Логопедия диагностика речевого развития ребенка
Логопедическое обследование ребенка крайне
необходимо для определения уровня его речевого
развития.
В последнее время отмечается рост числа детей с
минимальными мозговыми дисфункциями, которые
приводят к нарушению развития высших
психических функций, в том числе и речи.
Диагностическое исследование таких детей
представляет определённые трудности, т.к. у
данного контингента детей имеются не только
речевые, но коммуникативные и
эмоционально-волевые расстройства различной
степени выраженности.
Таким образом, диагностическое исследование, с
одной стороны, позволяет определить нарушение
или несформированность функциональных систем, в
том числе и речи, и тем самым подойти к причине
трудностей, испытываемых ребёнком, а с другой
стороны – комплексная диагностика способствует
определению специальных коррекционных методов
обучения, которые могут оказать помощь в
преодолении этих трудностей.
Особое значение приобретают комплексные методы
диагностики в исследовании нарушений и
отклонений в развитии высших психических
функций у детей:
- Устной и письменной речи
- Особенностей процессов восприятия
- Внимания
- Памяти
- Мышления
- Пространственного воображения.
Логопедическое обследование включает 2
самостоятельных раздела:
- “Общая диагностика” (память, внимание, счёт,
мышление, эмоции). - “Речевая диагностика” (устная речь, чтение,
письмо, слухоречевая память).
Комплексное обследование, охватывающее как
речевые, так и неречевые возможности ребёнка,
позволяет провести качественную функциональную
диагностику и разработать стратегию эффективной
направленности коррекции.
ЧТО ВХОДИТ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ?
- Диагностика (около 1 часа)
- Консультация родителей
- Оформление логопедического заключения
- Обсуждение с родителями индивидуальной
программы сопровождения ребенка
Логопедическая диагностика
Проводится обследование состояния речи
ребенка по следующим направлениям:
- произносительная сторона
- фонематические процессы (слух и восприятие,
звуковой анализ и синтез) - словарь
- грамматический строй речи
- связная речь
- артикуляционная моторика (подвижность органов
речи) - мелкая моторика рук
Перед проведением диагностики предлагается
заполнить анамнез – анкету, в которой родители
описывают основные моменты развития ребенка,
начиная от рождения, условия его жизни. Все
полученные данные помогают понять причину
нарушения и спланировать свою работу так, чтобы
максимально помочь ребенку.
После проведения диагностики, ребёнку
рекомендуется необходимая программа развития.
Которая учитывает его речевые, возрастные и
индивидуальные психофизиологические
особенности.
Составляется ПРОТОКОЛ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО
ОБСЛЕДОВАНИЯ, который ВКЛЮЧАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ПУНКТЫ:
- Имя, фамилия, возраст, дата рождения, домашний
адрес. - Имена отчества родителей, кем работают, как
зовут других членов семьи, проживающих совместно
с ребёнком. - Жалобы родителей, характеристика воспитателей.
- Данные раннего развития: а) общего (кратко); б)
речевого (подробно, по периодам). - Строение органов артикуляции, подвижность их.
- Речь: а) импрессивная (понимание речи); б)
экспрессивная (владение собственной речью) — с
точки зрения фонетики, словаря, грамматического
строя; рассказ, пересказ. - Состояние вербального интеллекта.
ПРИМЕРНЫЕ ВИДЫ ЗАДАНИЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО
ОБСЛЕДОВАНИЯ
При обследовании общего развития ребенка необходимо
выяснить:
- на каком уровне находятся знания основных
цветов, геометрических форм, величины предметов
(Например, показать от самого высокого до самого
низкого и т.п.) - умение ориентироваться в пространстве (спереди,
сзади, вверху, внизу, сбоку); во времени (времена
года, части суток) - состояние конструктивной деятельности (сложить
разрезную картинку из двух-четырех частей); - знание элементарных математических понятий
(один, много, ни одного); - умение классифицировать предметы (обобщающие
понятия, выделение четвертого лишнего)
При обследовании речевого развития ребенка
проверяется активная и пассивная речь. Здесь
необходимо выяснить:
- понимает ли ребёнок обращённую к нему речь;
- какими речевыми средствами пользуется он в
общении; - подражает ли речи взрослого;
- как отвечает на вопросы (односложно или
развёрнутыми фразами); - использует ли мимику, жесты.
