Массажа и гимнастика для ребенка от 1 года
Детям на протяжении первого года жизни показаны 5 комплексов массажа и гимнастики, которые учитывают все физиологические особенности этого возраста. Для детей 1-3 лет разработаны особые 3 комплекса упражнений, которые способствуют развитию у них движений.
Первый комплекс (возраст 1,5-3 мес.)
- Массаж ручек и ножек (поглаживание).
- Рефлекторные упражнения – выкладывание на животик и ползание.
- Массаж спины и живота в виде поглаживаний.
- Растирание стоп.
- Рефлекторное разгибание и сгибание стоп.
- Разгибание позвоночника – проводится на левом и правом боку (рефлекторное упражнение).
Второй комплекс (возраст 3-4 месяца)
- Массаж ручек (поглаживание).
- Пассивное скрещивание ручек на груди.
- Массаж нижних конечностей (растирание, поглаживание, разминание).
- Массаж спинки (разминание и поглаживание).
- Активно-пассивное упражнение – поворот вправо со спинки на живот.
- Рефлекторное упражнение – положение «пловца».
- Массаж (растирание и поглаживание) живота.
- Массаж (похлопывание и растирание) стоп.
- Рефлекторные упражнения для стоп.
- «Бокс» — пассивное разгибание и сгибание ручек.
- Массаж грудной клетки (вибрационный).
- Поворот влево со спинки на живот.
Для всех упражнений исходное положение – горизонтальное.
Третий комплекс (возраст 4-6 месяцев).
- Скрещивание ручек на груди.
- Массаж ножек.
- Пассивное упражнение, имитирующее велосипедные движения («скользящие шаги»).
- Поворот вправо со спинки на животик.
- Массаж спины (разминание, поглаживание, похлопывание).
- Массаж животика.
- Рефлекторное «парение» на животе.
- Приподнимание туловища и головы при поддержке за отведенные в стороны руки (активное упражнение).
- Массаж стоп и упражнение для них.
- Разгибание и сгибание ручек или «бокс» (пассивное упражнение).
- Попеременное и совместное пассивное разгибание и сгибание ножек
- Рефлекторное «парение» на спине.
- Поворот влево со спинки на живот.
- Массаж (вибрационный) грудной клетки.
Все упражнения проводятся в исходном горизонтальном положении.
Четвертый комплекс (возраст 6-10 месяцев).
- Скрещивание ручек на груди при поддержке за кольца.
- Попеременное и совместное сгибание ножек и их разгибание (так называемые «скользящие шаги»).
- Поворот вправо со спинки на животик без поддержки за ручку.
- Массаж животика, спинки.
- Ползание.
- Присаживание малыша с поддержкой за отведенные в стороны ручки.
- Пассивное поднятие выпрямленных ножек.
- Круговые движения ручками.
- Активное упражнение — напряженное выгибание.
- Поворот влево со спинки на животик.
- Активное упражнение – приподнимание туловища (положение на животе), поддерживая дитя за выпрямленные ручки.
- Присаживание с поддержкой за ручки, которые разводят на ширину плеч (активное упражнение).
Все упражнения этого комплекса выполняются в горизонтальном исходном положении за исключением упражнения «бокс» (его в 8-месячном возрасте, когда ребенок уверенно сидит без опоры, можно выполнять в исходном положении сидя).
Пятый комплекс (возраст 10 месяцев – 1 год 2 месяца)
- Сгибание и разгибание ручек («бокс») с кольцами стоя или сидя.
- «Скользящие шаги».
- Массаж спины.
- Поворот в одну и другую сторону со спинки на живот.
- Поднятие тела вертикально из положения на животике, при этом дитя поддерживается за ручки.
- Наклон и выпрямление туловища.
- Поднятие до палочки выпрямленных ножек.
- Массаж живота.
- Присаживание, поддерживая при этом за разведенные на ширину плеч ручки (с палочкой).
- Приседание, поддерживая дитя за ручки с кольцами.
- Напряженное выгибание.
- Круговые движения ручками с кольцами.
