Логопедическое занятие с заикающимся ребенком 5 лет

Логопедическое занятие с заикающимся ребенком 5 лет thumbnail

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ 4-5 ЛЕТ С ДИАГНОЗОМ: «ЗАИКАНИЕ» В ПРОЦЕССЕ РУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тип занятия: подгрупповое

Тема: «Развитие сопровождающей формы речи в процессе ручной деятельности (аппликация флажка)»

Цели:

Коррекционно-развивающие:

— формирование умения регулировать напряжение и расслабление мышц своего тела

— формирование длительности и плавности речевого выдоха

— воспитание темпа, ритма и речевого выдоха

— развитие вопросно-ответной, сопровождающей формы речи с помощью зрительной опоры

— развитие подвижности артикуляторного аппарата

— развитие чувства ритма

— развитие координации речи с движением

Коррекционно- образовательные:

— закрепление навыка вопросно-ответной формы речи

— закрепление навыка сопровождающей формы речи

— знакомство с технологией создания флажка

Коррекционно-воспитательные:

— привитие навыков организованного поведения, работы в коллективе

— формирование положительной мотивации к занятиям

Оборудование:

Шарики, лёгкие предметы (пушинки), картины для артикуляторной гимнастики, красные листочки прямоугольной формы, клей, ножницы, деревянные палочки.

Ход  занятия:

I Организационый  момент

Здравствуйте, ребята! Сейчас я буду вам читать стихи, а вы закроете глаза. Начинается «Волшебный сон». Вы не будете двигаться и открывать глаза, пока я вам не разрешу. Слушайте и повторяйте про себя мои слова, шептать не надо, спокойно отдыхайте. «Волшебный сон закончится, когда я скажу: «Открыть глаза! Встать!»

Реснички опускаются…

Глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем…

Дышится легко…ровно…глубоко…

Наши руки отдыхают…

Ноги тоже отдыхают…

Отдыхают…Засыпают…

Шея не напряжена. И расслаблена…

Губы чуть приоткрываются…

Дышится легко…ровно…глубоко…

Потянуться! Улыбнуться!

Всем открыть глаза и встать!

II Основной этап:

Общая моторная зарядка:

Упражнения на расслабление:

-Встаньте в круг, руки опустите вдоль туловища. Правое плечо поднять к правому уху, «бросить» (опустить в исходное положение), левое плечо поднять к левому уху, затем «бросить», оба плеча поднять, а затем бросить. Голову опустить на грудь, затем медленно под счёт 1-4 поднять. Руки поднять вверх, расслабить кисти, локти, бросить вдоль туловища (всё под счёт 1-4). Расслабленными руками имитировать движения, как при полоскании белья. Согнуть туловище, руки повисли как плети, медленно подняться.

Формирование нижнее-диафрагмального дыхания:

— Надуйте и сдуйте шарики

-Сдувание и поддувание лёгких предметов

Работа над голосом:

С тренировкой диафрагмального дыхания одновременно проводятся голосовые упражнения:

Вдохните и выдохните, контролируя рукой живот, затем на выдохе произносите звук «а», поочерёдно тянуть гласные «а», «о», «у», без паузы один звук переходит в другой, «а» громко, «у» тихо, «о» умеренно.

Артикуляционная гимнастика:

Упражнения на развитие подвижности артикуляционного аппарата и переключаемости с одного движения на другое.

Спортивная

Язычок на спортплощадке

Занимается зарядкой

Рот приоткрыть. Язык максимально высунуть изо рта и оттягивать вправо-влево.

Хотя это нелегко.

Потянулись высоко.

Рот приоткрыть и не закрывать. Тянуться языком к носу.

Наклонился низко,

К подбородку близко.

Рот открыт, тянуться высунутым языком к подбородку.

Ловко сделал мостик,

Вниз запрятал хвостик.

Рот открыть. Спрятать кончик языка за нижние зубы. Выгнуть спинку языка.

А теперь язык, как мячик,

За зубами сверху скачет.

Держать рот широко открытым. Стучать кончиком языка по внутренней поверхности верхних резцов.

Поспешил на ипподром,

На лошадку сел верхом.

Широко открыть рот, улыбнуться. Медленно щёлкать языком, присасывая его у нёбу. Растягивать подъязычную связку.

Язычок чуть-чуть устал.

Он спокойно полежал.

Высунуть широкий язык. Расслабить мышцы языка. Удержать 10 сек.

