Маршрут развития ребенка в школе
Вспомните свой школьный класс: несколько отличников, которые регулярно участвуют в олимпиадах, пара троечников на задних партах. Может быть, мальчик из семьи врачей с явным интересом к химии и биологии или читающая запоем девочка, мечтающая о романтичных героях. У кого-то никак не получается выучить английский, а кому-то раз за разом не удается сдать информатику. Такие разные дети, а оценивают их по универсальной пятибалльной шкале. Сегодня подход изменился: индивидуальный образовательный маршрут предполагает индивидуальный и точечный подход к каждому ребенку.
Индивидуальный образовательный маршрут школьника: что это
В широком смысле индивидуальный образовательный маршрут – это персонализированная программа обучения школьника, составленная под руководством классного руководителя на определенный промежуток времени. Она отображает конкретные и четкие цели, которых должен достигнуть ребенок, а также его способности, возможности на данный момент, состояние здоровья и другие личностные показатели.
В индивидуальном маршруте могут быть отражены разные данные: например, уровень начальных знаний ученика, поставленные цели (близкие и долгосрочные), личностные особенности ребенка. Классный руководитель может зафиксировать, предпочитает ли ребенок работать в команде или в одиночку, быстро справляется с задачей или долго обдумывает и неохотно принимает решения, – говорит эксперт Ассоциации классных руководителей Юлия Есауленко. – По форме индивидуальный маршрут может выглядеть по-разному. Удобно, когда индивидуальный маршрут – это чек-лист или электронная таблица, в которой аккумулируется вся информация о ребенке. Это позволяет видеть задачи, сроки, достижения и корректировать, если необходимо, дальнейшее движение по маршруту.
Первоначально технология индивидуальных образовательных маршрутов преследовала профориентационные цели: в их основе лежит идея, что каждый ребенок успешен, и первостепенная задача школы – создать необходимые условия для развития тех качеств, к которым у ребенка есть талант. Таким образом, у школы есть возможность сперва выявить сильные стороны ребенка, а затем развить их, способствуя тем самым дальнейшей успешной самореализации. Сегодня индивидуальный маршрут активно используют классные руководители, для того чтобы наиболее эффективно управлять успешностью своих учеников.
Один школьник легко и с интересом решает логарифмические уравнения и собирается поступать в профильный вуз, а другой увлекается историей, и ему гораздо менее интересна математика. Вполне оправданно, что подход к их обучению должен быть разным. Для них в школе классный руководитель может разработать индивидуальные образовательные маршруты с учетом их интересов и знаний.
Юлия Есауленко
Вскоре выяснилось, что индивидуальные образовательные маршруты подходят не только для подобного долгосрочного планирования, но и для более краткосрочных и насущных целей. Например, догнать общую программу, пропущенную во время болезни, или расширить знания по определенной теме. Кроме того, индивидуальный образовательный маршрут помогает более эффективно реализовывать программу для ребенка с ограниченными возможностями здоровья или для одаренного школьника.
Индивидуальный образовательный маршрут: что в нем должно быть
Единого и общего стандарта по составлению индивидуального образовательного маршрута для школьника пока нет.
Тем не менее сейчас все более становятся популярны краткосрочные индивидуальные образовательные маршруты: для высокомотивированных учеников и для детей с низкой мотивацией, детей с особыми образовательными потребностями и другими характеристиками. В таком случае обычно учитывают несколько факторов и проходят несколько этапов.
Во-первых, в ходе общей беседы с учеником, родителями и другими преподавателями определяется цель индивидуального образовательного маршрута.
В случае с младшими школьниками решающее слово остается за родителями. Однако при построении маршрута для подростка обязательно нужно учитывать и его мнение: ребенок в этом возрасте не только обозначает свои предпочтения, но и способен аргументировать свою позицию, поэтому он может как полноправный член команды (классный руководитель – ученик – родитель) участвовать в принятии общего решения.
Юлия Есауленко
Затем классный руководитель, учителя-предметники, психолог, родители договариваются о стратегии дальнейшей деятельности – индивидуальном маршруте ученика. На этом этапе, например, выбирается наиболее удобный и эффективный режим, подбираются направления дополнительного образования, в которых ученик будет развиваться и добиваться успеха, составляется график индивидуальных консультаций, определяются те олимпиады, в которых он будет участвовать.
Третий этап – формирование поэтапной стратегии. На пути к общей цели иногда удобнее сформировать несколько подцелей, с помощью которых проще отследить прогресс и фиксировать промежуточный результат. На этом же этапе определяются наиболее эффективные способы достижения целей.
