Массаж рук ребенку для развития моторики

Массаж рук ребенку для развития моторики thumbnail

С рождением ребенка каждая мама должна уделять как можно больше внимания здоровью малыша, уровню его физического и интеллектуального развития. В этом может помочь массаж пальцев рук для развития мелкой моторики. На пальцах располагается множество нервных окончаний, поэтому легкое стимулирование пальцев ребенка самостоятельно или с помощью предметов с ребристой поверхностью помогает развить способность пальцев двигаться, тактильные ощущения. Массаж рук для детей для развития моторики способствует развитию речи грудничка в будущем. Чем быстрее малыш научиться делать что-то руками, тем скорее он освоит речь. Когда он станет старше, полученные навыки помогут ему в освоении письма, рука будет меньше уставать при нагрузках.

Как массаж рук влияет на организм ребенка

Приемы массажа оказывают положительное воздействие на здоровье ребенка, т.к. каждый палец имеет отношение к определенному органу. Большой палец связан с головным мозгом, указательный палец — с желудочно-кишечным трактом, массирование среднего пальца влияет на позвоночный столб, безымянный имеет отношение к работе печени, а мизинец отвечает за здоровье сердца.

Массаж ребенку

Для того, чтобы помочь ребенку овладеть речевым навыком, необходимо делать массаж кистей и предплечья, ладоней и пальцев, локтей и плеч. Делая упражнения для развития моторики, необходимо постоянно проговаривать каждое движение, стараться чаще показывать их, подбирать под гимнастику стихотворения и превращать занятия в игру. Так ребенку будет интереснее и легче запомнить движения, повышается интеллект малыша.

Когда ребенок подрастет, можно обучить его приемам самомассажа для развития мелкой моторики рук.

Польза от пальчикового массажа

Начинать делать подобный массаж можно с первых часов жизни грудничка, но после консультации с врачом. Так развитие ребенка будет более стремительным. Пальчиковый массаж помогает улучшить малышу настроение, оказывает расслабляющее воздействие и положительно влияет на весь организм. Регулярный и правильный массаж даст следующие плоды:

  • Иммунная система становится крепче;
  • Понижается артериальное давление;
  • Налаживается работа желудочно-кишечного тракта;
  • Нормализуется дыхательная функция организма;
  • Стимулируется работы внутренних органов;
  • Повышается концентрация внимания;
  • Улучшается состояние кожи, происходит процесс устранения омертвевших клеток;
  • Стимулируется развитие речи;
  • Отношения с родителями становятся крепче.

Точечный массаж

Перед проведением подобной процедуры следует посетить кабинет невропатолога и логопеда с целью консультирования. Специалисты подскажут, нуждается ли ребенок в пальчиковом массаже или какую технику лучше испробовать.

Противопоказания к массажу рук

Хоть воздействие на руки и пальца ребенка приносит только положительный эффект, бывают случаи, когда от массажа следует воздержаться. Процедуру проводить не следует, если:

  • присутствуют мелкие повреждения на коже рук;
  • проявляется аллергическая непереносимость на руках;
  • присутствуют грибковые заболевания;
  • есть воспаления на руках и пальцах;
  • повышена температура тела;
  • есть инфекция в организме.

В таких случаях следует незамедлительно начинать лечение. После нормализации общего состояния ребенка, можно приступать к массажным процедурам.

Методы выполнения ручного массажа

Существует несколько видов массажа, способных оказать помощь в процессе обучения малыша. Для каждого возраста — своя техника и свои особенности. Можно делать стандартные массажные движения или перевести упражнения в игры для развития. С детьми дошкольного возраста делать аппликации, с маленькими — разминать ладошку мячиком, учиться держать в руках карандаш или другие предметы маленького размера, которые поместятся в ручку ребенка. Также можно пересыпать песок из одного места в другое.

Массаж грудничкам

Для новорожденных детей

Для только что родившегося малыша часто используются поглаживания, пощипывания, разминания и вибро-колебательные движения. Проводится массажная процедура следующим образом: детскую ладонь необходимо положить на свою и нежно гладить сперва все пальцы сразу, а затем по отдельности. Разминать руки малыша следует аккуратно, чтобы не причинить дискомфорт. Круговыми движениями следует надавливать на ладонь и пальцы ребенка, после чего медленно сжимать и разжимать их в кулак. Подобным образом нужно воздействовать на каждую ручку ребенка. Для грудничка массаж должен длиться не более трех минут.

