Методика физического воспитания и развития ребенка учебой

Методика физического воспитания и развития ребенка учебой thumbnail

Методические рекомендации

по курсу «Теория и методика физического воспитания

и развития ребёнка»

Подготовила:

Преподаватель ОГБПОУ УПК

Съемщикова Е.А.

г. Ульяновск

2017

Введение

Курс «Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка» является одним из курсов цикла психолого-педагогических дисциплин и требует хорошей предварительной подготовки. Постигая данный курс, студент должен опереться на знания, почерпнутые в процессе изучения общей и специальной дошкольной педагогики, психологии, физиологии и других дисциплин.

Курс построен по принципу личностно-ориентированного образования детей дошкольного возраста. Каждая тема раскрывает, каким образом складывается представление о содержании, задачах воспитания детей и особенностях ребёнка дошкольного возраста, основанных на принципах деятельностного и личностного подхода.

Нужно стремиться к тому, чтобы студенты знали особенности развития детей, формы организации и методы руководства физическим воспитанием детей в ДОУ и в семье. Осознавали значение успеха и учёт нагрузки, индивидуальных интересов, возможностей, потребностей детей при освоении двигательных навыков.

Методические рекомендации включают в себя:

1. Виды самостоятельных работ

2. Примерная тематика рефератов и курсовых работ

3.Вопросы к зачёту

4.Вопросы к экзамену

5.Примерные темы выпускных квалификационных работ

(дипломных исследований)

6.Критерии оценки

7.Терминологический словарь

1.Виды самостоятельных работ

  1. Конспектирование первоисточников по дисциплине «Методика физического воспитания и развития детей»:

– Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста: В 2-х т. Т.1 .– М., 1951; Т.2 – М., 1952.

– Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. 5-7 лет. – М., 2000.

– Фельденкрайз М. Осознание через движение. – М., 2000.

– Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. – М., 1989.

– «Истоки»: Базисная программа развития ребёнка-дошкольника. – М., 1997.

  1. Проработка учебного материала по конспектам, учебной и научной литературе.

  2. Выделить особенности построения основных движений у ребёнка раннего возраста.

  3. Составить картотеку физических упражнений по формированию психофизических качеств.

  4. Составить конспект проведения подвижных игр сюжетного и несюжетного содержания.

  5. Составить конспект организации разнообразных форм двигательной деятельности детей (занятий, утренней гимнастики и др.).

  6. Спланировать работу по физическому воспитанию на неделю.

  7. Разработать примерный перечень подвижных игр, обеспечивающих максимальную психофизическую нагрузку на физкультурном занятии.

  8. Выполнение курсовых работ по изучаемой дисциплине.

  9. Подготовка к зачёту, экзамену.

2. Примерная тематика рефератов и курсовых работ

  1. Освоение детьми физических упражнений (основных движений) в самостоятельной деятельности.

  2. Использование игр соревновательного характера в воспитании физичес-кого качества выносливости (ловкости, силы, быстроты).

  3. Использование игр соревновательного характера в формировании у детей нравственного качества доброты, взаимовыручки.

  4. Роль нетрадиционных форм закаливания в оздоровлении детского организма.

  5. Профессиональные качества инструктора по физическому воспитанию в ДОУ.

  6. Формирование честности у детей в подвижных играх (младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст).

  7. Роль биоритмов в развитии ребёнка-дошкольника.

  8. Роль игровых ситуаций в обучении детей физическим упражнениям.

  9. Использование художественного слова на физкультурных занятиях, утренней гимнастике.

  10. Спортивная игра как способ развития физических качеств у детей дошкольного возраста.

  11. Лесгафт П.Ф. – создатель русской научной системы физического воспитания.

  12. Активизация умственной деятельности дошкольников на занятиях по физической культуре.

  13. Формирование у детей двигательного навыка (в беге, прыжках, метании, лазании).

  14. Нравственное воспитание детей средствами физического воспитания.

  15. Формирование положительных эмоций у детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания.

  16. Особенности физического воспитания детей при подготовке их к школьному обучению.