Следующий этап – этап запуска индивидуального образовательного маршрута. Важно отметить, что выстроенный маршрут не раз и навсегда утвержденный план действий, а довольно гибкая структура, которая допускает изменения на любом этапе: в него можно вносить изменения и дополнения, если это необходимо.
Заключительный этап, как правило, предполагает аттестацию (промежуточную или итоговую) школьника и анализ итогов построения индивидуального образовательного маршрута.
Мы в любом случае подробно разбираем итоги каждого маршрута. Даже если ученик отлично справился с задачей и показал превосходный результат, важно оценить, в чем именно заключался секрет успеха. Это важно для дальнейшей работы с этим учеником и для построения индивидуальных маршрутов для других.
Юлия Есауленко
Оригинальная статья размещена здесь.
Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Источник
Утверждаю:
Директор МБОУ «Опытненская СОШ»
Таскин С.А.
Индивидуальный маршрут
развития ученика
Хлебникова Никиты
2017-2018 учебный год
Автор:Гребенкина Светлана Ивановна,
учитель начальных классов
МОУ « Опытненская СОШ»
Оглавление
Пояснительная записка……………………………………………………………….
Этапы реализации
Планируемый результат ……………………………………………………………..
Индивидуальный образовательный план
Расписание учащегося на неделю
Участие в олимпиадах, конкурсах, НПК
Приложение ……………………………………………………………………………………………………
Пояснительная записка
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования.
Существует ошибочное мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Сегодня остро встает вопрос об индивидуализации обучения для талантливых и одаренных детей через разработку индивидуальной образовательной траектории уже в начальной школе.
Данный ИОМ составлен для обучающегося 3а класса МБОУ «Опытненская СОШ» (на 2017-2018 учебный год) имеющего высокий уровень мотивации к обучению. Возникли трудности в эмоционально-личностной сфере мальчика. Открытый характер, любознательность, активная жизненная позиция позволила ученику быстро подружиться с одноклассниками, которые имеют способности и высокий уровень мотивации к обучению. Это их сближает, стимулирует к творчеству. На этих взаимоотношениях строится данный индивидуальный образовательный маршрут, построенный по просьбе родителей, совместно с учеником.
Цель: создание образовательной среды, стимулирующей познавательную деятельность учащегося, способствующей личностному развитию и самореализации.
Задачи:
- поощрять активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
- развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности;
- обеспечить участие в олимпиадах и конкурсах по математике, русскому языку, окружающему миру, в НПК;
- формировать умение ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность.
Этапы реализации ИОМ
этап | сроки | направления | результаты |
I .Диагностический Цель – углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей. Задачи: – Провести психологическое обследование ребенка для определения его психологического развития, эмоционального состояния. | Сентябрь-октябрь | 1. Входная диагностика 2. Исследования эмоционально-личностной сферы 3. Диагностика межличностных отношений 4. Диагностика психологического здоровья | Создание: «Интеллектуального портрета ученика», «Карты способностей и интересов» — банка творческих способностей ученика; — банка текстов олимпиад и интеллектуальных конкурсов; — рекомендаций по работе с учеником; — портфолио |
II. Разработка индивидуального учебного плана, программы, маршрута | октябрь | 1.Прогнозирование 2.Проектирование 3.Конструирование | Создание: -индивидуального образовательного плана; — индивидуальный образовательный маршрут – «Я определяю, в какой последовательности, в какие сроки, какими средствами будет реализована образовательная программа |
1).Разработка программы проектной деятельности второй половины дня | Выбор проектов, согласование расписания, целей, форм и способов деятельности, критериев оценки результата: кружки, проектная деятельность, экскурсии | ||
2).Разработка программы здоровьесбережения | 1. консультации со специалистами, значимыми взрослыми. 2. выбор форм и расписания спортивных занятий, определение спортивной нагрузки | Составление режима дня, расписания на неделю | |
3).Интеграция с другими специалистами | в течении года | 1. Индивидуальные консультации учащегося и его родителей 2. Организация участия учащегося в конкурсах, олимпиадах различного уровня 3. Организация различных типов занятий: экскурсии, практические работы, тренинги, мозговые штурмы, исследования 4.Создание системы стимулов и поощрений | Проведение школьных предметных олимпиад, конференций, творческих и исследовательских конкурсов |
III.Определение способов оценки и самооценки успехов воспитанника.Итоговая диагностика. Рефлексия и оценка | апрель-май | показ достижений, персональная выставка, презентация – портфолио достижений, бенефис, творческий отчет, концерт, участие в олимпиадах, международных конкурсах , тесты, зачётная работа |
Планируемый результат реализации программы
1. Воспитание личности
- здоровой духовно-нравственно и социально активной;
- способной самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществлять поисковую деятельность, проводить исследования, рефлексию деятельности;
- владеющей средствами и способами исследовательского труда;
способной осуществить самостоятельно продуктивную деятельность; ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;
- обладающей разносторонним интеллектом, высоким уровнем культуры;
- руководствующейся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами, воспринимающей и другого человека как личность, имеющую право на свободу выбора, самовыражения;
2. Успешное освоение учебных дисциплин в объеме, предусмотренном общим учебным планом.
