьями, стеблями, цветами. Все растения красивы, если они в хорошем состоянии, растут, цветут. Красота комнатных растений достигается созданием для них хороших условий. Комнатные растения могут плохо себя чувствовать (в этом случае они плохо выглядят,если не удовлетворяются их потребности: бледная окраска листьев, вытянутые стебли бывают при недостатке света; сохнут при недостатке влаги; вянут и гибнут при обморожении; не растут (не дают новых листьев, побегов, не цветут при недостатке питательных веществ в почве.

Комнатные растения имеют неодинаковые потребности, их строение приспособлено к разным условиям жизни. Влаголюбивые растения имеют тонкие листья, их следует часто поливать. Засухоустойчивые растения имеют мясистые листья, утолщенные стебли, в которых запасают влагу, их следует поливать редко. Светолюбивые растения ярко-зеленой окраски, яркого рисунка, их следует размещать на окне, ближе к свету. Теневыносливые растения чаще всего имеют темную окраску листьев, их можно размещать вблизи окна, недалеко от него.

У детей развивается познавательный интерес – они самостоятельно рассматривают растения, охотно участвуют в наблюдениях, делают зарисовки, задают вопросы. У детей развиваются эстетические чувства,умение замечать и оценивать привлекательные качества комнатных растений: красоту формы и окраски листьев, вьющихся стеблей, красоту цветущего растения. Дети охотно участвуют в пересаживании растений, замечают и эмоционально реагируют на появившиеся ростки, бутоны, цветы. Также развивается восприятие комнатных растений,как живых существ: дети могут заметить их неблагополучное состояние (засыхающие листья, бледную окраску, вытянутые стебли и др.); обнаружить недостаточность условий для их жизни (сухую землю, малую освещенность).Дети сочувствуют растению: сообщают об этом взрослым о замеченных неполадках, охотно выполняют поручения по уходу на растениями, помогают при их пересадке.

Если в семье собака или кошка, то дети получают представление о кошке, собаке, особенности внешнего облика, поведения. Узнают больше о жизни этих животных, понимают, что жизнь этих животных тесно связана с человеком. Дети должны знать особенности внешнего вида некоторых диких животных, их передвижение, повадки, что и как они едят, где живут, пользу или вред приносят человеку; получить представление о содержании и кормлении домашних животных.

Хорошо, если ребенка приучают считаться с отдыхом животного. Спит четвероногий друг, и ему не надо мешать, проснется – тогда можно с ним поиграть.Наблюдение за спящими животными тоже интересные: кошка принимает самые необычные позы, собакам часто снятся сны, и они повизгивают, ворчат, перебирают лапами.

Так как ребенок постоянно находится в мире игры и хорошо умея обращаться с животными, он тем не менее включает их в свои игры как партнеров, не всегда учитывая, что они живые.

Конечно, правильное обращение ребенка с животным само по себе не решит всех проблем воспитания. Но несомненно, что общение с живой природой играет важную роль в становлении личности маленького человека.

Дети проявляют интерес к жизни домашних животных, охотно наблюдают за ними, за их поведением, задают вопросы, слушают рассказы, сказки. Понимают их желания, потребности, проявляют готовность ухаживать ха ними, умеют правильно обращаться с ними (гладить, играть, ласково разговаривать, отражают эти впечатления в игре, изодеятельности.

Проанализировав опыт работы педагогов по экологическому воспитанию дошкольников, мы считаем возможным представить следующую методику экологического воспитания в ДОУ:

— Создание в детском саду условий для экологического воспитания: развивающей среды, фонда методических, наглядно-иллюстративных материалов.

— Организация «экологических пространств»в помещении детского сада: групповые уголки природы, зимний сад, теплица, комната (салон) природы. Подбор и размещение растений в соответствии с их биологическими особенностями. Экологический принцип содержания животных, оборудование их помещений под естественные условия жизни. Аквариум – модель пресноводного водоема, искусственно созданная миниэкосистема. Правильный уход – способ поддержания ее равновесия.

— Организация и оборудование «экологических пространств»на участке детского сада: площадки природы, микрофермы, «уголка нетронутой природы» (леса, луга, пустыря). Экологическаятропа на участке детского сада: оборудование, использование в педпроцессе.

— Труд людей как средообразующий фактор в жизни растений и животных. Создание условий для труда детей и взрослых в природной зоне детского сада. Выращивание и заготовка кормов для животных.

