Мастюкова если ваш ребенок отстает в развитии
Смирнова Елена Владимировна (логопед), Смирнова Ирина Николаевна (логопед – дефектолог).
Областное государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №3 Костромской области»
ВНИМАНИЕ «ОСОБЫЙ РЕБЕНОК».
В современном мире мы часто встречаемся с тем, что одни дети развиваются нормально, а другие имеют существенные отклонения в развитии.
Биологический фактор развития. Рождение ребенка физически здоровым, зависит от ряда факторов: наследственности, нормально проходивших беременности матери и физиологических родов. Сохранность биологической основы обеспечивает ребенку возможность развиваться в соответствии с возрастом.
Социальный фактор развития. Недостаточно быть здоровым только физически: ребенок нуждается в благоприятной социально-педагогической развивающей среде, включающей предметно-игровое окружение, условия для продуктивных видов деятельности (рисования, лепки, аппликации, конструирования, элементарного труда), коммуникативного развития, т. е. общения с любящими взрослыми и сверстниками. Социальное окружение, по сути, делает ребенка человеком (этот процесс психолог А. Н. Леонтьев называл «очеловечиванием»).
Фактор активности самого ребенка, объединяющий двигательную, познавательную, коммуникативную, речевую и другие функции, — это активная позиция ребенка по отношению к окружающему миру предметов и людей.
Все перечисленные факторы неразрывно связаны друг с другом. Недостаточность даже одного из них может привести к существенной дисгармонии развития, нарушению его целостности.
Как правило, дети с отклонениями в развитии очень рано начинают беспокоить родителей. «Не ходит», «не говорит», «не интересуется игрушками», «недостаточно понимает обращенную речь», «боится детей», «двигательно беспокойный», «агрессивный» — с этими и другими жалобами родители чаще всего обращаются за помощью. На вопрос родителей, с какого возраста следует начинать заниматься ребенком, если он отстает в развитии, ответ только один: немедленно.
В настоящее время доказано, что дети даже с не резко выраженными отклонениями в развитии, наблюдаемыми в первые годы жизни, в дальнейшем при отсутствии лечебно-коррекционных и педагогических мероприятий испытывают затруднения в обучении.
Умственная отсталость, является не психическим заболеванием, а специфическим состоянием, когда интеллектуальное развитие ребенка ограничено определенным уровнем функционирования центральной нервной системы. Такой ребенок может развиваться и обучаться, но только в пределах своих биологических возможностей. Эта истина довольно трагична для родителей умственно отсталых детей, так как им хочется сделать все возможное, чтобы их ребенок стал «как все».
Важным моментом обучения и воспитания является организация игр с участием таких детей. Игра для таких детей, участниками которой являются не только родители, воспитатели и сверстники преподноситься как терапия, которая помогает ребенку осознать не только свою значимость, но и понять, что он является равноправным членом современного общества.
Индивидуальный подход играет существенную роль, ведь дети все разные и имеют не только отклонения разной степени тяжести, но и усваивают материал по- разному.
Не важно, кто перед вами: малыш или старший школьник – важно создать благоприятную дружескую атмосферу, которая помогла бы ребенку раскрыться.
Неудивительно, что ребенок очень любит играть, пожалуй, игру можно назвать ведущей деятельностью у детей с отклонениями.
В игре ребенок не только усваивает общественные нормы, но и развивает некоторые способности, которые помогают ему не только в учебе, но и в жизни.
Способы решений проблем при отставании детей:
1)Заняться проблемой самим и ненавязчиво, в форме игры, подавать пример, показывать, как можно делать. Дети, имеющие хорошую привязанность к своим родителям, стремятся им подражать, и вскоре вы вместе будете радоваться успехам вашего чада.
2)Передоверить своего ребенка специалистам, которые буду работать по заданному вами направлению.
В обоих случаях не стоит ожидать мгновенного успеха, не стоит «гнать лошадей». Пройдет довольно много времени, пока ваш ребенок «догонит» других детей.
