Лосева речевое развитие ребенка

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бакисова Л.О. Система работы по развитию устной и письменной коммуникации у детей с ОВЗ. 1-4 классы: рабочие программы. — Учитель, 2014.
2. Баряева Л.Б., Вечканова И.Г., Гаврилушкина О.П., Кондратьева С.Ю., Логинова Е.А. и др. Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития. – СПб, 2014, 386 с.
3. Венгер А.А., Выгодская Г.Л., Леонгард Э.И. Методы исследования при отборе в специальные дошкольные учреждения // Дефектология. 1961, № 1
4. Венгер А.А., Выгодская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. – М., 1972
5. Глаголева Е.А. Преодоление трудностей при обучении младших школьников чтению и письму. – Ж. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, №4, 2003. С.27-34
6. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Формирование связной речи у детей-олигофренов. – М., 1970.
7. Жильцова О.Л. Использование вербальных заданий при диагностике умственной отсталости у детей старшего дошкольного возраста //Дефектология. 1974, № 3
8. Лалаева Р.И. Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы. – М., 1978
9. Лалаева Р.И. Нарушения устной речи и система их коррекции у умственно отсталых школьников. – Л., 1988.
10. Лалаева Р.И. Особенности речевого развития умственно отсталых школьнков. – Ж. Дефектология, №3, 2003, с. 29-34.
11. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1999. 220с.
12. Лебединский Л.Л. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М., 2003
13. Логинова Е.А. нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития. – изд. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», СПб., 2004
14. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – М., 1989.
15. Мастюкова Е.М. Актуальные аспекты клинической диагностики умственно отсталых детей.//Дефектология. 1997, №1
16. Морозова Н.Г. Актуальные проблемы дошкольного воспитания аномальных детей // Коррекционно-воспитательная работа в специальных дошкольных учреждениях. – М., 1976
17. Настольная книга логопеда. /Составители: Зуева Л.Н., Шевцова Е.Е. – М., 2005
18. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. Любое издание
19. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии. Изучение и психокоррекция. /под ред. У.В.Ульенковой. – СПб., 2007
20. Садовникова Л.Г. Дифференциальная диагностика и направление коррекционной работы с детьми, имеющими смешанную патологию развития.// Диагностика и коррекция речевых нарушений. Методические материалы научно-практической конференции «Центральные механизмы речи», посвященной памяти профессора Н.Н.Трауготт. – СПб, 2001
21. Салахова В.Я., Белозерова Л.И. Система логопедической работы с учащимися 6-7 классов специального (коррекционного) образовательного учреждения УШ вида. Методические рекомендации. – Челябинск, 2007, 41с.
22. Соботович Е.Ф. К вопросу о дифференциальной диагностике моторной алалии и олигофрении //Нервно-психические и речевые нарушения. Сб. трудов ЛГПИ им. А.И.Герцена. – Л., 1982
23. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции : (дети с нарушением интеллекта и мотор. алалией). –– М.: Классикс стиль, 2003. – 160 с. : ил. – (Коррекционная педагогика)
24. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. – М., 1990
25. Шевченко С.Г., Бабкина Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР. Коррекционные занятия в общеобразовательной школе. – изд. «Школьная пресса». М., 2005, 96 с.
26. Юглова О.В. Консультирование родителей детей раннего и дошкольного возраста с отклонениями в развитии. //Логопедические технологии в коррекционно-развивающем образовании. – СПб., 2008
27. Яковлева Н.Н. Особенности работы логопеда в сиротском учреждении для детей с нарушением интеллекта //Проблема комплексного подхода в диагностике и коррекции нарушений речи у детей. – СПб., 2001