  17. Формирование положительных взаимоотношений детей среднего и старшего дошкольного возраста в подвижных играх.

  18. Обучение плаванию детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада.

  19. Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста.

3.Вопросы к зачёту

  1. Предмет теории физического воспитания.

  2. Развитие теории и методики физического воспитания детей дошкольного возраста.

  3. Место и роль физической культуры в общей системе воспитания детей дошкольного возраста.

  4. Цель и задачи физического воспитания детей в ДОУ.

  5. Принципы системы физического воспитания.

  6. Средства физического воспитания.

  7. Классификация физических упражнений. Их общая характеристика, использование в работе с дошкольниками.

  8. Понятие о двигательных умениях и навыках.

  9. Особенности развития моторики ребёнка от рождения до 7 лет.

  10. Закономерности формирования двигательных навыков.

  11. Методы и приёмы обучения физическим упражнениям.

  1. Этапы обучения двигательным действиям.

  2. Гимнастика, виды гимнастики, их характеристика. Использование гимнастических упражнений в работе с дошкольниками.

  3. Содержание и проведение работы по физическому воспитанию с детьми первого года жизни.

  4. Содержание и методика проведения работы по физическому воспитанию с детьми второго года жизни.

  5. Общеразвивающие упражнения. Определение понятия. Характеристика общеразвивающих упражнений.

  6. Физкультурное занятие – основная форма организации систематического обучения физическим упражнениям. Структура занятия и её обоснование. Требования к подбору упражнений.

  7. Ходьба. Общая характеристика. Программные требования и методика обучения детей раннего возраста.

  8. Бег. Общая характеристика. Программные требования и методика
    обучения детей в разных возрастных группах.

  9. Прыжки. Общая характеристика. Программные требования и методика обучения детей в разных возрастных группах.

  10. Метания. Общая характеристика. Программные требования и методика обучения в разных возрастных группах.

  11. Лазание. Содержание и методика обучения в разных возрастных группах.

  12. Методика обучения общеразвивающим упражнениям в разных возрастных группах.

  13. Взаимосвязь умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания в процессе занятий физическими упражнениями.

  14. Методика проведений физкультурных занятий в младшей, средней и старших группах.

  15. Воспитание самостоятельности на физкультурных занятиях.

  1. Закаливание. Физиологическая основа. Сочетание закаливающих процедур с физическими упражнениями.

  2. Формы организации физического воспитания в ДОУ.

  3. Нестандартные формы организации физического воспитания в ДОУ.

4.Вопросы к экзамену

  1. Предмет теории физического воспитания.

  2. Развитие теории физического воспитания детей дошкольного возраста.

  3. Цель и задачи физического воспитания в дошкольном учреждении.

  4. Принципы системы физического воспитания.

  5. Средства физического воспитания.

  6. Классификация физических упражнений. Их общая характеристика, использование в работе с дошкольниками.

  7. Понятие о двигательных умениях и навыках, их физиологическая и психологическая сущность.

  8. Особенности развития моторики ребёнка от рождения до 7 лет.

  9. Закономерности формирования двигательных навыков.

  10. Методы и приёмы обучения физическим упражнениям.

  11. Этапы обучения двигательным действиям.

  1. Гимнастика. Виды гимнастики, их характеристика.

  2. Строевые упражнения. Методика обучения строевым упражнениям в разных возрастных группах.

  3. Становление теории и методики подвижных игр.

  4. Требования к отбору подвижных игр для детей разного возраста.

  5. Методика проведения подвижных игр в разных возрастных группах.

  6. Физкультурное занятие – основная форма организации систематического обучения физическим упражнениям. Структура занятий и её обоснование. Требования к подбору упражнений.

  7. Утренняя гимнастика. Схема построения и её обоснование.

  8. Ходьба. Общая характеристика. Программные требования и методика обучения детей в раннем возрасте.

  9. Бег. Общая характеристика. Программные требования и методика обучения в разных возрастных группах.

  10. Прыжки. Общая характеристика. Программные требования и методика обучения в разных возрастных группах.

