Логопедические занятия с ребенком 5 лет с зпр

Логопедические занятия с ребенком 5 лет с зпр thumbnail

Конспект индивидуального логопедического занятия для ребенка 5-6 лет ЗПР, ОНР-3 уровня.

Тема: «Кто в домике живет? ».

Цель: развитие лексико-грамматического строя речи по теме «Мебель- посуда».

Образовательные задачи: закреплять и расширять представление о предметах посуды и мебели; деталях и частях, материалах, из которых она сделана; называть обобщающие понятия и понятия «один-много»; образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных; упражнять в ориентировке в пространстве.

Коррекционно-развивающие задачи: развитие артикуляционной моторики; развитие зрительного и слухового внимания; развитие мелкой и общей моторики.

Воспитательные задачи: воспитывать бережное отношение к предметам посуды и мебели; формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности.

Оборудование: картинки с изображением мебели и посуды; картинки для артикуляционной гимнастики; карточки эмоций; разрезные картинки; мелкая посуда и мебель в мешочке; картинка домика, игрушка ежик, 6 деревянных палочек, кисточка и ведерко; плоские геометрические фигуры; массажный мячик и коврик; песочный ящик; раскраска домик.

Ход занятия

I.Организационный момент.

Посмотри в окошко, какой сегодня день? День солнечный, у нас сегодня не простое занятие, а волшебное.

II. Сообщение темы занятия.

-Давай друг другу улыбнемся, возьмемся за руки и отправимся в сказку.

1.Ходьба по массажному коврику.

По дорожке к сказке в дом, мы сейчас с тобой пойдем. По прямой дорожке пойдем, пойдем; по извилистой дорожке пойдем; домик, мы с тобой, найдем.

На доске красивая картинка 2-х этажного дома.

2.Работа с карточками эмоций.

Какой прекрасный дом (работа с карточками эмоций). Что мы сделаем, когда увидим такой дом? (педагог подает каточку с эмоцией). Правильно — удивляемся. Давай представим, что на домике висит замок, и он закрыт.

Что мы сделаем? Правильно — рассердимся. Давай представим, что это твой домик.

Что мы сделаем? Правильно — улыбнемся. Ты хочешь знать, что в домике.

Нужно сделать верно артикуляционную гимнастику за столом.

Называешь упражнение и выполняешь его. Какое первое упражнение?

3.Артикуляционная гимнастика.

1.«Чистим зубки». Верхние – нижние; верхние — нижние и т.д

Второе упражнение, как называется?

2. «Месим тесто». Кладем широкий язычок на нижнюю губу и тихо произносим «пя-пя; пя-пя», теперь громче «пя-пя; пя-пя».

3. «Качели». Ротик широко открыли, вверх поехали качели, вниз, наверх и т.д. Назови, какое следующее упражнение?

4. «Часики». Делаем язычком в уголочки «тик-так и т.д. (показ рукой).

Упражнения выполнены правильно, и теперь, ты узнаешь, что находится в домике.

4.Упражнение «Назови одним словом».

(показ картинок), ребенок называет — стул, шкаф, стол, комод, диван, кровать.

Как мы все это — одним словом назовем? Правильно — мебель.

5.Упражнение «Много мебели в квартире».

Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)

Много мебели в квартире (руки через стороны вверх)

В шкаф повесим мы рубашку, (руки на пояс, повороты)

А в буфет поставим чашку (руки вверх, встать на носочки)

Посидим чуть-чуть на стуле (присесть на корточки)

А теперь мы с котом посидели за столом (руки на пояс, повороты)

Чай с вареньем дружно пили (пружинка)

Много мебели в квартире (руки через стороны вверх)

Стены красить нам пора, пригласили маляра (педагог показывает ведерко с кисточкой).

Кто такой маляр? (маляр любит красить)

6.Гимнастика для глаз.

Ребенок берет кисточку и ведерко и выполняет гимнастику для глаз.

Ведем кисточкой сверху вниз и следим глазками.

7.Упражнение «Починим мебель».

Кто-то пришел в домик и сломал нашу мебель. Нужно ее починить (составление из 4-6 частей целого) 2 картинки. Какого цвета диван?

