Мелкая моторика ребенка 5 лет

Мелкая моторика ребенка 5 лет thumbnail

Для развитие мелкой моторики у детей 5-6 лет для этого потребуется время и терпение со стороны взрослых. А если Ваш ребенок ходит в детский сад, то развитием мелкой моторики уже занимаются с ним, Вам надо будет только дома поддерживать на нужном уровне и развивать ее дальше.

В этом не будет ничего сложного – это определенные игры для ребенка и помощь родителей в нужный момент. Также не забываете, что Вам надо начинать подготавливать руку ребенка к письму. Ниже приведены игры и различные занятия и упражнения для развития мелкой моторики у ребенка 5-6 лет.

«Конструктор»

Конструктор – это один из инструментов, которые помогают ребенку не только развивать мелкую моторику, но и другие навыки.

Для лучшего развития мелкой моторики  рук через конструктор, Вам самим придется участвовать, так как придется давать задания и если Ваш ребенок не справиться, то помогать.

В начале, будут легкие задания, например, собрать кровать, стул, стол, но не забывайте, что ребенок должен будет разбирать конструктор для создания новых предметов или животных. Лучше подойдут конструкторы с мелкими деталями, например, Лего или его аналоги, железный конструктор, можно попробовать  Фанкластик и другие.

«Лепка»

Очень хороший инструмент для развития мелкой моторики, но при этом без помощи взрослого будет тяжело освоить этот инструмент. Так как Вам придется его научить делать некоторые приемы ребенка:

Разогрев научить ребенка делать пластилин эластичным и податливым.

Скатывание – ребенок должен уметь скатывать шарики или овалы при помощи ладошек двух рук, пальцем и одной рукой об поверхность.

Сплющивать — это получение лепёшки или диска из шарика или овала.

Размазывать – умение размазывать любой определенный кусок пластилина на поверхности.

Прищивывание – умение придавать определенную форму изделия, например, ушки у чебурашки из шарика или сделать носик.

Раскатывание – это превратить пластилиновый шар в яйцо или цилиндр.

Скручивание – умение делать жгутик скручивать их в спираль.

Оттягивание — умение захвата пластилина  и его оттягивают и формуют новый элемент или деталь.

Заглаживание – умение сделать плавный переход от одной детали к другой при соединении и для закругления. Одновременно можно удалить излишек пластилина.

Разрезание это разделения различны элементов стеком или резачком на отдельные куски.

Соединение – это прикладывание и несильное прижимание деталей друг к другу. При этом нужно соизмерять силу и не допускать деформации деталей.

При использовании этих приемов Ваш ребенок с легкостью может делать различные предметы или животных, а Вам надо стремиться к тому, чтобы ребенок умел собирать целые картины или украшать напечатанные.

«Рисование»

Очень интересный и развивающий инструмент. Правда в первое время, Вам придется посидеть с ним, чтобы научить правильно, держать кисточки и пользоваться красками. Для усложнения можно использовать различной толщины кисточки и более сложные рисунки для раскраски.

Другой вариант рисования – это использование карандашей, фломастеров. Вначале простые рисунки, за тем композиции и далее с более сложными и мелкими рисунками.

Не забываете следить, чтобы ребенок правильно держал рабочий инструмент, а при закрашивании не вертел рисунок, а пытался все сделать движением кисти руки или пальцев.

«Театр»

Можно поиграть с ребенком в кукольный или пальчиковый театр или театр теней, можно просто использовать пальчиковую гимнастику.

«Шнуровки»

Шнуровку нужно будет подобрать по возрасту, так как они более сложные по сравнению для детей до 3 лет. Например, сбор шкатулки, цветов, но еще с обязательным завязыванием бантиков или узелков.

«Бисер»

Здесь пригодится использовать бусинки или сам бисер для плетения различных предметов, животных, но учтите, что без вашей помощи ребенку будет тяжело освоить такое интересное занятие.

