Логопедическое занятие с неговорящим ребенком 5 лет

Логопедическое занятие с неговорящим ребенком 5 лет thumbnail

Приветствую Вас, уважаемые посетители моего канала Развиваемся и играемпосвященному детям, их развитию и развлечению.

Задаетесь вопросом, как с пользой потратить время не только для себя, но и для ребёнка?

Вы зашли именно по адресу!

У нас собрано огромное количество интересного материала о развивающих поделках и не только, которые Вы с лёгкостью сможете сделать сами, не затратив при этом много времени.

Подпишитесь на канал ???? здесь ????, и вы всегда будете в курсе новых публикаций.

Также подписывайтесь на группу в ВКонтакте, и в Инстаграмме, там Вы найдёте немало интересного материала!

Переживаете, что Ваш ребёнок не говорит? Желаете заниматься на дому, но не представляете с чего же начать? Надумываете обратиться за помощью к логопеду?

В том случае, когда малыш в возрасте 2,5-3 лет так и не начал разговаривать, без содействия логопеда не обойтись, но кое-что вы сможете сделать и сами.

В этой статье я представлю Вам:

— задания и упражнения для запуска речи не говорящих детей в форме игры;

— необходимые памятки для родителей по запуску речи;

— жестовые игры для детей;

— пальчиковую гимнастику.

Рекомендации родителям.

В данном материале рассмотрим вводный этап работы логопеда-систему занятий, направленных на совершенствование понимания не говорящим ребёнком обращённой речи.

В процессе занятий основной задачей логопедического влияния является приумножение пассивного словарного запаса детей: слова-предметы и слова-действия, а также слова, обозначающие некоторые явления и состояния. Для заучивания детям предоставляются только те слова, которые обозначают знакомые предметы, действия, явления и состояния. С которыми малыши всё время сталкиваются в повседневной жизни, что наблюдают, с чем когда-то действовали.

Работая с молчаливыми детьми лучше не перегружать их пассивный словарь обобщающими словами.

В первую очередь следует уделить внимание обучению деток употреблять слова-глаголы (слова-действия), так как действительно они играют значимую роль в процессе формирования детской речи. К таким глаголам можно отнести слова:

ДАЙ, НА, ИДИ, ЛОВИ, СТОЙ и др.

Детям младшего возраста предлагают более простые варианты некоторых глаголов.

Например, замена слов: спит — БАЮ-БАЙ; кушает — АМ-АМ; гуляет — ТОП-ТОП; купает — КУП-КУП; качается — КАЧ-КАЧ и др.

С детьми нужно всё время разговаривать, часто проговаривая все режимные моменты (одевание и раздевание еда, прогулка, подготовка ко сну), и всевозможные бытовые моменты (приготовление еды, уборка со стола, мытьё посуды и др.). Эту же работу положено проводить во время всех игр с игрушками, при чтении книжек.

Как общаться с ребёнком?

Родители разговаривают не сложными предложениями, состоящими из 2-4 слов, одни и те же словосочетания используют несколько раз, делают паузы, используют всевозможные интонации, различную силу голоса. Слова произносятся четко, выделяя ударный слог, он немного растягивается. Из быстрой речи малыш поймёт всего лишь только 2-3 знакомых слова, а новые слова не услышит и не запомнит.

Взрослые часто должны обращаться к ребёнку, задавать разные вопросы. Но не следует требовать от своего дитя немедленного ответа. Таким образом, взрослые задают вопросы, дают паузу, затем отвечают на вопрос самостоятельно. Затем, когда ребёнок много раз слышал названия предметов, брал их и рассматривал, можно просить малыша показать или принести знакомую вещь, совершить с ней какие-либо действия.

Как формируется словарь ребёнка?

Прежде всего это общение. То, что ребёнку сказали, то, чему его научили — то у него и есть. Если с малышом до 3-х лет практически не разговаривают, то и словарного запаса у него конечно не будет.