- Присаживание самостоятельное, с фиксацией коленок, или при поддержке малыша за одну ручку.
Упражнения 3, 4,7, 8, 9 выполняются в горизонтальном исходном положении. Выполнение 10 и 13 упражнений проходит по речевой инструкции.
Шестой комплекс (возраст 1 год 2 мес. – 1 год 6 мес.)
- Сгибание ручек и их разгибание с кольцами. Выполняют с помощью взрослого в исходном положении стоя на полу.
- Приседание (ребенок стоит на полу).
- Поднятие до палочки выпрямленных ножек (исходное положение — лежа на полу).
- Дитя пролезает через обруч, лежа на животике.
- Ходьба по ребристой поверхности (к примеру, массажный коврик).
Седьмой комплекс (возраст 1 год 6 мес. – 2 года)
- Ходьба между двумя палками, веревками, по краю коврика или начерченной мелом дорожке и т.п. Ширину такой дорожки постепенно сужают, начиная с 30-25 см и до 10-5 см.
- В лежачем положении на полу носками прямых ног нужно достать обруч или из стоячего положения достать предметы, которые лежат на полу, при этом не сгибать колени.
- Проползти под обруч, скамейку, стул, палку и т.п., прогибая спину.
- Вытянуть ручки вверх и, держась за обруч или палочку, присесть, а затем подняться на носочки («какие мы маленькие и большие»).
- Покатать ногой карандаш, палочку и т.п., сидя на стуле.
- Перешагнуть через несколько предметов на полу, расстояние между которыми 20-30 см.
Гимнастику нужно проводить каждый день, через 30-40 мин. после завтрака, также можно провести занятие после сна малыша в дневное время. Форма одежды – майка и трусы. Упражнения выполняются на коврике босиком, при этом обязательно нужно открыть форточку или фрамугу. Длительность занятия – 10-12 минут. Для данного комплекса гимнастики нужно иметь две скакалки или веревки (длина 1-1,5 м), обруч (диаметр 45-50 см), палочка (диаметр 2,5 см, длина 40-50 см), брусочки, кубики, кегли и т.п.
Восьмой комплекс (возраст 2-3 года)
- Ходьба вдоль палочки, веревки или по дорожке, ширина которой колеблется в пределах 5-10 см.
- Достать предметы, лежащие на полу, при этом, не сгибая колени.
- Поднять голову и в лежачем положении посмотреть на игрушку, которая лежит на стульчике или приподнята на высоту 25-30 см.
- Перешагнуть через карандаши, палочки, кубики, которые располагаются друг от друга на расстоянии 20-30 см.
- Пролезать через палку, веревку, в обруч, под скамейку или стульчик, прогибая при этом спину.
- Поднять пальцами ног карандаш, лежащий на полу.
Проводят занятия через день или ежедневно, спустя примерно полчаса после завтрака или дневного сна. Занятия длятся 12-15 мин, ребенок при этом одет в майку и трусы. Все упражнения выполняются на коврике босиком, при этом нужно держать открытой форточку или фрамугу. Для занятий нужны скакалка или веревка, обруч (диаметр 45-50 см), палка (длина 1-1,5 м, диаметр – 2, 5 см), мяч, кубики, кегли, брусочки.
Источник
Годовалый возраст — это время, когда малыши начинают ходить. Но если ребенок к своему первому юбилею не пошел — нет причин для тревоги. Некоторые детки боятся падений, поскольку у них остались неприятные воспоминания от ушибов. Также на более поздний переход к самостоятельному передвижению влияют генетические факторы, избыточный вес, темперамент, болезни и осложнения при родах, недостаток родительского внимания.
Если годовалый ребенок не ходит, и врач не видит никаких медицинских проблем, то оснований для тревоги нет. Важно принимать во внимание, что первые шаги еще не уверенны, и необходимо убрать с пола посторонние предметы, оградить острые углы, при неизбежных падениях отвлекать ребенка, поощрять его идти дальше, лучше сделать вид, что ничего не случилось, чем постоянно жалеть малыша.
Что умеет ребенок в 1 год?
