Мать и дитя ребенок и его развитие
На вопросы отвечает Светлана Владимировна Петина, врач высшей категории, гематолог, врач-педиатр Клиники «Мать и дитя» Кунцево. Опубликовано в журнале Роды.ru №1-2016.
Как помыть голову малышу
Что может быть сложного в мытье головы, тем более что мы, взрослые, делаем это регулярно. Процедура у нас проста: намылили волосы, ополоснули водой, высушили, расчесали – и порядок. А как помыть голову малышу? Да практически так же, ничего особенного в мытье головы у маленького ребенка нет. Ну а о некоторых небольших нюансах расскажем поподробнее.
Первые волосы
Одни дети появляются на свет с густой шевелюрой, другие – с пушковыми волосиками, а некоторые – вообще практически без волос. Как бы то ни было, все это ненадолго: совсем скоро эти волосы поменяются на так называемые промежуточные (их еще часто называют «детские» волосы). Особенно заметно это будет примерно в 3 месяца – родители увидят, что волосы малыша стали активно выпадать, особенно в тех местах, где голова часто соприкасается с подушкой (например, на затылке). Примерно к 6 месяцам волосы опять полностью покроют голову крохи, ну а максимально расти они начнут на 2–3-м году жизни. В подростковом возрасте волосы опять поменяются – появятся так называемые терминальные волосы (взрослые). Они часто значительно плотнее и темнее детских волос, и нередко блондины становятся шатенами и даже брюнетами.
Какими бы ни были волосы на голове – длинными или короткими, ухаживать надо и за теми и за другими.
Как часто мыть
Если родители купают ребенка каждый день, то соответственно и голова малыша во время водной процедуры тоже намокает. Получается, что голову крохи моют ежедневно? В общем-то, нет, потому что помыть голову – это не просто ее намочить, надо еще и шампунь нанести, и затем водой его смыть. И делать каждый день это не надо, достаточно мыть волосы с шампунем примерно 1 раз в 5–7 дней, а можно даже и реже, ведь у малышей волосы пачкаются не так быстро как у взрослых. Если же мыть голову с моющим средством часто, то можно повредить защитную жировую пленку головы и пересушить кожу и волосы. Кстати, если у ребенка нет волос или вместо волос только пушок, то шампунь можно использовать еще реже, обычно будет достаточно просто ополоснуть голову водой.
Чем мыть
Мыть голову ребенку надо только детским шампунем с нейтральным рН. В качественных детских средствах нет вредных компонентов, например, лаурилсульфата натрия (он дает хорошую пену, но может вызвать аллергию или раздражение кожи). Не надо наносить шампунь дважды, вполне достаточно намылить голову один раз. Вместо шампуня можно помыть голову и детским гелем и пенкой, главное – чтобы они тоже были предназначены для мытья волос. А вот мылом (даже детским) голову ребенку лучше не мыть, оно часто раздражает глаза и даже после одного использования может пересушить кожу и волосы.
Как это сделать
Налейте в детскую ванночку или ванну теплой воды (ее температура должна быть как при обычном купании – 36–36,5 °С), погрузите малыша в воду, поддерживая его ладонью и пальцами левой руки под головку, шею и спинку. Правой рукой полейте волосы водой от лба к затылку. Затем вспеньте немного шампуня, пенки или геля на правой ладони и проведите ею несколько раз по голове ребенка, распределяя средство по волосам опять-таки по направлению от лба к затылку. Той же правой рукой смойте шампунь с волос крохи под проточной водой, не оставляя его следов на волосах ребенка.
Промокните голову малыша полотенцем, а затем дайте ей высохнуть естественным способом, энергично вытирать волосы (даже длинные) не надо.
Расческа и гребешок
Расчесывать волосы надо, когда они почти высохнут, так как мокрые волосы легче повреждаются и выпадают. Лучше взять расческу с мягкой натуральной щетиной, пластмассовые расчески быстро электризуют волосы. Если нужен гребень, то его зубчики должны быть тупыми, чтобы не поранить нежную кожу крохи. Длинные волосы надо разделить на прядки, и затем расчесывать с концов, постепенно поднимаясь вверх к корням, при этом надо еще и придерживать волосы, чтобы они не тянули кожу головы. Расчесывать волосы в области родничка можно, но не энергичными, а мягкими движениями.
