Массаж грудины ребенку 1 года

Массаж грудины ребенку 1 года thumbnail

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА К 1.5-2 ГОДАМ:

— Повышенная двигательная активность, которая сочетается с недостаточно хорошей координацией движений, в связи с чем дети падают.

— Могут одновременно выполнять движения руками и ногами. Но для них это координационно сложно, поэтому чаще всего многие движения они совершают попеременно.

— В возрасте 1,5 лет дети начинают осваивать ступеньки, подниматься и спускаться.

— Ребенок может пройти по относительно узкой дорожке, не нарушая ее границ.

— Ближе к двум годам может относительно далеко бросить мяч, при этом сохраняя свое равновесие.

— К двум годам начинает манипулировать с предметами.

— К 3 годам ребенок может выполнять практически любые активные упражнения по просьбе взрослых.

— К 3 годам уже достаточно развита координация движений, ловкость и чувство равновесия.

Надо предоставить ребенку достаточную свободу движений, это необходимое условие для дальнейшего развития ребенка. Ограничение его подвижности недопустимо.

НЕРВНО_ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:

— Активно развивается слуховое, зрительное и тактильное восприятие.

— Развивается понимание речи. Хотя в 1 год дети могут говорить всего 8-10 слов, но считается в пределах нормы, когда ребенок начинает разговаривать только в 3 годам.

— К полутора годам ребенок пытается составлять предложения из 2-3 простых слов.

— К 2 годам к существительным добавляются прилагательные.

— Развитие мелкой моторики пальцев рук способствует также и развитию речи.

— Массаж лица также способствует развитию навыка устной речи.

— Ребенок в этом возрасте хорошо начинает различать предметы по форме.

— Правильно указывает на знакомые предметы.

— Ребенок узнает цвета и может их подобрать по просьбе взрослых.

— Собирает пирамидки, ставит кубики один на другой.

— Может выполнять простые поручения взрослых. Например: «Принеси пожалуйста книжку».

-Ребенок хорошо знает, как его зовут, откликается на свое имя. Реагирует на другие знакомые ему имена и лица.

— У детей с двух лет в игре начинают присутствовать сюжетные линии.

-Дети в этом возрасте начинают фантазировать.
——————————————————————————————
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МАССАЖА В ЭТОМ ВОЗРАСТЕ:

— Общее укрепление организма.

— Укрепление мышц, связочного аппарата, суставов, с акцентом на область спины, живота, ягодиц и нижних конечностей (на мышцах, участвующих в прямохождении).

— Улучшение функций и ритма дыхания. По статистике дети болеют органами дыхания чаще в возрасте от 1 года до 3 лет. Соответственно целью массажа является укрепление дыхательной системы. Дыхательная система одна из основных, которым мы уделяем внимание.

-Профилактика нарушений осанки. Естественные изгибы позвоночника у детей этого возраста уже сформированы, но еще не закреплены.

— Профилактика развития плоскостопия. Как правило, такой диагноз ставится в возрасте около 4 лет. До этого возраста своды стопы еще только формируются. В два года, если ставится диагноз «плоскостопие», это еще не плоскостопие, а только предрасположенность к нему.

— Профилактика деформаций нижних конечностей. Х-, О-образные, плосковальгусные (стопа вовнутрь), плосковарусные (наружу) стопы. Это может быть вследствие рахита, слабости связочного аппарата. Большая масса тела. Нервно-мышечные нарушения.

— Развитие координации, ловкости и чувства равновесия.
——————————————————————————————

МАССАЖ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ:

— После года массаж начинается с больших участков тела, как у взрослых, со спины. Этой последовательности можно и не придерживаться, подходить к ребенку ВСЕГДА индивидуально.

— На конечностях: массаж мы начинаем с ближайшего отдела к периферическим лимфоузлам, сначала – плечо, затем предплечье, кисть, сначала – бедро, затем голень, стопа.
Направление движения не имеет значения, в случаях нормы.

— Используются активно все приемы массажа.

— Количество повторения каждого приема в среднем 3-5 раз, время массажа – 30-40, минут, в отдельных случаях длительность можно увеличить до 45 минут.

-Если ребенок во время массажа засыпает, то гимнастику лучше делать до массажа.

— Выполнять массаж ребенку после года допустимо в любом положении. И лежа, и сидя, и даже – стоя! Спину лучше делать либо лежа, либо сидя.

— Выполняются упражнения не натощак, но после еды должно пройти не менее 1 часа, а лучше – 1,5 часа.

— До еды занятия заканчиваются за час. Максимум – за 30 минут.