ОБСЛЕДОВАНИЕ НОМИНАТИВНОГО СЛОВАРЯ
- Предметный словарь:
- покажи и назови предметы (куклу, машину, часы,
книгу, зеркало); - покажи и назови части тела (руку, нос, колено,
локоть, лоб, пальцы, шею); - покажи и назови части предметов (дома, машины,
самолета, куклы, часов); - покажи и назови животных (кошку, собаку, зайца,
волка, лису, лошадь, козу). - Предикативный словарь:
- покажи и назови, что делает конкретный человек
(едет, идет, ест, сидит, плывет); - покажи и назови, что делает человек на картинке
(шьет, вяжет, гладит, готовит) - Классификация предметов:
- назови предметы одним словом (овощи, фрукты,
игрушки, животные, птицы, посуда, мебель,
транспорт, инструменты); - узнай предметы по характерным признакам (что
состоит из кабины, кузова, колес, фар, руля,
сиденья – машина).
ОБСЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ
- Единственное и множественное число
существительных (покажи карандаш/карандаши;
возьми себе шары, а мне дай шар); - единственное и множественное число глаголов
(покажи, где плывет, а где плывут); - настоящее и прошедшее время глаголов (покажи,
где мальчик складывает кубики, а где сложил; где
ловит рыбу, а где поймал); - формы мужского и женского рода глагола (угадай,
про какую картинку я сказал –
нарисовал/нарисовала дом, читал/читала книгу); - нахождение предмета по названному признаку
(мужскому, женскому, среднему роду
прилагательного): дай мне картинку, на которой
синий (шар), синее (море), синяя (шапка); - предлоги и предложно-падежные конструкции (где
находится предмет?)
ОБСЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
- Как тебя зовут?
- Сколько тебе лет?
- Как зовут твою маму?
- Как зовут твоего папу?
- Есть ли у тебя брат, сестра?
- Кто старше (младше)?
- Кто еще с тобой живет?
- Какая твоя любимая игрушка?
- С кем ты подружился в детском саду?
Составление предложений по картинкам.
Составление предложений по опорным словам.
СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНКЕ, ИЛИ
СЕРИИ КАРТИНОК.
СОСТАВЛЕНИЕ рассказа по описанию игрушки.
По результатам диагностики делается заключение о
состоянии речи ребёнка. В ходе консультации
знакомлю родителей с результатами обследования,
отвечаю на вопросы и информирую о необходимости
логопедической помощи. По показаниям
предлагаю сопровождение ребёнка по
индивидуальной программе, учитывающей его
речевые, возрастные и индивидуальные
психофизиологические особенности и
составленной на основе разработанных логопедических
программ.
Литература:
- Т.П. Бессонова, О.Е. Грибова “Дидактический
материал по обследованию речи детей ” изд-во
“АРКТИ” 2009 г.
Источник
Обследование уровня развития речи проводится по следующим параметрам, которые выстроены с учётом возрастных психологических особенностей детей, имеющих отклонения в развитии:
- понимание речи;
- сформированность фонематического слуха;
- предметный и глагольный словарь;
- слоговая структура слов;
- уровень развития активной речи;
- состояние артикуляционного аппарата и звукопроизношение.
СЕРИЯ 1
Задания направлены на понимание ребенком обращенной к нему речи.
- ПОКАЖИ ИГРУШКУ. Выясняется умение ребенка выделять определенную игрушку среди других (выбор из четырех), выполнять действия по словесной инструкции.
Оборудование: игрушки – машинка, матрешка, мишка, зайчик.
Методика обследования: перед ребенком на столе раскладывают игрушки, а затем педагог предлагает: «Покажи, где зайчик. Возьми матрешку. Возьми машинку. Поставь матрешку в машинку»
Фиксируются: выбор ребенком игрушки и выполнение действий соответственно инструкции.
- ПОКАЖИ КАРТИНКУ. Выясняется понимание ребенком функционального назначения предметов, изображенных на картинках.
Оборудование: картинки с изображением предметов, знакомых ребенку: шапка, варежки, очки, иголка с ниткой, зонт, ножницы.