8. Игра « Четвертый лишний».

А теперь мы поиграем в игру « Четвертый лишний».

Шкаф — диван-стул — кружка. Что лишнее, почему? и т.д.

9.Игра «Один — много».

А теперь я предлагаю игру «Один — много».

Я тебе показываю и говорю один предмет, а ты мне много.

(показ картинок: шкаф, стол, стул, кровать, диван, комод)

10.Игра «Назови ласково».

А теперь будем ласково называть.

показ картинок: шкаф, стол, стул, кровать, диван, комод)

Работа возле доски, где картинка домика.

Давай посмотрим, а в нашем домике мебель куда- то делась, давай её расставим по местам.

11.Игра на развитие пространственных представлений «Расставим мебель» (работа у доски).

Поставь стол на второй этаж с правой стороны. Это что? Правильно кровать.

Поставь кровать на второй этаж с левой стороны. Диван поставь на первом этаже в центре комнаты.

В нашем доме еще что-то находится.

12.Игра «Назови посуду» (работа за столом). Называние предметов посуды: чайник, поварешка, ложка, кружка.

13.Пальчиковая гимнастика «Помоем посуду». (2 раза)

Раз, два, три, четыре (трем ладошки вверх-вниз)

Мы посуду перемыли

Чайник, чашку, ковшик, ложку (разжимать кулак по одному пальцу)

И большую поварешку ( шевелить всеми пальцами ладони)

Мы узнали, что находится в нашем доме, но там еще есть «Чудесный мешочек».

14.Игра «Чудесный мешочек»

Ребенок определяет на ощупь предметы и достает их из мешочка.

Что это? Шкаф. Из чего сделано? Шкаф сделан из дерева. Значит какой? (шкаф деревянный) Ставь на стол.

Что это? Из чего сделано? Значит какая? (кровать деревянная)

Что это? Из чего сделано? Значит какой? (стул деревянный)

Что это? Из чего сделано? Значит какая? (кружка пластмассовая)

Что у тебя на левой стороне стола находится, а что на правой (посуда- мебель).

15.Упражнение «Сделаем домик».

Сегодня мы будем делать свой домик из волшебных палочек и украсим его геометрическими фигурами.

Ребенок выкладывает домик из палочек и украшает геометрическими фигурами, называя их, определяя цвет.

В нашем домике кто-то живет, ты хотела бы узнать кто?

Вместо шубки лишь иголки.

Не страшны ему и волки

Колкий шар, не видно ножек

Звать его конечно…(ежик)

16. Игра с массажным мячиком.

Ежик пришел к нам в гости не пустой, он принес нам что? (шарики массажные)

Я расскажу тебе историю про ежика, а пока я рассказываю, мы будем играть массажными шариками.

Жил-был ежик в своей избушке (шарик спрятан в ладошках)

Выглянул ежик из избушки (открыть ладошки). Увидел солнышко. Улыбнулся солнышку, и покатился по полянке (круговые движения). Катится по полянке, увидел тропинки, покатился сначала по одной тропинке к мизинчику, потом и т.д. (прямые движения к каждому пальчику). Много тропинок пробежал ежик и прибежал снова на полянку.

Читайте также:  Чем заняться с ребенком 5 лет в свободное время

Стал бегать по полянке, прыгать (зажали-разжали, легкие подбрасывания мячика).

И увидел интересную песочницу и решил нарисовать свой домик (рисование песком на стекле)

III. Итог занятия. Рефлексия.

Вспомнить, о чем говорили, и что понравилось на занятии.

Сейчас ты пойдешь в группу, а я даю тебе подарок от ежика, этот домик, раскрасишь его цветными карандашами.

Источник

Наталья Шаяхметова
«Насекомые». Конспект логопедического занятия для детей с задержкой психического развития и тяжёлыми нарушениями речи 5–7 лет

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида 26»

Волжского района

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по речевому развитию и коррекции

«НАСЕКОМЫЕ ЛЮБЯТ ПРЯТАТЬСЯ»

в группе для детей с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи 5-7 лет

Автор:

учитель-логопед Шаяхметова Н. С.

