Малые формы фольклора в речевом развитии ребенка

Татьяна Соляная
Развитие речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора

Цель: Развитие всех компонентов устной речи дошкольников, формирование чувства любви к художественному слову.

Задачи:

1. Развивать речевой аппарат; формировать правильное произношение звуков речи, грамматический строй речи; развивать диалогическую и монологическую стороны речи, интонационную выразительность в процессе ознакомления с различными малыми формами фольклора.

2. Развивать речевое дыхание, правильную артикуляцию, дикцию; учить передавать различные эмоции с помощью пластичных движений.

3. Воспитывать интерес к различным малым фольклорным формам, желание их обыгрывать.

Актуальность

Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные). Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. Устное народное творчество — неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта.

К. Д. Ушинский писал «Воспитание, созданное самим народом и построенное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у других народов»

Наша задача учить детей правильно разговаривать, общаться друг с другом, выражать свои мысли. Чем лучше, понятнее для других говорит ребенок, тем ему

легче общаться с людьми.

Я, считаю, что формирование речи детей в дошкольные годы жизни — одна из серьезнейших задач воспитания, так как овладение родным языком тесным образом связано с развитием сознания ребенка, с познанием окружающего мира, с развитием всех сторон его личности. Посредством языка осуществляется общение ребенка с окружающими людьми.

Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Замечательно если мама с детства ребенку напевает колыбельные, проговаривает потешки, прибаутки все это легко и просто вплетается в общение и незаметно учит малыша родному языку.

Именно дошкольное детство наиболее благоприятно для усвоения речи.

Поэтому проблема речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день очень актуальна.

Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.

Работая с детьми, я обратила внимание, что скороговорки и потешки помогают детям автоматизировать поставленные звуки. С большим желанием дети выполняют пальчиковую гимнастику с фольклорным содержанием, а театрализация и драматизация сказок развивает у детей не только речь, но и коммуникативные навыки.

В работе с детьми я использую следующие виды фольклора:

Потешки – игры взрослого с ребенком;

Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком;

Заклички – обращения к явлениям природы;

Приговорки – обращения к насекомым, птицам, животным;

Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей;

Скороговорки и чистоговорки – незаметно обучающие детей правильной речи;

Дразнилки – веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны поведения ребенка;

Прибаутки, шутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей;

Докучные сказки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.

В своей работе детский фольклоря использую в разных видах деятельности:

— в обучении правильному произношению;

— В приобщении детей к русской национальной культуре;

— В непосредственно образовательной деятельности;

— В беседах;

— в наблюдениях;

— в народных подвижных играх;

— в играх на развитие мелкой моторики;

— в театрализованной деятельности;

— в инсценировках.

Я хотела бы остановиться на использовании детского фольклора в играх с детьми, так как игра является основным видом деятельности детей. Игры дают мне возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным. Самые любимые игры для детей – это подвижные игры. Игры, в основе которых часто бывают простые попевочки – это народные подвижные игры. Дети в таких играх показывают быстроту движений, ловкость, сообразительность. Так например, в игре «Стадо»мы используем закличку:

Пастушок, пастушок,

Заиграй в рожок!

Травка мягкая, роса гладкая,

Гони стадо в поле,

Погулять на воле!

Очень нравятся детям игры, требующие творчества, фантазии, выдержки (например, игра «Молчанка», в которой дети, проговорив последнее слово, должны замолчать, а ведущий старается развеселить играющих движениями, смешными словами и потешками).В игре используем припевочку:

Первенчики, червенчики,

Летели голубенчики,

По свежей росе,

По чужой полосе,

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок,

Молчок!

Дети любят играть в такие игры, так как они самореализовываются, показывают себя. А для меня такие игры ценны еще и тем, что позволяют развивать речь детей.

Следующий вид игр, в которых я использую детский фольклор – игры на развитие мелкой моторики. В таких играх выполняем разные движения кистями рук.

Вместе с движениями произносим слова:

У бабы Фроси пяток внучат,

У бабы Фроси пяток внучат,

(Показываем сначала одну руку, с растопыренными пальцами, затем другую)

Все каши просят,

Все криком кричат.

(Всплеснуть руками, а затем, схватившись за голову покачать ею)

Акулька – в люльке,

Аленка – в пеленке,

Аринка – в перинке,

Степан – на печке,

Иван – на крылечке.

(Пригибают пальчики к ладони, начиная с мизинца).

