Маркова а к развитие речи у ребенка

Маркова а к развитие речи у ребенка thumbnail

В последние годы, к сожалению, увеличивается количество детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь – это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.

Развитие связной речи – одна из ведущих задач, решаемых в дошкольном образовательном учреждении. Повышение уровня развития речи детей является необходимым условием успешного обучения ребенка в школе. Обладая развитой связной речью, ребенок может аргументировать свои суждения. Высокий уровень развития речи является необходимым условием для написания изложений и сочинений.

Известно, что огромную помощь в развитии речи детей могут оказывать театрализованные игры. Это один из эффективных способов воздействия на ребенка в формировании диалогической, эмоционально-насыщенной речи. В игре дети лучше усваивают содержание произведения, логику, последовательность событий, их развитие. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, напев, пантомимика, жесты, поза, модуляция голоса).

Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Также театральная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность (доброта, смелость, дружба). Театральная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость, учит замечать свои и чужие промахи.

Особое внимание я уделяю содержанию предметно-пространственной среды в детском саду, обеспечивающей театрализованную деятельность. В группе имеется несколько видов нетрадиционных театров: на прищепках, на дисках, на ложках. Все фигурки театра можно использовать для придумывания фантазийных сказок и рассказов.

Для развития речи и творческих способностей детей в специально организованной деятельности и повседневной жизни в группе использую артикуляционную гимнастику. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированной работы органов, участвующих в речевом процессе.

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет: улучшить кровообращение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость); улучшить подвижность артикуляционных органов; укрепить мышечную систему языка, губ, щёк; научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу; уменьшить статичность (напряжённость) артикуляционных органов; подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.

Положительный результат в развитии речи детей также дают: чистоговорки, скороговорки, пластические этюды (изобразить жестами, телом какое-либо животное), мимические этюды (мимикой лица изобразить настроение), упражнения на воображение, упражнения на напряжение и расслабление мышц, упражнения на имитацию движений животных, упражнения на активизацию словарного запаса, упражнения на интонационную выразительность речи (тихо-громко; ласково-грубо; грустно-весело и т.д.), упражнения на речевое дыхание («От берега к берегу» – дети выдувают кораблик от одного берега бассейна к другому), игры со словами и без слов (крокодил: водящий мимикой, жестами изображает предмет, играющие угадывают), хороводные игры, подвижные игры с героями, инсценировки сказок, потешек, стихов, показ театральных представлений, логопедические пятиминутки.

Известно, что в головном мозге центры, отвечающие за развитие речи и мелкой моторики, находятся рядом и непосредственно влияют друг на друга. Именно поэтому для развития речи необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.

Если мелкая моторика развита в норме, то ребенок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию, внимание и воображение, связную речь.

Чтобы помочь ребенку совершенствовать мелкую моторику, нужно играть с ним в развивающие игры. В нашей группе имеется логоцентр, который систематически пополняется различными атрибутами. В «центре» имеются игрушки-массажёры, ручные эспандеры, шарики Су-Джок, прищепки, ветрячки, коктельные трубочки, воздушные шарики, семена, орехи, семечки для выкладывания, теннисные мячики и т.д.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Развитие речи: её звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя – одна из важнейших задач обучения детей в начальной школе.

Литература

1. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. – СПб.: Детство-Пресс, 2001.

2. Косинова Е.М. Уроки логопеда: игры для развития речи. – М.: Эксмо: ОЛИСС, 2011.

3. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей. – М.: Аркти, 2001.

4. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 1 – С. 18-28.

Автор: 

Маркова Татьяна Александровна – воспитатель МБОУ «Начальная школа – детский сад № 44», г. Белгород.

Источник

Волкова Л.С., Селиверстов В.И. (ред.). Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты). В 2-х томах. Том 2
#библиотека@praktikuiushchii_logoped
Кто просил???????????????✍????✨
Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений. — М.: ВЛАДОС, 1997. — 656 с.: ил.

