Маршрут развития ребенка в школе

Вспомните свой школьный класс: несколько отличников, которые регулярно участвуют в олимпиадах, пара троечников на задних партах. Может быть, мальчик из семьи врачей с явным интересом к химии и биологии или читающая запоем девочка, мечтающая о романтичных героях. У кого-то никак не получается выучить английский, а кому-то раз за разом не удается сдать информатику. Такие разные дети, а оценивают их по универсальной пятибалльной шкале. Сегодня подход изменился: индивидуальный образовательный маршрут предполагает индивидуальный и точечный подход к каждому ребенку.

Индивидуальный образовательный маршрут школьника: что это

В широком смысле индивидуальный образовательный маршрут – это персонализированная программа обучения школьника, составленная под руководством классного руководителя на определенный промежуток времени. Она отображает конкретные и четкие цели, которых должен достигнуть ребенок, а также его способности, возможности на данный момент, состояние здоровья и другие личностные показатели.

В индивидуальном маршруте могут быть отражены разные данные: например, уровень начальных знаний ученика, поставленные цели (близкие и долгосрочные), личностные особенности ребенка. Классный руководитель может зафиксировать, предпочитает ли ребенок работать в команде или в одиночку, быстро справляется с задачей или долго обдумывает и неохотно принимает решения, – говорит эксперт Ассоциации классных руководителей Юлия Есауленко. – По форме индивидуальный маршрут может выглядеть по-разному. Удобно, когда индивидуальный маршрут – это чек-лист или электронная таблица, в которой аккумулируется вся информация о ребенке. Это позволяет видеть задачи, сроки, достижения и корректировать, если необходимо, дальнейшее движение по маршруту.

Первоначально технология индивидуальных образовательных маршрутов преследовала профориентационные цели: в их основе лежит идея, что каждый ребенок успешен, и первостепенная задача школы – создать необходимые условия для развития тех качеств, к которым у ребенка есть талант. Таким образом, у школы есть возможность сперва выявить сильные стороны ребенка, а затем развить их, способствуя тем самым дальнейшей успешной самореализации. Сегодня индивидуальный маршрут активно используют классные руководители, для того чтобы наиболее эффективно управлять успешностью своих учеников.

Один школьник легко и с интересом решает логарифмические уравнения и собирается поступать в профильный вуз, а другой увлекается историей, и ему гораздо менее интересна математика. Вполне оправданно, что подход к их обучению должен быть разным. Для них в школе классный руководитель может разработать индивидуальные образовательные маршруты с учетом их интересов и знаний.
Юлия Есауленко

Вскоре выяснилось, что индивидуальные образовательные маршруты подходят не только для подобного долгосрочного планирования, но и для более краткосрочных и насущных целей. Например, догнать общую программу, пропущенную во время болезни, или расширить знания по определенной теме. Кроме того, индивидуальный образовательный маршрут помогает более эффективно реализовывать программу для ребенка с ограниченными возможностями здоровья или для одаренного школьника.

Индивидуальный образовательный маршрут: что в нем должно быть

Единого и общего стандарта по составлению индивидуального образовательного маршрута для школьника пока нет. 

Тем не менее сейчас все более становятся популярны краткосрочные индивидуальные образовательные маршруты: для высокомотивированных учеников и для детей с низкой мотивацией, детей с особыми образовательными потребностями и другими характеристиками. В таком случае обычно учитывают несколько факторов и проходят несколько этапов.

Во-первых, в ходе общей беседы с учеником, родителями и другими преподавателями определяется цель индивидуального образовательного маршрута.

В случае с младшими школьниками решающее слово остается за родителями. Однако при построении маршрута для подростка обязательно нужно учитывать и его мнение: ребенок в этом возрасте не только обозначает свои предпочтения, но и способен аргументировать свою позицию, поэтому он может как полноправный член команды (классный руководитель – ученик – родитель) участвовать в принятии общего решения.
Юлия Есауленко

Затем классный руководитель, учителя-предметники, психолог, родители договариваются о стратегии дальнейшей деятельности – индивидуальном маршруте ученика. На этом этапе, например, выбирается наиболее удобный и эффективный режим, подбираются направления дополнительного образования, в которых ученик будет развиваться и добиваться успеха, составляется график индивидуальных консультаций, определяются те олимпиады, в которых он будет участвовать.

Третий этап – формирование поэтапной стратегии. На пути к общей цели иногда удобнее сформировать несколько подцелей, с помощью которых проще отследить прогресс и фиксировать промежуточный результат. На этом же этапе определяются наиболее эффективные способы достижения целей.