Методика обследования: перед ребенком раскладывают картинки и предъявляют речевую инструкцию, которая не соответствует последовательности разложенных картинок. Ребенок должен выбрать картинку среди других, ориентируясь на следующие задания и вопросы: «Покажи, что ты наденешь на голову, когда пойдешь гулять. Если ручки замерзнут, что наденешь на них? Что нужно маме, чтобы пришить пуговицу? Что нужно бабушке, чтобы лучше видеть? Чем будешь резать бумагу? Что возьмешь на улицу, если пойдет дождь?»
Фиксируется: выбор ребенком картинки в соответствии с инструкцией.
- СПРЯЧЬ ИГРУШКУ. Проверяется понимание простых предлогов типа: на, под, в, за
Оборудование: машинка, коробка.
Методика обследования: ребенку предлагают выполнить следующие действия: «Спрячь машинку в коробку. Поставь машинку на коробку. Спрячь машинку под коробку. Поставь машинку за коробку».
Фиксируется: выполнение действий в соответствии со словесной инструкцией.
- НАЙДИ КАРТИНКУ. Выясняется понимание ребенком единственного и множественного числа имени существительного.
Оборудование: картинки с изображением одного и нескольких предметов.
Методика обследования: перед ребенком попарно раскладывают картинки и предлагают: «Покажи, где шар и шары. Покажи, где гриб и грибы. Покажи, где кукла и куклы. Покажи, где яблоко и яблоки. Покажи, где стул и стулья. Покажи, где карандаш и карандаши»
Фиксируется: показ картинок в соответствии с инструкцией.
Формирование связной речи у ребенка и тесно связанное с ним усвоение грамматического строя родного языка невозможно вне овладения звуковой системой речи. В усвоение звуковой стороны языка входят два взаимосвязанных процесса: развитие восприятия звуков (фонематический слух) и формирование произнесения звуков речи. Поэтому в предпосылках к развитию речи рассматриваются состояние фонематического слуха, готовность артикуляционного аппарата к произнесению звуков и произношение отдельных звуков.
СЕРИЯ 2
Задания направлены на проверку уровня сформированности фонематического слуха.
- ПОКАЖИ, КТО КАК ГОЛОС ПОДАЕТ. Проверяется слуховое восприятие близких по звучанию звукоподражаний.
Оборудование: картинки с изображением животных: кошки, барашка, коровы.
Методика обследования: перед ребенком раскладывают картинки и просят: «Покажи, кто кричит му, бе, мяу». Затем и ему предлагают произнести звукоподражания: «Скажи, как мычит корова. Скажи, как мяукает кошка. Скажи, как кричит барашек».
Фиксируются: показ картинок в соответствии с инструкцией и возможность произнести звукоподражание.
- ДАЙ КАРТИНКУ. Выясняется умение ребенка дифференцировать слова, близкие по звучанию.
Оборудование: предметные картинки.
Методика обследования: перед ребенком раскладывают парные картинки, его просят: «Покажи, где коса, а где коза (уточка и удочка, ложки и рожки, мышка и мишка, сабля и цапля, уши и усы)»
Фиксируется: показ картинок в соответствии с инструкцией.
СЕРИЯ 3
Задания этой серии направлены на обследование уровня развития предметного и глагольного словаря.
- НАЗОВИ, ЧТО ПОКАЖУ. Выясняется состояние предметного словаря по темам: «Игрушки», «Одежда», «Наше тело»
Оборудование: игрушки – кукла, машина, пирамидка, матрешка; картинки: одежда – куртка, рубашка, платье; части тела и лица – голова, рука, нос, глаза.
Методика обследования: ребенку предлагают показать и назвать игрушки, части тела и предметы одежды.
Фиксируется: умение называть предметы звуком, слогом, звукоподражанием, словом или показывать жестом.
- СКАЖИ, ЧТО ДЕЛАЕТ. Обследуется состояние глагольного словаря, называние слов-действий.
Оборудование: картинки с изображением действий, знакомых детям из их опыта: играет, рисует, поливает, моет, танцует, катается, кормит, прыгает.
Методика обследования: ребенку предлагают рассмотреть картинки с изображением различных действий и ответить на вопросы: «Что делает мальчик? Что делает девочка? Что делает мама? Что делают дети?»
Фиксируется: умение ребенка объясняться жестом, слогом, звукоподражанием, словом.
- СКАЖИ КАКОЙ. Проверяется наличие у ребенка слов, обозначающих признаки предметов.
