Литература особенности развития и поведения ребенка

Литература особенности развития и поведения ребенка thumbnail

1. Анисимова А. Особенности общения детей среднего дошкольного возраста со сверстниками в условиях детского сада. https://www.maam.ru/detskijsad/osobenosti-obschenija-detei-srednego- doshkolnogo-vozrasta-so-sverstnikami-v-uslovijah-detskogo-sada.html

2. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства: уч. пос. — М.: Академический проект, 2005. — 406 с.

3. Быкова М., Аромштам М. Я в детском саду. [Текст]: Тест на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада // Дошкольное образование: — 2002 — №12

4. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты.- М.: ВЛАДОС — ПРЕСС, 2003.-159 с.

5. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка.// Дошкольное образование. №21. — М.: Чистые пруды, 2008. — 32с.

6. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., Изд- во АПН РСФСР, 1956

7. Голикова Н.Ю. Особенности общения дошкольника 4-5-лет со сверстниками. https://www.mbdou59-teremok.ru/wp-content/uploads/2014/10.pdf

8. Гришина Н.В. Психология конфликта. 2-е изд. — СПб.: Питер 2008.—544с: ил. — (Серия «Мастера психологии»).

9. Диагностика здоровья. Психологический практикум / Под ред. проф. Г. С. Никифорова. СПб.: Речь, 2007. 950 с.

10. Доронова Т.Н. и др. Среднгяя группа: планирование работы с детьми — М.: Педагогика, 2004. — 188 с.

11. Драгунова, Т. В. Проблема конфликта в дошкольном возрасте / Т.В. Драгунова // Вопр. психол. — 2002. — №2. — С.25 — 38.

12. Захаров А.И. Захаров А.И. Игра как способ преодоления неврозов у детей — СПб., 2006.- 410с.

13. Зедгенидзе В.Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников. — Пособие для ДОУ. [Текст] — М.: Айрис-пресс, 2006. — 105 с.

14. Калинина Р.Р. Прикоснись к душе ребенка — СПб.: Речь — 2011. — 160с.

15. Каширский Д.В. Мотивационно-потребностная сфера детей с психологическими проблемами // Вопросы психологии. — 2002. — №1. — С. 2728.

16. Керимова Т.Н. Консультация для родителей «Методы профилактики конфликтов у дошкольников в игровой деятельности». Сарыг- Сеп. — 2015. — 16 с.

17. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. М. — 2003. — 225 с.

18. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений. Минск, 2004. -480с.

19. Коломинский Я.Л., Жизневский Б.П. Социально- психологический анализ конфликтов между детьми в игровой деятельности// Вопросы психологии. — 1990. — No2. —С.35-42.

20. Коновалов Р.Д. Эмоции и их развитие в детском возрасте — М.: АСТ, 2008. — 284 с.

21. Леонтьев А.Н. Психическое развитие в дошкольном возрасте//Избр. Психологические труды: в 2-х т. — М., 1983.

22. Леушина А. М. Развитие связной речи у дошкольников. «Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена», № 35, 1941.

23. Лисина М. И., Эльконин Д. Б. Вопросы детской психологии на XVIII Международном конгрессе по психологии в Москве. В кн.: «Вопросы детской и педагогической психологии на XVIII Международном конгрессе по психологии в Москве». Под ред. А. А. Смирнова. М., «Просвещение», 1968.

24. Межличностные отношения от рождения до семи лет; под ред. Е.О. Смирновой — М.: Ин-т практ. психол.; Воронеж: НПО «Модек», 2000.

25. Магомедова З. Ш. Педагогическая коррекция конфликтного поведения дошкольников // Педагогика. — 2007. — № 6. — С. 116-118.

26. Масачутов Р.М. Гендерные различия в проявлении агрессии у детей // Вопросы психологии. — 2003. — №3. — С. 40-41.

27. Нифонтова О.В. Учим детей разрешать конфликты. М. — 2001. — 315 с.

28. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В. Г. Нечаевой, Т. А. Марковой. — М.: Знание, 2004. — 316 с.

29. Павленко Т. А. Психологические причины конфликтных отношений с ровесниками у старших дошкольников : Дис. … канд. психол. наук. М., 2000. — 161 с.- С. 266-267.

30. Павленко Т., Рузская А. Почему они конфликтуют? // Дошкольное воспитание, 2003. — № 1. — С.72-78.

31. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М. — Л., Учпедгиз, 1932….»

32. Психологический словарь. 3-е изд., доп. и перераб./Авт.-сост. Корапулина В.Н., Смирнова М.Н., Гордеева Н.О. — Ростов н/Д: Феникс, 2004.

33. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников. http: //pandia.ru/text/77/380/101311.php

34. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников. https://sundekor.ru/kursovaya-2/preduprezhdenie-i-razreshenie-konfliktov-u- doshkolnikov/

35. Профилактика личностных расстройств у детей дошкольного возраста // Дошкольное образование. — № 21, 2009. Электронная версия статьи. Режим доступа: https://dob.1september.ru/view article.php?ID=200902114

36. Репина Т.А. Отношение между сверстниками в группе детского сада. — М.: Педагогика, 1978

37. Романенко В.А. Конфликт участников образовательного процесса в контексте модернизации дошкольного и начального общего образования//Научные труды Калужского Гос. ун-та имени К.Э. Циолковского. Серия: Психолого-педагогические науки.- Калуга: КГУ, 2013.103 С. 228-233

38. Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. — М.: Педагогика, 1988. — 120 с

39. Рубинштейн, C.JI. О мышлении и путях его исследования / C.JI. Рубинштейн. М. : АН СССР, 1958. — 147 с.

40. Семенака С.И. Уроки добра: коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет. 2-е изд. Испр. И доп. М: Инфра-М., 1999.

41. Семенака С.И. Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционно-развивающие занятия для детей 5-8 лет. М.: Аркти, 2003. (развитие и воспитание дошкольника).

42. Середа Е. И. Практикум по межличностным отношениям: помощь и личностный рост. СПб.: Речь, 2006. 224 с.

43. Смирнова, Е.О. Дошкольник в современном мире / Е.О. Смирнова, Т.В. Лаврентьева. М.: Дрофа, 2006. 270 с.

Читайте также:  Ребенок девятый месяц развитие

44. Смирнова Е. О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 158 с.: ил. — (Психология для всех).

45. Смирнова Е., Холмогорова В. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам // Дошкольное воспитание. — 2003. — № 8. — С. 73-77.

46. Смирнова Е.О. Развитие толерантности в раннем и дошкольном возрастах. // Возрастные особенности формирования толерантности. М.: ЦСО РАО, 2003.

47. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. — М.: Владос, 2003. — 160 с.

48. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников. М.: ВЛАДОС, 2005.

49. Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р. Агрессивные дети. Дошкольное воспитание № 4, 2003.

50. Спок Б. ребёнок и уход за ним. — М., 2004.

51. Солдатова В.С. Нарушения отношений со сверстниками у дошкольников. Игровые методы диагностики и коррекции. — М.: Академия, 2001. — 67 с.

52. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста /Под ред. С.Ю. Циркина. — СПб: Питер, 2004.- 896 с.

53. Средний дошкольный возраст (4-5 лет). https://school2100.com/upload/download/programy/programy/program_pre- sr.html#m2

54. Тест Розенцвейга. Методика рисуночной фрустрации (модификация Н.В.Тарабриной) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. — СПб., 2002. С.150-172.

55. Торба Э.Ф. Методы разрешения конфликтных ситуаций возникающих в игре. — 2012. -172 c.

56. Хасан Б.И. Парадоксы конфликтофобии. Философская и социологическая мысль. — Киев, 1990. № 6.

57. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. — М., Генезис., 2003, 176 с.

58. Цензор О.В. Рекомендации для родителей по профилактике детских конфликтов «Как научить детей дружить». https://www.maam.ru/detskijsad/kak-nauchit-detei-druzhit-profilaktika-detskih- konfliktov-rekomendaci-dlja-roditelei.html

59. Фельдштейн Д. И. Психология развивающейся личности : избранные психологические труды. — М.; Воронеж: Институт практической психологии : НПО «Модек», 1996.

60. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И.А. Фурманов. . — Минск: Ильин В.П., 1996.

Источник

Особенности поведения ребенка, прежде всего, определяются его психическим развитием. В последние десятилетия этот аспект рассматривается с точки зрения отношений матери с ребенком как единой системы. В большинстве случаев родители воспитывают детей исходя из личного опыта и понимания жизни. Не имея необходимых знаний в детской психологии, нередко возникают ситуации, когда поведение детей озадачивает родителей. Становятся непонятны ни мотивы такого поведения, ни пути выхода из сложившейся ситуации.Процесс обучения и особенности поведения детей с ЗПР

Рассматривая особенности поведения ребенка, необходимо, прежде всего, иметь в виду то, что каждый ребенок по-своему уникален. Ему присущи свои недостатки и достоинства. Существуют различные классификации, которые выделяют наиболее типичное поведение детей. Они основываются на особенностях психического развития и темперамента.