г. Саратов 2015

Примерные основные образовательные программы: программы ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушениями речи

«Коррекция нарушений речи» Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова, С. А. Миронова, А. В. Лагутина;

«Подготовка к школе детей с ЗПР» С. Г. Шевченко.

Возрастная группа: 5-7 лет.

Тема НОД: «Насекомые любят прятаться».

Ведущая образовательная область: речевое развитие и коррекция.

ЦЕЛЬ: Отрабатывать лексико-грамматические категории по лексической теме «Насекомые» и развивать умение дифференцировать звуки [Ж] – [З] по акустико-артикуляционным признакам.

Задачи:

Коррекционно-обучающие:

— Закреплять знания детей о насекомых, активизировать словарь;

— Продолжать совершенствовать грамматический строй речи;

— Упражнять в согласовании числительных с существительными и прилагательными;

— Упражнять в согласовании прилагательных и существительных в родительном и винительном падежах;

— Упражнять в составлении простых и сложных предложений со значением противопоставления;

— Закреплять умения в звуковом анализе и синтезе;

— Закреплять знания графических образов: схем предлогов, символов гласных звуков,букв: Ж, З, К, А, О, У, Ы, И.

Коррекционно-развивающие:

Развивать артикуляционную и мелкую моторику;

— Формировать правильное речевое дыхание и развивать целенаправленную воздушную струю;

Развивать зрительное и фонематическое восприятие и внимание;

— Автоматизировать звуки [Ж] – [З] в слогах;

Развивать умение дифференцировать звуки [Ж] – [З] по акустико-артикуляционным признакам;

— Закреплять умение слышать и различать звуки [Ж] – [З] в словах;

— Закреплять умения самостоятельно снимать напряжение тонуса лицевых мышц;

Развитие умеренного темпа речи и силы голоса;

Развивать общую координацию движений;

Развивать связную речь;

Развивать логическое мышление, внимание и память.

Коррекционно-воспитательные:

— Воспитывать интерес к НОД;

— Воспитывать бережное отношение к насекомым;

— Воспитывать навыки доброжелательности, взаимодействия, инициативности, аккуратности и сотрудничества.

Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, музыкальная.

Форма организации: подгрупповая.

Формы реализации детских видов деятельности: дидактические игры и упражнения с речевым сопровождением, музыкальное сопровождение деятельности.

Предварительная работа:

Беседа о насекомых

Рассматривание картинок с изображением насекомых

Просмотр мультсериалов про насекомых

Чтение сказки К. Чуковского «Муха Цокотуха»

Различные игры

Постановка звуков [Ж] и [З]

Работа с символами гласных звуков

Работа со схемами предлогов

Оборудование: ноутбук, презентация к НОД; оформление зала «На полянке»; пенёк;игрушки: «шарик – угольник», бабочка, морская звезда, лягушка; зелёная лужайка – коврик 25х25см; насекомые – игрушки (стрекоза, муравей, божья коровка, кузнечик, жуки (различного размера, жук-носорог, пчела, муха; сухой бассейн с бобами и горохом; зеркала на стене; 2 стола, 14 стульев; массажные шарики — «Ёжики» жёлтого, красного, синего, зелёного, чёрного цвета; дидактическая игра «Разложи по цвету»; схемы символов гласных звуков (4 штуки по 4 символа); схемы предлогов: «НА»; «ЗА»; «ПОД»; «МЕЖДУ»; музыкальное произведение «Паучок» и «На даче» (звуки насекомых).

Ход непосредственно-образовательной деятельности:

1. Вводная часть

Звучит музыка. В зал закатывается «шарик – угольник». Заходит ребенок ищет шарик, находит его и зовет детей.

Дети с логопедом подходят к нему, здороваются с гостями.

Логопед: «Молодец, Серёжа, нашел «шарик – угольник». А куда же он нас привел, посмотрите! Мы очутились на полянке. Посмотрите, какие красивые цветы и деревья, здесь есть и заколдованные – зеркальные деревья, давайте подойдем поближе и поиграем.

— Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой (стоя): «Бегемотик», «Лягушка», «Окошко», «Лопатка», «Качели», «Маляр», «Улыбка».

