Лошади и развитие ребенка

Лошади и развитие ребенка thumbnail

Верховая езда — это не только увлекательное хобби, но и своеобразная лечебная терапия. Она оказывает на организм оздоравливающее воздействие. Укрепляются мышцы всего тела, тренируется вестибулярный аппарат. Ездить верхом на лошади может не только взрослый, но и ребенок. Существуют специальные конно-спортивные клубы, в которых специалисты проводят занятия с детьми — учат их держаться в седле, кататься и выполнять интересные трюки, рассказывают различные факты о лошадях. Родители должны самостоятельно принять решение, стоит ли обучать сына или дочь верховой езде, разумеется, опираясь на заинтересованность в этом направлении ребенка.

Стоит ли учить ребенка верховой езде?

Стоит ли учить ребенка верховой езде?

Если ребенок проявляет интерес к живой природе и ее представителям, ему нравится смотреть фильмы, читать книги про животных, то знакомство с лошадьми станет для него настоящим подарком. Возможно, поначалу он будет немного бояться их, но со временем страх пройдет.

Существуют ли какие-то возрастные ограничения? Прокатить ребенка на лошади под строгим контролем взрослых можно уже в два года. Инструктор или родители обязательно страхуют малыша. Оптимальный возраст для занятий по самостоятельной верховой езде — 7 лет.

Сидя верхом на лошади, ребенок учится координировать свои движения, работают все основные группы мышц, даже те, которые не задействованы при повседневных делах. После регулярных занятий родители некоторых ребят отмечают даже улучшение походки.

Есть еще один интересный момент — температура тела лошади чуть выше, чем у человека. Поэтому при езде у маленького наездника ускоряется кровообращение, что благоприятно воздействует на работу внутренних органов. Нагрузку, которую испытывает организм при верховой езде, можно сравнить с нагрузкой от бега трусцой, но при этом отсутствует вредное влияние на суставы.

Необходимо помнить, что это не самое безопасное увлечение. Риск получить травму всегда присутствует, но в соответствии с правилами техники безопасности на детей надевают защитные шлемы, жилеты, наколенники и налокотники. Они смогут защитить ребенка в случае падения. Инструктор заранее научит малыша безопасно приземляться.

Поэтому родители должны хорошо взвесить все плюсы и минусы, прежде чем они примут окончательное решение, стоит ли знакомить ребенка с верховой ездой.

В каком возрасте дети могут уверенно сидеть в седле?

Для того чтобы научить ребенка сидеть в седле правильно и уверенно, уйдет не менее 2-3 месяцев. Необходимы занятия с инструктором, чтобы поставить правильную технику. Конечно, речь не идет о двух-, или трехлетних детях, но в возрасте 7-8 лет уже можно активно осваивать седло.

А для малышей существуют специальные занятия, на которых седло не понадобиться. Разработаны целые комплексы упражнений, их можно выполнять, когда лошадь спокойно стоит на месте или не торопясь шагает. Они развивают координацию, помогают малышу сконцентрировать внимание. Он становится более ловким, выносливым и решительным.

Также очень важно позаботиться об обуви ребенка. Категорически запрещены сандалии, шлепанцы, сапожки или ботинки, где молния приходится на внутреннюю сторону. Ноги должны быть полностью закрыты, естественно, юбки и платья также исключаются. Штанины не должны быть слишком широкими, желательно чтобы брюки были без толстых швов.

Главное правило — одежда не должна стеснять движения. Поэтому длинные шарфы тоже лучше оставить дома. В холодное время года можно надеть на ребенка термобелье.

Перед посещением ипподрома можно посетить детского врача, чтобы он подтвердил, что ребенок здоров, спросить о возможных пограничениях.

Что принесет ребенку общение с этими животными?

Что принесет ребенку общение с этими животными?

В первую очередь, верховая езда тренирует организм и дарит выносливость. Сидя в кресле, довольно сложно представить, как сложно на самом деле управлять движениями животного, а для ребенка эта задача трудна вдвойне.

Боль в мышцах после первых занятий — обычное явление. Чаще всего дети жалуются, что болит внутренняя сторона бедер, страдать от перенапряжения могут также мышцы рук, спины, шеи. Поэтому перед занятиями нужно сделать небольшую разогревающую разминку.

Если после езды у ребенка остались синяки, о чем это говорит? Возможно, он не смог правильно выполнить распоряжения инструктора, или инструктор был недостаточно компетентен. Также такое часто случается при неправильном подборе обуви и одежды. На начальном этапе подобного увлечения, родителям нужно быть максимально внимательными по отношении к чаду, замечать даже малейшие изменения на теле и в настроении. Это поможет избежать возможных негативных последствий.

