Логопедический массаж ребенку 5 лет

Логопедический массаж ребенку 5 лет thumbnail

Все родители заботятся о своих детях. Они хотят, чтобы у них было светлое будущее. В детстве у ребёнка могут развиться некоторые проблемы с речью. Что делать? Ответ прост — сразу идти к лечащему врачу, который осмотрит пациента и назначит соответствующее лечение. Как необходимо делать логопедический массаж ребёнку дома?

Делаем самостоятельно массаж лица для развития речи

Логопедический массаж для детей в домашних условиях можно выполнять. Для этого нужно овладеть несколькими лечебными техниками, которые будут стимулировать речевой аппарат ребёнка.

Проводится массирование:

  • Губ;
  • Языка;
  • Лица;

Проведение логомассажа

Круговыми движениями массажируются необходимые участки. Резкие движения исключены. Массаж лица для детей для развития речи выполняется с помощью нескольких простых техник.

Врачи настоятельно не рекомендуют проводить какие-либо манипуляции без назначения врача. В противном случае это может только усугубить ситуацию.

Показания для логомассажа

Существует ряд показаний, благодаря которым назначается массаж:

  • Слюнотечение (неконтролируемое);
  • Болезнь «Дизартрия»;
  • Патологии развития речевого аппарата;
  • Нарушение речи/голоса или его частичная потеря;
  • Слишком большое напряжение, в котором постоянно находятся мышцы лица;
  • Заикания во время речи;
  • Напряжение мышц лица с патологическим уклоном, которое осложняет произношение любых слов;
  • Наличие церебрального паралича у ребёнка;
  • Недостаточное развитие мышц, которые обеспечивают чёткую артикуляцию;
  • Зубной камень, другие заболевания ротовой полости;
  • Прочие патологии и проблемы, возникающие вовремя произношения. Также ЗРР;

На приёме у специалиста

Данные проблемы могут встречаться как у здоровых детей, так и у индивидов с различными отклонениями в развитии. В основном массаж прописывают тем, у кого есть врождённые патологии, а также прочие серьёзные проблемы с речевым аппаратом.

Необходимо вовремя обращаться к доктору, тянуть ни в коем случае нельзя. Если мама замечает, что у её отпрыска присутствуют такие проблемы — нужно сразу записаться на приём к специалисту.

Важно знать: есть противопоказания

Врачи-массажисты установили ряд противопоказаний, при которых выполнять данную процедуру запрещено:

  • Простудные заболевания;
  • Наличие герпеса на частях лица или губах;
  • Офтальмологические заболевания;
  • Воспаления в ротовой полости;
  • Наличие ОРЗ, ОРВИ;
  • Травмированный язык;
  • Заболевание лимфоузлов;
  • Повышенное давление внутри черепа;
  • Грибковые вирусы на коже;
  • Туберкулёз (активный);
  • Различные онкологические осложнения или заболевания;
  • Эпилепсия/припадки;
  • Болезни сосудов (капилляров);
  • Наличие гематом на определённом участке тела;

Процедуры можно делать не ранее, чем через 10 дней после полного выздоровления. Организм должен восстановиться после перенесённой от болезни нагрузки.

Какова продолжительность и частота проведения процедур

Для данной процедуры установлены сроки, которых необходимо придерживаться. В зависимости от тяжести заболевания продолжительность и частота проведения оздоровительных манипуляций могут иметь разные промежутки (по времени).

Стандартное проведение массажа: 10-20 сеансов, выполнение ежедневное или через день. Необходимо сделать перерыв на 1-2 месяца, затем, при надобности стоит возобновить процедуры. В течение года стоит выстроить строгий график.

Лучший способ не пропустить что-либо — составить расписание, в котором будут указаны промежутки времени для логомассажа.

Начальные этапы: 1-6 минут с самого начала, затем можно увеличить время до 20 минут.

Детский возраст — время проведения: не более 10 мин, для дошкольника — не более 15, школьникам — до 25 минут.

Гигиенические условия для проведения логомассажа в домашних условиях

Перед началом логопедического массажа следует проветрить комнату, чтобы ребёнку было комфортно. Если в процессе используются какие-то инструменты — они должны быть тщательно продезинфицированы в растворе (хлоргексидина) или в кипятке.

Руки необходимо помыть со специальным бактерицидным мылом, чтобы не заносить бактерии в ротовую полость ребёнка.

Важно! Нельзя проводить манипуляции в грязном помещении.

