Медленное развитие мозга у ребенка

Медленное развитие мозга у ребенка thumbnail

Родители, заметив отклонения в поведении, умственном развитии и эмоциональном восприятии ребенка, без промедления обращаются за помощью к специалистам. Часто в замешательство приводит поставленный диагноз – незрелость коры головного мозга. Волнения прибавляет всем доступный интернет, на просторах которого они получают информацию о том, что диагноза как такового не существует. Попробуем разобраться, что имеют в виду специалисты, давая заключение “нейрофизиологическая незрелость мозга” новорожденным детям.

Что такое незрелость коры головного мозга?

Кора головного мозга – его верхняя оболочка (1,5-4,5 мм), представляющая собой слой серого вещества. Являясь основным признаком, отличающим человека от животных, она выполняет множество функций, от которых зависит его жизнедеятельность и взаимодействие с окружающей средой. Наше поведение, чувства, эмоции, речь, мелкая моторика, характер, общение – то, что делает человека существом социальным, то есть личностью.

У ребенка ЦНС находится на начальной стадии формирования (корковая система определяется к 7-8 годам, а дозревает к периоду полового созревания), поэтому говорить о незрелой коре головного мозга у детей, по мнению доктора Комаровского, непрофессионально. Такой диагноз отсутствует и в международной классификации болезней. Медицинские специалисты, психологи и дефектологи, диагностируя подобную патологию, подразумевают дисфункцию головного мозга.

Согласно статистике, минимальные мозговые нарушения диагностируются у каждого пятого ребенка и обозначаются как неврологическое состояние, проявляющееся расстройством поведения и обучения (при отсутствии отставания в умственном развитии). Например, наблюдается бессонница, нарушение координации движений, патологии речи, гиперактивность, повышенная нервозность, невнимательность, рассеянность, нарушения поведения и т. п.

Причины и признаки

Если говорить о новорожденных детях, то к причинам нейрофункциональной незрелости часто относят сложное протекание или патологию беременности, преждевременные роды, тяжелое родоразрешение, а также воздействие токсических веществ на организм беременной женщины в течение длительного времени. К дисфункции коры головного мозга у ребенка приводят механическое травмирование черепа или инфекционные заболевания.

Проявление дисфункции мозга у новорожденных напрямую связано с причинами, провоцирующими патологию. Основные ее признаки представлены в таблице:

Причина – провокатор мозговой дисфункцииСостояниеПризнаки мозговых нарушений
Патология беременности, инфекционные заболевания беременнойГипоксия (рекомендуем прочитать: чем опасна гипоксия у новорожденных детей?)
  • вялость;
  • ослабление/отсутствие рефлексов.
Тяжелые или длительные роды
  • асфиксия (рекомендуем прочитать: профилактика асфиксии новорожденных в домашних условиях);
  • синюшность кожных покровов;
  • частота дыхания ниже нормы;
  • сниженные рефлексы;
  • кислородное голодание.
Недоношенность (рождение ранее 38 недель)Гестационная незрелость
  • отсутствие или слабая выраженность сосательного рефлекса;
  • гипотрофия в 1-ый год жизни (подробнее в статье: какие бывают степени гипотрофии у детей?);
  • инфекционный токсикоз;
  • нарушение двигательной активности;
  • слабый мышечный тонус и рефлексы;
  • большой размер головы;
  • неспособность удерживать температуру тела.
Анизокория (врожденная и приобретенная)Разница в диаметре зрачков более 1 мм
  • разная степень реагирования глаза на свет;
  • разный диаметр зрачка.
Умственная отсталостьВрожденное ограничение умственных способностей и задержка психического развития (подробнее в статье: симптомы задержки психомоторного развития у детей).
  • системное нарушение интеллекта;
  • отсутствие самоконтроля.

К общим симптомам поражения мозга у новорожденных относятся следующие:

  • головная боль;
  • повышенная раздражительность;
  • гипервозбудимость;
  • нестабильность(скачки) внутричерепного давления;
  • нарушение сна;
  • низкая концентрация внимания.