После 3 месяцев можно учить ребенка брать из рук родителя игрушки. Если малыш боится или не проявляет интереса, можно гладить его руки с обеих сторон. Также можно научить его дотягиваться руками до ног. Чтобы упражнение было интереснее, наденьте на ноги ребенка яркие носки с веселыми изображениями.

Для детей от 9 месяцев

В этом возрасте можно показать малышу, как перекатывать мяч или машинку, обучать приветствующим жестам. Также можно помогать ему научиться закрывать и открывать коробки или банки, показывать, как кормить кукол, строить пирамиду из кубиков, а затем разбирать ее.

Для детей старше года

Когда возраст детей меняется — методика проведения массажа также становится другой. Процедура начинается с разминания всей руки сразу. Сперва ее следует поглаживать от локтя до подушечек пальцев, затем надавливающими движениями размять каждый палец по всей длине в сторону кисти, переходя на запястье. Далее легкими пощипываниями проработать боковые области кистей и холмы у основания пальцев. После этого сгибать и разгибать поочередно пальцы и немного потрясти руку. Для лучшего эффекта нужно рассказывать стихотворения или скороговорки, чтобы ребенок мог получать удовольствие от процесса и быстрее запоминал движения, учился разговаривать.

Массаж-игра

Игры с бумагой. Для детей в дошкольном возрасте и в младенческом подойдут игровые упражнения с использованием комков бумаги. Малыш должен сминать листы в бумажные шары, из которых потом можно сделать какую-нибудь игрушку, склеив комки.

Игра с карандашами

Игры с мелкими деталями. Для развития мелкой моторики и изучения цветов можно предложить ребенку разложить по мискам кубики. В первую миску складывать красные кубики, во вторую — желтые и т.д. Также можно заниматься творчеством и делать из круп разных видов аппликацию.

Игра в снегопад. В этом варианте массажа в роли массажеров выступают шарики разных размеров и текстур, плотно сложенные в пакет или небольшой мешок. Ребенок должен опустить внутрь руку и немного поводить ею. По окончании игры малыш разбрасывает шарики, создавая подобие снегопада.

Особенности массажа и гимнастики

  • Есть несколько моментов, которые нужно знать родителям перед началом процедуры:
  • Перед выполнением гимнастики для пальцев и рук следует разогреть детские ладони с помощью легких поглаживаний.
  • Так малышу будет комфортнее во время массажа.
  • Упражнения должны производиться медленно. Сперва одной рукой, затем другой, а уже потом обеими руками сразу.
  • В играх использовать разные игрушки и предметы, имеющие разные поверхности и размеры.
  • При проведении массажа и выполнения гимнастики необходимо использовать каждый палец руки. Следует делать акцент на сжатие и разжатие рук.
  • Необходимо, чтобы ребенок был настроен на пальчиковые игры. Если он чем-то огорчен — постарайтесь переключить его внимание на что-то, что может его повеселить.
  • Чтобы эффект от массажа был заметен, следует проводить сеансы регулярно. Одна процедура по времени не должна превышать 3-5 минут, чтобы малыш не терял интерес.
  • Ближе к году гимнастика должна быть более интенсивной и энергичной.
Читайте также:  Условия для развития творчества ребенка в саду

Пальчиковый массаж

Сложность упражнений должна возрастать постепенно.

Если соблюдать эти простые правила, вы и ваш ребенок достигните желаемых результатов.

Как часто следует делать массаж

Курс проведения процедур длится не более 10 дней. Повторять следует не раньше, чем через месяц. Первый массаж по времени не должен превышать 20 минут. В зависимости от того, насколько нравится ребенку то или другое упражнение или действие, процесс может длиться от 5 до 30 минут. Процедуру рекомендуется проводить по утрам, чтобы малыш не был уставшим в момент выполнения упражнений. Гимнастика должна проводиться сразу после разогревающего массажа, чтобы мышцы были лучше настроены на работу.

Массаж и упражнения, способствующие развитию мелкой моторики рук, также положительно сказываются на работе всех внутренних органов и на умственное развитие малыша.

