Логопедическое представление ребенка 3 года

Логопедическое представление ребенка 3 года thumbnail

Михайловская Ольга
Представление учителя-логопеда на ребенка 3 лет

Представление учителя-логопеда на ребенка дошкольного возраста.

Ф. И. О. ребенка:.

Дата рождения: 12.11.2015 г.

Адрес: г. Когалым, ул. д., кв.

Наименование образовательной организации: муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Колокольчик».

Группа: общеразвивающая 1 младшая группа (с 2 до 3 лет) № 21.

Цель обращения в ТПМПК: определение образовательного маршрута.

Родной язык: русский.

Речевое окружение: недостатков речи у взрослых членов семьи нет.

Раннее речевое развитие: гуление в 4 мес. ; лепет в 8 мес. ; первые слова в 10 мес. ; фраза к 2,2 годам.

Оказывалась ли логопедическая помощь ребенку: ранее логопедическая помощь ребенку не оказывалась.

Особенности строения и подвижности артикуляционного аппарата: анатомическое строение органов артикуляционного аппарата без аномалий. Длительно удерживает положение органов артикуляции в предложенных упражнениях.

Состояние дыхательной и голосовой функции: голос нормальной громкости, речевое дыхание плавное.

Звукопроизношение: звукопроизношение внятное, понятное окружающим. В произношении, шипящие звуки заменяет свистящими, как более легкими по артикуляции («асина» – машина, «сяпка» — шапка, «коська» – кошка). Твердые звуки заменяются мягкими («дяй» – дай, при стечении согласных звуков, одна из них не произносится, выпадает, особенно если это такие звуки,как: [Ш], [Ж], [Щ], [Ц], [Ч], [Л], [Р] («тёй» (стол, «тавка» – травка). В словах из трех слогов сохраняется слоговая структура, правильное ударение. Слова в речи произносятся вполне осмысленно.

Фонематическое восприятие: фонетическая сторона речи не нарушена. Выполняет задание на дифференциацию звуков, смешиваемых в произношении (показ картинок: стол — стул, дом — дым, мишка — мышка). Понимание речи не затруднено, инструкции не требуют повторного объяснения.

Состояние словаря,грамматический строй речи: грамматический строй речи, словарный запас развиты на высоком уровне. Ребенок понимает обращенную речь, значение многих слов, название окружающих предметов, знает части тела, ориентируется в пространстве. Максим использует в своей речи местоимения («я», «ты», «моё», наречия («темнё» — темно, «сетъё» — светло, использует много глаголов повелительного наклонения («дай», «неси», «возьми», употребляет прилагательные («бойсой» — большой, «маенький» — маленький).Понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию: «пойди к столу и принеси машинку»; предложно-падежные конструкции с предлогами: «в», «на» (например: положи машинку на коробку (в коробку, спрячь машину в коробку). Определяет на картинках слова — действия, выраженные категорией возвратности глагола (например: показать, «где девочка одевается», «где мальчик кушает, пьет», «где дети играют», прилагательные (большой — маленький).

Связная речь: договаривает четверостишия в знакомых стихах, подпевает. В двух предложениях может рассказать, что видит в данный момент. Задает вопросы. Называя предмет на картинке, самостоятельно комментирует (при индивидуальной беседе). Понимает содержание сказок, отвечает на наводящие вопросы (при пересказе). Присутствует диалогическая форма речи.

Симптоматика заикания: нет.

Логопедическое заключение: речевое развитие в пределах возрастной нормы.

Дата заполнения ___

Подпись учителя-логопеда

___ ___

(подпись) (расшифровка подписи)

Подпись руководителя образовательной организации

___ ___

(подпись) (расшифровка подписи)

М. П.

Источник

Логопедическое представление

для ПМПК

на воспитанницу МБДОУ «Детский сад № 11» г. Кудымкара

ФИО реб, 00.00.2015 г.р.

(ФИО реб.) поступила во II младшую группу МБДОУ «Детский сад №11» г. Кудымкара в августе 2018 года. Занятия на дошкольном логопункте не посещает.

Процесс воспитания и развития девочки под контролем: родителей волнуют речевые проблемы ребенка, по поводу которых они консультируются с педагогами, следуют их рекомендациям.

Логопедическое обследование для ПМПК (ФИО реб.) проведено с применением диагностического инструментария – экспресс-диагностики «Альбом для обследования речевого развития детей 3-7 лет» О.Н. Тверской, Е.Г. Кряжевских.