Инструменты для массажа языка

Подводим результаты работы

После проведения работ пациент не должен ощущать дискомфорт. Если всё выполнено правильно, то это будет стимулировать речевой аппарат. Тогда всё пойдёт на пользу.

Делаем логопедический массаж языка ребёнку дома

Необходимо посадить/положить отпрыска в удобную для него позицию. Соблюдая правила гигиены можно начинать проведение процедуры.

Техника выполнения:

  1. Направление: от кончика языка лёгкими движениями нужно «проводить линии» к зоне, которая обеспечивает образование рвотного рефлекса.
  2. Во время проведения стоит поглаживать язык, аккуратно похлопывать его, создавать ощущение вибрации (не более 15 секунд).

Условия и техника проведения

Краткое описание нескольких техник массажа:

  • Необходимо найти подчелюстную ямку и выполнить «точечный массаж». Время — 15 секунд. Движения должны осуществляться указательным пальцем и напоминать небольшую вибрацию;
  • В течение 15 секунд делается вибрация для языка под углами челюсти. Стоит задействовать обе руки;

Виды действий:

  1. Круговые.
  2. Манипуляции, напоминающие спиральные движения.

Упражнения, которые можно делать дома

  • Лёгкий массаж губ;
  • Массирование лица;
  • Вибрационные манипуляции для языка;
  • Движения от подбородка до части лица, расположенной ниже;

Определяем цели логопедического массажа для детей

Главной задачей массажа является укрепление мышц лица, языка, введение речевого аппарата «в тонус», избавление от врождённых/приобретённых патологий и пороков.

Также эта процедура помогает улучшить артикуляцию, восстанавливает ослабевшие мышцы челюсти.

Важно! Перед началом проведения манипуляций требуется заключение логопеда, который установил точный диагноз. Самостоятельное принятие решений в такой ситуации — необдуманный поступок, который может усугубить положение.

Особенности проведения логомассажа

В первую очередь логопед определяет общий уровень развития малыша. После анализа оценивается моторика рук, работа мышц, отвечающих за артикуляцию.

Затем, если обнаруживаются какие-либо отклонения, назначается специально подобранный комплекс упражнений. Выполняется в домашних условиях или в массажном кабинете специалиста.

Логопедия специализируется на подобных проблемах, поэтому переживать не стоит. Врач точно знает, что нужно делать.

Перед началом любой процедуры стоит убедиться в том, что условия проведения соответствуют всем гигиеническим нормам. У каждого специалиста должен быть индивидуальный комплект и антисептик.

Важно! Без соответствующего диагноза логомассаж не назначается.

Особенности массажа языка для детей с диагнозом «Задержка речевого развития»

Чаще всего диагноз «Задержка речевого развития» встречается у детей, страдающих от ДЦП, испытывающие проблемы с центральной нервной системой и так далее.

Требуется делать массаж для языка детям с задержкой речевого развития каждые 1-2 месяца. Это помогает снять с мышц спазм, уменьшает слюноотделение. В целом здоровье улучшается.

Массаж языка пальцами

Движения выполняются аккуратно от кончика к середине языка. Проглаживаются боковые части и края. Спиралевидные/круговые движения не должны доставлять дискомфорт пациенту. Если ребёнок пожалуется на боли, стоит прекратить манипуляции до следующего раза.

Массаж языка (логопедический) ребёнку дома можно провести без особых затрат.

Обратите внимание! Если болевые ощущения не проходят, нужно немедленно обратиться к врачу.

Массаж языка зубной щёткой

Зубной щёткой делаются поглаживания из глубинной части горла к кончику языка. Техника выполнения может быть спиралевидной, кругообразной. Нельзя делать резкие нажатия, рывки.

Подробная схема:

Схема массажа зубной щёткой

Методика воздействия при нарушениях речевого аппарата

Существует 2 основные методики:

Инструменты для массажа

  • Автор: Дьякова;
  • Основатель: Новикова;

Каждый врач будет утверждать: нельзя проводить процедуры без назначения специалиста-массажиста. При неправильном выполнении логомассажа без особой причины можно навредить человеку. Не стоит спешить с выводами. Перед всеми манипуляциями стоит показать ребёнка детскому специалисту.

Источник

??Логопедический (артикуляционный) массаж для детей для развития речи ??

Первые звуки малыши начинают произносить в 2-3, а после 9 месяцев — первые слоги и слова. Однако в результате индивидуальных особенностей, травм или болезней происходит отставание в развитии речевого аппарата. Чтобы восстановить артикуляцию необходимо обратиться за консультацией к врачу и проводить ежедневные занятия с массажем.

