Мамина школа методика всестороннего развития ребенка

Мамина школа методика всестороннего развития ребенка thumbnail

Ольга Панова
Презентация программы «Мамина школа» для детей раннего возраста и родителей

Ранний возраст — период жизни человека, когда закладываются основы физического, психического, личностного развития. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни.

Данный возрастной этап имеет существенную качественную специфику. К нему не применимы методы и приёмы работы, адекватные для дошкольников. Работа с детьми раннего возраста требует специальной подготовки, предполагающей как специальные знания, так и опыт работы с маленькими детьми.

Одним из важнейших направлений в дошкольном образовании является работа с детьми, не посещающими дошкольные образовательные учреждения. Для обеспечения доступности дошкольного образования на базе МБДОУ «Детский сад № 223» создана новая форма работы «Мамина школа» для детей от 1.5 — 2,5 лет и их родителей. Осуществляется педагогическая деятельность, направленная на всестороннее развитие детей раннего возраста, включение родителей в образовательный процесс.

Следует отметить, что опыта организации такой формы работы не существовало, поэтому начали поиски рациональных возможностей взаимодействия с семьями малышей, воспитывающих детей дома. Новым явилось положение о присутствии родителей на занятиях, активное участие во всех видах деятельности, что позволяло дать родителям представление о воспитательно-образовательной работе с маленькими детьми, принятой в современной педагогике раннего детства.

С самого начала работы по данной теме стояла проблема подбора программы, на основе которой можно было комплексно и эффективно решать задачи по развитию и воспитанию детей раннего возраста. Постепенно в работе сложилось собственное видение программы, в основу которой легли теоретические труды ученых. Л. С. Выгодского считал, что формирование ребенка происходит в особых условиях, которые он назвал социальной ситуацией развития, создающей зону ближайшего развития. Она определяется содержанием образования, которое дает возможность для сотрудничества ребенка и взрослого.

А. В. Запорожец, развивая идеи Л. С. Выготского, ввел понятие «амплификация развития». Её суть заключается в том, чтобы максимально расширить зону ближайшего развития ребенка, то есть насытить процесс образования различными видами деятельности и формами активности, составляющими основу детства и позволяющими ему в дальнейшем войти во взрослую жизнь. Важно подчеркнуть: детство – это не этап «перетаскивания» ребенка во взрослую жизнь, а самоценный период, обладающий собственным богатым содержанием, которое должно быть представлено максимально полноценно в образовательной работе с детьми.

В данной программе использовались методические разработки педагогов Л. В. Томашевской «Интегрированные занятия с детьми в период адаптации к детскому саду», Е. В. Полозовой «Продуктивная деятельность с детьми младшего возраста» Л. Н. Павловой «Раннее детство в системе вариативного дошкольного образовании», Э. П. Костиной «Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста».

Цель: Всестороннее развитие ребенка раннего возраста, социальная адаптация, образование родителей в области детской педагогике и психологии.

Неверно думать, что основной целью нашей программы является обучение взрослых. Главный объект нашего внимания – это дети, причем дети раннего возраста. Родители осваивают материал параллельно с малышами. Из этого следует, что задачи должны формулироваться и для детей и для родителей.

Задачи:

• Развивать основные виды движений, создавая условия, способствующие двигательной активности.

• Осуществлять сенсорное воспитание, формировать простейшие представления об окружающих предметах и явлениях.

• Развивать потребность в речевом общении, учить понимать слова, простые предложения.

• Развивать интерес к музыке. Побуждать к подражанию певческим интонациям педагога, к простейшим ритмическим движениям.

В работе со взрослыми сформулированы следующие задачи:

• Формировать доверительные отношения между взрослым и ребенком;

• Повышать компетентность в вопросах педагогике и психологии детства, заинтересованность в вопросах воспитания ребенка.

Программа актуальна и перспективна, так как способствует адаптации ребенка к дошкольному учреждению, всестороннему его развитию, позволяет ввести элементы развивающей педагогике в семейное воспитание.

Принципы и подходы в организации образовательного процесса:

Принцип нормативности. Соответствие образовательной программы «Федеральному государственному стандарту дошкольного образования», Закону Российской Федерации «Об образовании», образовательной программе ДОУ.

Принцип системно – деятельностного подхода.

