Метод тестового развития ребенка

Метод тестового развития ребенка thumbnail

В условиях жизни современного общества большое значение приобретает психолого-педагогическая диагностика развития детей.

Понятие и роль

Для того чтобы найти индивидуальный подход к ребенку, знать его сильные и слабые стороны, наиболее результативно обучать и воспитывать как дома, так и в учреждениях образования, вовремя оказать психологическую помощь, необходима диагностика ребёнка. Это предполагает всестороннее исследование психологических особенностей, оценку личности, прогноз дальнейшего развития.

Виды исследований

Видов диагностики множество. Для удобства использования их принято классифицировать по различным критериям.

диагностика ребенка

Наиболее функциональной классификацией представляется выделение видов в зависимости от предмета изучения:

  • Диагностика личности – определение темперамента, типа самооценки.
  • Диагностика эмоциональной сферы. Исследуется умение владеть собой, переживания, отношение к нравственным нормам.
  • Диагностика когнитивной сферы – это диагностика развития детей в интеллектуальном плане, исследование умственных способностей, изучение латеральных предпочтений (определение ведущей руки, ведущего глаза и т. д.).
  • Диагностика поведения.

Но даже это деление весьма условно, так как зачастую имеет место комплексная диагностика ребёнка, когда происходит всестороннее обследование и оценка особенностей развития всех или нескольких сфер.

Для практики интересна также классификация по видам нервной деятельности (диагностика внимания, мышления, памяти, речи, учебных навыков). Она проводится в зависимости от возраста (диагностика детей дошкольного возраста, диагностика детей младшего школьного возраста).

Методология

Методики диагностики детей весьма разнообразны и каждая из них зависит от вида исследования. В настоящее время уже теряют своё значение групповые методы, уступая место индивидуальному тестированию. Но для того, чтобы диагностика ребёнка имела успех, важно правильно выбрать инструмент, который будет использоваться в дальнейшем. На практике психологи чаще всего используют следующий набор инструментов:

  • Наблюдение – изучение психических свойств ребёнка в обычных условиях. Это наблюдение за поведением, игрой, взаимодействием с окружающими.
  • Беседа – даёт представление о ребёнке в результате установления контакта и прямого общения.
  • Метод изучения результатов деятельности детей – анализ рисунков, поделок.
  • Метод эксперимента – предполагает изучение действий испытуемого в специально созданных, смоделированных условиях.
  • Тесты для детей – наиболее распространенный метод, широко используемый сегодня психологами.

Метод тестирования

Метод тестирования можно назвать комплексным, сложным методом диагностики, так как во время проведения тестирования используется широкий спектр инструментов изучения и наблюдения за поведением тестируемого, анализ результатов его деятельности и экспериментальные условия. Поэтому тесты для детей бывают разных видов – тесты-опросники, тесты-задания, тесты-действия.

Тесты-опросники часто используются при диагностике личности, хорошо работает опросник при определении типа темперамента. Тесты-задания обычно направлены на изучение эмоциональной и интеллектуальной сферы и особенно актуальны, когда необходима диагностика готовности ребёнка к школе. Тесты-действия используются при изучении поведения.

Диагностика личности

Диагностика ребёнка на предмет конституциональных черт личности: темперамента, уравновешенности, подвижности нервных процессов и т. п. имеет важное значение, так как несёт ответы на многие вопросы в поведении ребёнка. Черты четырёх основных типов темперамента наиболее ярко проявляются именно в детском возрасте и при правильном применении программы диагностики детей легко поддаются педагогической коррекции.

тесты для детей

Конечно, при определении типа темперамента ребёнка, опросник предлагается и его родителям. Для детей постарше допустимы и самостоятельные тесты с вопросами. Анализ полученных в результате тестирования ответов позволяет назвать ребёнка холериком, сангвиником, флегматиком или меланхоликом.

Тест «Перенос кубиков»

В процессе исследования на лопатку небольших размеров укладывают разное количество кубиков и дают ребёнку задание пронести кубики приблизительно на трёхметровое расстояние и вернуться с ними же обратно. Затем положить эту ношу на стол так, чтобы ни один кубик не упал. Лопатку необходимо держать в одной руке.