Пальчиковая гимнастика способствует скорейшему получению речевого и письменного навыков. Также комплекс упражнений и материнские руки, массирующие предплечья и пальцы, способствуют сближению детей и родителей. Перед началом проведения процедур, следует сперва проконсультироваться со специалистами и тщательно изучить технику проведения упражнений.

Источник

Юлия Болбас
Картотека «Самомассаж» (развитие мелкой моторики рук)

Массаж ладоней и пальцев рук:

Массаж ладоней шестигранным карандашом. Грани карандаша лег-ко покалывают ладони и активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Научить детей самомассажу рук не сложно. С помощью шестигранных карандашей ребёнок массирует запястья,кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны. Такой массаж и игры с карандашами стимулируют речевое развитие малыша, способствуют овладению тонкими движениями пальцев.

1. «Веселые пальчики».

Карандаш положить на нескользящую поверхность, прогладить его сначала одной ладонью, потом другой, покатать карандаш по столу в разных направлениях.

«Карандаш щекочет пальчики

Веселятся девочки и мальчики!

2. «Добывание огня».

Положить шестигранный карандаш на ладошку, прикрыть его другой ладонью и прокатить между ладонями сначала медленно, потом быстрее от кончиков пальцев к запястьям.

«Быстро палочкой мы трем-

Огонек сейчас найдем»

3. «Юла».

Вращать длинный тонкий карандаш на столе указательным и боль-шим пальцами сначала одной руки, а потом другой. Выполнять вращение большим и средним пальцами.

«Стану я сейчас юлой-

на ноге кручусь одной»

4. «Вертолёт».

Вращать длинный тонкий карандаш между большим, указательным и средним пальцами.

«Вертолет готов к полету,-

Говорим ми все пилоту.

Винт скорее закрути и лети, лети, лети».

5. «Скольжение»

Продвигаться вверх и вниз по длине шестигранного карандаша, упе-рев острым концом в стол, перехватывая его пальцами.

«Гладко вниз сейчас скольжу,

Съехать с горки я спешу».

6. «Послушный карандаш»

Пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удер-живая его в определенном положении в правой и левой руке.

«Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу».

7. «Лягушки»

Прокатывание карандаша между ладонями сначала в вертикаль-ном, а затем в горизонтальном положении карандаша.

«Мы лягушки-попрыгушки, ква-ква-ква!

Тренируем наши ручки, раз-два, раз-два!

Прокатывание карандаша тремя пальцами правой, а затем левой руки.

Мы лягушки-попрыгушки, ква-ква-ква!

Тренируем наши ручки, раз-два, раз-два!»

Массаж фундуком (грецким) орехами,гладкой галькой:

Самомассаж с данным оборудованием оказывает существенное влияние на процесс формирования пространственного и логического мыш-ления, речевое развитие ребенка, развитие координации и внимания.

— Катать два ореха между ладонями;

— Прокатывать один орех между ладонями;

-Удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки;

1.»Белка»

Удерживать несколько орехов между пальцами обеих рук.

«Белка принесла орешки-

Какой хочешь, выбирай,

В ручку ты возьми орешек

И легонько нажимай»

2. «Фокус»

Прятать орех в плотно сжатой ладони сначала одной, потом другой руки.

Я орешек зажимаю

Словно я его теряю,

Раз! Ладошка открывается

И орешек появляется!

3. «Прогулка»

Прокатывать орех по поверхности ладони с тыльной стороны, лежа-щей на столе, от кончиков пальцев до запястья. (Все движения выполняются в соответствии с текстом и инструкцией)

«Правую ручку на стол я кладу,

В левую ручку орешек беру,

Вот мой орешек по ручке гуляет

На ней он дорожку свою оставляет.

«Наш орешек непростой,

Он волшебный, золотой.

С орешком будем мы играть

Своим ручкам помогать»

«Мы с орешком поиграем, (в правой руке)

Его с горочки катаем.

Вверх и вниз, вверх и вниз

Ты по пальчикам катись!

Снова весело играем, (в левой руке)

По другой руке катаем.

Вверх и вниз, вверх и вниз

Ты по пальчикам катись!»

«В пальцы мы орех возьмём (в правой руке)

И немного повернём.

Крепко пальцами держи

И ещё раз поверни.

В другую руку мы возьмём (в левой руке)

И немного повернём.

