Методика индивидуальный профиль социального развития ребенка

Методика индивидуальный профиль социального развития ребенка thumbnail

Индивидуальный профиль эффективности педагогических воздействий

Ф.И.О. ребенка _____________________________________________________ Дата рождения ______________________

Показатель

образовательной

области

2-3 года

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Начало уч. года

Середина уч. года

Конец уч. года

Начало уч. года

Середина уч. года

Конец уч. года

Начало уч. года

Середина уч. года

Конец уч. года

Начало уч. года

Середина уч. года

Конец уч. года

Начало уч. года

Середина уч. года

Конец уч. года

образовательная область «Познавательное развитие»

Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации

Формирование познавательных действий, становление сознания

Развитие воображения и творческой активности

Формирование первичных представлений о себе, о других людях

Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, об их свойствах и отношениях

Формирование первичных представлений о малой родине и отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, многообразии стран и народов мира

Формирование первичных представлений об особенностях природы

Итоговый уровень ребенка по области

образовательная область «Речевое развитие»

Владение речью как средством общения и культуры

Обогащение активного словаря

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи

Развитие речевого творчества

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха

Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как

предпосылки обучения грамоте

Итоговый уровень ребенка по области

образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности

Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками

Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий

Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками

Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в организации

Формирование положительных установок к различным видам труда и творчества

Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе

Итоговый уровень ребенка по области

образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы

Становление эстетического отношения к окружающему миру

Формирование элементарных представлений о видах искусства

Восприятие музыки

Восприятие художественной литературы, фольклора

Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений

Реализация самостоятельной творческой активности

Итоговый уровень ребенка по области

образовательная область «Физическое развитие»

Приобретение опыта в двигательной деятельности, связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость

Приобретение опыта в двигательной деятельности, способствующей развитию крупной и мелкой моторики обеих рук

Приобретение опыта в двигательной деятельности, связанной с правильным не наносящим ущерба организму выполнением основных движений

Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами

Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере

Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами

Итоговый уровень ребенка по области

Рекомендации: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Источник

Подготовила Новикова Н.А.

Диагностика личностно-социального развития школьника

Для исследования особенностей личностно-социального развития детей использую адаптированную карту наблюдений классного руководителя, которая заполняется в течение учебного года. Для диагностики особенностей образа «Я» ребенка и его социальной компетентности использую: проективные методы (анализ детских рисунков на определенные темы, рассказов о себе); внеситуативно-личностные беседы; методики, направленные на изучение самооценки школьника, его ценностных отношений и суждений социально-нравственного характера, личностного поведения, наблюдение и внешнюю оценку социального развития ребенка, развитие социальной компетентности школьника; анкетирование-опрос родителей и педагогов.

В педагогической диагностике образа «Я» школьника использую критерии, выделенные одним из современных исследователей становления и развития образа «Я» ребенка М.В. Корепановой.

Это: наличие и характер представлений ребенка о себе;

Самооценка и самоотношение;

Ценностные суждения и отношения.

 Для изучения представлений о себе школьнику предлагается:

Рассказать по фотографиям и собственным рисункам о себе своем отношении к близким и друзьям;

Ответить на вопросы, используя рисунки: чем ты похож и чем отличаешься от остальных детей, людей; узнать по описанию учителя о ком он из сверстников он рассказал.

Методика 1.  Беседа с детьми (автор М.В. Карепанова)

Цель: изучить особенности уровня самосознания ребенка.

Вопросы для беседы с ребенком:

  1. Что ты любишь больше всего на свете?
  2. Чем бы ты стал заниматься, если тебе разрешили делать все?
  3. Расскажи о своем любимом занятии: как ты играешь, гуляешь и прочее.
  4. Расскажи, что ты больше всего не любишь.
  5. Тебе все нравится в школе? Что бы ты хотел изменить?
  6. Я волшебница и могу выполнить любое твое желание. О чем ты хочешь попросить меня?

 Результаты беседы позволяют выделить следующие уровни когнитивного компонента в  структуре образа «Я» ребенка:

  • Опосредованное познание себя, своих возможностей;
  • Приобретение знаний о себе в процессе самопознания;
  • Осознание своей индивидуальности через эмоционально-ценностное отношение к себе и другим.
Читайте также:  Центр раннего развития ребенка красносельский район

Методика 2. Проективный рисунок «Я в прошлом, я в настоящем, я в будущем»

Цель: исследование внутреннего  благополучия, представлений о себе во временной перспективе, самоотношения, самоценности, наличия трудностей в контактах с окружающими, внутреннего равновесия, комфорта или  наличия тревожности, дискомфорта, адекватности возрастной и половой идентификации детей.