Содержание программы реализуется в различных видах деятельности в соответствии с возрастными особенностями ребенка.

Принцип индивидуализации.

Предусматривает развитие индивидуальных способностей ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе учета его интересов, потребностей.

Принцип интеграции.

Воспитательно — образовательный процесс строится на основе взаимодействия образовательных областей, взаимопроникновения в разных видах деятельности.

Игровой принцип.

Заключается в том, что при реализации рабочей программы отсутствует жесткая предметность, основной аспект развития ребенка делается на игровую деятельность.

Принцип управляемости реализацией программы.

Предполагает постоянное регулирование и коррекцию на основе мониторинга воспитательно-образовательного процесса.

Принцип комплексно-тематического построения воспитательно-образовательного процесса.

Осуществляется через реализацию интегрированных занятий, взаимодействию педагогов.

Особенности развития детей раннего дошкольного возраста (1-2г.)

Организация образовательного процесс с детьми раннего возраста обуславливается характером социальной ситуации развития, то есть становлением предметной деятельности, которая осуществляется совместно со взрослыми.

Продолжается дальнейшее физическое развитие ребенка: на втором году малыш начинает много двигаться, его руки, как правило, заняты игрушкой. Ходьба к двум годам становится более координированной.

Читайте также:  Развитие ребенка вес рост окружность головы

Прогрессирует умственное развитие малыша. Он может различать, сравнивать, устанавливать сходство предметов по признакам, выделяя наиболее яркие из них, но воспринимает их поверхностно.

Познавательное развитие ребенка второго года жизни было специально исследовано Ж. Пиаже. Этот период получил название сенсоматорного, поскольку жизнь ребенка в этом возрасте определяется преимущественно особенностями его восприятия (сенсорики) и его движениями (моторикой).

Характер восприятия изменяется под влиянием речи взрослого. Слово

помогает обобщить однородные предметы не по признаку, а по значению предмета. Повышается способность к сосредоточению. Малыш может в течении нескольких минут рассматривать что-то или следить за чем-либо.

Активизируется память. Ребенок начинает не только узнавать ранее виденное, но и вспомнить о предметах и явлениях, отсутствующих в данный момент.

Речевое развитие ребенка на втором году жизни совершается по двум основным направлениям: первое связано с пониманием речи взрослого, второе – с использованием слов в процессе собственной активной речи. После полутора лет наблюдается увеличение словаря, и концу второго года жизни ребенок может употреблять до300 слов.

Многие авторы (Л. С. Выгодский, В. Штерн, занимавшиеся исследованием детского развития, подчеркивали, что к концу второго года жизни происходит соединение мышления и речи. Это приводит к скачку в речевом развитии: резкому увеличению словарного запаса, пониманию речи ребенком.

Планируемые результаты освоения программы.

• создание условий для адаптации малышей к детскому саду;

• развитие самостоятельности во всех видах деятельности;

• повышение компетентности родителей, ознакомление взрослых с педагогикой раннего детства.

Источник

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №3 «РАДУГА» С.НИКОЛО-БЕРЕЗОВКА МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КРАСНОКАМСКИЙ РАЙОН

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТСОТАН

ПРОГРАММА

клуба «Мамина школа»

Автор-составитель:

Бурасова О.С.–

воспитатель МАДОУ

«Детский сад №3 «Радуга»

 с.Николо-Березовка

с.Николо-Березовка

Пояснительная записка

Родители — это первые педагоги ребенка. Педагог в переводе с латинского языка означает «ведущий за руку». Важным этапом для родителей является поступление ребёнка в детский сад,  когда малыш делает первый шаг в общество. А переживания ребёнка связаны с переменой привычной обстановки, отрывом от близких людей, знакомством с новыми людьми. Кружок «Мамина школа» позволяет родителям и педагогам способствовать вхождению ребёнка в детский сад и комфортной его адаптации к детскому учреждению, формированию у него чувства защищённости и внутренней свободы, доверия к окружающему миру. Это позволяет обеспечить переход в новые для ребёнка условия с меньшим стрессом, так как первые шаги в детском саду делает вместе с мамой. Совместные занятия с педагогом, мамой, ребёнком снижают тревожные ожидания у родителей малышей, так как появляется возможность познакомиться с условиями жизни в детском саду, с педагогами и создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки друг друга.                                                                                                  