Крепко пальцами держи

И ещё раз поверни.

1, 2, 3, 4, 5!

Мы закончили играть.

Пальчики свои встряхни,

И немного отдохни!»

Массаж с прищепками

Игры с прищепками особенно полезны, если пальчики ребенка действуют неуверенно, неловко. Игры хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус. Очень важно за-ниматься последовательно (правая рука, левая рука, обе руки, переходить от простого к сложному (прикреплять прищепку большим и средним паль-цами, большим и безымянным, большим и мизинцем). Бельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочерёдно «кусаем»ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После 1-го двустишия — смена рук. (Проверьте на себе, чтобы прищепки были не слишком тугими.)

«Кусается сильно котёнок-глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь.

—Но я же играю с тобою, малыш!

—А будешь кусаться — скажу тебе «кыш!».

Слова Действия

Мы весёлые прищепки,

Коль поймам держим крепко!

Раз, два, три, четыре, пять!

Прищепки будем мы катать! (Прищепка лежит на левой руке, любуемся ею, покачивая головой вправо-влево, накрываем её правой рукой и прокатываем между ладонями)

Большой пальчик мы поймаем

И немного покачаем! (Ловим прищепкой большой палец левой руки и качаем пальчик с прищепкой)

Указательный поймаем

И немного покачаем! (Ловим указательный палец левой руки и качаем)

Средний пальчик мы поймаем

И немного покачаем! (Ловим средний палец левой руки и кача-ем)

Безымянный мы поймаем

И немного покачаем! (Ловим безымянный палец левой руки и качаем)

И мизинец мы поймаем

И немного покачаем! (Ловим мизинец левой руки и качаем)

Раз, два, три, четыре, пять!

Прищепки будем мы катать! (Прищепка лежит на правой руке, накры-ваем её левой рукой и прокатываем меж-ду ладонями, затем выполняем аналогич-ные действия на правой руке)

Читайте также:  Полезное для ребенка развитие мозга

1, 2, 3, 4, 5! Мы закончили иг-рать. Пальчики свои встряхни

И немного отдохни! (Соединяем поочерёдно пальцы обеих рук, встряхиваем кисти рук, закрываем глаза, отдыхаем)

Массаж лица и пальцев рук с помощью зубных щеток.

Массаж должен быть нежесткой зубной щеткой. Щетки индивиду-альны и тщательно обрабатываются мылом после использования. Самое главное: ребенку не должно быть больно!

Этапы массажа:

поглаживание – легкое, затем более интенсивное;

разминание – щетка прижимается к коже и, не сдвигаясь по поверх-ности, вращательными движениями разминает глубже лежащие ткани;

вибрация – похлопывание щеткой.

1. «Пальчики-удальчики»

Начиная с большого и до мизинца растирать зубной щеткой сначала подушечки пальца, затем медленно опускаться к его основанию.

«Я возьму зубную щетку,

Чтоб погладить пальчики.

Станьте ловкими скорей,

Пальчики-удальчики.»

Заканчивается массаж поглаживанием массируемых мест (мышц ли-ца и пальцев рук).

2. «За ягодами»

Ребенок берет в руки зубную щетку. Под счет растирает щеткой поду-шечки пальцев сначала левой, затем руки.

Слова Действия

Раз, два, три, четыре, пять –

В лес идем мы погулять! Растирает щеткой ладонь правой руки

Большой палец

За черникой, Указательный палец

За малиной, Средний палец

За брусникой, Безымянный палец

За калиной, Мизинец

Землянику мы найдем

И братишке отнесем!

Убирает зубную щетку в сторону. Вытягивает руки вперед – «угощение.

Массаж «Волшебные дорожки» аппликатор Кузнецова.

Приспособление для стимуляции нервных окончаний на ладонях и кончиках пальцев рук.

1. «Гладкие ладошки»

Пластмассовые иглы закреплены на тканевой основе в форме доро-жек. Расстояние между ними от 2 до 8 мм. Ребенок прижимает ладо-ни (в пределах болевой переносимости) в течение 40-60 секунд.