Для умственно отсталых характерно недоразвитие познавательных интересов, кроме того, характерным является нарушение избирательности восприятия. Все отмеченные недостатки восприятия протекают на фоне недостаточной активности этого процесса, в результате чего снижается возможность дальнейшего понимания материала. Их восприятием необходимо руководить. Наряду с указанными особенностями психических процессов у умственно отсталых отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, страдают все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая. В результате наблюдаются различные виды расстройства письма, трудности овладения техникой чтения, снижена потребность в речевом общении.
В игры с ребенком необходимо постепенно включать целенаправленные и регулярные упражнения для развития слухового и зрительного внимания. Такие игры-занятия следует проводить регулярно, желательно ежедневно и лучше 2 раза в день. Их продолжительность может быть самой разнообразной: от 2-3 мин, впервые дни занятий до 20-30 мин с детьми, более, старшего возраста, которые сумели приобрести необходимую «умственную работоспособность». Задания располагайте по степени трудности их выполнения детьми.
Мы предлагаем в своей статье некоторые из игр:
1.Игры на развитие слухового внимания и памяти проводится в игре с использованием хорошо знакомых ребенку озвученных игрушек:
Отгадай, что звучит. Нужно показать ребенку, какие звуки издают различные предметы (как шуршит бумага, как звенит бубен, какой звук издает барабан, как звучит погремушка). Затем нужно воспроизводить звуки так, чтобы ребенок не видел сам предмет и постарался угадать, какой предмет издает такой звук.
Разговор шепотом.Суть заключается в том, чтобы ребенок, находясь от вас на расстоянии 2 — 3 метров, услышал и понял то, что вы произносите шепотом (например, можно попросить принести игрушку). При этом важно следить, чтобы слова произносились четко.
Посмотрим, кто говорит.Подготовьте для занятия изображения животных и покажите ребенку, кто из них «как говорит». Затем изобразите «голос» одного из животных, не указывая на картинку. Пусть ребенок угадает, какое животное так «говорит».
Слышим звон и знаем, где он.Попросите ребенка закрыть глаза и позвоните в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление.
2.Игры на развитие зрительного внимания и памяти. Этому способствуют игры на запоминание:
Угадай, что исчезло.Для игры понадобятся 3-4 разные игрушки. Покажите ребенку игрушки, попросите его посмотреть внимательно и назвать, какие игрушки он видит. Затем попросите его отвернуться, когда ребёнок отвернется, надо убрать одну игрушку и попросить угадать, какая игрушка спряталась. Постепенно игру нужно усложнять, не только убирать, но и добавлять одну игрушку.
3.Игры на сличение и сортировку предметов по цвету, форме и величине. Умение сличать предметы и явления, находить у них общее, что их объединяет, и то, что их различает, учит ребенка самостоятельно мыслить.
«Малахитовый ряд». Понадобятся камешки черного, белого цветов разной формы и величины. Продолжи ряд, при этом дается образец ряда (можно нарисованный или выложенный из камней).
Найди цвет.Для игры понадобится коробка цветных карандашей и лист белой бумаги. Чем старше ребёнок, тем большее количество карандашей должно быть в коробке. 3-х летнему ребёнку достаточно 4 цвета (красный желтый, зеленый, синий). Нарисуйте на листе бумаги небольшие фигурки (кружочки, квадратики, овалы, треугольники, колечки) в ряд каждым карандашом. Сколько карандашей в коробке, столько цветных фигурок должно получиться. Фигурки могут повторяться, главное, чтобы они были простыми и разных цветов. Покажите свой рисунок ребёнку, дайте ему коробку карандашей и попросите его нарисовать под каждой фигуркой точно такую же – такой же формы и цвета.
4.Игры на классификацию предметов по их назначению. Рекомендуемые группировки предметов: 1) одежда и обувь («Оденем Машу ну улицу»); 2) мебель («Новоселье»); 3) посуда («Встретим гостей»); 4) транспорт («Едем в отпуск»); 5) игрушки («Разложи на полочки»).
5.Игры на развитие речи. Для расширения словарного запаса и обучения правильному словообразованию необходимо проводить занятия по лексическим темам : времена года, овощи, фрукты, игрушки, домашние животные , посуда , мебель и т. д .Отработка каждой темы включает в себя разные игры. Далее приведены типы игр, которые используются почти в каждой лексической теме.
