Линия отношений для социальной ситуации развития ребенка с овз

Линия отношений для социальной ситуации развития ребенка с овз thumbnail

Савченко М. Г.

г. Куйбышев, ГБОУ НСО ОЦДК

Социальный педагог первой квалификационной категории

Изучение социальной ситуации развития ребенка с ОВЗ

Аннотация. Статья ставит своей целью ознакомить специалистов сопровождения образовательных организаций с возможностью углубленного изучения социальной ситуации развития ребенка с ОВЗ в рамках психолого-педагогического и медико-социального сопровождения.

Ключевые слова: социализация, социальная ситуация развития, сопровождение.

Известно, что одним из основных направлений в развитии ребенка с ОВЗ является его успешная социализация, которая предполагает: развитие духовно-нравственных и творческих способностей, расширение культурного кругозора, обогащение сферы межличностного взаимодействия, умение ориентироваться в окружающем мире, решать социальные проблемы. В отношении детей с ОВЗ, социализация – это набор определенных стратегий, помогающих ребенку устанавливать, укреплять и поддерживать положительное взаимодействие с окружающей действительностью. Получить такой социальный опыт, собрать «жизненную копилку», научиться применять определенную стратегию поведения, выработать модель поведения, ребенок может лишь непосредственно общаясь со сверстниками и взрослыми. Так, на каждом возрастном этапе для ребенка наступает новая ступень социального развития, ступень новых умений и новых возможностей, приобретая которые, ребенок учится жить. Но это при идеально сложившейся социальной ситуации развития ребенка. На самом деле, социализация ребенка с ОВЗ – это сложнейший процесс, который в реальной жизни развивается по своему индивидуальному сценарию.

Из опыта работы можно отметить, что существует множество проблем связанных с социализацией ребенка, имеющего те или иные проблемы в развитии, и все они обусловлены особенной социальной ситуацией, в которой находится ребенок.

Основные факторы, препятствующие своевременной и успешной социализации это:

  • несформированность системы раннего выявления детей с проблемами в развитии – соответственно отсрочен период оказания медицинской и специальной педагогической помощи на ранних этапах развития;

  • неорганизованность детей с ОВЗ – минимизирован опыт общения со сверстниками и взрослыми; семейное воспитание не соответствует современным требованиям развития ребенка дошкольного возраста;

  • неполные семьи – отсутствие образца мужчины, отца; воспитанием детей занимаются лица, не имеющие статуса законного представителя (бабушки, дедушки) – искажение понятия семьи;

  • ограниченность ресурса семьи в вопросах воспитания и развития ребенка с ОВЗ – родительская позиция сводится к следующим формам взаимодействия с ребенком: чрезмерный уровень опеки; недостаточность требований и отсутствие запретов; вседозволенность; завышенные требования, не соответствующие индивидуальным возможностям ребенка; бессистемность воспитательных воздействий родителями и т.д.

В результате, лишь на этапе подготовки ребенка к школьному обучению, большинство родителей отмечают те или иные проблемы в развитии детей (речевые нарушения, проблемы в поведении, сложности в общении со сверстниками и взрослыми), которые будут мешать ребенку в обучении. Именно этот факт является тревожным и одновременно мотивирующим, направляющим родителей на определенные действия, на решение существующих проблем. Таким образом, при поступлении в школу, имеющиеся трудности ребенка с ОВЗ нарастают в результате социальной адаптации к новым условиям. Поэтому, адаптируя детей с ОВЗ к школьной жизни, специалистам сопровождения (педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог, медицинский работник, тьютер) в рамках ППМС – сопровождения необходимо изучить и знать реальную социальную ситуацию развития ребенка, имеющего проблемы в развитии.

Само понятие «социальная ситуация развития» как известно, было введено Л.С. Выготским. Социальная ситуация развития (далее ССР) к началу каждого возрастного периода – это «…совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной» [1, с. 903].

В своей практической деятельности наше изучение ССР базируется на проработке нескольких систем, а именно:

  • система отношений с взрослыми и сверстниками;

  • статус – систему прав ребенка;

  • система социальных требований (норм);

  • система ролей, которые проживает ребёнок;

  • внутренняя позиция – система отношений ребёнка к себе, другим людям.