  11. Метания. Общая характеристика. Программные требования и методика обучения в разных возрастных группах.

  12. Лазание. Содержание и методика обучения в разных возрастных группах

  13. Катание на санках; скольжение по ледяным дорожкам. Профилактика травматизма.

  14. Ходьба на лыжах. Методика обучения.

  15. Методика обучения катанию на коньках.

  16. Езда на велосипеде. Методика обучения.

  17. Плавание. Последовательность обучения; методика проведения занятий.

  18. Методика проведения физкультурных занятий в младшей, средней и старших группах.

  19. Воспитание самостоятельности на физкультурных занятиях.

  20. Особенности построения и проведения занятий на свежем воздухе.

  21. Прогулки и экскурсии за пределы участка детского сада. Методика их проведения в разных возрастных группах.

  22. Организация активного отдыха детей. Формы его организации, методика проведения.

  23. Физкультминутки. Подбор физических упражнений.

  24. Закаливание. Физиологическая основа. Сочетание закаливающих процедур с физическими упражнениями.

  25. Использование игр с элементами спортивных игр в работе с дошкольниками (баскетбол, городки, настольный теннис, бадминтон).

  26. Формы организации физического воспитания в дошкольных учреждениях.

  27. Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня дошкольного учреждения.

  28. Анализ одной из авторских программ: «Радуга», «Детство», «Истоки» (Раздел – физическое воспитание).

  29. Нестандартные формы организации физического воспитания в дошкольных учреждениях.

  30. Медико-педагогический контроль за организацией физического воспитания детей дошкольного возраста.

  31. Индивидуально-дифференцированный подход в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста.

  32. Методика проведения физкультурных занятий в разновозрастной группе.

  33. Диагностика физического развития детей дошкольного возраста.

  34. Диагностика физической подготовленности детей дошкольного возраста.

  35. Диагностика готовности детей к обучению в школе.

  36. Взаимосвязь умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания в процессе занятий физическими упражнениями.

Читайте также:  Развитие ребенка год и три мес

5.Примерные темы выпускных квалификационных работ

(дипломных исследований)

  1. Современные подходы к организации двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.

  2. Педагогические условия воспитания самостоятельности у детей 6-7 лет в подвижных играх.

  3. Использование пальчиковой гимнастики для развития технических навыков в рисовании у детей младшего дошкольного возраста.

  4. Воспитание дружеских взаимоотношений в подвижных играх у детей младшего дошкольного возраста в условиях образовательного учреждения нового типа.

  5. Использование плавания в профилактике нарушений опорно–двигательного аппарата у детей седьмого года жизни.

  6. Игры с правилами как средство подготовки детей седьмого года жизни к обучению в школе.

  7. Воспитание привычки к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста через организацию двигательной активности.

  8. Воспитание дружеских взаимоотношений у детей среднего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх.

  9. Оптимизация процессов умственного и физического развития детей шестого года жизни в образовательном учреждении нового типа.

  10. Пути повышения двигательной активности детей шестого года жизни на прогулке.

  11. Использование точечного самомассажа в оздоровлении детей старшего дошкольного возраста.

  12. Зависимость здоровья от уровня развития двигательных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

  13. Особенности развития быстроты движений у детей 5-6 лет в подвижных играх.

  14. Использование подвижных игр как средства активного отдыха в воспитательно-оздоровитальном процессе младших школьников.

  15. Использование нетрадиционного физкультурного оборудования для становления самостоятельности в двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

  16. Влияние гимнастики после дневного сна на здоровье и физическое развитие детей шестого года жизни.

  17. Влияние подвижной игры на развитие креативности детей старшего дошкольного возраста.

6.Критерии оценки

Итоговая оценка на экзамене складывается из текущей работы студента в семестре, результатов промежуточного контроля, самостоятельной работы и ответа на экзамене. Критерием оценки служит уровень и степень усвоения студентом материала курса, демонстрируемые студентами в устных ответах на занятиях, выступлениях на заданную тему, собеседованиях по текстам и письменных работах систематизирующего, аналитического и творческого характера.