Времена года. Закрепление понятий о явлениях природы, происходящих в данное время года. Активизировать словарь по теме, предлагать ребенку, выбирать картинки, соответствующие заданному времени года, и объяснять, какое явление на них изображено (но не просто «дождь» или «снег», а «идет дождь» и «падает снег»).
Один – много. Учить образовывать существительные множественного числа.Взрослый называет существительное по данной теме в единственном числе и бросает ребенку мяч; ребенок должен бросить мяч обратно, назвав при этом множественное число.
Назови ласково. Учить образовывать уменьшительно-ласкательные существительные, показать ребенку большую картинку и спросить, как называется то, что на ней изображено; затем объяснить, что это большой предмет (например, «Это большое яблоко») и спросить ребенка, как ласково назвать такой же маленький предмет (например, «Как ласково назвать маленькое яблоко?»).
Чудесный мешочек. Закрепить названия предметов и их свойства.
Перед игрой ознакомьте ребенка с предметами их свойствами, дайте ребенку потрогать предмет.
1)Ребенок по очереди достает из мешочка предметы, называет их и отвечает на вопросы взрослого об их свойствах.
2)Ребенок должен в мешочке нащупать предмет и назвать не глядя.
6.На развитие мелкой моторики. Развитие пальцев рук и подготовки руки к письму:
Игры с прищепками:Чтобы игра была интересной для ребенка, можно прикреплять прищепки по тематике (то есть лучики к Солнцу, иголки к ежику, дождик к тучке, травку к земле и тому подобное; для этого вам нужно, соответственно, сделать заготовки к Солнцу, ежику и так далее). Для начала возьмите руки ребенка в свои и выполните упражнение в месте с ним.
Игры с крупой требуют определенной сноровки и терпения, поэтому они подойдут для детей старше 1,5 лет. Подойдет любая крупа.
«Пальчиковые рисования». Рассыпьте крупу ровным слоем на какой-либо поверхности (для Вас будет удобнее использовать поднос, который легко можно вымыть после игры) и проведите пальцем так, чтобы получилась линия. Попросите малыша повторить. Первое время это могут быть обыкновенные линии и зигзаги, затем переходите на более сложные рисунки (геометрические фигуры, домики и т.д.).
«Мастерская аппликаций» можно предложить делать из разных круп. Основой при этом должен быть плотный картон, в качестве клеящего материала лучше всего подойдет клейстер из крахмала.
«Веселые пальчики». Интересное задание с соленым тестом месить, отрывать от него небольшие кусочки. Сделайте несколько маленьких шариков из теста и предложите ребенку их размять (как бы размазать) одним пальчиком. Можно раскатать (или размять руками). Небольшие пласты теста и использовать их как основу для аппликации: «наклеивать» на них те же макароны, фасоль, горох.
Рекомендации по проведению занятий:
Все занятия должны строиться по правилам игры, так как в противном случае вы можете натолкнуться на упорное нежелание ребенка заниматься.
Отведите специальное место для проведения занятий, где ребенку ничего не сможет помешать.
Не употребляйте слово «неправильно», поддерживайте все начинания, хвалите даже за незначительные успехи. Разговаривайте с ребенком четко, повернувшись к нему лицом; пусть он видит и запоминает движения ваших губ.
Все перечисленные временные затруднения в познавательной деятельности и нарушения центральной нервной системы, если к ним не будет своевременно привлечено внимание школы и семьи, могут привести к так называемой педагогической запущенности, которая чаще всего и отождествляется с умственной отсталостью.
Список литературы:
1. Богомолова А.И. «Логопедическое пособие для занятия с детьми». М., изд. Школа; СПБ., Библиополис, 1996 г;
2.Забрамная С.Д. (Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. — М.: Просвещение, Владос, 1995. );
3.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М.. Если ваш ребенок отстает в развитии. М., 1993;
4. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. Методическое пособие М.: Сфера , 2004.;
5. Лалаева Р.И. «Логопедическая работа в коррекционных классах». М., 2001г. «…Ребенок отстает в развитии? Семейная школа: учебно-методическое пособие 6./ О. П. Гаврилушкина. — М.: Дрофа, 2010. — 207, [1] с. — (Дошкольник. Коррекция)….».