Оборудование: набор разноцветных (красный, желтый, синий, зеленый) больших и маленьких мячей.
Методика обследования: взрослый играет с ребенком: сначала ему катит маленький мяч, затем – большой. После того как ребенок поймает мяч, у него спрашивают: «Какой это мяч?» Сначала мячи отличаются только по размеру, а затем отличаются только по цвету.
Фиксируются: понимание инструкции и наличие слов, обозначающих признаки предметов.
СЕРИЯ 4
Задание направлено на проверку состояния слоговой структуры слов.
- ПОВТОРИ ЗА МНОЙ. Выясняется умение ребенка произносить слова различной слоговой структуры. Слова даются с учетом усложнения. Ребенок отраженно повторяет за психологом 5 наборов слов (дву- и трехсложные с открытыми слогами, односложные без стечения согласных, двусложные с закрытым слогом, двусложные со стечением согласных в середине слова: пила, рыба, часы; сапоги, молоко, корова; мяч, лук, нож; диван, лимон, батон; ложка, мишка, туфли).
Оборудование: набор сюжетных картинок по три на каждый набор слов.
Методика обследования: взрослый показывает картинку, произносит слово и просит ребенка его повторить.
Фиксируется: умение ребенка отраженно повторять слова различной слоговой структуры.
СЕРИЯ 5
Задания направлены на проверку уровня развития активной речи.
- ИГРА С ЗАЙКОЙ И МИШКОЙ. Проверяется уровень развития активной речи.
Оборудование: игрушки – зайка, мишка.
Методика обследования: взрослый предлагает ребенку поиграть с зайкой и мишкой. Вначале взрослый показывает разные действия с игрушками: зайка прыгает, бегает; мишка медленно идет, топает. Затем взрослый, демонстрируя ребенку действия с игрушкой, просит его назвать это действие: «Назови, что делает зайка. Назови, что делает мишка».
Фиксируются: высказывания ребенка – звукоподражания, лепет, слова, фразовая речь.
- РАССКАЖИ СТИШОК. Выясняется уровень развития связной речи.
Методика обследования: взрослый предлагает ребенку рассказать стихи (А. Барто. «Зайка», «Мишка косолапый»). Если ребенок затрудняется, то взрослый начинает читать первым.
Фиксируются: высказывания ребенка – звукоподражания, лепет, слова, фразовая речь.
- РАССКАЖИ. Проверяется состояние фразовой речи и грамматического строя.
Оборудование: сюжетные картинки с изображением действий, часто встречающихся в жизни детей: мальчик играет на дудочке, девочка рисует, девочка поливает цветы, мама моет малыша, мальчик кормит голубей, девочка танцует, девочка катается на коньках, девочка прыгает со скакалкой.
Методика обследования: ребенку предлагают рассмотреть картинки, затем дается инструкция: «Расскажи». Если ребенок не справляется с заданием, то задаются вопросы: «Что делает мальчик? Что делает девочка? Что делает мама?»
Фиксируются: умения ребенка отвечать на вопрос словом, фразой, грамматически правильно строить предложения, употреблять простые предлоги.
СЕРИЯ 6
Задания этой серии направлены на выявление состояния артикуляционного аппарата и звукопроизношения.
Состояние артикуляционного аппарата проверяется по следующим параметрам.
И н н е р в а ц и я м и м и ч е с к о й м у с к у л а т у р ы:
движение оскаливания (улыбнись Петрушке);
надувание щек (надуй щечки, как воздушные шары);
наморщивание (удивись, увидев Петрушку);
нахмуривание (рассердись на Петрушку).
Если выполнение задания по словесной инструкции не доступно ребенку, то оно выполняется по показу и обязательно в игровой форме.
С т р о е н и е а р т и к у л я ц и о н н о г о а п п а р а т а:
губы (толстые, тонкие, расщепление верхней губы и т. д.);
зубы (норма, редкие, кривые, отсутствие зубов);
прикус (прогения, прогнатия, открытый передний, открытый боковой);
язык (норма, массивный, маленький, подвижный, малоподвижный);
уздечка (толстая, укороченная, подрезалась ли ранее);
твердое и мягкое небо (аномалии строения).