«Мы ладошки прижимаем-

Быть здоровыми желаем»

1. «По дорожке»

Слова Действия

1, 2, 3, 4, 5! (Загибаем пальчики

на обеих руках одновременно)

Дорожкой будем мы шагать! (Шагают все пальчики обеих рук)

Свои ручки развивать! (Удары кулачками и ладошками попеременно по дорожке)

Пальчики потопали,

Потопали, потопали! (Все пальчики обеих рук «топают»

на месте по дорожке»

Ладошками похлопали,

Похлопали, похлопали! (Обе ладошки хлопают по дорожке, не отрывая запястья от стола,

А большой он умный самый

Потанцуй-ка вместе с нами! (Большой палец танцует по дорож-ке)

Указательный танцуй

И старайся не балуй! (Танцует указательный палец)

Средний пальчик попляши

Постарайся от души! (Танцует средний палец)

Безымянный дорогой

Потанцуй и ты со мной. (Танцует безымянный палец)

И мизинец маленький Самый он удаленький! (Танцует мизинец)

1, 2, 3, 4, 5!

Мы закончили играть! (Загибаем пальчики на обеих руках, (удары кулачками и ладошками)

На каждый ударный слог осуществляются поглаживающие движения ладонями. Поверхности «иголочек» касаются не только пальцы, но и ладони. Направления движения – к себе.

2.«Мама-ежиха»

«Гладила мама-ежиха ежат:

Что за пригожие детки лежат!»

3. Расслабление «Ловим тишину»

Ладошки лежат на столе, тело расслаблено, глаза закрыты. Дети на-ходятся в таком положении в течении 30-40 секунд,после чего глаза откры-ваются и педагог спрашивает: «Получилось поймать тишину?»

Массаж с разными крупами и бусами. Перебирание круп или буси-нок развивает пальцы, успокаивает нервы. В это время можно считать коли-чество бусинок. Проводится под присмотром взрослого.

1. Массаж «четками». Перебирание «четок» (бус) развивает пальцы, успокаивает нервы. Считать количество «бус» (в прямом и обратном поряд-ке). «Дома я одна скучала,

Бусы мамины достала.

Бусы я перебираю,

Свои пальцы развиваю»

2. «Фокусник» — собрать (скомкать) кусочек полиэтилена (носовой платок) пальцами в ладонь, начиная с угла (кусочки полиэтилена торчать из кулачка не должны).

Рисование — рисовать «цветы» веревочками, пуговицами, камушка-ми, косточками, ракушками, пробками от пластмассовых бутылок.

Массаж ладоней и пальцев рук:

Массаж ладоней шестигранным карандашом. Грани карандаша лег-ко покалывают ладони и активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Научить детей самомассажу рук не сложно. С помощью шестигранных карандашей ребёнок массирует запястья,кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны. Такой массаж и игры с карандашами стимулируют речевое развитие малыша, способствуют овладению тонкими движениями пальцев.

1. «Веселые пальчики».

Карандаш положить на нескользящую поверхность, прогладить его сначала одной ладонью, потом другой, покатать карандаш по столу в разных направлениях.

«Карандаш щекочет пальчики

Веселятся девочки и мальчики!

2. «Добывание огня».

Положить шестигранный карандаш на ладошку, прикрыть его другой ладонью и прокатить между ладонями сначала медленно, потом быстрее от кончиков пальцев к запястьям.

«Быстро палочкой мы трем-

Огонек сейчас найдем»

3. «Юла».

Вращать длинный тонкий карандаш на столе указательным и боль-шим пальцами сначала одной руки, а потом другой. Выполнять вращение большим и средним пальцами.

«Стану я сейчас юлой-

на ноге кручусь одной»

4. «Вертолёт».

Вращать длинный тонкий карандаш между большим, указательным и средним пальцами.

«Вертолет готов к полету,-

Говорим ми все пилоту.

Винт скорее закрути и лети, лети, лети».

5. «Скольжение»

Продвигаться вверх и вниз по длине шестигранного карандаша, упе-рев острым концом в стол, перехватывая его пальцами.

«Гладко вниз сейчас скольжу,

Съехать с горки я спешу».

6. «Послушный карандаш»

Пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удер-живая его в определенном положении в правой и левой руке.

«Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу».

7. «Лягушки»

Прокатывание карандаша между ладонями сначала в вертикаль-ном, а затем в горизонтальном положении карандаша.

«Мы лягушки-попрыгушки, ква-ква-ква!