Спасибо большое за внимание!

Надеюсь статья станет для Вас полезной, ставьте лайки, подписывайтесь на канал «Развивашки для малышей«, у нас ещё будет много интересного. Делитесь ссылкой с друзьями, и смотрите публикации, которые могли пропустить:

— Невероятно полезные упражнения ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК у детей 2 – 3 лет

— Топ крутых мотивирующих постеров в детскую

— Поделки из втулок от туалетной бумаги: идеи, достойные внимания, с пошаговой инструкцией

Источник

Конспект индивидуального занятия

(с неговорящим ребенком)

Тема: Развитие артикуляционной и мелкой моторики, закрепление звукоподражаний.

Цель: формировать мотивационно-потребностный компонент речевой деятельности, развитие когнитивных предпосылок речевой деятельности.

 Задачи:

  • развивать подвижность органов артикуляционного аппарата (губ, языка), мимическую выразительность по подражанию за взрослым;
  • развивать моторную ловкость рук при выполнении упражнений и заданий по инструкции и показу взрослого;
  • формирование предпосылок для развития активной речи; расширение, уточнение и активизация пассивного словаря посредством использования в речи слов-действий, слов-названий;
  • развитие понимание речи взрослого (умение выполнять словесную инструкцию), понимание косвенных вопросов (покажи ..)
  • развитие просодических компонентов: силы голоса (тихо-громко) и модуляции голоса (высоко-низко)
  • формирование мыслительных операций: развитие наглядно-действенного мышления;
  • воспитание интереса к совместной деятельности.
Читайте также:  Аспаркам ребенку 5 лет дозировка

Оборудование:

Игрушка КУКЛА

Массажный мячик СУ-ДЖОК

Игрушки-символы:  Лягушка, слон, змейка, лошадка, цветы (2)

Картинки для звукоподражаний гласных звуков.

Картинки для стихотворения: старичок, паук, стрекоза.

Сенсорная тропинка

План:

1.Орг.момент.

Здравствуй, Лена.

2. Введение в тему. Сообщение темы.

Вызвать  положительные эмоции  и интерес к предстоящей деятельности:

Садись поудобнее…

Мотивация на предстоящую деятельность 

Логопед. Что делают глазки? (Смотрят и все видят.) Что делают ушки? (Слушают и все слышат.)

-Раз, два, три!

Слушай и смотри.

Три, два, раз!

Мы начнем сейчас.

— Сегодня к нам пришла кукла Маша. Она хочет с тобой поиграть. Давай ей покажем как мы умеем играть с ладошками.  Игра «Ладушки»

Рассмотрим картинку:

–Это  семья. Вот папа, мама, дочка Катя, бабушка, дедушка, сын Коля. Посмотрите внимательно на картинку и покажите, где мама, папа, дочка, сын, бабушка, дедушка.

3. Основная часть занятия.

Массаж рук массажным мячом.

Выдаётся массажный мяч ребенку и взрослому, выполняется комплекс  «Разминка» (по методике Крупенчук):

побудить ребенка к повтору  движений за взрослым за взрослым

Мячик сильно по сжимаю и в ладошке подержу.1,2,3.

Здравствуй мой любимый мячик,

Скажет утром мячу пальчик «привет-привет-привет».

Крепко мячик обнимаю, никуда не выпускаю.

Два козленка мяч бодали и другим козлятам дали.

По-столу круги катаю, мяч из рук не выпускаю…

Взад-вперед качу его, вправо-влево, как хочу…

Танцевать умеет танец на мяче мой каждый палец..

Мячик мой не отдыхает все по пальчикам гуляет…

Молодец, Лена! Кукле очень понравилась наша разминка.

— А сейчас, садись поудобнее я поглажу твое личико.

Массаж лица и пассивная артиктикуляционная гимнастика

(по методике Крупенчук,Воробьевой)

Грабельки сгребают

Все плохие мысли.