Оценка «Отлично» ставится за полное изложение полученных знаний в устной или письменной форме в соответствии с требованиями программы. Допускаются единичные несущественные ошибки, самостоятельно исправляемые студентом. При изложении ответа студент должен самостоятельно выделять существенные признаки изученного, формулировать выводы и обобщения, использовать сведения из дополнительных источников.

Оценка «Хорошо» ставится за полное изложение полученных знаний в устной или письменной форме в соответствии с требованиями программы. Допускаются отдельные несущественные ошибки, исправляемые студентом после указания на них преподавателем. При изложении студент должен выделять существенные признаки изученного, сформулировать выводы и обобщения, в которых могут быть отдельные несущественные ошибки.

Оценка «Удовлетворительно» ставится за неполное изложение учебного материала. Допускаются отдельные существенные ошибки, исправляемые с помощью преподавателя. Студент проявляет затруднения при выделении существенных признаков изученного материала, формулировке выводов.

Оценка «Неудовлетворительно» ставится при неполном бессистемном изложении учебного материала. При этом студент допускает существенные ошибки, неисправляемые даже с помощью преподавателя, а также за полное незнание и непонимание материала.

7.Терминологический словарь

Анкетирование – метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросных листов (анкет).

Двигательная деятельность – деятельность, характеризующая активность двигательного аппарата ребёнка.

Диагностика – точное определение результатов образовательного (воспитательного) процесса.

Закономерности педагогического процесса – объективно существующие, устойчивые, повторяющиеся связи между явлениями, отдельными сторонами педагогического процесса.

Индивидуальность – своеобразное сочетание индивидуальных свойств человека, отличающее его от других людей.

Личность – человеческий индивид как продукт общественного развития, субъект труда, отношения и познания, детерминированный конкретно-историческими условиями жизни общества.

Навык – автоматизированный компонент сознательной деятельности (умение, доведенное до автоматизма).

Педагогическая технология – строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий.

Социализация – процесс становления личности, усвоения знаний, ценностей и норм, присущих данному обществу, социальной общности, группе.

Спорт – составная часть физической культуры, система организации, подготовки и проведения соревнований по различным комплексам физических упражнений.

Тест – стандартизированные задания, результат выполнения которых позволяет измерять некоторые психофизиологические и личностные характеристики, а так же знания, умения и навыки ребенка.

Умение – способность выполнять какие-то действия, опираясь на правила.

Физическое воспитание – педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков, психофизических качеств, достижение физического совершенства.

Физическая культура – часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека; совокупность материальных и духовных ценностей общества в области физического совершенствования человека.

Физическое развитие – процесс формирования и последующего изменения на протяжении индивидуальной жизни естественных морфофункциональных свойств организма ребёнка и основанных на них психофизических качеств.

Читайте также:  Школа раннего развития ребенка в сыктывкаре

Физические упражнения – специальные движения, а также сложные виды деятельности ребёнка, применяемые в качестве средств физического воспитания.

Формирование – процесс становление личности ребенка в результате объективного влияния наследственности, среды, целостного воспитания и собственной активности личности.

Источник

Аня Рамазанова
Средства, методы и приёмы физического воспитания детей дошкольного возраста

Средства физического воспитания

Для решения задач физического воспитания используются гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения и др. Комплексное использование средств позволяет разносторонне воздействовать на организм.

Гигиенические факторы включают: режим дня, занятий, сна, бодрствования, питания; гигиену одежды, обуви, участка, групповой комнаты, зала, физкультурных снарядов и пособий.

Естественные силы природы: (солнце, воздух, вода) повышают функциональные возможности органов и систем и работоспособность организма. Они имеют огромное значение для закаливания организма, тренировки механизмов терморегуляции. Сочетание естественных сил природы с физическими упражнениями улучшает обменные процессы, приспособительные и защитные функции организма.

