Логопедическое обследование ребенок в 2 5 года
Автор: Бахарева Ирина Николаевна, учитель-логопед МДОУ д/с «Росинка»
Е. А. Стребелёва считает,
что чем раньше начинается целенаправленная
работа с ребенком, тем более эффективной оказывается коррекция и компенсация
нарушений. Необходимость ранней диагностики определяется важнейшим свойством
нервной системы ребенка — пластичностью, то есть нервная система молодого
организма гибко реагирует на воздействие извне. [3]
В настоящее время
растет количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Причины этого
явления разнообразны и многочисленны. Это и следствие сочетания различных
неблагоприятных факторов: биологических, социальных, и следствие поражения
центральной нервной системы различного характера. Вредные факторы,
воздействующие на мозг в период его развития, приводят к задержке развития
различных функций, в том числе речи.
В нашем городе дети с
речевыми нарушениями попадают в специализированные группы в пять лет, в лучшем
случае в четыре года, и самый значимый для развития ребенка возраст — до
четырех-пяти лет — оказывается упущенным. В школе у такого ребенка возникают
проблемы с устной и письменной речью — при обучении чтению и письму.
Ранняя диагностика нарушений
познавательной деятельности и речи у детей чрезвычайно важна и крайне
необходима. Доказано, что, чем раньше начинается целенаправленная работа с
ребенком, тем более полной и эффективной может оказаться коррекция, а в
некоторых случаях возможно и предупреждение вторичных отклонений развития.
Как и во
всех детских садах города, в нашем ДОУ в 2005 году был организован ПМПк
(психолого-медико-педагогический консилиум). В своей работе ПМПк
руководствуется письмом Минобразования
РФ «О психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения»
от 27.03.2000 г. № 27/901-6.
Согласно Положению о
ПМПк, основными задачами ПМПк являются следующие:
–обнаружение и ранняя (с первых дней пребывания воспитанника
в детском саду) диагностика отклонений в развитии;
–выявление резервных возможностей развития
воспитанника;
–определение характера, продолжительности и эффективности
специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в МДОУ возможностей.
Еще
одним не менее важным моментом, побудившим заняться поиском методик диагностики
речи младших дошкольников, является запрос родителей детей раннего и младшего
возраста. Нарушения речи (а именно — ее отсутствие,
непонимание ребенком речи взрослых, непонятность детских высказываний,
нежелание использовать речь в общении со взрослым и др.) вызывают беспокойство
у родителей малышей второго и третьего года жизни и заставляют их обращаться к
специалистам, и прежде всего, к логопедам.
В связи с
вышеназванными причинами встал вопрос всестороннего логопедического
обследования детей начиная со 2-ой младшей группы.
Современный подход к проблеме выявления и
коррекции нарушений речи требует от логопеда четких представлений о том, каким
образом и по каким законам происходит становление речи у нормально
развивающегося ребенка. Эти знания служат основой для грамотного проведения
логопедического обследования детей, своевременного выявления у них речевых
нарушений и их адекватной классификации. Лишь на этой основе возможно
правильное планирование и реализация систематической коррекционной помощи детям
с речевой патологией.
Схема логопедического
обследования детей среднего и старшего возраста в ДОУ хорошо отработана и
обеспечена достаточным количеством методических пособий и материалов. Обследованиеразвития
речи ребенка младшего дошкольного возраста нередко представляет трудности,
обусловленные возрастными особенностями. Также возникли сложности с подбором
методик и пособий для логопедического обследования детей младшего возраста в
условиях дошкольного учреждения. Подобных методик крайне мало, они
многозатратны по времени, что является безусловным минусом, так как логопед
работающий на коррекционной группе не располагает достаточным временем, для
обследования детей массовых групп детского сада по классическим методикам. [1]
Указанные причины послужили
толчком для разработки методики «Экспресс-обследование речи детей 2-3 лет». [2].
Данная методика предназначена для оперативного
массового обследования развития речи у детей 2 – 3 лет с целью выявления
нарушений речи и постановки воспитанников на учет ПМПк.
Методика удобна для использования как в кабинете
логопеда, так и в условиях массовой группы. Обследование занимает мало времени,
в этом смысле практически исключается возможность утомления ребенка.Содержит необходимый
материал для предварительного обследования и анализа общей картины развития
речи у детей 2 – 3 лет: лексического запаса, уровня овладения ребенком
звукослоговой структурой языка, степени сформированности фразовой речи.