Помимо потешек, прибауток, развивающих мелкую моторику и руку детей, я учу их на материале фольклора с помощью игры и разнообразным выразительным движениям. Например, дети с удовольствием показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, как музыканты играют на музыкальных инструментах. Свой показ дети сопровождают выразительными пантомическими движениями, яркой мимикой и жестами. Так,при проговаривании и обыгрывании потешки:

Я рыжая лисица

Я бегать мастерица,

Я по лесу бежала,

Я зайку догоняла.

И в ямку – бух!

Дети бегут, как лиса, любуясь своим хвостом, в конце присаживаются.

Большое место отвожу шуткам, веселью. Для этого применяю докучные сказки, дразнилки, шутливые диалоги. Например,такой диалог:

— Здорово, кума!

— На рынке была.

— Никак, ты, кума, глуха?

— купила курицу да петуха!

— Прощай, кума!

— Пять алтын дала.

Заклички являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивают чувство ритма и рифмы, формируют интонационную выразительность. В закличках- «Солнышко-колоколнышко», «Божья коровка»

обращаемся к явлениям природы. Использую их во время прогулок, наблюдая за погодными явлениями, (дети выполняют движения в соответствии с текстом заклички) в НОД по развитию речи (познакомить с содержанием и значением заклички)

Читайте также:  Составление индивидуального маршрута развития ребенка в доу

Еще народные потешки, прибаутки,переклички применяются во время проведения традиционных национальных праздников: «Масленица», (прилет птиц). Они дают возможность глубже изучать, не забывать народные традиции. Дети получают очень хорошее эмоциональное впечатление от проведения таких праздников, в которых есть место и народным играм. Русский народный праздник «Масленица»

Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире. В самостоятельной деятельности играя с куклой дети убаюкивали её — «Баю-бай, усни Катюша», в совместной деятельности с педагогом играли подпевая «Продолжи колыбельную»(развивали чувство ритма) использовали колыбельные в сюжетно ролевой игре «Дом»

Хороводные игры-любимые забавы малышей. В них легко устанавливается эмоциональный контакт взрослого с ребёнком. В группе играли в хороводные игры «Большая карусель» «Флажок» На прогулке «Каравай» «Пузырь».

Познавательно–творческая деятельность. С детьми читала и обсуждала русские народные сказки, проводила беседы по сюжетным народных сказок, дети самостоятельно рассматривали иллюстрации к сказкам, потешкам.

Использовала такие виды театра –Театр маленьких пальчиков «Колобок», «Теремок», «Репка», «Три медведя»

Большое внимание уделяла знакомству с загадками. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй речи, использовала их не только во время НОД но и во время бесед, рассматривании картин, дидактических игр.Использовала разнообразные приемы работы с загадками: «Что уронила Таня в речку» (нужно выбрать отгадку из предметов) описательные загадки с использованием предметных картинок «Сундучок с отгадками»

Игры –инсценировки способствуют развитию диалога, обогащению словарного запаса, интонационного и грамматического строя речи. Инсценировки «Сидит кот у ворот»», «Кот и мыши», «Идет коза рогатая» «Петушок, золотой гребешок»

Обыгрывание сюжета сказки «Три медведя» драматизация русской народной сказки «Колобок»

В работе с детьми для развития у них артикуляционного аппарата и дикции использую поговорки,пословицы и скороговорки:

Пословицы:

— Поспешишь-людей насмешишь

— Тише едешь-дальше будешь

Поговорки:

— Хочется рыбку съесть, да не хочется в воду лезть

Пословицы и поговорки образны, поэтичны, в них много олицетворений, метких определений. Пословицы можно подобрать к любой ситуации.

Что на уме, то и на языке.

Чужим умом умен не будешь.

Значение иносказательных, метких и образных поучающих пословиц и поговорок раскрывается перед детьми постепенно, и глубина понимания их в значительной мере зависит от умения взрослых применять пословицы как можно чаще, во всех подходящих случаях. Произнесенное краткое изречение запоминается детьми и воздействует на них значительно сильнее, чем любые нравоучения и уговоры. С помощью проговаривания скороговорок автоматизируется звукопроизношение, закрепляются поставленные звуки, развивается звуковая сторона речи, ее интонационная выразительность,чувство ритма: «От топота копыт пыль по полю летит», «На дворе трава, на траве дрова». Использование скороговорок помогает закрепить четкую дикцию, использовать различные высотные, силовые и тембральные звучания. Для закрепления материала можно использовать такие формы работы,как:

• Игра-соревнование «Кто больше назовет пословиц»

•Дидактическая игра: «Продолжи пословицу»: воспитатель говорит начало, а дети продолжают, затем начало пословицы произносит один ребенок, а другой ее заканчивает.