Следующий этап – этап запуска индивидуального образовательного маршрута. Важно отметить, что выстроенный маршрут не раз и навсегда утвержденный план действий, а довольно гибкая структура, которая допускает изменения на любом этапе: в него можно вносить изменения и дополнения, если это необходимо.

Заключительный этап, как правило, предполагает аттестацию (промежуточную или итоговую) школьника и анализ итогов построения индивидуального образовательного маршрута.

Мы в любом случае подробно разбираем итоги каждого маршрута. Даже если ученик отлично справился с задачей и показал превосходный результат, важно оценить, в чем именно заключался секрет успеха. Это важно для дальнейшей работы с этим учеником и для построения индивидуальных маршрутов для других.
Юлия Есауленко

Оригинальная статья размещена здесь.

Читайте также:  Основные критерии развития ребенка в период раннего возраста

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.

Источник

Утверждаю:

Директор МБОУ «Опытненская СОШ»

Таскин С.А.

Индивидуальный маршрут

развития ученика

 Хлебникова Никиты

2017-2018 учебный год

Автор:Гребенкина Светлана Ивановна,

учитель начальных классов

МОУ « Опытненская СОШ»

Оглавление

Пояснительная записка……………………………………………………………….

Этапы  реализации

Планируемый  результат ……………………………………………………………..

Индивидуальный образовательный план

Расписание учащегося на неделю

Участие в олимпиадах, конкурсах, НПК

Приложение ……………………………………………………………………………………………………

Пояснительная записка

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования.
Существует ошибочное мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Сегодня остро встает вопрос об индивидуализации обучения для талантливых и одаренных детей через разработку индивидуальной образовательной траектории уже в начальной школе.

      Данный ИОМ составлен для обучающегося 3а класса МБОУ «Опытненская СОШ» (на  2017-2018 учебный год) имеющего высокий уровень мотивации к обучению. Возникли трудности в эмоционально-личностной сфере мальчика. Открытый характер, любознательность, активная жизненная позиция позволила ученику быстро подружиться с одноклассниками, которые имеют способности и высокий уровень мотивации к обучению. Это их сближает, стимулирует к творчеству. На этих взаимоотношениях строится данный индивидуальный образовательный маршрут, построенный по просьбе родителей, совместно с учеником.

Цель: создание образовательной среды, стимулирующей познавательную деятельность учащегося, способствующей личностному развитию и самореализации.

Задачи: 

  • поощрять активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
  • развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности;
  • обеспечить участие в олимпиадах и конкурсах по математике, русскому языку, окружающему миру, в НПК;
  • формировать умение ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность.

Этапы реализации ИОМ

этап

сроки

направления

результаты

I .Диагностический

Цель –

углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей.

Задачи: – Провести психологическое обследование ребенка для определения его психологического развития, эмоционального состояния.

Сентябрь-октябрь

1. Входная диагностика

2. Исследования эмоционально-личностной сферы

3. Диагностика межличностных отношений

4. Диагностика психологического здоровья

Создание:

«Интеллектуального портрета ученика»,

«Карты способностей и интересов»

— банка творческих способностей ученика;

— банка текстов олимпиад и интеллектуальных конкурсов;

— рекомендаций по работе с учеником;

— портфолио

II. Разработка индивидуального учебного плана, программы, маршрута

октябрь

1.Прогнозирование

2.Проектирование

3.Конструирование

Создание:

-индивидуального образовательного плана;

— индивидуальный образовательный маршрут – «Я определяю, в какой последовательности, в какие сроки, какими средствами будет реализована образовательная программа

1).Разработка программы проектной деятельности второй половины дня

Выбор проектов, согласование расписания, целей, форм и способов деятельности, критериев оценки результата: кружки, проектная деятельность, экскурсии

2).Разработка программы здоровьесбережения

1. консультации со специалистами, значимыми взрослыми.

2. выбор форм и расписания спортивных занятий, определение спортивной нагрузки

Составление режима дня, расписания на неделю

3).Интеграция с другими специалистами

в течении года

1. Индивидуальные консультации учащегося и его родителей

2. Организация участия учащегося в конкурсах, олимпиадах различного уровня

3. Организация различных типов занятий: экскурсии, практические работы, тренинги, мозговые штурмы, исследования

4.Создание системы стимулов и поощрений

Проведение школьных предметных олимпиад, конференций, творческих и исследовательских конкурсов

III.Определение способов оценки и самооценки успехов воспитанника.Итоговая диагностика. Рефлексия и оценка

апрель-май

показ достижений, персональная выставка, презентация – портфолио достижений, бенефис, творческий отчет, концерт, участие в олимпиадах, международных конкурсах , тесты, зачётная работа

Планируемый результат реализации программы

  1. Воспитание личности

  • здоровой духовно-нравственно и социально активной;
  • способной самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществлять поисковую деятельность, проводить исследования, рефлексию деятельности;
  • владеющей средствами и способами исследовательского труда;

способной осуществить самостоятельно продуктивную деятельность; ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;

  • обладающей разносторонним интеллектом, высоким уровнем культуры;
  • руководствующейся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами, воспринимающей и другого человека как личность, имеющую право на свободу выбора, самовыражения;

2. Успешное освоение учебных дисциплин в объеме, предусмотренном общим учебным планом.