Оборудование для обследования: картинный материал (15
шт.), иллюстрации к стихам А.Барто, иллюстрации к сказке «Курочка Ряба».
Картинки однофигурные, с четким контуром, цвета классические достаточно яркие.
Схема
обследования следующая.
Обследование
начинается с приглашения ребенка посмотреть картинки.
Затем следует предварительная беседа с
ребенком о нем самом, о его семье, о любимых игрушках, домашних животных, и
т.д., позволяющая составить общее впечатление о ребенке и его речевом развитии.
В зависимости от желания ребенка, беседа может быть разбита на части и
проводится по ходу обследования.
Далее ребенку
предъявляются комплекты картинок. Всего пять комплектов по 3 картинки.
Предлагается поочередно назвать картинки и выполнить задания логопеда по этим
картинкам.
1 комплект: собака, кошка, утка. Проверяется
воспроизведение звукоподражаний, предъявленных и названных логопедом животных и
птиц. При желании ребенка можно побеседовать о его домашних питомцах.
2 комплект: зайка, мишка, девочка (кукла). Сказать ребенку, что девочку зовут Таня, предложить
ребенку рассказать стихи А.Барто: «Наша Таня», «Зайка», «Мишка»; стихотворение
«Мишка косолапый». Уточняется, знает ли ребенок другие стихи.
3 комплект:юла, кубик, мячик.Предлагается назвать цвета предметов.
4комплект:телефон, лопатка, ведёрко.Подбор глаголов к существительным.
5 комплект:машина, пирамидка, Дед Мороз.Части предметов.
При назывании всех картинок проверяется
словарь, отмечается сформированность звукопроизношения, слоговой структуры
слова.
После
этого ребенку предлагается посмотреть книжку «Курочка Ряба», пересказать сказку
по иллюстрациям.
По
ходу обследования заполняется Карта экспресс-обследования ребенка 2 – 3 лет (Приложение
1).
Раннее выявление различных отклонений в формировании речи позволяет
обратить внимание родителей на задержку речевого развития ребенка,воспитаннику по
показаниям получить своевременную медицинскую помощь. Педагоги разрабатывают
индивидуальный образовательный маршрут, представляют родителям необходимые
консультации. Таким образом имеется возможность компенсировать первичный дефект
и предотвратить вторичные отклонения в развитии речи в более позднем возрасте.
Литература:
1. Громова О.Е.
Логопедическое обследование детей 2 – 4 лет. Методическое пособие/ О.Е.Громова, Г.Н.Соломатина. М.: Сфера,
2004.
2.Нищева Н.В.
Речевая карта ребенка младшего дошкольного возраста./Н. В. Нищева. Спб.:
Детство-ПРЕСС, 2003.
3. Стреблева Е.А. Психолого-педагогическая
диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста/Е. А. Стребелёва. М.: Просвещение, 2007.
Приложение
1.
КАРТА
ЭКСПРЕСС-ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА 2 – 3 ЛЕТ
____________________________________________________________________
Фамилия,
имя ребенка возраст
1. Беседа
2. Словарь. Звуко-слоговая структура слов.
Собака | Юла | Красный |
Кошка | Кубик | Зеленый |
Утка | Мячик | Желтый |
Мишка | Телефон | Синий |
Зайка | Лопата | Машина |
Девочка (кукла) | Ведро | Пирамидка |
Дед Мороз |
3. Воспроизведение звукоподражаний
АВ-АВ | ПИ-ПИ |
МЯУ-МЯУ | КО-КО |
КРЯ-КРЯ | ГА-ГА |
4.
Связная речь. Стихи
«Таня» |
«Зайка» |
«Мишка» |
«Мишка |
Пересказ
сказки«Курочка Ряба»
5. Состояние
звукопроизношения(изолированно, в
слогах)
Ы | М | Н | Х | С | Ж | Ц |
Э | П | Б | В | С′ | Ш | Л |
Л′ | Т | Д | Ф | З | Ч | Р |
Й | К | Г | З′ | Щ | Р′ |
Дополнения.
Заключение.
Дата ______________Учитель-логопед ____________ /_____________/
Источник
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
диагностическое обследования речи детей 2-3 лет подготовила: Морозова И.А.
2 слайд
3 слайд
4 слайд
5 слайд
6 слайд
Описание слайда:
Повтори слоги: та-да, ба-па, ка-га, са-ша, за-жа, ца-са-ца.