3. Победы на олимпиадах и НПК
Индивидуальный образовательный план
____________________________________________________
1. КТО Я? КАКОЙ Я? (Мое представление о себе ) | |
Дата рождения | |
Любимое занятие в свободное время | |
Мой любимый учебный предмет | |
Мои учебные достижения | |
Мои сильные стороны | |
Мои слабые стороны | |
Мои увлечения | |
Чем отличаюсь от своих сверстников | |
Что умею делать хорошо | |
Сфера профессиональных интересов | |
Сфера моих жизненных интересов (какое место хочу занять в обществе) | |
Что мне в себе нравится Что мне в себе не нравится На кого хочу быть похожим (-ей) | |
2. Мои цели и задачи | |
1) Кем хочу стать, какую получить профессию | |
2) Каким (-ой) хочу стать (перечисляются качества, которые бы хотел иметь ученик как член общества, как гражданин семьянин) | |
3. Мои планы | |
4.2 Обучение | |
1) Изучению каких предметов уделить больше внимания | |
2) Какие предметы изучать на углубленном уровне | |
4.3 Дополнительное образование | |
1) По каким дополнительным образовательным программам буду заниматься | |
2) Какую дополнительную литературу буду изучать | |
3) В каких проектах буду участвовать | |
4) В каких олимпиадах и конкурсах буду участвовать | |
4.4. Участие в общественной деятельности | |
1) В каких делах буду участвовать в школе и классе | |
2) В каких буду участвовать вне школы | |
4.5. Как буду развивать необходимые для реализации моих жизненных планов качества: | |
1) На учебных занятиях | |
2) Во внеучебное время | |
3) В семье |
Расписание учащегося на неделю
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Суббота |
Занятие «Художественное слово» | Занятие по развитию речи«Ступени доброты» Кружок Спортивное ориентирование | Занятие «Решение нестандартных задач» Кружок Шахматы | Занятие «Я-исследователь» | Занятие «Волшебная кисточка» | |
Дополнительное самостоятельное обучение в дистанционной школе | |||||
Посещение школьной, сельской, районной библиотеки |
Участие в олимпиадах, международных конкурсах, НПК
Дата | Название мероприятия | Название работы | Результат |
Олимпиады на сайте Учи.ру | Заврики | Победитель | |
ЧиП Русский медвежонок Золотое руно Кенгуру | |||
Ноябрь | Районная научно-практическая конференция «Ломоносовские чтения» | «Числа Фибонначчи» | 1 место |
Январь | Районная научно-практическая конференция «Рождественские чтения» | «Числа Фибонначчи» | 1 место |
Республиканская олимпиада, посвященной Году особо охраняемых природных территорий и экологии «Эколята» (1-4 классы) | 2 место | ||
Бельчонок (СФУ) | Победитель в Хакасии | ||
Напечатана статья в сборнике «ОТ УЧЕБНОГО ЗАДАНИЯ – К НАУЧНОМУ ПОИСКУ. ОТ РЕФЕРАТА – К ОТКРЫТИЮ « Материалы VI Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием Абакан | Поэтические открытия — хокку | 1 место |
Примерные вопросы для формирования навыков самоанализа:
- Какие цели я ставил перед собой в начале года?
- Какие действия я спланировал для достижения поставленных целей?
- Удалось ли мне реализовать задуманное?
- Чему научился? Что необходимо ещё сделать?
Мониторинг качества выполнения ИОМ
Критерии | Показатели | Конечный показатель прогрессивного развития |
Соответствие образовательным стандартам | Результаты итоговой и текущей аттестации. Успеваемость. Участие в интеллектуальных марафонах, предметных олимпиадах, конкурсах и т.п. | Результаты стабильные, или растут |
Удовлетворенность всех субъектов образовательного процесса | Динамика удовлетворенности учащихся, родителей. | Рост удовлетворенности |
Рост достижений | Динамика достижений ученика | Положительная динамика, ярко выражен рост личностных достижений (портфолио). |
Прогнозируемый результат | ||
Фактический результат | ||
Примечание |
Мониторинг осуществляется на уровне работы учителя-предметника.
