Маршрут развития ребенка раннего возраста

Маршрут развития ребенка раннего возраста thumbnail

Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка раннего возраста.

Ф.И.О.ребёнка

Ярослав. О     2.4 года

Сведения о семье

Семья полная, 3 детей

Группа здоровья

2 Б

Заключение

ЗРР

Актуальность:  Задержка речевого развития на 2 эпикризных срока.

Цель:  Способствовать активизации речи ребёнка.

Этапы работы

Направления в работе

Коррекционно- речевые задачи

Рекомендованные игры и задания

Подготовительный этап

(в течении полугода)

Сенсорное развитие

1.Развивать органы чувств (слух, зрение, обоняние, осязание, вкус)

2.Закрепит знание основных цветов, форме и величине предметов, обогатить представления о них.

1.  Упражнения в узнавании, классификации, сравнении, цвета, формы, величины предметов и геометрических фигур

2. Использовать телесно — ориентирные упражнения, глазодвигательные упражнения, релаксационные упражнения, растяжки, самомассаж, элементы психогимнастики.

В течении полугода

Развитие психических функций

Развивать все виды восприятия, учить воспринимать и учитывать при сравнении предметов признаки, воспринимаемые всеми органами чувств.

2. Развивать, характер и содержание способов обследования предметов, способность обобщать.

3. Развивать все виды внимания, памяти и.т.д.

1. Рекомендуемые игры и упражнения: «Где постучали?», «Угадай, чей голосок», «Улиточка», «Лягушка», «Улавливай шепот», «Где поет птичка?», «Найди сокровище», «Найди бубенчик», «Подбери по цвету», «Чудесный мешочек», «Что в мешочке» и т.п.

В течении полугода

Развитие мелкой моторики

Развивать мелкую моторику рук.

1. Обводка, закрашивание и штриховка по трафаретам

2. Составление фигур, узоров из элементов (по образцу).

3. Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой.

4. Использование массажных упражнений.

5. Использовать пальчиковую гимнастику.

6. Лепка, аппликация, рисование.

В течении полугода

Развитие общих речевых навыков

1.Вырабатывать чёткие, координированные движения органов речевого аппарата.

2.Формировать правильное речевое дыхание.

3. Работать над мягкой атакой  голоса.

Выработка у детей умение пользоваться громким и тихим голосом.

1.Артикуляционная гимнастика.

2.Дыхательная гимнастика

Рекомендации по работе с родителями;

Консультация «Причины задержки речи»

Консультация «Значение развития мелкой моторики ребенка на состояние его речи»

Консультация «Как можно развивать память у детей»

Консультация «Использование пальчиковых игр для развития мелкой моторики для детей»

Рекомендовано чтение дополнительной литературы.

Рекомендованы пальчиковые игры  и Су- Джок игры.

Индивидуальные беседы.

Консультация для родителей

Тема: Значение развития мелкой моторики ребенка на состояние его речи.

 Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук.

 Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться.

Поэтому если Вы хотите грамотно развивать речь ребёнка, то необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики.

Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на подчерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.

 От того как развита мелкая моторика у ребёнка, можно в дальнейшем судить о его готовности к обучению в школе. Так как именно мелкая моторика определяет уровень готовности ребёнка к письму, уровень логического мышления, уровень памяти, уровень развития речи, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение.

Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром.

Развивать мелкую моторику стоит постепенно с помощью специальных занятий, игр, заданий и упражнений.

Важно проводить необходимую непосредственно-образовательную деятельность – рисование, лепку из различного материала (пластилин, тесто), конструирование из конструктора лего, деревянного, так же конструирование из бумаги, аппликацию. Частью каждого вида должна быть пальчиковая гимнастика.

Чтобы развитие мелкой моторики пальцев рук стало увлекательной игрой, можно использовать разнообразные приемы:  

  1. Составление пазлов;
  2. Игры с карандашом;
  3. Нетрадиционные техники рисования;
  4. Игры с природным материалом, которые могут сопровождаться чтением потешек или сказок;
  5. Шнуровку различных предметов;
  6. Игры с салфетками;
  7. Различные виды мозаик;
  8. Ощупывание, перекладывание и удержание мелких предметов между пальцами руки.