Также в этом возрасте дети самостоятельно стоят, нагибаются, приседают, ползают, лазают, постигают пространство, стремятся кушать сами, лучше контролируют координацию своих движений, пытаются сохранить равновесие, у них развивается мелкая моторика, они могут брать игрушки обеими руками, выполнять одновременно несколько действий. Динамично развиваются речь и мышление. В этом возрасте необходимо предоставить ребенку максимальную свободу передвижения, не сдерживать его активность.
Для детей 12 месяцев массаж нужен для общего укрепления организма, укрепления суставов, мышц и связок, профилактики нарушений осанки, плоскостопия, деформации нижних конечностей, улучшения работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем, развития ловкости, координации и равновесия.
Массажные приемы для годовалого ребенка
С 1 года детский массаж можно выполнять в любом положении, начиная с больших участков тела, обычно со спины. Если малыш не хочет лежать во время стимуляции — можно массировать его сидя и даже стоя. Используются все приемы массажа — поглаживание, растирание, пиление, пощипывание, разминание, вибрация (последнюю, правда, нужно выполнять очень осторожно).
Поглаживание подготавливает организм ребенка к массажу, а также является его завершением, активирует кровообращение, расслабляет мышцы, обладает успокаивающим действием, снимает боль. Растирание улучшает кровоток и питание тканей, благотворно влияет на кожу, подкожные ткани, сухожилия, мышцы и связки. Аналогичным действием обладает и разминание, затрагивающее более глубоко расположенные мышцы, также при разминании активизируется лимфообращение, укрепляется дыхательная система. Вибрация благотворно влияет на нервную систему, имеет эффект обезболивания и улучшает обмен веществ.
Техника массажа ребенка в 1 год
При стимуляции конечностей начинать следует от ближайшего отдела к периферии: от плеча — к предплечью и кисти, от бедра — к голени и стопе. Направление движения не имеет значения. Каждый прием выполняется от 3 до 5 раз, время выполнения массажа — 30-45 минут. Массаж необходимо сочетать с гимнастикой, но если ребенок имеет обыкновение засыпать во время массажа, упражнения лучше делать до массажа. Статья написана для сайта happybabymassage.ru центр детского массажа Счастливый малыш, копировать её запрещено!
Гимнастика для ребенка в 1 год
Перед началом занятий с ребенком помещение необходимо проветрить в течение 15 минут. Гимнастика и массаж начинаются либо через час-полтора после еды, либо до еды, но не менее чем за 30 минут.
Желательно заниматься гимнастикой в утреннее время. К занятиям с малышом можно подключать других детей и всех членов семьи. Гимнастика должна проходить в игровой форме, а также начинаться и заканчиваться любимыми упражнениями ребенка. Каждое упражнение следует повторять по 5-7 раз, новые — 2-3 раза.
Во время гимнастики нужно разрабатывать все группы мышц. В комплекс занятий входят те же упражнения, что и месяцем ранее. Можно добавить ходьбу по узкой дорожке, для предупреждения плоскостопия — по ребристой поверхности, поднимание выпрямленных ног из положения лежа до прямого угла, поднятие корпуса из положения лежа, поочередное поднимание рук, бросание мяча обеими руками, ходьба за каталкой, доставание предметов с высоты, поднимания головы и части тела лежа на спине, выгибание туловища, пролезание под предметами, кувырки.
Регулярные прогулки, купание, по возможности — бассейн, закаливание, воздушные ванны тоже должны быть включены в комплекс оздоровительных мероприятий.
Источник
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА К 1.5-2 ГОДАМ:
— Повышенная двигательная активность, которая сочетается с недостаточно хорошей координацией движений, в связи с чем дети падают.
— Могут одновременно выполнять движения руками и ногами. Но для них это координационно сложно, поэтому чаще всего многие движения они совершают попеременно.
— В возрасте 1,5 лет дети начинают осваивать ступеньки, подниматься и спускаться.
— Ребенок может пройти по относительно узкой дорожке, не нарушая ее границ.
— Ближе к двум годам может относительно далеко бросить мяч, при этом сохраняя свое равновесие.