В данном пособии тематически систематизированы и представлены извлечения и тексты по теории и практике логопедии, собранные из разных авторских литературных источников. «Хрестоматия» содержит следующие тематические разделы: II том: Алалии; Афазии; Нарушения письменной речи; Предпосылки и истоки развития логопедии.
Пособие составлено в соответствии с программой курса «Логопедия с историей логопедии» и учебником «Логопедия» для педагогических институтов.
Содержание:
Алалии (Сост. С. Н. Шаховская).
Трауготт Н. Н. К вопросу об организации и методике речевой работы с моторными алаликами (1940).
Левина Р. Е. Изучение неговорящих детей (алаликов) (1951).
Голубева Л. П. Развитие речи неговорящих детей (1951).
Маркова А. К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией (1961).
Жаренкова Г. И. Понимание грамматических отношений детьми с общим недоразвитием речи (1961).
Чудинова Л. М. Приемы активизации речи у алаликов (1961).
Орфинская В. К. Принципы построения дифференцированной методики обучения алаликов на основе лингвистической классификации форм алалии (1963).
Горюнова Т. П. Из опыта логопедической работы по преодолению нарушений импрессивной стороны речи (1969).
Жинкин Н. И. Научное значение практической работы учреждений по оказанию помощи детям с тяжелыми речевыми наруше- л_ ниями (1969).
Гриншпун Б. М. О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов (1975).
Бадаева В. И. Модельное обучение речевым навыкам старших дошкольников с задержкой речи (1975).
Кузьмина Н. И., Рождественская В. И. Развитие воспринимаемой и самостоятельной речи у детей-алаликов (1977).
Афазии (Сост. Г. А. Волкова).
Кожевников А. Афазия и центральный орган речи (1874).
Куссмауль А. [Об афазии] (1879) 142 Идельсон Г. В. Современное состояние учения об афазии (1896, 1897) 146 Ларионов В. Е. Обзор работ по афазии (1898).
Аствацатуров М. И. Клинические и экспериментально-психологические исследования речевой функции (1908).
Кроль М. Б. К клинике и топической диагностике афазических и апраксических расстройств (1911).
Давиденков С. Н. Симптоматология расстройств экспрессивной речи (1915).
Хэд Г. Афазия и сходные расстройства речи (1926).
Лурия Л. Р. Травматическая афазия (1947).
Орфинская В. К. Сравнительный анализ нарушений речи при афазии и алалии (1960).
Лурия А. Р. Проблема локализации функций в коре головного мозга (1962). 208.
Лурия А. Р. Нарушение высших корковых функций при поражении лобных отделов мозга (1962).
Пенфильд В., Роберте Л. Афазии. Типы афазии (1964).
Якобсон Р. Лингвистические типы афазии (1966).
Бейн Э. С, Овчарова П. А. Методические основы восстановительной терапии речи при афазии (1970).
Якобсон Р. Афазия как лингвистическая проблема (1971).
Винарская Е. Н. Значение нейролингвистического исследования актов речевого общения.
Оппелъ В. В. Первоначальное расстормаживание речи в свежих случаях афазии (1972).
Шохор-Троцкая М. К. Методики раннего этапа восстановления речи у больных с афазией (1972).
Трауготт Н. Н., Кайданова С. И. Нарушение слуха при сензорной алалии и афазии (1975).
Ахутина Т. В. Нейролингвистический анализ динамической афазии (1975).
Глозман Ж. М. К вопросу о структуре экспрессивного аграмматизма при разных формах афазии (1975).
Критчли М. Афазиология (1974).
Глезерман Т. Б., Визель Т Г. Нейролингвистическая классификация афазий (1986).
Цветкова Л. С. Принципы и методы восстановительного обучения при афазии (1988).
Нарушения письменной речи (Сост. Р. И. Лалаева).
Мнухин С. С. О врожденной алексии и аграфии (1934).
Левина Р. Е. Недостатки чтения и письма у детей (1941).
Лурия А. Р. Психологическое содержание процесса письма (1950).
Егоров Т. Г. Психологическая классификация ошибок чтения (1953).
Хватцев М. Е. Алексия и дислексия.
Аграфия и дисграфия.
Аграмматизм (1959).
Левина Р. Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей и его влияние на овладение письмом (1961).
Орфинская В. К. Методика работы по подготовке к обучению грамоте детей анартриков и моторных алаликов (1963).
Спирова Л. Ф. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениями письма (1965).
Каше Г. А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с недостатками произношения (1965).
Колповская И. К., Спирова Л. Ф. Характеристика нарушений письма и чтения (1968).
Токарева О. А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфий) (1969).
Соботович Е. Ф., Гопиченко Е. М. Фонетические ошибки в письме умственно отсталых учащихся младших классов (1979).
Лалаева Р. И. Терминология, определение и распространенность нарушений чтения у детей (1983).
Лалаева Р. И. Дисграфия (1989).
Предпосылки и истоки развития логопедии (Сост. Ю. Г. Гаубих).
Сикорский И. А. [Древнейшие медицинские писатели о болезнях речи] (1889).
Селиверстов В. И. Первые сведения о речевых расстройствах и приемах их преодоления. (1983).
Селиверстов В. Гаубих Ю. Г. Вопросы формирования правильной речи у детей в трудах основоположников отечественной и зарубежной педагогики. (1984).
Хватцев М. Е. Организация массовой логопедической помощи населению в СССР (1959).
Азбукин Д. И. Исторический очерк подготовки педагогов-дефек-тологов (1950).
Азбукин Д. И. Значение медицинских курсов в профессиональной подготовке студентов-дефектологов (1950).
Pay Ф. А. Профиль подготовки специалиста-логопеда (1950).
Селиверстов В. И., Гриншпун Б. М, Шаховская С Н. Формирование научной школы кафедры логопедии (к 35-летию вузовского отделения логопедии) (1981).
Лапшин В. А. 70 лет высшего дефектологического образования в СССР и современные проблемы подготовки специалистов (1990).
Феоктистова В. А. История и перспективы развития дефектологического факультета ЛГПИ им. А. И. Герцена (1990).
Волкова Л. С. Кафедра логопедии ЛГПИ им. А. И. Герцена: ее настоящее и проблемы будущего (1990).
Селиверстов В. И. Кафедра дошкольной дефектологии (специальной педагогики и психологии) МПГУ им. В. И. Ленина (1994).
Ковшиков В. А., Никитина М. И., Волкова Л. С. и др. Факультет коррекционной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена (1994).
Указатель авторов.