Польза логопедического массажа

Что такое логопедический массаж — это направленное механическое воздействие на мышцы, нервы, сосуды и ткани периферического речевого аппарата. Проводят его для нормализации произношения звуков. Регулярные процедуры также помогают:

  • стимулировать развитие разговорной речи;
  • разработать правильное произношение звуков и слов;
  • нормализовать мышечный тонус речевого аппарата;
  • развить спектр кинестетических ощущений;
  • повысить эластичность мышечных волокон;
  • восстановить голос и улучшить его качество;
  • развить правильное дыхание;
  • улучшить глотательные рефлексы.

Логопедический массаж детям

Массаж не имеет возрастных ограничений, и для профилактики возникновения нарушений его можно делать новорожденным с 2 месячного возраста.

Показания

Логопедический массаж для развития речи у детей назначают при:

  • алалии, которая сопровождается отсутствующей или недоразвитой речью при нормальном слухе и интеллекте;
  • дислалии или нарушенном произношении звуков при отсутствии проблем со слухом и нормальной иннервацией артикуляционного аппарата;
  • паралалии, которая отличается тем, что имеет несовершенное произношение как органический недостаток;
  • дизартрии или проблемах с произношением, вызванным заболеваниями нервной системы;
  • задержке развития речи и нарушениях голоса;
  • заикании и дрожании связок;
  • гипотонии и нарушении речевой деятельности;
  • церебральном параличе.

Артикуляционный массаж проводят в комплексе с дыхательной и артикуляционной детской гимнастикой. Их совместное выполнение нужно для облегчения процесса произношения большого количества звуков, в т.ч. и сложных.

Артикуляционная гимнастика

Противопоказания

Необходимость проведения сеансов, их количество и тип согласуется с логопедом. Массаж и упражнения выполняются ежедневно, если у малыша хорошее самочувствие и нет противопоказаний. К ним относят:

  • повышенная температура, простуда и ОРЗ;
  • воспаленные десна, герпес или стоматит;
  • увеличенные лимфоузлы;
  • кровотечения из носа;
  • болезни кожи, аллергия или диатез;
  • тошноту, рвоту, понос;
  • болезни глаз;
  • онкологию;
  • психические расстройства, заболевания ЦНС, дефекты развития ВНС;
  • эпилепсию;
  • эмоциональную или физическую усталость.

Проведение массажа в домашних условиях включает в себя активное воздействие на нервные рецепторы, поэтому, если ребенок склонен к судорогам, нужна осторожность. Если малыш начинает во время проработки плакать, кричать, показывать недовольство — сеанс прекращают.

Разновидности массажа

В зависимости от типа расстройства речевого аппарата, возраста малыша и его эмоционального состояния подбирается вид процедур и интенсивность проведения. Техника классического логопедического массажа для детей основана на применении традиционных приемов:

  • поглаживания;
  • растирания;
  • разминания;
  • вибрационного воздействия.

Поглаживания в артикуляционном массаже

Процедура начинается и заканчивается поглаживаниями — это обязательное условие правильного сеанса массажа. Сила воздействия зависит от патологии: если необходимо расслабить мышцы, то используют легкие поглаживания. Для укрепления мышечного тонуса необходимы более активные движения.

Точечный массаж предполагает воздействие на определенные биологически активные участки.

Аппаратный метод основан на применении вакуумных и вибрационных приборов. Автором зондовой техники является Е.В. Новикова, которая использовала в своей работе несколько видов зондов для массирования губ, языка, неба.

Врачи применяют несколько видов инструментов для логопедического массажа, таких как:

  • саночки;
  • крестовины;
  • топорики;
  • толкачи;
  • восьмерки.

Инструмент для логопедического массажа

Для детей с церебральным параличом рекомендуют систему Е.Архиповой. А для малышей старшего дошкольного и школьного возраста разработана система самостоятельного массажа лица и языка.

Классическая массажная техника

В домашних условиях упражнения и массаж выполняют из положения сидя или лежа. Начинают сеанс с массажа воротниковой зоны и плеч. Его проводят поглаживаниями всей области сверху вниз. Затем переходят к плавным поворотам головы ребенка в разные стороны: одна рука мамы придерживает за лоб, а вторая — лежит на задней поверхности шеи.

