Методика диагностики ребенка 1 года жизни

Обследование детей первого года жизни

В процессе работы с детьми первого года жизни особое внимание следует уделять предупреждению отклонений в их развитии. С этой целью при обследовании детей с первых недель жизни используют следующие методы и приемы: наблюдения за малышами в период бодрствования, беседы с медицинским персоналом, изучение медицинской документации, психолого-педагогическое наблюдение детей в доречевой период, сравнительный анализ их психомоторного и речевого развития.

Такое обследование, носящее комплексный характер, позволяет выделить патологические особенности в доречевом развитии детей, в том числе у детей с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы (ППП ЦНС), выявить структуру нарушения и определить пути коррекции.

Подобная работа с детьми проводится начиная с раннего возраста, так как патологические особенности в их развитии проявляются с самого рождения и препятствуют дальнейшему правильному формированию речевой и психической деятельности.

В процессе обследования детей первого года жизни особое внимание уделяется следующим направлениям работы.

Изучение анамнестических данных. При анализе анамнестических данных учитывается: течение беременности, состояние ребенка при рождении, особенности крика, наличие и характер асфиксии (балл по шкале Апгар). Особое внимание обращается на врожденные безусловные оральные рефлексы, обеспечивающие возможность сосания и глотания. Учитывается время появления ориентировочных реакций на зрительные и звуковые раздражители, момент появления и характер улыбки.

Изучение двигательного развития ребенка. Совместно с невропатологом обследуются двигательные возможности ребенка: наличие патологических тонических рефлексов и распространение их на мышцы языка и глаз; умение удерживать голову, что необходимо для развития ориентировочно-познавательной деятельности; умение поворачиваться, сидеть, что также расширяет возможности познания окружающего мира, способствует развитию предметной деятельности и контактность.

Особое внимание уделяется развитию мускулатуры кисти, положению первого пальца, возможности зрительно-моторной координации, манипулятивной и предметной деятельности (что влияет на развитие речи). Совместно с врачом определяется общий мышечный тонус ребенка, характер гиперкинезов (патологические, внезапно возникающие непроизвольные движения в различных группах мышц), судорог, а также выявляется способность ребенка опираться на ноги и ходить.

Изучение состояния речевого аппарата. Отмечается наличие патологии в строении артикуляционного аппарата. Совместно с врачом обследуется состояние тонуса мышц артикуляционного аппарата, распределение напряжения при эмоциональной нагрузке, особенности движения губ и языка. Определяется состояние оральных рефлексов, оральных синкинезий (непроизвольные сопутствующие движения, которые возникают только при произвольных движениях), характер гиперкинезов. Наблюдая за ребенком в процессе кормления, отмечаются особенности приема пищи: сосания и глотания. Учитываются характер голоса, крика и дыхания.

Исследование голосовой и доречевой активности ребенка. При обследовании доречевош уровня развития логопед отмечает характер крика ребенка, его интонационно-выразительную окраску и коммуникативную функцию. Устанавливает наличие, характер и время появления интонируемого голоса, используемого ребенком как средство общения. Наблюдая за ребенком, необходимо отметить время появления гуления , особенности его развития от спонтанной вокализации до самоподражания и ответного гуления.

Приведем примеры методик выявления возможных голосовых реакций ребенка.

Методика выявления

Ситуация провоцирующая или естественная. Ребенок лежит на спине, спокоен.

1) Взрослый наклоняется над ребенком, соблюдая расстояние 25–30 см от его глаз. Сосредоточивает внимание ребенка на своем лице, ласково произносит слова и звуки в течение 2–3 минут.

2) Ведется только наблюдение, без использования средств воздействия.

3) Наблюдения чередуются с повторным произнесением гласных звуков в течение 8—10 минут.

При наличии у ребенка лепета необходимо определить этап его развития (I, II, III этапы по В. И. Бельтюкову – см. с. 65).

Методика выявления

Ситуация естественная. Ребенок бодрствует. Взрослый наблюдает за ним в течение 30 минут.

1) Перекличка с ребенком.

2) Взрослый повторно произносит слоги, которые есть в лепете ребенка.

3) Ситуация провоцирующая. Взрослый, сидя перед ребенком, эмоционально обращается к нему и четко, с небольшими паузами произносит слоги, которые малыпт ранее произносил сам. Упражнение проводится в течение 30 секунд.

4) Взрослый четко, с небольшими паузами произносит слоги, которых нет в лепете ребенка.

При наличии у ребенка первых слов определяют время их появления и характер аморфных слов-предложений.

Методика выявления

Ситуация естественная или провоцирующая.