Очень важно, чтобы дети не только запоминали пословицы и поговорки, но и понимали их прямое и переносное значение и умели их применять в подходящей речевой ситуации.

В своей работе я использую определенную систему игр и упражнений с постепенным усложнением. Результатом моей работы являются положительные эмоции, веселое, бодрое настроение моих детей, которое помогает овладеть родным языком, развивает память, воображение, мышление, дает возможность побегать, попрыгать, т. е. всесторонне развивает ребенка.

Одной из эффективных форм работы с детьми по знакомству с устным народным творчеством считаю народные досуги и развлечения «В гости к бабушке», «Поиграем с ложкой». Дети не только знакомились с русскими народными играми, но и проявляли познавательный интерес к старинным предметам и традициям русского народа.

Развивая речь постепенно я заметила, что народное творчество не только развивает речь, но и развивает другие качества, как умственное, нравственное, трудовое, духовное, энергитическое, эстетическое, расширяется кругозор детей, обогащает их чувства, формирует отношение к окружающему миру, родному краю. Особенно любовь к родному краю проявляется на прогулках, во время наблюдений, приговаривая, ухаживая за клумбой, с цветочками.Например: «Ты, водичка, лей, лей», «Дождик, дождик пуще» и т. д. Народные произведения помогают ребёнку находить представления о животном мире, детёнышах, птицах. Ребёнок учится называть их, любить и ухаживать за ними.

В процессе работы были замечены такие изменения:

— у детей повысился интерес к устному народному творчеству; они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организуют игры-забавы с помощью считалок;

— у родителей также замечен повышенный интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют их смысл.

Таким образом, фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитания детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, его речи. Постепенно у дошкольников формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, способность к овладению родной речью.

Через устное народное творчество у ребенка формируется потребность в художественном слове. Поэтому не случайно, важным моментом в воспитательной работе стало широкое знакомство детей с фольклорным творчеством.

В работе с детьми необходимо активно использовать все виды и формы детского фольклора, народные игры, чтение и рассказывание сказок и т. д.

«Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык,

он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова».

К. Д. Ушинский.

Список литературы:

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Речевое развитие детей дошкольного возраста. М, 1995.

2.Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет/ авт. -сост. В. Н. Косарева.- Волгоград: Учитель, 2012.- 166с.

3. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.

Источник

Воспитатель I квалификационной категории

Шипицына И.В.

Заседание консультационного пункта

Тема: «Развитие речи ребенка с помощью малых форм фольклора».

Форма проведения: Семинар – практикум, фольклорные посиделки.

Цель: Расширение знаний родителей об особенностях малых фольклорных жанров, специфики их использования в конкретных ситуациях.

Задачи:

1. Уточнить названия жанров фольклорных произведений.

2. Помочь родителям понять, какое влияние оказывает фольклор на развитие речи детей.

3. Показать родителям разнообразные приемы работы с малыми фольклорными формами.

План проведения

1. Вступительное слово ведущей, переодетой в русский народный костюм

2. Теоретическая часть (причины ухудшения речи детей, фольклор как средство развития речи).

3. Практическая часть (освоение родителями пальчиковыми гимнастиками «Сорока –Белобока»,  «Грибы», «Кот на печку пошел», игр – хороводов «Заинька походи»,   «Карусели», «Зайка серенький сидит», артикуляционной гимнастикой    «Собачке жарко», сказкой массаж «Курочка – ряба».                              

4 Вручение буклетов.

Оборудование: 1. Аудиозапись русской народной мелодии «Во саду ли в огороде».

Читайте также:  Развитие ребенка первого года книги

2.  Презентация фон русской горницы, стол с самоваром.

3. Буклеты

Ход мероприятия

1.Подготовительный этап

Звучит русская народная мелодия «Во саду ли в огороде..» ведущая в русском народном костюме встречает гостей.

Ведущая: Здравствуйте, гости дорогие, желанные, долгожданные! За окном гуляет одинокий ветер, а в моей горнице тепло и уютно ноябрьским вечером.  Мы собрались все вместе, чтобы побеседовать, повеселиться, поиграть. Именно так проводили долгие осенние вечера наши прапрабабушки, прапрадедушки. Все полевые работы закончены, пора и отдохнуть. Назывались эти вечера посиделками.