7 слайд
8 слайд
9 слайд
Описание слайда:
Покажи , где мишка в на под
10 слайд
Описание слайда:
Покажи, где девочка спит, сидит, идет, ест
11 слайд
Описание слайда:
Покажи, где
12 слайд
13 слайд
14 слайд
Описание слайда:
Покажи, где веселая-грустная
15 слайд
16 слайд
Описание слайда:
Большой-маленький
17 слайд
18 слайд
Описание слайда:
Это дом, а это домик
19 слайд
Описание слайда:
Это ложка, а это …
20 слайд
Описание слайда:
Это мяч, а это мячик
21 слайд
Описание слайда:
Это кукла, а это куколка
22 слайд
Описание слайда:
Назови существительные
23 слайд
24 слайд
25 слайд
26 слайд
Описание слайда:
Повтори кукла плачет: а-а-а-а
27 слайд
Описание слайда:
Ребенок плачет: уа-уа-уа
28 слайд
Описание слайда:
Поезд гудит: у-у-у
29 слайд
Описание слайда:
Ослик кричит: иа-иа-иа
30 слайд
Описание слайда:
Кошка мяукает: мяу-мяу-мяу
31 слайд
Описание слайда:
Мышка пищит: и-и-и
32 слайд
Описание слайда:
Состояние речевой моторики Состояние мимической мускулатуры: Поднять брови вверх (удивиться). Нахмурить брови (рассердиться). Прищурить глаза. Надуть щеки (толстячок). Втянуть (худышка).
33 слайд
Описание слайда:
Состояние артикуляционной моторики. Выполнить по подражанию: Губы –улыбка –трубочка. Язык – широкий, узкий, вверх, вниз, «маятник».
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Проверен экспертом
Общая информация
Номер материала:
ДБ-307356
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Ирина Черень
Схема логопедического обследования ребёнка раннего возраста
СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО
И МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
(от 2 до 4 лет)
Анкетные данные
Фамилия, имя ребенка ___
Дата рождения, возраст ___
Национальный язык, двуязычие (если есть) ___
Домашний адрес ___
Дата заполнения речевой карты___
Логопед ___
Анамнез
Мать ___
(возраст при рождении ребенка)
Отец ___ (возраст при рождении ребенка)
Наличие наследственных, нервно-психических, хронических соматических заболеваний у родителей ___
___
Данные о речевых нарушениях у родителей и родственников
___
От которой по счету беременности ребенок ___
Протекание беременности (токсикоз 1й половины, 2й половины беременности, падения, травмы, психозы, хронические заболевания, инфекции)
___
Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные) ___
Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция)
___
Когда закричал ребенок ___
Наблюдалась ли асфиксия (белая, синяя) ___
Резус фактор (отрицательный, положительный, совместимость, несовместимость резус-фактора матери и ребенка) ___
Вес и рост ребенка при рождении ___
Вскармливание: когда принесли кормить ___
как взял грудь ___
как сосал (наблюдались ли срыгивания, поперхивания) ___
Грудное вскармливание до ___
Когда выписали из роддома ___
если задержались, то почему ___
Раннее развитие
Голову держит с ___
(в N с 1,5 мес.)
Сидит ___
(в N с 6 мес.)
Стоит ___
(в N с 11-12 мес.)
Ходит ___
(в N с 1 года)
Первые зубы ___
(в N в 6-8 мес.)
Перенесенные заболевания
(тяжелые соматические заболевания, инфекции, ушибы, травмы,
судороги при высокой температуре)
До года ___
После года ___
До 3 лет ___
Данные о нервно-психическом, соматическом состоянии, состоянии слуха и зрения ребенка в настоящее время
(в соответствии с данными медицинской карты)
Раннее речевое развитие
Гуление ___ (в N 2-3 мес.)
Лепет ___
(в N от 4 до 8 мес.)
Характер лепета ___
Первые слова ___
(в N около года)
Первые фразы ___
(в N от 1,5 до 2 лет)
Прерывалось ли речевое развитие (по какой причине)
___
Использование жестов ___
Отношение членов семьи к речевому дефекту (безразличное, дефект остается незамеченным; постоянно фиксируют внимание; переживают, но не принимают мер и др.) ___
Занимались ли с логопедом (с какого возраста) ___
Результаты логопедической работы ___
I. Исследование неречевых психических функций
1. Общие данные, полученные из наблюдения за ребенком в процессе обследования:
а) общительность (легко вступает в контакт, инициативен или пассивен в общении, общение неустойчивое, наблюдается избирательное общение, избирательный негативизм);
б) особенности внимания (устойчивое, неустойчивое);
в) характер игровой деятельности (манипулирование с предметами, игры с воображаемыми предметами, конструктивные игры, сюжетные игры, сюжетно-ролевые игры);
г) индивидуальные особенности.