Логопед предлагает детям сесть на стульчики и спрашивает про настроение (на мониторе появляется картинка с улыбающимся смайликом).

Дети: Хорошее!

Логопед: На полянке погода бывает разной, какая погода изображена на этой картинке? (картинка с изображением полянки)

Дети: Ярко светит солнышко!

Логопед: Давайте пустим ветерок, чтобы не было так жарко!

— Дыхательная гимнастика с вертушками «Ветерок». (3 раза)

Логопед: Через нос делаем короткий вдох и через рот длинный выдох, направленный на вертушку. Молодцы! А теперь попробуйте на улыбке подуть! Молодцы! Ветерок сильный подул. Смотрите, кто же спрятался от ветерка на этой картинке? Смотрим на монитор ноутбука.

— Игра «Кто спрятался» — зашумлённые картинки. Дети перечисляют насекомых. Называют одним обобщённым словом.

Логопед: Правильно ребята, сегодня мы с вами будем играть с насекомыми!

2. Основная часть

Насекомые очень любят прятаться в пеньках, давайте поищем их.

— Дидактическая игра: «Найди насекомого» по примеру (насекомые-игрушки в сухом бассейне с бобами и горохом): «Это стрекоза. Я нашел стрекозу».

С усложнением: Учитель – логопед: «Прыгни столько раз — сколько слогов в названии насекомого, которого ты нашёл (прошагай, посчитай и назови. Молодец! И положи своего насекомого…. (схема предлога «НА»; «ЗА»; «ПОД»; «МЕЖДУ») полянку; жука; кустик; жуком и стрекозой».

Логопед: Вот сколько насекомых вы нашли. Молодцы! А на картиночке (слайд с заданием) их тоже много, давайте посчитаем их и назовём.

— Дидактическая игра: «Посчитай и назови насекомых»по примеру: Три черных муравья», пять божьих коровок и т. д.

Логопед: Посмотрите, кто это выглядывает? Откуда? Бабочка выглядывает из-за ноутбука? Кому я дам бабочку, тот и будет говорить, как передвигаются насекомые.

Читайте также:  Секции для ребенка 5 лет в советском районе

— Дидактическая игра: «Как передвигаются насекомые» по примеру логопеда: «Комар летает, а кузнечик прыгает» (по две картинки на мониторе, то вверху, то внизу)

Логопед: Умнички, все справились! Когда летит жук, какой звук он издает? Ж-ж-ж – [Ж] губки округлой формы. А когда летит комар — какой звук мы слышим? З-з-з – [З] губки в улыбке.

— Дидактическая игра: «Жужжалка и звенелка».с усложнением: дети изображают жука пальчиками правой руки и комара пальчиками левой руки.- Физминутка: подвижная игра «Жуки и комары» (под музыкальное сопровождение).

Логопед: И полетели жуки и комары под музыку (чередование по сигналу: жуки — звук [Ж], комары звук [З], жучки – [Ж], комарики [ЗЬ]). Устали и присели на полянке. Теперь умные жуки и комары будут читать. Каждый по своей схеме. (символы гласных звуков)

— Дидактическое упражнение: «Чтение по схеме символов гласных звуков».

У детей разные схемы по 4 символов гласных звуков. Сначала читает «жук» т. е. гласный звук соединяем со звуком [Ж] напр.: ЖА, ЖО, ЖЫ, ЖУ, затем читает «комар» — [З ]: ЗЫ, ЗУ, ЗА, ЗО. (отрабатывается с каждым ребёнком)

Логопед: Комарики и жуки опять спрятались, но в словах.

— Игра «Хлопни – топни — найди звук» с усложнением — со словами без звуков [Ж] и [З]. Логопед называет слово, а дети хлопают или топают. Стрекоза, комар, жук, пиджак, уж, зонт, шмель, кузнечик, узор.

Логопед: Посмотрите внимательно, где еще на полянке спрятались насекомые? Дети ходят и ищут насекомых,проговаривая: Стрекоза – на дереве. Божья коровка на листочке. Жуки – под цветочком.