На завалинке, в светелке

Иль на бревнышках, каких

Собирались посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели

Иль под синий небосвод-

Говорили, песни пели

Да водили хоровод.

Добрым чаем угощались

С медом, явно без конфет.

Как и нынче все, общались-

Без общенья жизни нет.

Отдых – это не безделки-

Время игр, новостей,

Открываем посиделки

Для друзей и для гостей!

Доброе начало, как говорится, половина дела. Сядем рядком да поговорим ладком. А предлагаем мы вам  сегодня поразмыслить на такую простую и в тоже время сложную тему: «Воздействие малых форм фольклора на развитие речи ребенка».

2 Основной этап

Теоретическая часть

 В наше время тема развития речи детей стала очень актуальна. Как вы думаете, почему?  Многолетний  опыт   работы  с детьми младшего возраста, позволяет  утверждать, что количество детей, поступающих в дошкольное учреждение  сейчас с низким уровнем речевого развития,  не соответствующим   возрастным показателям.  Как вы думаете, с чем это может быть связано?

Сложившаяся ситуация вызвана рядом причин:

  • Пассивное отношение родителей  к проблемам речевого развития именно в младшем возрасте, многие из родителей не замечают  отставания своего ребенка в  речевом развитии,  связывая это с индивидуальными  особенностям малыша.
  • Большая часть родителей  недостаточно  знакома  с возрастными показателями речевого развития детей.
  • Очень часто родители используют для речевого развития сложный и непонятный  детям  игровой и дидактический материал.
  • Родители разучились  разговаривать с детьми.

Сложившаяся ситуация побудила научных сотрудников, специалистов, педагогов к поиску оптимальных средств  речевого развития ребенка именно в раннем возрасте. Почему именно в раннем возрасте? Ранний  возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Грамотная, эмоционально насыщенная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Она позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив.

Решая эту проблему, педагоги настоящего, как и педагоги прошлого, обратили особое внимание на народную педагогику.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский высоко оценивал воспитательный потенциал народной педагогики. «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, — писал он, — имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях…»

 Н.К. Крупская выделяла принцип народности воспитания в процессе овладения родной речью. Большое значение придавала развитию речи детей в семье, особенно в процессе общения матери с ребенком, она обращала внимание на то, что «материнский язык служит ему орудием выражения себя, своих мыслей, своих настроений».

О.Ушакова считает, что русский народный фольклор – средство народной педагогики являются богатейшим материалом для развития культуры речи.

Л.Н. Толстой писал «Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное творчество, передаваемое из века в век, из семьи в семью».

Таким образом, педагоги и психологи прошлого, как и педагоги, психологи настоящего считают, что народная педагогика и ее средство русский народный фольклор  таит огромные дидактические возможности. Они отмечают, что знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль в нравственном и речевом развитии.

  Сегодня на наших детей со всех сторон поступают потоки различной информации: телевизоры, компьютеры и другая видеотехника работают в каждой квартире без выходных. В течение дня ребенок получает не только те знания, которые ему нужны для развития, но и то, что увлекает нас – взрослых, совсем не предназначенное для детей! Попросите ребенка что-нибудь спеть, и он споет что угодно, только не из детского репертуара. Что является детским репертуаром? В старшем возрасте это детские песни, стихи, сказки, а в раннем возрасте это именно русский народный фольклор.

И так, что же мы вкладываем в это понятие «фольклор».? (обсуждая этот вопрос, родители и педагоги высказывают свое мнение)

 Фольклор – это устное народное творчество. В переводе  с англ. «фолк» и «лорес» — пер. «народная мудрость».

  1. Какие формы (жанры) устного народного творчества вы знаете? Существует множество форм фольклорных произведений: это сказки, сказания, легенды, былины и более простые формы, предназначенные для детей — песенки, потешки, пестушки, заклички, считалки, скороговорки, небылицы, сказки…пословицы, поговорки.
  2. Применяете  ли Вы народный фольклор с детьми в повседневной жизни .Если да, то, в каких ситуациях и что?
  3. Как воспринимает ребенок фольклорные формы?
  4. Как вы думаете, почему ребенок эмоционально восприимчив к произведениям фольклора? Они просты и доступны для понимания детей, т. к. создавались именно для них, а поэтому интересны и привлекательны.

5.В чем, на ваш взгляд, ценность детских фольклорных произведений? Все плохое, неподходящее для пересказчика в сказках, потешках, песенках отбрасывалось, заменялось новым, добавлялось другими строками, т. е. все лучшее в них передавалось из уст в уста. Время отсортировало их. В этом заключается их ценность. Эти произведения плохому не научат. В них все самое лучшее.