Физические упражнения включает в себя: массаж, подвижные игры, гимнастика, спортивные упражнения, туризм. Они используются для решения комплекса оздоровительных и воспитательных задач, всестороннего развития личности ребенка, профилактики и коррекции психофизического состояния организма.

Метод и приёмы физического воспитания детей дошкольного возраста

Методы физического воспитания подразделяются на 2 группы:

1. специфические – характерные только для процесса физического воспитания;

2. общепедагогические, которые применяются во всех случаях обучения и воспитания.

К специфическим методам относятся:

1) методы строго регламентированного упражнения;

2) игровой метод (использование упражнений в игровой форме);

3) соревновательный (использование упражнений в соревновательной форме);

Общепедагогические методы включают в себя:

1) словесные методы (дидактический рассказ, описание, объяснение, беседа, разбор, лекция, инструктирование, комментария и замечания);

2) методы наглядного воздействия (непосредственная наглядность, опосредованная наглядность, методы направленного прочувствования двигательного действия, срочная информация).

В физическом воспитании преподаватель свои общепедагогические и специфические функции реализует с помощью слова: ставит перед учащимися задачи, управляет их учебно-практической деятельностью на занятиях, сообщает знания, оценивает результаты освоения учебного материалы, оказывает воспитательное влияние на учеников.

В физическом воспитании применяются следующие словесные методы:

1. Дидактический рассказ – это изложение учебного материала в повествовательной форме. Его назначение – обеспечить общее, достаточно широкое представление о каком-либо двигательном действии или целостной двигательной деятельности. Наиболее широко применяется в процессе физического воспитания детей младшего и среднего школьного возраста.

2. Описание – это способ создания у учащихся представления о действии. Описание предусматривает четкое, выразительное, образное раскрытие признаков и свойств предметов, их величины, расположения в пространстве, форм, сообщения о характере протекания явлений, событий. При помощи описания учащимся сообщается главным образом фактический материал, говорится, что надо делать, но не указывается, почему так делать надо.

3. Объяснение. Метод представляет собой последовательное, строгое в логическом отношении изложение преподавателем сложных вопросов (правил, понятий, законов). Объяснение характеризуется доказательством утверждений, аргументированностью выдвинутых положений, строгой логической последовательностью изложения фактов и сообщений.

4. Беседа – это вопросно-ответная форма взаимного обмена информацией между учителем и учащимися.

5. Разбор – форма беседы, проводимая учителем с учащимися после выполнения какого-либо двигательного задания, участия в соревнованиях, игровой деятельности и т. д., в которой осуществляются анализ и оценка достигнутого результата и намечаются пути дальнейшей работы по совершенствованию достигнутого.

6. Лекция — представляет собой системное, последовательное освещение определенной темы.

7. Инструктирование – точное, конкретное изложение учителем предлагаемого учащимся задания.

8. Комментарии и замечания. Учитель по ходу выполнения задания или сразу же за ним в краткой форме оценивает качество его выполнения или указывает на допущенные ошибки. Замечания могут относиться ко всем учащимся, к одной из групп или к одному ученику.

В физическом воспитании применяются следующие наглядные методы:

Метод непосредственной наглядности. Предназначен для создания у учащихся правильного представления о технике выполнения двигательного действия (упражнения). При показе необходимо обеспечить удобные условия для наблюдения: оптимальное расстояние между демонстрантом и учащимся, плоскость основных движений, повтор демонстрации в разном темпе и в разных плоскостях, наглядно отражающих структуру действия.

Методы опосредованной наглядности. Они создают дополнительные возможности для восприятия учащимися двигательных действий с помощью предметного изображения.

Методы направленного прочувствования двигательного действия. Направлены на организацию восприятия сигналов от работающих мышц, связок или отдельных частей тела.

Методы срочной информации. Предназначены для получения учителем и учащимся с помощью различных технических устройств срочной информации с целью их необходимой коррекции либо для сохранения заданных параметров (темпа, ритма, усилия, амплитуды и т. д.). Так, в настоящее время в физическом воспитании и спорте широко применяются различные тренажерные устройства (велоэргометры, беговые дорожки, гребной тренажер, оборудованные встроенными компьютерами, управляющими системой регулирования нагрузки. Компьютер показывает значения пульса, скорости, времени, длину дистанции, расход калорий и др. Профиль нагрузки графически отображаются на дисплее.