— Наблюдение – ведущий метод экологического воспитания.

— Сущность наблюдения как чувственного метода познания природы. Ведущая роль, экологический характер содержания наблюдений. Познание в процессе наблюдений морфофункциональных особенностей живых существ, их взаимосвязи со средой обитания, многообразие видов, процессов роста и развития растений и животных.

Психолого-педагогическое обоснование экологического содержательного подхода к наблюдению.

— Наблюдения в повседневной жизни – ведущая форма приобщения детей к окружающей природе. Требования к проведению наблюдений.Циклы наблюдений за объектами природы: определение содержания отдельных наблюдений, построение их последовательности, планирования. Разработка циклов наблюдений за обитателями уголка природы, сезонными явлениями, ростом и развитием растений и животных зеленой зоны детского сада.

— Организация и проведение опытнической работы с объектами природы Родного края, модернизирующая деятельность с ними. Наблюдение за изменениями природных объектов, прослеживание и обсуждение их взаимосвязей со средой обитания.

— Календари природы и их роль в экологическом воспитании. Недельная методика ознакомления дошкольников с сезонными явлениями природы; работа с календарем в разных возрастных группах детского сада. Фиксация роста и развития растении в календаре. Зимняя подкормка птиц, ее природоохранное значение. Календарь наблюдении за зимующими птицами и работа с ними в разных возрастных группах.

Экологическое воспитание на занятиях, во время экскурсий, праздников.

— Различные типы занятий по ознакомлению детейс природой Родного края: первично-ознакомительный, углубленно познавательный обобщающий, комплексный. Ведущая роль словесных методов при обучении на занятиях. Формирование обобщенных представлений о природе. Виды наглядности, ее роль и место на природоведческих занятиях. Детская природоведческая литература, ее использование в целях экологического воспитания.

— Детские праздники экологического содержания, разработка сценариев, проведение. Участие дошкольников в природоохранительных мероприятиях.

— Прогулки, экскурсии, походы с детьми на природу, их роль в экологическом воспитании. Знакомство детей с лесом, рекой (прудом, озером, лугом (поляной) как экосистемами. Организация наблюдений за растениями и животными в их естественной среде обитания; прослеживание взаимосвязей, цепочек питания в сообществах живых организмов.

Итак, ознакомление детей с природой Родного края в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней.

Источник

Особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Читайте также:  Центр развития ребенка при университете

В настоящее время проблема экологического воспитания является актуальной. В современном обществе не сформировано экологическое сознание. Министерство образования РФ для решения данной проблемы требует включать в образовательный процесс формирование знаний экологического характера у дошкольников, начиная уже с младшего возраста.

Экологическое образование в дошкольном возрасте в первую очередь направлено на развитие гуманных чувств ребенка, накопление им эмоционально – положительного опыта общения с природой.

Экологическое образование дошкольников предполагает создание системы работы в детском саду, которая стала бы интересным, увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых.

Экология – это наука о взаимодействиях живых организмов друг с другом и окружающей средой.

Экологическое воспитание – это формирование осознанно правильного отношения детей к объекту природы. Целесообразно заниматься экологическим воспитанием детей с первых лет жизни.

Экологическое воспитание включает в себя интеллектуальный, эмоционально-эстетический и действенный аспекты. Все три аспекта взаимосвязаны, составляю нравственную основу, которая проявляется в поведении ребенка.

Экологическое воспитание ребенка предполагает:

  • Воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
  • Формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
  • Развитие эстетических чувств (умение увидеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желание сохранить ее);
  • Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными.

Осознанно правильное отношение ребенка к природе строиться на элементарных знаниях экологического характера.

Экологическое знание — это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней.

Процесс приобщения детей к экологической культуре происходит с раннего дошкольного возраста. Основополагающую роль в экологическом воспитании ребенка играют, как правило, все сферы дошкольного детства: семья, сверстники, различные типы образовательных учреждений. Влияние дошкольного учреждения на формирование экологических знаний может оказаться решающим.

Окружающая среда, ее правильная организация в ДОУ и умелое включение ребенка в активное взаимодействие с окружающим предметным и природным миром являются одним из условий эффективности формирования экологических знаний в условиях дошкольного учреждения. Эффективное влияние окружающей среды на личность ребенка в дошкольном образовательном учреждении в значительной степени зависит от способности педагогов организовать такую среду.