Логопед: Достаньте, пожалуйста, жуков и посадите их на наш рабочий стол. Где были жуки?Дети: Под цветком!

Логопед: Откуда вы их принесли?Дети: Из-под цветка!

Логопед: Посадите жуков – пусть они немного посидят, а вы достаньте по два шарика, но разного цвета! (Я жёлтый шарик возьму и черный и т. д.)

— Самомассаж ладоней и лицевых мышц в области щёк (массажными шариками «Ёжиками»)

Логопед: Хорошо! Положите шарики туда, откуда вы их брали, не путайте и по цветам (желтый, красный, зелёный, синий, черный). Молодцы!

Логопед: Слышите, ребята, жуки спорят. Не поймут, какие звуки есть в их слове и сколько слогов. Не спорьте жуки, ребята вам сейчас помогут, а им помогут массажные шарики «Ёжики».

— Дидактическое упражнение: звуковой анализ слова ЖУКИ.

Дети считают слоги, звуки и анализируют согласные по твёрдости — мягкости и глухости — звонкости – 2 схемы из шариков «Ёжиков» (синий, красный, зелёный, красный; жёлтый, красный, чёрный, красный).

Логопед: Вот какая красивая схема слова получилась! Умнички! Слышите! Жуки благодарят вас! И, говорят, что им пора в гости на чаепитие к мухе Цокотухе! И не только им, но и всем насекомым!

— Дидактическая игра: «Кого не хватает» Дети запоминают насекомых на полянке, закрывают глаза, а логопед убирает, то одного, то двух насекомых. Дети должны угадать — кого не хватает. (Не хватает бабочки, муравья и т. д.)

3. Заключительная часть

Логопед: Все насекомые убежали в гости на чаепитие и нам пора.

Все мы весело играли и немножечко устали. Посмотрели на часы – в группу нам пора идти! Как настроение, у вас, ребята? (на мониторе картинка с весёлым смайликом)Дети: Хорошо! Логопед: Что вам больше всего понравилось сегодня?Дети: Играть! Логопед: Правда мы сегодня очень интересно и весело играли! А куда мы положили наш мячик — угольник? Вот он – в коробке! Давайте попрощаемся с гостями и пойдём в группу играть дальше!

Источник

Речевое развитие — важнейший процесс для каждого ребенка. Особенности его определяют не только способность выражать свои мысли, но и умение эффективно общаться с другими, влияют на успешность обучения в школе. Именно поэтому так важно проводит логопедические занятия с детьми пяти – шести лет. Хорошо, если родители не только пользуются помощью специалистов, но и самостоятельно могут организовать занятия с ребенком в домашних условиях.

Типичные речевые нарушения у детей 5-6 лет

Большинство старших дошкольников имеют трудности с:

  • освоением сонорных и шипящих звуков;
  • звуковым анализом слов;
  • развитием повествовательной речи;
  • составлением рассказа и описаний.

Конечно, подобные проблемы могут быть незначительными, лишь немного отличающимися от возрастной нормы, и серьезными, вплоть до общего недоразвития речи (ОНР). Обратиться к логопеду необходимо в любом случае, но поддерживающая работа родителей дома тоже очень важна.

Стоит отметить, что регулярные логопедические упражнения и занятия для детей 5-6 лет полезно проводить дома для каждого ребенка, ведь они помогают быстрее освоить грамоту.

Мама смотрит на ребенка во время занятия

Правила для логопедических занятий дома

Успешность домашних уроков зависит не только от наличия нужных пособий и плана работы, согласованного с логопедом. Очень большое значение имеет сама организация занятий. Вот несколько простых правил, которые помогут добиться отличного результата:

