Логопедическое заключение ребенка 5 лет

Логопедическое заключение ребенка 5 лет thumbnail

       Дано на воспитанника МБДОУ № 322 – **, родившегося ** ** 2007 г.

Поступил в речевую группу —  08.07.2015 г.

С диагнозом — ОНР II-III ур., дизартрия.  Интеллект: F 06.827, F 80.1

Направляется: на консультацию к психиатру.

Выявлено:

речь —  нарушения произношения заметны, но речь понятна окружающим;

темп речи – нормальный;

голос – нормальный;

подвижность органов артикуляционного  аппарата – «смазанная», сжатая, неточная;

выполнение арт.движений: объем артикуляционных движений неполный. Страдает дифференциация и точность движений, амплитуда движений снижена. Отмечается слабость мышц языка;

подъязычная связка – норма;

саливация – умеренная;

мелкая моторика — слабая, требует дальнейшего развития; правша;

произношение звуков: свистящий парасигматизм, ламбдацизм, ротацизм;

фонематическое восприятие —  требует дальнейшего развития. Трудности в развитии звукового анализа и синтеза;

слоговая структура — воспроизводит правильно;

словарный запас – глагольный словарь соответствует возрасту. Предметный словарь и словарь признаков неточный. Испытывает трудности в подборе прилагательных-антонимов;

грамматический строй речи – испытывает трудности в словоизменении и словообразовании: употребление формы род.п. множ. числа, согласование имен существительных с числительными два и пять, образование относительных и притяжательных прилагательных;

связная речь – ребенок умеет слушать и понимать речь. В речи использует простые предложения, на вопросы отвечает односложно. Может самостоятельно составить предложение по картинке, рассказ — по серии картинок. Испытывает трудности при составлении описательных рассказов и пересказе небольших текстов, требуется помощь в форме наводящих и побуждающих вопросов.

На занятиях – малоактивен, медленно включается в работу, задания выполняет медленно, не успевает за общим темпом группы (или подгруппы) детей. Может заниматься продуктивно довольно непродолжительное время. К середине занятия отмечается спад работоспособности, вялость и полное прекращение работы.

Отмечается низкий уровень компенсации звуковой стороны речи за год пребывания в речевом детском саду.

Речевое заключение:  ОНР III ур ., дизартрия.

«30» сентября 2015 г.

Учитель-логопед                     _____________

Заведующая МБДОУ №       _____________

        На * * *, родившегося ** ** 2007 г.   Поступил в речевую группу —  ** **.2015 г.

С диагнозом — ОНР II-III ур., дизартрия.  Интеллект: F 06.827, F 80.1

Направляется: на ПМПК.

Выявлено:

речь —  речь разборчивая, понятна окружающим;

темп речи – нормальный;

голос – нормальный;

подвижность органов артикуляционного  аппарата – неточная;

выполнение арт.движений: объем артикуляционных движений неполный, слабость мышц языка;

подъязычная связка – норма;

саливация – умеренная;

мелкая моторика — слабая, требует дальнейшего развития; правша;

произношение звуков: свистящий парасигматизм, ламбдацизм, ротацизм; на данный момент: идет работа по автоматизации звука [ш] в словах, потешках; звуков [ж, л] в слогах, словах; дифференциация звуков [с-ш];

фонематическое восприятие —  требует дальнейшего развития. Трудности в развитии звукового анализа и синтеза;

слоговая структура — не нарушена;

словарный запас – соответствует возрастной норме;

грамматический строй речи – употребляет в речи имена существительные множ. числа в Р.п., уменьшительно-ласкательные формы имен существительных, согласует имена существительные с числительными, образует приставочные глаголы, относительные прилагательные, допускает ошибки в образовании притяжательных прилагательных;

связная речь – ребенок умеет слушать и понимать речь. В речи использует простые предложения, на вопросы отвечает односложно. Может самостоятельно составить рассказ  по серии картинок. Испытывает трудности при составлении рассказа по картинке и пересказе, требуется помощь в форме наводящих вопросов.