И многое-многое другое…

Средствами развития мелкой моторики у детей являются:

Дидактические игры, природный материал, мелкие игрушки, пробки, резинки, волчки, различные виды конструктора, карандаши, резинки, мелкие предметы для сортировки и нанизывания на шнурок или леску, такие как бусины или пуговицы, различные мозаики, составные картинки и многое другое.

Важную роль в развитии мелкой моторики у детей составляют пальчиковые игры. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности, концентрации внимания, развитию памяти и эмоциональности, например пальчиковая игра «Помощники».

«Помощники»

Раз, два, три, четыре,

Читайте также:  Стимулы развития личности ребенка

(чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга)

Мы посуду перемыли:

(одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.

(загибать пальчики по одному, начиная с большого)

Мы посуду перемыли

(одна ладонь скользит по другой по кругу)

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали.

(разгибать пальчики по одному, начиная с большого)

Так мы маме помогали!

(удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши)

Источник

План индивидуального развития ребёнка    ________________________   2года

Реализуя темы в соответствии с КТП ,____________________________

_____________________________________________________________ решать следующие задачи:

Социально – коммуникативное развитие

Задачи

Методы и приемы реализации

Знакомить детей друг с другом, способствовать развитию общения с взрослыми и детьми;

Побуждать здороваться и прощаться, попросить о помощи (в одевании),

благодарить.

Содействовать расширению представлений о себе: использовать в общении свое имя, имена других детей;

способствовать формированию положительной самооценки «я – хороший».

Побуждать узнавать сверстников на фото, называть их по имени, отвечать на вопросы о событиях, отраженных на фотографиях; налаживать положительные контакты с детьми, мириться, «пожалеть» обиженного.

Способствовать  развитию игровых действий при предъявлении игрового материала, создании игровых и проблемных  ситуаций, после участия в дидактических играх: кормит куклу, если рядом посуда, наливает чай и пр., развитию сюжетно – отобразительных  или процессуальных игр.

Инициирование в бытовых процессах, сюрпризных моментах

образец, напоминание.

Дидактические игры с куклой, мишкой, зайкой: «у мишки болит лапка, пожалеем его. Скажем ласково, полечим, угостим» , «решение проблем игрушек»,

Общение в играх, образовательной деятельности. Похвала воспитателя, поддержка, вера в успех, эмоциональ-ное  благополучие.

Фотографии ребенка, семейные альбомы, фотоальбомы, отражающие жизнь группы, праздники.

 «Мое настроение», картинки, отражающие настроение детей, зверят.

Атрибуты для сюжетных игр «Семья», «К кукле Даше на день рождения», «Доктор»  и пр. Участие взрослого. Коробка с бросо-

вым материалом.

Создание игровых и проблемных ситуаций –постоянно.

Чтение, рассказывание, рассматривание иллюстраций, стихи, потешки.

Речевое развитие

Задачи

Методы и приемы реализации

Способствовать развитию понимания короткого рассказа воспитателя (без показа действий) о знакомых событиях, отвечать на вопросы об этих событиях;

Выполнять поручения: «возьми», положи», «отнеси», « помоги» по просьбе взрослого.

Способствовать формированию активной речи: заменять облегченные слова правильными, использовать простые предложения из 2-3х слов при общении со взрослыми и детьми, задавать вопросы: кто это? какие?  в реальной ситуации и на картинках, прилагательные и местоимения.

Содействовать развитию звуковой культуры речи, обогащению словаря.

Называть предметы по картинкам.

Общение, рассказ воспитателя, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, ответы на вопросы по содержанию, стихи, потешки.

Дидактические игры на звукоподражание «Чей домик?», «Кто как поет?» и др.,

развитие речевого дыхания  (поддувание снежинок из бумаги, ваты, мыльные пузыри и др.), пальчиковые игры.