В настоящее время предлагается большой выбор методической литературы, программ, дидактических игр, пособий. Некоторые родители теряются в современном море педагогических предложений воспитания и обучения малышей, и, конечно, часто просто не хватает знаний оказать помощь ребёнку в усвоении тех или иных образовательных задач, использовать нужные приёмы, которые соответствуют уровню развития ребёнка и его функциональным возможностям. Кружок «Мамина школа» уделяет внимание интеллектуальному, познавательно-речевому, физическому и первоначальному музыкально-эстетическому направлению в воспитании детей. Реализация задач программы осуществляется в комфортной для ребёнка, положительной, поддерживающей эмоциональной обстановке.
        Наша «Мамина школа» обучает родителей игровому взаимодействию с детьми. Формирует со стороны родителей проявления разумной любви и заботы о ребенке, создание эмоционально-положительного микроклимата отношений, обучение родителей педагогическим приёмам взаимодействия с детьми. Побуждает детей к участию в совместных играх с взрослыми, вызывает желание подражать, повторять действия. Развивает целенаправленную познавательную деятельность и сенсорные способности детей через различные виды игр (дидактические, сюжетные, театрализованные, развивающие).  

Цель: оказание консультативной помощи по вопросам воспитания детей раннего возраста, преодоление психолого-педагогической некомпетентности   родителей.

Задачи:

  1. Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах развития и воспитания детей раннего возраста.
  2. Сформировать осознанное отношение родителей к развитию детей раннего возраста.
  3. Создать условия для общения  семей по вопросам обмена опытом по воспитанию детей.
  4. Способствовать установлению сотрудничества  детского сада и   семьи  в вопросах обучения,  воспитания и   развития    детей.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  
Читайте также:  Коррекция и развитие эмоциональной сферы ребенка раннего возраста

Участниками «Маминой школы» являются:

—  родители (законные представители) детей раннего возраста,

— педагоги ДОУ;

— специалисты ДОУ;

— медицинская сестра ДОУ.

Основными принципами работы «Маминой школы» являются:

— добровольность;

        — компетентность;

— соблюдение педагогической  этики.

Основные направления деятельности «Маминой школы»:

  — оказание медико-психолого-педагогической помощи родителям детей раннего возраста;

 — повышение педагогических знаний родителей детей раннего возраста;

 — популяризация деятельности ДОУ среди населения

 Организация деятельности «Маминой школы»:

 — работа «Маминой школы» осуществляется на базе детского сада.

 — планирование работы идет по результатам опроса родителей (законных представителей).
         — всего проводится   16  встреч  с  родителями  и  детьми в год,  из расчёта 2 раз в месяц.

Перспективный план

Месяц

Тема и цели занятий

источник

ответственный

1. Октябрь

Консультация: Роль семьи в развитии речи ребенка.

Цель: познакомить родителей с особенностями развития речи ребенка 2-3 лет, обратить внимание на правила, которые необходимо соблюдать для правильного речевого развития ребенка.

 Сайт:

www.ds-208.ru

signorina.ru

Учитель-логопед

Кадимова Л.М.

  1. Ноябрь

Консультация: пальчиковая гимнастика.

Цель: познакомить родителей о том, что пальчиковая гимнастика влияет на умственное развитие ребёнка.

Практическая часть:(с детьми)

Цель: развитие речи, развитие мелкой моторики рук.

Картотека (для родителей) пальчиковые игры.

Белая К. «Первые шаги»,

стр.263

Воспитатели

Бурасова О. С.

Боярских Л.М.

  1. Декабрь

Консультация: общение со сверстниками.

Цель: познакомить родителей с особенностями общения младшего дошкольного возраста. Обратить внимание родителей на общение детей 3-4 лет

Беседа за круглым столом:

Тема: Роль семьи в формировании навыков самообслуживание.

Цель: показать и научить родителей игровым приёмам развитие у детей к стремлению к самостоятельности при выполнение навыков самообслуживания

Памятка для родителей : игровые упражнения:

Водичка – водичка.

Вымой руки.

Мыльные перчатки.

Делаем причёску.

Кукла заболела

Приведи куклу в порядок.

Оденем куклу.

Убери со стола, у нас порядок.

Печора К. П,

Г.В Понтюхина. Эмоциональное развитие детей.

Психолог-психолог Мясникова О.В.

