Медленное развитие речи ребенка
Брадилалия – это патология, при которой ребёнок говорит очень медленно. Специалисты квалифицируют её как нарушение темпа и ритма речи, носящее несудорожный характер. Брадилалия проявляется в качестве:
- самостоятельного расстройства. Такой тип патологии свойственен для медлительных, чрезмерно спокойных и вялых детей;
- симптома заболевания. Ребёнок может начать страдать от брадилалии из-за приобретённой или врождённой умственной отсталости, при дистрофических или органических поражениях ЦНС, после перенесённых инфекционных заболеваний. В этом случае у ребёнка наблюдается замедление не только речи, но и движений. Малыши плохо говорят, быстро устают, чувствуют слабость и заторможенность.
Специалистами различаются разные степени брадилалии. В некоторых случаях ребёнок говорит слегка медлительно, что практически незаметно для окружающих людей. При более тяжелых степенях патологии могут наблюдаться проблемы с адаптацией в социуме, задержки в развитии. Мозжечковую брадилалию относятся к отдельной категории. Она характеризуется скандированной речью.
Признаки брадилалии
Наличие брадилалии у ребёнка можно установить по присутствию вербальных и невербальных симптомов. В первом случае наблюдается:
- замедление разговорной речи;
- возникновение задержек между словами и звуками во время того, как ребёнок говорит (малыш может растягивать гласные);
- монотонность голоса, произношение звуков «в нос», гнусавость;
- растягивание слогов и звуков (хотя дети говорят все слова абсолютно правильно);
- медлительность ребёнка при чтении и письме.
К невербальным признакам относятся:
- нарушения мимики и моторики;
- невнимательность, заторможенность и плохая координация;
- ухудшение внимания, памяти и мыслительных процессов;
- сложность при переключении с одного занятия на другое (для ребёнка также может быть характерно повторение одного и того же движения);
- замкнутость, молчаливость и очень сложная адаптация.
Если ваш ребёнок медленно говорит, то это может быть просто проявлением его темперамента. Однако родители не должны игнорировать данную проблему. Обращение к специалистам для коррекции патологии позволит ребёнку избавиться от брадилалии и вести полноценную жизнь.
Причины возникновения
Дети говорят очень медлительно по самым разным причинам. К основному фактору развития брадилалии относят усиление тормозных процессов, которые со временем начинают преобладать над возбудительными. Логопеды разделяют физиологические и психологические причины патологии.
Ребенок может унаследовать брадилалию, приобрести в результате перинатального поражения центральной нервной системы. Также она является симптомом:
- олигофрении;
- болезни Паркинсона;
- травмы головного мозга;
- менингита;
- депрессивного расстройства;
- опухоли головного мозга;
- энцефалита.
Дети говорят размеренно и очень медленно из-за отсутствия обучения речи или подражая близкому человеку. Патология также может развиться из-за снижения умственных функций и психической заторможенности. Очень часто брадилалия появляется у флегматичных детей. Такой ребёнок от природы заторможен и медлителен.
Диагностика брадилалии
Родители ребёнка, который говорит медленно, должны обратиться за помощью к специалисту. Комплексное обследование может потребовать участия невролога, психиатра, логопеда и психолога. Для выявления физиологических причин речевой патологии используются инструментальные исследования. Ребёнку могут быть назначены:
- МРТ головного мозга;
- ПЭТ;
- реоэнцефалография;
- ЭЭГ и т. д.
Помимо того ребёнка осматривает логопед. Он проводит диагностику речи, чтобы установить степень брадилалии и подобрать эффективный метод коррекции.
Коррекция речевой патологии
Если ребёнок медленно говорит из-за физиологических нарушений, то терапия нацелена на ликвидацию основного заболевания. В первую очередь лечение предполагает нормализацию работу ЦНС. Комплексная терапия может включать:
- приём медикаментозных средств. Для ребёнка подбираются укрепляющие и стимулирующие препараты, а также витаминные комплексы. Активно используются лекарственные средства с глютаминовой кислотой;
- лечебную физкультуру. Очень эффективны водные занятия, плавание, массаж и физиотерапевтические процедуры;
- консультации с психотерапевтом. Также возможны занятия с психологом для преодоления эмоциональных проблем. Ребёнок, который медленно говорил в течение долгого времени, мог отдалиться от социума и потерять уверенность в себе;
- развивающие игры. Ребёнку будут полезны занятия, улучшающие моторику, мимику и эмоциональность речи. Например, детям помогают уроки по актёрскому мастерству и выступления на сцене. Ребёнку также необходимо больше читать, отгадывать загадки, учить и петь ритмичные песни;
- ручной труд. Собирание конструктора, вышивание и другие занятия помогают развить мелкую моторику. Темп речи ребенка улучшается при разучивании танцевальных движений. Не будут лишними занятия физкультурой и спортом.