Читайте также:  Развитие актерского мастерства ребенка

Освоив верховую езду, дети становятся более уверенными в себе, у них появляются новые темы для общения со сверстниками. Кроме того, в конном клубе очень легко найти новых друзей. Но общение с лошадьми может принести пользу не только абсолютно здоровым ребятам.

Верховую езду в лечебных целях называют иппотерапией. Иппотерапия особенно важна для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, страдающих детским церебральным параличом (ДЦП). Также нередко врачи рекомендуют катание на лошадях ребятам, больным аутизмом, с замедленным психическим и речевым развитием, при этом их возраст абсолютно неважен. Для таких детей очень важен их эмоциональный фон, а верховая езда не только дает физическую нагрузку, но и дарит массу положительных эмоций.

Частые гости на ипподроме — дети с синдромом гиперактивности. Что означает этот синдром? Ребенок не может долго усидеть на одном месте, у него снижена концентрация внимания, плохая память, он не способен ни на чем сосредоточиться. Но только для того, чтобы надежно держаться на лошади, приходится задействовать и физические, и психоэмоциональные силы. Таким образом, переизбыток детской энергии перенаправляется в нужное, мирное и полезное русло.

Для гармоничного развития важен постоянный тактильный контакт — эта потребность целиком удовлетворяется при общении с животным, когда ребенок гладит лошадь, кормит ее. Ребенку прививается чувство ответственности и полезные навыки — например, его учат ухаживать за лошадьми. Кроме того, общение с животными развивает детскую психику, фантазию и умение сопереживать и сочувствовать живым существам.

Источник

Лошади и развитие ребенка

Детям о природе: Рябина

Яркие гроздья ягод рябины привлекают внимание малышей и осенью, и зимой. «Мам, а что это за ягодки такие? А можно их попробовать? А они вкусные? А зачем они тут висят?» Знакомо?

Лошади и развитие ребенка

Лошади – животные, которые на протяжении многих веков живут рядом с человеком, помогают ему в хозяйстве и остаются добрым и верным другом.

Что же рассказать ребенку о лошадях?

Лошадь — это сильное и большое животное, которое намного сильнее человека. У лошадок, как и у  людей, есть характер, они бывают  смелые и пугливые, работящие и ленивые, спокойные и шустрые.

Лошадки бывают самых разных пород, как например собаки или кошки, и размеров. Например, маленьких лошадей называют пони.

Цвет лошадиной шерстки – масть, также бывает очень разной – рыжая, серая, черная, гнедая, буланая. А еще, лошадки могут быть с самыми разными пятнышками.

Особенную красоту придают этим удивительным животным хвост и грива, которые также могут быть совершенно разных оттенков и длинны. Хозяева очень тщательно следят и ухаживают за своими питомцами, а некоторые даже делают своим лошадкам прически.

Лошади бывают домашние и дикие. В дикой природе лошади живут группами, их называют табунами. Так им легче защищаться от нападок врагов.

А домашние — живут в домике, построенном человеком. Его называют конюшня.

Лошадиная семья состоит из мамы — лошади, папы — коня и деток — жеребят.

Обоняние и слух у лошадок развит гораздо лучше, чем у человека и даже некоторых животных. Лошади от природы очень сильны и выносливы – с легкостью преодолевают даже большие расстояния с грузом на спине.

Люди, которые ездят верхом на лошадях называются наездниками или всадниками.

Бегать лошади умеют тоже по-разному — галопом, рысью, иноходью. Распознав эту особенность люди стали устраивать специальные лошадиные соревнования – скачки, на которых лошадки  пытаются перегнать друг друга. Удивительно, но бегают лошади на кончиках пальцев, это увеличивает скорость. Кончики пальцев лошадей называют копытами – это твердые образования. Копыта у лошадей очень чувствительны, и чтобы избежать причинения  боли, люди придумали защищать их подковами —  своего рода «ботиночками» или «носочками» для лошадиных ножек.

Читайте также:  Развитие головного мозга ребенка до года

Лошади, как и любые животные, произносят свойственные только им звуки – ржание и фырканье. 

Питаются лошади летом травой и плодами, выкопанными из земли, а зимой – сеном, заранее заготовленным человеком. Сено – высушенная трава. Кроме того, любят лошадки овес и пшеницу. Ну, и главное лакомство — это конечно яблочки, морковка, хлеб и сахар. А  еще, лошади жуют жвачку, как например, коровы и козы. Жевание жвачки, конечно не такой как у нас с вами, это особенность животных, которые имеют копыта (парнокопытных). 