психолого педагогическая диагностика развития детей

По результатам теста оценивается уравновешенность (какое поведение демонстрирует ребёнок при неудаче, выражает ли недовольство), способность к работе (сколько времени ребёнок добивается успеха при выполнении задания), подвижность нервных процессов (как быстро ребёнок понимает и принимает задание, приспосабливается ли к работе, отвлекается).

Программа определения типа самооценки: тест «Лесенка»

Узнать, как ребёнок оценивает себя, позволяет весьма распространенный тест, в процессе которого малышу дают рисунок с изображением лесенки из семи ступеней, где средняя ступень больше остальных. Ребёнку объясняют, что на трёх верхних ступеньках находятся хорошие дети, а самые лучшие дети на самом верху, на седьмой ступеньке. Плохие дети располагаются на трёх нижних, на самой низкой – самые плохие. На средней ступеньке находятся дети, которых нельзя отнести ни к плохим, ни к хорошим. Тестируемый должен отметить своё место на этой лесенке и объяснить, почему он себя поместил именно туда. Когда ребёнок выберет ступеньку, его просят рассказать, такой ли он на самом деле или хочет таким быть? Если он считает себя таким на самом деле, пусть отметит ступеньку, на которой ему бы хотелось стоять. Пусть выберет, где разместила бы его мама.

Тест позволяет узнать, как ребёнок оценивает свои личностные качества, а также его мнение о том, каким он представляется окружающим (маме).

По окончании теста психолог делает следующие выводы:

  • Самооценка неадекватно завышена – ребёнок мгновенно позиционирует себя в самом верху как неоспоримый факт, без объяснения причин, не задумываясь.
  • Самооценка завышена – задумывается и выбирает самый верх, рассуждая о каких-то недостатках, но объясняя это не зависящими от него факторами.
  • Самооценка адекватна – подумав, отмечает себя на второй либо третьей ступеньке, объясняя свой выбор.
  • Самооценка занижена – помещает себя на одну из нижних ступенек без аргументации.

Диагностика эмоциональной сферы

Диагностика ребёнка невозможна без обследования эмоционально-волевой сферы. У дошкольников она является преобладающей перед интеллектуальной сферой. Мир познается больше с помощью чувств, нежели ума.

диагностика детей 6 лет

Очень важна и информативна для родителей (воспитателей) диагностика детей 6 лет. Так как в этом возрасте появляются такие чувства, как тревожность, страхи, стеснение, для шестилеток большое значение имеет обстановка, в которой проводится обследование, личность тестирующего.

Читайте также:  Развитие ребенка внутри утробы

Тест «Кактус»

Попросите ребёнка нарисовать кактус на листе бумаги. Не помогайте и не подсказывайте. На любые вопросы желательно отвечать уклончиво: «Подумай немножко, у тебя получится». Не давайте своё видение и не высказывайте своих идей.

Рисунок расскажет об эмоциональных особенностях ребёнка. Изучите результат в деталях:

  • Размер и положение нарисованного цветка в пространстве указывает на то, как определяет себя ребёнок в окружающем мире. Цветок крупного размера в центре листа указывает на эгоцентризм и лидерские качества. Маленький кактус, нарисованный внизу, говорит о неуверенной в себе, зависимой личности художника.
  • Отрывистые линии, сильный нажим на карандаш выдают импульсивного ребёнка.
  • Колючий кактус олицетворяет агрессивность. Чем больше иголок, чем длиннее они торчат из цветка, тем выше степень агрессивности ребёнка.
  • Кактус, посаженный в цветочный горшок, нарисуют «домашние» дети, стремящиеся к семейной защите.
  • Кактус, растущий в пустыне, указывает на чувство одиночества.

Диагностика интеллекта

Тесты-задания главным образом находят применение при исследовании интеллектуальной сферы. В данном аспекте предметами обследования выступают внимание, память, аналитическое мышление, мелкая моторика, навыки учебной деятельности.

Тест «Включение в ряд»

Разберите в присутствии ребёнка шестиместную матрёшку и поставьте шесть близняшек, отличающихся размером, в ряд по величине. Затем уберите одну из них и выровняйте расстояние между оставшимися. Предложите ребёнку найти её место в ряду. При успешном выполнении задания усложните тест: уберите две матрёшки ряда.

Тест направлен на оценку уровня познавательно-ориентировочной сферы, ориентировки на величину.