Д в и ж е н и я а р т и к у л я ц и о н н о г о а п п а р а т а:
уточнение возможности движений губами:
- раздвинуть углы губ («улыбка» – улыбнись Петрушке);
- выдвинуть губы вперед («трубочка» – вытяни губки и поцелуй киску);
- округлить губки («баранка»);
уточнение возможности движений языком:
- высунуть язык на нижнюю губу (покажи киске язычок);
- высунуть язык на верхнюю губу (достань язычком нос);
- пощелкай язычком (лошадка поскакала);
- «часики»;
упражнение для выявления подвижности мягкого неба:
произнести звук а при широко открытом рте.
При обследовании важно отметить, производится требуемое движение по словесной инструкции или по показу. Если ребенку не доступен уровень воспроизведения движений по показу, отмечается непроизвольный уровень движений (тянется ли ребенок губами к конфете, сладкому шпателю, слизывает ли варенье с нижней губы, с верхней губы, может ли захватить трубочку губами, а также особенности движений органов артикуляции во время еды, мимических проявлений, во время произнесения звуков, слогов, фраз). Выясняется, все ли движения доступны ребенку и, если доступны, с какой точностью и в каком темпе они производятся. Отмечаются явления истощаемости, паретичности, напряженности, наличие непроизвольных движений, насильственных движений, саливация. Существенное значение имеют упражнения на переключение движений губ, языка. Отмечаются трудности переключения, застревания на одном движении. С этой целью можно использовать следующие упражнения:
«улыбка» – «трубочка» (улыбнись Петрушке – поцелуй его);
«трубочка» – «улыбка» (поцелуй Петрушку – улыбнись ему);
высовывание языка на нижнюю губу – высовывание языка на верхнюю губу (покажи Петрушке язычок – потяни его к носику);
высовывание языка на верхнюю губу – высовывание языка на нижнюю губу (потяни язычок к носику – покажи его Петрушке).
Выясняется возможность удержания определенной позы:
«улыбка» (улыбнись Петрушке, он тебя будет фотографировать);
«покажи язычок киске».
При обследовании артикуляционного аппарата обращают внимание на общее выражение лица ребенка: осмысленное, выразительное, с живой и активной мимикой или безучастное, амимичное.
При обследовании произношения отдельных звуков детям предлагаются звуки раннего онтогенеза:
гласные: а, и, у, о;
согласные: м, п, б, т, д, н, в, ф, к, г, х;
йотированные: я, ю, е, ё;
мягкие согласные: сь, зь, ль.
Задание: «Скажи, как гудит поезд (у-у-у-у-у), как плачет маленькая девочка (а-а-а-а-а), как кричит лошадка (и-и-и-и-и)» и т. д.
Фиксируются: способность ребенка к звукоподражанию; особенности дыхания, темпа речи и общего звучания голоса.
В случае затруднений прибегают к отраженному произнесению звуков в звукоподражаниях. Кроме того, анализируется звуковой состав слогов и слов, произносимых самим ребенком в других заданиях обследования. Отмечаются особенности собственного и отраженного произнесения звуков. Методика предъявления изолированных звуков не используется, так как она нецелесообразна в данном возрасте.
Результаты обследования речевого развития ребенка фиксируются в протоколе.