Ключевые способы диагностики:
Контрольная деятельность зам. директора по УВР (в части планирования работы и реализации мероприятий), взаимооценка (экспертиза) деятельности учителей-предметников (каждый представляет и описывает результаты своей работы за год, педагоги-предметники, которые работают в классе, корректируют), самооценка деятельности учеником и учителем.
Систематическая диагностика удовлетворенности родителей и школьника количеством и качеством проводимых занятий.
Учитель: ___________________________
Ученик: ____________________________
Родители (законные представители): _______________________________
Источник
МБОУ «Излучинская ОНШ»
Индивидуальный образовательный маршрут
ученика _____ класса
ФИО
на _______________ уч. г.
Разработка:
учителя физической культуры
первой квалификационной категории
Итченко Светланы Дмитриевны
Пояснительная записка
Основная идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным. Продуктивное обучение в рамках сельской общеобразовательной средней школы может быть осуществлено с помощью индивидуальных образовательных маршрутов обучения.
Индивидуальный образовательный маршрут – это структурированная программа действий ученика на некотором фиксированном этапе обучения. Универсального рецепта создания индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) в настоящий момент нет. Невозможно определить этот маршрут на весь период обучения в начальной школе сразу. ИОМ должен отражать процесс изменения в развитии и обучении ребенка.
Необходимость построения индивидуальных образовательных маршрутов диктуется следующими соображениями:
1. появились целые педагогические системы, которые рассматривают индивидуализацию обучения как основной педагогический инструмент: «Одаренные дети», «Хочу быть успешным», «Выбери свой путь к успеху» и др.
2. расширились материальные и технические возможности обеспечения индивидуального образования.
Цель ИОМ: дать возможность обучающемуся получить образование на выбранном им уровне в соответствии с образовательным стандартом.
Цель работы с одарёнными детьми: создать условия для оптимального развития детей: выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.
Основные задачи ИОМ одарённого обучающегося:
- выявление одарённых детей и создание системы работы с детьми;
- отбор средств обучения, способствующих физическому развитию, самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности;
- использование на уроке дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей;
- научное, методическое и информационное сопровождение процесса развитие одаренных детей;
- организация разнообразной внеурочной деятельности;
7. социальная и психологическая поддержка одаренных детей.
Этапы сопровождения развития одаренного ребенка.
1-й этап сопровождающей работы – диагностический — предполагает открытие, констатацию в развитии ребенка его интересов, одаренности. Информация может поступить от родителей, воспитателей, от других людей, имеющих контакт с ребенком.
2-й этап — создание условий для развития одаренных детей: проведение развивающей работы с ребенком на уроках, в кружке, факультативных занятиях, учреждении дополнительного образования детей; консультативной и другой работы с родителями, воспитателями.
3-й этап — анализ промежуточных результатов сопровождения развития одаренного ребенка. На этом этапе психологи, педагоги проводят в середине, конце учебного года диагностику успешности развития одаренности ребенка и организуют в школе разнообразные формы презентаций успешности развития способностей ребенка: итоги соревнований и др.
Принципы работы с одарёнными детьми:
- индивидуализация обучения;
- принцип опережающего обучения;
- принцип комфортности в любой деятельности;
- принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей обучающихся;
- возрастание роли внеурочной деятельности;
- принцип развивающего обучения;
- внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс.
Модель одаренного ребенка:
- личность, здоровая физически, духовно-нравственно и социально;
- личность, способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществить поисковую деятельность, проводить исследования, рефлексию деятельности, владеющая средствами и способами исследовательского труда;
- личность, способная осуществить самостоятельную деятельность;
- личность, обладающая разносторонним интеллектом, высоким уровнем культуры;
- личность, готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом склонностей, сложившихся интересов и индивидуальных возможностей.
Формы выявления одаренных детей:
-наблюдение;
-общение с родителями;
-работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа;
-олимпиады, конкурсы, соревнования, научно-практические конференции.
УСЛОВИЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ ИОМ:
Работа с актуальным опытом ребенка. Работа со знакомым, понятным, привычным материалом «втягивает» его в новый материал, новое универсальное учебное действие.