3. Победы на олимпиадах и НПК

Индивидуальный образовательный план

____________________________________________________

1. КТО Я? КАКОЙ Я? (Мое представление о себе )

Дата рождения

Любимое занятие в свободное

время

Мой любимый учебный предмет

Мои учебные достижения

Мои сильные стороны

Мои слабые стороны

Мои увлечения

Чем отличаюсь от своих

сверстников

Что умею делать хорошо

Сфера профессиональных

интересов

Сфера моих жизненных интересов

(какое место хочу занять в обществе)

Что мне в себе нравится

Что мне в себе не нравится

На кого хочу быть похожим (-ей)

2. Мои цели и задачи

1) Кем хочу стать, какую получить

профессию

2) Каким (-ой) хочу стать

(перечисляются качества, которые

бы хотел иметь ученик как член

общества, как  гражданин семьянин)

3. Мои планы

4.2 Обучение

1) Изучению каких предметов

уделить больше внимания

2) Какие предметы изучать на углубленном уровне

4.3 Дополнительное образование

1) По каким дополнительным

образовательным программам

буду заниматься

2) Какую дополнительную литературу буду изучать

3) В каких проектах буду

участвовать

4) В каких олимпиадах и

конкурсах буду участвовать

4.4. Участие в общественной деятельности

1) В каких делах буду участвовать

в школе и классе

2) В каких буду участвовать вне школы

4.5. Как буду развивать необходимые для реализации моих жизненных

планов качества:

1) На учебных занятиях

2) Во внеучебное время

3) В семье

Читайте также:  Развитие ребенка от 1месяца до года

Расписание учащегося на неделю

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Занятие «Художественное слово»

Занятие по развитию речи«Ступени доброты»

Кружок Спортивное ориентирование

Занятие «Решение нестандартных задач»

Кружок Шахматы

Занятие

«Я-исследователь»

Занятие «Волшебная кисточка»

Дополнительное самостоятельное обучение в дистанционной школе

Посещение школьной, сельской, районной библиотеки

Участие в олимпиадах, международных конкурсах, НПК

Дата

Название мероприятия

Название работы

Результат

Олимпиады на сайте Учи.ру

Заврики

Победитель

ЧиП

Русский медвежонок

Золотое руно

Кенгуру

Ноябрь

 Районная научно-практическая конференция «Ломоносовские чтения»

«Числа  Фибонначчи»

1 место

Январь

Районная научно-практическая конференция «Рождественские чтения»

«Числа  Фибонначчи»

1 место

Республиканская олимпиада,

посвященной Году особо охраняемых природных территорий и экологии

«Эколята» (1-4 классы)

2 место

Бельчонок  (СФУ)

Победитель в Хакасии

 Напечатана статья в сборнике «ОТ УЧЕБНОГО ЗАДАНИЯ – К НАУЧНОМУ ПОИСКУ. ОТ РЕФЕРАТА – К ОТКРЫТИЮ «

Материалы VI Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием

Абакан

Поэтические открытия — хокку

1 место

Примерные вопросы для формирования навыков самоанализа:

  1. Какие цели я ставил перед собой в начале года?
  2. Какие действия я спланировал для достижения поставленных целей?
  3. Удалось ли мне реализовать задуманное?
  4. Чему научился? Что необходимо ещё сделать?

Мониторинг качества выполнения ИОМ

Критерии

Показатели

Конечный показатель прогрессивного развития

Соответствие образовательным стандартам

Результаты итоговой и текущей аттестации.

Успеваемость.

Участие в интеллектуальных марафонах, предметных олимпиадах, конкурсах и т.п.

Результаты стабильные, или растут

Удовлетворенность всех субъектов образовательного процесса

Динамика удовлетворенности учащихся, родителей.

Рост удовлетворенности

Рост достижений

Динамика достижений ученика

Положительная динамика, ярко выражен рост личностных достижений (портфолио).