Читайте также:  Развитие сознания у ребенка контрольная

Источник

27. Лангеймейер, В. Й, Матейчек, З. Психическая депривация в дошкольном возрасте / В. Й Лангеймейер, З. Матейчек. — М.: Просвещение, 1984, С.5-19, 26-40.

28. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев. — М.: Просвещение, 1985. — 214 с.

29. Леонтьев, А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев. — М.: Смысл, 1999, 365 с.

30. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. — М.: Педагогика, 1986. — 144 с.

31. Лурия, А.Р., Юдович, Ф.А. Речь и развитие психических процессов ребенка / А.Р. Лурия, Ф.А. Юдович. — М.: Просвещение, 2006. — 315 с.

32. Маркова, А.К. Психология усвоения языка как средства общения / А.К. Маркова. — М.: Педагогика, 2004. — 300с.

33. Миронова, Е.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях / Е.А. Миронова. — М.: Педагогика, 2001.

34. Мухина, B. C. Психологическая помощь детям, воспитывающимся вучреждениях интернатного типа / B. C. Мухина // Вопросы психологии. 2009. — N1. С.15-19

35. Павлова, Л.Д. Малыш учится говорить / Л.Д. Павлова. // Дошкольное воспитание. — 2008. — №8. — С.84 — 86.

36. Павлова, Л.Д. Раннее детство: развитие речи и мышления / Л.Д. Павлова. — М.: Просвещение, 2000. — 208 с.

37. Печора К.Л. и др. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Кн. для воспитателя дет. сада/К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. — М.: Просвещение, 2006. — 144 с. л.

38. Печора, К.Л., Пантюхина, Г.В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина. — М.: Владос, 2007. — 176с.

39. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребёнка / Ж. Пиаже — М., 1998. — 347 с.

40. Развитие личности ребенка: Перевод с англ. /Обл. ред А.М. Фонарева. Прогресс, 1987.

Читайте также:  Что такое сенсорное развитие ребенка дошкольного возраста

41. Развитие речи у детей до трёх лет / Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской — М.: Эксмо, 2005. — 208 с.

42. Розенгарт — Пупко, Г.И. Формирование речи у детей раннего возраста / Розенгарт — Пупко Г.И. — М.: Смысл, 2003. — 178 с.

43. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2002. — 720 с.

44. Рыдалова, И.И. Основы педагогики общения / И.И. Рыдалова — Минск: Акадеия, 1998. — 319 с.

45. Смирнова, Е.О., Галигузова, Л.Н., Мещерякова С.Ю. Первые шаги / Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова- М: Мозаика-Синтез, 2007. — 160 с.