Тест «Классификация картинок»

У вас в руках две группы картинок. Восемь изображают посуду, восемь – одежду. Покажите ребёнку карточку с изображением ложки и положите на стол. Теперь – карточку с изображением куртки, положите на стол на некотором расстоянии от ложки. Ложка и куртка располагаются таким образом, чтобы и от одной, и от другой картинки можно было продолжить ряд.

программы диагностики детей

После этого в разном порядке предъявляйте ребёнку картинки с изображением предметов посуды либо одежды с просьбой положить очередную карточку в нужный ряд. Не исправляйте, если одежда попала не в ту группу. По окончании теста попросите испытуемого объяснить, почему он так расположил карточки.

Целью данного теста является выявление навыка проводить обобщение по существенному признаку, исследуется наглядно-образное мышление.

Тест «Поиск времени года»

Ребёнку предъявляют четыре картинки, изображающие времена года, и предлагают показать, где весна, где зима и т. д. и объяснить, по каким признакам он догадался.

Тест выявляет сформированность представлений о временах года.

Тест «Найди отличия»

Перед тестируемым кладут две сюжетные картинки, похожие на первый взгляд, но при внимательном рассмотрении имеющие ряд отличий.

диагностика детей дошкольного возраста

Ребёнок ищет и называет отличия. Тест исследует внимание и умение сравнивать.

Тест «Что было сначала, а что потом?»

Психолог показывает четыре сюжетные картинки. На одной мальчик копает яму, на второй – сыплет в ямку семена, на третьей – поливает ростки, на четвёртой – любуется цветами. Ребёнку предлагается разместить картинки по порядку. Тест выявляет умение определять последовательность событий.

Готовность к школе

Изучение умственных способностей становится особенно актуальным, когда требуется диагностика готовности ребёнка к школе.

диагностика готовности ребенка к школе

Готовность к обучению в школе предполагает наличие определенных навыков и необходимый уровень развития мышления, памяти и внимания.

Тест «Исключение из ряда или кто лишний?»

Предъявляя ряд из четырёх предметов (изображений предметов), ребёнка просят найти лишний и объяснить, почему. Когда из ряда, включающего грузовик, легковую машину, самолёт и телегу, тестируемый исключает самолёт, попросите его аргументировать ответ, спросите, каким одним словом можно назвать все предметы, к какому виду транспорта относится лишний, а к какому оставшиеся.

Тест выявляет способность группировать предметы по главному признаку, уровень сформированности представлений об окружающем мире.

Тест «Найди точно такой же»

На картинке изображено семь почти одинаковых зонтиков, а два из них абсолютно идентичны. Разница между остальными несущественная – разные крапинки на ткани зонтика. Ребёнок должен самостоятельно и быстро найти два идентичных зонтика. Тест проверяет уровень развития внимания.

Тест «Запомни все предметы»

Ребенку для изучения предлагаются 9 картинок. Он должен запомнить их в течение 15-20 секунд. Затем, отвернувшись, он должен назвать не менее семи-восьми предметов. Тест показывает уровень развития памяти.

Источник

Тестирование дошкольников разными методами проводят и в детских садах, и перед поступлением в школу. Тесты для дошкольников помогают узнать о ребенке массу полезной информации, которая в будущем поможет выявить недочеты в воспитании и обучении; психологические факторы, которые могут мешать ребенку нормально развиваться; особенности, на которые следует обратить внимание при поступлении в школу и дальнейшем обучении.

Тестирование стало обязательным в большинстве учебных заведений. Образовательный процесс все время меняется, вносятся коррективы, образовательный план усложняется или упрощается, школы переходят на специальные формы обучения. Все это требует от ребенка усилий, способности к адаптации. А родители не всегда способны оказать своим детям квалифицированную помощь в этом вопросе даже хотя бы потому, что не знают, в чем именно следует помогать. Именно для этого существуют тесты для дошкольников.

В этой статье мы разберем разновидности диагностики, что все эти тестирования могут нам рассказать о наших детях, на что следует обратить особое внимание и к каким советам прислушаться.