Прогнозируемый результат

Фактический результат

Примечание

Мониторинг осуществляется на уровне работы учителя-предметника.

Ключевые способы диагностики:

Контрольная деятельность зам. директора по УВР (в части планирования работы и реализации мероприятий), взаимооценка (экспертиза) деятельности учителей-предметников (каждый представляет и описывает результаты своей работы за год, педагоги-предметники, которые работают в классе, корректируют), самооценка деятельности учеником и учителем.

Систематическая диагностика удовлетворенности родителей и школьника количеством и качеством проводимых занятий.

Учитель: ___________________________

Ученик: ____________________________

Родители (законные представители): _______________________________

Источник

МБОУ «Излучинская ОНШ»

Индивидуальный образовательный маршрут

ученика _____ класса

ФИО

на _______________ уч. г.

Разработка:

учителя физической культуры

первой квалификационной категории

Итченко Светланы Дмитриевны

Пояснительная записка

       Основная идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным. Продуктивное обучение в рамках сельской общеобразовательной средней школы  может быть осуществлено с помощью индивидуальных образовательных маршрутов обучения. 

      Индивидуальный образовательный маршрут – это структурированная программа действий ученика на некотором фиксированном этапе обучения.  Универсального рецепта создания индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) в настоящий момент нет. Невозможно определить этот маршрут на весь период обучения в начальной школе сразу. ИОМ должен отражать процесс изменения в развитии и обучении ребенка.
Необходимость построения индивидуальных образовательных маршрутов диктуется следующими соображениями:

1. появились целые педагогические системы, которые рассматривают индивидуализацию обучения как основной педагогический инструмент: «Одаренные дети», «Хочу быть успешным», «Выбери свой путь к успеху» и др.

2. расширились материальные и технические возможности обеспечения индивидуального образования.

      Цель ИОМ: дать возможность обучающемуся получить образование на выбранном им уровне в соответствии с образовательным стандартом. 

     Цель  работы с одарёнными детьми: создать условия для оптимального развития детей: выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.

     Основные задачи ИОМ одарённого обучающегося:  

  1. выявление одарённых детей и создание системы работы с детьми;
  2. отбор средств обучения, способствующих физическому развитию, самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности;
  3. использование на уроке дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей;
  4.  научное, методическое и информационное сопровождение процесса развитие одаренных детей;
  5. организация разнообразной внеурочной деятельности;

      7.   социальная и психологическая поддержка одаренных детей.

    Этапы сопровождения развития одаренного ребенка.

   1-й этап сопровождающей работы – диагностический — предполагает открытие, констатацию в развитии ребенка его интересов, одаренности. Информация может поступить от родителей, воспитателей, от других людей, имеющих контакт с ребенком.

   2-й этап — создание условий для развития одаренных детей: проведение развивающей работы с ребенком на уроках, в кружке, факультативных занятиях, учреждении дополнительного образования детей; консультативной и другой работы с родителями, воспитателями.

Читайте также:  Социальная ситуация развития ребенка младенческого возраста это

    3-й этап — анализ промежуточных результатов сопровождения развития одаренного ребенка. На этом этапе психологи, педагоги проводят в середине, конце учебного года диагностику успешности развития одаренности ребенка и организуют в школе разнообразные формы презентаций успешности развития способностей ребенка: итоги соревнований и др.

      Принципы работы с одарёнными детьми:

  • индивидуализация обучения;
  • принцип опережающего обучения;
  • принцип комфортности в любой деятельности;
  • принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации      способностей  обучающихся;
  • возрастание роли внеурочной деятельности;
  • принцип развивающего обучения;
  • внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс.

Модель одаренного ребенка:

  • личность, здоровая физически, духовно-нравственно и социально;
  • личность, способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществить поисковую деятельность, проводить исследования, рефлексию деятельности, владеющая средствами и способами исследовательского труда;
  • личность, способная осуществить самостоятельную  деятельность;
  • личность, обладающая разносторонним интеллектом, высоким уровнем культуры;
  • личность, готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом склонностей, сложившихся интересов и индивидуальных возможностей.

Формы выявления одаренных детей:

-наблюдение;

-общение с родителями;

-работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа;

-олимпиады, конкурсы, соревнования, научно-практические конференции.

УСЛОВИЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ ИОМ:

   Работа с актуальным опытом ребенка. Работа со знакомым, понятным, привычным материалом «втягивает» его в новый материал, новое универсальное учебное действие.