Опыт работы многих воспитателей российских ДОУ показывает, что в процессе экологического образования и воспитания дошкольников необходимо формировать структуру целостных знаний о единстве земли, воздуха, флоры и фауны, взаимосвязи и взаимозависимости человека с миром природы.

Для экологического воспитания в ДОУ необходимы следующие условия:

  1. создание в группе уголка живой и неживой природы;
  2. создание на территории дошкольного учреждения внешних природных зон – сад, огород, экологическая тропа, зона отдыха, «птичья столовая» и т.п.;
  3. взаимодействие с родителями с целью интеграции экологического воспитания с семейным воспитанием;
  4. организация исследовательской и природоохранной деятельности детей на основе сочетания посильного детского труда с игровыми ситуациями.

Такая форма организации исследовательской и природоохранной деятельности детей решает задачу формирования у детей понимания взаимосвязей всего живого и неживого в природе.

Задачами экологического воспитания являются:

  1. формирование у детей умений и навыков по уходу за растениями и животными;
  2. воспитание чувственно-эмоциональных реакций детей на окружающую среду;
  3. воспитание у детей заботливого отношения к природе путем целенаправленного общения их с окружающей средой;
  4. воспитание эстетических и патриотических чувств средствами природы.

В настоящее время существует целый ряд экологических программ для ДОУ. Большинство из них основано на формировании у дошкольников познавательного отношения к природе, трудовых умений и навыков, понимания значения труда как деятельности по удовлетворению потребностей живых существ; на воспитании интереса  к труду и природе, бережного и заботливого отношения к природе, гуманно-деятельного отношения ко всему живому; на развитие эколого-эстетического видения природы, эстетического отношения к ней; на воспитание экологически целесообразного поведения в природе.

В работе с детьми по формированию экологической культуры важно знать следующие принципы экологического воспитания и образования дошкольников:

  1. принцип развивающего и воспитывающего характера знаний о природе (отбор знаний о природе должен производиться с учетом цели и задач экологического образования дошкольников, их возрастных возможностей);
  2. принцип научности в отборе содержания знаний. Нужно исходить из ведущих целей современного естествознания (идея многообразия природы, единства живого и неживого, взаимосвязи организма и среды обитания, приспособленности живого к условиям существования, изменчивости природы, сущности взаимодействия человека и природы) и научных понятий (растения и животные – живые существа; живое и неживое; рост и развитие; биоценоз и др.);
  3. принцип энциклопедичности в отборе содержания знаний;
  4. принцип учета характера системности знаний о природе на разных возрастных этапах;
  5. принцип доступности;
  6. краеведческий принцип в отборе материала;
  7. экологический подход к отбору знаний о природе;
  8. принцип концентричности в подаче и усвоении природоведческих знаний в дошкольном возрасте (усложнение материала от группы к группе).

Важной особенностью в экологическом воспитании дошкольников является организация эколого-развивающей среды, которая должна способствовать возникновению и развитию познавательных интересов ребенка, развитию его волевых качеств, эмоций и чувств, способствовать взаимопроникновению с природным окружением ребенка.

При организации эколого-развивающей среды необходимо учитывать:

  • требования к подбору и размещению растений и животных уголка природы в соответствии с их биологическими особенностями;
  • возможностью содержания объектов в условиях, приближенным к естественным;
  • возрастными особенностями детей (своеобразием восприятия, уровнем развития и познавательной деятельностью, доступностью для наблюдений и труда);
  • безопасностью объектов для жизни и здоровья детей, дидактической и воспитательной значимостью и др.

При организации работы по экологическому воспитанию дошкольников необходимо учитывать следующие методы:

  1. Наблюдение – ведущий метод экологического образования детей. Наблюдение обогащает чувственный опыт, формирует реалистические представления и понятия о природе, основы экологического сознания, эстетического видения мира природы, бережного и заботливого отношения ко всему живому.
  2. Использование иллюстративно-наглядного материала в экологическом образовании детей.
  3. Использование технических средств обучения (диапозитивов, диафильмов, кинофильмов, видеофильмов, компьютерных программ и др.) в системе эколого-педагогической работы.
  4. Труд как один из основных методов экологического образования детей.
  5. Использование элементарных опытов в системе экологической работы с детьми дошкольного возраста.
  6. Игра как метод экологического образования.
  7. Моделирующая деятельность как метод экологического образования детей.
  8. Рассказы воспитателя о предметах и явлениях природы, деятельности человека в ней.
  9. Составление природоведческой книги, ее использование для мотивации освоения экологических представлений, в воспитании у детей наблюдательности, интереса, любви и бережного отношения к природе, в обогащении эстетических впечатлений и чувств.
  10. Использование экологических сказок в формировании научного видения природы, в раскрытии сложных явлений, многообразия форм приспособления живых организмов к окружающей среде, воспитании ценностных ориентаций по отношению к объектам природы.
  11. Использование бесед как метода расширения, углубления, обобщения и систематизации знаний детей о природе.