Если на голове крохи есть запутавшиеся волосы и расчесать их невозможно или малыш не дает этого сделать, то колтун придется срезать.
Младенческие корочки
Часто у маленьких детей на голове появляются так называемые молочные корочки (себорейный дерматит, или гнейс). Появляются корочки из-за того что клетки поверхностного слоя кожи головы интенсивно делятся, часть их отмирает и превращается в чешуйки. Иногда эти чешуйки смешиваются с сальным секретом и остаются на волосистой части головы дольше, чем нужно. Это и есть корочки, расположены они обычно на лбу, темени и родничке.
Для того чтобы очистить голову от корочек, надо перед купанием гадовтереть в голову теплое растительное или детское масло, немного помассировать кожу и на полчаса-час надеть чепчик. После мытья головы волосы несколько раз прочесывают гребешком с частыми зубчиками. Удалившиеся корочки вычесывают, правда с первого раза не полностью, какая-то их часть все равно остается. Тогда процедуру можно повторить перед следующим купанием, обычно корочка удаляется за 1–3 раза.
Даже если волос на голове нет, то все равно несколько раз провести по коже расческой с мягкой щетиной нужно – это предотвратить появление корочек.
Как видим помыть голову ребенку совсем не сложно. Немного времени, чуть-чуть сноровки – и мама с папой начнут делать это не просто быстро, а виртуозно.
Петина Светлана Владимировна
Другие статьи автора
К шести месяцам физиологические потребности малыша возрастают — теперь для его роста и развития нужны дополнительные вещества, витамины и микроэлементы. Наступает время добавлять к грудному молоку или смеси «взрослую еду» — начинать прикорм.
Хотите кормить своего малыша грудью? Отлично! Сложностей здесь никаких нет, надо только хотеть этого и правильно прикладывать ребенка к груди. А еще и вам, и малышу во время кормления должно быть удобно – так этот процесс будет гораздо эффективнее.
Статья опубликована в журнале «Роды.ru» №3-2018
Пользу грудного вскармливания сложно переоценить, однако женщины заранее опасаются связанных с этим процессом трудностей. Главный врач детского центра Клиники «Мать и дитя» Кунцево, педиатр Светлана Владимировна Петина комментирует самые популярные мифы, посвященные этому важному этапу в жизни мамы и малыша.
Сон малыша от рождения до года — пожалуй, главный предмет обсуждения у молодых родителей. Мы собрали 10 полезных советов, которые помогут наладить сон не только ребенка, но и всей семьи.
Автор статьи – Петина Светлана Владимировна, главный врач Детского Центра Клиники «Мать и дитя» Кунцево. Статья опубликована в журнале «Роды.ru» №1-2018
Новый год любят все, а сейчас, когда в семье появился малыш, этот праздник мы ждем особенно, ведь теперь его можно встречать как-то по-новому. Что же сделать для того, чтобы новогодний праздник был приятен и запомнился, причем как маме и папе, так и ребенку?
На вопросы отвечает Петина Светлана Владимировна- врач высшей категории, гематолог, врач-педиатр клиники «Мать и дитя» Кунцево. Опубликовано в журнале «Роды.ru»
Гулять летом любят все, и родители малышей особенно. Что может быть лучше: солнце светит, собраться на улицу можно за пять минут, надев на ребенка минимум одежды, да и выбор мест для прогулок огромен: хочешь – иди на детскую площадку или в лес, а можно даже съездить куда-нибудь в город, погулять по красивым улицам или посидеть в кафе, сходить в какое-то интересное место. Но если на улице не просто тепло, а началась жара, то гулять надо немного по-другому. Расскажем, что учесть, выходя с ребенком на улицу в жаркую погоду.