Темы докладов

Источник

Лосева Г.А., учитель-логопед, МОУ СОШ № 3, г. Мегион, Ханты-Мансийский АО
Вряд ли кто из родителей может забыть первые слова своего ребенка. Ведь их с нетерпением ждут! Несовершенные, смешные, сотворенные самими малышами, они так дороги родителям, бабушкам, дедушкам. В жизни крохи настал важнейший этап, от которого будет зависеть все его дальнейшее развитие. По мере овладения речью формируются психика ребенка, его мышление, познавательные процессы, общие и специфические способности. Поэтому даже незначительные нарушения речи препятствуют нормальному развитию ребенка, формированию его личностных качеств.
Овладевая речью, малыш какое-то время говорит неправильно – это закономерное, так называемое физиологическое косноязычие. Но всему свое время и своя мера. Когда смешно выговаривает слова маленький ребенок, нас это не волнует, а даже умиляет. Когда же плохо говорит школьник – это уже серьезная причина для беспокойства. Такие дети часто стыдятся своего речевого несовершенства, боятся разговаривать, становятся нервными, раздражительными, необщительными, что приводит к формированию чувства неполноценности, становлению неуживчивого, тяжелого характера. Недоразвитие речи в дальнейшем сказывается на процессе чтения и письма. В письменных работах появляется масса орфографических и специфических ошибок, относящихся к нарушениям письменной речи – дисграфии. Таким детям необходима срочная помощь логопеда. А поскольку нарушения чтения и письма – вторичные аффективные наслоения, то следует искать первопричину.
Многих родителей волнуют вопросы: Каковы причины речевой патологии? Как вообще должна развиваться речь ребенка? Как не упустить время, когда следует бить тревогу? В традиционной логопедии речевое развитие условно разделено на несколько этапов и может служить для родителей памяткой.
От 1,5 до 3 мес. – «гуление», когда малыш издает звуки: а-а-а, гууу-гуу, э-э-э, пфф, буу.
От 3 до 6 мес. – так называемая «свирель», тянет малыш звуки, как на свирельке играет, поет их: е-лл-и, агу-ааа, алль-ле.
От 6 до 9 мес. – «лепет», не слова, а именно лепет: ба-ба-ба, па-па-па-па, м-ма-ма.
От 9 мес. до 1 года – первые слова и звукоподражания: мама, папа, дай, деда, ав-ав, муу.
От 1 года 6 мес. до 1 года
9 мес. – первые предложения: «Ляля бух!», «Мама, дай!»
С 1 года 9 мес. до 2 лет – период стремительного развития речи, когда малыш усваивает 350 слов и более. В это время начинается бурное вторжение в жизнь, интереснейший этап – первые «почемучки», познание жизни через вопросы, обращенные ни к кому-нибудь, а к маме, папе, бабушке, дедушке.
Малыши своими вопросами часто не только удивляют и умиляют взрослых, но и за-ставляют задуматься: «Откуда у крохи такие вопросы?». Поэтому не отмахивайтесь от них, отвечайте.
От 2 до 3 лет ребенок практически усваивает грамматический строй родного языка. Он склоняет существительные, согласовывает с ними прилагательные, учится правильно употреблять глаголы, местоимения, наречия и другие части речи.
От 4 до 5 лет дети овладевают умением связно рассказывать: они повторяют услышанную сказку, пересказывают содержание любимого мультика, эмоционально и восторженно передают свои впечатления о праздничном утреннике в детском саду, поведают вам о пережитом событии, причем довольно связно и последовательно. В это время речь для ребенка становится инструментом познания. Это второй период «почемучек», когда малыш активно вторгается в жизнь, открывая для себя новые предметы и явления.
Итак, к 4-5 годам ребенок знает много слов, правильно употребляет их в речи. Если к 4 годам он не произносит 2-
3 трудных звука [р, л, с, щ], то это не страшно, к 5-6 годам звуковую сторону речи можно привести в норму. А вот, если речь его несовершенна, большинство звуков он произносит неверно, да еще запас слов крайне мал, это уже серьезно, и следует немедленно обратиться к логопеду.
Что могло стать причиной нарушения речи? Причин очень много. Болезни матери в период беременности, последствия трудных родов, осложнения после тяжелых заболеваний ребенка, задержка умственного и физического развития, педагогическая запущенность и, как это ни прискорбно, вредные привычки родителей – алкоголь и наркотики – уж они-то бьют по ребенку без промаха еще до его появления на свет.
Очень часто причины плохой речи кроются в несовершенстве моторики. Эта же причина отразится на процессе письма: ребенку трудно будет научиться красиво писать, рисовать, успевать за темпом работы в классе.
На практике бывают случаи, когда у ребенка с нормальным умственным развитием очень плохо развита речь. После сравнительно недолгого общения с ним выясняется, что главная причина речевых нарушений значительное недоразвитие моторики. Источник этих неприятностей один: невнимание взрослых к особенностям развития ребенка.
