Логоритмика для ребенка 1 год

Логоритмика для ребенка 1 год thumbnail

В последние десятилетия во всём научном мире появился особый интерес к
раннему периоду жизни ребёнка. Слабость и несовершенство этого возраста, по
сути, являются его силой и предоставляют безграничные возможности для духовного
и физического совершенствования, для формирования основ будущей взрослой
личности.

Психическое развитие малыша не происходит само по себе по мере роста ребёнка.
Для того, чтобы малыш научился воспринимать окружающий мир, радоваться, говорить
и думать, нужны специальные условия. Одного ухода недостаточно, чтобы вырастить
полноценное человеческое дитя. Начинать обучение следует уже с первых дней жизни
ребёнка, двигаясь целенаправленно и обдуманно. Ребёнок развивается очень быстро
и физически и умственно, поэтому очень важно, чтобы его развитие правильно
стимулировалось на каждой стадии.

Для родителей и всех специалистов, работающих с детьмис 1 года до 2лет, предлагаю эффективную форму коррекционно-развивающей работы
интегрированные занятия, объединяющие работу логопеда, воспитателя и
музыкального руководителя (цикл занятий “Логоритмика с пелёнок”).
Реализация данного цикла осуществлялась в условиях Чайковского дома ребёнка с
детьми в возрасте с 1 года до 2 лет имеющих развитие, соответствующие норме, так
и с детьми, имеющих задержку психо-речевого развития.

Новизна данной системы работы заключается в попытке систематизировать
коррекционно-развивающую работу данных специалистов с целью поэтапного
формирования основ речевого и сенсомоторного развития малышей в норме, так и
имеющих какие-либо проблемы развития.

Целью занятий является создание условий для развития эмоционального,
социального, речевого и интеллектуального потенциала ребёнка. Формирование его
позитивных личностных качеств, компенсация первичных нарушений и коррекция
вторичных отклонений в развитии (если такие имеются).

Система разработанных занятий решает следующие задачи: диагностические,
коррекционно-развивающие, образовательные. Диагностические задачи – включают в
себя комплексное медико-психолого-педагогическое изучение ребёнка, на основе
которого разрабатывается индивидуальная программа развития ребёнка. Комплексное
обследование детей с 1-го года до 2-х лет проводится по “Методике диагностики
нервно-психического развития детей” под редакцией профессора В.А.Доскина.
Коррекционно-развивающие задачи – направлены на развитие компенсаторных
возможностей психики и деятельности проблемного ребёнка, на преодоление
первичных и предупреждение вторичных отклонений в развитии. Образовательные
задачи – включают развитие познавательной активности детей, формирование видов
деятельности, характерных для детей 2-го года жизни. Цикл интегрированных
занятий для детей с 1-го года до 2-х лет был назван “Логоритмика с пелёнок”.

Логопедическая ритмика – комплексная методика, основанная на использовании
связи слова, музыки и движения.

Цель логоритмических занятий для детей раннего возраста – стимулирование
развития речевой и мыслительной деятельности, развитие сенсорных процессов и
двигательных функций как основы формирования и развития речи. На логоритмических
занятиях обеспечивается преемственность в работе специалистов, занимающихся
развивающей и коррекционной работой: учителя-логопеда, музыкального
руководителя, воспитателя.

В структуру интегрированных занятий с детьми с 1-го года до 2-х лет
включаются элементы логоритмики. Практика показала, что такие виды упражнений
как упражнения, регулирующие мышечный тонус, развивающие внимание (слуховое,
зрительное), мелкую моторику, координацию движений и другие хорошо осваиваются
детьми раннего возраста.

Многие виды упражнений интегрированного занятия (вводное упражнение;
упражнение на установление эмоционального контакта взрослого с ребёнком;
упражнение, регулирующее мышечный тонус; упражнение на развитие мелкой моторики;
упражнения на релаксацию и др.) проводятся под музыкальное сопровождение.
Совместно с музыкальным руководителем идёт подбор музыкального оформления
занятия. Для детей раннего возраста используем как классическую, так и народную
музыку.

Музыкальное воздействие способствует улучшению настроения, снимает напряжение
и отрицательные эмоции, успокаивает и расслабляет малышей, формирует чувство
темп и ритма.