Безусловно, ребёнок, который очень медленно говорит, нуждается в помощи квалифицированных педагогов и логопедов. Это одна из наиболее важных частей лечения.
Как проходят занятия с педагогом?
Для ребёнка, страдающего замедлением речи, наиболее эффективным методом коррекции является логоритмика. На занятиях малыши бегают, маршируют или выполняют другие физические упражнения под ритмичную музыку. Также проводятся игры, сопровождающиеся произнесением различных предложений и слов.
Речь ребёнка на занятиях с педагогом стимулируется постепенно. Занятия по коррекции включают четыре основных этапа.
- Педагог проговаривает очень простое предложение, например «са-са-са по лесу идёт лиса». При этом он задаёт темп при помощи хлопков, постукиваний по столу или движений руками. Ребёнку необходимо повторить предложение несколько раз. Темп, который задаёт педагог, постепенно увеличивается. Поэтому ребёнку приходится говорить фразу всё быстрее и быстрее.
- Ребёнку предлагается выучить несколько простых стихотворений. Затем он должен быстро проговаривать строчки из них. Если ребёнок уже знает стихи, то можно использовать его любимые.
- На третьем этапе ребёнку необходимо научиться не только быстрому темпу речи, но и её выразительности. Поэтому на занятиях дети говорят по ролям, разыгрывая отрывки из сказок.
- На последней стадии дети учат скороговорки. Это позволяет ребёнку закрепить приобретённые в ходе коррекции навыки.
Своевременное выявление брадилалии у ребёнка даёт возможность приступить к коррекции. Комплексный подход к устранению патологии позволяет добиться хороших результатов. Однако помимо занятий ребёнку требуется помощь родителей. Они должны внимательно следить за тем, чтобы малыш снова не начал говорить медленно. Рекомендуется повторять стихи и скороговорки дома.
Прогноз и профилактика
В большинстве случаев прогноз при брадилалии благоприятный. Особенно, если родители своевременно заметили, что ребёнок медленно говорит, и обратились за помощью к специалистам. Однако после успешной коррекции не стоит ослаблять бдительность. В качестве профилактики рекомендуется:
- вести здоровый образ жизни и следовать рекомендациям врачей во время беременности;
- оберегать ребёнка от черепно-мозговых травм и инфекционных заболеваний;
- поддерживать режим дня и питания;
- следить за тем, чтобы ребёнок развивал речь, и заниматься с ним;
- разговаривать с малышом, учить стихи и песни.
Далеко не всегда медлительная речь является симптомом заболевания. В большинстве случаев достаточно занятий с педагогом. Поэтому не стоит очень переживать при появлении признаков брадилалии. Но если вы волнуетесь за своего малыша, то обратитесь в центр логопедии и психологии «НЕАПЛ». Опытные педагоги помогут скорректировать речевое нарушение.
Источник
Любой родитель хочет, чтоб ребенок чисто и складно говорил. Но развитие речи – настоящий бич современности. Одни дети начинают поздно говорить, другие, если не заикаются, то говорят невнятно, шепелявят, картавят или попросту не могут подобрать нужных слов. Позже пишут коряво и с ошибками. Выход всегда находится – кабинет логопеда. Но бывало ли у вас так, что логопедические занятия не приносят желаемого результата? Не идет постановка звука, потому что язык не укреплен, плохой почерк, потому что моторика рук слабая. Получается, что у «дома» еще не достроен первый этаж, а мы уже строим третий.
На помощь приходят стремительно развивающиеся нейронауки: нейропсихология, нейродефектология, нейрологопедия, нейропедагогика, позволяющие выявить первопричину нарушения и работать над проблемой последовательно.
Как устроен мозг человека
Нейропсихология – наука, изучающая связи в головном мозге, функционирование тех или иных его участков и их влияние на психические процессы.
Человеческий мозг состоит из трех блоков, которые формируются в разном возрасте:
1-й блок – энергетический. Начинает формироваться еще во внутриутробном периоде и до 3 лет. У новорожденного 1-й блок мозга сформирован на 75%, с его помощью регулируется тонус человечка, переключаемость от сна к бодрствованию. |
2-й блок – хранилище поступающей и перерабатываемой информации. В норме его формирование приходится на возрастной отрезок 3-8 лет. Этот блок отвечает за аналитико-синтетическую деятельность, технические возможности психики. |
3-й блок – самый высокий этаж, где осуществляется программирование любой деятельности, регулировка и контроль поведения. Формируется с 7 лет до 15-16. В его состав входят лобные доли головного мозга, которые отвечают за целеполагание и адекватное поведение в целом. Полное созревание 3-го блока мозга происходит в 21 год. |
Признаки недоразвития блоков мозга
Первый блок организует эмоциональные состояния ребенка такие, как страх, удовольствие, боль, раздражение, гнев, радость. Это фундамент для развития памяти, внимания и мотивации к любой деятельности.