«Штриховки»

      Для укрепления кисти рук и пальцев и установления почерка, нужно потихоньку вводить штриховки различные, но надо следить за тем, чтобы ребенок не крутил бумагу, когда делает эти упражнения. Существует множество различных штриховок в интернете.

«Пазлы»

     Игры в пазлы очень хорошо развивают мелкую моторику и другие способности ребенка, особенно когда используете средние и мелкие пазлы для сборки.

Не забываете и о простых способах развития мелкой моторики, например, такие как очистка яйца (куриного или перепелиного), мандарина, апельсина, лука, различных орешков (арахис в кожуре), игра в песке (крупе). Научить ребенка расстегивать и застегивать замки, пуговицы, кнопки, закручивать  и откручивать крышки.

Могу еще предложить игру из своего детства, это построить армию из всех игрушек и по одному ходу передвигать все игрушки из одной комнаты в другую. У ребенка развивается мелкая моторика рук, терпение и другие способности.

Подводя итоги статьи, могу только сказать, что развития мелкой моторики рук ребенку 5 лет, очень разнообразно и все только зависит от фантазии и творческих способностей взрослого окружения ребенка. Главное – это регулярные занятия от 15 минут в день и лучше даже каждый день, но в виде игры.

Читайте также:  Как развивать моторику рук у ребенка 5 лет

Источник

Альбина Шарафиева
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей 4–5 лет в домашних условиях»

Мелкая моторика – точные движения пальцев рук – особенно тесно связана с процессом формирования речи ребенка. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Нарушение мелкой моторики связано с нарушением мышечного тонуса пальцев рук.

Работа над развитием мелкой моторики пальцев рук, стимулирует созревание речевой зоны коры головного мозга. Работу по развитию мелкой моторики рук необходимо проводить систематически (по 5-10 минут ежедневно). Виды детской деятельности, которые можно использовать для развития мелкой моторики пальцев рук:

Развитие ручной умелости (рисование карандашом, лепка, конструирование, аппликация,изготовление оригами: игрушек из бумаги (лодочка, самолет).

Различные игры с мелкими предметами (подбор частей разрезных картинок, перекладывание, сортировка горошин, палочек, пуговиц и других мелких предметов).

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и без речевого сопровождения.

Пальчиковый театр.

Для развитияручной умелости дети должны:

• запускать пальцами мелкие «волчки»;

• разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные поделки;

• сжимать и разжимать кулачки («бутончик проснулся и открылся, а вечером заснул и закрылся»);

• барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;

• махать в воздухе только пальцами;

• собирать все пальцы в щепотку;

• нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на леску;

• завязывать узелки на шнурке, веревке;

• застегивать (расстегивать) пуговицы;

• играть с конструктором, мозаикой;

• складывать матрешки, пирамидки;

• рисовать в воздухе;

• мять руками поролоновые шарики, губки; • рисовать, раскрашивать, штриховать;

•резать (вырезать) ножницами;

• выполнять аппликации;

• скатывать бумажные шарики (у кого шарик получится более плотным, тот и выиграл);

• складывание, скручивание, разрывание, перелистывание бумаги;

• перекладывать из одной коробочки в другую счетные палочки, спички, фасоль, при этом рука не должна сдвигаться (лежит близко к коробочке, задействованы только большой, указательный и средний пальцы);

• легко нажимать на кнопку пульвелизатора, посылая струю воздуха на ватку, листок бумаги;

• вращать карандаш (ребристый) между большим, указательным и средним пальцем;

«пальчиковый бассейн» (пластмассовый тазик с фасолью или горохом);

• Игра «Кулак-ребро-ладонь» (сначала одной рукой, потом другой, затем вместе.

Если ребенка не увлекают развивающие пособия — предложите ему настоящие дела. Вот упражнения, в которых малыш может тренировать мелкую моторику, помогая родителями чувствуя себя нужным и почти взрослым:

1. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины.

2. Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок). Очищать фисташки.

3. Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки).

4. Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться. А так же разуваться и раздеваться. Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, чтобы он мог наряжаться, когда захочет. Учиться самостоятельно надевать перчатки. Пробовать зашнуровывать кроссовки.