Количество детей на одном занятии – не более пяти, предполагает работу в
парах: взрослый – ребёнок. Занятие проводят учитель– логопед, музыкальный
руководитель. Помогают проводить занятия воспитатели. Активное участие на
занятиях так же принимают родители, с ними предварительно проводятся
теоретические и практические консультации.

Продолжительность занятий 10–15 минут.

Структура логоритмического занятия с детьми в возрасте с 1-го года до 2-х лет
включает: вводное упражнение (ходьба); упражнение на установление эмоционального
контакта взрослого с ребёнком; упражнение, регулирующее мышечный тонус;
упражнение на развитие координации слова с движением; упражнение на развитие
мелкой моторики; упражнение на выработку зрительно-слухового внимания;
упражнения на развитие речи (активной и пассивной); игру – забаву с игрушкой;
упражнения на развитие предметно-манипулятивной деятельности; танец;
заключительное упражнение (релаксация).

Цикл “Логоритмика с пелёнок” состоит из 9-ти занятий: “Куколка Катюшка”,
“Зайчик”, “Мишка косолапый”, “Белочка”, “Птичка”, “Собачка”, “Лошадка”,
“Кошечка”, “Курочка”. Каждое занятие проводится в течение месяца 2 раза в
неделю. Тематическая основа занятия не меняется. Рекомендуется менять
дидактическое оборудование и речевой материал каждую неделю (по возможности).
Например, тема “Лошадка”. На занятиях используются большая и маленькая игрушки
лошадки, пластмассовая и мягкая игрушки лошадки, лошадка – качалка и т.п. Также
меняются речевое и музыкальное оформление занятия.

Реализация цикла “Логоритмика с пелёнок” для детей с 1-го года до 2-х лет
показала эффективность применения данных занятий. Итоговая диагностика позволяет
сделать вывод: уровень психо-речевого развития детей, в результате
коррекционно-развивающей работы, увеличился по всем основным линиям развития (в
среднем на 2 эпикризных срока). Это позволяет включать данный цикл в систему
коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми возможностями здоровья,
внедрять в практику работы специалистов, занимающихся с детьми раннего возраста.
И, безусловно, эти занятия будут интересны родителям.

Приведу пример интегрированного занятия для детей с 1-го года до 2-х лет.

Интегрированное занятие № 1 (сентябрь).

Тема: Куколка Катюшка.

Задачи:

– стимулировать эмоциональное общение;
– развивать зрительное, слуховое внимания;
– развивать активную речь на основе подражательной деятельности;
– развивать понимание речи в каждой конкретной ситуации;
– развивать предметно-манипулятивную деятельность;
– развивать общую, мелкую моторику.

Оборудование:

– погремушки по количеству детей + 1шт. логопеду;
– куколки (высота 15–20 см) по количеству детей + 1шт. логопеду.

Ход занятия

1. Вводное упражнение (ходьба). Взрослые с детьми входят в музыкальный зал.
Упражнение “Научились мы ходить” (сл. и муз. Е. Макшанцевой).

Научились мы ходить,
Ножки поднимаем. (Педагог держит ребёнка за руки, ходит с ним по залу.)

Вот как наши малыши
Весело шагают!

2. Упражнение на установление эмоционального контакта. Дети сидят на
стульчиках, взрослые напротив детей.

Упражнение “Ладошечка” (рус.нар.песня “Я на горку шла”).

Дай ладошечку, моя крошечка, (Взрослый гладит руку ребёнка.)
Я поглажу тебя по ладошечке.
На ладошечку, моя крошечка, (Ребёнок гладит руку взрослого.)
Ты погладь меня по ладошечке.

3.Упражнение, регулирующее мышечный тонус “Зарядка” (муз. Е.
Теличеевой. Сборник “Музыка в детском саду”, выпуск 2).

Ножками затопали топ – топ – топ, (Движения выполняются согласно.)
Ручками захлопали хлоп – хлоп – хлоп, (Текста, взрослые помогают детям.)

Сели, встали, снова сели,
А потом всю кашку съели.

4. Упражнение на развитие координации слова с движением. Педагоги
манипулируют детьми, затем дети самостоятельно выполняют упражнения. Упражнение
“Прилетели гули”(рус.нар.мелодия).

Ай, люли – люли (Дети машут руками, имитируя взмахи птиц.)
Прилетели гули!
Прилетели, прилетели, (Ручки опускаются на голову ребёнка.)
На головку сели! (Повтор упражнения 2–3 раза).