Методы строго регламентированного упражнения позволяют:

— осуществлять двигательную деятельность учащихся по твердо предписанной программе (по подбору упражнений, их связкам, комбинациям, очередности выполнения и т. д.);

— строго регламентировать нагрузку по объему и интенсивности, а также управлять ее динамикой в зависимости психофизического состояния учащихся и решаемых задач;

— точно дозировать интервалы отдыха между частями нагрузки;

— избирательно воспитывать физические качества;

— использовать физические упражнения в занятиях с любым возрастным контингентом;

— эффективно осваивать технику физических упражнений и т. д.

К методам обучения двигательным действиям относятся:

— целостный метод;

— расчлененный или по частям;

— сопряженного воздействия.

Целостный метод применяется на любом этапе обучения. Сущность его в том, что техника двигательного действия осваивается с самого начала в целостной своей структуре без расчленения на отдельные части. Целостный метод позволяет разучивать структурно несложные движения (бег, простые прыжки, ОРУ и т. п.). Целостным методом, возможно, осваивать отдельные детали, элементы или фазы не изолированно, а в общей структуре движения, путем акцентирования внимания учеников на необходимых частях техники.

Недостаток этого метода заключается в том, что в неконтролируемых фазах или деталях двигательного действия возможно закрепление ошибок в техники следовательно, при освоении упражнений сложной структурой его применение нежелательно.

Расчлененный метод применяется на начальных этапах обучения. Предусматривает расчленение целостного двигательного действия на отдельные фазы или элементы с поочередным разучиванием и последующим соединением в единое целое.

Читайте также:  Раннее развитие ребенка игры

Правила применения этого метода:

1. обучение начинать с целостного выполнения двигательного действия, а затем в случае необходимости выделять из него элементы, требующие более тщательного изучения;

2. расчленять упражнения таким образом, чтобы выделенные элементы были самостоятельными или менее связанными между собой;

3. изучать выделенные элементы в сжатые сроки и при первой возможности объединять их;

4. выделенные элементы изучать в различных вариантах. Тогда легче конструируется целостное движение.

Метод сопряженного воздействия. Применяется при совершенствовании двигательных действий, для улучшения их качественной основы, то есть результативности. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия совершенствуется в условиях, требующих увеличения физических усилий. Например, спортсмен на тренировках метает утяжеленное копье или диск, прыгает в длину с утяжеленным поясом и т. п. В этом случае совершенствуется техника движения и физические способности. При применении сопряженного метода необходимо обращать внимание на то, чтобы техника двигательных действий не искажалась и не нарушалась их целостная структура.

Методы воспитания физических качеств. Методы воспитания физических качеств принадлежат к методам строго регламентированного упражнения. Методы воспитания физических качеств представляют собой различные комбинации нагрузок и отдыха. Они направлены на достижение и закрепление адаптационных перестроек в организме.

Равномерный метод представляет собой непрерывную мышечную деятельность без изменения интенсивности.

Его разновидностями являются:

а) равномерное упражнение (длительный бег, плавание, бег на лыжах и другие виды циклических упражнений);

б) стандартное поточное упражнение (многократное непрерывное выполнение гимнастических упражнений).

Повторный метод – это повторное упражнение, когда многократно повторяется одна и та же нагрузка. Между повторениями могут быть различные интервалы отдыха.

Переменный метод характеризуется мышечной деятельностью, осуществляемой в режиме изменяющейся интенсивностью.

Есть разновидности этого метода:

а) переменное упражнение в циклических передвижениях (переменный бег, «фартлек», плавание и другие виды передвижений с меняющейся скоростью);

б) переменное поточное упражнение – серийное выполнение комплекса гимнастических упражнений, различных по интенсивности нагрузок.

Интервальный метод. Для него характерно наличие различных интервалов отдыха между нагрузками.