Борьба с трудными звуками:

Повторяется сопряжено, затем сопряжено-отражённо ( слова, встречающиеся в задании при изготовлении флажка)

И – при- при- приклеиваю-приклеиваю,

Я  — пря-пря-прямоугольник-прямоугольник,

Е – тре-тре-треугольник-треугольник,

Ф – фла-фла-флажок-флажок,

К – кра-кра- красный-красный.

Координация речи с движением:

Бей в барабан, бей в барабан!

Громче бей в барабан!  Тра-та-та! Тра-та-та!

На свой флажок, на красненький

Любуюсь я, гляжу.

Я с ним в большие праздники

По улице хожу.

Читается стихотворение и отбивается ритм карандашом по столу или хлопками в ладоши.

Речевая работа:

Сейчас мы с вами сделаем бумажный флажок на палочке. Я раздам красные листочки прямоугольной формы. Давайте сложим этот листочки пополам. (в процессе работы логопед задаёт вопросы каждому ребёнку).

— Света, что ты делаешь? (Я складываю бумагу пополам). Коля, какого цвета бумага? ( Этот листочек бумаги красного цвета). Петя, какой формы этот листочек? (Этот листочек прямоугольной формы). Теперь склеим обе половинки. Смотрите, я намазываю клеем одну половинку, аккуратно, по-немногу. Делайте также. Света, что ты делаешь? (Я намазываю клей на одну половинку листочка бумаги. Коля, что ты делаешь? (Я намазываю клей аккуратно на одну половинку листочка бумаги).

Далее идёт показ детям, как вырезать треугольник и как его украсить. На бумаге предварительно карандашом рисуют линию, по которой надо делать надрезы. –Сейчас я покажу, как надо приклеить флажок к палочке. Делайте также. – Петя, что ты делаешь? (Я приклеиваю флажок  палочке). Молодцы, покажите свои флажки друг другу.

III Заключительная часть:

Теперь положите руки на стол, глубоко вдохните через нос, сделайте долгий выдох через рот. Найдите дома флажки, рассмотрите флажки и флаги, развешенные на улицах нашего города, и расскажите нам о них на следующем занятии.

Источник

Упражнения от заикания: логопедическая артикуляционная и дыхательная гимнастика для коррекции логоневроза у взрослых и детей

Заикание или логоневроз — проблема произношения, с которой сталкиваются около 15% детей и взрослых. Заболевание характеризуется спазмическими остановками речевого потока, и вызывает массу комплексов у пациентов.

Лечение заболевания эффективно с использованием методик артикуляционной и дыхательной гимнастик.

В этой статье рассмотрим комплекс логопедических упражнений и артикуляционной гимнастики для формирования и развития речевого дыхания у заикающихся, лечения и последующего устранения заикания у взрослых, преодоления логоневроза детей и подростков.

В чем заключаются цели и задачи логопедической коррекции?

Упражнения от заикания: цели и задачи логопедической коррекцииПравильная речь относится к основным признакам успешного человека. Поставленное произношение звуков облегчает коммуникацию.

Поэтому важно еще в детском возрасте обратить пристальное внимание на корректную работу речевого аппарата и органов дыхания.

Верное произношение звуков речи зависит в первую очередь от подвижности органов речи, таких как:

  • язык;
  • губы;
  • нижняя челюсть;
  • мягкое небо.

Помимо подвижности необходимо соблюдать корректное расположение вышеперечисленных органов по отношению друг к другу.

Артикуляционная гимнастика призвана совершенствовать именно моторику языка, губ и челюсти, приобретать навык корректного расположения органов при воспроизведении звуков.

Упражнения для избавления от заикания также укрепляют мышечную функцию органов, благодаря чему произношение становится более четким и внятным.

Поскольку звуковое воспроизведение невозможно без дыхания, то его ритм и интенсивность также определяют чистое произношение. Задача дыхательной гимнастики — наработка четкого ритма и баланса вдоха-выдоха в речи.

Одной из основных причин возникновения логоневроза называют сбой дыхания при артикуляции. Поэтому оба вида гимнастик, как артикуляционная, так и (в особенности) дыхательная широко применимы в терапии заикания.

Какие именно виды логоневроза поддаются исправлению?

Заикание является следствием судорог как мышц речевого аппарата, так и дыхательных. Различают несколько классификаций видов речевой проблемы.