Показ взрослыми сценок из кукольного театра, участие ребенка в обыгрывании небольших сюжетов, стихов, потешек

Задания воспитателя, стимулирующие активную речь ребенка: «скажи», «какой?».

Задачи познавательного развития

Методы и приемы реализации

Способствовать развитию представлений о форме, величине, цвете.

Ориентироваться в 3-х контрастных величинах: собирать 3-х местную матрешку и другие вкладыши после показа;

Собирать пирамидку по убыванию из 4-5 колец контрастных величин (после показа).

Ориентироваться в 3-4-х цветах ,некоторые цвета называть, подбирать по образцу.

Способствовать  появлению умения распознавать вес, фактуру поверхности, температуру  предметов и материалов (тяжелый, легкий, мягкий, твердый, холодный, теплый) – поисково – исследо-вательскую деятельность. Содействовать развитию пространственных представлений в строительных играх, проявлять любознательность, инициативность.

Создание РП-ПС, предоставление возможности действовать, исследовать.

Дидактические игры «Найди пару», «Подбери такой же», «Что лишнее?», игры с пирамидками, матрешками, вкладышами, «Геометрическое лото», пазлы, разрезные картинки на 2-4-6 частей. Рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций в познавательной литературе. Диафильмы, видеофильмы. Картинки.

Центр  «песка и воды»,

коллекции из бумаги, тканей, дерева, пластмассы, запахов, круп.

Книга «Первая книга».

Различный конструктор (мелкий, крупный, настольный) мелкие игрушки для обыгрывания построек (машинки, зверюшки, куколки и т. д.).

Художественно — эстетическое

Задачи

Пути реализации

Вызывать интерес к рисованию, лепке, музыке, движениям. Развивать творческие способности. Способствовать формированию простейших навыков и умений: рисовать линии, пятна ,очертания. Раскатывать  колбаски, шарики, сплющивать.

Развивать желание участвовать в обыгрывании сказок, стихов, потешек.

Создавать благоприятные условия для реализации интересов и возможностей ребенка, РППС. Наличие в свободном доступе изоматериалов: гуаши, цветных карандашей, фломастеров, пластилина. Пример воспитателя, других детей, уже имеющих навыки. Показ, помощь. Совместная и самостоятельная деятельность детей. Звучание музыки в группе. Образовательная деятельность музыкальная и художественная, продук-тивная.

Разные виды театров в центре театрализации, уголок «ряжения», зеркало.

Кукольный театр по четвергам.

Физическое развитие

Задачи

Методы и приемы  реализации

Укреплять здоровье ребенка через систему закаливающих мероприятий.

Способствовать закреплению КГН и самостоятельности в одевании на прогулку, после сна, вешать одежду аккуратно на стульчик, убирать в шкафчик.

Продолжать упражнять в ходьбе и беге на носочках, равновесии,  подлезании, прыжках, бросании мяча, прокатывании в ворота; участвовать в подвижных и музыкальных играх.

В режимных моментах, после сна «гимнастика пробуждения», «дорожка здоровья», обширное умывание с естественным обсыханием;  щадящий режим прогулок после болезни. Постоянство правил, алгоритм действий одевания, раздевания, умывания. Работа с родителями. Решение проблем игрушек Мотивация для активных занятий в центре движений, физкультура утренняя гимнастика,прогулки.Проблемные ситуации

Читайте также:  Адаптационный период развития ребенка

Источник

Трудности: отставание в речевом развитии, проблемы с коммуникацией.

Месяц

Неделя

Непрерывная образовательная

деятельность

Совместная деятельность

Режимные

моменты

Взаимодействие с родителями

Сентябрь

1 неделя

Изобразительная деятельность. Лепка «Колобок» (глина).

Найди в приёмной свой шкафчик.

Поручение: помощь воспитателю в уборке игрушек.

Пальчиковая гимнастика «Пальчик- мальчик».

2 неделя

Познавательно- речевая деятельность. Развитие речи. Дидактическая игра «Чей голосок?»