Изучая социальную ситуацию развития, важно понять, что не так в отношениях между ребенком, средой его жизни и обучения?

Система отношений с взрослыми и сверстниками –отношения, складывающиеся у ребенка с окружающими его людьми в соответствии тому или иному возрасту. Данная система отношений не выбирается ни ребенком, ни окружающими его взрослыми, а принимается ими такой, какая есть на самом деле. Однако, в каждом отдельном случае, она имеет свою специфику, зависящую от микросоциума, внутрисемейных отношений, конкретных жизненных обстоятельств и т.п.

Отношения со взрослыми.

Организуемая практика общения взрослого с ребенком играет огромную роль в его развитии, воздействие взрослого на ребенка значимо и необходимо. Очевидно, что живой процесс общения с взрослыми способствует развитию социального поведения ребенка, таким образом, он получает первый опыт, образец для копирования и подражания. Существуют разные формы общения детей с взрослыми на каждом возрастном этапе, и каждая из них вносит свой неоценимый вклад в развитие ребенка. Изучая отношения ребенка с взрослым, важно понять следующее:

  • на ранних этапах развития малыша – удовлетворялись ли возрастные потребности, обеспечивалось ли своевременное физическое и психологическое развитие;

  • в младшем дошкольном возрасте интерес представляет, как развивалось практическое взаимодействие ребенка и взрослого, как удовлетворялась потребность в сотрудничестве, соучастие взрослых в действии с предметами; в развитии речи;

  • в старшем дошкольном возрасте — как удовлетворялась потребность ребенка в развитии познавательной деятельности, потребность в признании со стороны взрослого, какие ребенку привиты нормы морали и нравственности; насколько расширено представление о мире и т.д.;

  • в младшем школьном возрасте нас интересует влияние взрослого на развитие коммуникативных качеств ребенка, как расширяется круг значимых взрослых, какова внутренняя позиция школьника. Важно определить среди значимых взрослых того, кто для ребенка является определенным авторитетом, кому он доверяет, к кому он может обратиться и получить помощь; какой ряд требований предъявляют ему взрослые и соответствуют ли они индивидуальным возможностям ребенка?

Отношения со сверстниками.

Отношения со сверстниками значительно отличаются от отношений с взрослыми, они более насыщены эмоциями, громким криком, смехом, активными движениями и т.д. В общении со сверстниками дети проявляют большую инициативу, в этих отношениях рождаются «лидеры», «тихони» и, так называемые, «непринятые дети». Детская среда способствует демонстрации собственного поведения и тех умений, которые ребенок приобрел в тот или иной период своего развития.

В отношениях со сверстниками нас интересуют следующие моменты: потребность в сотрудничестве и общении; умение управлять действиями партнера; совместная игра; оценка конкретных поведенческих актов; инициативность; успешность в игровой ситуации; успешность в конструктивной деятельности; способность к самовыражению; потребность ребенка в признании со стороны сверстников; стремление ребенка овладеть коммуникативными приемами; включенность в группу сверстников; умение оценивать свое собственное поведение, оценивать поведение других.

Читайте также:  Влияние кесарево на развитие ребенка

Статус – система прав ребенка —актуализация проблем, принятие решений, расширение уровня ответственности за их реализацию. Права, которые имеет или не имеет ребенок из положенных ему по возрасту: право на уважения взрослого, право на самостоятельность, на выбор, право на любовь, право на общение, право на защиту, право на специальные образовательные условия. Нас интересует, какие права есть у ребенка, что он вправе делать, а что ему запрещено, чего он лишен?

Система социальных требований (норм)это те социальные требования, которые окружают ребенка в повседневном общении в бытовой деятельности, определённые общие правила поведения, нормы, которые сформированы, но не закреплены законодательно (этикет, традиции, особенности региона, национальные особенности, особенности семьи). Изучая систему социальных требований, важно установить, что от ребенка требуется, какие нормы и правила он должен соблюдать, и что он на самом деле соблюдает, а что склонен в виду обстоятельств нарушать?