В чем проявляется моторная неловкость такого ребенка? Попросите его собрать «нечаянно» рассыпанные на столе спички, а потом поиграйте: нарисуйте разноцветные шарики, а он пусть дорисует к ним ниточки. И то и другое дается с трудом: он не может собрать спички двумя пальчиками – зажимает их в кулак, напрягаясь и с трудом расслабляя сжатые пальцы.
А вместо ниточек получаются ломаные зигзаги. Попросите ребенка отвести один пальчик в сторону – за ним потянутся остальные. Проверьте подвижность губ, языка – движения неловкие, нечеткие, и ребенок отказывается выполнять движения, потому что быстро устает. А подобные манипуляции шестилетний ребенок должен выполнять свободно.
Что же можно посоветовать? Внимательно следите за ходом речевого развития своего малыша. С момента рождения разговаривайте с ним, пойте ему. Все ваши действия сопровождайте речью. Умывая ребенка, приговаривайте ласковым, добрым голосом какой-нибудь маленький стишок, например: «Водичка, водичка, умой наше личико» и др. Ведь все мы «родом из детства» и знаем много потешек, скороговорок. С малышом нужно говорить, не сюсюкая, не искажая слова, не подражая детской речи. Как показали серьезные психо-лингвистические исследования, обращенная к ребенку неправильная речь малопонятна и вредна для его речевого развития. Кроме того, речевой слух ребенка выхватывает лишь куски и чаще всего окончания слова. Вместе с тем, если ребенок надолго остается один на стадии говорения исключительно «детских» слов, то впоследствии в его речи могут отмечаться различные нарушения, связанные с неполным овладением всеми звуками родного языка, замена звуков, их смешение. Ведь сначала неправильно воспринял, затем также неправильно сказал и, наконец, так привык к происшедшей замене, что разницы между тем, как слышит и как произносит, не видит. А в будущем мы имеем такую неприятность, как аграмматизм у школьника – «как слышится, так и пишется», а пишется неграмотно.
И еще один очень важный момент – стремительность речевого развития. Этот вариант нарушения нормального развития речи таит в себе опасность возникновения невроза.
В этом случае первые слова детей не только не задерживаются в сроках появления, но, наоборот, опережают все возрастные нормы и сроки речевого развития. Ребенок, едва «перешагнув» годовой рубеж жизни, вдруг начинает говорить почти развернутыми предложениями, с хорошей дикцией, используя сложные, совсем не детские слова. Сколько гордости вызывает у родителей их говорящее чудо! Сначала такие возможности кажутся безграничными, с ним постоянно разговаривают и почти круглосуточно говорит он сам. Его учат, много рассказывают, читают, показывают видеофильмы и т.д. И он все понимает, с интересом слушает. И казалось бы все идет прекрасно. Но такой малыш почему-то иногда плохо спит, плачет во сне, становится капризным и вялым. Это происходит потому, что еще слабая, неокрепшая нервная система малыша не справляется с потоком информации, свалившейся на его голову. Повышенная возбудимость, ночные страхи, капризы свидетельствуют о том, что нервная система ребенка утомлена, не справляется с информационной нагрузкой. Значит, малышу необходим отдых, свобода от лишних впечатлений, особенно речевых. Для того чтобы предотвратить развитие невроза, нужно больше гулять с ребенком, играть в простые детские игры, учить общаться со сверстниками и ни в коем случае не перегружать информацией.
Теперь поговорим о совершенствовании движений. Мы убедились в том, как тесно связаны между собой устная, письменная речь и движения, особенно мелкая моторика и речь.
Присмотритесь к своим детям: как они зашнуровывают и расшнуровывают обувь, как подбирают мелкие предметы, держат ложку, вилку, умеют ли рисовать, лепить, как работают ножницами; насколько вообще координированны их движения. Для детей с несовершенной моторикой можно проводить специальные упражнения: собирание мелких предметов в коробочку, нанизывание бус, пуговиц на леску, игру в «щелчки» (когда щелчком сбиваются шашки с доски), разукрашивание картинок в книжках-раскрасках и мно гие другие игры-упражнения.
Очень важны работы по дому, самообслуживание. Не делайте за ребенка то, что он может сделать сам. Пусть он сделает вкривь, вкось, но сам, своими руками. Многих родителей раздражает детское «Я сам!». А зря. Больше учите с ребенком наизусть, очень хорошо, когда он не стесняется декламировать стихи родителям, гостям, выступать на детских праздниках. Ведь это воспитывает в нем уверенность в себе.
Чтобы воспользоваться тем или иным советом, нужно очень внимательно наблюдать за своим малышом, пытаться понять его интересы, знать его характер. А главное – руководствоваться принципом «Не навреди».
Речь ребенка – важная черта его личности. От ее развития зависит, каким он вырастет. И пусть речь будет правильной, красивой и совершенной.