5. Помогать сматывать нитки или веревку в клубок (О том, кто их размотал лучше умолчать)

6. Вешать белье, используя прищепки (нужно натянуть веревку для ребенка).

7. Помогать родителям отвинчивать различные пробки — у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т. п.

8. Помогать перебирать крупу.

9. Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь.

10. Собирать на даче или в лесу ягоды.

11. Доставать что-то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью.

12. Вытирать пыль.

13. Включать и выключать свет.

14. Отлеплять и прилеплять наклейки.

15. Перелистывать страницы книги.

16. Затачивать карандаши (точилкой). Стирать нарисованные каракули ластиком.

Что-то будет получаться, что-то нет. Но, обычно, в освоении серьезных дел дети оказываются очень упорными. Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной.

Источник

Игры, развивающие мелкую моторику, в домашних условиях для дошкольников

Почему для детей так важно развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

Дети младшего дошкольного возраста могут выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом. Не обходите вниманием необходимость приобретения элементарных навыков самообслуживания: умения застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

Предлагаем вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

Угадай предмет

Необходимый инвентарь: небольшие предметы, игрушки, пластмассовые буквы и цифры.

❀ Ребенок должен с закрытыми глазами опознать предмет, букву, цифру на ощупь поочередно правой и левой рукой.

❀ Более сложный вариант: ребенок одной рукой с открытыми глазами ощупывает предложенный предмет, не глядя на него, а другой рукой его зарисовывает.

Читайте также:  Украшения своими руками на день рождения ребенка 5 лет

Пластилиновая ворона

Необходимый инвентарь: пластилин.

❀ Вылепите из пластилина геометрические фигуры, простые фигурки животных, буквы, цифры.

❀ Затем пусть ребенок с закрытыми глазами на ощупь определит, что перед ним за фигурка.

Угадай-ка

Упражнение для разбития тактильной чувствительности

Необходимый инвентарь: несколько емкостей для сыпучих и жидких продуктов; вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы.

❀ Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный какой- либо однородной массой, и в течение 1-2 минут перемешивает его содержимое.

❀ Затем ему предлагается сосуд с другим наполнителем. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое.

Пальчиковая зарядка

❀ Исходное положение — руки согнуты в локтях, ладони повернуты вперед, большие пальцы отогнуты.

❀ Одновременно двумя руками делается по два шлепка каждым пальцем по большому пальцу, начиная с указательного к мизинцу и обратно.

Карандашик

❀ Предложите ребенку перекатывать карандаш между пальцами, начиная от большого к мизинцу и обратно поочередно каждой рукой.

Разноцветные снежинки

Игра на развитие мелкой моторики рук, формирование навыка аккуратности

Необходимый инвентарь: фломастеры, белая плотная бумага, ножницы.

❀ Покажите ребенку, как вырезать ажурную снежинку.

❀ Попросите раскрасить ее разноцветными фломастерами.

❀ Движения, которые делает ребенок при закрашивании мелких деталей, активно воздействуют на развитие мелкой моторики рук.

Пальчиковый конструктор

❀ Взрослый, садясь напротив ребенка, делает пальцами своей руки какую-либо «фигуру» (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены — любая комбинация). Ребенок должен точно повторить эту фигуру.

❀ Если данное задание вызывает у ребенка затруднение, то сначала можно выполнять упражнение сидя рядом, а не напротив ребенка. Так ему будет легче копировать положение пальцев вашей руки.

❀ Задание можно усложнить: предложите ребенку отобразить пальчиковую конструкцию зеркально.

Кто быстрее

Необходимый инвентарь: бумага в клетку, фломастеры.

❀ Положите перед каждым игроком по листу бумаги в клетку и фломастер.

❀ Для начала можно заготовить шаблоны с нарисованными пунктиром геометрическими фигурами.

❀ Обводите наперегонки с ребенком квадратики или кружочки, треугольники.