Ушки растираем

Вверх и вниз мы быстро.

Их вперед сгибаем,

Тянем вниз за мочки,

А потом уходим

Пальцами на щёчки.

Щёчки разминаем,

Чтобы надувались.

Губки разминаем,

Чтобы улыбались.

Мы теперь утятки –

Клювики потянем,

Разомнем их мягко,

Не задев ногтями.

Уголками губ мы

Щёчки поднимаем,

А потом от носа

Вниз к губам стекаем

Губки пожуем мы

Шарики надуем

И губами вправо -влево

Потанцуем.

Мы язык за губу Заворачиваем,

Кулачком по губе

Поколачиваем.

За другую губу

Заворачиваем

И другим кулачком поколачиваем.

Тянем подбородок

И к ушкам щипаем,

А потом по шейке

Ручками стекаем.

Граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам – 2

Растирание ушных раковин по краю снизу вверх или сверху вниз.

Нагибание ушных раковин кпереди – 3, оттягивание вниз за мочки – 4.

Пальцы перебегают на щёчки.

Указательный, средний и безымянный пальцы разминают щёки круговыми движениями — 5

Большой и указательный пальцы разминают сначала нижнюю,  а потом верхнюю губу – 6

Вытягивание обеих губ вперед

Большие и указательные пальцы разминают обе губы — 7

Средние пальцы рук находятся в уголках рта и по очереди поднимают то правый, то левый уголок рта – 8.

Спиралевидные движения средних пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта по носогубным складкам.

Покусывание нижней губы верхними зубами и наоборот – 10; надувание щёк с похлопыванием по ним так, чтобы губы удерживали воздух.

Указательные пальцы укладываются на губы параллельно друг другу и двигаются навстречу/врозь друг другу — 11

Язык под верхней губой и поколачивание кулачком по верхней губе -12

Язык под нижней губой и поколачивание кулачком по нижней губе -12

Разминание подбородка с оттягиванием его вниз: пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам -14.

Поглаживание шеи всей ладонью от нижней челюсти к ключицам; середина шеи проходит между большим и остальными пальцами.

Точечный массаж «Здесь живет»

Здесь живет Хмурилка, (точка на переносице)

Здесь живет Дразнилка, (точка внизу на крыльях носа)

Здесь живет Смешилка, (точка на подбородке)

Здесь живет Страшилка, (потянуть за мочки уха вниз)

Это носик Бибка! (нажать на кончик носа)

Где твоя улыбка? (улыбнуться, потянуть губки за уголки рта

4. Дыхательная гимнастика «Мыльные пузыри»

5. Артикуляционная гимнастика комплекс «Зоопарк» 

(по методике Кислицыной) в сочетании с вокально-голосовыми  и дыхательными упражнениями.

«Сказка о Весёлом Язычке»

Жил-был Язычок. Проснувшись рано утром, он широко открывал свои двери (рот ,губы) и громко зевал:

-А-А-А-А-а-а-а-а! (2-3 раза).

Затем выглядывал в окошко (язычок на губке), смотрел направо, затем налево – нет ли по близости кого-нибудь, потом вверх на солнышко и вниз на всякий случай. И только потом отправлялся гулять. Вот и сейчас, наш язычок

отправился на прогулку и встретил лягушку.

Упр. «Лягушка»

Подражаем мы лягушкам,

тянем губы прямо к ушкам.

Вокализация: И-и-и-и-и-и-и.(3-4 раза)

Понаблюдал Язычок за лягушкой и пошёл дальше. Видит, стоит огромный слон с большущим хоботом.

Читайте также:  Ребенок 5 лет начинает воровать

Упр. «Слоник»

Подражаю я слону,

Губы хоботом тяну.

Вокализация: У-у-у-у-у-у-у. (3-4 раза)

Засмотрелся язычок на слоника и не заметил, как споткнулся о какой-то длинный шланг. Оказалось, что это вовсе не шланг, а маленькие змейки.