— К двум годам начинает манипулировать с предметами.
— К 3 годам ребенок может выполнять практически любые активные упражнения по просьбе взрослых.
— К 3 годам уже достаточно развита координация движений, ловкость и чувство равновесия.
Надо предоставить ребенку достаточную свободу движений, это необходимое условие для дальнейшего развития ребенка. Ограничение его подвижности недопустимо.
НЕРВНО_ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
— Активно развивается слуховое, зрительное и тактильное восприятие.
— Развивается понимание речи. Хотя в 1 год дети могут говорить всего 8-10 слов, но считается в пределах нормы, когда ребенок начинает разговаривать только в 3 годам.
— К полутора годам ребенок пытается составлять предложения из 2-3 простых слов.
— К 2 годам к существительным добавляются прилагательные.
— Развитие мелкой моторики пальцев рук способствует также и развитию речи.
— Массаж лица также способствует развитию навыка устной речи.
— Ребенок в этом возрасте хорошо начинает различать предметы по форме.
— Правильно указывает на знакомые предметы.
— Ребенок узнает цвета и может их подобрать по просьбе взрослых.
— Собирает пирамидки, ставит кубики один на другой.
— Может выполнять простые поручения взрослых. Например: «Принеси пожалуйста книжку».
-Ребенок хорошо знает, как его зовут, откликается на свое имя. Реагирует на другие знакомые ему имена и лица.
— У детей с двух лет в игре начинают присутствовать сюжетные линии.
-Дети в этом возрасте начинают фантазировать.
——————————————————————————————
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МАССАЖА В ЭТОМ ВОЗРАСТЕ:
— Общее укрепление организма.
— Укрепление мышц, связочного аппарата, суставов, с акцентом на область спины, живота, ягодиц и нижних конечностей (на мышцах, участвующих в прямохождении).
— Улучшение функций и ритма дыхания. По статистике дети болеют органами дыхания чаще в возрасте от 1 года до 3 лет. Соответственно целью массажа является укрепление дыхательной системы. Дыхательная система одна из основных, которым мы уделяем внимание.
-Профилактика нарушений осанки. Естественные изгибы позвоночника у детей этого возраста уже сформированы, но еще не закреплены.
— Профилактика развития плоскостопия. Как правило, такой диагноз ставится в возрасте около 4 лет. До этого возраста своды стопы еще только формируются. В два года, если ставится диагноз «плоскостопие», это еще не плоскостопие, а только предрасположенность к нему.
— Профилактика деформаций нижних конечностей. Х-, О-образные, плосковальгусные (стопа вовнутрь), плосковарусные (наружу) стопы. Это может быть вследствие рахита, слабости связочного аппарата. Большая масса тела. Нервно-мышечные нарушения.
— Развитие координации, ловкости и чувства равновесия.
——————————————————————————————
МАССАЖ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ:
— После года массаж начинается с больших участков тела, как у взрослых, со спины. Этой последовательности можно и не придерживаться, подходить к ребенку ВСЕГДА индивидуально.
— На конечностях: массаж мы начинаем с ближайшего отдела к периферическим лимфоузлам, сначала – плечо, затем предплечье, кисть, сначала – бедро, затем голень, стопа.
Направление движения не имеет значения, в случаях нормы.
— Используются активно все приемы массажа.
— Количество повторения каждого приема в среднем 3-5 раз, время массажа – 30-40, минут, в отдельных случаях длительность можно увеличить до 45 минут.
-Если ребенок во время массажа засыпает, то гимнастику лучше делать до массажа.
— Выполнять массаж ребенку после года допустимо в любом положении. И лежа, и сидя, и даже – стоя! Спину лучше делать либо лежа, либо сидя.
— Выполняются упражнения не натощак, но после еды должно пройти не менее 1 часа, а лучше – 1,5 часа.
— До еды занятия заканчиваются за час. Максимум – за 30 минут.