Упражнения от заикания: какие виды логоневроза поддаются коррекции?В зависимости от разновидности судорог определяют:

  • тонический логоневроз с длительной судорогой органов речи и дыхания;
  • клоническое заикание с картковременными, но частыми сбоями работы мышц;
  • смешанный, сочетающий в себе оба упомянутых вида спазмов и встречающийся в практике логопеда наиболее часто.

Основные типы логоневроза по месту возникновения спазмов:

  • голосовое, при котором спазмируются гортань, голосовые складки или мышцы шеи.
  • дыхательное характеризуется спазмом речевого аппарата на вдохе или выдохе;
  • артикуляционное — в процессе возникновения судороги охватывают рот и челюсть в целом, язык или мягкое небо.

Кроме того, специалисты выделяют типы заикания по причине их возникновения.

Зачастую логоневроз становится результатом сильного стресса, испуга или иного яркого эмоционального всплеска. Это так называемое невротическое заикание.

Артикуляционная и дыхательная гимнастики эффективны при любых перечисленных видах логоневроза, поскольку способствуют:

  • укреплению мышц;
  • регуляции дыхательного ритма;
  • расслаблению органов речи, что приводит к снятию спазма.
Читайте также:  Чем занять очень активного ребенка 5 лет

Упражнения от заикания: какие виды логоневроза поддаются исправлению?В некоторых случаях заикание обусловлено травмами или нарушениями работы мозга. Еще одной причиной выступает наследственный фактор. Данные ситуации относятся к неврозоподобному заболеванию.

При этом виде необходимо прибегнуть к дополнительному медикаментозному вмешательству. Тем не менее гимнастику назначают в качестве сопутствующей терапии.

В последнее время дефектологи склоняются к мысли, что данное деление архаично. Иногда фактическую причину логопедической проблемы установить весьма затруднительно. В ряде ситуаций анамнез объединяет несколько факторов, спровоцировавших заболевание.

В каком возрасте возможно применение?

Применение методик целесообразно начинать при первых же признаках возникновения заболевания. Такая терапия окажется эффективнее, и избавление от проблемы наступит быстрее. Впрочем занятия следует проводить при любой стадии заболевания.

Согласно наблюдениям, проще всего вылечить логоневроз в детском возрасте 2-4 лет. У подростков задача несколько затрудняется, поскольку течение заболевания усугубляется психо-эмоциональными особенностями пубертатного периода.

Как это ни парадоксально, взрослые пациенты сложнее адаптируются к ритму занятий, быстрее утомляются в процессе тренировки.

Гимнастики назначают независимо от возраста пациента. Результативность их применения зависит от систематичности и частоты проведения.

Противопоказания для заикающихся взрослых и детей дошкольного и школьного возраста

Абсолютного медицинского запрета на проведение гимнастики не существует, все препятствующие проведению факторы носят временный характер. Зарядку артикуляции проводить запрещено при любых инфекционных и воспалительных заболеваниях ротовой полости. При ОРВИ, ОРЗ, стоматите, герпесе занятия рекомендуется отложить.

Аналогичная ситуация с дыхательной гимнастикой. Помимо этого проводить ее необходимо при соблюдении следующих условий:

    Упражнения от заикания: противопоказания и правила проведения занятий

  • в хорошо проветренном помещении;
  • не на голодный желудок и не сразу же после принятия пищи. Оптимальный временной промежуток — спустя два часа после еды;
  • прием пищи после занятия допустим через час, чтобы мышцы брюшной полости и диафрагмы успокоились и отдохнули;
  • в процессе тренировки следует наблюдать за состоянием пациента, поскольку частые глубокие вдохи способны вызвать головокружения.

В остальном гимнастика не имеет негативных последствий для пациента. Разумеется, что его физическое состояние должно позволять ему совершать упражнения, предписанные логопедом.

Дыхательная гимнастика для формирования правильного речевого дыхания

Все упражнения при логоневрозе применяются как для взрослых пациентов, так и для детей.

Категория упражнений против заикания направлена на выработку корректного сочетания вдоха и выдоха с произносимыми звуками. Во время проведения занятия тренируется напевность, плавность произношения.

Как правильно дышать при заикании, чтобы не заикаться?

«Цветочный магазин»

Упражнения от заикания: цветочный магазинПациент представляет себя перед витриной магазина цветов. Одна его рука находится на животе, вторая в свободном положении сбоку.

Делая короткий интенсивный вдох через нос, он «нюхает цветок». При этом живот выдвигается вперед.

После секундной задержки дыхания, продолжительный выдох «пфффф» следует через ротовую полость, живот и диафрагма уходят назад.