Разновидности этого метода:

а) прогрессирующее упражнение (например, последовательное однократное поднимание штанги весом 70-80-90-95 кг. и так далее с полными интервалами отдыха между подходами;

б) варьирующее упражнение с переменными интервалами отдыха (например, поднимание штанги, вес которой волнообразно изменяется 60-70-80-70-80-90-50 кг., а интервалы отдыха колеблются от 3 до 5 мин.);

в) нисходящее упражнение (например, пробегание отрезков в следующем порядке – 800+400+200+100 м. с жесткими интервалами отдыха между ними).

Круговой метод представляет собой последовательное выполнение специально подобранных физических упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы.

Для каждого упражнения определяется место – «станция». В круг включается 8-10 «станций». На каждой из них учащиеся выполняют одно из упражнений и проходят круг от 1 до 3 раз. Этот метод используется для воспитания и совершенствования физических качеств. Применяется во всех классах, чаще в старших. Снаряды располагаются в такой последовательности, чтобы физическая нагрузка на мышцы рук и ног чередовались.

Организация этого метода сводится к следующему:

— в спортивном зале оборудуют станции, т. е. места для выполнения соответствующих двигательных действий;

— на каждой станции учащимся дают определенное задание: упражнение, дозировку и методические указания по его выполнению;

— выполнение заданий осуществляют поточно и попеременно. В первом случае ученик, выполнив задание на 1-й станции, переходит на другую; а во втором – класс разделяют на группы в соответствии с количеством станций.

Работа по станциям. Учащиеся делятся на группы, каждая начинает работу на своей станции, старшие в подгруппах получают от учителя задание в учебной карточке. Задание выполняется на качество. Выполнив задание, группа переходит на следующую станцию. Оценивается качество работы отделения на каждой станции. Весь круг проходят от 1 до 3 раз без интервала или с определенным интервалом отдыха между «станциями».

«Муравейник». В зале устанавливаются различные снаряды и планируются самые различные задания. Участники выполняют их в любой очередности, какой свободен снаряд. Судьи оценивают их работу и выдают каждому жетон определенного цвета, которому соответствует определенное количество очков. Пройдя все снаряды, участники сдают жетоны в судейскую коллегию для подсчета очков и определения победителей.

Сущность игрового метода в том, что двигательная деятельность учащихся организуется на основе содержания, условий и правил игры.

Методические особенности игрового метода:

— игровой метод обеспечивает всестороннее, комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков, так как в процессе игры они проявляются в тесном взаимодействии; в случае необходимости с помощью игрового метода можно избирательно развивать определенные физические качества;

— наличие в игре элементов соперничества требует от учащихся значительных физических усилий, что делает ее эффективным методом воспитания физических способностей;

— широкий выбор разнообразных способов достижения цели, импровизационный характер действий в игре способствуют формированию у учащихся самостоятельности, инициативы, творчества, целеустремленности и других ценных личностных качеств;

— соблюдение условий и правил игры в условиях противоборства дает возможность учителю целенаправленно формировать у учащихся нравственные качества: чувство взаимопомощи и сотрудничества, сознательную дисциплинированность, волю и коллективизм и т. д. ;

— присущий игровому методу фактор удовольствия, эмоциональности и привлекательности способствует формированию у учащихся устойчивого положительного интереса и деятельного мотива к физкультурным занятиям.

Недостаток метода – его ограниченные возможности при разучивании новых движений, а также при дозировании нагрузки на организм.

Соревновательный метод – это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности учащихся. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность учащихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.

Соревновательный метод проявляется:

— в виде официальных соревнований различного уровня (Олимпийские игры, Чемпионаты Мира, первенство страны, города, отборочные соревнования и т. п.);

— как элемент организации урока, любого физкультурно-спортивного занятия, включая и спортивную тренировку.

Соревновательный метод позволяет:

— стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития;

— выявлять и оценивать качество владения двигательными действиями;

— обеспечить максимальную физическую нагрузку;

— содействовать воспитанию волевых качеств.

Источник