Расслабление мимической мускулатуры лица проводят приемом поглаживания с помощью пальцев. Направление движений:

  • от центральной точки лба в сторону висков;
  • от линии бровей к линии роста волос;
  • вокруг глаз;
  • от переносицы по нижнему веку к вискам;
  • от уголков губ к мочке уха.

Классическая тезника логопедического массажа

Каждое из движений повторяют не более 10 раз. Расслабление губ также проводится поглаживающими движениями от уголков рта 5-7 раз, затем разглаживают область носогубных складок кончиками указательных пальцев. После этого массируют ротовую полость. Техника выполнения логопедического массажа языка следующая:

  • при помощи салфетки берут кончик языка и передвигают его в разные стороны;
  • левая рука придерживает высунутый изо рта кончик языка, а правая при помощи зубной щетки поглаживает всю поверхность;
  • легкими движениями проходят еще раз всю поверхность языка, после чего поворачивают его в стороны.

Массирование языка нужно проводить осторожно, без применения силы и нажатий. Если малыш испытывает дискомфорт — проработку прекращают.

Активирующее массирование

Как делать активирующий логопедический массаж:

  • после предварительного расслабляющего массирования проводят ритмичное сжатие подбородка;
  • затем переходят к поглаживанию двумя пальцами щек и скул по спирали;
  • после поглаживаний идут активные разминания проработанной области;
  • далее следует энергичное пощипывание щек.

Затем поглаживаниями проходят верхнюю и нижнюю губу. Снизу прорабатывают похлопываниями и вибрационными движениями, задействуя только кончики пальцев.

Массирование языка

Массирование языка проводят более интенсивно растиранием и разминанием. Направление движений от корня языка к кончику. Последовательность приемов такова:

  • растирание вдоль, поперек и по спирали;
  • сжатие боков языка с пощипыванием краев;
  • похлопывание по всей поверхности зубной щеткой.

Завершают массажный сеанс растиранием шеи по нижней части к мочкам ушей, от лопаток к затылку и по всей поверхности.

Массирование ложками

Для проведения сеанса понадобится пара чайных ложек. Логопедический массаж ребенку начинают с поглаживания области висков выпуклой частью ложки. Круговые движения совершают по часовой стрелке с ровным и плавным нажатием. Затем поглаживают надбровные дуги от внутреннего края ко внешнему, и по нижнему веку к переносице. Аналогично разминают жевательные мышцы и область под подбородком.

Поглаживание щек выпуклой стороной начинают от уголков губ, поднимаясь постепенно к вискам. Виски проходят спиралеобразными движениями, заканчивая проработку области интенсивными и ритмичными нажатиями. По губам проходят поглаживаниями и легкими разминаниями.

Массаж специальные ложкамиМассаж специальные ложками

Каждый из приемов повторяют до 8 раз. Массаж лица для детей с использованием ложек может включать и проработку языка, но выполняться он должен только специалистом. В домашних условиях велик шанс травмирования и растяжения мышц.

Самомассаж

Обучение логопедическому массажу лица начинается с проработки ушей на 10 счетов. Уши медленно оттягивают вперед и назад, затем совершают несколько круговых движений по щекам и по подбородку в течение минуты. Нижнее и верхнее веко поглаживают около 50 секунд, а область вокруг глаз проходят круговыми движениями. Начинают от внутреннего уголка глаз и до верхнего века. По крыльям носа совершают до 20 несильных нажатий. В завершение нужно открыть рот и сделать 5 быстрых и резких движений нижней челюстью в правую и в левую сторону.

Комплекс массажных упражнений

После массажа желательно перейти к специальным упражнениям, которые не только закрепляют эффект от процедур, но и позволяют развить речевой аппарат, улучшают моторику, двигательную функцию мышц.

Для губ

Упражнения для улучшения подвижности губ включают в себя:

  • медленные поглаживания от середины к уголкам;
  • плотное смыкание губ, после чего по ним проходят легкими постукиваниями. Повторить не более 4 раз;
  • 3-4 спиральных движения указательным пальцем. Ведем от середины губ к уголкам. Выполняется при сомкнутых или приоткрытых губах;
  • сомкнутые и вытянутые вперед губы;
  • круговые движения пальцев в уголках рта (5-7 повторов);
  • поглаживание с легким нажатием.

Движения должны быть направлены на стимуляцию мышечной ткани, поэтому слишком медленные и мягкие поглаживания желательно не использовать.

Для языка

Упражнения для работы с языком подразделяются на несколько комплексов. Первый — это классическое массирование, дополненное вибрационными похлопываниями в течение 15 секунд.