Оценивая особенности поведения ребенка нужно понимать, что в зависимости от ситуации одну и ту же черту характера можно рассматривать как достоинство и наоборот. Довольно ярким примером является застенчивость, когда в определенных условиях она трактуется как вежливость и скромность, а в других как сдержанность, связанная с низкой самооценкой.

Факторы, влияющие на особенности поведения ребенка

Помимо врожденных черт характера и темперамента, определяя особенности поведения ребенка, можно выделить две взаимосвязанных стороны в развитии ребенка:

  • Физиологическое развитие, включающее в себя удовлетворение физиологической потребности в физическом комфорте, пище, движениях и впечатлениях, которые необходимы для развития нервной системы. В рамках проводимых исследований было установлено, что удовлетворение физиологических потребностей ребенку необходимо, но не является достаточным для его полноценного развития;
  • Эмоционально-личностное и когнитивное развитие ребенка, которое опирается на соответствующую конкретно-культурную модель общества. Современные психологи говорят, что особенности поведения ребенка в большей мере определяются влиянием культурных и индивидуальных особенностей матери.

Особенности поведения застенчивых детей

Застенчивых, нерешительных и стеснительных детей обычно объединяет общая черта – низкая самооценка. При встрече с незнакомыми явлениями они обычно пугаются или раздражаются, ища материнской поддержки и защиты.

Воспитывая ребенка нужно стараться не усугубить застенчивость, а наоборот сгладить. Для этого необходимо развивать творческий потенциал, которым обычно такие дети обладают. Учитывая особенности поведения ребенка, родители и педагоги должны обращать внимание на такие положительные черты, как наблюдательность, исполнительность и повышенное чувство ответственности.

Особенности поведения детей с ЗПР

Довольно часто возникают ситуации, когда родители замечают, что подрастающий малыш отстает в развитии от своих сверстников – позднее начинает стоять, сидеть, говорить, а также неадекватно ведет себя в детском коллективе. Также тревожным сигналом должно быть то, что малыш не может сосредоточиться и часто отвлекается. При таких особенностях поведения ребенка родителям лучше проконсультироваться со специалистом, поскольку это может свидетельствовать о задержке психического развития (ЗПР).

Поведение детей с ЗПР необходимо корректировать с раннего детства. Для этого разработаны специальные программы, позволяющие подготовить ребенка к школе. В противном случае у него непременно возникнут сложности не только с обучением, но и с общением. Это приведет к тому, что он будет получать множество замечаний от педагогов и насмешки от одноклассников, что станет толчком к появлению других симптомов – сниженной самооценке, обиде и тревожности.

По различным оценкам трудности обучения в начальных классах испытывают до 20% детей. Однако определить, что именно задержка психического развития является этому причиной, может только врач-психоневролог. При этом нужно понимать, что поведение детей с ЗПР при правильной коррекции не является причиной обучения в специализированной школе. Даже при замедленном темпе восприятия и переработки поступающей информации ребенка можно научить планировать свою деятельность и предвидеть результат своей деятельности.

Читайте также:  Ребенок в два года развитие остановилось

Особенности поведения гиперактивного ребенка

Довольно часто повышенная двигательная активность ребенка служит поводом для обращения за помощью к врачам. Нередко причиной гиперактивности являются различные заболевания, включая болезни нервной системы.Процесс обучения и особенности поведения гиперактивных детей

Однако в большинстве случаев врачи отмечают, что в основе конфликтного и неадекватного поведения лежат дефекты воспитания. В большинстве случаев причиной поведения гиперактивного ребенка является:

  • Слишком строгий авторитарный стиль воспитания;
  • Воспитание, в котором преобладает излишняя опека, не позволяющая получать необходимый для развития жизненный опыт;
  • Отсутствие единых требований и отношение к детям в зависимости от самочувствия и настроения.

Основными особенностями поведения гиперактивного ребенка является неусидчивость, недостаточная концентрация внимания, агрессивность и конфликтность. Однако постоянные замечания и упреки только усугубляют ситуацию, поскольку способствуют формированию комплекса неполноценности.

Такие дети испытывают определенные сложности в детском коллективе, где даже у самого хорошего педагога просто не хватит времени и сил на воспитание гиперактивного ребенка. Учитывая особенности поведения ребенка и осознавая будущие сложности, родители должны обратиться за помощью к детскому психологу, который поможет найти верный подход к малышу и скорректировать его поведение.

Довольно часто конфликтное поведение ребенка свидетельствует о проблемах в отношениях между родителями, тогда помощь семейного психолога просто необходима. При этом ради будущего своего малыша родители должны быть готовы заметить свои ошибки и изменить свое поведение.