диагностика дошкольников методики

Для чего нужна диагностика дошкольников

Диагностика дошкольников, методики различных видов и направленностей введены повсеместно, начиная с поступления в детский сад. Представляют они собой своеобразное тестирование. Разные методики действуют по-разному, однако есть у них одно общее свойство. Все они помогают родителям и педагогам разобраться в эмоциональном и психологическом состоянии ребенка, определить его готовность к школе или детскому саду, уровень знаний, сообразительность и многое другое.

Читайте также:  Внутриутробный период развития ребенка период беременности

Например, некоторые тестирования могут показать особенную предрасположенность будущего ученика к определенным предметам. Тогда имеет смысл отдать ребенка в специализированную школу с уклоном на иностранные языки, математику, лингвистику, информатику и так далее. В случае же если тестирование показывает недостаточный багаж знаний и умений, всегда можно заранее подготовиться к поступлению в учебное заведение и наверстать упущенное по какой-либо причине.

Также тестирование помогает разобраться в межличностных отношениях, комплексах, проблемах в семье, различных психологических отклонениях от нормы, найти пути решения проблемы и, что особенно важно, первопричину нарушения.

Ниже представлены некоторые особенно популярные методики диагностики по разным целевым направлениям.

графический диктант по клеточкам для дошкольников

Психологическая готовность к школе

Диагностика дошкольников, методики проверки готовности к школе — очень важный момент при поступлении в образовательное учреждение. Подмечено, что все дети развиваются по-своему, со своей скоростью и усердием. Некоторые родители полагают, что чем раньше ребенок пойдет учиться, тем быстрее и лучше будет развиваться. Вспоминая свой собственный опыт, люди часто жалеют, что не пошли в школу раньше на год или даже два, так как складывается ощущение потерянного впустую времени. Однако такая постановка вопроса не всегда соответствует действительности. Дети могут быть просто не готовы к процессу школьного обучения. К моменту поступления в школу должны проявиться некоторые качества, без которых учеба будет даваться достаточно тяжело. Например, усидчивость, любопытство, способность запоминать и анализировать поступающую информацию.

Для того чтобы оценить готовность к обучению, существует диагностика дошкольников. Методики предлагаются следующие:

  • Тест Керна-Йерасека — наиболее обширный тест, затрагивающий множество сторон развития ребенка.
  • «Дорисуй мышкам хвосты» и «Дорисуй ручки зонтикам» — тест помогает определить, насколько развита мелкая моторика рук.
  • Интерпретация пословиц — помогает увидеть развитость мышления и способность объяснять явления своими словами.

диагностика эмоциональной сферы дошкольников методики

Диагностика познавательной сферы и внимания

Для процесса обучения очень важно учитывать степень внимательности ребенка. Диагностика дошкольников, методики определения внимательности достаточно широко и в ассортименте распространены в педагогической среде. Заданий различного содержания на эту тему достаточно много, и все они являются эффективными и показательными.

Для определения внимательности используют следующие тесты для детей 5 лет: «Найди и вычеркни», «Корректурная проба», «Треугольники». В первом тесте ребенку дают лист с нарисованными на нем различными геометрическими фигурами. За определенный промежуток времени необходимо особенным способом зачеркнуть фигуры определенного типа. В конце занятия итог подсчитывается с помощью формулы:

  • S = (0,5N – 2,8n) : t, где

    S — конечный результат, то есть коэффициент усидчивости и восприимчивости ребенка,
    N — количество просмотренных фигур,
    n — количество ошибок,
    t — время выполнения работы.

При «Корректурной пробе» на листке напечатаны буквы. Ребенок должен зачеркнуть три названные преподавателем в каждой строчке.

«Треугольник» требует от дошкольника рисования определенного типа этой фигуры на каждой строке. Психолог фиксирует ошибки и время выполнения работы, на основании чего затем объявляет результат.

К таким тестам относится и графический диктант по клеточкам для дошкольников. Ребенок под диктовку рисует линии и фигуры, расположенные особенным, заданным преподавателем, образом.

диагностика деятельности дошкольников

Диагностика математического развития

Математика для школьника — это не только дисциплина. Развитый математический склад ума позволяет ребенку анализировать поступающую информацию, гораздо быстрее ее усваивать, а также применять на практике. Поэтому диагностика дошкольников, методики математического развития которой являются неотъемлемой частью, обязательно проводится в учебных учреждениях разных уровней подготовки.