Система ролей, которые проживает ребёнок – это социальные роли, которые ребенок проживает в семье, в детском коллективе.

Роль в семье:в системе семейных отношений роль ребенка может быть различной, нередко она устанавливается самими взрослыми. Родительская позиция воспитания ребенка в семье оказывает значительное влияние на то, как складываются отношения ребенка с окружающей социальной реальностью.

Роль в детском коллективе:в межличностном взаимодействии детей рождается опыт общения. Оказавшись в кругу сверстников или разновозрастной группы детей, ребенок вынужден адаптироваться в ситуации и от того, как он это сделает, будет определена его роль в детском коллективе.

Внутренняя позиция – система отношений ребёнка к себе, другим людям

Активно действующая позиция ребенка по отношению к социальной действительности: реальное ролевое поведение ребенка; на что мотивирован ребенок, на какую деятельность; как включается в игровую или учебную деятельность; наличие у ребенка познавательной потребности.

Образно можно сказать, что социальная ситуация развития – это единый механизм, проблема в одной системе приводит к изменению в другой. Зная, в какой системе произошел «сбой», где именно нужна помощь и поддержка специалистов сопровождения, мы сможем восстановить работу всего механизма.

Таким образом, изучая социальную ситуацию развития ребенка с ОВЗ, наша задача определить его фактическое место в общественных условиях, его отношение к ним, характер деятельности в них, общий характер отношения ребенка к социальной действительности.

На современном этапе сопровождения ребенка в образовательной организации нам важно не только создать для него специальные образовательные условия, но и определить уклад жизни, средства развития, социализации и самореализации. Наша задача – успешность каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья, если мы говорим о качественном ППМС – сопровождении.

Спасибо за внимание.

Литература:

  1. Выготский Л. С. Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 1008 с.

  2. Самохвалова А. Г. Коммуникативные трудности ребенка: проблемы, диагностика, коррекция: Учеб. — метод. Пособие. — СПб.: Речь, 2011. — 432 с.

  3. Смирнова Е. О. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками: Учебно пособие. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 191с.

6

Источник

Ольга Лазарева
Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Лазарева Ольга Витальевна учитель-дефектолог МБДОУ № 42, г. Ленинска – Кузнецкого.

Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному образованию. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т. п.

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Особенно это актуально для детей с ограниченными возможностями здоровья. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, давать правильную самооценку собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества. Однако это не всегда доступно детям дошкольного возраста с ОВЗ.

Социально-личностное развитие дошкольников многоаспектно, требует много труда и терпения. Основная цель педагогов дошкольных учреждений – помочь детям с ОВЗ войти в современный мир, такой сложный и динамичный.

Работа педагогов с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, по социально-личностному развитию должна проводиться систематически совместно с коррекцией имеющихся социально-эмоциональных проблем. При этом необходима индивидуализация педагогического общения персонала с воспитанниками.

Одной из важнейших сфер, характеризующих продвижение ребенка, является его социальное развитие,в основе которого лежит двусторонний процесс усвоения норм и правил: с одной стороны, ребенку необходимо усвоить нормы и правила по отношению к предметному миру, а с другой стороны — нормы и правила общения с другими людьми.

Социализация – это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, в котором он живёт, учится взаимодействию, умению строить отношения сначала в семье, в узком круге близких родственников, потом в коллективе сверстников, далее – в более масштабных социумах.

Социальное развитие не менее необходимо личности, чем развитие интеллектуальных, творческих, физических способностей. Современный мир так устроен, что одним из условий успеха является способность плодотворно работать в команде, находить способы взаимодействия, взаимопонимания с людьми, с которыми ты работаешь. И, безусловно, душевный комфорт, эмоциональная удовлетворённость

ребёнка с ОВЗ будет напрямую зависеть от того, как будут складываться его взаимоотношения с другими людьми, какую роль он будет играть в том коллективе, в котором будет находиться, и кем себя ощущать. И наша задача – правильно и умело помочь детям с ограниченными возможностями здоровья приобрести социальные навыки.