СХЕМА ПРОТОКОЛА
ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 3-4 ЛЕТ
СЕРИЯ 1
- ПОКАЖИ ИГРУШКУ
Покажи, где зайчик _____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Возьми матрешку ______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Возьми машинку _______________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Поставь матрешку в машинку ____________________________________________________
_____________________________________________________________________________
- ПОКАЖИ КАРТИНКУ
Покажи, что ты наденешь на голову, когда пойдешь гулять __________________________
Если ручки замерзнут, что наденешь на них? ______________________________________
Что нужно маме, чтобы пришить пуговицу? ________________________________________
Что нужно бабушке, чтобы лучше видеть? ___________________________________________
Чем будешь резать бумагу? ______________________________________________________
Что возьмешь на улицу, если пойдет дождь? _________________________________________
- СПРЯЧЬ ИГРУШКУ
Спрячь машинку в коробку______________________________________________________
Поставь машинку на коробку______________________________________________________
Спрячь машинку под коробку____________________________________________________
Поставь машинку за коробку _____________________________________________________
- НАЙДИ КАРТИНКУ
Покажи, где шар и шары ________________________________________________________
Покажи, где гриб и грибы _______________________________________________________
Покажи, где кукла и куклы_______________________________________________________
Покажи, где яблоко и яблоки_____________________________________________________
Покажи, где стул и стулья________________________________________________________
СЕРИЯ 2
- ПОКАЖИ, КТО КАК КРИЧИТ
Кто так кричит: му, бе, мяу? ______________________________________________________
Скажи, как мычит корова _______________________________________________________
Скажи, как мяукает кошка_______________________________________________________
Скажи, как блеет барашек _______________________________________________________
- ДАЙ КАРТИНКУ
Покажи, где коса и коза __________________________________________________________
Покажи, где уточка и удочка_____________________________________________________
Покажи, где ложки и рожки______________________________________________________
Покажи, где мышка и мишка_____________________________________________________
Покажи, где сабля и цапля _______________________________________________________
СЕРИЯ 3
- НАЗОВИ, ЧТО ПОКАЖУ
Игрушки _____________________________________________________________________
Предметы_____________________________________________________________________
Части тела______________________________________________________________________
- СКАЖИ, ЧТО ДЕЛАЕТ
Что делает мальчик? ____________________________________________________________
Что делает девочка? ____________________________________________________________
Что делает мама? _______________________________________________________________
Что делают дети?_______________________________________________________________
- СКАЖИ КАКОЙ
Какой это мяч (по размеру)?_____________________________________________________
Какой это мяч (по цвету)? _______________________________________________________
СЕРИЯ 4
- ПОВТОРИ ЗА МНОЙ
Пила, рыба, часы_______________________________________________________________
Сапоги, молоко, корова _________________________________________________________
Мяч, лук, нож _________________________________________________________________
Диван, лимон, батон ____________________________________________________________
Ложка, мишка, туфли ___________________________________________________________
СЕРИЯ 5
- ИГРА С ЗАЙКОЙ И МИШКОЙ
Назови, что делает зайка ________________________________________________________
Назови, что делает мишка _______________________________________________________
- РАССКАЖИ СТИШОК
«Зайка» ______________________________________________________________________
«Мишка косолапый» ___________________________________________________________
- РАССКАЖИ
Мальчик играет на дудочке ______________________________________________________
Девочка рисует________________________________________________________________
Девочка поливает цветы _________________________________________________________
Мама купает малыша ___________________________________________________________
Мальчик кормит голубей ________________________________________________________
Девочка танцует________________________________________________________________
Мальчик катается на коньках ______________________________________________________
СЕРИЯ 6
Иннервация мимической мускулатуры:
движение оскаливания __________________________________________________________
надувание щек _________________________________________________________________
наморщивание_________________________________________________________________
нахмуривание _________________________________________________________________
Строение артикуляционного аппарата:
губы _________________________________________________________________________
зубы _________________________________________________________________________
прикус _______________________________________________________________________
язык _________________________________________________________________________
уздечка _______________________________________________________________________
твердое и мягкое небо_____________________________________________________________
Движения артикуляционного аппарата:
раздвинуть углы губ ___________________________________ __________________________
выдвинуть губы вперед _________________________________________________________
округлить губы________________________________________________________________
высунуть язык на нижнюю губу __________________________________________________
высунуть язык на верхнюю губу __________________________________________________
пощелкать язычком_____________________________________________________________
«часики» ______________________________________________________________________
произнести звук а при широко открытом рте________________________________________
«улыбка» – «трубочка» _________________________________________________________
«трубочка» – «улыбка» _________________________________________________________
высовывание языка на нижнюю губу – высовывание языка на верхнюю губу______________
высовывание языка на верхнюю губу – высовывание языка на нижнюю губу _____________
«улыбка» _____________________________________________________________________
«показать язычок киске» ________________________________________________________
Гласные: а, и, у, о ______________________________________________________________
Согласные: м, п, б, то, д, н, в, ф, к, г, х _____________________________________________
Йотированные: я, ю, е, ё _________________________________________________________
Мягкие согласные: сь, зь, ль ______________________________________________________
Как гудит поезд? _______________________________________________________________
Как плачет маленькая девочка? ____________________________________________________
Как кричит лошадка? ___________________________________________________________
Заключение: ___________________________________________________________________
Рекомендации:
Источник