Лошадки кормят своих детенышей молоком, которое называется кумыс. Пить его могут и люди, ведь оно очень вкусное и полезное. 

А еще, нельзя не отметить, что эти животные обладают уникальными способностями и могут исцелить человека от некоторых заболеваний. Такое лечение называется иппотерапией, но об этом подробнее в статьях «Иппотерапия»  и «Собаки, лошади и аутизм».

Покататься на лошадке может даже малыш, например в парке или цирке. А еще есть специальные учреждения, где детки и взрослые обучаются конному спорту и затем могут принять участие в соревнованиях, выступать на представлениях и в цирке.

Предложите малышу вспомнить стихотворение А.Барто «Я люблю свою лошадку», ведь он, наверняка, его хорошо знает. А затем, предложите выучить новое стихотворение, например:

Длинноногий жеребёнок 
Жеребенок длинноног —
Я его догнать не смог,
Только пыль из-под копыт
Над дорогою висит.  (С. Коркин) 

Лошадка
– Но! – сказали мы лошадке
И помчались без оглядки.
Вьётся грива на ветру.
Вот и дом. Лошадка, тпру! (В. Берестов)

Поиграйте с малышом в сюжетно-ролевую игру «Играем с лошадкой» , музыкально-ритмическую игру «Лошадки в конюшне»  или в игру «Кто как голос подает?» 

Побеседуйте с ребенком о том, что нового он узнал о лошадях и в завершение предложите нарисовать лошадку и ее детеныша-жеребенка. 

Источник

Экскурсия на ипподром, безусловно, произведет впечатление на любого ребенка, а для некоторых детей общение с лошадьми может стать настоящим лекарством.

В лошадях восхищает все — красота, грация, сила, скорость, обаяние, а главное — благородство и преданность. Лошади не терпят фальши — удивительно, но они чувствуют человека и его отношение к ним на расстоянии.

Дети входили в манеж с каким-то тихим трепетом, предвкушением чуда. Даже обычные для первоклашек шепотки и смешки стихли. А в углах манежа на привязи стояли удивительно красивые, точно светящиеся в падающих через высокие окна косых солнечных лучах, лошади. Для детей, впервые соприкоснувшихся с лошадьми так близко — настоящее чудо.

Человека всегда тянуло к этому необычайно благородному животному. Ведь общение с ним, даже короткая прогулка верхом, дарит массу позитивной энергии, заряд бодрости и хорошее настроение. Взрослый понимает это и сердцем, и разумом, а ребенок тянется к нему интуитивно.

Вряд ли найдется малыш, который, завидев очаровательного пони или его высокого и стройного «старшего брата», не тянул бы родителя за руку из всех ребячьих сил с мольбой: «Ну давай покатаемся!»

Всего здесь проживает около семидесяти лошадей. Каждая из них имеет свою «комнату» — денник. Снаружи на двери денника висят два мешочка с овсом — это обед и ужин хозяина апартаментов. В широком проходе между двумя рядами денников можно увидеть ящик с овсом, седла, попоны, упряжь, специальные щетки и др.

Знаете ли вы, что это удивительное травоядное животное летом на пастбище может съедать от 25 до 100 килограммов травы и выпивать 30-60 литров воды в сутки?!

Дети с удивлением обнаружили, что лошади отличаются друг от друга не только породой и ростом, но также мастью и отметинами… Забавно, но оказалось, что название масти лошади не всегда совпадает с тем цветом, который мы видим. К примеру, Руслан — белый, но масть его называется — серая. Если бы на теле Руслана встречались черные волоски, даже редкие, он бы считался темно-серым. Коричневая лошадь, у которой черные грива, хвост и низ ног, называется гнедой, а пятнистая — чубарой, и они — большая редкость.

А еще среди лошадей так же, как и среди людей, встречаются свои флегматики, меланхолики, сангвиники и холерики.

Если для ребенка температура от 37,5 до 38,5 °C — повышенная и, скорее всего, говорит о вирусной инфекции, то для лошади это абсолютно нормально. И дышим мы по-разному: в покое лошадь дышит примерно 8-16 раз в минуту. Но во время быстрой скачки частота ее дыхания увеличивается в 5-7 раз. А пульс или частота сердечных ударов во время резвой скачки с 30–40 ударов в минуту возрастает до 120–130. Еще один любопытный факт — в скелете лошади насчитывается 212 костей. Причем в нем отсутствуют кости ключицы, что позволяет животному совершать большой захват пространства передними конечностями.