На занятиях – пассивен, не принимает активного участия в деятельности, стесняется отвечать на вопросы (молчит), задания выполняет медленно, не успевает за общим темпом группы (подгруппы) детей. Может заниматься продуктивно довольно непродолжительное время, отмечается неустойчивость внимания, плаксивость.

Отмечается низкий уровень компенсации звуковой стороны речи за два года пребывания в речевом детском саду. Программу подготовительной группы усвоил недостаточно: отмечается несформированность компонентов готовности к школьному обучению и сложности при овладении программным материалом.

Речевое заключение:  ОНР III ур ., дизартрия.

«14» апреля 2015 г.

Учитель-логопед                     _____________

Заведующая МБДОУ №        _____________

——>    [ СКАЧАТЬ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ] <——

учитель-логопед

ДЕРЕЗИНА ЕКАТЕРИНА МАКСИМОВНА

Источник

1. Краткий анамнез речевого развития.

Анамнез составляется по материалам медицинской документации или со слов родителей (законных представителей).

Варианты формулировок:

— речевое развитие без особенностей;

— речевое развитие протекало в соответствии с возрастом;

Читайте также:  Синуфорте можно ребенку 5 лет

— задержка темпов речевого развития;

— позднее появление речи;

— речь долго оставалась неразборчивой для окружающих и др.

2. Речевая среда и социальные условия.

 Варианты формулировок:

— речевая среда без особенностей;

— социальные условия благоприятные / неблагоприятные;

— двуязычие в семье;

— у одного из родителей имеется нарушение речи (указать, какие);

— ребёнок воспитывается родителями с нарушением слуха;

— речевые нарушения у родителей и ближайших родственников отсутствуют;

— недостатки речи  у близких родственников (указать, какие).

3. Общая и мелкая моторика.

Варианты формулировок:

— нарушений ручной моторики не наблюдается;

— недостаточно развита моторика мелких мышц рук;

— ведущая рука – правая (левая);

— предпочитает работать левой (правой) рукой;

— неправильно держит ручку;

— испытывает трудности при овладении графическими навыками;

— наблюдается замедленный темп письма;

— мышцы руки быстро утомляются при письме;

— замен движений и синкенезий (сопутствующих движений) не наблюдается;

— отмечается общая заторможенность движений;

— характерное двигательное беспокойство.

4. Артикуляционный аппарат.

Оценивается: размер, строение, целостность органов артикуляционного аппарата.

Варианты формулировок:

— анатомическое строение без аномалий;

— строение артикуляционного аппарата без особенностей;

— органы артикуляционного аппарата без отклонений в строении;

а) губы (толстые, малоподвижные, тонкие, вялые, наличие послеоперационных рубцов и др.);

б) зубы (мелкие, крупные, редкие, частые, имеется наличие лишних зубов, нарушение зубного ряда, аномалии челюстной дуги и др.);

в) язык (вялый, массивный, маленький, укороченная подъязычная связка и др.);

г) твердое нёбо (высокое, имеет готическую форму, уплощённое, расщелина и др.);

д) мягкое нёбо (подвижное, неподвижное, длинное, короткое, расщелина или послеоперационные рубцы и др.);

е) артикуляционная моторика:

Указывается: характер, степень выраженности в состоянии покоя, при двигательных нагрузках; каких органов артикуляции, с какой стороны.

Оцениваются: объем движений, сила движений, точность, переключаемость; наличие синкинезий; усиленная саливация в состоянии покоя или при двига­тельных нагрузках; степень выраженности двигательных недостатков при вы­полнении непроизвольных и произвольных движений.

Варианты формулировок:

— двигательные функции сохранны;

— наличие выраженных парезов, параличей, нарушений то­нуса;

— может достаточное время удерживать артикуляторное положение;

— движения замедленные, с затруднениями;

— наблюдается замена движений и синкенезии (сопутствующие движения);

— объем движений неполный;

— переключаемость движений нарушена;

— тонус нормальный, активность движений достаточная;

— при артикуляционных упражнениях мышечное напряжение увеличивается;

— точность выполнения движений сохранна;

5. Общее звучание речи.

Оцениваются особенности голоса и общее звучание речи.