«Свеча»

Тонкая полоска бумаги шириной около 5 см представляет собой пламя свечи. Пациенту необходимо дуть на нее максимально продолжительное время.

«Певец»

Следует пропеть гласные звуки, потом их сочетание (ааауууу, оооооуууу и т.д.), сочетание сонорных согласных и гласных (лааа, мооо и т.д.). Затем пение выполняется с повышением и понижением громкости звука.

Психологические на развитие голоса

Логоневроз связан с психосоматикой, неустойчивой нервной системой, стрессами и волнениями, которые провоцируют мышечный и дыхательный спазм. При проведении тренировки важно, чтобы ребенок или взрослый был спокоен и расслаблен.

Для этого отлично подойдет дыхательное упражнение, с которого рекомендуется начинать занятие: необходимо принять удобную позу, закрыть глаза. Сделать глубокий продолжительный вдох через нос. Задержать дыхание на несколько секунд, досчитав до пяти и также глубоко выдохнуть. Повторив нехитрый прием пять-семь раз пациент настроится на дальнейшую практику.

Действенные результаты дает медитация. Приняв комфортную позу необходимо расслабиться и закрыть глаза, представив нечто приятное.

Спокойная музыка или звуки природы на фоне помогут достигнуть умиротворения быстрее. Глубоко вздохнуть и протянуть на выдохе продолжительное «ммммм».

Метод Стрельниковой

Популярностью среди логопедов пользуется авторская методика А.Н. Стрельниковой. Упражнения легки в исполнении, что позволяет заниматься самостоятельно в домашних условиях. Упражнения направлены на активизацию функций диафрагмы, координацию ритма дыхания.

«Ладошки»

Упражнения от заикания по методике СтрельниковойПри выполнении пациент может стоять или сидеть. Руки согнуты в локтях, ладони раскрыты.

На резком вдохе следует совершить движение кистями, иммитирующее ловлю воздуха, быстро сжимая их в кулаки. После этого происходит длительный плавный выдох.

Чередование вдохов и выдохов по следующей схеме: 4 подхода подряд, после чего 4 секунды перерыва.

«Погончики»

Выполняется стоя. Руки сжаты в кулаки и находятся на уровне пояса. Выполняя короткий вдох выпрямлять руки несколькими толчками, как бы продвигая воздух вниз, при этом совершая еще несколько коротких вдохов.

«Насос»

Исходное положение — стоя, ноги на ширине плеч. На вдохе совершить наклон, на выдохе вернуться в исходное положение.

Видео о развитии речевого дыхания при заикании:

Артикуляционная

Занятия для подвижности нижней челюсти

Занятия с укреплением мышц нижней челюсти — начало комплекса упражнений артикуляционной направленности:

  1. Широко открывать и закрывать рот, сохраняя неподвижный спокойный язык. Выполнение как свободно, так и с сопротивлением в виде руки, положенной по подбородок.
  2. Движение челюстью вперед-назад.
  3. Движение челюстью влево-вправо.

Зарядка для губ

Следующий этап — зарядка для губ, часто в работу также включаются щеки:

    Упражнения от заикания: артикуляционная гимнастика

  1. Растянуть губы в широкую улыбку, удерживая положение в течение 10 секунд. Две вариации упражнения — когда зубы видны и когда нет.
  2. Вытянуть губы вперед в виде трубочки. Задержать положение 10 секунд. Также два вида исполнения с плотно сомкнутыми губами и с видимостью зубов в получившемся отверстии.
  3. Следующее упражнение тренирует как губы, так и нижнюю челюсть. Растянув губы в улыбке, раскрыть рот и зафиксировать положение на 5-10 секунд, после чего закрыть.

Для укрепления мышц языка

Оновной комплекс тренировки направлен на укрепление языковых мышц:

  1. Улыбнувшись и слегка приоткрыв рот положить расслабленный плоский язык на нижнюю губу. Верхней ритмично покусывать его произнося «пя-пя-пя».
  2. Щелчки языком от неба, имтируя цоканье копыт лошади, приоткрыв рот.
  3. Широким языком облизать губы по кругу начиная с верхней.
  4. Улыбнувшись и приоткрыв рот, «чистить» языком верхние зубы изнутри, затем снаружи, потом нижние зубы. Челюсть при этом должна оставаться неподвижной.
  5. Немного растянув губы и приоткрыв рот погладить кончиком языка небо по направлению вперед-назад.