Вопросы к интервью эколога (воспитателя – специалиста) ДОУ.

  1. Что Вы понимаете под термином «экология»?
  2. Что Вы понимаете под термином «экологическое воспитание»?
  3. Что Вы понимаете под термином «экологические знания»?
  4. Как Вы понимаете, в чем состоит цель экологического воспитания детей дошкольного возраста?
  5. Как Вы думаете, какую роль в экологическом воспитании играет формирование у детей эмоционального отношения к природе?
  6. Назовите, какие формы, методы и средства необходимо использовать в формировании экологического воспитания детей.
  7. Перечислите, какие условия необходимо создать в ДОУ, для осуществления экологического воспитания детей?
  8. Какие задачи решает экологическое воспитание дошкольников в ДОУ?
  9. Назовите, на какие три вида групп можно условно разделить существующие экологические программы, в соответствии их  содержания, цели и задачам.
  10.  Какие требования при организации эколого-развивающей среды должен учитывать воспитатель?
  11. Назовите, технические средства, которые можно успешно использовать в системе эколого-педагогической работы в ДОУ?
Читайте также:  Центр развития ребенка оболонь

Анализ программ экологического образования дошкольников.

В настоящее время существует целый ряд экологических программ для ДОУ. Анализ существующих программ по содержанию, целям и задачам позволяет условно разделить их на три основные группы: программы экологической (в основном биоэкологической) направленности; программы эстетико-культурно-экологической направленности; программы социально-экологической направленности.

Программы экологической направленности (биоэкологической)

название

автор

Цель, задачи, содержание

«Юный эколог»

С.Н.Николаева

В программе выделяется два аспекта содержания экологического воспитания: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Автор подчеркивает, что экологическое воспитание связано с наукой экологией и различными ее ответвлениями. В его основе лежат «адаптированные на дошкольный возраст ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщество живых организмов и среда, человек и среда». Программа состоит из двух подпрограмм: «Экологическое воспитание дошкольников» и «Повышение квалификации работников ДОУ». Программа одобрена Федеральным экспертным советом по общему образованию.

«Мы»

Н.Н.Кондратьева

Основой содержания программы является «знания о человеке в его связи с природой, другими людьми, представления о человеке и природе как высших ценностях, знания о гуманном отношении к живому и умении его осуществлять». При этом главное внимание уделяется рассмотрению связей живых организмов с окружающей средой на разных уровнях. В каждом разделе программы представлены знания как основа экологического сознания, умения экологически ориентированных деятельностей, опыт гуманного отношения к природе. Основу экологической культуры личности, по мнению автора, составляет идея единства человека и природы.

«Наш дом – природа»

Н.А.Рыжова

Цель программы – воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним. Особое внимание в ней уделяется формирования целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе – начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью. Большое внимание уделяется развитию у детей элементарных представлений о существующих в природе взаимосвязях. Дошкольники учатся понимать, насколько тесно природные компоненты связаны между собой и как живые организмы зависят от среды обитания. Человек рассматривается как неотъемлемая часть природы. Такой подход позволяет подвести детей к элементарному пониманию проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой и последствий деятельности людей. Важное значение придается нравственному аспекту. Дети приобретают также первоначальные умения, позволяющие им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края. Программа рекомендована Министерством образования РФ.

«Экологическая дорожка»

А.В.Королева

Автор программы подчеркивает, что в процессе освоения ее программы дети получают основные понятия экологии, овладевают элементарными приемами наблюдений в природе, осваивают этические нормы отношения к живому, учатся понимать и ценить красоту живой природы как источника творческого вдохновения.