1) Взрослый предлагает ребенку игрушки, которыми он играл неоднократно, и наблюдает за его игрой.

2) Взрослый может предложить ребенку назвать игрушку: «Что (кто) это?»

3) Взрослый сидит перед ребенком и с разной интонацией произносит слоги (в разнообразном сочетании), которые малыш ранее не произносил.

4) Взрослый пытается заинтересовать ребенка игрушкой и спрашивает: «Что (кто) это?»

Психолого-педагогическое обследование направлено на изучение состояния ориентировочных реакций у детей в первые недели жизни и ориентировочно-познавательной деятельности у детей первых месяцев жизни. В ходе обследования изучаются сенсорные функции: зрительное и слуховое восприятие, внимание к речи взрослого и уровень развития начального понимания речи.

Приведем пример методики выявления зрительных ориентировочных реакций.

Методика выявления

Ситуация провоцирующая. Ребенок лежит на спине.

Читайте также:  Ребенок 1 год маленькая голова

1) Взрослый удерживает игрушку (погремушку с шаром диаметром 5—10 см) на расстоянии 40–50 см от лица ребенка и перемещает ее то вправо, то влево на 20–30 см (2–3 раза).

2) Взрослый, привлекая внимание ребенка, раскачивает игрушку, разговаривает с ним, то наклоняясь к малышу, то отдаляясь от него. Вызвав сосредоточение, взрослый остается неподвижным или держит игрушку на высоте 40–50 см от глаз ребенка.

3) Взрослый вызывает сосредоточение ребенка на предмете (яркой игрушке), передвигая его в сторону на 20 см, а затем останавливает предмет на высоте 50–70 см от глаз малыша.

4) С ребенком по очереди разговаривают знакомые и незнакомые взрослые. Упражнение проводится в течение 1,5–2 минут.

Существует множество диагностических методик, предназначенных для изучения детей раннего возраста, например, методики H. М. Аксариной, K.Л. Печоры, Г. В. Пантюхиной, Э.Л. Фрухт, Л. Т. Журбы, О. В. Тимониной, E. М. Мастюковой, Е.А. Стребелевой.

В качестве базовых методик диагностики психомоторного развития детей младенческого возраста, страдающих ППП ЦНС, можно рекомендовать методики Г. В. Пантюхиной, Г.Л. Печоры, Э.Л. Фрухт (1983), О. В. Баженовой (1986), Ю.А. Лисичкиной (2004), М. Гриффитс (2000), М.Л. Дунайкина (2001). Для оценки характера, степени нарушений, прогноза развития, определения коррекционной направленности мероприятий требуется качественный клинический анализ отклонений психомоторного развития. С этой целью используют методики Л. Т. Журбы, E. Н. Мастюковой и Е. Д. Айнгорн (1981).

В качестве примера приведем тест психомоторного развития Гриффитс (перевод Е. С. Кешишян, 2000), которая используется для скрининг-обследования детей (см. таблицу 2).

Таблица 2

Тест психомоторного развития Гриффитс

Оценка психомоторного развития ребенка производится в баллах, которые затем сравниваются с баллами, определенными нормативами (см. таблицу 3).

Таблица 3

Сводная таблица баллов

Приведем пример количественного анализа результатов обследования ребенка в возрасте одного года.

По результатам скринингового обследования ребенок в возрасте одного года набрал: моторика – 17 баллов; социальная адаптация – 16 баллов; слух и речь – 13 баллов; глаза и руки – 19 баллов; способность к игре – 20 баллов. Общая сумма – 85 баллов из 150–155 возможных (см. таблицу 3). Таким образом, годовалый ребенок по развитию моторики соответствует семимесячному ребенку; по уровню социальной адаптации – шестимесячному ребенку; по развитию слуха и речи – пятимесячному ребенку; глаз и рук – семимесячному ребенку; способности к игре – восьмимесячному ребенку.

В результате график уровня психомоторного развития ребенка в возрасте одного года будет выглядеть следующим образом.

Параметры обследования: 1. Моторика. 2. Социальная адаптация. 3. Слух и речь. 4. Глаза и руки. 5. Способность к игре.

Анализируя результаты, полученные в ходе обследования ребенка в возрасте одного года, и сравнив их с условной нормой, можно отметить отставание в психомоторном развитии по всем функциям на 6 месяцев. Фактически ребенок в один год соответствует полугодовалому ребенку. Выявленные особенности в психомоторном развитии ребенка являются показаниями к его более глубокому исследованию в медико-психолого-педагогическом плане.