Раннее психомоторное развитие ребенка со слов мамы протекало по возрасту, речевое развитие – с задержкой. Речевой анамнез отягощен патологией беременности и родов. Первые слова появились после 2 лет, простая фраза отсутствует. Физический слух сохранный. Зрение – норма.

Речевая среда и социальные условия благополучные. Речевые нарушения у родителей и ближайших родственников отсутствуют. Девочка в семье второй ребенок.

Контакту доступна, но из-за несформированности вербальных средств коммуникации общение ограничено. Глазной контакт не поддерживает.

К ситуации обследования в присутствии мамы девочка отнеслась позитивно. Заинтересовалась игрушками, карандашами. Охотно выполнила посильные знакомые задания: самостоятельно вложила объемные фигуры в «Ящик», с незначительной помощью в виде подсказки собрала пирамидку из 9 колец, разложила фигуры по цвету и форме. Сюжетно-ролевой игры нет.

Общая моторика в пределах возрастной нормы. Девочка подвижная.

Читайте также:  Поздравить ребенка 3 года с днем рождения в прозе

Мелкая моторика в стадии развития. Ведущая рука – правая. При выполнении упражнений на динамическую организацию движений наблюдаются неточности (синхронные движения пальцев правой и левой руки). Рисуя карандашом, девочка захватывает его ладонью, удерживает кулачком. Нажим карандаша сильный. Преобладает чирканье. Рисунки карандашом менее аккуратные, чем рисунки, выполненные красками.

Анатомическое строение органов артикуляционного аппарата без аномалий. Недостаточность развития речевой моторики. Артикуляционные пробы выполнила неточно. По показу логопеда не смогла повторить упражнение «трубочка-улыбка». Произвольные движения языком: удержание позы, переход от движения к движению затруднены. Оральные синкинезии. Дыхание диафрагмальное. Речевой выдох слабый. Голос тихий, маломодулированный. По просьбе логопеда затруднилась выполнить произвольные мимические движения поднять брови, нахмурить брови; умение улыбнуться – сформировано; наличие ассиметрии при надувании щек.

Обращенную речь понимает ситуативно. Инструкции требуют повторного объяснения. Доступна инструкция из 2-3 слов: «Дай синий квадрат», «Покажи нос» и т.п.

Речевая активность низкая. Отсутствие общеупотребительной речи. Пользуется указательным жестом.

Лексический запас отстает от возрастной нормы. Пассивный словарь преобладает над активным. Девочка понимает названия окружающих предметов, действий. По просьбе логопеда показала глаза, уши, нос у себя, у мамы, у куклы. В альбоме показала знакомых диких и домашних животных, предметы одежды и обуви, игрушки.

В экспрессивной речи девочки встречаются звукоподражания, соотносящиеся по смыслу со словами, обозначающими предмет: «мяу», «му», «ав» и др. (соотносит с игрушкой, картинкой); слова «мама», «папа», «баба», «вот», «да», «не» (нет). Дифференцированное обозначение предметов и действий отсутствует. Пользуется лепетом в момент двигательной активности, удивления, радости.

Грамматические навыки не развиты.

По просьбе логопеда может произнести звуки: А, О, У, Э, И, П, Б, М, Т, В, Д, К., повторить слоги.

Уровень сформированности слухового сосредоточения низкий. Простые ритмы не повторила.

Фразовая речь отсутствует.

Наблюдение за ребенком в группе показало: девочка начала принимать участие в организованной деятельности, однако занимается охотней и испытывает интерес к посильным заданиям на индивидуальных занятиях с воспитателем. Может заниматься продуктивно довольно непродолжительное время. Её игровая деятельность вне коммуникативного взаимодействия с окружающими. Девочка тянется к детям, но контакт формальный. Взаимоотношения со взрослыми сдержанные.

Девочка владеет навыками самообслуживания, аккуратна.

Логопедическое заключение: группа риска по ОНР

Рекомендуется: индивидуальный образовательный маршрут.

Учитель-логопед _____________/ (ФИО)

Дата

Источник

Памятка по составлению логопедического представления на ребенка дошкольного возраста

Анамнестические данные

Характер протекания беременности – токсикозы, инфекции, травмы, хронические заболевания.

Роды – досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные, затяжные, использование родовспоможений, стимуляции, когда закричал ребенок, наблюдалась ли асфиксия.

Перенесенные заболевания – пневмония, простуда, грипп, корь, скарлатина, коклюш, дизентерия, травмы головы, инфекционные и соматические, длительно текущие и вызывающие истощение нервной системы.

Слух – норма, снижение слуха.