46. Ступени общения: от года до семи лет / Под редакцией Л.Н. Галигузовой, Е.О. Смирновой. — М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. — 346 с.

47. Тарасов, Е.Ф. Речевое общение как воздействие / Е.Ф. Тарасов // Актуальные проблемы. Тезисы докладов Всерос. научн. конфер. — Челябинск: ЮурГУ, 2009, С.98 — 105.

48. Теплюк С.Н. Дети раннего возраста в детском саду / С.Н. Теплюк, Г.М. Лямина, М.Б. Зацепина- М.: Мозаика-Синтез, 2007. — 112 с.

49. Умственное развитие младенца. / Пер. с франц.А. Васильковой, Н. Васильковой. — М.: Эксмо, 2005. — 256 с.

50. Штерн, В. Психология раннего детства / В. Штерн. — СПб.: Стиль, 2005. — 230 с.

51. Щелованов, Н.М. Диагностика развития детей раннего возраста / Н.М. Щелованов. — М.: Эксмо, 2005. — С.15-19.

52. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте // под ред. Д.И. Фельдштейна — М.: Просвещение, 2000. — 267 с.

Приложение 1

Комплекс методик для изучения развития речи детей третьего года жизни Е.М. Мастюковой, А.Г. Московкиной.

МЕТОДИКА № 1. «Изучение понимания речи».

Цель: выявить уровень восприятия речи взрослого.

Материал: кукла и 4-5 хорошо знакомых детям предметов (чашка, погремушка, собачка).

Процедура проведения: исследование было проведено индивидуально с каждым ребенком

1 Ситуация. Проверяли, отзывается ли ребенок на свое имя.

2 Ситуация. Просили ребенка указывать на называемый предмет.

3 Ситуация. Предлагали ребенку показать у куклы какую-либо часть лица или тела.

4 Ситуация. Просили ребенка найти аналогичную часть лица или тела у себя.

5 Ситуация. Просили ребенка дать называемый предмет.

6 Ситуация. Предлагали произвести с предметом определенные действия (положить кубики в коробку). Задание усложняется в зависимости от возраста ребенка.

7 Ситуация. Предлагали ребенку проделать те или иные движения руками, ногами, головой, всем корпусом.

Формулировку задания повторяли несколько раз.

Обработка данных.

Все данные заносили мы в таблицу, где отмечали число повторений формулировки заданий, необходимых для того, чтобы ребенок его понял, число правильно выполненных заданий. Число повторений определило количество набранных ребенком баллов:

1 раз — 2 балла,

2 раза — 1 балл (при выполнении задания),

0 баллов (при невыполнении задания).

Более 2 раз — 0 баллов.

Если ребенок набрал от 12 — до 14 баллов, то это высокий уровень понимания речи.

От 10 до 11 баллов — уровень понимания речи выше среднего.

Читайте также:  Развитие ребенка от зачатия до года

От 7 до 9 баллов — средний уровень понятия речи,

От 4 до 6 баллов — низкий уровень понимания речи.

От 0 до 3 баллов — очень низкий уровень понимания речи

МЕТОДИКА № 2.» Найди игрушку».

Цель: выявить понимание речи взрослого.

Материал: различные знакомые предметы (игрушки, пирамидки, куклы и т.д.)

Процедура проведения: в процессе игровой деятельности мы наблюдали за тем, как ребенок реагирует на предметы:

сосредоточенно ли всматривается в игрушки,

берет ли в руки,

вызывает ли игрушка ответную реакцию, улыбку,

понимает ли обращенную к нему речь.

Обработка данных.

Все данные мы заносили в таблицу, где отмечали все вышеперечисленные параметры оценки понимания речи ребенком взрослого. Число выполненных фрагментов определило количество набранных ребенком баллов: качество выполнения:

5 баллов — в речи ребенка встречаются все 5 приведенных фрагментов, определяющих результативность. Такое количество баллов соответствует высокому уровню понимания. Выполнены все параметры.

4 балла — 4 выполненных фрагмента, определяющих понимание речи — уровень выше среднего.

3 балла — 3 выполненных фрагмента, определяющих понимание речи — средний уровень

2 балла — 1-2 выполненных фрагмента, определяющих понимание речи — низкий уровень.

1 балл — задание не выполнено — очень низкий уровень.