Читайте также:  Книги для развития ребенка 5 лет на дому

Источник

Темы докладов.
1. Ранняя помощь детям с нарушением ОДА
2.Особенности познавательной деятельности у дошкольников с ДЦП.
3. Двигательные нарушения у детей с ДЦП
4..Формирование пространственных представлений у детей с ДЦП.
5. Влияние нарушений моторного развития на формирование речи.
6. Соотношение форм дизартрии с формами ДЦП.
7. Особенности эмоционально-волевого развития дошкольников с ДЦП
8. Способы общения доступные ребенку с анартрией.
9. Алалия и задержка развития речи у детей с нарушением ОДА .
10. Дизартрия и анартрия у детей с нарушением ОДА
11.Игровые методы развития речи у детей с нарушением ОДА.
12.Организация логопедической работы в ДОУ для детей с нарушением ОДА
13.Логопедическая коррекция дизартрии у детей с нарушением ОДА.
14. Профилактика нарушений речи у детей с нарушением ОДА
15 Требования к учебно-методическим пособиях для работы с детьми с нарушением ОДА.
16. Требования к проведению коррекционно-развивающих занятий с детьми ДЦП
17..Взаимосвязь логопедической работы и лечебной физкультуры в системе абилитации детей с нарушением ОДА.
18. Особенности формирования письма у детей с ДЦП
19. Организация коррекционно-педагогической работы с детьми с ДЦП в специальном дошкольном учреждении
20. Особенности речевого развития детей с ДЦП в первые годы жизни.
21. Особенности становления различных видов деятельности дошкольников с ДЦП
22. Вклад института ортопедии им. Т.И.Турнера в лечение и реабилитацию больных с нарушениями ОДА
23. Особенности семейного воспитания детей с ДЦП
24. Своеобразие психических функций у детей с церебральным параличом.
25. Особенности развития игровой деятельности детей с церебральным параличом.
26. Состояние изобразительной и конструктивной деятельности при ДЦП.
27. Особенности овладения трудовой деятельностью детьми дошкольного возраста с церебральным параличом
28. Психологическая готовность детей с церебральным параличом к школьному обучению.
29. Коррекция двигательного развития в процессе трудового воспитания.
30. Содержание коррекционной работы по развитию изобразительной деятельности у детей с церебральным параличом.
31. Содержание коррекционной работы по развитию трудовой деятельности у детей с ДЦП.
32. Основные направления и приемы обогащения словарного запаса.
33. Формирование элементарных математических представлений у детей с церебральным параличом.
34. Содержание работы по формированию представлений об окружающей действительности.
35. Значение комплексного медико-психолого-педагогического воздействия при детском церебральном параличе.
36. Содержание работы по подготовке к обучению в школе детей с ДЦП.
37. Роль семьи в воспитании ребенка с ДЦП.
38. Основные направления и содержание семейного воспитания детей с ДЦП раннего и дошкольного возраста.