5. Упражнение на развитие мелкой моторики “Осенний букет”.

1, 2, 3, 4, 5 – будем листья собирать! (Загибаем каждый палец ребёнка
в кулачёк, разгибаем и разминаем каждый пальчик от основания до ногтя,
начиная с мизинца.)
Листья берёзы, листья рябины
Листики тополя, листья осины, 
Листики дуба мы соберём –
Маме осенний букет принесём! (Показываем ладошку (выполняем упражнение с
правой и левой рукой.).)

6. Упражнение на развитие зрительного внимания “Кукла Катя”.

К нам пришла в нарядном платье (Логопед показывает куклу,
рассматривает.)

С белым бантом кукла Катя. (Её, показывает как она ходит, бегает и т.п.)

7. Игра с куклой. Р.н.м. “Баю-баю”.

Баю-баю, куколку качаю, (Дети убаюкивают куколок.)
Баю-баю, куколку качаю. (Педагоги помогают Р.н.м. “Светит месяц”.)

Вот как кукла Катя пляшет, (Дети выполняют танцевальные.)
И ребяткам ручкой машет. (Движения с куклой (упражнение повторяется 2
раза).)

8. Танец “Ай – да” (рус.нар.мелодия в обработке В. Попатенко). Взрослые с
детьми выходят в центр музыкального зала, вместе танцуют для куколок танец.

9. Упражнение на выработку слухового внимания “Погремушечка звенит”. Развитие
активной речи на основе подражательной деятельности.

Куколка Катюшка Принесла ребяткам погремушки. (Логопед звенит
погремушкой.)

Погремушечка звенит и ребяток веселит: (Громко-тихо, играет
быстро-медленно.)

Та-та-та-та……. (Чётко произносит слоги в разном темпе и ритме, обращает
внимание детей на произношение слогов.)

10. Развитие предметно-манипулятивной деятельности. Упражнение “Погремушечка”
(муз. Раухвергера, сборник “Музыка в детском саду”, выпуск 1) – логопед под
музыку играет на погремушке, соблюдая темп и ритм музыки; – педагоги вместе с
детьми повторяют упражнение.

11. Заключительное релаксационное упражнение. Дети сидят на коленях у
взрослых слушают музыку Шуберта “Аве, Мария”. Дети держат кукол в руках,
прижимают их к себе.

Источник

О том, что это за чудо такое — логоритмика, я уже рассказывала вот тут. Сегодня по просьбам читателей я делюсь примерами упражнений и заданий для детей, которые вы с легкостью повторите дома.

0-2.5 года

Да-да, начинать заниматься логоритмикой можно прямо с пеленок – просто до 2х лет упражнения будут носить пассивный характер. Это выглядит так: взрослый читает малышу стишок или потешку, отхлопывая в ладоши ритм. Затем мама может помочь своему чаду выполнить необходимые движения, например, на определенные слова поднимать его ручки вверх и опускать вниз, «хлопать» ладошками малыша в такт стихам или музыке. То же самое можно проделывать и с песнями.

От 2.5 до 4 лет: слушаем, двигаемся, смотрим.

Достигнув 2.5 – 3 лет, малыш уже вполне готов стать непосредственным и активным участником упражнений. В этом возрасте он оттачивает двигательные навыки, учится говорить и общаться – именно этим мы и займемся на наших логоритмических занятиях.

Если ребенок еще не говорит предложениями, то разрешите ему повторять только последние слова или же окончания слов.

1. Игра «Прогулка» — развитие общей моторики

2. Игра «Большие и маленькие капельки» — развитие чувства темпа и ритма

Взрослый сообщает ребенку, что пошел дождик. (Можно включить запись шума дождя, закрыть глаза на 10-15 секунд и «послушать дождик»).

Как стучат большие капли? Правильно, они стучат медленно — кап, кап, кап, кап…

Дети проговаривают, хлопая ладошками по коленям в такт.

А маленькие капельки как? Конечно, быстро! Кап-кап-кап-кап-кап-кап…

Дети проговаривают, хлопая ладошками по коленям в такт.

3. Игра «Оркестр» — развитие слухового внимания

Когда взрослый говорит: «Дождь!» — ребенок говорит: «Ш-ш-ш…», на слово «Молния!» — звенит в колокольчика; а когда взрослый про­износит: «Гром!» — громко топает ногами. На слово «ти­шина»— все смолкает.