Тренируем наши ручки, раз-два, раз-два!

Прокатывание карандаша тремя пальцами правой, а затем левой руки.

Мы лягушки-попрыгушки, ква-ква-ква!

Тренируем наши ручки, раз-два, раз-два!»

Массаж фундуком (грецким) орехами,гладкой галькой:

Самомассаж с данным оборудованием оказывает существенное влияние на процесс формирования пространственного и логического мыш-ления, речевое развитие ребенка, развитие координации и внимания.

— Катать два ореха между ладонями;

— Прокатывать один орех между ладонями;

-Удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки;

1.»Белка»

Удерживать несколько орехов между пальцами обеих рук.

«Белка принесла орешки-

Какой хочешь, выбирай,

В ручку ты возьми орешек

И легонько нажимай»

2. «Фокус»

Прятать орех в плотно сжатой ладони сначала одной, потом другой руки.

Я орешек зажимаю

Словно я его теряю,

Раз! Ладошка открывается

И орешек появляется!

3. «Прогулка»

Прокатывать орех по поверхности ладони с тыльной стороны, лежа-щей на столе, от кончиков пальцев до запястья. (Все движения выполняются в соответствии с текстом и инструкцией)

Читайте также:  Темрюк центр развития ребенка

«Правую ручку на стол я кладу,

В левую ручку орешек беру,

Вот мой орешек по ручке гуляет

На ней он дорожку свою оставляет.

«Наш орешек непростой,

Он волшебный, золотой.

С орешком будем мы играть

Своим ручкам помогать»

«Мы с орешком поиграем, (в правой руке)

Его с горочки катаем.

Вверх и вниз, вверх и вниз

Ты по пальчикам катись!

Снова весело играем, (в левой руке)

По другой руке катаем.

Вверх и вниз, вверх и вниз

Ты по пальчикам катись!»

«В пальцы мы орех возьмём (в правой руке)

И немного повернём.

Крепко пальцами держи

И ещё раз поверни.

В другую руку мы возьмём (в левой руке)

И немного повернём.

Крепко пальцами держи

И ещё раз поверни.

1, 2, 3, 4, 5!

Мы закончили играть.

Пальчики свои встряхни,

И немного отдохни!»

Массаж с прищепками

Игры с прищепками особенно полезны, если пальчики ребенка действуют неуверенно, неловко. Игры хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус. Очень важно за-ниматься последовательно (правая рука, левая рука, обе руки, переходить от простого к сложному (прикреплять прищепку большим и средним паль-цами, большим и безымянным, большим и мизинцем). Бельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочерёдно «кусаем»ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После 1-го двустишия — смена рук. (Проверьте на себе, чтобы прищепки были не слишком тугими.)

«Кусается сильно котёнок-глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь.

—Но я же играю с тобою, малыш!

—А будешь кусаться — скажу тебе «кыш!».

Слова Действия

Мы весёлые прищепки,

Коль поймам держим крепко!

Раз, два, три, четыре, пять!

Прищепки будем мы катать! (Прищепка лежит на левой руке, любуемся ею, покачивая головой вправо-влево, накрываем её правой рукой и прокатываем между ладонями)

Большой пальчик мы поймаем

И немного покачаем! (Ловим прищепкой большой палец левой руки и качаем пальчик с прищепкой)

Указательный поймаем

И немного покачаем! (Ловим указательный палец левой руки и качаем)

Средний пальчик мы поймаем

И немного покачаем! (Ловим средний палец левой руки и кача-ем)

Безымянный мы поймаем

И немного покачаем! (Ловим безымянный палец левой руки и качаем)

И мизинец мы поймаем

И немного покачаем! (Ловим мизинец левой руки и качаем)

Раз, два, три, четыре, пять!

Прищепки будем мы катать! (Прищепка лежит на правой руке, накры-ваем её левой рукой и прокатываем меж-ду ладонями, затем выполняем аналогич-ные действия на правой руке)

1, 2, 3, 4, 5! Мы закончили иг-рать. Пальчики свои встряхни

И немного отдохни! (Соединяем поочерёдно пальцы обеих рук, встряхиваем кисти рук, закрываем глаза, отдыхаем)

Массаж лица и пальцев рук с помощью зубных щеток.