Зрение – норма, близорукость, косоглазие, амблиопия, атрофия зрительного нерва, ограничение поля зрения.

Раннее физическое развитие – без особенностей, с задержкой (начал держать голову – N 2 мес., сидеть – 6 мес., ползать 5-6 мес., стоять 7-8 мес., ходить 1 год).

Раннее речевое развитие

  •  без особенностей;
  • речевое развитие по возрасту;
  • с задержкой (гуление – 3 мес., лепет – 5 мес., первые слова – 1 год, первая фраза – 2 года, фразовая речь – 3 года).
  • доречевое развитие с задержкой;
  • раннее психомоторное развитие протекало с задержкой;

Речевое окружение (речевая среда)

  • нарушения у родителей и ближайших родственников отсутствуют (отрицаются). 
  • недостатки речи  у близких.
  • двуязычие.

Общая моторика

  • плохо развита мелкая моторика рук.
  • нарушений ручной моторики не наблюдается.
  • предпочитает работать левой рукой (или иногда работает левой рукой)
  •  незначительно нарушены координация, темп, ритм движения
  • нарушения переключаемости движений (не своевременная, задержанная).
  • появляются сопутствующие движения.
  • нарушения  координации — движения выполнены не одновременно, неточно.
  • отмечается общая заторможенность движений.
  • характерное двигательное беспокойство.
  • медлителен  в движениях.

Мелкая моторика

  • сохранна,
  • недостаточность мелкой моторики,
  • моторная ограниченность,
  • объем движений (полный, неполный, строго ограничен),
  • темп (нормальный, быстрый, медленный),
  • переключаемость (точная, неточная),
  • координация (без особенностей, незначительные нарушения, нарушена, неполная)
  • ведущая рука – левша, амбидекстер, правша.

Артикуляционный аппарат

Анатомическое строение органов артикуляционного аппарата без аномалий.

Тонус  мышц  лица сохранный  или  нарушен (гипертонус, гипотония, дистония)  

Подвижность лицевой мускулатуры не нарушена, нарушена (тремор подбородка, гипомимия, гиперкинезы).

Строение губ нормальное  или  отклонения (массивные губы, наличие расщелины, наличие послеоперационных рубцов)

Тонус губ не нарушен  или нарушен (гипертонус, гипотония, дистония)

Читайте также:  Ребенок 3 года мало пьет и писает

Подвижность губ не нарушена или нарушена –  (малоподвижные, излишне подвижные)

Строение зубов нормальное; нарушения  — крупные, мелкие, редкие, частые, кривые, вне  челюстной дуги, с большими промежутками, отсутствие резцов (нижних, верхних); наличие лишних зубов, нарушение зубного ряда.

Подъязычная связка укорочена

Прикус  правильный;  нарушен – передний открытый, боковой открытый, прогнатия, прогения.

Строение твердого нёба не нарушено

Строение мягкого нёба и подвижность  не нарушено

Язык – отмечаются нарушения – толстый,  маленький,  массивный, широкий, узкий, раздвоенный, укороченная уздечка.

Мышечный тонус языка  в норме; нарушен – спастичность, гипотония, дистония.

Подвижность языка не нарушена; нарушения – гиперкинезы, тремор, девиация (отклонение) языка (вправо, влево); язык не выводится из полости рта, объём артикуляционных движений ограничен; снижение амплитуды артикуляционных движений, малоподвижный, с трудом удерживает позу, испытывает трудности в переключении позы языка, нарушены движения кончика языка. Саливация.

Речевая моторика развита достаточно; в пределах нормы; недостаточно. Выполняет основные артикуляторные движения губами, языком. Движения замедленные. Не может длительно удерживать положение органов артикуляции. Нарушена координация  движений языка и губ. Незначительно нарушены дифференцированные движения кончика языка. Объем движений языка полный; неполный. Тонус нормальный; вялый. Длительность выполнения движений и темп движений в норме. Замен движений, синкенезий не наблюдается. Синкенезии, замены движений отмечаются.

Общее звучание

Голос – без особенностей, сильный, слабый, тихий, неполётный, маломодулированный, монотонный, отклонение тембра, сдавленный, сиплый, дрожащий, наличие носового оттенка, хриплый, фальцетный, истощающийся, тусклый, маломодулированный, др., без особенностей

Характеристика интонационной стороны речи. Речь выразительная (невыразительная); интонационно оформленная, монотонная, затруднения в использовании вопросительной интонации, в выделении логического ударения, паузации.