Социальные отношения у детей формируются в игре. Игра — это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребёнка. В игре закладываются основы будущей личности.

Читайте также:  Развитие ребенка от2 3

Для этого в групповой комнате необходимо оформить игровые зоны, где детям должны быть предложены театрализованные, дидактические, настольные игры. В группе можно оборудовать различные уголки для проведения самостоятельных сюжетно-ролевых игр. Это строительный, моторно-двигательный уголки, уголок для девочек.

Играя вместе, дети с ОВЗ начинают строить свои взаимоотношения, учатся общению, не всегда гладко и мирно, но это путь обучения, иного нет.

Однако, для социального развития дошкольников, огромное значение имеет не только игра. Занятия, беседы, упражнения, знакомство с музыкой, чтение книг, наблюдение, обсуждение различных ситуаций, поощрение взаимопомощи и сотрудничества детей, их нравственных поступков – все это становится кирпичиками, из которых складывается личность человека.

Неприятные ситуации случаются в любом коллективе и важно научить детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, правильно из них выходить, не давать себя в обиду, но и не быть агрессором. Дразнят и провоцируют тех, кто остро реагирует на это, болезненно уязвим, и этим доставляет удовольствие обидчику. Если ребёнок с ОВЗ это понимает и достаточно уверен в себе, скорее всего, он не станет объектом насмешек и мишенью для любителей провоцировать агрессию. При возникновении конфликта не стоит сразу вмешиваться, как только вы о нём узнали. Дайте ребёнку возможность получить этот опыт, принять какие-то решения, сделать выводы, возможность самостоятельно разрешить сложную ситуацию моделирующую жизнь взрослых.

Умение управлять своими эмоциями — главное достижение дошкольного возраста к моменту вхождения ребенка в кризис семи лет. Эмоциональная функция потому и называется центральной психической функцией дошкольников, что к концу дошкольного периода она становится произвольной. Это, однако, возможно лишь в том случае, когда ребенок, а особенно ребенок с ОВЗ к концу дошкольного периода обладает достаточным опытом эмоциональной жизни. Если опыт беден, у него просто не достанет “материала” для того, чтобы научиться подобному управлению.

В процессе эмоционального становления и социализации детей с ОВЗ важная роль отводится целенаправленному систематическому сотрудничеству педагогов с родителями по обеспечению социально-эмоционального благополучия детей, как в семье, так и в дошкольном учреждении. Эта работа положительно повлияет на эмоционально-чувственную сферу дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, закрепит приобретённый ими положительный опыт взаимодействия, самовыражения и творческой саморегуляции, т. е. сделает их социально-компетентными. В свою очередь родители лучше узнают своих детей, поскольку увидят их в другой, новой для себя обстановке, что поспособствует улучшению взаимопонимания в семье и созданию такого микроклимата, в котором есть все условия для социально-эмоционального здоровья и нравственного облика маленьких граждан России.

Источник

Партнёрские отношения семьи и школы в условиях социальной адаптации детей с ОВЗ
(ограниченными возможностями здоровья)

Рождение ребенка — это долгожданное и радостное событие для каждой семьи. С детьми родители связывают мечты о счастливом будущем, на них возлагают большие, порой огромные надежды.

Совершенно иначе обстоит дело, когда рождается ребенок с ограниченными возможностями здоровья. Его появление всегда связано с тяжелыми эмоциональными переживаниями родителей и близких родственников. По данным исследователей (Р. Ф. Майрамян; О. К. Агавелян) рождение ребенка с аномалиями неизбежно влечет за собой родительский кризис.

Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи.

В Статье 44. Закона об образовании РФ говорится, что родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

Первый год обучения ребенка в школе – это очень сложный период в жизни маленького школьника. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Основными трудностями процесса адаптации к школе служат изменения в поведении детей.

Мне посчастливилось приобрести 2 профессии: учитель-логопед и учитель начальных классов. Профессия учителя-логопеда как раз и замечательна тем, что на твоих глазах, при правильно организованной коррекционной работе, меняется маленький человек, расширяется круг его возможностей, становится богаче речь.