Упражнение: «Назови ласково» (имена детей группы)

Поручение: самостоятельно найти свою обувь в приёмной перед прогулкой.

Рекомендовать родителям перечень дидактических игр для развития речи.

3 неделя

Изобразительная деятельность. Рисование

ладошкой «Красивый цветок».

Пальчиковая игра «Ладушки-ладошки».

Назови предметы, необходимые для умывания.

Рекомендовать комплекс артикуляционной гимнастики согласно возрасту.

4 неделя

Познавательно- речевая деятельность. Развитие речи. Дидактическая игра «Кто как кричит?»

Упражнение: «Покажи, как котёнок лакает молоко».

Самостоятельно подготовиться ко сну и найти свою кроватку.

Игра «В гости к нам».

Октябрь

1 неделя

Познавательно- речевая деятельность.

Ознакомление с окружающим. Рассматривание плаката «Домашние животные»

Упражнение для развития артикуляционного аппарата «Пузырь лопнул».

Экскурсия по прогулочному участку «Шли, шли, что-то нашли?» (активизация словаря)

Упражнение для развития артикуляционного аппарата «Пузырь лопнул».

2 неделя

Ознакомление с художественной литературой. Разучивание стихотворения А.Барто «Уронили мишку на пол»

Коммуникационная игра «Ласковое имя».

Сложить разбросанные игрушки по местам.

Повтор стихотворения, выученного в детском саду.

3 неделя

Сенсорное развитие. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Пальчиковая гимнастика «Капуста».

Рассказывание стихотворения А.Барто «Наша Таня громко плачет» перед всей группой.

Повтор упражнения для губ «Иголочка».

4 неделя

Сенсорное развитие. Работа с наглядным материалом Дидактическая игра «Чего не хватает» (геометрические фигуры)

Дидактическая игра «Пуговицы и бантики».

Навести порядок в кукольном уголке.

Совместная поделка родителей и ребёнка на тему «Что нам осень принесла?»

Ноябрь

1 неделя

Изобразительная деятельность. Рисование пальчиком «Дождик»

Упражнение для губ «Иголочка»

Поручение: уборка игрушек на прогулке.

Консультация «Правильная речь родителей и в семье, и вне дома».

2 неделя

Познавательно- речевая деятельность. Ознакомление с окружающим. Дидактическая игра «Игрушки»

Пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются»

Прогулка «Что изменилось на участке?»

Консультация для родителей «Что читать и как читать?»

3 неделя

Изобразительная деятельность. Рисование. «Листики падают» (тычками).

Артикуляционная гимнастика «Лягушка».

Экскурсия по детскому саду.

Игра на внимание «Кто спрятался?»

4 неделя

Изобразительная деятельность.

Лепка (пластилинография) «Ласковое солнышко»

Дидактическая игра «Разрезные картинки».

Правильно используем столовые приборы: учимся правильно держать ложку.

Консультация «Что читать и как читать?»

Результат реализации ИОМ: повысился уровень активной речи ребёнка, расширился словарный запас, ребёнок чаще вступает в контакты со взрослыми и сверстниками, выполняет несложные поручения взрослого, более самостоятелен в самообслуживании.  

Источник

ФИО: Жилякова Надежда Владимировна

Место работы: МБДОУ ДСКВ 36 «Жемчужинка» г. Юрга Кемеровской области

Должность: воспитатель детского сада

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида 36 Жемчужинка»

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка 1 младшей группы «Пчелки» по речевому развитию

(2 – 3 года)

Разработан: воспитатель Жилякова Н. В.

г. Юрга

2019 – 2020 г

В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит перед воспитателями, логопедами, психологами дошкольного образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (далее – ИОМ).

Индивидуальный образовательный маршрут — это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.

Цель :

Это создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития.