Полезные знания про артикуляционную гимнастику в видео:

Плюсы и минусы методов и применение в домашних условиях

Занятия артикуляционной и дыхательной гимнастикой показывают высокую результативность в практике. Поэтому в подавляющем большинстве случаев пациентам с логоневрозом рекомендуют тренировки.

Как в виде самостоятельной терапии, так и в поддержку медикаментозному лечению, методики облегчают течение заболевания и способствуют полной нормализации речи.

Еще одним преимуществом является простота применения методов. Изучив их и выработав корректное исполнение со специалистом, пациент может заниматься самостоятельно без посещения кабинета врача.

Дыхательная гимнастика положительно влияет не только на состояние мышц речевого аппарата, но и на психологическое состояние, облегчая стресс и успокаивая тренирующегося. Правильное дыхание и поступление кислорода в кору головного мозга активирует его работу и способствует улучшению общего здоровья пациента.

Упражнения от заикания: плюсы и минусы гимнастикиК минусам гимнастик можно отнести разве что необходимость систематических тренировок. Невозможно достичь видимых результатов после пары упражнений. Для излечения необходимо упорно и усердно заниматься. Видимый эффект прослеживается спустя 2-3 месяца постоянных тренировок.

Еще один недостаток — это невозможность исцеления от неврозоподобного заикания с применением только консервативного метода. Приема лекарств в подобном случае не избежать.

Принимая во внимание все преимущества и результативность гимнастик, неудивительно, что неврологи прописывают их пациентам с логоневрозом помимо других медикаментозных и терапевтических способов лечения.

Читайте также:  Ребенок 5 лет не имеет своего мнения

Для неопытного пациента начинать занятия лучше с опытным специалистом по логопедии. Однако в дальнейшем тренировки допустимо проводить самостоятельно. Эффективность от этого не снизится.

Источник

Занятие №1

1.Расслабляющие движения.(релаксация)

Помахать руками, как птички крылышками – напряжение, опустить руки – расслабление.

Помахать руками, как при прощании —  напряжение — кисти рук расслаблены- круговое движение кистями рук.

Сжать кулачки – напряжение, опустить руки – расслабление.

2. Дыхательные упражнения.

Ребенку предлагается:

 -потушить свечу. Сначала нужно вдохнуть через нос (не поднимая плеч и не запрокидывая назад головы), а потом спокойно выдыхать на свечу через рот, произнося длительно шепотный звук ффффффф

-сдувать ватку с ладони и затем проверять – у кого ватка улетела дальше. 
-предлагается при вдохе понюхать цветок (вдох через нос, выдох через рот)

3.Голосовые упражнения.

Звукоподражания паровозному гудку – уууууууу (громко-тихо)

Игра «Эхо»: один произносит громко «А» — другой тихо отзывается «а» (так же с гласными «О», «У»,  звуко комплексами «АУ», «АО», «УА», «ОА»)

4. Речевые упражнения на координацию слова с движением.

1. Воспитание спокойного темпа при произношении считалки. Игра в считалки проводится медленно, четко произнося каждое слова.
«Научились мы считать:
Раз, два, три, четыре, пять!»
Размеренные движения пальца руки регулируют темп и делают темп произношения текста доступным для ребенка.
Считалка произносится 4-5 раз,

2. Воспитание спокойного темпа речи в подвижной игре с мячом. Например, произносим имена друзей: на замахе мяча говорим первый слог, на второй слог – бросаем мяч: Во – ва.

3. Речевые упражнения в счете от одного до пяти – под мяч. Каждое слово – бросок мячом в пол.

4. Произнесение стишка под хлопки:

Очень мамочку люблю -4 хлопка

Маму милую мою – 4 хлопка.

Нежно поцелую- 2 хлопка

Мамочку родную -2 хлопка.

5. Речевые настольные игры. Воспитание спокойного темпа речи в предложении в три слова.
Для этих занятий используется любое предметное лото.
Взрослый показывает голосом, в каком темпе ребёнок должен произносить название взятой ими картинки, а потом предлагает называть картинки в таком же темпе.

— У _меня_ петушок. — У_ меня_ рыбка.  — У_ меня_ белка

Занятие №2

1.Расслабляющие движения.(релаксация)

         «Олени». «Представим себе, что мы олени, покажем, какие рога у оленя». (Поднимает над головой скрещенные руки с широко расставленными вытянутыми напряженными пальцами, затем проверяет степень напряженности мышц каждого ребенка.) «Трудно так держать руки. Напряжение неприятно. Бросьте руки на колени. Расслабились руки.