—————————————————————————-При массаже ребёнка от одного года до трёх лет особенное внимание уделяется тем частям тела, тем мышцам, которые несут большую нагрузку, связанную с прямохождением. Укрепляются мышцы спины, живота и ног, массаж наилучшим образом подготавливает несовершенный мышечно-связочный аппарат к новым нагрузкам и способствует профилактике нарушения осанки, искривлений ног, плоскостопия. Для улучшения деятельности органов дыхания следует массировать грудную клетку сзади и спереди, желательно делать массаж кистей, каждого пальчика в отдельности, так как Существует тесная связь между развитием тонких движений пальцев и умственным развитием, особенно речью. Массировать ручки можно несколько раз в день, ребёнку полезно играть с мелкими предметами (под контролем взрослых), считать на счётах, играть на пианино и тому подобное, в массаже применяются все приёмы: поглаживание, растирание, разминание, лёгкие ударные приёмы.

Читайте также:  Лабрадор и ребенок 1 год

1. Массаж спины (особенно тщательно- поясничной области)- поглаживание по всей поверхности 2-3 раза, растирание подушечками пальцев (тыльной поверхностью согнутых пальцев, пиление по всей поверхности спины 2-3 раза, отдельно- граблеобразное растирание по межрёберным промежуткам 1-2 раза), разминание (преимущественно накатывание и сдвигание) 1-2 раза, ударные приёмы (пунктирование или лёгкие похлопывания) по боковым поверхностям грудной клетки, поглаживание.

2. Ягодичная область- поглаживание (круговое или X-образное) 2-3 раза, растирание (поочерёдно каждую ягодицу, другая рука удерживает массируемую область) 2-3 раза каждую, разминание (двумя руками) 2-3 раза, ударные приёмы (лёгкое рубление, похлопывание, пощипывание), поглаживание.

3. Массаж ног проводится поочерёдно: сначала задняя поверхность одной ноги, затем- другой, после этого- передняя поверхность ног- поглаживание всей ноги 1-2 раза, бедро (задне-наружная поверхность)- поглаживание, 1-2 раза, растирание подушечками пальцев, тыльной поверхностью согнутых пальцев, пиление 2-3 раза, разминание (одной или двумя руками) 2-3 раза, поглаживание 1-2 раза, голень- поглаживание 1-2 раза, растирание подушечками пальцев или кольцевое 1-2 раза, разминание (одной или двумя руками) 2-3 раза, поглаживание 1-2 раза. Для укрепления коленного сустава проводится поглаживание и растирание (круговое) мыщелков бедра (костных выступов по краям подколенной складки), отдельно поглаживается и растирается ахиллово (пяточное) сухожилие. Внутреннюю и наружную лодыжки следует поглаживать и растирать круговыми движениями, подошва поглаживается и растирается гребнеобразным приёмом, разминается наружный и внутренний край стопы. Передняя поверхность ног- исходное положение Лёжа на спине, под коленями- валик- поглаживание всей ноги 1-2 раза, бедро (передненаружная поверхность)- поглаживание 1-2 раза, растирание подушечками пальцев и другие 2-3 раза, разминание (одной или двумя руками), ударные приёмы (лёгкое похлопывание, пунктирование), поглаживание, голень (передненаружная поверхность)- поглаживание 1-2 раза, растирание подушечками пальцев 1-2 раза, разминание (одной рукой, щипцеобразное) 1-2 раза, поглаживание 1-2 раза, стопа- поглаживание 1-2 раза, растирание 2-3 раза (граблеобразное, поперечное), если есть время и желание- хорошо промассировать каждый пальчик. Затем следует ещё раз погладить и растереть внутреннюю и наружную лодыжки, заканчивайте массаж ноги общим поглаживанием, для профилактики плоскостопия можно сразу после массажа стоп дать ребёнку задание удерживать стопами мячик или какую-нибудь округлую игрушку.

4. Массаж живота- поглаживание (круговое, встречное, по косым мышцам) 2-3 раза каждый приём, растирание подушечками пальцев (по ходу часовой стрелки), стимулирующий точечный массаж или пощипывание вокруг пупка, поглаживание (все приёмы).

5. Массаж передней поверхности грудной клетки- поглаживание 2-3 раза, растирание по межрёберным промежуткам (граблеобразно в направлении от грудины в стороны), поглаживание.

Мне н

Источник

Довольно часто у детей наблюдаются патологии костной системы. Порой у грудничка диагностируют врожденную деформацию грудной клетки, иногда искривление грудины возникает в силу ряда заболеваний или травмы. Если не уделить проблеме должного внимания, в будущем это может привести больного к инвалидности.