Темпо-ритмическая сторона речи: скандированная, темп ускорен, замедлен, без особенностей; наличие слов с неправильно интонационно выделяемым ударным слогом; наличие продолжительных пауз.

Речевое дыхание: без особенностей, свободное, затрудненное, поверхностное, неглубокое, неровное, ключичное, нижнее диафрагмальное, речевое дыхание плавное; недостаточно плавное, речевой выдох продолжительный; не продолжительный, ротовой выдох сформирован, не сформирован, носовое дыхание затруднено, отсутствует, при фонации выдох ротовой, смешанный, короткий речевой выдох, несовпадение вдоха и логических пауз, короткий судорожный вдох, речь на вдохе.

Понимание речи

  • речь окружающих понимает в пределах уровня интеллекта;
  • понимание речи затруднено;
  • выполняет задания по словесной инструкции;
  • нуждается в неоднократном повторении задания;
  • с опозданием реагирует на обращение педагога;
  • речь окружающих воспринимает выборочно, с неточностями;
  • понимание речи связано с незнанием русского языка.
  • затруднено, инструкции требуют повторного объяснения.
  • правильно выполняет действия по речевой инструкции.

Фонематическое восприятие

  • сформировано/не сформировано, если не сформировано, указать – какие звуки, по каким признакам смешивает, устойчивый или неустойчивый характер смешения, какие факторы ухудшают различение оппозиционных звуков.
  • фонематический слух недостаточно сформирован;
  • слабо дифференцирует оппозиционные фонемы;
  • фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез в основном сформированы;
  • при воспроизведении серии слогов с фонетически близкими звуками с ошибками допускает единичные ошибки.
  • наблюдаются затруднения при дифференциации твердых и мягких, звонких и глухих звуков.

Звуковой анализ и синтез

  • навыки звуко-буквенного анализа и синтеза недостаточно сформированы;
  • допускает ошибки при определении количества звуков в слове;
  • имеются затруднения в определении количества и последовательности звуков;
  • определение места звука в слове сформировано;
  • место звука по отношению к другим звукам определяет не всегда верно;
  • имеются затруднения при определении количества и последовательности звуков на более сложном речевом материале;
  • допускал ошибки при определении последовательности слов в предложении
  • синтез не нарушен. Правильно составляет из последовательно заданных слов предложения
  • способность выделить звук на фоне слова сформирована.
  • определяет наличие или отсутствие звука в слове, последовательность и количество звуков в слове, его место в слове.
  • первый звук в словах определяет правильно, при определении последнего звука допускает ошибки. допускает ошибки при определении звука в середине, в конце слова.
  • способность определить место звука в слове по отношению к другим звукам не сформирована.
  • затрудняется в определении или  правильно определяет количество и последовательность слов в предложениях (с союзами и предлогами).
  • фонематический синтез сформирован, правильно производит слова из последовательно названных звуков;
  • фонематические представления сформированы, правильно придумывает слова на заданные звуки, отбирает картинки;
  • затрудняется придумать слово на заданный звук;

Звукопроизношение

  • в пределах возрастной нормы,  
  • нарушено произношение звуков (укажите каких);
  • дефектно произносит оппозиционные звуки;
  • недостатки произношения звонких согласных (оглушение);
  • изолированно все звуки произносит правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи;
  • полиморфное нарушение звукопроизношения  
  • нарушений звукопроизношения не отмечается.
  • звукопроизношение не нарушено.
Читайте также:  Вальгусная установка стопы у ребенка 3 года

Словарь

  • объем словарного запаса соответствует возрасту;
  • объем: соответствует возрастной норме, ниже возрастной нормы, ограничен лепетными словами, ограничен бытовой лексикой;
  • словарь беден, неточен, ограничен обиходно – бытовой тематикой;
  • не всегда точно использует слова;
  • испытывает трудности при подборе антонимов, синонимов, однокоренных слов;
  • в речи чаще применяет имена существительные, глаголы, местоимения, реже – прилагательные, наречия;
  • не понимает значения многих слов и допускает многочисленные ошибки в их употреблении;
  • часто использует слова не по назначению;
  • допускает смешение слов по смыслу и по акустическому сходству;
  • страдает понимание и употребление обобщающих понятий.
  •  преимущественно представлена конкретная бытовая лексика, преимущественно использует глагольную лексику, незначительный объем прилагательных, наречий и др.);
  • трудности актуализации словаря –  с трудом подбирает слова, смешивает слова, близкие по звуковому составу, заменяет по ситуативному сходству, по другому принципу (какому?);
  • знаком с редкоупотребляемой лексикой.
  • не сформированы отношения антонимии и синонимии.
  • низкий уровень практических обобщений.
  • трудности употребления обобщающих понятий
  • неточное значение и неточное употребление обиходных слов.
  • в активном словаре преобладают существительные и глаголы