Упражнение для расслабления мышц живота

«Качели» Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Взрослый произносит рифмовку:

                       Качели вверх (вдох),

                        Качели вниз (выдох),

                       Крепче ты, дружок, держись

«Шарик». «Представим, что мы надуваем воздушный шар. Положите руку на живот. Надуваем живот так, будто это воздушный шар. Мышцы живота напрягаются. Плечи не поднимаются. Выдохнули воздух — будто шарик лопнул.

2. Дыхательные упражнения.

-«Лети, перышко!». Положить ребенку на ладонь перышко и предложить подуть так, чтобы оно полетело.                                                                                                                                                                                                -дифференциация ротового и носового дыхания: а)вдох-носом, выдох-носом  б)вдох-носом, выдох ртом

3.Голосовые упражнения.

-пропевание звука А-А-А  на плавном выдохе.  (то же со звуками О, И, У, Э)

-пропевание звукокомплексов    АУ,   АУО, АУИ,  АУЭ,         АО, АОУ, АОЭ,      АОИ.        

4. Речевые упражнения на координацию слова с движением.

—  Воспитание спокойного темпа при произношении считалки. (в руках у ребёнка мяч, на ударный слог движения к себе-от себя)

Я кувшинчик уронила

И об пол его разбила

1, 2, 3- мячик мамочка лови!

-Воспитание спокойного темпа речи в игре с бубном. Например, произносим слова: на каждый удар бубна произносим слово по слогам. Словарь: ба-нан, ли-мон, ки-ви, гру-ша, ды-ня, ман-да-рин, а-пель-син.

-Речевые упражнения  под мяч. Каждый ударный слог – бросок мячом в пол.

Словарь из сказки «Репка»: рЕпка, дЕдушка, бАбушка, внУчка, Жучка, кОшка, мЫшка.

5. Речевые настольные игры. Воспитание спокойного темпа речи в предложении в три слова, затем в четыре слова.

У_меня_апельсин.  У_меня_сладкий _апельсин. У_меня_лимон. У_меня_кислый_лимон.   Словарь: названия фруктов.

Занятие №3

1.Расслабляющие движения.(релаксация)

«Кулачки» — Выполняется сидя. Свободно положить руки на колени,                          

ноги слегка расставить. Сжать покрепче пальцы в кулак, подержать несколько секунд. Затем распрямить пальцы рук и спокойно положить на колени.

«Сосулька» Выполняется стоя. Представить, что «сосулька висит»,                                                                                                 поднять руки вверх и, привстав на носочки, стараться как можно сильнее вытянуться, напрягая всё тело. После слов «солнце взойдёт и сосулька упадёт», опустить руки, расслабляя их.

2. Дыхательные упражнения.

а) «Воздушный шар» — во время выдоха произносится звук «ф-ф-ф». Рука ребёнка на диафрагме контролирует вдох и выдох.

-шарик надувает ребёнок «Ф_Ф_Ф»

-шарик надувает мама «Ф_Ф_Ф_Ф»

-шарик надувает папа «Ф_Ф_Ф_Ф_Ф_»

б) Вдох под медленный счёт. (Вдох на счёт 1-2-3; выдох: 4-5-6-7 до 15).Счёт ведёт  взрослый.

3.Голосовые упражнения.

«Баюкаем куклу» — тянем  А – а-а-а-а-а. Произносится громко — тихо.

 «Болят зубы» — тянем О – о-о-о-о-о. Звук произносится громко – тихо.

 На одном плавном выдохе тянуть по два гласных по два раза –

                                 аааоооаааооо, уууааауууааа и т.д.

АОАО   АУАУ   АИАИ   АЭАЭ   УАУА    УОУО   УИУИ   УЭУЭ  

4. Речевые упражнения на координацию слова с движением.

По дорожке мы пойдём

И корзинку мы найдём.

В руки овощи беру

И в корзинку положу.

5. Речевые настольные игры.  

а) Ребёнок берёт овощ и говорит фразу «У меня помидор». «У меня огурец» и т.д. Затем постепенно фраза наращивается: «У меня красный помидор, это овощ». «У меня зелёный огурец, это овощ».

б) Игра «Чего не стало?» На столе картинки с овощами. Ребёнок закрывает глаза. Взрослый убирает картинку. Чего не стало? Ответ: Не стало огурца.