Среди игровых диагностик выделяют такие, как «Найди такой же», «Собери бусы», «Собери картинку». На этом этапе важно выяснить, насколько ребенок способен составлять общую картину из разных фрагментов, находить схожесть предметов, сопоставлять цвет, размер и геометрические формы.

диагностика способностей дошкольников

Диагностика эмоциональной сферы дошкольников: методики

Стабильное эмоционально-психологическое состояние — залог продуктивного обучения, быстрого освоения в незнакомой обстановке, способности к самореализации и построению социальных связей. В процессе обучения в школе или детском саду ребенок приобретает не только знания об окружающем мире в ходе изучения конкретных дисциплин, но и учится осознавать собственную личность, ее положение в социуме, контактировать с людьми (сверстниками и учителями).

Диагностика эмоциональной сферы дошкольников методики имеет достаточно разнообразные. Целью же их является выяснение самопозиционирования ребенка в окружающем мире и обществе, а также нахождение путей коррекции возможных комплексов и сбоев. Диагностика младших дошкольников проводится следующими методами:

  • Ролевые — ребенку предлагается принять и проиграть определенную роль (животное, члены семьи, неодушевленные предметы, сказочные персонажи).
  • Психогимнастические игры — в процессе таких игр у детей формируется принятие собственного имени и качеств характера, способность к самопознанию.
  • Коммуникативные игры — эти игры помогают детям научиться вербальному изложению своего отношения к окружающим людям, высказыванию собственного мнения и потребностей, оказыванию поддержки, контакту с окружающим обществом.

методики диагностики развития дошкольников

Интеллект и умственное развитие

Диагностика деятельности дошкольников может проходить несколькими путями и тестированиями. Некоторые касаются исключительно способности к концентрации, другие отражают свободу фантазии и воображения, третьи показывают умение сопоставлять и так далее. Методики диагностики старших дошкольников призваны, в первую очередь, показать готовность ребенка к поступлению в школу, а также устранить самым быстрым путем возможные недочеты в образовании и понимании окружающего мира. Перед выпуском из детского сада с дошкольниками часто проводят следующие занятия:

  • «Скульптура». Данный тест показывает, насколько хорошо развиты у ребенка наглядно-действенный, наглядно-образный, словесно-логический виды мышления. Заключается задание в том, что ребенку за 5-10 минут предлагается вылепить из пластилина скульптуру. За результат выставляется от 0 до 10 баллов:
    0-1 — соответственно, если ребенок так и не смог придумать, что он будет лепить, за отведенное на задание время;
    2-3 балла выставляется за простейшие формы (шарик, кубик, брусок и так далее);
    4-5 баллов — простая поделка с маленьким количеством деталей;
    6-7 баллов — необычная поделка, но без особенного задействования фантазии;
    8-9 — скульптура оригинальна, с достаточным количеством фрагментов, но до конца не проработана;
    10 баллов — все вышеуказанные условия соблюдены.
  • «Узнай фигуры». Данная методика отражает развитость вида памяти, ответственной за узнавание. Данный вид развивается в наиболее раннем возрасте и отвечает за дальнейшее становление способности усваивать и хранить информацию.
Читайте также:  Мероприятия направленные на укрепление здоровья ребенка и физическое развитие

диагностика младших дошкольников

Межличностные отношения

Ни одна личность не может формироваться в изолированности. Для человека важна социальная среда, а уж для маленького человека — тем более. В процессе своего роста дети контактируют с родителями, родственниками, ровесниками, старшими и младшими детьми, учителями, тренерами и так далее. Все эти отношения влияют на становление личности и ее качеств. Будущее ребенка напрямую зависит от его общества и окружения. Для того чтобы определить, насколько благотворно влияют общественные отношения, существуют специальные тесты для детей 5 лет и старше.

Один из наиболее знаменитых и часто используемых — Детский апперцептивный тест Беллак. С помощью этого исследования можно выявить ведущие мотивы и потребности ребенка, как ребенок воспринимает своих родителей и относится к ним (в том числе в аспекте семейной пары), особенности взаимоотношений с другими людьми, выявить внутриличностные конфликты, определить работу защитных психологических механизмов, узнать страхи, фобии, нарушения психики, помочь справиться с негативными их последствиями.