Массаж должен быть нежесткой зубной щеткой. Щетки индивиду-альны и тщательно обрабатываются мылом после использования. Самое главное: ребенку не должно быть больно!

Этапы массажа:

поглаживание – легкое, затем более интенсивное;

разминание – щетка прижимается к коже и, не сдвигаясь по поверх-ности, вращательными движениями разминает глубже лежащие ткани;

вибрация – похлопывание щеткой.

1. «Пальчики-удальчики»

Начиная с большого и до мизинца растирать зубной щеткой сначала подушечки пальца, затем медленно опускаться к его основанию.

«Я возьму зубную щетку,

Чтоб погладить пальчики.

Станьте ловкими скорей,

Пальчики-удальчики.»

Заканчивается массаж поглаживанием массируемых мест (мышц ли-ца и пальцев рук).

2. «За ягодами»

Ребенок берет в руки зубную щетку. Под счет растирает щеткой поду-шечки пальцев сначала левой, затем руки.

Слова Действия

Раз, два, три, четыре, пять –

В лес идем мы погулять! Растирает щеткой ладонь правой руки

Большой палец

За черникой, Указательный палец

За малиной, Средний палец

За брусникой, Безымянный палец

За калиной, Мизинец

Землянику мы найдем

И братишке отнесем!

Убирает зубную щетку в сторону. Вытягивает руки вперед – «угощение.

Массаж «Волшебные дорожки» аппликатор Кузнецова.

Приспособление для стимуляции нервных окончаний на ладонях и кончиках пальцев рук.

1. «Гладкие ладошки»

Пластмассовые иглы закреплены на тканевой основе в форме доро-жек. Расстояние между ними от 2 до 8 мм. Ребенок прижимает ладо-ни (в пределах болевой переносимости) в течение 40-60 секунд.

«Мы ладошки прижимаем-

Быть здоровыми желаем»

1. «По дорожке»

Слова Действия

1, 2, 3, 4, 5! (Загибаем пальчики

на обеих руках одновременно)

Дорожкой будем мы шагать! (Шагают все пальчики обеих рук)

Свои ручки развивать! (Удары кулачками и ладошками попеременно по дорожке)

Пальчики потопали,

Потопали, потопали! (Все пальчики обеих рук «топают»

на месте по дорожке»

Ладошками похлопали,

Похлопали, похлопали! (Обе ладошки хлопают по дорожке, не отрывая запястья от стола,

А большой он умный самый

Потанцуй-ка вместе с нами! (Большой палец танцует по дорож-ке)

Указательный танцуй

И старайся не балуй! (Танцует указательный палец)

Средний пальчик попляши

Постарайся от души! (Танцует средний палец)

Безымянный дорогой

Потанцуй и ты со мной. (Танцует безымянный палец)

И мизинец маленький Самый он удаленький! (Танцует мизинец)

1, 2, 3, 4, 5!

Мы закончили играть! (Загибаем пальчики на обеих руках, (удары кулачками и ладошками)

На каждый ударный слог осуществляются поглаживающие движения ладонями. Поверхности «иголочек» касаются не только пальцы, но и ладони. Направления движения – к себе.

2.«Мама-ежиха»

«Гладила мама-ежиха ежат:

Что за пригожие детки лежат!»

3. Расслабление «Ловим тишину»

Ладошки лежат на столе, тело расслаблено, глаза закрыты. Дети на-ходятся в таком положении в течении 30-40 секунд,после чего глаза откры-ваются и педагог спрашивает: «Получилось поймать тишину?»

Массаж с разными крупами и бусами. Перебирание круп или буси-нок развивает пальцы, успокаивает нервы. В это время можно считать коли-чество бусинок. Проводится под присмотром взрослого.

1. Массаж «четками». Перебирание «четок» (бус) развивает пальцы, успокаивает нервы. Считать количество «бус» (в прямом и обратном поряд-ке). «Дома я одна скучала,

Бусы мамины достала.

Бусы я перебираю,

Свои пальцы развиваю»

2. «Фокусник» — собрать (скомкать) кусочек полиэтилена (носовой платок) пальцами в ладонь, начиная с угла (кусочки полиэтилена торчать из кулачка не должны).

Рисование — рисовать «цветы» веревочками, пуговицами, камушка-ми, косточками, ракушками, пробками от пластмассовых бутылок.

Источник