Варианты формулировок:

— без особенностей, нормальной громкости, затухающий, глухой, звонкий, хриплый, фальцетный, истощающийся, тусклый, маломодулированный, дрожащий, назализованный и др.;

— речь невнятная, чёткая, смазанная, малопонятная для  окружающих;

— разборчивость речи не нарушена (снижена);

— речь выразительная (невыразительная);

— речь интонационно оформленная;

— речь монотонная:

— затруднения в использовании вопросительной интонации, в выделении логического ударения, паузации.

6. Понимание речи.

Варианты формулировок:

— обращённую речь понимает в полном объёме;

— понимание обращённой речи затруднено;

— требуется неоднократное (многократное) повторение инструкций;

— понимает речь в пределах уровня интеллекта;

— правильно выполняет действия по речевой инструкции.

7. Активный словарь.

Оценивается: качественный и количественный состав, особенности актуализации словаря, уровень сформированности обобщающей функции слова.

Варианты формулировок:

— соответствует возрасту;

— ограничен обиходно-бытовой тематикой, беден, мал, неточен;

— преимущественно представлена кон­кретная бытовая лексика;

— преимущественно использует глагольную лексику;

— незначительный объем прилагатель­ных, наречий и др.;

— с трудом подбирает слова, смешивает слова, близкие по звуковому составу, заменяет по ситуативному сходству, по другому принципу (указать, какому), встречаются словесные замены;

— испытывает трудности в подборе антонимов, синонимов, однокоренных слов;

— не понимает значения многих слов, допускает ошибки в их употреблении;

— допускает смешение слов по смыслу и акустическому сходству;

— неточность в употреблении слов;

— вербальные парафазии (смешение слов по родовидовым отношениям, замена обобщающих понятий словами конкретного значения);

— обобщающие понятия сформированы;

— использует слова в переносном значении.

8. Грамматический строй.

Оценивается:

— тип предложения: назывное, простое нераспространенное, простое распространенное, сложносочиненное, сложноподчиненное, с однородными членами, осложненное причастными и деепричастными оборотами; используются разнообразные виды предложения адекватные замыслу высказывания;

— развернутость предложения (длина в среднем);

— степень выраженности аграмматизма при его наличии: отдельные аграмматизмы (указать, какие), неустойчивые ошибки;

— уровень проявления аграмматизма: словоизменение, словообразование, синтаксис;

Читайте также:  Сколько таблеток угля ребенку 5 лет

— характер аграмматизма: смешение моделей, гипергенерализация, нарушение поряд­ка слов в предложении, пропуски (замены) пред­логов, др.

Варианты формулировок:

— речь без аграмматизмов;

— в спонтанной речи (в ходе обследования) аграмматизмов не выявлено;

— грамматический строй недостаточно сформирован;

— в речи использует преимущественно простые распространённые предложения, в редких случаях отмечаются сложноподчиненные предложения;

— составляет предложения по опорным словам;

— использует сложносочинённые предложения с опорой на картинки (использует союзы а, но, и);

— сложноподчинённые предложения отмечаются лишь в единичных случаях (использует союзы: потому что; несмотря на; хотя; когда; который; поэтому);

— ошибки в употреблении предложно-падежных конструкций, сложных предлогов, падежных окончаниях существительных множественного числа;

— наблюдаются аграмматизмы в устой речи, неправильное согласование прил. с сущ.;

— отмечается неправильное понимание и дифференциация конструкций с возвратными глаголами;

— аграмматизмы при образовании прилагательных от существительных;

— неправильное употребление названий животных, названий детёнышей животных;

— понимает и употребляет предлоги;

— использует приставки при образовании сущ. и гл.;

— имеются ошибки при преобразовании и сущ. в множественное число;

— трудности в словообразовании / словоизменении;

— операции словоизменения и/или словообразования затруднены.

9. Слоговая структура:

Указывается: тип слоговой структуры (мно­госложные, со стеченьями согласных, малознакомые, ко­личество слогов и из каких слогов состоит, например трех­сложные со стечением согласных на границе слогов).

Оценивается: характер ошибок.