По мере взросления детей к указанным признакам добавляется расстройство речи. О недоразвитии мозга у ребенка 5 лет говорят существенные речевые дефекты, еще в раннем возрасте родителей должно насторожить отсутствие лепета у малыша.

Специалисты утверждают, что указанные признаки непостоянны: могут прогрессировать, а при соблюдении режима дня и питания быть обратимыми. Задача родителей – своевременное обращение к врачу за грамотным лечением. Это гарантирует полное избавление от патологии.

Как диагностируется?

Состояние и работу мозга изучают с помощью разных методик, выбор которых зависит от причины, приведшей к мозговой дисфункции. Повреждение центральной нервной системы вследствие гипоксии диагностируется при рождении с помощью шкалы Апгар (норма – 9-10 баллов), учитывающей состояние дыхания, кожи, сердцебиение, мышечный тонус и рефлексы (рекомендуем прочитать: гипоксия у новорожденного: что это такое и как лечится?). При гипоксии показатели значительно снижаются.

Для диагностики различных повреждений ЦНС прибегают к ультразвуковому исследованию, компьютерной или магнитно-резонансной томографии, позволяющим увидеть точную картину нарушений работы мозга. Ультразвуковая допплерография оценивает состояние кровеносных сосудов, выявляет их врожденные аномалии, которые могут стать одной из причин гипоксии плода и новорожденного.

Читайте также:  Сензитивный период развития ребенка это

Популярны методики, основанные на действии электрического тока – нейро / миография, электроэнцефалография. Они позволяют выявить степень задержки психического, физического, речевого и умственного развития.

Для диагностики анизокории требуется консультация врача-офтальмолога и невролога, а также вышеуказанные исследования. Часто дополнительно назначаются анализы крови и мочи.

Возможные последствия

Ранняя диагностика и грамотное лечение мозговой дисфункции гарантируют благоприятный исход. Почти у 50% детей мозговая дисфункция по достижении подросткового возраста полностью исчезает (подробнее в статье: как проводится обучение детей детей с зпр?).

Однако в отдельных случаях данные патологии сопровождают пациента всю жизнь, могут спровоцировать такие последствия, как ухудшение состояния здоровья, и привести к тяжелым болезням: нейропатии, эпилепсии, ДЦП, гидроцефалии.

Особенности лечения нейрофизиологической незрелости мозга

Лечить мозговую дисфункцию у ребенка должны специалисты. Терапия включает психолого-педагогические и психотерапевтические коррекционные методики, медикаментозные средства и физиотерапевтические процедуры.

Терапевтический курс назначается после комплексной оценки состояния здоровья и работоспособности пациента, обследования санитарно-гигиенических и социальных условий жизни. Результат лечения во многом зависит от участия семьи. Благоприятный психологический микроклимат в семье – залог полного выздоровления. Специалисты рекомендуют разговаривать с ребенком в мягкой, спокойной и сдержанной манере, ограничивать доступ к компьютеру (не более 60 мин.), редко использовать слово “нет”, делать массаж.

Таблетки Нитразепам 5 мг 20 штук

Лекарственные средства назначаются для устранения какого-либо из симптомов. Применяют следующие препараты:

  • снотворные – Нитразепам;
  • седативные – Диазепам;
  • транквилизаторы – Тиоридазин;
  • антидепрессанты;
  • улучшающие аппетит – Фенибут, Пирацетам и др.;
  • витаминно-минеральные комплексы.

Физиотерапевтические процедуры направлены на максимальное восстановление функций ЦНС. Для полного выздоровления недостаточно вышеуказанных процедур – важно соблюдать режим дня, питания. Главным лекарством для малыша станет любовь и внимание родителей.