Второй начинается с расслабляющего массирования, включающего:

  • надавливание на подчелюстную ямку в течение 15 секунд;
  • проведение пальцами от середины подбородка к краю скулы.

Затем с использованием салфетки одной рукой придерживают язык за кончик, а второй массируют. Движения — прямолинейные, спиралевидные или круговые. Направление:

  • от центра к кончику и в стороны;
  • поперек.

После этого переходят к перекатыванию языка, пощипыванию краев, поглаживанию всей поверхности и поглаживанию подъязычной зоны. Десну проходят в горизонтальном направлении.

Третий комплекс упражнений требует использование зубной щетки. Если у малыша язык слабый, то движения проводят от краев к центру. При напряженных мышцах приемы совершают от центра в стороны. Ребенка просят высунуть язык. Если имеется патология, то язык через некоторое время отклонится в сторону. Сторона отклонения — спастическая, и ее нужно прорабатывать поглаживаниями, мягкими растираниями и вибрациями. Воздействие на нее минимально. Вторая сторона — вялая, и ее нужно стимулировать сильными пощипываниями и надавливаниями.

Во время проработки язык удерживают 2 пальцами левой руки. Тыльной стороной зубной щетки проводят в разных направлениях волнообразными, спиралевидными и прямыми движениями.

Самомассаж ложками

Для ушей

На ушах расположено много биологически активных точек, и воздействие на них позволяет улучшить слух и зрение, речь, память, концентрацию внимания. Детский массаж ушей может выполняться как родителями, так и самостоятельно уже подросшими малышами.

При проведении обязательно соблюдать последовательность:

  • мочку размять и потянуть вниз;
  • размять завиток;
  • хорошо растереть внутреннюю и наружную поверхность;
  • скрутить ушную раковину, потянув вперед и назад, вверх и вниз;
  • сделать несколько круговых движений ушами.

Упражнения можно повторять несколько раз в день, а лучшее время для проведения — утро и вечер.

Для шеи и рук

Массирование шеи выполняется из положения лежа. Голова должна лежать ниже уровня плеч. Шею поддерживают одной рукой, другой совершают медленные вращательные движения головой в стороны. Затем плавно поворачивают голову вправо, влево, вперед и назад. Не более 5 повторов для каждой стороны. После этого переходят к поглаживанию задней поверхности от линии роста волос вниз и в стороны. Увеличивая нажим, совершают разминания и растирания сверху вниз.

Массаж рук рекомендован с двухмесячного возраста. Начинают с массирования суставов пальцев, затем на каждую подушечку нажимают до 10 раз. Сила нажима увеличивается постепенно. За нажатиями следуют круговые движения по ладошке и поглаживания от центра к краям. Дополнительно можно пкрутить пальцами, сделать несколько сгибательно-разгибательных движений или массировать от основания ладони вверх.

Условия проведения сеансов

Массажные процедуры необходимо проводить в помещении с хорошей вентиляцией и светом. Перед работой ребенок должен умыться и прополоскать рот. Все приемы должны быть легкими, удобными, комфортными для малышей. При малейшем дискомфорте или боли проработку прекращают.

Последовательность массажных приемов

Во время воздействия обязательна проработка губ, нижней челюсти и языка, а каждая процедура начинается и заканчивается поглаживаниями. Если не указано иное количество, то приемы повторяют по 5-6 раз. Первый сеанс не должен длиться более, чем 5 минут. Время проработки увеличивают постепенно, доводя до 15-20 минут. Для детей младше 2 лет общее время сеанса ограничено 2-3 минутами.

Процедуры проводят ежедневно или через день, через 2-2,5 часа после приема пищи. Курс массажа включает 15-20 сеансов. После последнего сеанса делают перерыв в 1-3 месяца, и повторяют курс. Разрешено не более 60 сеансов в год. Второй год массажных процедур должен начинаться с повторной консультации у логопеда и корректировки техники.

При нарушении работы речевого аппарата проводят специальный массаж. Он состоит из несложных приемов, которые можно освоить за несколько процедур и проводить в домашних условиях. Польза массирования не только в улучшении речевых навыков, но и в стимуляции работы мышечной ткани, развитии глотательного рефлекса. Если нет противопоказаний, то сеансы можно проводить ежедневно. Логопеды рекомендуют несколько массажных техник, состоящих как из классических приемов, так и из специфических — сжатия языка, пощипывания его поверхности. Тип процедур, продолжительность, интенсивность и количество проработок обязательно оговаривается с врачом.

Источник