Если 1-й блок мозга был сформирован не до конца, у ребенка наблюдается повышенная утомляемость, вялость, эмоциональные вспышки, неврастения. Такие дети не просто капризны, они болезненно реагируют на любой раздражитель: свет, звук, прикосновение. У них частые аллергии, понижен иммунитет, они часто болеют. Мышцы или слабые, или напряжены, что приводит к слабости пальчиков рук, плохому почерку, общей двигательной неловкости, подергиванию языка (синкинезии), пониженной подвижности глаз. Отсюда вытекают такие нарушения речи, как дизартрия, дисграфия, дислексия.
Недосформированность второго блока мозга, который отвечает за различные операции и действия, приводит к тому, что у ребенка нарушена координация движений, межполушарное взаимодействие, способность к восприятию на слух и различению звуков. Страдает зрительно-пространственное восприятие, соотношение форм и размеров предметов (позже высота и ширина букв на письме). Наблюдаются низкие способности к восприятию инструкции и ее выполнению, скудная речь или ее отсутствие. Ребенок с трудом может воспринимать ситуацию: одновременно слышать, видеть, думать, принимать решения. Соответственно, не умеет организовывать свою деятельность. Осведомленность об окружающем мире минимальная.
3-й блок мозга будет нормально функционировать при стабильных первых двух. Он отвечает за накопление информации: усвоение правил и алгоритмов, умение применять их на практике, планирование деятельности, произвольное внимание, контроль поведения, эмоций, развитие волевых усилий. Если 3-й блок мозга развивается плохо, ребенок часто отвлекается на уроках, безразличен к любым видам деятельности, имеет скудный словарный запас, допускает множество ошибок на письме, не умеет применять правила и решать смысловые задачи.
Причины мозговых нарушений
Недосформированность блоков мозга может возникать как в силу биологических, так и социальных причин. К биологическим отнесем патологии во время беременности, гипоксию плода, инфекционные заболевания. Также перинатальное повреждение нервной системы, родовые травмы и как следствие – минимальную мозговую дисфункцию (ММД), синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости (СПНРВ), внутричерепную гипертензию, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), задержку речевого развития (ЗРР), дизартрию, дискалькулию, дисграфию, задержку психического развития (ЗПР).
К социальным относится педагогическая запущенность и сенсорная депривация, стремительно набирающая обороты в последнее время. В первые три года жизни ребенку необходимо эмоциональное развитие. Как можно больше ласковых прикосновений, погружение в мир, наполненный разными на ощупь предметами, звуками, цветовыми стимулами, движениями.
Многие дети уже с двух лет погружаются в одномерное пространство экранов телевизоров, телефонов. Не доползал свое в раннем возрасте – нарушена ориентация в пространстве, логическое мышление, плохо переключается артикуляция. Отсюда и речь невнятная. Также в этом возрасте развивается мотивация, то есть интерес к окружающему миру и желание что-то делать. Почему современные дети в большинстве своем уже в 5 лет ничего не хотят делать, им неинтересно? Вывод очевиден: недоразвит 1-й блок мозга.
Нейродиагностика
Современных детей называют поколением Z. Специалистам очевидно, что это совершенно другие дети, и подход к их обучению должен носить нейропсихологический характер. Чтобы выявить особенности каждого zэтёнка, необходима хорошая нейродиагностика. Логопеды и дефектологи часто обследуют имеющуюся речь со всех сторон и высшие психические функции (ВПФ): память, внимание, мышление. При этом в стороне остаются предпосылки к развитию речи и ВПФ. Грамотную нейродиагностику может провести врач-нейропсихолог или нейропсихиатр в поликлинике.
Процедура обследования занимает много времени, но включает в себя такие параметры, как дифференциация цветов, проверка слуха, пространственного и временного восприятия, способность к переключению движений. Например, ребенок должен повторить за взрослым определенную позу рук (крест-накрест, правый кулак, сжатый в левую ладонь, и т.п.), далее быстро переключиться с правой руки на левую. Если дается с трудом, то и язык плохо переключается. Неизменными параметрами остаются обследование речи, памяти, внимания, мышления, графических навыков.
Нейропсихологические методы обучения
Итак, вы пришли к логопеду с искаженными звуками, а он сразу принялся за постановку. Подход не совсем верный, так как нужно сначала выяснить причину нарушения. Если это дизартрия, то есть смысл поработать комплексно, укрепляя мышцы не только языка (при слабом языке), но еще и посещая лечебную физкультуру. Иногда у ребенка такие слабые пальчики, что не может идти и речи о постановке звука [р]. Если же мышцы языка напряжены (гипертонус), в комплексе обязателен массаж воротниковой зоны, физиопроцедуры, направленные на расслабление.