Врач-педиатр 2 категории, аллерголог-иммунолог, окончила БГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Подробнее »

Источник

Любой родитель хочет, чтоб ребенок чисто и складно говорил. Но развитие речи – настоящий бич современности. Одни дети начинают поздно говорить, другие, если не заикаются, то говорят невнятно, шепелявят, картавят или попросту не могут подобрать нужных слов. Позже пишут коряво и с ошибками. Выход всегда находится – кабинет логопеда. Но бывало ли у вас так, что логопедические занятия не приносят желаемого результата? Не идет постановка звука, потому что язык не укреплен, плохой почерк, потому что моторика рук слабая. Получается, что у «дома» еще не достроен первый этаж, а мы уже строим третий.

На помощь приходят стремительно развивающиеся нейронауки: нейропсихология, нейродефектология, нейрологопедия, нейропедагогика, позволяющие выявить первопричину нарушения и работать над проблемой последовательно.

Как устроен мозг человека

Нейропсихология – наука, изучающая связи в головном мозге, функционирование тех или иных его участков и их влияние на психические процессы.

Человеческий мозг состоит из трех блоков, которые формируются в разном возрасте:

1-й блок – энергетический.  Начинает формироваться еще во внутриутробном периоде и до 3 лет. У новорожденного 1-й блок мозга сформирован на 75%, с его помощью регулируется тонус человечка, переключаемость от сна к бодрствованию.

2-й блок – хранилище поступающей и перерабатываемой информации. В норме его формирование приходится на возрастной отрезок 3-8 лет. Этот блок отвечает за аналитико-синтетическую деятельность, технические возможности психики.

3-й блок – самый высокий этаж, где осуществляется программирование любой деятельности, регулировка и контроль поведения. Формируется с 7 лет до 15-16. В его состав входят лобные доли головного мозга, которые отвечают за целеполагание и адекватное поведение в целом. Полное созревание 3-го блока мозга происходит в 21 год.

Признаки недоразвития блоков мозга

Первый блок организует эмоциональные состояния ребенка такие, как страх, удовольствие, боль, раздражение, гнев, радость. Это фундамент для развития памяти, внимания и мотивации к любой деятельности.

Если 1-й блок мозга был сформирован не до конца, у ребенка наблюдается повышенная утомляемость, вялость, эмоциональные вспышки, неврастения. Такие дети не просто капризны, они болезненно реагируют на любой раздражитель: свет, звук, прикосновение. У них частые аллергии, понижен иммунитет, они часто болеют. Мышцы или слабые, или напряжены, что приводит к слабости пальчиков рук, плохому почерку, общей двигательной неловкости, подергиванию языка (синкинезии), пониженной подвижности глаз. Отсюда вытекают такие нарушения речи, как дизартрия, дисграфия, дислексия.

Читайте также:  Роль труда в социальном развитии ребенка

Медленное развитие мозга у ребенка

Недосформированность второго блока мозга, который отвечает за различные операции и действия, приводит к тому, что у ребенка нарушена координация движений, межполушарное взаимодействие, способность к восприятию на слух и различению звуков. Страдает зрительно-пространственное восприятие, соотношение форм и размеров предметов (позже высота и ширина букв на письме). Наблюдаются низкие способности к восприятию инструкции и ее выполнению, скудная речь или ее отсутствие. Ребенок с трудом может воспринимать ситуацию: одновременно слышать, видеть, думать, принимать решения. Соответственно, не умеет организовывать свою деятельность. Осведомленность об окружающем мире минимальная.

3-й блок мозга будет нормально функционировать при стабильных первых двух. Он отвечает за накопление информации: усвоение правил и алгоритмов, умение применять их на практике, планирование деятельности, произвольное внимание, контроль поведения, эмоций, развитие волевых усилий. Если 3-й блок мозга развивается плохо, ребенок часто отвлекается на уроках, безразличен к любым видам деятельности, имеет скудный словарный запас, допускает множество ошибок на письме, не умеет применять правила и решать смысловые задачи.