В ходе такого обследования можно выявить детей «группы риска» и спланировать корригирующий режим, направленный на стимуляцию тех или иных функций, а также включить психолого-педагогическое сопровождение. Если отставание нарастает с возрастом, например, в 8 месяцев ребенок набирает вместо 100 баллов только 60 баллов, что соответствует уровню развития шестимесячного ребенка, то необходимо более глубокое обследование и, возможно, коррекционно-развивающие мероприятия. Необходимо также изучить условия воспитания младенца, его соматическое состояние и т. д.

Для более глубокого обследования детей следует использовать методики О. В. Баженовой (1986), М. Л. Дунайкина (2001) и др.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Следующая глава >

Похожие главы из других книг:

БРАК С РАЗВЕДЕННОЙ ЖЕНЩИНОЙ, ИМЕЮЩЕЙ ДЕТЕЙ ОТ ПЕРВОГО СУПРУЖЕСТВА
В большинстве случаев разведенными бывают оба партнера, причем разница в возрасте обычно невелика. Оба были не удовлетворены в первом браке и в новый вступают с надеждой, что на этот раз супружеская жизнь

Этапы развития детей и их интеллектуальных возможностей. Описание возрастных кризисов 1 года, 3 лет и 6–7 лет. Как пережить детские возрастные кризисы. Как развивать таланты и способности детей
Мы часто оставляли ребенка у нашей бабушки. Она раньше работала в

Основные проблемы изучения ребенка первого года жизни в зарубежной психологии[15]

I. Введение. Современное состояние психологии младенчества
Та часть детской психологии, которая занимается изучением детей первого года жизни, – психология младенчества, – находится в

Особенности психомоторного развития детей первого года жизни
Для предупреждения речевых нарушений и рационального построения системы коррекционно-логопедической работы с детьми, имеющими поражения центральной нервной системы, необходимо глубокое знание

Содержание работы с детьми первого года жизни
При составлении программы работы с детьми первого года жизни было выделено 5 этапов (комплексов) с учетом возрастных закономерностей нормального психомоторного

Читайте также:  Ребенок 1 год часто дышит ночью

Особенности психомоторного развития детей первого года жизни с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы
Обследование детей с ППП ЦНС показало, что задержка в их развитии начинается с первых недель жизни. Чаще всего у детей отмечаются

Оценка качества привязанности младенцев и детей второго и третьего года жизни
Особенности развития привязанности анализируются с помощью разработанной Эйнсворт методики «Незнакомая ситуация» (Ainsworth & Wittig, 1969). Ее можно проводить начиная примерно с 12-го месяца и ее

Кризис первого года и капризы
Где-то в районе первого дня рождения – плюс-минус пара месяцев – случается первый кризис. Это время не всегда приятного открытия: вот я, вот мама (папа, бабушка, дедушка, тетя). Я – ребенок, она – взрослый. Мы разные. Причем разные не совсем

глава VII
второе убийство. первая и вторая посмертные жизни первого трупа
Наместник Империи Пилат — как о нём, сочиняя, рассказывала жена, сын короля-звездочёта Ата и красавицы Пилы, соединение этих имён будто бы и дало его имя, — облачённый в роскошную тогу с широкой