Читайте также:  Ребенок с задержкой физического развития

Рекомендуемая литература

Детский церебральный паралич. Хрестоматия / Составители Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук. — СПб., Дидактика-Плюс, 2003.
Финни Н.Р. Ребенок с церебральным параличом: помощь, уход, развитие: кн. Для родителей / Нэнси Р. Финни; под ред. Е.Ф. Клочковой; перю с англ. Ю.В. Липес, А.В. Снеговой. – 4е изд. – М.: Теревинф, 2014. – 336с. – (Серия «Ообый ребенок»).
Хольц Р. Помощь детям с церебральным параличом. Изд. 2-е, стер. / Ренате Хольц. Пер. с нем. А.Н. Неговориной; Под ред. и с предисловием Е.В. Клочковой. – М.: Теревинф, 2007. – 336с.
Абрамович-Лехтман Р.Я. Психологическая помощь детям с церебральными параличами // Лечебная помощь детям с церебральными параличами: Труды НИИ им. Г. И. Турнера. — Л., 1962.
Акош К. Помощь детям с церебральным параличом — кондуктивная педагогика. — М., 1994.
Бадалян Л.О. и др. Детские церебральные параличи. — Киев, 1988.
Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детские церебральные параличи. — Киев, 1988.
Ботта Н., Ботта П. Лечебное воспитание детей с двигательными расстройствами церебрального происхождения. — Л.: ЛМУ, 1964.
Василенко Н.А. Психопатологическая характеристика учащихся с церебральным параличом // Дефектология

Рекомендуемая литература
Медико-социальная реабилитация больных и инвалидов вследствие детского
Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Под ред. Т.А. Власовой. — М., 1985.
Особенности умственного и речевого развития учащихся с церебральным параличом / Под ред. Мастюковой Е.М. — М., 1989.
Раменская О.П. Психологическое изучение личности дошкольника с церебральным параличом. — М., 1980.
Сараева Н.М. Различия в волевой активности подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата // Дефектология. — 1980. — № 2.
Сараева Н.М. Характеристика волевой активности подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата по материалам экстенсивных методов // Дефектология. — 1979. — № 6.
Саркисян Л.А. Состояние и концепция высшего профессионального образования инвалидов-опорников // Инновации в российском образовании. Специальное (коррекционное) образование. – М., 1999.
Семенова К.А. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных с детским церебральным параличом. — Ташкент, 1979.
Семенова К.А. Патогенетическая восстановительная терапия больных детским церебральным параличом. — Киев, 1986.
Семенова К.А., Махмудова Н.М. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных детским церебральным параличом. — Ташкент, 1979.
Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Академия, 2001.
Стацевич Е.Е. Советы психолога детям с детскими церебральными параличами. — М., 1993.
Финни Н. Ребенок с церебральным параличом. — М., 2001.
Чавес С. Социально-психологические особенности семейного воспитания детей с церебральным параличом: Автореф. дис. … канд. наук. — СПб., 1992.
Шамарен Т.Г., Белова Г.И. Возможности восстановительного лечения детских церебральных параличей. — Элиста, 1999.
Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. — М., 2004.
Эйдинов М.Б. Детские церебральные параличи и пути их преодоления. — М., 1959.