Варианты формулировок:

— пропускает слоги, уподобляет слоги, пе­реставляет слоги, добавляет слоги, упрощает стечения, пре­образует стечения согласных в дополнительный слог; пе­реставляет согласные;

— очень нечетко, почти неразборчиво воспроизводит контур слова;

— при повторном произнесе­нии воспроизводит слово хуже или лучше с опорой/без опоры на образец;

— слоговая структура сохранна;

— нарушения слоговой структуры слова отсутствуют;

— слоговая структура слова не нарушена;

— правильное воспроизведение слов разной слоговой структуры;

— невозможность воспроизведения слов;

— переставляет или наращивает слоги; замены, пропуски слогов;

— допускает единичные ошибки при воспроизведении мало знакомых четырехсложных слов со стечением согласных (в основном уподобления, упрощения стечения согласных, пропуски слогов);

— замедленное послоговое воспроизведение слов сложного слогового состава.

10. Звукопроизношение.

Оценивается: наличие / отсутствие дефектного произношения звуков.

Указываются:

— звуки, имеющие дефектное произношение;

— характер нарушения: искажения (указать, какие), замены (указать, какие), смешения (указать, какие);

— устойчивый или неустойчивый характер проявления не­достатков, с чем это может быть связано.

 11. Фонематическое восприятие, звуковой анализ, синтез.

Варианты формулировок:

а) фонематическое восприятие:

— сформировано;

— не сформировано (указать, какие звуки, по каким призна­кам смешиваются, устойчивый или неустойчивый харак­тер смешения, какие факторы ухудшают различение оппо­зиционных звуков);

— дифференциация звуков не нарушена;

— правильно дифференцирует  на слух исследуемые звуки; 

— при воспроизведении серии слогов с фонетически близкими звуками с ошибками допускает единичные ошибки;

— наблюдаются затруднения при дифференциации твердых и мягких, звонких и глухих звуков.

б) звуковой анализ и синтез:

— способность выделить звук на фоне слова сформирована;

— определяет наличие или  отсутствие звука в слове, последовательность и количество звуков в слове, его место в слове;

— первый звук в словах определяет правильно, при определении последнего звука допускает ошибки;

— способность определить место звука в слове по отношению к другим звукам не сформирована;

— навык звукового анализа и синтеза сформирован;

— владеет звуковым анализом слов (указать, каких);

— при выполнении звукового анализа допускает ошибки (указать, каких);

— доступен звуковой анализ слов (указать, каких);

— правильно воспроизводит слова из последовательно названных звуков;

— слово из звуков (указать количество) синтезирует;

— звуковой синтез не доступен.

12. Связная речь

Указывается: вид задания (составление связного рассказа по серии кар­тинок (указать количество), по картинке, с опорой на реальный предмет или си­туацию, по плану, по опорным словам, по впечатлению; на заданную тему; по жанру: повествование, описание).

Оценивается:

— самостоятельность выполнения задания (составил само­стоятельно; требовалась стимуляции (в виде поощрения, другая); составил по вопросам; не смог составить;

— степень развернутости (примерное количество предложе­ний);

— тематичность (рассказ соответствует избранной или пред­ложенной теме; тема раскрыта полностью; наличие нео­правданных отступлений от темы; тема раскрыта не пол­ностью);

— связность (в рассказе все предложения связаны между собой; используются разнообразные средства связи – со­юзы, местоимения, синонимы, лексические повторы и др.; в рассказе имеются «провалы», отсутствуют связи между предложениями; однообразная связь между предложени­ями – присоединительные союзы и, и вот, потом и т. п.);

Читайте также:  Почему ребенок 5 лет агрессивный

— последовательность и логичность (рассказ имеет четкую внутреннюю структуру, соблюдается временная и логиче­ская последовательность; части рассказа или предложе­ния расположены не по порядку; рассказывает по теме, но все время «скачет»; рассказ состоит из отдельных предло­жений, не связанных между собой);

Варианты формулировок:

А) рассказ по серии картинок:

Критерий смысловой целостности:

— рассказ соответствует ситуации, имеет смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности;

— допущено незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие связывающих звеньев;

— выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла или рассказ не завершен;

— отсутствует описание ситуации.