Читайте также:  Физическое развитие ребенка в 4 года мальчик

У многих лошадок забавные имена: Степлер, Бархат, Лексус. А есть очень величественные и поэтичные: Ренессанс, Руслан, Манхэттен, Сокол. Породистым лошадям, как и собакам, имя дают, сочетая первые буквы в именах их родителей: мамы и папы. К примеру, родителей роскошной Пининфарины звали: Покорная и Игрок.

Лошади очень любят морковь, яблоки и сахар-рафинад, но это — десерт. Главный их корм все-таки овес. А вот в Италии, Испании, Португалии и особенно на Востоке лошади едят в основном ячмень.

Наконец, настало время для поездки верхом. И никто не струсил! Ощущать, как земля под тобой ходит ходуном и постоянно меняется центр тяжести, очень непривычно… Но так здорово!

Опасно ли это?
Говорят, что оптимальный возраст для занятий конным спортом — шесть лет.
Хотя конный спорт, безусловно, потенциально травмоопасен, специалисты утверждают, что, как показывает практика, на уроках физкультуры дети получают травмы чаще, чем при занятиях верховой ездой. Верхнего возрастного предела для начала занятий нет — можно увлечься верховой ездой и на пенсии.

Необычный доктор

Лошадь — не только хороший друг, помощник, но и доктор. Иппотерапия известна с самых древних времен, но в нашей стране ей серьезно начали заниматься всего лет двадцать назад. Общеизвестно, что иппотерапия очень помогает детям с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, но это — не единственное показание к более близкому знакомству с необычным «доктором».

Сегодня специалисты говорят о том, что общение с лошадьми также полезно деткам с гипертонической болезнью 1 и 2 стадии, аутизмом, афазией, гидроцефалией, заболеваниями крови, полиомиелитом, рассеянным склерозом и с другими заболеваниями.

Считается, что абсолютных противопоказаний для иппотерапии нет. А относительные противопоказания — это серьезные сердечно-сосудистые заболевания, сколиоз 3-4 степени, а также вывихи, подвывихи, нестабильность тазобедренных суставов.

Что лечит лошадь?

Существует два направления иппотерапии: физическая реабилитация, когда специально подобранные комплексы упражнений тренируют определенные мышцы, и психологическая реабилитация, другими словами, коррекция психоэмоциональной сферы.

Физическая реабилитация

Иппотерапия развивает физическую активность малыша, способствует восстановлению нарушенных функций, улучшает или восстанавливает утраченные навыки и помогает формировать новые. По сути, верховая езда — это особая форма лечебной физкультуры, где в качестве спортивного снаряда выступает… лошадь, живое существо.

При верховой езде обеспечивается одновременное включение в работу практически всех групп мышц тела больного ребенка. Происходит это рефлекторно, поскольку, двигаясь вместе с лошадью, всадник вынужден стараться сохранить равновесие, чтобы не упасть. Таким образом, побуждаются к активности и здоровые, и пораженные болезнью мышцы тела.

Психологическая реабилитация

Считается, что ребятишки, поведение которых в школе, семье отклоняется от общепринятых норм — «трудные» дети — часто чувствуют себя неудачниками, готовы к проигрышу. Такой ребенок ощущает глубокое уныние, у него бывают приступы дурного настроения.

Девиантное поведение может быть попыткой привлечь внимание, доказать себе и окружающим собственную значимость, или, напротив, отомстить за свои неудачи. Работа в конюшне, забота о лошадях, содержание в порядке снаряжения, участие в общем труде дает ребенку с нарушением поведения возможность приобщиться к жизни команды и получить удовлетворение от хорошо выполненной работы.

Для детей с задержкой психического развития верховая езда — это тоже шанс обрести веру в себя.

Несмотря на то, что часто эти дети неуклюжи, понимание сложных инструкций у них нарушено, они могут и хотят ездить на лошади.

Дети, страдающие аутизмом, живут в своем мире, отгороженном от всего внешнего, и не умеют полноценно общаться с окружающим миром. Активная деятельность и многократное повторение движений помогает им избавиться от страхов, обрести любимые занятия для развития способностей и формирования интеллекта. Верховая езда — отличная возможность для этого.

А еще она полезна для детей с нарушением зрения и слуха. Способы обучения у таких детей разные: для глухих детей эффективно использование метода подражания, для слепых — четкие инструкции и многократное повторение. Слепым детям также необходимо, чтобы инструктор рассказывал и описывал то, что он видит вокруг. Детям с нарушениями слуха и зрения трудно дается самостоятельная деятельность, они чувствуют себя неуспешными. Верховая езда дает им те переживания, которых они часто лишены: эмоциональную приподнятость, радостное волнение при достижении цели.

И для любого человека — маленького и взрослого, здорового и не очень — прогулка верхом на коне станет отличным способом обретения внутренней гармонии.

Источник