4. Пальчиковая игра «Домик» — развитие мелкой моторики

5. Пение — тренировка дыхания, голоса и плавности речи

Настало время для песни – Вы можете выбрать любую песенку, которая нравится малышу, и к которой есть музыкальное сопровождение. Обязательно пойте вместе с ребенком, даже если считаете, что медведь наступил на ухо вам обоим – помните, в нашем деле главное не красота, а польза!

6. Игра «Ветер» — нормализация мышечного тонуса, расслабление.

7. Упражнение «Вьюга» — развитие речевого дыхания

Взрослый: Как дует сильный ветер? У-у-у… Кто изобразит самый долгий ветер?

Ребенок после энергичного вдоха через нос на выдохе продолжи­тельно тянет звук «у-у-у…»

8. Игра «Прогулка и дождик» — развитие чувства темпа и ритма, общей моторики

Звучит 1-я часть музыки— в медленном темпе- ребенок и взрослый спокойно гуляют по комнате в свобод­ном направлении; включается 2-я часть — в среднем темпе — весело пляшут, включая в танец знакомые движения; 3-я часть — в быстром темпе — убе­гают от дождя, прячась под большим зонтом, открытым взрослым.

Не расстраивайтесь и не сердитесь, если у малыша что-то не получается. Почувствовав ваше недовольство, он может замкнуться и отказаться от упражнения вообще. Наберитесь терпения и не бросайте начатое дело, даже если результат не будет виден сразу. Другое дело, если чадо капризничает или откровенно саботирует занятия: тут уже можно и родительский авторитет включить.

Очень рекомендую прочитать правила выполнения логоритмических упражнений вот тут!

Задания для детей постарше можно найти здесь

Больше полезных статей о детском развитии — на моем канале.
Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые статьи!

Источник

Для развития речи и ее коррекции часто используют логоритмику. 

Занятия логопедической ритмикой помогают ребенку улучшить артикуляцию, научиться правильному речевому дыханию и справиться с такими проблемами, как заикание, неправильное произношение и слишком быстрый или медленный темп речи.

Что же такое логоритмика для детей?

Как надо проводить занятия?

Как подобрать логоритмические упражнения?

В этой статье содержатся ответы на эти и другие вопросы.

Что такое логоритмика

Логоритмика — это игровой метод работы с детьми, в котором сочетаются музыка, движения и слова стихотворений или песенок.

Логоритмические занятия включают в себя:

  • ходьбу или марширование под музыку;
  • игры для развития дыхания;
  • упражнения для артикуляции;
  • ритмические задания;
  • речевые упражнения;
  • пальчиковые игры.

Цели и задачи логоритмики

Главная цель логоритмики — развитие речи ребенка и устранение речевых нарушений.

Для этого логоритмические упражнения включают в себя такие задачи:

  • развить чувство ритма и такта;
  • научить правильному речевому дыханию;
  • улучшить общую и мелкую моторики;
  • развить внимание, память и слуховое восприятие;
  • включить в речь ребенка мимику и жесты;
  • научить плавности произнесения слов и фраз.

Связь моторного и речевого ритмов

Логопеды считают, что движение и речь тесно связаны между собой. Точнее — моторный и речевой ритмы.

Ритмичные движения легко запомнить и воспроизвести их “на автомате”.

А их моторный ритм связан с темпом произнесения слов (речевым ритмом).

То есть, если научить ребенка ритмично двигаться и произносить слова в нужном темпе, он сможет так же размеренно и спокойно говорить в обычной жизни.

Виды упражнений

Логоритмические упражнения довольно разнообразны. 

Занятие можно строить так, чтобы чаще использовать те игры, которые помогут в коррекции речевой проблемы. 

Например, если ребенок заикается, следует добавить в занятие побольше упражнений для дыхания, темпа и ритма. А если малышу не дается произнесение каких-то звуков, стоит сделать упор на артикуляционные упражнения и упражнения для коррекции звукопроизношения.  

Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции

Эти упражнения развивают силу голоса, улучшают артикуляцию и учат правильному дыханию для плавной речи.

“Подуем на плечо”

Подуем на плечо (голова прямо — вдох, голова повернута — выдох).

Подуем на другое (аналогично дуют на другое плечо).

Нам солнце горячо

Пекло дневной порою (поднимают голову и руки вверх, дуют через губы).

Подуем и на грудь мы (дуют на грудь)

И грудь свою остудим.