Критерий лексико-грамматического оформления высказывания:

— рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств;

— рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность грамматического оформления, единичные случаи пропуска слов или неверное словоупотребление;

— встречаются аграмматизмы, далекие словесные замены, неадекватное использование лексических средств;

— рассказ не оформлен;

Б) пересказ текста:

Критерии смысловой целостности:

— воспроизведены все смысловые звенья;

— смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями;

— пересказ не полный, имеются значительные сокращения или искажения смысла, или включение посторонней информации;

— невыполнение.

Критерии лексико-грамматического оформления:

— пересказ составлен без нарушений лексико-грамматических норм;

— пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления высказывания, поиск слов, отдельные близкие замены;

— отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватное использование слов;

— пересказ недоступен;

Критерии самостоятельности выполнения:

— самостоятельный пересказ после первого предъявления;

— пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса) или после повторного чтения;

— пересказ по вопросам;

— даже по вопросам пересказ недоступен.

13. Темп и плавность речи

Оценивается темпо-ритмическая организация речи.

Варианты формулировок:

— без особенностей;

— темп ускорен / замедлен;

— речь скандированная;

— наличие слов с неправильно выделяемым удар­ным слогом;

— наличие продолжительных пауз хезитации;

— наличие проявлений заикания (каких?).

— темп речи замедленный (быстрый, нормальный);

— речь не торопливая (чрезмерно  быстрая);

— паузы и ударения употребляет правильно;

— наблюдается аритмия, замедление ритма в конце фразы или текста;

— словесное ударение употребляет правильно;

— паузы в речи использует излишне часто.

14. Письмо

Варианты формулировок:

— при списывании (не)наблюдаются ошибки (единичные, множественные);

— в диктантах и изложениях единичные/многочисленные ошибки;

— графические ошибки: пропуск элементов или лишние элементы, колебания наклона и высоты букв, несоответствии элементов букв по размеру, трудности актуализации графического и двигательного образа нужной буквы, замены зрительно похожих и близких по написанию букв (К – Н);

— специфические ошибки: пропуски, замены букв и слогов и др.;

— отсутствие выделения начала предложения;

— орфографические ошибки.

15. Чтение

Оценивается:

— способ чтения (побуквенный, слоговой плавный или отрывистый, слоговой с переходом на целые слова, целыми словами);

— тип ошибок: пропуски, замены букв, слогов, неправильное чтение окончаний слов и др.;

— количество ошибок (единичные, редкие, многочисленные) и их влияние на понимание прочитанного;

— понимание прочитанного (фактология, общий смысл текста и подтекст).

Формулировки логопедических заключений  для учащихся общеобразовательных классов

1. Фонетическое нарушение речи (ФНР)

2. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)

3. Общее недоразвитие речи (I, II, III, IV уровня или НВ ОНР).

4. Заикание. Возможен и комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с ОНР или с ФФНР.

5. Нарушение / недоразвитие чтения и/или письма. Можно использовать термины из клинико-педагогический классификации (дисграфия и дислексия с указанием их вида).

Формулировки логопедических заключений  для учащихся с ЗПР

1. Несформированность языковых средств.

2. Нарушение (недоразвитие) письма и/или чтения, обусловленное несформированностью языковых средств.

Формулировки логопедических заключений  для учащихся с УО

1. Системное недоразвитие речи.

2. Нарушение письма и/или чтения, обусловленное системным недоразвитием речи.

В заключении можно так же отразить динамику развития речи:

— значительное / незначительное улучшение речи;

— динамика улучшения речи положительная / незначительная;

В случае отсутствия нарушений речи логопедическое заключение можно сформулировать следующим образом:

— речевое развитие соответствует возрасту;

— речь развита в пределах возрастной нормы.

Рекомендации.

Учитель-логопед формулирует рекомендации в рамках своей компетенции.

Варианты формулировок:

— продолжить логопедические занятия;

— автоматизация в речи звуков (указать каких);

— логопедические занятия по развитию фонематических процессов;

— обследование на ПМПК.

Источник