Читайте также:  Развитие ребенка первый год жизни кулакова

Задачи:

• Создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;

• Организовать единую систему работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию ребенка;

• Совершенствовать стиль общения педагога с ребенком: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия воспитанника;

• Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;

• Формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время)

Индивидуально-образовательный маршрут определяется:

государственным заказом;

потребностями и запросами родителей;

индивидуальными функциональными возможностями и уровнем развития воспитанников;

возможностями ДОУ;

Индивидуальный образовательный маршрут включает основные направления:

• развитие общей и мелкой моторики;

• развитие культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных навыков;

• развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций) ;

• формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях) ;

• формирование представлений о пространстве, времени

Методы, используемые в работе:

• Беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания;

• Игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально- личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций)

• Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения) ;

• Приемы арт — терапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия) ;

Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника (период с января по май 2019-2020 уч.год)

Ф.И.О. ребенка: Козлов Макар Дмитриевич

Возраст: 3 года

Группа: 13

Воспитатели: Жилякова Н. В., Саханова Т. Л.

Результаты педагогической диагностики по 5 образовательным областям

дата обследования январь

ОО

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Физическое развитие

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Уровень развития

%

ОО

ПРОБЛЕМА

Речевое развитие

Не достаточно сформирована речь, не может сопровождать речью игровые и бытовые действия, не проговаривает слова и небольшие фразы, не может отвечать на простейшие вопросы

Познавательное развитие

В связи с недостаточно сформированной речью, не может называть предметы ближайшего окружения;

Направление работы:

Обогащать словарь ребенка;

Активизировать знакомые слова в речи и развивать связную речь;

Учить составлять элементарные конструкции и обыгрывать их;

Развивать мелкую моторику.

В результате проведения промежуточной диагностики, можно сделать вывод, что есть небольшие сдвиги. У Макара появились звукоподражательные звуки, первые слоги и легкие слова. Он еще не может сказать, ответить на вопросы при помощи речи, но может показать, сгруппировать предметы по количеству и цвету.

Необходимо продолжить работу во втором полугодии по:

развитию словаря через словесные и дидактические игры;

развитию правильного звукопроизношения через ежедневные организации артикуляционной и пальчиковой гимнастики, в ходе индивидуальных занятий и режимных моментов.

Количество инд.занятий, время по циклограмме

Основное содержание:

Режимные моменты

Методы и приемы, используемые в работе

Подготовка к завтраку и обеду

Пальчиковая гимнастика: «Снежок», «Снеговик», «Сосульки», «Весна на ладошках»

«Чтобы мишке было теплее» — нарвать кусочки бумаги и засыпать мишку

Упражнение с массажными мячиками: «Ёжик», «Орех»

Катание между ладонями карандашей, теннисных шариков.

Совместная и самостоятельная деятельность

Песенные артикуляционные разминки Е.Железновой «А мы скажем вместе с мамой», «Ну-ка повторяйте»

«Прятки игрушек под платочком»;

«Дай!» (По инструкции педагога ребенок дает игрушку заданного цвета, формы или размера);

«Покажи»! (Педагог знакомит с новым понятием, показав его на картинке, затем дети ищут продемонстрированный предмет у себя на раздаточных листах и показывают пальчиком или накрывают ладошкой);

«Сортировка по цвету, форме или размеру». (Например, Мишке собираем красные шарики, а Зайчику желтые).

Дидактическое упражнение «Ищем в сенсорном тазике спрятанные фигурки (животных, игрушки, посуду, кумушки разных цветов)» — ребенок находит, взрослый называет.

Игровое упражнение: «Колобок»;

Пропевание гласных звуков

Подготовка ко сну и подъем

Поручение: «заправь одеяло», «Расправь постель», «Одень правило вещи»

Прогулка и подготовка к обеду

Беседа «Что изменилось на участке», «Моя Родина»

д/и «Что, где находится»

Ожидаемый результат:

Усовершенствование устной речи ребенка;

Развитие мелкой моторики;

Развитие сенсорного восприятия окружающего мира

Взаимодействие с родителями:

Рекомендации по пальчиковой и артикуляционной гимнастике;

Буклет «Развитие речи через игру»

Консультация «Правильная речь родителей и близкого окружения дома и вне дома».

Взаимодействие с специалистами:_______________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Источник