Источник

№ Название методики. Автор Возраст Направление Критерии оценки Зарубежные диагностические методики Шкалы развития младенца Bayley От 1 до 42 мес. Вычисление индексов:
ментального развития (MDI) и психомоторного развития (PDI).
Включает 3 шкалы:
1. Психическое развитие;
2. Моторное развитие;
3. Шкала (протокол) поведения. Каждый пункт оценивается как «выполненный» или «невыполненный». Время тестирования детей младше 15 мес. — 25-35 мин, старше 15 мес. — до 60 мин. Денверский скрининг-тест развития (DDST) Frankenburg W. К., J. В. Dodds От 2 недель до 6 лет. Выявления детей с задержанным развитием.
Содержит 4 шкалы:
1. Грубая моторика;
2. Тонкая моторика;
3. Речь;
4. Социальная адаптация. Каждый пункт оцениваются как «выполненный», «невыполненный», «отказ от выполнения», «не было возможностей для выполнения». Порядковые (числовые) шкалы психологического развития.
I. Uzgiris, J. McHunt на основании концепции психического развития Ж. Пиаже От рождения до 2 лет Психометрическая оценка развития ребенка включает 64 пункта.
Содержит 6 шкал:
1. Развитие зрительного слежения и сосредоточения на объекте;
2. Умение ребенка использовать разные средства для получения желаемого предмета;
3. Вокальная и жестовая имитация (две субшкалы);
4. Причинные действия;
5. Построение объектных связей в пространстве;
6. Развитие отношений к объектам. Критерий возрастной. Психическое развитие изучается в следующих возрастных промежутках: 0-3 мес., 4-7 мес., 8-11 мес., 12-17 мес. и 18-24 мес. Профиль психического развитияG. D. Alpern-Boll От рождения до 9 лет. Содержит 186 пунктов и 5 шкал:
1. Физическое развитие;
2. «Социальная» шкала;
3. Коммуникация;
4. Способность к обучению;
5. Шкала «самопомощи». Критерий возрастной — определяют, какому возрасту соответствует психическое развитие ребенка. Шкала ментального развитияR. Griffiths от 0 до 24 мес. Содержит 260 пунктов, объединенных в 5 субшкал:
1. Локомоторная активность (глаза-руки, слух-рука);
2. Развитие речи;
3. Тонкая моторика;
4. «Персональная» шкала;
5. «Социальная» шкала. Критерий количественный — определяется, какому возрасту соответствует психическое развитие ребенка (расчет интеллектуального коэффициента ребенка). KID-шкала J. Reuter От 0 до 16 мес. KID(R) – русская версия Кентской шкалы оценки развития младенцев (Kent Infant Development Scale; KID Scale). Представляет собой субъективную оценку взрослыми психического развития ребенка (мать в домашних условиях заполняет регистрационный лист теста).
Тест содержит 252 пункта и 5 шкал:
1. Познание;
2. Движения;
3. Самообслуживание;
4. Общение;
5. Языковая шкала. Коэффициент интеллектуального развития ребенка. Развитие ребенка оценивается следующим образом: число набранных ребенком баллов (число пунктов в вопроснике, которые он выполняет) сопоставляется со статистически обработанными и стандартизованными оценками большой выборки типично развивающихся детей. Шкала поведения новорожденных (NBAS) Т. Brazelton от 2 дней до 6 нед. жизни. Оценка поведения и неврологического статуса детей. Выявление детей группы риска.
Состоит из 20 вызываемых рефлексов и движений.
Имеется также 27 заданий для квалификации движений, взаимодействия со взрослыми, статического контроля, реагирования на стресс. Оценка 20 вызываемых рефлексов и движенийпроисходит по 4-балльной шкале.
Оценка 27 заданий
проводится по 9-балльной шкале, указывающей на 5 возможных типов поведения. Дополнительно отмечается, требовалась ли стимуляция для того или иного типа поведения. Поведенческий тест новорожденных Graham От 1 до 14 дней Состоит из 6 субшкал:
1. Двигательная, с оценкой моторики;
2. Мышечный тонус;
3. Тактильная;
4. Слуховая сенсорная;
5. Зрительная сенсорная;
6. Шкала реактивности. Количественный Тестовая методикаPrechtl, Beintema От 1 до 9 дней Включает шкалы:
1. Внешний вид;
2. Поза,
3. Движения;
4. Дыхание;
5. Неврологический статус. Количественный Опросник младенческого темперамента. Carey, S. McDevit от 4 до 8 мес. Скрининговое исследование темперамента детей.
Состоит из 95 пунктов, оценивающих поведение по 6-балльной шкале, содержит 9 категорий:
1. Активность;
2. Синхронность;
3. Доступность;
4. Приспособляемость;
5. Сенситивность;
6. Настроение;
7. Постоянство;
8. Отвлекаемость;
9. Агрессия.
.
Читайте также:  Как оформить загранпаспорт для ребенка 1 год
Оценка поведения по 6 балльной шкале. При обследовании ребенка с ПЭП, неврологический осмотр должен предшествовать психологической и психиатрической оценкам
При анализе результатов младенцы оцениваются как:
1. «довольно трудные» (асинхронные, игнорирующие общение);
2. низкоадаптивные (сенситивные);
3. «легкие» (синхронные, доступные, адаптивные);
4. «медленно реагирующие» (неактивные, тихие);
5. Промежуточный тип детей.
  Модифицированный скринговый тест-опросник M-CHAT Robins, Fein, Barton
  от 16 мес. до 30 (48) мес. M-CHAT является расширенной версией скринингового опросника CHAT. Выявление риска наличия аутизма, расстройств аутистического спектра. Используется в практике ранней помощи, в т.ч. в России. Разработан для опроса родителей ребенка. Содержит 23 утверждения. Ребенок не проходит тест при 2-х и более несовпадающих ответах на критические вопросы или 3-х несовпадающих ответах на любые вопросы. Ответы Да/Нет преобразуются в прошел/не прошел. Child Development Inventory; CDI
Г. Айртон от 1 г. 2 мес. до 3 лет 6 мес. RCDI Адаптированный к условиям России (Санкт-Петербурга) вариант Шкалы оценки уровня развития ребенка и степени его отставания от типично развивающихся сверстников в каждой из областей.
Состоит из 216 пунктов, (5 пунктов отнесены одновременно к 2 областям).
Каждый пункт шкалы отнесен к одной из 6 областей:
1. Социальной;
2. Самообслуживание;
3. Крупные движения;
4. Тонкие движения;
5. Развитие речи;
6. Понимание языка. Развитие ребенка оценивается следующим образом: число набранных ребенком баллов (число пунктов в опроснике, которые он выполняет) сопоставляется со статистически обработанными и стандартизованными оценками большой выборки типично развивающихся детей. Отечественные диагностические методики Диагностика нервно-психического развития детей
Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора, Э.Л. Фрухт От 10 дней до 3 лет Диагностика нервно-психического развития детей
Состоит из 3 возрастных шкал для 1-го, 2-го и 3-го года жизни.
На 1-м году исследуют:
развитие зрительных, слуховых, ориентировочных, эмоционально-положительных реакций; движений руки, гуление; общих движений, действий с предметами, подготовительных этапов пассивной и активной речи; понимание и активную речь. На 2-м году: развитие понимания речи, активной речи, сенсорное развитие, развитие игры и действий с предметами, развитие движений, формирование навыков. На 3-м году:активная речь, игра, изобразительная и конструктивная деятельность, сенсорное развитие, развитие движений, навыков. Качественная оценка без использования баллов. Норма: выполнение навыков в пределах ±15 дней от проверяемого возраста.