На вопросы отвечает Петина Светлана Владимировна, врач-педиатр, Главный врач Детского Центра Клиники «Мать и дитя» Кунцево. Статья опубликована в журнале «Роды.ru» №2-2017.
Ребенок часто болеет, у него аллергия или почему-то все время заложен нос? Доктор посоветовал укреплять иммунитет и вы побежали в аптеку за новым чудодейственным препаратом? А может быть, малыш плохо спит, капризничает и вы думаете, что все это – от режущихся зубов или магнитных бурь? Начните с самого простого: проверьте микроклимат своего жилища, в частности, влажность воздуха. Оказывается, именно сухой воздух – частая причина и болезней, и плохого самочувствия у маленьких детей.
На вопросы отвечает Петина Светлана Владимировна, врач-педиатр, Главный врач Детского Центра Клиники «Мать и дитя» Кунцево. Статья опубликована в журнале «Роды.ru» №1-2017.
С детьми надо гулять – это знают все. Летом это сделать легко – собрались и пошли, а вот зимние прогулки вызывают множество вопросов. Как гулять, если за окном мороз или метель? Сколько времени? При какой погоде и что при этом надеть? Ребенок еще такой маленький и беззащитный – он не заболеет на холодном воздухе? И надо ли тогда зимой гулять вообще? Поговорим о зимних прогулках.
Автор статьи — Светлана Владимировна Петина, врач высшей категории, гематолог, врач-педиатр Клиники «Мать и дитя» Кунцево. Статья опубликована в журнале «Роды.ru» №12-2016.
Первый месяц после рождения ребенка – время приятное, но и хлопотное: ребенок требует не только кормления и внимания, но и ежедневного ухода. Каждый день родителям надо будет купать малыша, чистить ему носик и ушки, стричь ногти, обрабатывать складки кожи и пупочную ранку. Чтобы маме было легче со всем этим справиться, необходимо завести для малыша отдельную аптечку, в которой будет лежать все необходимое для гигиены и первой помощи ребенку. Что же должно быть в детской аптечке?
Автор статьи — Петина Светлана Владимировна, врач гематолог, педиатр. Статья опубликована в журнале «Роды.ru» №8-2016.
Сегодня существует множество ранних методик развития и оздоровления младенцев, и одно из популярных направлений – это грудничковое плавание. Почти в каждой городской детской поликлинике имеется кабинет, где есть большие ванны или даже бассейн для детей до года, что уж говорить про всевозможные спортивные центры, фитнес-клубы: там выбор занятий может быть еще больше. Но не все родители точно представляют, что такое грудничковое плавание и зачем оно нужно, тем более – как его правильно проводить. Кроме того, у грудничкового плавания есть как сторонники, так и противники. Расскажем обо всем подробнее.
Источник
https://pixabay.com/ru/photos/новорожденный-ребенок-ньюборн-сон-1328454/
Всем родителям важно знать особенности развития ребенка в отдельные возрастные периоды. Некоторые матери огорчаются, если их ребенок не приобрел еще того или иного умения, так как не знают, что оно не обязательно для данного возраста. Другие, наоборот, поражаются тому или иному умению ребенка, не подозревая, что оно как раз характерно для этого возраста.
Особый интерес представляет первый год жизни ребенка. Этот возраст характеризуется бурным развитием органов чувств, движений, речи.
Среди родителей еще распространено мнение, что до года младенца ничему учить не надо. Его, мол, нужно лишь вовремя накормить, уложить спать, успокоить чем-нибудь, если он плачет. Очень часто можно слышать фразу: «Нашего ребенка никто не воспитывал, он сам всему научился». Это глубоко неверно. Взрослые просто не отдают себе отчета в том, что, например, бесконечное ласковое «щебетание» матери с ребенком развивает у него улыбку, смех, оживленные движения, голосовые реакции. На прогулке родители называют ребенку предметы, на которые он обращает внимание, и тем самым подготавливают у него умение понимать речь взрослых. Как же развивается ребенок в течение первого года жизни и что необходимо для его нормального развития?