Практическая часть

А теперь перейдем к вопросу о том, как все же использовать малые формы устного народного творчества для развитие речи ребенка? Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус. Кому – сказку, кому – песенку, кому – потешку. Сегодня Вам понадобятся и ум, и смекалка, и артистизм, и творческие навыки…а самое главное – Ваше желание и Ваша активность!

Что водили на Руси? Издавна водили на Руси хороводы. Гармоника заиграет, глаза засияют, щеки запылают – и в круг! Давайте и мы с вами заведем хоровод.

Хороводные игры с родителями  «Заинька походи…», «Карусели», «Зайка серенький сидит» хоровод вместе с ведущей.

«Заинька походи»

Заинька, походи, серенький, походи.

Вот так-этак походи.

Вот так-этак походи.

Заинька, покружись, серенький, покружись.

Вот так-этак покружись.

Вот так-этак покружись.

Заинька, топни ножкой, серенький, топни ножкой.

Вот так-этак топни ножкой,

Вот так-этак топни ножкой.

Заинька, попляши, серенький, попляши.

Вот так-этак попляши,

Вот так-этак попляши.

Заинька, поклонись, серенький, поклонись.

Вот так-этак поклонись,

Вот так-этак поклонись.

«Карусель»

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите.

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра.

«Зайка серенький»

Зайка серенький сидит, и ушами шевелит,

Вот так, вот так, и ушами шевелит!

(Дети присаживаются на корточки и руками изображают, как зайка шевелит ушками)

Читайте также:  Социальная ситуация развития ребенка дошкольного детства

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть,

Вот так, вот так, надо лапочки погреть!

(Дети слегка прихлопывают ладошку об ладошку. Затем встают)

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать!

Скок — скок — скок — скок, надо зайке поскакать!

(Дети прыгают на двух ногах, прижав руки к груди)

Кто — то зайку напугал, зайка прыг и убежал.

(Дети разбегаются врассыпную, а воспитатель берёт лисичку и бежит за зайками).

Вы убедились, что есть игры, где требуется искусство артиста, умение на время превратиться в зайца, волка, медведя. Такие игры напоминают театральные зрелища. В эти игры любят играть  малыши, изображая персонажа под пропевания песенок, потешек. А можно не изображать персонажа самому, а использовать персонаж, когда рассказываешь потешку.. Многие русские народный потешки можно использовать как пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики руки. Что такое мелкая моторика и для чего ее нужно развивать?

Мелкая моторика – движения кисти рук или пальцев. Развитые двигательные реакции рук помогают малышу научиться говорить, а так же выполнять  разные действия с предметами. К мелкой моторике относятся действия, в которых необходимо совмещать движения глаз и рук. Мелкая моторика оказывает непосредственное влияние на формирование логики, мыслительных навыков, укрепление памяти, тренировку наблюдательности, воображения и координации. Дети, которые лучше владеют своими руками, проявляют усидчивость и медленнее утомляются.

 Пальчиковые игры разнообразны по содержанию, поэтому их разделили на группы

Театр в руке.

Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.

Русская народная потешка «Сорока –Белобока»

Сюжетные пальчиковые упражнения.

К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревьев.

«Грибы»

(ладонь сжата в кулак и по-очереди отгибаем пальцы) 

Раз, два, три,четыре, пять!

Мы идём грибы искать. (хлопаем в ладоши) 

Этот пальчик в лес пошёл, (поочередно загибаем пальчики) 

Этот пальчик гриб нашёл,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик всё съел,

Оттого и растолстел. 

«Кот на печку пошел»

Кот на печку пошёл,    (Пальчики «шагают»)
Горшок каши нашёл.    (Горшок из ладошек)
На печи калачи,    (Ладошки «лепят калачи»)
Как огонь горячи.    (Подуть на ладошки)
Пряники пекутся,
Коту в лапы не даются.    (Погрозить пальчиком)

Русские  народные потешки можно использовать и в артикуляционной гимнастике

«Собачке жарко!»                          

Жарко нашему Дружку:  

(Язык высунуть изо рта, частые           

Вдохи и выдохи.)

Он побегал по лужку!

Язык в сторону свалился, (соответственно)                

Дружок устал, — воды напился. (Лакательные

движения языком.)

Хозяюшка:

На Руси уж так идет,

Что талантливый народ

Сам себе и жнец, и швец,

И на дудочке игрец.