Упр. «Змейка».

Подражаю я змее с ней я буду наравне,

Высуну язык и спрячу только так, а не иначе. (3-4 раза)

Но вот откуда не возьмись, прискакала лошадка, и так язычку захотелось прокатиться, что он тут же  сел  на лошадку и поскакал.

Упр. «Лошадка»

Язычком пощёлкай громко-

стук копыт услышишь звонкий.

Спрыгнул Язычок с лошадки и побежал дальше, бежит и видит, сидят 2 медведя: один большой, другой маленький и нюхают цветочки:

Дыхательное упр-ние:

Вдох носом выдох ртом с восклицанием (громко-тихо в соответствии с исполняемой ролью):

-Ах! – ах,

— Ох!- ох,

— Эх!- эх,

— Ух!- ух.

Загулялся язычок, как вдруг вспомнил, что пора уже идти домой. И пошёл.

На этом  наша прогулка тоже окончена.

6. Имитация и звукоподражание. Вызывание звуков (символы звуков по Фомичевой)

А теперь давай расскажем  веселое стихотворение.

Стихотворение «Веселый старичок» Д.Хармса

Жил на свете старичок

Маленького роста,

И смеялся старичок

Чрезвычайно просто:

Да-да-да

До-до-до

Де-де-де

Да Бух-бух!

Бу-бу-бу

Да би-би-би

Динь-динь-динь

Да тюх-тюх!

Раз, увидя, паука,

Страшно испугался,

Но, схватившись за бока,

Громко рассмеялся:

Хи-хи-хи

Да ха-ха-ха

Хо-хо-хо

Да га-га!

Ги-ги-ги

Да га-га-га

Го-го-го

Да буль-буль!

А увидя стрекозу,

Страшно рассердился,

Но от смеха на траву

Так и повалился:

Гы-гы-гы

Да гу-гу-гу

Го-го-го

Да бах-бах!

Ой, ребята,

Не могу!

Ой, ребята,

Ах, ах!!!

7. Обогащение словаря по теме «Семья». Упражнение “Покажи, где мама” (по семейным фотографиям и сюжетным картинкам). Задается вопрос кто большой? (папа) А кто маленький? (сын) и т.д.

8. Игра «Кого не стало». По картинкам моя семья.

9. Подведение итогов занятия

 Лена,  ты сегодня молодец!!! Тебе понравилось, как мы играли? Кто к тебе пришел в гости?

Кукле понравилось у нас в гостях.

Источник

Лариса Ступакова
Индивидуальное занятие с неговорящим ребенком 4–5 лет «В гостях у куклы Маши. Развитие активной подражательной речи»

Индивидуальное занятие с неговорящим ребенком (4-5 лет).

«В гостях у куклы Маши»

Цель: Развитие активной подражательной речи.

Задачи:

I.Обучающие:

развивать активное воспроизведение гласных звуков и звукоподражание;

— формировать умение выполнять инструкции педагога;

-развивать слухоречевую память, фонематический слух;

— формировать направленную воздушную струю;

— уточнять и обогащать пассивный словарный запас по теме «Домашние животные», «Предлоги».

-закрепить понятия большой — маленький, основные цвета, счет в пределах 3-х.

II. Коррекционно – развивающие:

развивать зрительно- двигательную координацию;

развивать неречевые психические процессы (мышление, память, внимание);

развивать мелкую моторику, ручной и артикуляционный праксис;

III.Воспитательные:

— воспитывать положительное отношение к занятию, познавательный интерес.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Кукла, султанчики, картинки для артикуляционной гимнастики, символы звуков, дорожка, пирамидка, картинки с изображением домашних животных, предметы мебели для комнаты, зонтик, коробка с манкой.

Ход занятия

Мотивация:

Педагог: К нам в гости пришла кукла Маша. Давай поздороваемся с куклой Машей. Поставь локти на стол. Ладони ровные, пальцы прямые. Сначала здороваемся правой рукой, а теперь левой рукой.