❀ Более сложный вариант игры заключается в рисовании геометрических фигур на чистом листе в клетку наперегонки, затем и на неразлинованном листе.

Лабиринт

Необходимый инвентарь: листы бумаги в клетку или просто белые листы, ручка или фломастеры.

❀ Попросите ребенка нарисовать лабиринт, по которому вы должны будете добраться до какой-то цели.

❀ Вы, в свою очередь, рисуете лабиринт для ребенка.

❀ В ходе игры малыш будет стараться рисовать ходы все запутаннее и запутаннее, но и вы не жалейте его. Пусть «побегает» по витиеватым дорожкам.

Лыжник

Необходимый инвентарь: две пробки от- пластиковых бутылок.

❀ Пробки будут лыжами. Ребенок вставляет указательный и средний пальцы в «лыжи» и «двигается» на них, делая по шагу на каждый ударный слог:

Вот и кончились метели,

Табуретки прилетели,

На ветвях поют слоны, —

Здравствуй, первый день весны!

❀ То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

Рисунке на крупе

Необходимый инвентарь: большая плоская тарелка или поднос, мелкая крупа.

❀ Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия.

❀ Пусть ребенок сам нарисует несколько линий.

❀ Попросите его нарисовать волны, снежинку, буквы и т. д.

Пуговичные узоры

Необходимый инвентарь: пуговицы разного размера и цвета

❀ Для начала узор из пуговиц выкладывает взрослый. Затем ребенок делает то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без посторонней помощи, предложите ему придумать свои варианты рисунков.

❀ Из пуговиц можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т. д.

Щетка-массажер

Необходимый инвентарь: круглая щетка-массажка.

❀ Дайте ребенку круглую щетку для волос.

❀ Ребенок должен катать щетку между ладонями, приговаривая:

Встретил ежика бычок,

И, лизнув его бочок,

Уколол свой язычок.

А колючий еж смеется:

«В рот не суй, что попадется!».

Месим тесто

Необходимый инвентарь: 1 кг фасоли (гороха) и кастрюля.

❀ Насыпьте в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли.

❀ Ребенок должен запустить туда руки и изобразить, будто месит тесто, приговаривая:

Кукле булки я пеку,

В миску молока налью,

Много высыплю муки,

Будут кукле пироги.

Подъемный кран

Необходимый инвентарь: коробок спичек или счетные палочки.

❀ Ребенок собирает спички (палочки) с помощью подушечек одних и тех же пальцев правой и левой рук (например: двумя указательными или двумя средними и т. д.).

Строитель

Необходимый инвентарь: счетные палочки или спички.

❀ Постройте вместе с ребенком «сруб» из палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.

Крокодил

Необходимый инвентарь: бельевая прищепка.

❀ Подберите не слишком тугую прищепку, лучше деревянную. Пусть прищепка будет крокодилом, живущим в водах мутного Нила, а пальчики ребенка непослушными ножками, которые бегут купаться в опасную реку.

Читайте также:  Ребенок 5 лет рвет желчью

❀ Взрослый прищепкой поочередно «кусает» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

Крокодилушка не знает

Ни заботы, ни труда,

Золотит его чешуйки

Быстротечная вода.

Милых рыбок ждет он в гости

На брюшке средь камышей.

Лапки врозь, дугою хвостик

И улыбка до ушей.

Пластилиновый орех

Необходимый инвентарь: кусочек пластилина.

❀ Попросите ребенка слепить из пластилина шар, размером с грецкий орех. Раскатывая пластилин между ладонями, ребенок приговаривает:

Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех.

❀ Ребенок держит в одной руке два пластилиновых грецких ореха и вращает их один вокруг другого.

❀ Можно заменить пластилин настоящими грецкими орехами или маленькими шариками такого же размера.

Бусы

Необходимый инвентарь: бельевая веревка.

❀ Завяжите на веревке 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку.

❀ Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т. п.

Мамин помощник

Необходимый инвентарь: бельевая веревка, прищепки.