Материалы: лист бумаги, цветные фломастеры и карандаши.

Организация диагностики: на листе бумаги, разделенном на три части, учитель предлагает ребенку нарисовать себя в разное время жизни: когда он был маленьким, какой он сейчас, каким он будет в будущем, когда вырастет.

По ходу выполнения задания учитель не вмешивается в этот поцесс, а фиксирует детские комментарии, которыми сопровождаются рисование и сами рисунки.

Обработка результатов.

В таблицу оформляют пять психологических характеристик:

  • Чувство самоценности, самооценка (рисунок «Я сейчас»)
  • Легкость  в установлении общения, контактов (рисунок «Я сейчая»)
  • Наличие эмоционального, психического комфорта, отсутствие тревоги, беспокойства (рисунок «Я сейчас»)
  • Адекватность половой идентификации (все рисунки)
  • Адекватность возрастной идентификации (все рисунки)

Форма протокола

№ п/п

Ф.И. ребенка

Самоценность

Контакты

Комфорт

Пол

Возраст

Примечание

Максимальное количество баллов по параметрам « Самоценность», «Контакты», «Комфорт»- 5 баллов за каждый признак; за признак, характеризующий неблагополучие ребенка, вычитается 1 из 5.

В графах «Пол», и «Возраст» ставится максимум 2 балла. За каждый признак неадекватной возрастной или половой идентификации снимается 1 балл.

Определение признаков эмоционального неблагополучия

(При наличии одного такого  признака вычитается 1 балл от максимально возможного по данному параметру)

Параметры

Признаки неблагополучия

Чувство неполноценности, низкая самооценка

  • Маленькие узкие плечи;
  • Вся фигура малого размера;
  • Короткие руки, ноги, отсутствие рук, руки за спиной;
  • Рисунок у нижнего края листа, в нижней части;
  • Карикатурный стиль, изображение клоуна

Трудности общения

  • Выделенное в сравнении с фигурой лицо;
  • Отсутствие основных деталей лица, рта;
  • Человек нарисован схематично, из отрезков, палочек;
  • Человек и голова в профиль;
  • Руки, фигура в оборонительной позе

Тревожность, беспокойство, чувство внутреннего дискомфорта

  • Выделение, подчеркнутое прорисовывание отдельных деталей с нажимом;
  • Стирание какой-либо детали;
  • Штриховка какой-либо части фигуры;
  • Прорисована линия основания: пол, земля;
  • Короткие штрихи, двойные или прерывистые линии;
  • Темные, серо-черно-коричневые цвета в рисунке

Неадекватная половая идентификация

  • Одежда, атрибуты противоположного пола;
  • Фигура, волосы не соответствуют полу ребенка

Неадекватная возрастная идентификация

  • На рисунке «Я в настоящем» человек явно младше своего возраста, сходство с рисунком «Я в прошлом»;
  • На рисунке «Я в настоящем» человек явно старше своего возраста, сходство с рисунком «Я в будущем»

Методика 3. Исследования самооценки ( В.Г. Щур, С.Г. Якобсон в модификации В.В. Ветровой)

Цель: изучить особенности самооценки ребенка.

1-й вариант

Материал: лист бумаги, на котором нарисованы яркие крупные лесенки одинакового размера, состоящие из пяти одинаковых ступенек (над каждой лесенкой надпись или значок (символ): счастье(радость), здоровье, ум).

Инструкция: «посмотри, пожалуйста. Здесь нарисованы лесенка счастья, лесенка здоровья, лесенка ума. На самой верхней ступеньке стоят самые счастливые, здоровые и умные дети, на  самой низкой – самые нездоровые, несчастливые, неумные. Отметь, пожалуйста, на каждой лесенке ту ступеньку, на которой стоишь ты. Где стоишь на лесенке счастья? Куда ты поставишь себя на лесенке здоровья? Куда ты поставишь себя на лесенке ума?

Анализ результатов производится в баллах:

5-я ступенька – 5 баллов;

4 -я – 4 балла;  

3-я – 3 балла;

2-я – 2 балла;

1-я – 1 балл.

Если показатели в сумме дают:

 14-15 баллов – завышенная самооценка;

От 9 до 13 баллов – адекватная;

От 8 до 3 – заниженная.