Источник
Ожидая рождение ребенка, каждый из нас заранее представляет, каким занятным и веселым будет малыш, как счастливо изменится наша жизнь с его появлением. Однако жизнь есть жизнь, и, к сожалению, статистика неумолима: детей с особыми возможностями здоровья становится больше год от года. Причиной тому могут стать повседневные стрессы, плохая экология и питание, трудная наследственность, осложненные роды, болезни малыша первых трех лет и многие другие вредоносные факторы, которых ученые выделяют до четырехсот.
Часто в больших заботах, занятости и усталости, которые испытывают родители с появлением ребенка, не сразу становятся заметны признаки отклоняющегося развития ребенка. Бывает и так, что родители видят, что ребенку не все удается, не все у него получается, но ждут, что это состояние пройдет само, ссылаясь на опыт других.
Никто не планирует рождение ребенка с проблемами в развитии, это страшно предположить, еще страшнее поверить. Однако совершенно недопустимо терять бдительность либо умышленно не замечать признаки неблагополучного развития. Не предположение ученых, а проверенный временем факт, что многие формы отставания в развитии могут быть успешно преодолены либо компенсированы, если они были выявлены на ранних стадиях развития ребенка. Своевременно начатые медицинские мероприятия, умноженные на терпеливый педагогический труд, дают свои результаты даже в самых тяжелых случаях. Природа устроила детский организм так, что даже при сложных формах нарушений всегда есть место развитию.
Что же обозначает термин «отставание в развитии»?
Нормальное развитие предполагает определенную последовательность формирования механизмов мозга. Они обеспечивают своевременное и качественное появление определенных признаков здорового психического и моторного развития. Они проявляются в ответных реакциях и поведении ребенка. На первых месяцах жизни ребенка характер этих признаков очень специфичен и лишь только врач может определить и оценить степень их полноценности. Вот почему не стоит пренебрегать осмотрами педиатра и узких специалистов ребенка до года. Развитие ребенка первого года жизни протекает очень бурно. Мозг ребенка развивается очень активно. Буквально день ото дня возможности ребенка очень изменяются, а вместе с ними ширится и диапазон умелости ребенка. Своевременное появление определенных изменений в поведении ребенка говорит о благополучном ходе его развития, а вот их запаздывание может стать сигналом формирующегося отставания в развитии. В основе любого отставания лежит сбой механизмов центральной нервной системы. Страдают либо выпадают участки, отвечающие за формирование того или иного навыка. Несформированный вовремя навык влечет дальнейшее неполноценное развитие, так как сам в свою очередь является базой для формирования новых умений и навыков. Возникает пробел, который снижает количественный и качественный показатель развития.
Однако следует помнить и о том, что каждый ребенок развивается на своей скорости. Нет для определения развития строгого календарного срока, но есть возрастные периоды, в пределах которых формируется база для возникновения тех или иных навыков. Так границей появления первых слов принято считать конец первого года. Отсутствие наличия отдельных слов в этот возрастной период говорит о запаздывающем характере формирования речи.
Что же делать? Родители ближе всех находятся к ребенку. Именно они видят все перемены, происходящие с ним. Вот почему следует как можно раньше научиться наблюдать своего ребенка.
Итак, наблюдение. На что же необходимо обратить внимание при оценке развития ребенка? С самого рождения ребенка мы видим, как малыш совершает различные движения, радуемся первой улыбке. Постепенно характер и разнообразие движений расширяется. Обращайте внимание на то, как долго ребенок удерживает взгляд на предмете, ловят ли его глазки ваш взгляд и ласковую улыбку, возникает ли радостное оживление на ваше лицо и радостные призывы. Эти проявления свидетельствуют о начале формирования не только моторных функций, но и о состоянии эмоциональной сферы. К концу первого, началу второго года жизни ребенок начинает самостоятельно ходить. У многих детей с отклонениями в развитии этот период затягивается. В этом случае есть повод обратиться к неврологу. Стоит обратить внимание и на двигательную активность рук. Если ребенку долго не удается захватывать предметы, он с трудом всей кистью старается брать их, испытывает при этом напряжение, а движения рук неточные, так же потребуется консультация врача.