Игра «Скажи ласково» Огурец – огурчик. (Картофель, морковь, свекла, помидор)

 Игра «1-3-5» Например: «Один огурец, три огурца, пять огурцов. И.т.д.» (картофель, морковь, свекла, помидор, огурец).

Читайте также:  Какое обезболивающее дать ребенку 5 лет

Занятие №4

1.Расслабляющие движения.(релаксация)

Замок» — Выполняется стоя. Ноги врозь, руки опущены, пальцы переплетены в замок. Руки с переплетёнными пальцами поднять  завести за голову, напрячься и резко опустить руки с одновременным расслаблением.

. «Штанга» — Выполняется стоя. Представьте, что поднимаем тяжёлую  штангу. Наклонились, взяли штангу. Кулачки сжаты, медленно поднимаем руки. Они напряжены, тяжело держать штангу. Устали, бросили штангу. Руки расслаблены и свободно повисают вдоль туловища.

           2. Дыхательные упражнения.

«Задуй свечку» — ребёнок держит полоску бумаги на расстоянии около 10 см. от губ. Медленно и тихо подуть на свечку так, чтобы «пламя» свечи отклонилось.

«Форсированный выдох» — вдохнув носом, сделать быстрый, резкий выдох через рот (мысленно произносить сочетание «ху»). Повторить 7-10 раз.

          3.Голосовые упражнения.

На одной высоте нужно постараться произнести сочетание звука М с тремя любыми гласными, затем новый вдох – и новое сочетание.

                                Последовательность упражнения:

  1. Вдох носом;
  2. На одном выдохе – МА, МО, МУ;
  1. Вдох носом;
  2. На одном выдохе – МИ, МЭ, МЫ.

. На одной высоте надо произнести сочетание звука Н с тремя любыми

                               гласными, а затем новый вдох – и новое сочетание. Последовательность

                               упражнения та же, что и в предыдущем  упражнении.

4. Речевые упражнения на координацию слова с движением.

          а)  Ванька-встань-ка,   Ванька-встань-ка

           Приседай-ка,  приседай-ка.

           Будь послушен, ишь какой,

           Нам не справиться с тобой.

       б) Прошагивание названий игрушек со зрительной опорой. Слова : ку-бик,   ма-ши-на,   мя-чик,   пи-ра-ми-да,  и-груш-ки,  ба-ра-бан,  миш-ка, со-бач-ка.

      в) Согласование существительного с личным местоимением.  Например, это моя кукла.
Моя — кукла, машина, собачка, пирамидка, юла, матрешка;
мой — мяч, мишка, слон.

     г) Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом «Назови ласково»
Мяч —мячик,                             кукла — куколка,                   мишка — мишенька, мишутка, 
машина — машинка,                собака — собачка,                 пирамида — пирамидка.

Занятие №5

1.Расслабляющие движения.(релаксация)

«Любопытная Варвара» — Выполняется сидя.

— Повернуть голову влево, постараться увидеть как можно дальше. Мышцы напряжены. Возвращаемся в исходное положение, смотрим прямо. Мышцы шеи расслаблены. Затем голову поворачивают вправо.

— Поднять голову вверх, посмотреть на потолок. Больше откинуть голову назад, напрячь шею. Выпрямиться, расслабиться.

— Медленно опустить голову вниз, напрячь мышцы шеи. Выпрямиться, расслабиться.

«Загораем» — Выполняется сидя. Ноги вытянуты вперёд, ноги поднять, мышцы ног напряжены. Затем ноги опускаются, отдыхают, расслабляются. Повторить несколько раз.

           2. Голосовые упражнения.

а) На одном дыхании вывести сочетания звука М с тремя гласными  — А, О, У и  И, Э, Ы. Стараться все звуки произнести на одной высоте. Протяжённость звуков характеризует определённую мелодию – «распевная интонация».

б) Взять воображаемый мяч, определить для себя какой он величины и начать «играть», ударяя им об пол. При этом считать до 10, на каждый счёт ударяя по мячу, чтобы он «отскакивал от пола». Следить, чтобы звук не был напряжённым.

в) На вдох понюхать надушенный платочек, на выдох произнести слово хорошо. Произношение должно быть спокойное, медленное по слогам: хо-ро-шо. Потом на выдохе произнести фразу в два-три слова: «Очень хорошо», «Очень хорошо пахнет».