Слоговая структура

  • не нарушена,
  • негрубые дефекты слоговой структуры слова,
  • слоговая структура грубо нарушена
  • виды нарушений: элизии (пропуски звуков, слогов), персеверации (отсроченное повторение), итерации (добавление), антиципации (замена предшествующих звуков последующими), перестановка звуков, слогов, контаминации (соединение слоговых частей двух слов), парафазии  
  •  нарушения звукослоговой структуры слова отсутствуют.  
  • правильное воспроизведение слов разной слоговой структуры.
  • невозможность воспроизведения слов.
  • нарушение во фразовой речи; переставляет  или наращивает слоги; замены, пропуски, повторения.
  • нарушение слоговой структуры слов встречается при воспроизведении незнакомых слов
  • допускает единичные ошибки при воспроизведении малознакомых четырехсложных слов со стечением согласных (в основном уподобления, упрощения стечения согласных, пропуски слогов).

Грамматический строй

  • недостаточно сформирован для данного возраста;
  • в речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции;
  • допускает многочисленные ошибки в предложениях простых синтаксических конструкций;
  • имеется несогласование слов во фразе, аграмматизмы;
  • имеются ошибки при преобразовании имен существительных во множественное число;
  • в спонтанной речи аграмматизмы не выявлены;
  • допускает ошибки в употреблении сложных предлогов;
  • имеются ошибки в согласовании прилагательного и существительного в косвенных падежах;
  • допускает ошибки в согласовании прилагательного и существительного среднего рода в именительном падеже, а также в косвенных падежах;
  • аграммматизмы при образовании прилагательных от существительных.
  • предложение –  отсутствует, назывное, простое нераспространенное, простое распространенное, сложносочиненное, сложноподчиненное, с однородными членами, осложненное причастными и деепричастными оборотами, использует разнообразные виды предложения адекватно замыслу.
  • в речи использует преимущественно простые распространённые предложения, в редких случаях отмечаются сложноподчиненные предложения.
  • предложения отличаются краткостью, стереотипностью, круг используемых слов крайне ограничен
  • сложносочинённые предложения с опорой на картинки (использует союзы — а, но, и).
  • сложноподчинённые предложения отмечаются лишь в единичных случаях (потому что; несмотря на; хотя; когда; который; поэтому).
  • ошибки в употреблении предложно-падежных предлогов, сложных предлогов, падежных окончаниях существительных множественного числа;
  • общая бедность и не дифференцированность грамматических средств языка.
  • затрудняется в образовании новых слов с помощью суффиксов, приставок.

Связная речь

  • наблюдается недостаточное развитие связной речи;
  • в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение последовательности событий;
  • пользуется фразой несложной конструкции;
  • самостоятельно высказаться затрудняется;
  • грубое недоразвитие связной речи (1–2 предложения вместо рассказа).
  • соответствует возрастной норме, в стадии формирования, требует дальнейшего развития, не сформирована.
  • нарушен порядок слов в предложении; набор слов вместо связного высказывания
  • рассказы со скрытым смыслом малодоступны
  • при составлении рассказа отмечается бедность языкового оформления и нарушение логической связи, непоследовательность в изложении, смысловое несоответствие частей высказывания, их искажение.
  • не сохраняет основной сюжетной линии.
  • при пересказе, соскальзывает на второстепенные детали, передаёт содержание упрощённо. Пересказывает важные части рассказа, но не устанавливает причинно-следственные, временные и пространственные отношения.
  • умеет пересказывать без искажений незнакомый рассказ.
  • пересказывает по вопросам.
  • по картинке перечисляет отдельные элементы ситуации, часто не различаются существенные и второстепенные детали.

Письмо и чтение

  • способ чтения: побуквенное, послоговое, побуквенно – слоговой;
  • чтение замедленное, послоговое, словами;
  • понимание прочитанного с неточностями;
  • чтение послоговое, простые слова читает целостно;
  • делает запинки при чтении многосложных слов;
  • чтение с большим количеством ошибок (пропуск букв, слогов, усечение слова, наращивание, угадывание окончаний, смешение оптически сходных букв, аграмматизмы и др.);
  • навыки письма и чтения не сформированы
  • знает отдельные буквы

Источник