— А мы сейчас убедимся в мастерстве наших родителей.  Знаем ли мы сказки?  Какие первые сказки читают детям в раннем возрасте? Чаще всего это русские народные сказки. Какие русские народные сказки вы знаете?

Первые сказки, с которыми мы знакомим детей «Репка», «Курочка — ряба», «Колобок», «Теремок». Казалось бы, что они привлекают ребенка только своей доступностью, простотой, которые содействуют запоминанию и пониманию. Но ведь они тоже богаты смысловым содержанием. Веселый и задорный колобок так уверен в себе, что и сам не заметил, как стал хвастуном, которому льстит собственная удачливость – вот он и попался лисе.

В сказке о теремке рассказывается о совместной дружной жизни зверюшек, а медведь пришел – не стало теремка. В «Репке» показано как малый труд – «мышка прибежала» — лишним не бывает.

Оказывается русские народные сказки можно не только читать, рассматривая с ребенком картинки, рассказывать на пальчиках, используя пальчиковый театр, но и использовать в качестве оздоровительного и успакающего средства.

                                 Сказка – массаж «Курочка Ряба» (2-4 года).

        Текст сказки.

           Описание движений.

       Примечание.

Жили себе дед…

да баба,

И была у них курочка ряба.

Снесла курочка яичко:

Яичко не простое –

Золотое.

Дед…

Бил – бил –

Не разбил.

Баба…

Била – била –

Не разбила.

Мышка бежала,

Хвостиком махнула,

Яичко упало

И разбилось.

Дед и баба плачут,

А курочка кудахчет:

Не плач, дед,

Не плач, баба!

Я снесу вам яичко другое,

Не золотое – простое».

Показывают кулачок правой руки.

Показывают кулачок левой руки.

Складывают руки ладошками вместе, большие пальцы подняты вверх.

Ладони складываются в форму «яйца», пальцы вверх.

Сложенные в форме «яйца» ладони поднимаются вверх над головой.

Ладони размыкаются и вниз опускаются уже сложенные в два кулачка.

Показывают правый кулачок.

2 удара правым кулачком по левому.

Делают мах двумя расслабленными кистями рук (от себя).

Показывают левый кулачок.

2 удара левым кулачком по правому.

Мах расслабленными кистями рук от себя.

Делают скребущие движения кистями рук («царапание») перед собой.

Параллельное движение кистями

Влево — вправо параллельно полу.

Хлопок в ладоши перед грудью.

Поворачивают ладони вверх. Пальцы растопырены.

Потирают ладони друг о дружку.

Складывают ладони  вместе, большие пальцы отогнуты вверх.

Показывают правый кулачок.

Показывают левый кулачок.

Снова ладони складываются в форме «яйца», поднимаются над головой и со словом «простое» опускаются на макушку головы.

Затем руки расслабляются, и дети кладут их на колени.

Кулачки повёрнуты костяшками друг к другу.

Сложенные ладони похожи на курочку с хвостиком.

Ладони сложены так, будто внутри есть круглое яйцо.

Кулачки задерживаются на уровне груди.

По ритму текста.

Как бы отмахивают-

ся, расслабляют кисти.

По ритму текста.

Примерно 5 раз.

Можно 1 раз.

Как показывают пустые ладони.

Снова показывают курочку.

Примечание:

1. Сказка – массаж «Курочка ряба» может быть использована как самостоятельная пальчиковая игра, и как минутка здоровья на занятии.

2. Сказка-массаж развивает пластичность рук, кистей, пальцев, а также творческое воображение. Может служить подготовительным упражнением перед репетицией театра

рук (теневой театр свето-тени и рук).

3. Заключительный этап

Уважаемые родители! Надеюсь, что наша сегодняшняя встреча не прошла для вас даром, и вы осознали влияние фольклора на развитие речи детей раннего возраста. Детский фольклор помогает нам установить контакт с детьми, создать благоприятные условия для их воспитания и развития. Детский фольклор близок и понятен нашим детям. Приобщая к нему малышей, мы учим их играть, общаться друг с другом, становиться добрее, понимать шутки, радоваться, набираться уму-разуму. Используйте фольклор в общении с ребенком, и вы посеете в его душу зерна добра и любви!

А чтобы Вы, уважаемые родители, запомнили нашу сегодняшнюю встречу…мы дарим Вам памятку «Потешки для Вашего малыша»,где подобраны потешки, которые Вы можете использовать в разных жизненных ситуациях.

Источник