г) На плавном выдохе произносим названия домашних животных:

коза-козёл-козлёнок        кот, кошка, котёнок      бык – корова – телёнок  

собака – кошка – корова      пёс – собака — щенок

3. Речевые упражнения на координацию слова с движением.

а) — Киса, кисонька, кисуля!-

  Позвала котенка Юля.

— Не спеши домой, постой!-

  И погладила рукой.

б) Прошагивание названий домашних животных: кош-ка, со-ба-ка, ко-ро-ва, ко-за, ло-шадь, ко-тё-нок, те-лё-нок, кро-лик, по-ро-сё-нок.

в) «Кто как кричит». Ребёнок кладут ведущую руку на бедро возле колена и делает легкие нажатия пальцами при произнесении каждого слова предложения, исключая союзы. Таким образом он воспроизводит ритмико-интонационный рисунок фразы: синхронизируют речь с движениями пальцев ведущей руки.

Кошка и котята мяукают. (3 нажатия)  Собака и щенята лают. Лошадь и жеребята ржут.

Корова и телята мычат.  Свинья и поросята хрюкают.

г) «Кто что любит» Собака любит мясо. (3 нажатия)  Лошадь любит сено. Кошка любит молоко. Коза любит сено. Кролик любит морковку и капусту.

 д) «Исправь ошибку» У кошки — козлёнок. У коровы – поросёнок. У собаки – котёнок.

У козы – щенок. У кролика- телёнок.

Занятие №6

1.Расслабляющие движения(релаксация)

«Любопытная Варвара» — Выполняется сидя.

— Повернуть голову влево, постараться увидеть как можно дальше. Мышцы напряжены. Возвращаемся в исходное положение, смотрим прямо. Мышцы шеи расслаблены. Затем голову поворачивают вправо.

— Поднять голову вверх, посмотреть на потолок. Больше откинуть голову назад, напрячь шею. Выпрямиться, расслабиться.

— Медленно опустить голову вниз, напрячь мышцы шеи. Выпрямиться, расслабиться.

«Заводные игрушки» —  Превратиться в заводную игрушку. Повернуться вокруг себя. Игрушка сломалась – застыть в определённой позе, почувствовать напряжение, расслабиться.

           2. Дыхательные упражнения.

          «Воздушный шар» — во время выдоха произносится звук «ф-ф-ф».

         «Гуси» — руки на поясе. Медленно наклонить туловище вперёд, не опуская голову вниз протяжно произнести «г-а-а-а».  

«Горка» Вдох под медленный счёт. (Вдох на счёт 1-2-3; выдох: 4-5-6-7 до 15).

         3.Голосовые упражнения.

а) Счёт до десяти на одном дыхании в трёх различных высотах; После каждого счёта до 10 нужно сделать остановку, чтобы взять дыхание и услышать следующую высоту.

б) На вдох понюхать надушенный платочек, на выдох произнести слово хорошо. Произношение должно быть спокойное, медленное по слогам: хо-ро-шо. Потом на выдохе произнести фразу в два-три слова: «Очень хорошо», «Очень хорошо пахнет».

4. Речевые упражнения на координацию слова с движением.

а) Три медведя шли домой

Папа был большой, большой,

Мама чуть поменьше ростом

А сынок – малютка просто

Очень маленький он был – с погремушками ходил.

б) Прошагивание названий диких животных: лиса, волк, медведь, зайчик, лисёнок, волчонок, медвежонок, зайчонок.

в) Игра «Кто кем был».  Ответы полным предложением. Ребёнок кладёт ведущую руку на бедро возле колена и делает легкие нажатия пальцами при произнесении каждого слова предложения, исключая союзы. Таким образом, он воспроизводит ритмико-интонационный рисунок фразы: синхронизируют речь с движениями пальцев ведущей руки.

Медведь был (медвежонком).-3 нажатия.  Ёжик был (ежонком). Лиса была лисёнком. Лось был (лосёнком). Волк был (волчонком). Белка была (бельчонком). Заяц был (зайчонком).

5. Беседа по теме. 

Чем питаются дикие животные?

Кто из зверей делает запасы на зиму?

Какие это запасы?

Как называется жилище медведя? – Берлога. Волка? – Логово. Лисы, ежа? – Нора. Белки? – Дупло. Где живут дикие животные? – Медведь живет в берлоге,  волк – в логове, ёж, лиса – в норе, белка – в дупле. Заяц спит под кустом.

6. Пересказ сказки «Теремок» по ролям вместе со взрослым.

Занятие №7

1.Расслабляющие движения.(релаксация)