При всех речевых нарушениях, особенно при моторной алалии, необходима работа с кончиками пальцев. Зоны головного мозга, отвечающие за тонкую моторику рук, находятся рядом с речевыми зонами. Активизируем их с помощью пальчиковых игр, нанизывания бусин, шнуровки, лепим, играем с крупами, вырезаем, рисуем пальчиками.
При фонетико-фонематическом нарушении речи (ФФНР) необходимо первоначально работать над фонематическим слухом и восприятием. Учить различать речевые и неречевые звуки с раннего возраста (в норме с 7 месяцев). Например, определять звучание музыкальных инструментов, шуршание бумаги. Даже крупы, насыпанные в баночку, по-разному гремят: гречка – тихо, перловка – громче. При дислалии и других нарушениях необходим еще и длительный выдох. Поэтому работаем над дыханием: задуваем свечи, дуем в дудочку, на ватку, на пенопластовый шарик.
Упражнения для 1-го блока мозга
Если ребенок в 5-6 лет не хочет ничего делать, развиваем 1-й блок мозга, а точнее, мотивацию. Нет ничего страшного, если логопед порекомендует вам ползать дома, выстраивая туннели из стульев, табуреток, пуфиков. Все занятия должны опираться на эмоциональный фактор: нравится ребенку или не нравится, захочет-не захочет выполнять игровое задание.
Как логопед на занятиях, так и родители дома могут использовать следующие упражнения, направленные на развитие 1-го блока мозга, без чего не будет нормальной речи.
1 упражнение. Телесно-подвижные игры: прыжки на месте на двух ногах, на одной ноге, перепрыгивание через «преграду», прыжки с хлопками над головой, за спиной, под ногой, перед собой, ползание, перекатывание по полу и т.п. |
2 упражнение – глазодвигательное. Глазками повели налево, направо, вверх, вниз, по кругу, на кончик носа. Одновременные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие. |
3 упражнение – дыхательное. Кроме вышеперечисленных, делаем четырехфазные: вдох, задержка, выдох, задержка. Сначала лежа, затем сидя и стоя. |
4 упражнение. Растяжки рук, ног, вверх, вниз, в стороны. Хорошо расслабляет мышцы тела и развивает ловкость движений. |
5 упражнение. Самомассаж – постукивание щек, лба, подбородка, шеи, рук, ног кончиками пальцев, поглаживание ушных раковин, мочек, щек и т.д. |
6 упражнение. Релаксация в положении лежа или сидя под музыку. |
Упражнения для 2-го блока мозга
Второй блок мозга развиваем при сформированном первом. Приведем лишь некоторые упражнения.
1 упражнение «Повтори позу». Повторение поз за взрослым, сначала одну, затем несколько. Участвует все тело.
2 упражнение «Хасты». Воспроизведение одной за другой ручных поз для двух рук (задерживаем каждую на 20-30 секунд).
3 упражнение. «Угадай часть тела и запомни ее название». Дотрагиваемся до какой-либо части тела ребенка, а он должен вслепую угадать, показать на себе и назвать ее (например, локоть). |
4 упражнение «Телесные фигуры, буквы и цифры». Придумываем вместе с малышом, как можно с помощью рук и тела изобразить ту или иную букву. Проигрываем варианты перед зеркалом. |
5 упражнение. «Рисунки и буквы на спине и на ладонях». Рисуем пальцем на спине малыша одну из знакомых ему фигур (квадрат, треугольник, круг, овал), он угадывает. |
6 упражнение «Предметы с различной фактурой поверхности». Дайте ребенку потрогать предметы разной структуры (шершавые, гладкие, колючие, металлические, резиновые, мягкие и т.п.). Затем опускаем предметы в мешочек, ребенок на ощупь должен распознать предмет, сначала двумя руками, а потом одной. |
7 упражнение на переключение «Хлопки». Взрослый хлопает в ладоши, ребенок, услышав один хлопок, приседает на корточки, два хлопка – делает «ласточку», три хлопка – встает с поднятыми вверх руками. Движения можно сопровождать словами, выбранными для автоматизации звуков. |
Упражнения для 3-го блока мозга
Третий блок мозга следует развивать только у школьников. Прежде всего это задания на планирование деятельности. Например, составление плана и написание сочинения (изложения). Разработка алгоритма для решения задачи. Развитие саморегуляции и контроля через постановку учебных целей и задач. Составление презентаций, проектов.
Двигаясь от простого к сложному и последовательно развивая каждый блок мозга в игровых ситуациях, в 100 % случаев можно добиться успеха в развитии речи и психических функций независимо от причины нарушения. Нейропедагогика творит чудеса, даже без медикаментозного вмешательства.
Юлия Савельева
Источник