Помимо описанных особенностей поведения ребенка педагоги и психологи также выделят такие, как:

  • Медлительность. Детям с такой особенностью психики необходимо помочь преодолеть комплексы, связанные с тем, что им сложно включаться в работу и переходить от одного дела к другому;
  • Капризность. При этом типе поведения родителям следует обращать внимание ребенка на то, что не только с помощью требований и капризов можно добиться своих целей. При этом важно таких детей вовлекать в семейные дела, в которых они почувствуют себя полноправными участниками;
  • Замкнутость. Замкнутые дети в отличие от застенчивых не хотят общаться. Обычно причины подобного поведения кроются в страхе перед чужими людьми, длительном беспокойстве и неумении вести себя в незнакомой ситуации.

При воспитании ребенка родители должны понимать, что нет универсального правильного метода. В любом случае важнее всего любовь, забота и неподдельный интерес к ребенку. И только тогда знания, основанные на особенностях поведения ребенка, помогут вырастить полноценную и разностороннюю личность.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Источник



В статье приводятся специфические особенности художественной литературы, предназначенной для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Ключевые слова: художественная литература, детская литература, книги, сюжет, дети, возраст, стихи, школа, герои.

Сегодня, в век развития информационных технологий, уже, казалось бы, незачем детей приобщать к художественной литературе. Но, как показывает практика, литература всё же оказалась достаточно сильной, чтобы противостоять агрессии интернета и сумела приспособится к современным реалиям-появились электронные книги. Литература, как вид науки, имеет свои разновидности и особенности. И среди них особенно выделяется детская литература. Она является частью общей литературы, имеет свою художественную специфику, адекватную детской психологии. Детскую литературу можно разделить на несколько функциональных видов-учебно-познавательные, этические, развлекательные. Она, как и взрослая литература, является искусством слова. Но, хотя задачи и методы для всех видов литературы едины, для детской литературы свойственны только ей присущие черты. Её особенности определяются воспитательно-образовательными задачами и возрастом читателей.

Основная её отличительная черта-органическое слияние искусства с требованиями педагогики. Под этим требованием подразумеваются, в частности, учет интересов, познавательных возможностей и возрастных особенностей детей. Назначение детской литературы-быть познавательным чтением одновременно. Это назначение определяет те важные функции, которые она призвана выполняет в обществе. Она связана с эмоциями особого рода, возникающими при чтении литературных произведений. Дети способны испытывать эстетическое удовольствие от прочитанного в не меньшей степени, чем взрослые. Они с радостью погружаются в фантазийный мир сказок и приключений, сопереживают героям, чувствуют стихотворный ритм, радуются звуковой и словесной игре. Также они хорошо понимают юмор и шутку. Не сознавая условности созданного автором художественного мира, дети горячо верят в происходящее, но такая вера и есть подлинное торжество литературного вымысла. Познавательная функция литературы заключается в том, чтобы познакомить читателя с миром людей и явлений. Даже тогда, когда писатель при помощи художественно-фантастического вымысла уводит юного читателя в мир невозможного он говорит о закономерностях человеческой жизни, о людях и их характерах. Это осуществляется через художественные образы с высокой степенью свойственна всякой литературе, поскольку литература постигает и освещает мир в соответствии с определёнными ценностями. Здесь речь идёт как об универсальных и всеобщих ценностях, так и о локальных, которые связанны с конкретным временем и литературой.

Надо помнить, что с самого начала детская литература выполняла дидактическую функцию. Это значит, что её функции определяют её важную роль в обществе-развивать и воспитывать детей средствами художественного слова. Детская литература зависима от нескольких, существующих в обществе идеологических религиозных, педагогических установок.

Говоря о возрастной специфике детской литературы, можно выделить несколько групп на основании возраста читателя.

Читайте также:  Шкалы развития ребенка в доу

При этом она повторяет общепринятые возрастные этапы развития личности человека:

1) ясельный, то есть, младший дошкольными возраст, когда дети, слушая и рассматривая книги, осваивают различные произведения литературы;

2) предшкольный возраст. В это время дети только-только учатся читать, но в большей степени остаются слушателями, предпочитают тексты с иллюстрациями, любят комментировать рисунки и текст;

3) младшие школьники, от 6-до 10 лет, как правило, это ученики начальных классов. Они в этом возрасте предпочитают небольшие художественные тексты с картинками, со знакомыми словами и понятиями;

4) младшие подростки от 10 до 13 лет. В этом возрасте дети с интересом, читают небольшие рассказы как правило, с сюжетами, взятыми из жизни их сверстников.