Важным показателем развития ребенка является состояние речи. Этот процесс находится в тесном взаимодействии с мышлением, оказывая на него непосредственное влияние. Очень важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие, а не дожидаться, когда ребенок сам заговорит. Критерий оценки прост: чем старше ребенок и чем хуже он говорит, тем глубже уровень недоразвития речи. К пяти-шести годам в целом завершается звуковое и грамматическое ее оформление. Выраженные речевые нарушения в этот возрастной период-это сфера деятельности логопеда. Лишь комплексное его обследование даст четкую картину структуры и степени отставания.
Игра так же является особым явлением детского возраста. Она является одним из показателей нормального развития. У детей с отставанием в развитии игровая деятельность развита слабо либо вовсе не развивается без помощи взрослых. И снова наблюдайте. Уже на первых месяцах жизни ребенок может не проявлять интереса к игрушкам, а монотонно и однообразно манипулировать ручками в поле своего зрения.
Некоторые дети с эмоциональными нарушениями играют своеобразно, часто с неигровыми материалами: веревочками, шнурками, кастрюлями и другими предметами. Их игры однообразны и в то же время отличаются одержимостью. Ребенок поглощен своими действиями, может смеяться, говорить с собой, подпрыгивать, бегать на пальчиках, трясти руками.
Игра стимулирует развитие интеллекта и речи, поэтому следует как можно больше играть с ребенком, обучать его действиям с игрушками, знакомить с ролевыми и сюжетными играми.
Играя с ребенком, общаясь, выполняя привычные процедуры с ним (кормление, купание, умывание, переодевание), обращайте внимание на степень эмоционального участия ребенка в этих занятиях. Эмоциональное развитие в структуре психического развития занимает очень важное место. Речь пойдет о «шустриках» и «мямликах». Есть дети, эмоциональная активность которых выражена достаточно слабо. Они отличаются эмоциональной вялостью, слабостью волевых усилий. Они часто пассивны, бездеятельны, их игровая деятельность развита слабо. Это гиповозбудимые дети.
Внимательно наблюдая своего ребенка, родители могут отметить проявления, противоположные, описанным выше. Есть дети, которых отличает общее двигательное беспокойство, нарушение сна, общая повышенная возбудимость в виде плача, пронзительного крика, склонности к насильственным движениям. Это так называемые гипервозбудимые дети. Обе эти категории детей требуют пристального внимания родителей и специалистов – врачей, педагогов.
Каждый ребенок с отклонениями в развитии нуждается в специальных приемах обучения и воспитания. Родители часто заблуждаются, полагая, что отставание в развитии можно преодолеть одними лишь медицинскими средствами. Важно знать, что ни одно даже самое лучшее лекарство не даст максимального положительного воздействия без специальной системы занятий с ребенком. Отставание в развитии не лечится, а преодолевается совместными усилиями врача, дефектолога, психолога, логопеда с обязательным ведущим участием родителей.
Современная педагогическая помощь в сочетании с лечением может привести к стабильной компенсации и последующему благополучному развитию. Отсутствие своевременной должной медико-педагогической помощи детям с отставаниями развитии ведет к нарастанию трудностей в обучении и поведении.
Вовремя замеченные проблемы и своевременно оказанная помощь ребенку с особыми возможностями здоровья – это залог его будущего успешного вхождения во взрослую жизнь. Пусть любовь родителей будет не только сострадательной, но и деятельной на всем пути взросления ребенка. Успехов вам, и помните: дорогу осилит идущий.
Учитель-дефектолог ГБОУ ЦППРиК
Исаенко Наталья Васильевна
Список литературы:
1. А. Л. Сиротюк «Упражнения для психомоторного развития дошкольников» Москва, 2008.
2. Л. А. Данилова «Коррекционная помощь детям с задержкой психофизического и речевого развития» СПб.: Детство-пресс, 2011.
3. Н.С.Жукова, Е.М. Мастюкова «Если Ваш ребенок отстает в развитии» Москва: Медицина, 1993.
Источник