Первые три месяца. Если сравнить 3-месячного младенца с новорожденным, можно увидеть резкие изменения, происшедшие за этот отрезок времени. Теперь он хорошо лежит на животике, опираясь на предплечья, долго удерживает головку и следит за окружающими предметами. Если подходит взрослый и разговаривает с ним, он быстро оживляется, смеется, издает различные звуки, усиленно двигает руками и ногами. Каким же образом младенец всему этому научился?
Уже на первом месяце у него начинают развиваться органы чувств (зрение, слух, осязание и др.). Поэтому важно своевременно предоставить ребенку возможность упражнять их. Для развития зрения полезно к концу первого месяца над кроваткой подвешивать крупные, яркие игрушки (шары, попугаи, погремушки) на расстоянии 60- 70 см от глаз малыша. Сначала он задерживает свой взгляд на игрушке всего несколько секунд, а на протяжении 2-го и 3-го месяца овладевает умением смотреть на предметы более длительно, сосредоточенно. Трехмесячные дети уже большую часть периода бодрствования следят за взрослыми и предметами, которые привлекли их внимание.
Одновременно со зрением развивается и слух. С 2- 3-недельного возраста малыш начинает прислушиваться к звукам, сначала громким, а к 1 1/2-2 месяцам — и более мелодичным. Трехмесячный малыш уже может определить, с какой стороны раздается звук, и безошибочно поворачивает туда головку. В возрасте до 3 месяцев для малыша очень характерны проявления радостного, оживленного состояния. Глядя на ласково улыбающееся лицо взрослого, ребенок примерно с 3- 5 недель начинает сам улыбаться. Постепенно улыбка появляется все чаще и становится длительнее, возникают радостные звуки «г-ыы», «гу», усиливаются движения ручек и ножек. Поддержание подобного радостного и активного состояния необходимо для нормального развития младенца. Развивается его голосовой аппарат, усиливаются кровообращение и дыхание, укрепляется мускулатура.
Для общего развития ребенка очень полезно умение лежать на животе. В семье же часто опасаются класть ребенка на живот, боясь, что эта поза для него трудна и неудобна, что она может вызвать срыгивание. Лежа на животе, дети к началу 2-го месяца пытаются приподнимать головку. Уже к 3 месяцам они подолгу лежат на животе, рассматривая все вокруг.
Полезно развивать также умение держать головку в вертикальном положении, для чего на 2-м месяце можно брать ребенка на руки, поддерживая под грудку и таз. Для укрепления ножек рекомендуется с 2 — 2,5 месяцев брать ребенка под мышки, опускать и поднимать его, давая возможность кратковременно касаться ногами опоры. К 3 месяцам ребенок, поддерживаемый под мышки, уже умеет крепко упираться ногами, согнутыми в тазобедренном суставе.
От 3-х до 6-ти месяцев. За 3 месяца у ребенка значительно развились органы чувств, особенно зрение и слух. Он теперь длительное время следит за всем, что происходит вокруг, прислушивается к каждому звуку, различает людей, их голоса, бурно оживляется, увидев мать или услышав ее голос. В 5 месяцев ребенок певуче гулит, с 6 месяцев произносит первые лепетные слоги «ма», «ба» и др. Но дитя хорошо лепечет только в том случае, если взрослые постоянно поддерживают и вызывают у него лепетные слоги.
С 2,5 — 3 месяцев ребенок пробует ощупывать и захватывать различные предметы. Для выработки этого умения над его грудью подвешиваются в кроватке различные кольца с мелкими шариками, так, чтобы он мог захватить их. К 4- 5 месяцам малыш овладевает умением схватывать и удерживать игрушку, поэтому теперь игрушка дается ему прямо в руку. Удобны в этих случаях погремушки с ручкой. Шестимесячный ребенок свободно захватывает игрушку из различных положений, пытается подтянуться к ней, совершенствуя тем самым свои движения. К 5 месяцам ребенок сам может переворачиваться со спины на живот. В 6 месяцев он перевертывается с живота на спину.