1. Д/У «Султанчики»

Педагог: Давай с Машей поиграем. Смотри, какие у Маши султанчики. Тебе нравятся, красивые? Выбирай, какой тебе нравится. Давай подуем на них. Вдохни носиком, а выдыхай через рот.

— Я дую. Ты что делаешь? (Я дую).

2. Упражнения артикуляционной гимнастики

Педагог: Посмотри, какие у Маши картинки. Кто это? (это бегемотик). Он широко открывает ротик. Давай как бегемотик откроем широко ротик (а-а-а). А это кто? (это собачка) она улыбается. Улыбнись и ты (и-и-и). А это кто? (это слон) Подражаю я слону: губы хоботком тяну (у-у-у). Кто это? (это котенок) он лакает молоко. Покажи как котенок лакает молоко.

3. Д/У «Звуковики»

Педагог: А сейчас для Маши песенки споем, а помогут нам звуковики.

— Возьми такой же звуковик. (АУ, АО, АИ, АОУИЭ)

4. Д/И «Дорожка»

Педагог: Маша приглашает нас к себе в гости. Пойдем в гости к Маше? (Да) Посмотри какая длинная дорожка. Какая дорожка? (показ руками) Я иду. Что ты делаешь? (Я иду) Топ- топ. Вот мы и пришли к Маше. Маша какой у тебя беспорядок. Давай поможем Маше.

5. К/У «Пирамидка»

Педагог: Посмотри какие колечки. Покажи самое большое, а теперь самое маленькое.

Собери пирамидку. Покажи зеленое колечко (желтое, красное)

6. Д/И «Найди маму»

Педагог: Посмотри у Маши есть картинки. Рассмотри их. Помоги детенышам найти свою маму. Покажи где корова, как мама корова зовет своего детеныша? (звукоподражание: кошка, корова, собака, коза, лошадь.)

Читайте также:  Как связать носочки для ребенка 5 лет

7. Д/И «Комната Маши»

Педагог: — Как уютно в комнате у Маши.

-Посади Машу на диван. Куда ты посадил Машу?

-Возьми из корзинки цветы.

-Поставь цветы в вазу.

-Поставь табурет под стол.

8. К/У «Зонтик»

Педагог: — Какой красивый зонтик у Маши,а зонтик нам нужен когда идет дождь:

Кап, кап,

Капля медленно сперва (1)

Кап, кап, кап, кап,

Стали капли поспевать (2)

Кап, кап, кап, кап,

Капля каплю подгонять (3)

Кап, кап, кап, кап,

Зонтик поскорей раскроем

От дождя себя укроем.

-Посмотри какие необычные капельки на зонтике.

— Найди на капельке квадрат (треугольник, прямоугольник, круг)

— Что это? (это квадрат)

— Где на капельке прямоугольник?

9. К/У «Волшебная коробка»

Педагог: — Посмотри у Маши есть волшебная коробка. В ней можно рисовать. Нарисуй любую геометрическую фигуру. Какая тебе больше всего нравится?

Итог:

Педагог: — Маша для тебя приготовила сюрприз. Он в этой коробке. Найди его. Что это? (Это машина) Как гудит машина? (би-би)

— Маша очень рада, что мы помогли ей навести порядок.

— Тебе понравилось у Маши в гостях?

-Попрощаемся с Машей. Пока Маша (жест руками)

Источник

Клебанова Мария Александровна
Конспект индивидуального логопедического занятия с неговорящим ребенком (ЗРР, моторная алалия) 3–4 лет

Данный материал может использоваться для занятий с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи на начальных этапах работы.

Цель занятия: развитие активной подражательной речи (гласные звуки, звукоподражания)

Коррекционно-образовательные задачи:

— развивать активное воспроизведение гласных звуков и рядов;

— учить выполнять инструкции логопеда;

— развивать слухоречевую память;

— развивать фонематический слух (подготовительный этап);

— формировать направленную воздушную струю;

— уточнять и обогащать пассивный (номинативный) словарный запас по теме «Животные».