Причины мозговых нарушений

Недосформированность блоков мозга может возникать как в силу биологических, так и социальных причин. К биологическим отнесем патологии во время беременности, гипоксию плода, инфекционные заболевания. Также перинатальное повреждение нервной системы, родовые травмы и как следствие – минимальную мозговую дисфункцию (ММД), синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости (СПНРВ), внутричерепную гипертензию, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), задержку речевого развития (ЗРР), дизартрию, дискалькулию, дисграфию, задержку психического развития (ЗПР).

К социальным относится педагогическая запущенность и сенсорная депривация, стремительно набирающая обороты в последнее время. В первые три года жизни ребенку необходимо эмоциональное развитие. Как можно больше ласковых прикосновений, погружение в мир, наполненный разными на ощупь предметами, звуками, цветовыми стимулами, движениями. 

  Медленное развитие мозга у ребенка

Многие дети уже с двух лет погружаются в одномерное пространство экранов телевизоров, телефонов. Не доползал свое в раннем возрасте – нарушена ориентация в пространстве, логическое мышление, плохо переключается артикуляция. Отсюда и речь невнятная. Также в этом возрасте развивается мотивация, то есть интерес к окружающему миру и желание что-то делать. Почему современные дети в большинстве своем уже в 5 лет ничего не хотят делать, им неинтересно? Вывод очевиден: недоразвит 1-й блок мозга.

Нейродиагностика

Современных детей называют поколением Z. Специалистам очевидно, что это совершенно другие дети, и подход к их обучению должен носить нейропсихологический характер. Чтобы выявить особенности каждого zэтёнка, необходима хорошая нейродиагностика. Логопеды и дефектологи часто обследуют имеющуюся речь со всех сторон и высшие психические функции (ВПФ): память, внимание, мышление. При этом в стороне остаются предпосылки к развитию речи и ВПФ. Грамотную нейродиагностику может провести врач-нейропсихолог или нейропсихиатр в поликлинике.

Процедура обследования занимает много времени, но включает в себя такие параметры, как дифференциация цветов, проверка слуха, пространственного и временного восприятия, способность к переключению движений. Например, ребенок должен повторить за взрослым определенную позу рук (крест-накрест, правый кулак, сжатый в левую ладонь, и т.п.), далее быстро переключиться с правой руки на левую. Если дается с трудом, то и язык плохо переключается. Неизменными параметрами остаются обследование речи, памяти, внимания, мышления, графических навыков.

Нейропсихологические методы обучения

Итак, вы пришли к логопеду с искаженными звуками, а он сразу принялся за постановку. Подход не совсем верный, так как нужно сначала выяснить причину нарушения. Если это дизартрия, то есть смысл поработать комплексно, укрепляя мышцы не только языка (при слабом языке), но еще и посещая лечебную физкультуру. Иногда у ребенка такие слабые пальчики, что не может идти и речи о постановке звука [р]. Если же мышцы языка напряжены (гипертонус), в комплексе обязателен массаж воротниковой зоны, физиопроцедуры, направленные на расслабление.

Читайте также:  Центр развития ребенка с задержкой развития

При всех речевых нарушениях, особенно при моторной алалии, необходима работа с кончиками пальцев. Зоны головного мозга, отвечающие за тонкую моторику рук, находятся рядом с речевыми зонами. Активизируем их с помощью пальчиковых игр, нанизывания бусин, шнуровки, лепим, играем с крупами, вырезаем, рисуем пальчиками.

При фонетико-фонематическом нарушении речи (ФФНР) необходимо первоначально работать над фонематическим слухом и восприятием. Учить различать речевые и неречевые звуки с раннего возраста (в норме с 7 месяцев). Например, определять звучание музыкальных инструментов, шуршание бумаги. Даже крупы, насыпанные в баночку, по-разному гремят: гречка – тихо, перловка – громче. При дислалии и других нарушениях необходим еще и длительный выдох. Поэтому работаем над дыханием: задуваем свечи, дуем в дудочку, на ватку, на пенопластовый шарик.