Подуем мы на облака (опять поднимают лицо и дуют)

И остановимся пока.

Потом повторим все опять — 

Раз, два, три, четыре, пять (маршируют на месте).

Для развития артикуляции подойдет такое упражнение:

“Рыжик”

Раз-два-три-четыре-пять

Будем с Рыжиком гулять! (маршируют)

Раз-два-три-четыре

Рот откроем мы пошире (широко раскрывают рот)

Пожевали, (жевательные движения)

Постучали (стучат зубами)

И с котенком побежали (двигают языком вперед-назад).

Кот снежинки ртом ловил,   (ловят ртом воображаемые снежинки)

Влево, вправо он ходил. (двигают языком вправо-влево)

Скучно Рыжику, ребятки,

Поиграем с ним мы в прятки (закрывают ладошками глаза, прячутся).

Для развития силы голоса  можно использовать такой прием: 

  • петь тихо, как мышки, или говорить громко, как слоники.
  • говорить тихо, как маленькая собачка, или громко, как большая собака (следите, чтобы ребенок говорил громко, но не кричал).

Упражнения на активизацию внимания и памяти

Такие упражнения учат переключать внимание. Также они развивают зрительную, двигательную и слуховую памяти.  

“Самый внимательный”

Для игры потребуется бубен (или барабанчик, погремушка). Ребенку нужно топнуть ногой, если бубен звучит громко. Если же он звенит тихо — надо просто стоять на месте.  

“Печатная машинка”

Здесь требуется одновременно выполнять движения руками и ногами. Исходная позиция — ноги вместе, руки на поясе. На счет раз нужно прыгнуть и развести ноги в стороны. Счет два — ударяют руками по коленям. Счет три — щелкают руками в стороны. Счет четыре — хлопают ладонями перед грудью.

Делайте упражнение вместе с ребенком, пусть он вначале повторяет за вами. Если ребенку тяжело выполнять сразу комбинацию на четыре счета, попробуйте упростить упражнение и вначале делать на два счета.

Речевые упражнения без музыкального сопровождения

В таких упражнениях дети ритмично проговаривают текст, сопровождая его действиями. Это позволяет научиться координировать речь с движениями или жестами.

“Как на горке”

Как на горке снег, снег, (показывать руками «горку»)

Снег, снег, снег, снег. (двигать руками, перебирая пальцами)

И под горкой снег, снег, (показывать руками «под горкой»)

Снег, снег, снег, снег. (двигать руками, перебирая пальцами)

А под снегом спит медведь. (сначала ладошки под щечку, а потом изобразить ушки медведя)

Тише, тише, не шуметь (пальчик ко рту, грозить пальчиком).

“Мы капусту режем”

Мы капусту режем, режем (движения прямыми ладошками вверх-вниз).

Мы морковку трем, трем (потереть кулачок о кулачок).

Мы капусту солим, солим (поочередное поглаживание подушечек пальцев большим пальцем).

Мы капусту жмем, жмем (сжимать и разжимать кулачки). 

Ритмические упражнения

В этих упражнениях дети ударяют ладонями по коленкам или по бубну в определенном ритме (например,четвертными — медленно, или восьмыми — более быстро и т.д.).

Такие игры учат чувствовать ритм в музыке, движениях и словах.

“Бум”

С барабаном ходит Ежик. Бум-бум-бум! (на слова “Бум-бум-бум” равномерно ударяют ладонями по коленям).

Целый день играет ежик: Бум-бум-бум!

С барабаном за плечами..Бум-бум-бум!

Ежик в сад забрел случайно. Бум-бум-бум!

Очень яблоки любил он. Бум-бум-бум!

Барабан в саду забыл он. Бум-бум-бум!

Ночью яблоки срывались, Бум-бум-бум!

И удары раздавались: Бум-бум-бум!

Ой, как зайчики струхнули! Бум-бум-бум!

Глаз до зорьки не сомкнули!  Бум-бум-бум!

“Туки-ток”

Туки-ток, туки-ток! (ударять кулаком о кулак четвертями)

Так стучит молоток. 

Туки-туки-туки-точки! (восьмыми стучать кулачками по бедрам)

Застучали молоточки.

Развитие чувства темпа

Такие упражнения учат чувствовать темп в музыке. Это поможет ребенку контролировать темп своей речи.