Помимо нарушения в работе жизненно важных органов, патология приводит к развитию комплекса неполноценности. Ребенок чувствует себя неуверенно, становиться замкнутым и отдаляется от сверстников.

Существует множество способов лечения подобных патологий. Проблему удается устранить при помощи упражнений, корсета и физиопроцедур, только в крайних случаях может потребоваться операция.

Общая характеристика деформации грудной клетки

Грудная клетка служит человеку своеобразным щитом, поддерживающим и защищающим жизненно важные органы. Это костно-мышечный каркас, дополненный ребрами. Любая деформация в этой области влечет за собой массу проблем со здоровьем. Патология может быть врожденной или приобретенной. Искривление грудины оказывает пагубное воздействие на работу сердца, легких и печени, страдает вся система жизнеобеспечения.

С такой проблемой сталкивается около 14% населения. Чаще патология наблюдается у представителей мужского пола. Как правило, первые признаки деформации грудной клетки заметны еще в детском возрасте в период активного роста и развития. Постепенно визуальный дефект становится более выраженным, что сказывается на социальной адаптации ребенка в обществе.

Врожденные (диспластические) патологии грудины встречаются гораздо чаще приобретенных. Еще в утробе матери нарушается формирование костных структур, что влечет за собой развитие аномалий позвоночного столба. Обычно деформации наблюдаются в передней части грудины.

Приобретенные деформации грудной клетки могут возникнуть в любом возрасте. Такие формы развиваются в результате перенесенных заболеваний и травм.

Причины возникновения

Во многих семьях патология передается от родителей детям с частотой 20-65%. Научному сообществу известно о многих синдромах, которые вызваны пороками грудино-реберного комплекса. Чаще всего подобные аномалии развития связаны с ферментативными нарушениями, дисплазией хрящевых и соединительных тканей.

Точная причина развития спорадических форм деформации грудины неизвестна. Большинство специалистов склоняются к версии о том, что подобные патологии возникают вследствие тератогенных факторов, влияющих на развитие плода. Чаще всего врожденные деформации грудины вызваны неравномерным ростом ребер и хрящей. Также к этому состоянию может приводить патология диафрагмы, когда мышцы втягивают грудную клетку внутрь.

Среди наиболее частых причин развития приобретенных деформаций грудины выделяют следующие заболевания:

  • рахит (рекомендуем прочитать: как по фото в домашних условиях распознать рахит у грудничков?);
  • туберкулез;
  • сколиоз (рекомендуем прочитать: проведение профилактики сколиоза у детей дошкольного возраста);
  • системные заболевания;
  • опухолевые образования (хондрома, остеома, экзостоз и пр.);
  • остеомиелит ребер.
Читайте также:  Почему ребенок агрессивен в 1 год

Нередко грудная клетка у детей приобретает неестественную форму из-за гнойно-воспалительных заболеваний: флегмоны, хронической эмпиемы, опухоли средостения, эмфиземы легких, ожога, травмы и пр. Иногда патология развивается после хирургических операций (торакопластики, срединной стернотомии).

Виды и симптомы

Врожденную деформацию грудной клетки различают по нескольким признакам. Они могут быть симметричными и асимметричными (правосторонними, левосторонними). Согласно существующей классификации, выделяют следующие виды патологий:

  1. Воронкообразная. Состояние, при котором происходит западение грудины и передних отделов ребер (смотрите на фото). В зависимости от формы и глубины, деформация может быть 1, 2 или 3 степени. Патология приводит к уменьшению объема легких, изменению естественного положения сердца и искривлению позвоночника. Среди врожденных патологий воронкообразная грудная клетка встречается в 92% всех случаев.
  2. Килевидная. Для данной формы характерно присоединение ребер к грудине под прямым углом. Грудь выпячивается вперед, по форме напоминает киль корабля.
  3. Диспластическая. Грудная клетка сплющена. Визуально грудь кажется плоской. Такая патология приводит к снижению объемов легких.

Приобретенные в процессе жизни деформации классифицируются в зависимости от причин, которые спровоцировали их развитие:

  • эмфизематозная (бочкообразная грудь);
  • паралитическая (асимметричное западение подключичных и надключичных ямок, а также межреберных промежутков);
  • ладьевидная грудная клетка (характерное углубление в средней и верхней частях грудной клетки);
  • кифосколиотическая (изменение формы позвоночника).

Диагностические мероприятия

При обследовании маленького пациента врач не только ставит диагноз, но и оценивает общее состояние больного. Учитывается влияние патологии на работу сердца и легких. Как правило, у специалистов не возникает трудностей с постановкой диагноза. Врач измеряет окружность и диаметр грудной клетки. С помощью различных индексов он определяет характер и степень деформации.