Коррекционно-развивающие задачи:

— развивать неречевые психические процессы (мышление, память, внимание);

— развивать мелкую моторику, ручной и артикуляционный праксис.

Коррекционно-воспитательные задачи:

— воспитывать положительное отношение к логопедическим занятиям, познавательный интерес.

Оборудование: фигурки животных, ватные шарики, геометрический счетный материал, фигурные палочки для канапе, карточки с изображением животных.

Ход занятия:

1. Орг. момент: Здравствуй, Аня. Посмотри, кто у нас сегодня на занятии! Это ки-са! Как киса говорит? (Мяу). А это пёс. Как пёс говорит? (Ав). А это? Мышь. Как мышь пищит? (Пи)

Давай поиграем с ними сегодня.

2. Развитие фонематического слуха. Игра «Кто пришёл?»

Логопед: Послушай, как киса стучит: /-/.

А пёс так: //-/

А мышка так: //-//.

Угадай, кто так постучал.

(Логопед отстукивает ритм, ребенок угадывает, кто это)

3. Дыхательная гимнастика «Птенчики».

Логопед: Что у меня в руках? (Ва-та).

Давай я сделаю из нее птенчиков. (Логопед катает из ваты два маленьких шарика)

Смотри, птенчики живут в гнезде. Сделай такое же гнездо.

(Ребенок складывает ладони «лодочкой».)

Птенчики хотят летать. Давай им поможем. Дуй.

(Сначала ребенок делает слабый выдох — птенчики боятся, теперь сильный — птенчики научились летать)

Упражнение повторяется 3-4 раза.

Конспект индивидуального логопедического занятия с неговорящим ребенком (ЗРР, моторная алалия) 3–4 лет

4. Развитие артикуляционного праксиса. Игра «Угадай кто?»

Логопед предлагает ребенку посмотреть на палочки (для канапе) и запомнить фигурки.

Логопед: Теперь закрой глаза, открой рот и язычком оближи фигурку. Потом открой глаза и догадайся, кто это был?

(ребенок выполняет действие и выбирает из 3 фигурок нужную)

Логопедическое занятие с неговорящим ребенком 5 летЛогопедическое занятие с неговорящим ребенком 5 лет

5. Физминутка (развитие ручного праксиса)

Кулачок-ладошка

Мы ползем как кошка!

(Ритмично сжимаемразжимаем кулачки на столе — сначала обе руки вместе, затем попеременно)

6. Воспроизведение рядов гласных (логоритмика):

Логопед: Посмотри и сделай как я:

— Руки вверх — А, руки в стороны — У, руки вниз — И

(Важно повторение сразу трех звуков с движениями)

— Молодец!

— Теперь давай построим дорогу для кисы. Она пойдет домой. Помоги ей.

(Логопед начинает выкладывать геометрические фигуры на столе в последовательности: круг, квадрат, треугольник. Ребенок продолжает эту цепочку)

Логопед: Теперь ставь киску на фигурку и произноси звуки: круг-А, квадрат — И, треугольник — У.

(Ребенок запоминает последовательность, перемещает фигурку, одновременно произнося звуки: А, И, У)

— Молодец! Дом! Ки-са до-ма!

Логопедическое занятие с неговорящим ребенком 5 лет

7. Развитие слухоречевой памяти:

Логопед раскладывает перед ребенком картинки, с изображением животных (кошка, мишка, собака, заяц, слон, мышка).

Логопед: Дай мне:

— Собаку и зайца

— Кошку и мышку

— Слона, мишку и кошку и т. д.

8. Итог занятия.

— Как же мы здорово с тобой поиграли! Давай скажем нашим животным: Пока! (ребенок показывает жестом, либо произносит)

Ты придешь еще поиграть? (Да)

Источник