Методика 4. Изучение личностно-социального поведения ребенка (модификация варианта Е.Г. Юдиной, Г.Б. Степановой, Е.Н. Денисовой)

Цель: изучение и оценка личностно-социального поведения обучающегося в различных видах совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.

В ходе наблюдения за  поведением ребенка в естественных условиях фиксируется в протоколе наиболее интересующие аспекты личностно-социального развития обучающегося. Р-С (сверстники), Р-Р ( с родителями), Р-У (учителем). Для получения достоверной информации обратиться за помощью к родителям, организовав их опрос в соответствии с выделенными показателями.

Для фиксации результатов наблюдения использовать оценочную шкалу:

  • Никогда – 1 балл;
  • Редко – 2 балла;
  • Иногда – 3 балла;
  • Как правило – 4 балла;
  • Часто – 5 баллов.

По результатам наблюдений составляется обобщенный профиль личностно-социального развития каждого ребенка. Для этого отмечается наиболее соответствующее ребенку таблицы.

Оценочная шкала означает:

2 – почти всегда;

1 – в большинстве случаев;

0 – иногда;

1 – в большинстве случаев (для утверждений, расположенных слева);

2 – почти всегда (для утверждений, расположенных слева).

Протокол наблюдения за личностно-социальными проявлениями обучающегося

Фамилия, имя обучающегося _________________________

Возраст  ________________________________________

Показатели личностно-социального развития

Деятельность в режимные моменты

Организованная деятельность

Неорганизованная деятельность

Р – Р  

Р – У

Р – С

Р –Р

Р – У

Р – С

Р – Р

Р – У

Р – С

Идет на контакт

Откликается на просьбы и замечания

Действует сообща

Принимает помощь

Устанавливает дружеские отношения

Действует под руководством

Действует самостоятельно

Проявляет инициативу

Контролирует свое поведение

Конфликтует

 Улаживает разногласия

Признает правила

Сочувствует

Подчиняет свои интересы интересам другого

Соблюдает очередь

Читайте также:  Интеллектуальное развитие ребенка средствами физической культуры

Методика 5. Внешняя оценка социальной компетентности ребенка родителями

Цель: изучение социальной компетентности обучающегося на основе родительской оценки.

Уважаемые родители! Вам  предлагается оценить особенности умений Вашего ребенка общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Для этого отметьте в таблице те варианты ответов, которые в большей степени характеризуют поведение Вашего ребенка. Спасибо!

Умения обучающегося общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми

Никогда

Редко

Часто

Почти всегда

Всегда

1

2

3

4

5

6

1.Вежлив

2. Внимательно слушает другого в разговоре

3. Умеет договариваться, согласовывать свои действия со сверстниками и взрослыми.

4. Может обратиться, вступить в контакт со взрослыми, сверстниками.

5. Понимает состояние других людей, наблюдателен в отношении их.

6.Анализирует и правильно оценивает действия других людей.

7.Анализирует и адекватно оценивает свои достоинства и недостатки.

8.Анализирует и правильно оценивает свои успехи в общении, взаимодействии с другими людьми.

9.Руководствуется в поведении человеческими ценностями, нравственными  нормами(справедливость, забота, внимание, доброта и др.)

10.Контролирует свои действия.

11.Проявляет сочувствие, сопереживает другим людям.

12.Принимает сочувствие по отношению к себе от взрослых и сверстников.

13.Умеет переживать неуспех, с оптимизмом реагирует на неудачи.

14.Адекватно реагирует на успех сверстника, разделяет радость других, не завидует, не злится.

15.Умеет противостоять чужому мнению, если не согласен с ним, сказать «Нет!»

16.Адекватно реагирует на замечания, предложения подумать о правильности совершаемых поступков.

17.Принимает помощь от сверстников и взрослых.

18.Сам может предложить помощь и сверстнику, и взрослому.

19.Стремится к активности и самостоятельности во всех сферах жизнедеятельности.

20.Стремиться к конструктивному общению, сотрудничеству.

21.Ценит самого себя, нравится себе таким, какой он есть.

Источник

Социализация – это процесс социального становления личности. Дошкольный возраст – первая ступень в овладении детьми социального опыта взаимодействия с обществом. В этот период происходит приобщение детей к общечеловеческим ценностям, общественным нормам, к культуре, нравственному опыту, ребенок входит в систему социальных отношений, познает мир социальных ролей. Социализируясь, дошкольник определяет свое место в обществе.