Не страшно, что порою процесс работы над речью и другими дефектами бывает длительным и непростым, зато впереди всегда ждёт успех, и наши совместные усилия всегда приносят плоды. К сожалению, в последние годы всё больше рождается детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). С трудом им даётся учеба и коррекционное воздействие, эмоционально тяжело работать педагогам с ними. И всё-таки, несмотря на трудности, есть успехи у таких учеников, пусть даже не значительные. Эти результаты радуют не только учителей, но и детей и их родителей.

Эти дети испытывают особые трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм. Все эти особенности предопределяют трудности, с которыми может столкнуться ребенок с ОВЗ при общении со сверстниками, преподавателями и узкими специалистами. Младшие школьники часто акцентируют внимание на особенностях внешнего вида и поведения одноклассника, могут сторониться его или даже вступать в открытый длительный и скрытый конфликт.

Одной из основных задач школ, в которых реализуется инклюзивная практика, является включение детей с ОВЗ в социальное пространство, их социальная адаптация в общеобразовательном классе.

Этот процесс управляется педагогами, специалистами сопровождения образовательного процесса и нужно пройти его так, чтобы вызвать минимум дискомфорта и у ребенка с ОВЗ, и у его одноклассников, родителей.

Привлечение родителей и ребёнка к общественной жизни класса и школы имеет положительный результат и массу положительных эмоций. Как правило те родители и ребёнок, которые активно принимают участие в различных мероприятиях, быстрей преодолевают трудности адаптационного периода.

Деятельность нашего образовательного учреждения направлена:

— на создание условий для получения доступного образования каждым ребенком с проблемами в развитии, независимо от уровня способностей, образовательных потребностей;

на реализацию потенциальных возможностей детей с ОВЗ в доступных формах обучения, видах деятельности.

Общие принципы и правила коррекционной работы, которые используются нами, как специалистами в образовательно-воспитательном процессе:

1. Индивидуальный подход к каждому ученику.

2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого

разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).

3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки, задания для работы в парах, задания для работы в группах.

Читайте также:  Диагностика общего речевого развития ребенка

4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

В процессе взаимодействия пользуемся эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с ОВЗ в развитии :

-игровые ситуации;

-дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;

-игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;

-психогимнастика и релаксация;

-творческая деятельность

Организация сотрудничества семьи и образовательном учреждений в процессе социализации детей с ОВЗ.

Школа и семья – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт.

Влияние на ребёнка семейного воспитания настолько сильно, что способно свести на нет любые педагогические усилия школы.

Адекватное понимание родителями причин отклонения от нормального развития ребенка, а также возможных последствий, является необходимым условием для правильно организованного воспитания ребенка.

Педагоги понимают, что без согласования с семьёй педагогические воздействия теряют всякую силу.

Только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Но без специальных знаний это сделать невозможно, поэтому именно помощь в решении данных проблем является приоритетным направлением в системе психолого-педагогической работы с родителями детей с ОВЗ.

Из опыта работы в начальных классах отмечаем наибольшую трудность в установлении доверительных отношений с родителями, ведь большинство из них считают: «Это мой ребенок, и я лучше знаю, что ему нужно».

Основные проблемы, возникающие в семьях детей с ОВЗ – это: ограничение в общении: родители детей с ОВЗ ограничивают круг общения (как свой, так и ребёнка), избегают новых знакомств.

Таким образом, социальная среда ребёнка ограничивается семейным кругом и это отрицательно сказывается на развитии общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.

Отсутствие знаний и навыков, необходимых для воспитания ребёнка не позволяют родителям создавать оптимальные (иногда и специальные) условия для ребёнка дома.

Для формирования родительской компетенции и мотивации родителей на положительное восприятие ребенка необходимо решить ряд задач:

  • создание психологических условий для адекватного восприятия родителями информации об особенностях развития их ребенка;

  • повышение грамотности в области коррекционно-педагогического процесса;

  • стимулирование интереса и желания участвовать в деятельности ДОУ и других организаций сотрудничества;

  • оказание помощи в создании комфортной для развития ребёнка семейной среде и общественной деятельности;

  • привитие чувств гордости и радости за достижение детьми результатов.