—————————————————————————-При массаже ребёнка от одного года до трёх лет особенное внимание уделяется тем частям тела, тем мышцам, которые несут большую нагрузку, связанную с прямохождением. Укрепляются мышцы спины, живота и ног, массаж наилучшим образом подготавливает несовершенный мышечно-связочный аппарат к новым нагрузкам и способствует профилактике нарушения осанки, искривлений ног, плоскостопия. Для улучшения деятельности органов дыхания следует массировать грудную клетку сзади и спереди, желательно делать массаж кистей, каждого пальчика в отдельности, так как Существует тесная связь между развитием тонких движений пальцев и умственным развитием, особенно речью. Массировать ручки можно несколько раз в день, ребёнку полезно играть с мелкими предметами (под контролем взрослых), считать на счётах, играть на пианино и тому подобное, в массаже применяются все приёмы: поглаживание, растирание, разминание, лёгкие ударные приёмы.
1. Массаж спины (особенно тщательно- поясничной области)- поглаживание по всей поверхности 2-3 раза, растирание подушечками пальцев (тыльной поверхностью согнутых пальцев, пиление по всей поверхности спины 2-3 раза, отдельно- граблеобразное растирание по межрёберным промежуткам 1-2 раза), разминание (преимущественно накатывание и сдвигание) 1-2 раза, ударные приёмы (пунктирование или лёгкие похлопывания) по боковым поверхностям грудной клетки, поглаживание.
2. Ягодичная область- поглаживание (круговое или X-образное) 2-3 раза, растирание (поочерёдно каждую ягодицу, другая рука удерживает массируемую область) 2-3 раза каждую, разминание (двумя руками) 2-3 раза, ударные приёмы (лёгкое рубление, похлопывание, пощипывание), поглаживание.
3. Массаж ног проводится поочерёдно: сначала задняя поверхность одной ноги, затем- другой, после этого- передняя поверхность ног- поглаживание всей ноги 1-2 раза, бедро (задне-наружная поверхность)- поглаживание, 1-2 раза, растирание подушечками пальцев, тыльной поверхностью согнутых пальцев, пиление 2-3 раза, разминание (одной или двумя руками) 2-3 раза, поглаживание 1-2 раза, голень- поглаживание 1-2 раза, растирание подушечками пальцев или кольцевое 1-2 раза, разминание (одной или двумя руками) 2-3 раза, поглаживание 1-2 раза. Для укрепления коленного сустава проводится поглаживание и растирание (круговое) мыщелков бедра (костных выступов по краям подколенной складки), отдельно поглаживается и растирается ахиллово (пяточное) сухожилие. Внутреннюю и наружную лодыжки следует поглаживать и растирать круговыми движениями, подошва поглаживается и растирается гребнеобразным приёмом, разминается наружный и внутренний край стопы. Передняя поверхность ног- исходное положение Лёжа на спине, под коленями- валик- поглаживание всей ноги 1-2 раза, бедро (передненаружная поверхность)- поглаживание 1-2 раза, растирание подушечками пальцев и другие 2-3 раза, разминание (одной или двумя руками), ударные приёмы (лёгкое похлопывание, пунктирование), поглаживание, голень (передненаружная поверхность)- поглаживание 1-2 раза, растирание подушечками пальцев 1-2 раза, разминание (одной рукой, щипцеобразное) 1-2 раза, поглаживание 1-2 раза, стопа- поглаживание 1-2 раза, растирание 2-3 раза (граблеобразное, поперечное), если есть время и желание- хорошо промассировать каждый пальчик. Затем следует ещё раз погладить и растереть внутреннюю и наружную лодыжки, заканчивайте массаж ноги общим поглаживанием, для профилактики плоскостопия можно сразу после массажа стоп дать ребёнку задание удерживать стопами мячик или какую-нибудь округлую игрушку.
4. Массаж живота- поглаживание (круговое, встречное, по косым мышцам) 2-3 раза каждый приём, растирание подушечками пальцев (по ходу часовой стрелки), стимулирующий точечный массаж или пощипывание вокруг пупка, поглаживание (все приёмы).
5. Массаж передней поверхности грудной клетки- поглаживание 2-3 раза, растирание по межрёберным промежуткам (граблеобразно в направлении от грудины в стороны), поглаживание.
Мне н
Источник