2.Состояние слухового внимания:
а) дифференциация звучащих игрушек;
б) определение направления источника звука (звучащей игрушки).
3.Исследование зрительного восприятия:
а) восприятие величины (не соотносит, соотносит, обозначает словом): большой – маленький;
б) восприятие цвета (не соотносит, соотносит, обозначает словом):
2-3 года – красный, синий, желтый, зеленый;
3-4 года – красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый;
в) восприятие формы (с3 лет.):
различение основных геометрических форм (подобрать картинку по образцу: круг, треугольник, квадрат).
4.Исследование зрительно — пространственного гнозиса праксиса:
а) ориентировка в пространстве (вверху – внизу, впереди – сзади);
б) складывание разрезных картинок (из 2-3 частей);
в) складывание фигур из палочек по образцу (2-4 палочки).
5. Состояние общей моторики (нормальная моторика; нарушения моторики – моторная напряженность, скованность движений, нескоординированность движений, неловкость и др.).
Для детей от 2 до 3 лет:
— пройти по дорожке, нанесенной мелом на полу;
— перешагнуть через препятствие высотой 25-30 см;
— медленно покружиться на месте;
— бросить мяч двумя руками от груди, из-за головы;
— поймать брошенный мяч;
— подпрыгнуть на двух ногах на месте;
— выполнить наклоны вперед и в сторон.
Для детей от 3 до 4 лет:
— пробежать 3-4 раза между двумя линиями, начерченными на полу на расстоянии 20-25 см друг от друга;
— перейти с бега на ходьбу, остановиться по сигналу;
— пройти по положенному на пол шнуру;
— прыгнуть в длину с места;
— переложить предмет (флажок, мячик) из одной руки в другую (над головой, за спиной, перед собой);
6. Состояние ручной моторики (нормальная моторика, нарушения моторики).
В 2-3 года:
— «покормить» куколку;
— слепить из пластилина палочку, шарик, баранку;
— уметь самостоятельно пользоваться ложкой.
В 3-4 года:
— расстегивать, застегивать пуговицы, уметь держать карандаш;
— рисовать горизонтальные и вертикальные линии;
— рисовать круг, тело человека;
— складывать крупную мозаику.
II. Исследование фонетической стороны речи (определение симптоматики и механизмов нарушений)
Воспроизведение звукоподражаний
Повторить за логопедом:
Кукла плачет: а-а-а.Мышка пищит: и-и-и
Ребенок плачет: уа.Собака лает: ав.
Поезд гудит: у-у-у.Заблудились в лесу: ау.
Ослик кричит: иа.Кошка мяукает: мяу.
Исследование звуко — слоговой структуры слов (с 3 лет)
Повторить за логопедом (отраженно) слова из 1, 2, 3 слогов (отметить максимальное количество слогов правильно воспроизведенных слов).
Состояние звукопроизношения
Гласные: ___
Согласные: ___
[б], [п,] [м] ___
[в,] [ф]___
[д,] [т,] [н] ___
[г,] [к,] [х] ___
[й]___
свистящие ___
шипящие ___
аффрикаты ___
[л,] [л’]___
[р,] [р’] ___
Анатомическое строение артикуляционного аппарата
Отметить наличие и характер аномалий в строении:
а) губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы);
б) зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов и др.);
в) челюсти;
г) прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный);
д) твердое небо (высокое узкое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель);
е) мягкое небо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка);
ж) язык (массивный, маленький, «географический», с укороченной подязычной связкой).
Состояние речевой моторики
1. Состояние мимической мускулатуры (по подражанию):
— поднять брови вверх («удивиться»);
— нахмурить брови («рассердиться»);
— прищурить глаза;
— надуть щеки («толстячок»);
— втянуть щеки («худышка»);
(Отметить наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок.)
2. Состояние артикуляционной моторики (выполнение по подражанию):
а) губы – «улыбка» — «трубочка»;
б) язык – широкий, узкий, вверх, вниз, «маятник»;
в) мягкое небо – широко открыть рот и зевнуть.
Отметить следующие параметры движений:
а) наличие или отсутствие движений;
б) тонус (нормальное напряжение, вялость, чрезмерное напряжение);
в) объем движений (полный, неполный);
г) способность к переключению от одного движения к другому;
д) замены движений;
е) добавочные и лишние движения (синкинезия);
ж) наличие тремора, гиперсаливации, отклонений кончика языка.