Упражнения для 1-го блока мозга

Если ребенок в 5-6 лет не хочет ничего делать, развиваем 1-й блок мозга, а точнее, мотивацию. Нет ничего страшного, если логопед порекомендует вам ползать дома, выстраивая туннели из стульев, табуреток, пуфиков. Все занятия должны опираться на эмоциональный фактор: нравится ребенку или не нравится, захочет-не захочет выполнять игровое задание.

Как логопед на занятиях, так и родители дома могут использовать следующие упражнения, направленные на развитие 1-го блока мозга, без чего не будет нормальной речи.

1 упражнение. Телесно-подвижные игры: прыжки на месте на двух ногах, на одной ноге, перепрыгивание через «преграду», прыжки с хлопками над головой, за спиной, под ногой, перед собой, ползание, перекатывание по полу и т.п.

2 упражнение – глазодвигательное. Глазками повели налево, направо, вверх, вниз, по кругу, на кончик носа. Одновременные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие.

3 упражнение – дыхательное. Кроме вышеперечисленных, делаем четырехфазные: вдох, задержка, выдох, задержка. Сначала лежа, затем сидя и стоя.

4 упражнение. Растяжки рук, ног, вверх, вниз, в стороны. Хорошо расслабляет мышцы тела и развивает ловкость движений.

5 упражнение. Самомассаж – постукивание щек, лба, подбородка, шеи, рук, ног кончиками пальцев, поглаживание ушных раковин, мочек, щек и т.д.

6 упражнение. Релаксация в положении лежа или сидя под музыку.

Упражнения для 2-го блока мозга

Второй блок мозга развиваем при сформированном первом. Приведем лишь некоторые упражнения.

1 упражнение «Повтори позу». Повторение поз за взрослым, сначала одну, затем несколько. Участвует все тело.

2 упражнение «Хасты». Воспроизведение одной за другой ручных поз для двух рук (задерживаем каждую на 20-30 секунд).

Медленное развитие мозга у ребенка

3 упражнение. «Угадай часть тела и запомни ее название». Дотрагиваемся до какой-либо части тела ребенка, а он должен вслепую угадать, показать на себе и назвать ее (например, локоть).

4 упражнение «Телесные фигуры, буквы и цифры». Придумываем вместе с малышом, как можно с помощью рук и тела изобразить ту или иную букву. Проигрываем варианты перед зеркалом.

5 упражнение. «Рисунки и буквы на спине и на ладонях». Рисуем пальцем на спине малыша одну из знакомых ему фигур (квадрат, треугольник, круг, овал), он угадывает.

6 упражнение «Предметы с различной фактурой поверхности». Дайте ребенку потрогать предметы разной структуры (шершавые, гладкие, колючие, металлические, резиновые, мягкие и т.п.). Затем опускаем предметы в мешочек, ребенок на ощупь должен распознать предмет, сначала двумя руками, а потом одной.

7 упражнение на переключение «Хлопки». Взрослый хлопает в ладоши, ребенок, услышав один хлопок, приседает на корточки, два хлопка – делает «ласточку», три хлопка – встает с поднятыми вверх руками. Движения можно сопровождать словами, выбранными для автоматизации звуков.

Упражнения для 3-го блока мозга

Третий блок мозга следует развивать только у школьников. Прежде всего это задания на планирование деятельности. Например, составление плана и написание сочинения (изложения). Разработка алгоритма для решения задачи. Развитие саморегуляции и контроля через постановку учебных целей и задач. Составление презентаций, проектов.

Двигаясь от простого к сложному и последовательно развивая каждый блок мозга в игровых ситуациях, в 100 % случаев можно добиться успеха в развитии речи и психических функций независимо от причины нарушения. Нейропедагогика творит чудеса, даже без медикаментозного вмешательства.

Юлия Савельева

Источник