МЕТОДИКА № 3. «Кто это».

Цель: выявить объем активного словаря.

Материал: предметные картинки.

Процедура проведения: для оценки словарного состава ребенка весь предлагаемый материал мы условно разделили на три группы по степени частотности употребления слов в речи. В первую группу вошли слова, обозначающие предметы, наиболее часто встречающиеся в жизни ребенка. В качестве примеров мы брали приблизительные картинки из категорий: одежда (шапка, шарф, рубашка, юбка), овощи (капуста, морковь, картофель, редис), домашние животные (кошка, собака, попугай), транспорт, игрушки, птицы.

Обработка данных.

Все данные мы заносили в таблицу, где отмечали число правильных ответов.

1 балл — наличие правильного ответа.

0 баллов — неправильный ответ.

Выводы об уровне объема словаря.

10 баллов — высокий уровень объема словаря,

8-9 — баллов — выше среднего уровень,

6-7 баллов — средний уровень

2-5 балла — низкий уровень.

0-1 балла — очень низкий уровень.

МЕТОДИКА № 4. «Беседа по картинке».

Цель: определить уровень активного словарного запаса детей, выявить состояние грамматического строя, речи.

Материал: сюжетная картинка.

Процедура проведения: ребенку показывают сюжетную картинку, на которой изображен мальчик с мячом. Около мальчика прыгает собака, рядом с мальчиком на скамье сидит девочка с куклой в руках.

После того, как рассмотрены картинки, мы, задавая ребенку вопросы, предлагали рассказать о том, что он увидел на них, ответы на которые требовали состояние различных видов предложений: простого, простого распространенного — с употреблением дополнения прямого или косвенного с употреблением предлогов:

Что нарисовано на картинке?

Что делает девочка?

Что делает мальчик?

Что делает собака?

Обработка данных:

Все результаты мы отмечали в таблице, где фиксировались наличие и частота употребления ребенком различных частей речи, грамматических форм и конструкций предложений.

Оценка результатов.

5 баллов — 2-3 предложения, правильно согласованные в глагольных и падежных окончаниях.

4 балла — 2-3 предложения с аграмматизмами.

3 балла — одно предложение из 2-3 слов, правильно согласованные в глагольных и падежных окончаниях.

балла — одно предложение из 2-3 слов с аграмматизмами.

0 — 1 балл — ответ одним словом или нет ответа.

Выводы об уровне развития.

Высокий уровень — 17 — 20 баллов.

Выше среднего уровень — 13-16 баллов.

Средний уровень — 9-12 баллов

Низкий уровень — 5-8 баллов.

Очень низкий уровень 0-4 балла.

Приложение 2

Вопросы к методике диагностики стиля взаимодействия В.Л. Симонова:

1.1 Я всегда в хорошем отношении со всеми, даже с теми, чьи поступки не одобряю.

1.2 Мне нравятся компании, где люди подшучивают друг над другом

1.3 Я всегда следую чувству долга и выполняю все правила.

2.1 Мне трудно бороться с самим собой

2.2 Я не люблю, когда другие командуют мной

2.3 Кое-кто имеет что-то против меня.

3.1 Уверен, что многие люди лгут, так как им это выгодно.

3.2 Иногда я делаю такое, о чем впоследствии сожалею.

3.3 То, что я говорю, всегда соответствует истине.

4.1 Я могу так настаивать на чем-нибудь, что люди теряют терпение.

4.2 У меня отсутствует уверенность в себе.

4.3 Бывает так, что я откладываю на завтра то, что можно сделать сегодня.

5.1. Я могу быть снисходительным, когда надо мною посмеиваются.

5.2. Люди часто разочаровывают меня.

5.3. Критика или порицание всегда сильно задевают меня.

6.1. Работа для меня всегда связана с большим напряжением

6.2. Я принимаю участие в играх всегда с целью выиграть.

6.3. Я любил школу.

7.1. Я очень люблю туризм

7.2. Я многое теряю из-за своей нерешительности.

7.3. Я раздражаюсь, когда меня отвлекают от выполняемого важного делаю.

8.1. Я против подачи милостыни.

8.2. Я привык обращаться к людям за советом

8.3. Меня часто пытаются обмануть

9.1. Ко мне часто придирается начальник

9.2. Я стесняюсь дурачиться в компаниях.

9.3. Меня трудно рассердить

Источник