Данные торакометрии подтверждаются рентгенографией груди в двух проекциях. Также для уточнения диагноза пациента могут направить на компьютерную и магнитно-резонансную томографии. Инструментальные методы исследования позволяют оценить костные дефекты, степень деформации грудной клетки, наличие смещения внутренних органов.

Влияние деформации грудной клетки на сердце и легкие определяют с помощью ЭКГ, ЭХО-кардиографии и спирографии. Для дифференциации патологии от других возможных состояний ребенку назначают лабораторные исследования.

Осложнения патологии

При наличии врожденной деформации грудной клетки у детей лечение, как правило, проводят в возрасте 3–6 лет. Ребенок активно растет и развивается. Если проблеме не уделить должного внимания, то патология может привести к снижению объема легких, сдавливанию или смещению жизненно важных органов и развитию вторичных заболеваний.

При неполной экскурсии легких кровь ребенка плохо насыщается кислородом, страдает обмен веществ. Малыши с деформацией грудины отстают в росте, хуже противостоят инфекциям и часто болеют. Во время физических нагрузок больные дети быстрее утомляются, чем их здоровые сверстники. В запущенных случаях деформация грудной клетки может привести к развитию смертельно опасных состояний: артериальной аневризме, разрыву аорты и пр.

Способы лечения

Терапевтическая тактика при патологии грудной клетки определяется на основании степени деформации и имеющихся нарушений работы жизненно важных органов. Некоторые патологические состояния поддаются коррекции при помощи консервативных методов лечения. ЛФК, массаж, специальная гимнастика и физиотерапевтические процедуры помогают при небольших воронкообразных и килевидных деформациях грудной клетки. Консервативная терапия поддерживает правильное функционирование внутренних органов и приостанавливает прогрессирование патологии, но не устраняет причину заболевания.

При средних и тяжелых степенях деформации грудины ребенок нуждается в хирургическом лечении. После операции восстанавливается нормальная функция органов грудной клетки.

Консервативная терапия

Гипотоничная мышца при килевидной, воронкообразной и других видах деформации грудной клетки плохо реагирует на динамическую нагрузку движений антагониста, что приводит к компенсаторной гиперактивности других мышц. С помощью специальных гимнастических упражнений (подробнее об этом смотрите на видео), массажа и физиопроцедур удается решить эту проблему и предотвратить дальнейшую деформацию костей. Гимнастика приводит в норму дыхание и способствует восстановлению естественных функций внутренних органов.

Малышам массаж проводят курсами. Для достижения видимого эффекта потребуется не менее 12 курсов. Грудничкам показан общий массаж.

Также врач может назначить маленькому пациенту гормональные препараты, витаминно-минеральные комплексы и специальную диету с высоким содержанием кальция и витамина Д. Это позволит укрепить опорно-двигательный аппарат ребенка при деформациях, вызванных нарушением обмена веществ.

В некоторых случаях для устранения патологии применяют специальные корсеты. Ортезы фиксируют грудную клетку в правильном положении. Подобные приспособления необходимо носить в течение длительного времени. К их помощи прибегают в случае небольшого искривления грудины.

Хирургическая коррекция

Если деформация грудной клетки приводит к усугублению нарушений в функционировании жизненно важных органов, это является прямым показанием к проведению операции. Иногда хирургическая коррекция проводится с целью устранения выраженного косметического дефекта.

У детей грудная клетка эластичнее, чем у взрослых, поэтому операция для них менее травматична. Всего насчитывается более 100 методов хирургического вмешательства при патологиях грудной клетки. Из них выделяют операции:

  1. с внедрением имплантов;
  2. с использованием фиксаторов;
  3. с переворотом грудины на 180 градусов;
  4. без фиксации.

Последствия и прогнозы

Во время хирургического вмешательства пациент находится под наркозом. При проведении операции существует риск развития осложнений: дыхательной недостаточности, западения языка, пневмоторакса, закупорки дыхательных путей слизью и пр. Чаще всего прогноз благополучный. После реконструкции грудной клетки в 95% случаев пациенты быстро идут на поправку. Редко для устранения дефекта требуется повторная операция.

На сегодняшний день существует множество методов лечения деформации грудной клетки у детей. Патология успешно лечится, если родители вовремя обращаются за медицинской помощью.