«Я познаю мир»

Творческий коллектив д/с №232 г.Ульяновска под редакцией Э.Э.Баранниковой

Цель программы — помочь сформировать у ребенка элементарную систему знаний о природе, научить понимать и устанавливать существующие в ней связи и зависимости и действовать в соответствии с полученными знаниями.

«Паутинка»

Ж.Л.Васякина-Новикова

Формирование целостной системы знаний и умений, развивающих у детей планетарное мышление на основе формирования социально-экологического идеала; экологического воспитания. Программа включает в себя четыре блока: «Как я живу»; «Где я живу»; «Когда я живу»; «С кем я живу» и составлена по возрастным группам. К программе выпущены рекомендации, разработана конкретная технология решения задач экологического воспитания, представлено примерное распределение материала на год. программа рекомендована Министерством образования РФ.

Программы эстетико-культурно-экологической направленности

название

авторы

Цель, задачи, содержание

«Семицветик»

В.И.Ашикова, С.Г.Ашиковой

Программа нацелена на культурно-экологическое образование детей, развитие в них начал духовности, богатой, творческой, саморазвивающейся личности. Авторы считают, что ребенок научится мыслить и чувствовать окружающий мир природы, как воспримет ценности мировой культуры, зависит от того как он будет действовать, какие поступки совершать программа предполагает совместную творческую деятельность детей и взрослых в детском саду, детских студиях или в семье. Основой программы является восприятие красоты в природе, в созданных человеком творениях и в самом человеке, в его внутреннем мире и созидательных поступках. В программе имеются две базовые темы «Природа» и «Человек». Тема «Природа» включает не только четыре ее царства на Земле (минералы, растения, животные и человек), но и выходит за пределы планеты — в ближайшее и дальнее космическое пространство. Вторая тема рассматривает человека – созидателя народных и национальных героев, подвижников мировой культуры, вошедших в летописи и оставивших добрый след на Земле. Авторы выделяют следующие тематические блоки: «Планета Земля»; «Небо»; «Искусство»; «Светочи». Программа одобрена Министерством образования РФ.

«Мир вокруг нас»

Т.И.Поповой

Программа определена как «программа культурно-экологического образования и нравственного воспитания детей» и представляет собой адаптацию идей других программ подобного типа на региональном уровне.

«Планета – наш дом»

И.Г.Белавиной, Н.Г.Найденской

Одной из задач программы является «формирование новой системы духовных ценностей ребенка, базирующихся на эстетических компонентах программы».

«Природа и художник»

Т.А.Копцева

Программа характеризуется блочно-тематическим планированием: выделены блоки «Мир природы», «Мир животных», «Мир человека», «Мир искусства». Автор рассматривает мир природы как предмет пристального изучения и как средство эмоционально-образного воздействия на творческую деятельность детей. В настоящее время эта программа часто используется в сочетании с программой Н.А.Рыжовой «Наш дом – природа». программа одобрена Федеральным экспертным советом по общему образованию.

Программы социально-экологической направленности.

«Мы – земляне»

Н.Н.Вересова

В содержании программы отражен комплекс вопросов социальной направленности (социальной экологии, экономики, граждановедения, валеологии и т.п.).

«Экономика и экология»

Л.М.Кларина

Автор отмечает, что ее разработки направлены на совершенствование экономического, экологического и социального сознания детей. Программа данного автора предназначена для детей в возрасте от 6 до 10 лет, однако ее элементы используются рядом дошкольных учреждений. Проблемы экономики и экологии увязываются автором через вопросы использования природных ресурсов и анализ потребностей человека. Многие сады используют в работе персонажей, придуманных автором, — Гнома Эконома и Фею Экологии.

«Детский сад XXI века» или «Надежда»

Т.В.Потапова

В программе наряду с вопросами образования в области окружающей среды большое внимание уделяется формированию у ребенка основ гражданской позиции, в том числе ознакомлению с правами человека, вопросам рационального природопользования (полное название программы – программа подготовки детей дошкольного возраста к обучению основам экологии, природопользования и правам человека»). Автор подчеркивает, что « при ознакомлении ребенка с окружающим миром… следует делать упор не столько на знания о предметах и явлениях, сколько на навыки бережного и неразрушающего обращения с ними и активное желание поступать…щадящим и сберегающим образом».

Литература

  1. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно – методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры. – 2-е изд., стереотип. / авт.-сост. О.Ф.Горбатенко.
  2. Дик Н.Ф. Развивающие занятия по экологии для дошкольн?