Читайте также:  Методики развитие ребенка дошкольного возраста

Добрый вечер! Отправляю вам доклад тема №7 » Алалия и задержка развития речи у детей с ОДА» подготовили доклад Назарова Юлия, Голикова Таня, Пикареня Дарья, Кульман Олеся

ДОКЛАД ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ДИЗАРТРИИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОДА Выполнили: Студентки IV курса заочной формы обучения
Егорова Ю.И.
Коновалова(Сазыкова) М.Е.
Некрасова А.С.
Руссу А.И.

Здравствуйте! IV курс заочной формы обучения направление — специальное (дефектологическое)образование, профиль — логопедия.
Сельницева, Мотырева. Ганюшкина, Ермаченкова
Доклад на тему: » Особенности познавательной деятельности у детей с ДЦП»

Доклад «Соотношение форм дизартрии с формами ДЦП» IV курс заочной формы обучения направление — специальное (дефектологическое)образование, профиль — логопедия.
Александрова,Ивлева,Кораблева,Мусаутова,Шовкопляс.

Доклад: 4. Влияние нарушения моторного развития на формирование речи
Выполнили:
студентки 4 курса
заочной формы обучения
направление – специальное (дефектологическое) образование, профиль — логопедия
Белильникова А. Зданович А. Зейналова С. Зелинская О. Сидорова О. Ровнушкина О.

Доклад на тему «Дизартрия и анартрия у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата»
IV курса заочной формы обучения (сокращенка)
Глушаковой И.В.
Янушко Ю.А

Доклад на тему : » Способы общения доступные ребёнку с анартрией. Выполнили студентки 4 курса заочной формы обучения. Веселова В.В.,Кононович Ю С.,Медникова К. О., Никишина Ю. П.

Доклад: 14. Требования к проведению коррекционно-развивающих занятий с детьми ДЦП
Выполнили:
студентки 4 курса заочной формы обучения
направление – специальное (дефектологическое) образование, профиль — логопедия
Жулина В.Н. Пелевина А.А.

Доклад на тему : «Профилактика нарушений речи у детей с ОДА». Выполнили студентки 4 курса заочной формы обучения .
Юрченко Т.В.
Попова А.А.
Гончаренко К.И.
Ефремова М.Д.

Юлия, добрый вечер.

Тема заявлена: «Алалия и задержка развития речи у детей с ОДА» по алалии, ну почти совсем ничего. Нужно было озвучить логопедическую работу при алалии, что у детей с ДЦП алалия может сочетаться с дизартрией и тоже описать ЛР. Зачёт поставлю только потому, что не было лекций.
ЗАЧЁТ

Юлия, добрый вечер.
Нет ссылок по тексту и информации по познавательной деятельности у детей с ДЦП можно было и побольше найти и озвучить в докладе.
ЗАЧЁТ

Доклад на тему: «Организация логопедической работы в ДОУ для детей с нарушением ОДА» Выполнили студентки 4 курса заочной формы обучения направление – специальное (дефектологическое) образование, профиль — логопедия: Соломатина И.А.
Усенко Е.О.
Шубина И.Ю.
Янковская А.Е.

Екатерина, добрый вечер.

Очень скромненько по содержанию. Нужно было описать логопедическую работу при каждой форме дизартрии.

ЗАЧЁТ

Сабина, добрый вечер.

Это совсем несерьёзно. 6 человек и всего 4 странички. Ещё если бы этот доклад написали 3 человека худо бедно можно бы было натянуть зачёт. На данный момент зачёт поставить не могу. Либо дополняйте доклад по этой теме , либо разделитесь и возьмите другие темы.

НЕЗАЧЁТ

Юлия, молодцы!!!! Очень хороший доклад.

ЗАЧЁТ!

Валя, добрый вечер.

ЗАЧЁТ!

Источник