Состояние дыхательной и голосовой функции (с 3 лет)
1. Тип неречевого и речевого дыхания (ключичное, грудное, диафрагмальное и др.).
объем речевого дыхания (нормальный, недостаточный). Частота речевого дыхания (в норме, учащенное, замедленное). Продолжительность речевого дыхания (в норме, укороченное).
2.Характеристика голоса:
а) громкость (нормальный, тихий, чрезмерно громкий);
б) тембр голоса (не нарушен, наличие носового оттенка, хриплый и др.);
в) атака голоса (мягкая, твердая);
г) модуляция голоса (наличие или отсутствие монотонности).
Особенности просодической стороны речи
(при наличии фразовой речи):
а) темп (нормальный, быстрый, медленный);
б) ритм (нормальный, аритмия);
в) паузация (правильная, нарушенная – деление слов паузой на слоги, деление слогов на звуки);
г) употребление основных видов интонации (повествовательной, вопросительной, побудительной).
III. Исследование фонематической стороны речи (с 3 лет)
1. Показать на картинках предметы, называемые логопедом:
стол – стул, косы – козы;
папа – баба, горка – корка;
точка – дочка, миска – мишка.
2. Показать собачку,когда она зарычит : р-р-р (из ряда звуков).
IV. Исследование лексики и грамматического строя
импрессивной речи
1.Пассивный словарь:
а) понимание конкретных существительных (обозначающих конкретные понятия, предметы): показать по словесной инструкции логопеда предметы, части предметов, части тела и т. п. ;
б) понимание обобщающих слов (с 3 лет):выбрать предметы или картинки по темам: «Игрушки», «Посуда», «Одежда»;
в)понимание действий:
— показать, где девочка спит, играет, рисует, ест и т. д. (на картинках);
— выполнить поручения по речевой инструкции («Дай куклу», «Покорми куклу», «Посади куклу» и др.).
2. Понимание форм единственного и множественного числа существительных (показать на картинках: чашка – чашки, гриб – грибы, кукла – куклы, мяч – мячи).
3. Понимание предложно – падежных конструкций с предлогами на, в, под, за с 3 лет). («Положи мячик в коробку, на стол, под стол» и т. п.).
4. Понимание уменьшительно – ласкательных суффиксов существительных (показать на картинках: дом – домик, ложка – ложечка, мяч – мячик, кукла – куколка).
V. Исследование лексики и грамматического строя
экспрессивной речи
1. Общая характеристика речи (есть речь или отсутствует, лепетная речь, речь отдельными словами, фразовая речь).
2.Активный словарь:
а) существительные (назвать предметы,картинки по темам: «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Обувь», «Семья», «Животные» и т. д. ;
б) глагольный словарь (назвать, что делает мальчик,по картинкам: ест, спит, играет, рисует, пьет, гуляет и т. д.);
в) прилагательные (с 3 лет) (назвать по картинкам цвет, величину, вкус и другие качества предметов).
3. Состояние грамматического строя речи (обследуется при наличии фразовой речи);
а)употребление имен существительных в именительном падеже единственного и множественного числа:
стол – столы рука – руки
мяч – мячи шар – шары
кукла – куклы глаз — глаза
б) употребление имен существительных в именительном падеже единственного числа без предлога («Назови, что ты видишь на картинках». – «Вижу мяч, куклу, дом, собаку» и т. д.);
в) употребление имен существительных в родительном падеже единственного числа без предлога (назвать по картинкам):
Это хвост кого? – Лисы.
Это сумка кого? – Мамы.
Это машина кого? – Мальчика.
Это уши кого? – Зайца;
г) согласование имен прилагательных с существительными единственного числа мужского и женского (с 3 лет) (назвать цвет предметов: шар – красный, карандаш – синий, машина – красная, чашка – синяя);
д) употребление предложно – падежных конструкций (с 3 лет) с предлогами на, в, под, за (назвать местонахождение предметов на картинках или по демонстрации действий с предметами);
е) употребление существительных с уменьшительно –ласкательными суффиксами: как назвать маленький предмет? (по картинкам):
стол – столик ложка — …
нос — … кукла — …
дом — … кровать — …
VI. Состояние связной речи
(обследуется при наличии фразовой речи)
Логопедическое заключение
Дата ___
Логопед ___
Консультант врачей –специалистов:
ЛОР ___
___
Невролог___
___
Психолог ___
Источник