Врач-педиатр, врач аллерголог-иммунолог, окончила Самарский государственный медицинский университет по специальности «Педиатрия». Подробнее »

Источник

Первенец.ру

Детское здоровье

Помощь больному малышу
Реанимация ребёнка

При возникновении таких ситуаций, когда ребёнок не дышит и у него отсутствует пульс, Вы должны знать, как оказать ему первую помощь. Всегда срочно вызывайте скорую помощь!

Зафиксируйте время наступления клинической смерти, и сообщите затем врачу, это поможет более точно определить объём необходимых лечебных мероприятий.

Если ребёнок не дышит

Очень маленькому ребёнку, в возрасте до 1 года, искусственное дыхание можно проводить, захватывая сразу рот и нос. Ребёнку старшего возраста искусственное дыхание проводится изо рта в рот.

  • положите ребёнка на спину на твёрдую поверхность
  • освободите дыхательные пути платком или куском чистой материи от слюны, остатков пищи и т. д.
  • рукой разогните шею ребёнка, чтобы голова немного откинулась назад, под шею можно что-то подложить, например, плотно свёрнутую небольшую одежду или полотенце, в этом случае одна Ваша рука будет лежать на лбу ребёнка и закрывать при необходимости нос, а другая на подбородке. Шею не разгибают при подозрении на травму шейного отдела позвоночника(падение с высоты, ныряние, авария).
  • нажмите на подбородок вниз, чтобы ребёнок открыл рот, выдвините подбородок максимально вперёд и вверх, чтоб предупредить западение языка, а если это сделать невозможно проводите дыхание через нос.
  • ребёнку старшего возраста зажмите нос
  • сделайте вдох и плотно приложите свой рот ко рту ребёнка
  • медленно выдохните, как только грудная клетка ребёнка приподнимется, выдох прекращается (т.к. ваш объём лёгких больше чем ребёнка)
  • освободите рот и сделайте новый вдох, за это время ребёнок непроизвольно выдохнет
  • делайте искусственное дыхание с частотой 20 вдохов в минуту ребёнку старшего возраста и с частотой 30 вдохов маленькому ребёнку

Если вы проводите искусственное дыхание очень маленькому ребёнку, проводите выдох особенно осторожно, не выдыхайте до конца, чтобы не повредить лёгкие малыша. Обратите внимание, поднимается ли грудная клетка у ребёнка во время Вашего выдоха. Если грудная клетка не поднимается, слегка увеличьте силу выдоха.

Реанимация ребёнка массаж сердца

Если нет пульса

Если нет дыхания и пульса, проводите искусственное дыхание одновременно с закрытым массажем сердца.

  • делаем 3-4 вдоха.
  • если ребёнок грудного возраста поместите указательный и средней палец одной руки на ширину одного пальца ниже линии сосков, ребёнок должен находиться на твёрдой поверхности
  • проводите пять нажатий на глубину 1-2 см, после чего делайте один вдох, затем опять пять нажатий и т. д. Частота нажатий 100 раз в минуту.
  • если ребёнок от 1 до 7 лет расположите нижнюю часть своей ладони в нижней трети грудины, проводите пять нажатий на глубину 2-3 см и один вдох, скорость нажатий приблизительно должна быть 80-100 раз в минуту
  • если ребёнок старше 10 лет, то массаж сердца проводится обеими кистями выпрямленных рук, расположенных в нижней трети грудины,сила нажима 4-5 см. Частота 80 в минуту.

Если обе процедуры выполняет один и тот же человек, то можно сделать два вдувания подряд, а затем 10-12 нажатий на грудную клетку. Эффективность оценивается через 1 минуту от начала реанимации, а затем каждые 2-3 мин. до приезда скорой.

Реанимацию следует прекратить при появлении регулярных самостоятельных дыхательных движений и пульса.

Особенности проведения непрямого массажа сердца для детей разного возраста

Возраст

Рука

Точка нажатия

Глубина нажатия

Частота

Соотношение вдох/нажатие

Дети до года

2 пальца

1 поперечный палец ниже сосковой линии

1,5 – 2 см

>120

1/5

Дети 1-7 лет

1 рука

2 поперечных пальца вверх от прикрепления мечевидного отростка

3 – 4 см

100-200

/5

Дети старше 7 лет

2 руки

2 поперечных пальца вверх от прикрепления мечевидного отростка

4 – 5 см

80-100

2/15

Массаж грудины ребенку 1 годаРедактор статьи Коваль Анастасия Андреевна,
врач-педиатр, закончила Кировский Государственный Медицинский Институт, мама со стажем

Корректор: Астарова Р. Н.
Дата публикации: 25.04.2011
Дата обновления: 21.03.2015
Перепечатка без активной ссылки запрещена!

Массаж грудины ребенку 1 года

Источник