Тест развития детей первого года жизни. О. В. Баженова От 2 до 12 мес. Определение 4 степеней выраженности поведенческой реакции. Оценивается в возрасте 2, 3, 4, 5, 6, 8, 10 и 12 мес.
Включает 98 диагностических проб, разделенных на 6 шкал:
1. Двигательное развитие;
2. Эмоциональное развитие;
3. Сенсорное развитие;
4. Действия с предметами;
5. Взаимодействие со взрослыми;
6. Голосовая активность. Построение профиля психического развития на основании данных индекса развития (ИР) по 6 шкалам:
0 баллов — отсутствие;
1 балл — намеченность;
2 балла — несовершенная форма проявления;
3 балла — совершенная форма проявления.
Определяется индекс развития (ИР)— отношение актуальной и контрольной оценок Оценка уровня психомоторного развития ребенка
Л.Т. Журба, Е.М. Мастюкова До 1 года Включает 7 нервно-психических показателей (динамических функций):
1. Коммуникабельность;
2. Голосовые реакции;
3. Безусловные рефлексы;
4. Мышечный тонус;
5. Асимметричный шейный тонический рефлекс;
6. Цепной симметричный рефлекс;
7. Сенсорные реакции.
Оценка уровня стигматизации, черепно-мозговой иннервации и патологических движений, которые помогают выявить группу детей с повышенным риском задержки развития. Помесячная количественная оценка у ребенка до 1 года проводится на основе показателей, оцениваемых по 4-балльной системе с учетом динамики нормального возрастного развития. Оптимальная оценка по шкале возрастного развития соответствует 30 баллам.
27— 29 баллов возрастная норма.
23—26 баллов безусловная группа риска.
13—22 балла задержка развития. Ниже 13 баллов — тяжелая задержка развития вследствие органического поражения мозга. Тест «ГНОМ» График нервно-психического обследования младенцев. Г. В. Козловская и соавт.   Состоит из 12 возрастных субтестов (20 вопросов (заданий)) на определение развития сенсорных, моторных, эмоционально-волевых, познавательных и поведенческих функций.
Исследования сенсорной функции:Тестирование зрительной, слуховой, тактильной чувствительности.
Исследование моторной функции:статика, кинетика, тонкая моторика, мимика.
Исследование:
а) эмоциональных реакций:
уровень и дифференцировка эмоциональных реакций, появление и характер эмоционального резонанса (способности воспринимать эмоциональное состояние других людей и адекватно на него реагировать).
b) волевых функций: активная и пассивная произвольная деятельность.
Исследование познавательной деятельности:
речь, мышление, игра и внимание.
Исследование поведенческих функций:
a) Биологическое поведение: (пищевое поведение, формирование навыков опрятности).
b) Социальное поведение. Количественный. Распределение обследуемых детей по трем группам:
1) здоровые дети — показатель коэффициента психического развития (КПР) от 110 до 90 баллов; 2) группа риска — КПР 80—89 или выше 111 баллов; 3) группа нарушения развития — КПР ниже 80.

Источник