“Поезд”

Нужно топающим шагом двигаться по комнате, ускоряя и замедляя движение в соответствии с темпом музыки. При этом руки, согнутые в локтях (пальцы сжаты в кулачки), делают одновременные круговые движения.

Возвращается наш поезд.

Машинист в нем — Дед Мороз. 

Много он зверюшек разных

К нам домой сейчас привез.

“Ноги и ножки”

Участникам надо двигаться по кругу.  Под медленную музыку идут не спеша, высоко поднимая колени. Когда мелодия зазвучит в быстром темпе, нужно двигаться мелкими топочущими шагами.

“Самолет”

Участники под быструю музыку бегут друг за другом по комнате, изображая самолеты. Руки подняты в стороны, как крылья самолетов. Когда музыка замедляется, надо опустить руки и перейти на ходьбу. 

Логоритмические упражнения

Пальчиковые игры

Эти игры развивают речь через мелкую моторику рук. Для выполнения упражнений можно использовать небольшие предметы — мячики, палочки, карандаши и т.д.

“Осенний букет”

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем листья собирать (сжимать и разжимать кулачки).

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины, 

Листики дуба (загибать поочередно пальцы: большой, указательный, средний, безымянный, мизинец)

Мы соберем, (сжимать и разжимать кулачки)

Маме осенний букет отнесем (вытянуть вперед ладошки).

“Кулачки”

Как сожму я кулачок, (сжать руки в кулачки)

Да поставлю на бочок, (поставить кулачки большими пальцами вверх)

Разожму ладошку, (распрямить кисть)

Положу на ножку. (положить руку на колено ладонью вверх)

Тук-тук!

Тук-тук-тук. (три удара кулаками друг о друга)

— Да-да-да. (три хлопка в ладоши)

—  Можно к вам? (три удара кулаками друг о друга)

—  Рад всегда! (три хлопка в ладоши)

“Птичка”

Птичка, птичка,

На тебе водички («звать» птичку, помахивая кистью одной руки к себе, другую ладошку сложить чашечкой).

Спрыгни с веточки ко мне, 

Дам я зернышки тебе («сыпать корм» одной рукой на ладошку другой).

Клю-клю-клю… (стучать указательными пальцами по коленям в разных ритмах).

Упражнения на развитие мимики

Эти упражнения улучшают подвижность губ и мышц лица для выразительной мимики.

“Мышки”

Взрослый и ребенок — это мышки. Взрослый активно проигрывает сценку, изображая происходящее не только движениями, но и мимикой. Ребенок повторяет.

Мышке  надо идти тихо-тихо, чтобы кошка не услышала. Остановились, прислушались, пошли дальше. Принюхались, улыбнулись: запахло сыром – “побежали” в кладовку. Откусили по кусочку сыра. Как вкусно! Услышали, как крадется кошка. Испугались, побежали. Прибежали в норку. Улыбнулись. А теперь и мы улыбнёмся друг другу.

“Медвежата”

Участники воображают, что они медвежата.  Медвежата идут по лесу, переваливаются. Увидели пчелиные ульи – улыбнулись, облизнулись. Очень захотелось меда! Подошли поближе, но тут налетели пчелы. Медвежата нахмурились, стали отмахиваться от пчел, ведь они больно кусаются. Побежали скорее от опасного места. Вздохнули облегченно: убежали от пчел. Улыбнулись друг другу.

Артикуляционные упражнения

Такие упражнения нужны, чтобы развивать подвижность языка, губ и челюсти. Их выполняют примерно по 5-7 раз.

“Подуем на чай”

Нужно вытянуть губы вперед трубочкой, как при звуке “у”, и выдохнуть долгой струей.

“Вкусное варенье”

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз. Затем втянуть язык в рот, к центру нёба. Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть должна быть неподвижной.

“Язычок”

Просыпается язык, 

Долго спать он не привык. 

И спросил у подбородка:

“Эй, какая там погодка?” 

Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз, к подбородку. Затем убрать язык в рот. 

Упражнения на развитие фонематического восприятия

Цель этих игр — научить ребенка различать определенные звуки, а также развивать слуховое внимание.

“Что звенит?”

Взрослый показывает деревянные, металлические ложки, погремушки, колокольчик. Затем он предлагает послушать, как звучат эти предметы. Потом, спрятав их, нужно позвенеть этими предметами по очереди. Ребенку надо узнать, какой это звук, и назвать этот звучащий предмет.