Воспитатели Бурасова О.С.

4.Январь.

Тема: Движение+ Движение

Консультация: Подвижные игры для детей младшего возраста.

Цель: Дать понятие родителям Гиподинамия, что это такое? Угрожает ли? Подобрать надёжный ключ к правильной организации  жизни малышей в д/саду и семье, к формированию его здоровья,  умственной активности, умению действовать «рядом» и вместе с другими, это ключ – движения.

Практическая часть (с детьми) Подвижные игры:

Кто в гости к нам спешит.

Мой весёлый звонкий мяч.

Дед мороз.

Снег кружится.

Цель: Развивать у детей двигательную активность. Повышать эмоциональный фон каждого ребёнка.

В.А.Шимскина.  Я.Бердыхова.

Как стать сильным и выносливым. Е.Н. Литвинов.

Сборник подвижных игр.

М.Ф. Литвинова.

М.А. Васильева

«Подвижные игры в детском саду».

Инструктор по физвоспитанию

Ахмадеева.Д. М.

Воспитатели

Бурасова. О.С

5.Февраль

Беседа за круглым столом.

Консультация: Игрушка в жизни  ребёнка. Полезные и бесполезные игрушки.

Цель: Вспомнить с родителями, какие у них были игрушки. Дать понятие о том, что для ребёнка игрушка – это первая «примерка» мира. Именно с игрушками большинство людей ассоциирует детство.

Игры и упражнения:

Во что можно по играть с детьми.

Игры с матрёшками.

Д/и: Не ошибись.

Устроим игрушкам комнату.

Что за форма.

Собери целое.

Мозаика.

К.Белая «Первые шаги» стр.191

Голицына Н.С. Реализация ФГТ в ДОУ Стр.6.

Голицына Н.С. Реализация ФГТ в ДОУ. Стр. 8.

Голицына Н.С. Реализация ФГТ в ДОУ Стр.9.

К. Белая «Первые шаги»Стр.189.

К. Белая «Первые шаги»Стр.19.

К. Белая  «Первые шаги», стр.186.

Воспитатель

Бурасова О.С.

6.Март.

Музыка.

Консультация: Знакомство с русскими народными песнями.

Цель: Выявить эффективность значения музыкального фольклора художественно творческом воспитание детей младшего дошкольного возроста.

Практическая часть ( с детьми ).

Хороводные игры: «Зайки-побегайки», «Мишенька», «Мы в кружочек встали…»

Цель: Учить детей выполнять движение , согласно тексту и игры.

Пляски:

Барыня.

Где же наши ручки, где же наши ножки.

Е.А. Дубровская. Раз – ступенька  Два – ступенька – будет песенка.

Музыкальный руководитель.

Воспитатель.

Бурасова О.С.

7. Апрель.

Консультация: Художественно-творческие способности и способы их развития.

Цель: Познакомить родителей со способами развития творческих способностей у детей.

Практическое занятие.

Цель: познакомить детей и родителей с возможностями пальчикового рисования.

И.А.Лыкова. Программа «Цветные ладошки»

Воспитатель Мищихина С.И.

8. Май.

Папы и Мамы, пора подвести итоги: (беседа за круглым столом , чаепитие)

Опросы с целью: Выявление уровня педагогических компетентности и педагогических потребностей родителей.

Анкетирование.

Воспитатель

Бурасова О.С.

Читайте также:  Игры очень полезные для развития ребенка

Источник

Филиал МАОУ «Беркутская СОШ»

«Зиновский детский сад «Колосок»

Юр: 627032, Тюменская область, Ялуторовский район, с. Беркут ул. Первомайская 29 тел. 8(34535)91170

Фактический адрес: Тюменская область, Ялуторовский район, с. Зиново, ул. Победы, 67а.

zinovo@mail.ru ОКПО 45782164, ОКТМО 71656410, ОГРН 1027201463695, ИНН/КПП 7228002294/720701001

Рабочая программа

родительского клуба «Мамина школа»

на 2017-2018 учебный год

Составила: воспитатель филиала

МАОУ «Беркутская СОШ»

«Зиновская СОШ» детский сад «Колосок»

Калинина Галина Николаевна

с. Зиново

2017 год

1.Целевой раздел.

1.1. Пояснительная записка.