  • Все логопедические упражнения для детей нужно проводить регулярно, но по чуть-чуть. Не стоит стараться сделать сразу артикуляционную гимнастику, поиграть в речевые игры, заполнить рабочую тетрадь. Лучше каждому виду упражнений уделять несколько минут, а не устраивать целый «день логопедии».
  • Не заставляйте выполнять задания «из-под палки», развивающие занятия для детей должны напоминать игру. Придумайте несложный сюжет (например, путешествие во вселенную звуков), подготовьте небольшие призы-оценки (наклейки, бумажные звездочки), устраивайте физ-минутки.
  • Хвалите, поддерживайте маленького ученика, если он делает хотя бы крошечные успехи. Акцентируйте внимание на достижениях, пусть даже небольших, постепенно прогресс будет все более очевидным.
  • Подберите для домашней тренировки хорошие рабочие тетради. Они должны быть не только профессиональными по содержанию, но и яркими, красочными, увлекательными. Идеально, если в заданиях есть элементы интерактива (возможность что-то дописать, дорисовать). Такой материал позволяет заинтересовать дошкольника, наглядно показывает ему «пройденный путь», успех.
  • Не ждите мгновенных результатов, проявите терпение, мягкую настойчивость. Процесс постановки, закрепления, дифференциации звуков — сложный, на него уходят месяцы даже у опытных логопедов. Соблюдайте намеченный план и результаты постепенно появятся.
Читайте также:  Секции для ребенка 5 лет в новокузнецке

Мама занимается с ребенком

Логопедические упражнения для занятий дома

Все логопедические упражнения можно разделить на три большие блока, каждому из которых нужно уделить внимание и проводить регулярно:

Развитие фонематического слуха

Умение различать звуки на слух кажется естественным, но если вы попросите своего дошколенка произнести то или иное слов по буквам, то увидите пробелы.

Для детей 5-6 лет существует большое количество специальных игр, упражнений, помогающих развивать фонематический слух. К ним можно отнести:

  • подбор слов, начинающихся или заканчивающихся на заданный звук;
  • подсчет звуков в слове, определение слоговой структуры;
  • составление звуковой схемы слова;
  • придумывание рифм и коротких стихов;
  • проговаривание речевок и скороговорок.

Продуманные логопедические занятия для детей 5 6 лет позволяют сделать все звуки родного языка послушными и легкими.

Пальчиковая гимнастика

Мелкая моторика рук помогает речевой деятельности, поэтому старшие дошкольники должны выполнять ее обязательно.

Конечно, для детей 5-6 лет упражнения нужно использовать сложные, со сценарием, в стихах. Полезно подбирать комплексы упражнений для двух рук одновременно, синхронные. Не забывайте использовать «помощников»:

  • маленькие массажеры (резиновые мячики, валики, шишки);
  • ножницы для вырезания;
  • пластилин;
  • бумагу для оригами.

Также помните, что все виды рукоделия, конструирования, любого творчества — отличные способы совершенствования мелкой моторики вне индивидуальных занятий.

пальчиковые игрушки

Артикуляционная гимнастика

Специальные упражнения для языка необходимо выполнять каждый день, если есть какие-либо проблемы с произношением. Для домашних занятий лучше всего подобрать комплекс упражнений со стихотворным описанием, картинками.

Делайте разминку для язычка каждый день, обязательно перед зеркалом (это позволяет малышу самому наблюдать за процессом, оценивая его успешность). Если есть проблемы с одним или двумя звуками, то артикуляционную гимнастику стоит подбирать под них. Такие можно найти в тематических рабочих тетрадях по логопедии.

Логопедические задания

На букву Р

Один из самых трудных для освоения звуков — Р. Многие дошкольники учатся раскатисто рычать уже к самому окончанию детского сада. Если постановка звука Р уже позади, то ускорить его автоматизацию помогут специальные упражнения:

1. «Как моторчик»

Просим ребенка произнести звук Р в слове долго, протяжно (как мотор рычит).

Упражнения на звук Р

2. «Где спрятался Р?» ( в картинках и словах)

Предложите выбрать картинки с изображениями предметов с данным звуком или хлопнуть в ладоши, если он такое слово услышит.

Игра Потерялся звук

3. «Как ты умеешь рычать?»

Покажите ребенку картинки с предметами, в названии которых есть звук р. Предложите прочитать и раскрасить картинку.

Упражнение на автоматизацию звука р

4. «Звонкие дорожки»

Придумайте с ребенком несколько речевок, составленных из нескольких слогов:

Ра-ра-ра — убежали со двора.

Ро-ро-ро — а они нашли ведро.

Ру-ру-ру — мы придумали игру.