5) подростки (отрочество)-13–16 лет. К этому периоду больше подходит детская приключенческая литература. Читая их, юные читатели отождествляют себя с книжными героями.

6) юнощество-16–19 лет. В этом возрасте дети уже имеют все черты сформировавшиеся, они выбирают, исходя из личных предпочтений.

Как видам, литература для каждого периода имеет свои специфические особенности. Литература для самых маленьких состоит из коротких фраз, двух- или четверостиший. Очень часто такие книжки представляют из себя яркие картинки со стишками-прояснениями к иллюстрации. Написание коротких, на первый взгляд несложных произведений требует от автора умения в совершенстве владеть искусством слова. Не случайно, лучшие детские стихи, услышанные в самом раннем возрасте, часто остаются в памяти на всю жизнь. Они становятся первым опытом общения с искусством слова. Очень часто человек именно через них вводит уже своих детей в мир художественной литературы. Ещё одной характерной чертой литературы для этого возраста является его отображение в виде стихотворений. Эта форма выбрана неслучайно: сознание ребёнка уже знакомо с ритмом и рифмой, и поэтому ему легче воспринимать информацию, преподанную именно в этом виде. Вместе с тем, ритмически организованный даёт ребёнку целостный, законченный образ и апеллирует к его индивидуальному восприятию мира.

После того, как ребёнок достиг трёх лет, у него несколько меняется круг чтения-книжки с самыми простыми короткими стихотворениями постепенно отступают на второй план, их сменяют книги, которые содержат более сложные стихи, построенные на основе игровых сюжетов. Вместе с расширением кругозора юного читателя растёт и круг тем-он продолжает знакомится с окружающим его миром. Любимым жанром дошкольников становятся стихотворные сказки-лучшим образцом такой литературы можно назвать сказки К. Чуковского — они на доступном детскому восприятию языке, в форме игры, рассказывают о сложных категориях, о том как устроен мир, в котором предстоит жить будущему члену человеческого общества.

В это же время дети дошкольного возраста знакомятся и с народными сказками, сначала это сказки о животных, а позже волшебные сказки со сложными поворотами сюжета, с превращениями и путешествиями и неизменно счастливым концом, победой добра над злом.

Постепенно книга в жизни ребёнка начинает играть все большую роль. Он учится читать самостоятельно, требует рассказов, стихов, сказок о своем сверстнике, о природе, животных, о технике, о жизни разных стран и народов. Это означает, что специфика литературы для младших школьников определяется ростом сознания и расширением круга интересов юных читателей. Литературные произведения, созданные для детей насыщенны новой информацией более сложного порядка, в связи с этим увеличивается их объем, усложняются сюжеты и литературные приемы, появляются новые темы. На место стихотворных сказок приходят повести со сказочными сюжетами, рассказы о природе и повадках животных, о школьной жизни и сверстниках юных читателей. Специфика детской литературы для данного возрастного периода должна выражаться не столько в выборе специальных «детских» тем, да ещё поданных несколько оторвано от реальной жизни, сколько в особенностях композиции и языка произведений. В детских книгах сюжет имеет чётко выраженный стержень, вокруг которого выстроено всё повествование, он не дает резких отступлений. Ещё одной её характерной чертой является быстрая смена событий и занимательность рисунка сюжета. Раскрытие характеров персонажей произведения должно осуществляться предметно и зримо, через их дела и поступки, так как ребёнка больше всего привлекают действия главного героя.

Писателям нужно учитывать, что в своих книгах они не должны романтизировать образы отрицательных героев, так как это может привести к неверным установкам, которые может усвоить юный читатель.

Кроме этого, предъявляются требования и к языку таких книг-они должны помогать обогащению словарного запаса младших школьников. Литературный язык, точный, образный, эмоциональный, согретый лиризмом, наиболее соответствует особенностям детского восприятия.

Итак, о специфике детской литературы можно говорить на том основании, что она имеет дело с формирующимся сознанием и сопровождает его в период его интенсивного роста среди главных черт детской литературы можно отметить информационную и эмоциональную насыщенность, занимательность формы и своеобразное сочетание дидактического и художественного компонентов.

Родители и педагоги в школе должны с огромными вниманием отнестись к выбору ребёнком художественной литературы, по возможности обсуждать с нем сюжет книги и поступки главных героев, давать разъяснения их поступкам и словам.

Через все эти действия происходит нравственное воспитание ребёнка, он получает установки, которые потом могут пригодится во взрослой могут пригодится во взрослой его жизни.

Основные термины (генерируются автоматически): детская литература, художественная литература, ребенок, искусство слова, литература, юный читатель, возраст, детское восприятие, книга, мир.

Источник