“Услышишь — хлопни”

Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов), ребенок с закрытыми глазами, услышав определенный звук, хлопает в ладоши. Для начала можно попробовать выполнять это упражнение с открытыми глазами.

Детям постарше подойдет такой вариант: 

“Выдели слово”

Пусть ребенок топнет ногой или ударит по коленкам, когда он услышит слово с заданным звуком.

Коррекция звукопроизношения

Такие упражнения позволяют научиться четко проговаривать звуки и “автоматизировать” их произношение.

“Путешествие”

Мы на машину сядем и заведем мотор.

Повезет машина нас за большой забор (надо имитировать звук «р» вибрацией губ одновременно со звуком голоса).

На машине ехали, город весь проехали.

Проезжали косогор – у нее заглох мотор (ребенок замолкает).

Полетит наш самолет, к облакам нас унесет.

С ветерком там поиграет и на землю всех вернет (нужно тянуть гласный «у» с выдуванием воздуха через вытянутые трубочкой губы. При этом высота звука волнообразно изменяется — вверх и вниз).

Поезд подает сигнал – он стоять уже устал (ребенок тянет «ту-ту-у-у»).

Набирает поезд ход ( произнести «чух-чух» с ускорением или замедлением темпа),

Свою песенку поет (прошипеть на выдохе «пш-ш-ш»).

На лошадке верхом все поскачем мы потом, (щелкать языком, изменяя форму губ – вытягивать трубочкой и растягивать в улыбке),

Звонко цокают копытца, не пора ль остановится? Тпру-у-у!

“Ложки”

Нужно стучать ложками, при этом произнося стихотворение. 

Кто на ложках так играет, кто на ложках так стучит?

Наша Лера выступает, отбивает Лера ритм!

Ла-ла-ля, ло-ло-лё, лу-лу-лю, лы-лы-ли, лэ-лэ-ле. (Первые  два слога произносятся тихо, а третий-громко)

Рекомендации по проведению занятий

  • Логоритмикой нужно заниматься около двух раз в неделю. Если у ребенка есть проблемы с речью, то нужно заниматься в два раза чаще. 
  • Чтобы заинтересовать малыша, стоит использовать яркие картинки и игрушки.
  • Занятия должны приносить положительные эмоции. Поэтому нельзя кричать на ребенка или сердиться, если у него что-то не получается. Наоборот, он должен чувствовать поддержку.
  • Если упражнение не получается, следует отложить его на некоторое время.
  • Для занятий нужна разнообразная музыка. Это могут быть и веселые детские песенки, и звуки природы, и классика (вальс, марш и т.д.).
  • Кроме музыки, для упражнений могут понадобиться: куклы,  игрушки,  куклы-рукавички,  деревянные ложки или палочки,  кубики,  кольца от пирамидки, колокольчики, бубен, погремушки, мячики и т.п.
  • Необходимо проговаривать слова стихотворения или песенки в медленном темпе. Это нужно затем, чтобы ребенок успевал соотнести текст с движениями рук, ног и туловища.
  • Сначала ребенок выполняет упражнение одновременно со взрослым. После этого можно перейти к самостоятельному выполнению.

Результаты

Родителям стоит понимать, что занятия логоритмикой не дают мгновенного эффекта. Улучшения в речи ребенка будут заметны примерно через полгода. Но если нарушения были серьезные — возможно, для достижения результата потребуется год.

У детей, которые занимаются логопедической ритмикой, можно заметить:

  • четкое произношение;
  • хорошую артикуляцию;
  • правильное речевое дыхание;
  • выразительную мимику;
  • отличную моторику;
  • хорошее чувство такта и ритма;
  • плавные и аккуратные движения и жесты.

Логоритмика — это хороший способ в игровой форме справиться с нарушениями речи у детей. 

Логоритмические упражнения не только улучшают звукопроизношение, но и учат чувству ритма, правильному дыханию, артикуляции, развивают внимание, слух и память.

Детям необходимо заниматься несколько раз в неделю в течение полугода. В этом случае логоритмические упражнения дадут максимальный эффект.

Если статья была Вам полезна, отмечайте ее как понравившуюся — так мы будем знать, что данная тема интересна и будем продолжать делиться информацией по логоритмическим и логопедическим упражнениям.

Основная статья здесь: Kukuriku — Все о детях и для детей. Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки.

Источник