Звуковые дорожки

5. «Подставь слог»

Взрослый предлагает ребенку слова, заканчивающиеся или начинающиеся на слог с Р (ра, ро, ры), малыш должен подобрать правильный вариант и произнести его верно.

Игра Подставь слог

6. «Посмотри и назови»

Взрослый просит прочитать ребенка слова с буквой р по картинкам. Слово нужно произнести столько раз, сколько изображено звездочек рядом с каждой картинкой.

Упражнение Посмотри и назови

7. «Стихи, скороговорки, загадки»

Выучите с ребенком несколько стихотворений и загадок, в которых встречаются слова с Р.

Упражнение с загадками на букву Р

Необходимые задания для развития речи можно найти в Рабочей тетради для звука Р, составленной Костюк А.В.

Скачайте, распечатайте задания в картинках и занимайтесь дома:

Логопедические задания на букву Р

На букву Л

Твердый звук Л тоже часто представляет трудность для детей 5-6 лет. Если малыш уже научился произносить его один, изолированно, то пришло время начать работу по автоматизации в речи. Для этого подойдут следующие упражнения:

1. «Скажи красиво»

Предложите ребенку несколько изображений слов, начинающихся на Л. Попросите его произнести слова красиво, выделяя голосом нужный звук.

Упражнение Скажи красиво

2. «Игрушки для Ларисы»

Попросите ребенка собрать для куклы Ларисы подарки. Скажите, что она любит только то, что начинается на Л. Для этого упражнения нужно заранее подобрать небольшие предметы или картинки, все слова не должны начинаться только на Л.

Упражнение Игрушки для Ларисы

3. «Один-много»

Предложите ребенку назвать слова с Л в единственном и множественном числе. В рабочей тетради для звука Л (автор Костюк А.В.) есть целая таблица с рисунками для этого упражнения (занятие 20).

Упражнение Один много

4. «Отыщи звук»

Предложите ребенку составить схему слова и обозначить на ней место Л. Если пока самостоятельно определить количество звуков вашему ребенку сложно, то для начала можно выполнить несколько подобных упражнений из рабочей тетради.

Упражнение Отыщи звук

5. «Скороговорки и потешки»

Используйте потешки, скороговорки и стихотворения со словами, в которых есть Л.

Задание к потешке на букву л

Скачать и распечатать задания в картинках на букву Л:

Логопедические задания на букву Л

На букву Ш

Трудности с шипящими у детей 5-6 лет тоже встречаются достаточно часто. Для автоматизации Ш подойдут следующие игры:

1. «Кто шипит?»

Предложите ребенку выбрать несколько картинок с изображениями тех, кто умеет шипеть. Попросите произнести их «песенку» четко, громко, долго.

Упражнение Кто как шипит

2. «Поймай звук»

Попросите ребенка хлопать ладошками каждый раз, когда вы произносите Ш или слово с этим звуком (среди других).

Упражнение Поймай звук

3. «Слоги путешествуют»

Возьмите карточку с одним из слогов ША, ШО, ШУ. Предложите придумать слова или несколько, которые начинаются на этот слог и заканчиваются на него (Ша-ры и ка-Ша, шо-рох и хо-ро-шо).

4. «Как зовут ребят»

Попросите ребенка прочитать детские имена, добавив в конце слог ША.

Упражнение Как зовут ребят

4. «Сочиняем логопедические стишки»

Придумайте короткие ритмичные речевки со слогами ША, ШО, ШУ, ШИ.

Ша-ша-ша — убежала каша,

Шо-шо-шо — отдыхаем хорошо,

Шу-шу-шу — грибы-ягоды сушу.

5. «Говори красиво и правильно»

Попросите ребенка правильно произнести слова со звуком Ш.

Упражнение Слова со звуком Ш

Скачать и распечатать задания в картинках на букву Ш:

Логопедические задания на букву Ш

Использование рабочих тетрадей позволяет не только правильно организовать занятия по развитию речи для детей 5-6 лет, но также дает возможность тренировать графические навыки, внимание, мышление, фантазию.

Для закрепления материала используйте также видео-занятия:

Автор статьи

логопед-дефектолог

Источник