В раннем детстве формируются основные способности человека, поэтому необходимо практически с рождения заниматься с малышом, постоянно обучая его новым знаниям и умениям. Первостепенная миссия родителей – верное воспитание ребенка, для чего необходимо избрать правильную методику воспитания детей. От этого выбора будет зависеть, каким вырастет ребенок, его характер, отношение к окружающим, способность к адаптации в социуме. Задача педагогов направлять воспитательную деятельность родителей, обучать их эффективным методам и приемам работы. Результативной формой работы по повышению педагогической культуры родителей детей раннего возраста является проведение родительского клуба. Поэтому в нашем детском саду решили организовать родительский клуб «Мамина школа» для родителей имеющих детей от 2-х месяцев до 3 лет.

Основанием для разработки данной программы послужили следующие документы:

• Закон РФ «Об образовании» (от 12.07.1995г)

• Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19.09.1997 года №1204 (с изменениями от 23.12.2002года)

1.2. Цели и задачи рабочей Программы.

Цель: педагогическое просвещение родителей.

Задачи:

Оказание медико-психолого-педагогической помощи родителям детей раннего возраста.

Пропаганда положительного опыта семейного воспитания.

Повышение педагогических знаний родителей детей раннего возраста.

Популяризация деятельности детского сада среди населения.

1.3. Планируемые результаты освоения рабочей программы клуба.

Ожидаемые результаты реализации программы:

Повышение уровня педагогической компетенции родителей в вопросах развития и воспитания малышей, установление доверительных отношений с педагогами и специалистами детского сада.

Расширение диапазона образовательных и социальных услуг учреждения в соответствии с основными стратегическими федеральными и региональными идеями обновления деятельности образовательных организаций в РФ.

2. Содержательный раздел.

2.1. Содержание и методика реализации программы.

Родительский клуб «Мамина школа» проводится для родителей имеющих детей раннего возраста с 2-х месяцев до 3 лет, не посещающих образовательное учреждение. Занятия проводятся 1 раз в месяц по 30 минут.

Работа «Маминой школы» осуществляется на базе детского сада.

Планирование работы идет по результатам опроса родителей (законных представителей).

На итоговом заседании «Маминой школы» обсуждаются результаты работы и ее эффективность.

2.2. Формы организации работы «Маминой школы»:

Круглый стол, психологический тренинг, практикумы, решение педагогических ситуаций, обсуждение опыта семейного воспитания, экскурсия.

3. Организационный раздел.

3.1.Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания.

ТСО.

Методические пособия

Дети раннего возраста в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с

детьми от рождения до 2 лет./ Теплюк С.Н., Лямина Г.М., Зацепина М.Б.

Серия «Школа «Семи Гномов»

Ребенок от рождения до года. Пособие для родителей и педагогов.

Приложение.

План работы клуба «Мамина школа»

Месяц

Тема

Цель

Сентябрь

Экскурсия «Давайте, познакомимся»

Познакомить родителей с детским садом и между собой. Составить план работы клуба на год.

Октябрь

Презентация «Советы врача»

Познакомить родителей с возрастными особенностями малышей, разработать оптимальный режим дня для ребенка.

Ноябрь

Деловая игра «Питание и здоровье детей»

Приобщать родителей к здоровому образу жизни.

Повышать педагогическую компетентность родителей в вопросах здоровья детей раннего возраста.

Декабрь

Консультация «Роль семьи в развитии речи ребенка»

Научить родителей создавать такие условия, чтобы ребенок испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова.

Январь

Мастер-класс «Рисуем дома»

Познакомить родителей с приемами и способами изображения, научить использовать знания и умения в работе с детьми в домашних условиях, рассказать о необходимости совместной деятельности в продуктивной и другой творческой работе.

Февраль

Практикум «Использование сенсорных игр для развития речи»

Оказание помощи родителям в организации и проведении сенсорных игр в домашних условиях.

Март

Физкультурный досуг «Играем в подвижные игры всей семьей»

Создать радостное настроение; привлечь внимание родителей к подвижной игре как к средству развития физических и коммуникативных качеств детей.

Апрель

Тренинг – игра «Детский фольклор».

Формировать у родителей представления о русском народном фольклоре, его формах, методах работы с детьми раннего возраста с использованием малых форм фольклора.

Май

Круглый стол «О самом главном»

Подведение итогов работы клуба.

Источник