А. Л. Венгер: вклад в диагностику развития школьников

Леонид Абрамович Венгер — один из наиболее выдающихся российских и советских психологов, которые посвятили свою жизнь исследованиям особенностей психологического развития дошкольников. Большинство современных тестов так или иначе ссылаются на работы, которые когда-то проводил А. Л. Венгер. Доктор наук исследовал особенности развития восприятия окружающего мира и сенсорного воспитания маленьких детей. На основе этих данных он создал первые методики диагностики развития дошкольников. На основании его изысканий созданы программы «Развитие» и «Одаренный ребенок».

Эти методики используются повсеместно в российских детских садах. Заключаются они в обучении ребят использовать и самостоятельно создавать самые разнообразные схемы, планы, чертежи. Итогом становится формирование специфического образного мышления.

Один из самых используемых его тестов — рисуночный. Диагностика способностей дошкольников определяется исходя из особенностей сделанных ими рисунков человека, существующих и вымышленных животных, динамических изображений семьи. По рисункам можно определить соответствие миропонимания ребенка фактическому возрасту, выявить социальные роли и доминирующие личности из окружения и в семье, определить серьезные психические нарушения, депрессии, страхи и так далее.

Диагностика развития речи дошкольников

Диагностика речи дошкольников — важный момент для любого ребенка, определяющий его поступление в учебные заведения и способность продуктивно контактировать с миром. То, насколько хорошо он овладеет способностью излагать в устной форме свои мысли и понимать речь, будет зависеть, насколько правильно его поймут окружающие люди (в том числе учителя), и насколько качественно будет усвоена информация извне.

Если графический диктант по клеточкам для дошкольников отражает, насколько развита внимательность и концентрация у ребенка, то для диагностики устной речи требуются свои методы, в основном вербальные.

Для разных возрастных групп используют разные тесты, что вполне естественно. В различные этапы взросления ребенок должен овладевать все новыми способностями, планка тестирования должна подниматься в соответствии с требованиями к возрасту.

Итак, для возрастной группы от трех до шести лет используют методику «Словарная мобильность». Данная методика содержит около шести заданий разной направленности и отражает объем словарного запаса. К тому же показывает, насколько ребенок может использовать знакомую лексику в повседневной жизни и различных ситуациях, требующих моментальной реакции.

Для старшей возрастной группы используются более сложные тесты, показывающие, уровень развития речи, продуктивность ассоциаций, способность осмысления ситуаций на основе зрительного и слухового восприятия. К таким тестам относят методику Эббингауза. В заданиях этого метода тестирования имеются такие как «Вставьте пропущенные слова», «Расставьте точки и запятые», пересказ услышанного фрагмента текста, пересказ прочитанного материала, составление предложений из заданного набора слов, описание происходящего на динамических картинках, соотношение различных синтаксических форм предложений к картинкам, отражающим их смысл, и так далее.

Профессиональное самоопределение

Все чаще в современных детских садах и школах проводят тестирование по профессиональной ориентации в возрасте от пяти до восьми лет. Необходимость данного тестирования обсуждается регулярно. Методики имеют своих сторонников и, конечно, противников. Однако введено данное тестирование не просто так.

Современная модель образования все больше старается сделать программу обучения компактной и узкоспециализированной. Все меньше предметов становятся обязательными, все больше переходят в статус факультативов и дополнительных занятий. А потому самоопределение в профессиональном плане в столь раннем возрасте, по мнению многих специалистов образовательной среды, — разумная экономия средств и времени. Специализированные тесты помогают узнать особенно ярко выраженные стороны характера и менталитета, хобби, привычки, занятия, которые приносят наиболее приятные ощущения, а затем помогают подобрать будущую профессию на основании полученных данных.

Порой ребенок самостоятельно не может определиться с интересами и желаниями, в этом случае такой тест может ему подсказать, чем он может заняться в свое свободное время, на какие кружки или тренировки записаться, какие предметы изучать с репетитором на дополнительных занятиях. Но вот ограничивать дошкольника результатами теста не следует. Как бы ни менялась утвержденная система образования, развитие для формирования личности требуется всестороннее и полноценное. Такой тест может помочь определиться с жизненными увлечениями, но уж никак не должен урезать объема информации, положенной для гармоничного развития маленького человека.

Источник