   Понятийная, смысловая работа в предмете, когда большое место  занимает семиотическая работа, ибо знаково-символическая деятельность в формировании понятий играет важнейшую роль. Изучаемый объект знания рассматривается с различных сторон, в различных условиях. Большая степень взаимодействия происходит в этом процессе с учителем в непосредственной учебной деятельности на уроке.

   Групповая работа с равноправными партнёрами создает условия для «проживания» различных позиций в группе: организатора, производителя версий, критика, контролера, докладчика и др.

     Авторские действия детей, их творческие действия более всего позволяют им быть причастными к знанию, к культуре. Это то, чем может оперировать педагог, доказывая преимущества ученика в образовательном процессе. Ребенок, попадая в такие условия, может, уже внутри каждого направления, и каждой подпрограммы, двигаться индивидуально, выражать и проявлять свои возможности и особенности, удовлетворять свои образовательные потребности.

     Ожидаемый результат в обучении по индивидуальным образовательным маршрутам:

  • успешное освоение учебной дисциплины в объеме, предусмотренном выбранным общим учебным планом;
  • овладение навыками самостоятельной работы;
  • развитие привычки к самоконтролю и самооценке.

    Трудность для учителя при работе по индивидуальным образовательным маршрутам: напряжение при проведении занятий, поскольку ученики находятся в разных точках маршрута.

Тип  одаренности Ф.И.:

Академический тип одаренности (широкая способность к обучению; повышенная способность к обучению, проявляющаяся в какой-либо одной области знаний):

1. высокая успеваемость;

2. устойчивость внимания;

3. хорошая память;

4. высокая скорость мышления;

5. безошибочное воспроизведение материала;

6. активность;

7. усидчивость;

8. целеустремленность;

9. дисциплинированность;

10. организованность;

11. эрудированность;

12. умение поддержать общее дело;

13. легкость в общении.

         Схема индивидуального подхода к работе с учеником:

      В основе построения индивидуального образовательного маршрута лежит самоопределение обучающегося. 
Схема самоанализа обучающегося по ИОМ

  • Какие цели я ставил перед собой в начале учебного года? (Что я хотел?)

  • Какие действия я спланировал для достижения цели? (Что я должен сделать?)

  • Удалось ли мне реализовать задуманное? (Что я сделал для достижения цели?)

  • Какова эффективность моих действий? (Чему научился? Что необходимо еще сделать?)

Социум одарённого ребёнка:

Формы работы:

Методы работы:

  1. исследовательский;
  2. частично-поисковый;
  3. проблемный;
  4. проективный;
  5. «мозгового штурма» (поиск как можно большего количества вариантов решения).

Примерный план индивидуальной работы с Ф.И.

на _______________ уч. г.

Дополнительная и опережающая работа на уроках

Раздел

Тема

Дополнительная и опережающая работа

Легкая атлетика

Бег

Развитие выносливости и скорости  с помощью увеличения нагрузки.

Прыжки

Различные способы многоскоков, увеличение прыжковых упражнений.

ОРУ

Различные комплексы специально-беговых и общеразвивающих упражнений.

Гимнастика

Акробатика

Различные акробатические комбинации.

Лыжная подготовка

Лыжные ходы

Совершенствовать технику лыжных ходов.

Научно-исследовательская деятельность

Раздел

Тема

Результат

Легкая атлетика

Бег

Проект – презентация  «Развитие выносливости»

Лыжная подготовка

Лыжи

Проект «Зимние виды спорта»

Портфолио достижений Ф.И.

№ п/п

Название соревнований

Дата

Уровень

Результат

  1. Используемая литература

1. Казакова Е.И. Диалог на лестнице успеха. / Казакова Е.И., Тряпицына.  А.П. — СПб, 1997.

2. Куприянова Г.В. Образовательная программа как индивидуальный образовательный маршрут. //Индивидуализация в современном образовании: Теория и практика. – Ярославль, 2001.

3. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М. – Воронеж, 1996.

4. Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся. – М., 2004.

5. Епишева О. Что такое педагогическая технология ?. //Школьные технологии. – 2004, №1. – с.31-38

Интернет-источники:

1. proekt_odarennye_deti.doc

https://sp-school18.ucoz.ru/documenti27-02/proekt_odarennye_deti.doc

2. Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка.pptx

https://www.teacherjournal.ru/attachments/5158

3. programma.doc

https://www.centrtvor.ru/programma.doc

4.Построение_индивидуального_образовательного_маршрута_учащегося_начальной_школы_в_тьюторском_сопровождении.docx

https://pedsovet.org/components/com_mtree/attachment.php?link

5.Патык А.Г. — Индивидуальный образовательный маршрут.dochttps://xn--80achddrlnpe7bi.xn--p1ai/attachments/

Источник