Процесс социализации проходит стихийно под воздействием основополагающих жизненных факторов и в условиях воспитания. Основными первичными институтами социализации ребенка являются семья и детский сад. Однако современная семья не всегда может в полной мере обеспечить полноценное развитие ребенка, его адаптивных возможностей, его подготовку к социализации. Поэтому основная роль в приобщении дошкольников к социальному опыту ложиться на плечи дошкольного образовательного учреждения и детского психолога. Для решения этой глобальной задачи необходимо оптимизировать воспитательный процесс, грамотно используя все имеющиеся возможности, традиционные и инновационные подходы работы с детьми [11].

Таким образом, актуальность исследования обусловлена необходимостью создания благоприятных условий для успешной социализации детей дошкольного возраста в рамках ДОУ.

Объект исследования – процесс социализации дошкольников.

Предмет исследования – психолого-педагогическое сопровождение процесса социализации дошкольников.

Цель исследования – теоретически изучить и экспериментально обосновать модель социализации дошкольников в рамках ДОУ.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме социализации детей дошкольного возраста.
  2. Диагностировать уровень социализированности дошкольников.
  3. Разработать и апробировать модель социализации дошкольников в рамках ДОУ.
  4. Проанализировать эффективность внедрения в воспитательно-образовательный процесс ДОУ модели социализации дошкольников.

Гипотеза исследования: социализация дошкольников в рамках ДОУ будет проходить успешно, если будет вестись специальная психологическая работа по усвоению детьми социального опыта и развитию их социальных навыков.

Теоретической и методологической базой исследования стали:

  • философские, педагогические и социальные концепции о влиянии социальной среды на становление и развитие личности (С.А. Беличева, Э. Дюркгейм [2], Б.Д. Парыгина [9], И.С. Кон [6], Н.И. Шевандрин);
  • труды, в которых отражена проблема социализации личности, ее механизмы и факторы (Г.М. Андреева [1], И.С. Кон [6], Дж. Мид, А.В. Мудрик [7], В.Д. Семенов, Н. Смелзер [10]);
  • вопросы, отражающие период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей (Л.И. Божович [3], Л.А. Венгер [4], Л.С. Выготский [5], В.С. Мухина [8], Д.Б. Эльконин [12]).

Базовая выборка исследования. Исследование проходило на базе МБОУ ДОУ № 35 г. Набережные Челны РТ. В исследовании принимали участие дошкольники в возрасте 4-5 лет, в количестве 40 человек. Вся выборка была разделена на две подгруппы по 20 человек в каждой группе: экспериментальная группа – принявшая участие в экспериментальной работе по социальному развитию и обогащению социального опыта; контрольная группа — не участвующая в экспериментальной работе.

Читайте также:  Образец заполненная индивидуальная карта развития ребенка

Исследование проходило в три этапа:

Констатирующий эксперимент – диагностика уровня социализированности дошкольников.

Формирующий эксперимент – разработка и апробация модели социализации дошкольников в рамках дошкольного образовательного учреждения.

Контрольный эксперимент – анализ эффективности внедрения в воспитательно-образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения модели социализации дошкольников.

Методы и методики исследования:

Эмпирические методы – наблюдение, метод экспертной оценки, эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный),

В качестве методик использовались следующие:

  1. Индивидуальный профиль социального развития ребенка Г.Б.Степановой. Методика позволяет выявить уровень социального развития дошкольников.
  2. Карта наблюдений за эмоционально-социальным развитием ребенка Г.Б. Степановой. Методика позволяет оценить адекватность поведения, самоконтроль, особенности коммуникации с взрослыми и детьми, эмоциональные особенности и общий уровень социально-эмоционального развития.

Формирующий эксперимент проходит четыре месяца в период с ноября 2019 года по февраль 2020 года, участниками формирующего эксперимента стали дошкольники экспериментальной группы.

Задачи коррекционно-развивающей программы:

  1. Социальное развитие дошкольников.
  2. Обеспечение эмоционального комфорта.
  3. Развитие коммуникативных навыков.
  4. Эмоциональное развитие дошкольников.
  5. Коррекция нежелательных личностных особенностей поведения, настроения детей.

Программа включала в себя 30 коррекционно-развивающих занятий, продолжительностью 15-20 мин. Занятия проходили 2 раза в неделю 4-х месяцев.