От 6-ти до 9-ти месяцев. В этот период появляется много нового и интересного. С 6-7 месяцев у малыша впервые начинает развиваться понимание речи взрослых. Выражается оно в том, что на вопрос взрослого: «Где петушок?», «Где киска?» и т. д. ребенок указывает на предмет глазами или рукой. Для развития понимания речи хорошо использовать крупные и яркие сюжетные игрушки (куклу, зайку, мишку). Вначале предмет стоит на каком-то определенном месте, чтобы ребенок запомнил это место. Когда он уже связал слово, например «зайка», с сидящим на приемнике зайкой, игрушку можно перемещать в любое место. Постепенно ребенок все больше знакомится с различными предметами, действиями.
К 9-10 месяцам его можно научить по просьбе взрослого находить отдельные предметы, игрушки, выполнять некоторые действия: «делать ладушки», «до свидания», садиться, вставать. Развитие понимания речи раскрывает перед ним новые большие возможности для ознакомления с окружающей средой. В 7- 8 месяцев малыш подражает слогам, которые сам хорошо произносит, а к 9- 10 — повторяет слоги, раньше ему неизвестные.
Своевременное развитие лепета и умения подражать звукам взрослого — хорошие предпосылки для дальнейшего развития речи. Меняется и характер игры ребенка. Если до 8 месяцев он со всеми игрушками играл одинаково (стучал, размахивал), то уже к 8 месяцам, благодаря развитию понимания речи, он может с разными предметами играть по-разному: шарики и мячи катать, открывать и закрывать матрешку и различные коробочки. К 7 месяцам малыш начинает ползать. Теперь он может перемещаться и знакомиться с новыми предметами, достать желаемую игрушку. Предоставьте ребенку полный простор. Его можно тепло одеть и пустить на чистый пол или разостланное на полу одеяло.
С 8 месяцев ребенок самостоятельно садится. Родители часто торопятся с развитием у ребенка этого навыка. Раннее присаживание ребенка может очень вредно сказаться на его здоровье: не умея сидеть, ребенок подается вперед, сдавливая грудную клетку. В некоторых случаях может произойти даже искривление позвоночника. К тому же, рано научившись сидеть, ребенок очень мало движется. Восьмимесячный малыш встает в кроватке, держась за перила, а затем и переступает вдоль них. К 9- 10 месяцам он ходит, держась за руки взрослого.
От 9-ти месяцев до года. На последнем этапе первого года жизни у ребенка продолжают расширяться и усложняться все его умения. Девятимесячный малыш произносит первые осмысленные слова. Глядя, например, на отца, говорит: «Папа». Или говорит: «Дай». К году ребенка можно научить осмысленно произносить 6- 10 слов. В периоде от 9 месяцев до года можно значительно усложнить самостоятельную игру ребенка. Он пытается выполнить сложные действия с предметами: закрывать, открывать и вкладывать матрешки, надевать кольца на палочку пирамидки, накладывать кубики друг на друга. Научите его качать куклу, поить ее. К году малыш может самостоятельно ходить.
Таковы основные показатели развития ребенка на первом году жизни. Но хорошие результаты могут быть получены лишь в том случае, если вся жизнь ребенка протекает нормально. Поэтому воспитание ребенка раннего возраста требует правильной организации всей его жизни: создание соответствующего режима, правильное удовлетворение всех жизненных потребностей (еда, сон и т. д.), продуманная организация периодов бодрствования.
В течение первого года ребенок очень быстро растет и развивается, резко повышается работоспособность его нервной системы. Поэтому и режимы, которые составляются на основе особенностей развития ребенка, часто меняются. За год сменяется 3- 4 режима.
В этой статье я затронула лишь основные моменты, без которых невозможно правильно воспитать ребенка. Воспитание ребенка — это искусство, требующее от родителей труда, терпения и времени. Но труд этот вполне окупается той радостью, которую доставляет взрослым хорошо развитый, здоровый ребенок.
Источник