Понятийная, смысловая работа в предмете, когда большое место занимает семиотическая работа, ибо знаково-символическая деятельность в формировании понятий играет важнейшую роль. Изучаемый объект знания рассматривается с различных сторон, в различных условиях. Большая степень взаимодействия происходит в этом процессе с учителем в непосредственной учебной деятельности на уроке.
Групповая работа с равноправными партнёрами создает условия для «проживания» различных позиций в группе: организатора, производителя версий, критика, контролера, докладчика и др.
Авторские действия детей, их творческие действия более всего позволяют им быть причастными к знанию, к культуре. Это то, чем может оперировать педагог, доказывая преимущества ученика в образовательном процессе. Ребенок, попадая в такие условия, может, уже внутри каждого направления, и каждой подпрограммы, двигаться индивидуально, выражать и проявлять свои возможности и особенности, удовлетворять свои образовательные потребности.
Ожидаемый результат в обучении по индивидуальным образовательным маршрутам:
- успешное освоение учебной дисциплины в объеме, предусмотренном выбранным общим учебным планом;
- овладение навыками самостоятельной работы;
- развитие привычки к самоконтролю и самооценке.
Трудность для учителя при работе по индивидуальным образовательным маршрутам: напряжение при проведении занятий, поскольку ученики находятся в разных точках маршрута.
Тип одаренности Ф.И.:
Академический тип одаренности (широкая способность к обучению; повышенная способность к обучению, проявляющаяся в какой-либо одной области знаний):
1. высокая успеваемость;
2. устойчивость внимания;
3. хорошая память;
4. высокая скорость мышления;
5. безошибочное воспроизведение материала;
6. активность;
7. усидчивость;
8. целеустремленность;
9. дисциплинированность;
10. организованность;
11. эрудированность;
12. умение поддержать общее дело;
13. легкость в общении.
Схема индивидуального подхода к работе с учеником:
В основе построения индивидуального образовательного маршрута лежит самоопределение обучающегося.
Схема самоанализа обучающегося по ИОМ
Какие цели я ставил перед собой в начале учебного года? (Что я хотел?)
Какие действия я спланировал для достижения цели? (Что я должен сделать?)
Удалось ли мне реализовать задуманное? (Что я сделал для достижения цели?)
Какова эффективность моих действий? (Чему научился? Что необходимо еще сделать?)
Социум одарённого ребёнка:
Формы работы:
Методы работы:
- исследовательский;
- частично-поисковый;
- проблемный;
- проективный;
- «мозгового штурма» (поиск как можно большего количества вариантов решения).
Примерный план индивидуальной работы с Ф.И.
на _______________ уч. г.
Дополнительная и опережающая работа на уроках
Раздел | Тема | Дополнительная и опережающая работа |
Легкая атлетика | Бег | Развитие выносливости и скорости с помощью увеличения нагрузки. |
Прыжки | Различные способы многоскоков, увеличение прыжковых упражнений. | |
ОРУ | Различные комплексы специально-беговых и общеразвивающих упражнений. | |
Гимнастика | Акробатика | Различные акробатические комбинации. |
Лыжная подготовка | Лыжные ходы | Совершенствовать технику лыжных ходов. |
Научно-исследовательская деятельность
Раздел | Тема | Результат |
Легкая атлетика | Бег | Проект – презентация «Развитие выносливости» |
Лыжная подготовка | Лыжи | Проект «Зимние виды спорта» |
Портфолио достижений Ф.И.
№ п/п | Название соревнований | Дата | Уровень | Результат | |
Используемая литература
1. Казакова Е.И. Диалог на лестнице успеха. / Казакова Е.И., Тряпицына. А.П. — СПб, 1997.
2. Куприянова Г.В. Образовательная программа как индивидуальный образовательный маршрут. //Индивидуализация в современном образовании: Теория и практика. – Ярославль, 2001.
3. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М. – Воронеж, 1996.
4. Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся. – М., 2004.
5. Епишева О. Что такое педагогическая технология ?. //Школьные технологии. – 2004, №1. – с.31-38
Интернет-источники:
1. proekt_odarennye_deti.doc
https://sp-school18.ucoz.ru/documenti27-02/proekt_odarennye_deti.doc
2. Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка.pptx
https://www.teacherjournal.ru/attachments/5158
3. programma.doc
https://www.centrtvor.ru/programma.doc
4.Построение_индивидуального_образовательного_маршрута_учащегося_начальной_школы_в_тьюторском_сопровождении.docx
https://pedsovet.org/components/com_mtree/attachment.php?link
5.Патык А.Г. — Индивидуальный образовательный маршрут.dochttps://xn--80achddrlnpe7bi.xn--p1ai/attachments/
Источник