Занятия проводились в групповой форме. Использовались ролевые, подвижные, имитационные, коммуникативные игры и упражнения; применялись рисунки, арт-терапия, чтение художественных произведений и поэзии, беседы и групповые дискуссии, релаксационные упражнения и релаксационные музыкальные произведения.

Методика индивидуальный профиль социального развития ребенка

Рис. 1. Уровень социального развития дошкольников в начале эксперимента

Анализ данных рис. 1 показывает, что в начале эксперимента у дошкольников экспериментальной группы у 70% детей и у 60% детей контрольной выявлен средний социального развития. У 15% детей экспериментальной и у 20% детей контрольной группы выявлен низкий уровень социального развития. У такого же числа испытуемых выявлен высокий уровень социального развития.

Методика индивидуальный профиль социального развития ребенка

Рис. 2. Уровень эмоционально-социального развития дошкольников в начале эксперимента

Таким образом, на основе сложения общих сумм по каждому из 4-х факторов, был выявлен общий уровень социально-эмоционального развития дошкольников. Анализ рис. 2 показал, что основная часть детей имеет уровень ниже среднего; в экспериментальной группе – 60%, в контрольной группе- 85%. У 30% детей экспериментальной группы и у 15% детей контрольной группы выявлен средний уровень социально-эмоционального развития. В экспериментальной группе 10% детей имеют низкий уровень социально-эмоционального развития.

Таблица 1

Уровень социального развития в экспериментальной группе в конце эксперимента

Уровень социального развития

В начале эксперимента

В конце эксперимента

φ*эмп

Высокий уровень

15%

20%

0,58

Средний уровень

70%

75%

0,79

Низкий уровень

15%

5%

2,69**

Примечание: критич. знач * 1,64 при p≤0,05, **2,31 при p≤0,01

Проанализировав данные таблицы 1 было выявлено, что в конце эксперимента результаты изменились, но незначительно, выявлена положительная динамика в социальном развитии дошкольников экспериментальной группы. Уменьшилось количество детей с низким уровнем социального развития на 20% (результаты различны на достоверном уровне φ*эмп =2,69 p≤0,01). С высоким уровнем количество увеличилось на 5%, достоверных значений не выявлено.

Таблица 2

Уровень социального развития в экспериментальной и контрольной группе в конце эксперимента

Уровень социального развития

Экспериментальная группа

Контрольной группы

φ*эмп

Высокий уровень

20%

15%

0,58

Средний уровень

75%

65%

1,8*

Низкий уровень

5%

20%

3,36**

Примечание: критич. знач * 1,64 при p≤0,05, **2,31 при p≤0,01

Проанализировав данные таблицы 2, было выявлено, что в конце эксперимента результаты экспериментальной и контрольной группы различны. В экспериментальной группе, которая участвовала в экспериментальной работе детей с высоким социальным развитием больше, чем в контрольной группе, которая не участвовала в экспериментальной работе на 5% (достоверных различий не выявлено). Также можно отметить, что в экспериментальной группе детей с низким уровнем социальным развитием меньше, чем в контрольной группе на 15% (результаты различны на достоверном уровне φ*эмп =3,36 p≤0,01).

Таблица 3

Уровень социально-эмоционального развития в экспериментальной группе в конце эксперимента

Уровень социально-эмоционального развития

В начале эксперимента

В конце эксперимента

φ*эмп

Высокий уровень

0%

0%

Средний уровень

30%

45%

2,2*

Ниже среднего уровень

60%

55%

0,71

Низкий уровень

10%

0%

3,14**

Примечание: критич. знач * 1,64 при p≤0,05, **2,31 при p≤0,01

Проанализировав данные таблицы 3, было выявлено, что в конце эксперимента результаты изменились, но незначительно, выявлена положительная динамика в социально-эмоциональном развитии дошкольников экспериментальной группы. Уменьшилось количество детей с низким уровнем социально-эмоционального развития на 10% (результаты различны на достоверном уровне φ*эмп =3,14 p≤0,01). Увеличилось количество детей с высоким уровнем социально-эмоционального развития на 15% (результаты различны на достоверном уровне φ*эмп =2,2 p≤0,05).

Таблица 4

Уровень социально-эмоционального развития в экспериментальной и контрольной группе в конце эксперимента

Уровень социально-эмоционального развития

В начале эксперимента

В конце эксперимента

φ*эмп

Высокий уровень

0%

0%

Средний уровень

45%

15%

4,78**

Ниже среднего уровень

55%

85%

4,77**

Н