Для решения поставленных задач, планируемая нами система работы, организуется по разделам:

  • познавательный,

  • информационно – аналитический,

  • досуговый,

  • наглядно – информационный.

Примерное содержание планируемой работы сотрудничества

Таблица № 2.

Раздел работы

Содержание работы

Познавательно-практический

семинары – практикумы, родительские собрания (общие и групповые), экскурсии по МОУ, экскурсии по организациям (Дни Открытых Дверей), индивидуальные консультации и тренинговые занятия. Одной из самых эффективных познавательных форм работы с семьей остается родительское собрание с использованием ИКТ.

Информационно – аналитический

анкетирование, социологические опросы, почтовый ящик «Вопрос-ответ», сайт МОУ, электронная почта и т.д., участие родителей в конференциях

Досуговый:

совместные досуги, праздники, участие родителей  в выставках  и  конкурсах, субботники, совместные проекты и т.д. Это самая популярная как педагогами, так и родителями форма работы. Здесь наиболее полно раскрываются возможности сотрудничества, проявления творчества. Из опыта работы мы знаем, что родители наиболее охотно идут на контакт, выражают желание сотрудничать именно тогда, когда речь идет непосредственно об их ребенке.

Наглядно-информационный

Дни открытых дверей, родительские уголки, фотовыставки, паспорт здоровья, открытые занятия, мини библиотеки, тематические дни и  недели.

Вновь пришедшие родители могут получить полную информацию о школе , педагогах, программах, организации учебного процесса, создание агитплакатов, выставок, конкурсов, оформление стендов и многое другое.

Применяемые нами игровые технологии детско-взрослого взаимодействия обеспечивают условия обогащения коммуникативной, физкультурно-оздоровительной и социальной деятельности, создают возможности для положительного воздействия на эмоциональную сферу участников.

Большой популярностью в родительской среде пользуются практико-индивидуальные встречи и занятия.

В такую деятельностьвключаются — творческие домашние задания, участие в конкурсах, позволяющие наладить доверительные отношения с ребенком и одновременно поучаствовать в образовательной деятельности.

Часто в ходе таких занятий с родителями, выявляются положительные личностные качества их самих, что необходимо для успешного сотрудничества с ребёнком, с педагогами и специалистами.

Участие в таких занятиях, стимулирует родителей, вдохновляет их. Здесь они учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребёнком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним. Кроме того, на занятиях родители учатся приводить в соответствие возможности ребёнка и свои требования к нему.

Очень продуктивно проходят мастер-классы по изготовлению пособий для использования в семье. Родители, выполняя задания совместно с ребенком, становятся помощниками, организаторами жизни детей; создают комфортную для развития ребенка семейную среду.

При таком комплексном подходе родители становятся самыми активными помощниками и верными союзниками педагогов в любом деле.

Результаты анализа полученных данных убеждают в том, что целенаправленная и систематическая работа по организации сотрудничества оказывает положительное воздействие на гармонизацию детско-взрослых отношений и создании успешной социализации всех участников этого сотрудничества.

Можно отметить, что:

  • формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка;

  • в восприятии семейных отношений дошкольником с нарушением зрения;

  • в осознании своего положения в семейном коллективе;

  • в динамике родительского отношения к детям, которое становится более тёплым, принимающим.

  • родители более адекватно оценивают состояние своих детей.

Получив всесторонние сведения о закономерностях развития, различных моделях воспитания и обучения, особенностях личности и поведения детей, члены семьи более оптимистично оценивают перспективы своего ребенка как человека с особенными потребностями.

В заключении хочется напомнить 8 принципов инклюзивного образования:

1.Целостность человека не зависит от его спочобностей и достижений,

2.Каждый человек способен чувствовать и думать,

3.Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанными,

4.Все люди нуждаются друг в друге,

5.Подлинное образование может осуществляться только в контектсте реальных взаимоотношений,

6.Все люди нуждаются в поддержке и дружбе родственников,

7.Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

8.Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Источник