❀ Натяните веревку на уровне плеч ребенка. Дайте ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке.

Я прищепкой на веревку

Все белье цепляю ловко.

Игры-шнуровки

Развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева»

♦ формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);

♦ способствуют укреплению пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика), а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становление речи;

♦ развивают творческие способности;

♦ развивают глазомер, внимание;

♦ служат хорошей тренировкой руки для дальнейшего обучения письму;

♦ развивают усидчивость.

❀ Купите в магазине готовые игры-шнуровки. Сначала выполняйте предложенные задания вместе с ребенком, а затем попросите его самостоятельно зашнуровать картинку.

❀ Попросите ребенка расшнуровать, зашнуровать папин ботинок, завязать бант кукле, поучиться заплетать косички из шнурков и т. д.

Игры с камешками

Необходимый инвентарь: 5-7 небольших камешков гальки или марблс.

❀ Играть можно как с одним ребенком, так и в небольшой компании.

❀ Один из игроков берет 5-7 камешков в правую руку, подбрасывает их и пытается поймать столько, сколько сможет. Затем то же самое делает второй игрок.

❀ Выигрывает тот, кто смог поймать большее число камешков.

Спрячь платок

Необходимый инвентарь: небольшие носовые или шелковые платки.

❀ Игрокам выдается по два платка. По команде ведущего дети должны пальцами собрать и зажать в оба кулачка по платку.

❀ Побеждает тот, у кого платочки спрятаны лучше всего.

❀ Эту же игру можно провести для пальцев ног. Для этого расстелите платок на полу. По сигналу игроки начинают пальцами босой ноги подбирать платок, стараясь как можно быстрее спрятать его под стопу.

Из одного в другое

Необходимый инвентарь: два тазика, 10-20 карандашей (для каждого игрока).

❀ Перед игроком ставятся два тазика, в одном из которых лежат карандаши.

❀ По сигналу ребенок начинает пальцами ног перекладывать карандаши из одного тазика в другой. То же самое по очереди проделывают остальные игроки.

❀ Кто справится быстрее?

Платочек

Необходимый инвентарь: носовой платочек.

❀ Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок так, чтобы он весь уместился в кулачке.

Нога-художница

Необходимый инвентарь: толстый фломастер, лист бумаги.

❀ Предложите ребенку зажать пальцами ноги фломастер и постараться что-нибудь нарисовать (домик, цветок, Колобка и т. д.).

❀ Можно устроить соревнование: чей рисунок получился достовернее, чей смешнее?

Коробочка с пуговицами

Необходимый инвентарь: коробка с пуговицами.

❀ Наверняка в вашем доме есть коробочка с пуговицами, доставшаяся вам по наследству от мамы. Эта коробочка настоящий клад для ребенка, сколько игр в ней хранится!

♦ Пуговичная мозаика: можно выкладывать целые картины, а можно отдельные предметы.

♦ Пуговичный городок: можно поиграть в пуговичный городок. Жители — пуговицы, среди них есть продавцы, водители, учителя, мамы с детьми и т. д.

♦ Пуговичные бои: можно устроить пуговичный бой — разделитесь на две команды, возьмите одинаковое количество пуговиц. Расположитесь на полу на открытом участке, разложите пуговицы в линейку, каждый со своей стороны. Расстояние между линейками не должно быть больше метра. По очереди «стреляйте» щелчком по одной из пуговиц в ряд противника. Цель — выбить из ряда как можно больше пуговиц.

♦ Пуговичное панно: отберите плоские крупные пуговицы и пришивайте их на кусочек ткани. Можно без всякой системы, а можно со смыслом, чтобы получилась картина. Потом можно наклеить лоскуток на картонку и вставить в рамку.

Рекомендуем посмотреть:

Игры на обучение грамоте для детей 4-5 лет

Развивающие игры для детей 4-6 лет

Игровая деятельность детей среднего дошкольного возраста

Игры на изучение растительного мира для детей 4-5 лет

Игры на развитие памяти у детей 4-5 лет

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Источник