Личностное развитие ребенка в школе

Личностное развитие школьника через взаимодействие семьи и школы.

                     Добрый день уважаемые педагоги и родители!

С принятием Закона Российской Федерации «Об образовании» возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и школы. Это выражается в ориентации на государственно-общественное управление образованием, праве на существование всех форм образования, в том числе семейного, в обновлении содержания обучения и воспитания.

В России семейная политика признается одним из приоритетных направлений социальной политики.

 Казалось бы создано правовое поле для сотрудничества семьи и школы. На деле наблюдаем иногда обратное. Сегодня, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из … под влияния семьи.

Создавшееся положение способствует росту детской безнадзорности, преступности, наркомании и других негативных явлений в детской, подростковой и молодежной среде.

И если школа не будет уделять должного внимания совершенствованию взаимодействия родителей и педагогов, произойдет отчуждение семьи от образовательного учреждения, педагогов — от семьи, семьи — от интересов твopчecкoro и свободного развития личности ребенка.

  Поэтому   очень важно, чтобы семья обеспечила прочные личностные образования, такие как привязанность и любовь к семье и родному дому, привычки элементарного социального поведения, интерес к окружающему миру.  

      Первый опыт социальных отношений и связей ребенок приобретает в семье: родители, родственники, соседи, знакомые и друзья родителей, а так же дети, играющие во дворе, — это первый микросоциум, где формируется социальный опыт. Но все же, семья как первый фактор развития личности ребенка поражает и силой, и широтой влияния.

      Педагог  не может игнорировать такое глубокое влияние на ребенка семьи.

       Когда малыш приходит в школу, он представительствует мир своей семьи, условия жизни. Привычки поведения, уровень интеллекта – все, обусловлено уровнем культуры семьи. Приобретенное в семье физическое и духовное развитие становятся залогом его школьных первых успехов.

    С поступлением ребенка в школу    семья передает эстафету воспитания школе и продолжает оказывать сильное воспитательное влияние. А процесс формирования ребенка обретает двух субъектов воспитания — это семья и школа, которые взаимодействуют друг с другом.

Взаимодействие семьи и школы начинает осуществляться по основным принципам:

Первый —  принцип согласия, обеспечивающий обоюдное понимание воспитательной цели и взаимное доверие партнеров.

Второй – принцип сопряжения, благодаря которому сохраняется гармоничность школьных и семейных норм жизни и требований к ребенку.

Третий – принцип сопереживания, уровень доброжелательности двух сторон при взаимодействии.

Четвертый – принцип сопричастности. Взаимная информация о ребенке всегда должна  помогать в работе и в воспитании детей.

Пятый – принцип содеянности, допускающий совместную деятельность представителей двух разных сфер в едином деле с детьми.

К основным направленням деятельности педагогов и poдителей относятся:

  • познавательная сфера жизни (работа с учителями-предметниками);
  • поддержка физического здоровья обучающихся;
  • дополнительное образование детей и развитие  творческого потенциала детей;
  • поддержка одаренных детей;
  • социальная поддержка и профилактика безнадзорности.

Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка  может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками.  Это позволит  лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и  проявлений в поведении. В создании такого  союза родителей и педагогов важнейшая роль надлежит классным руководителям. Не все родители стремятся к сотрудничеству, не все  проявляют интерес к объединению усилий  по воспитанию своего ребенка. Классный руководитель  более всех должен быть заинтересован  в целенаправленном поиске путей решения этой проблемы.

Чтобы найти пути ее решения, наше  образовательное учреждение ищет новые формы взаимодействия с семьей понимая, что родители и педагоги — воспитатели одних и тех же детей.

Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином этапе играет семья.

Приоритетные функции семьи:

  • воспитательная;
  • оздоровительная;
  • духовно-нравственная;
  •  познавательно-образовательная;
  •  бьповая;
  •  трудовая;
  •  культурно-просветительная;
  •  досyroво-творческая;
  •  стимулирующая самостоятельный опыт личности;
  •  охранно-защитная.

Приоритетные задачи семейного воспитания:

  •  гармоническое развитие ребенка;
  •  забота о здоровье детей:
  •  помощь в учении;
  •  трудовое воспитание и помощь в выборе профессии;
  •  помощь в социализации личности;
  • развитие интересов, склонностей, способностей и творчества
  • подготовка к самовоспитанию и саморазвитию;
  • подготовка к будущей семейной жизни

Основные компоненты семейного воспитания

  •  климат семейного воспитания ( традиции, уют, отношения)
  • режим семейной жизни
  • содержании е деятельности ( отца, матери, дедушки, бабушки, детей)

Я уже говорила, что современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой  общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот государства к проблемам семьи, разрабатываются и реализуются целевые программы по укреплению и ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это прежде всего падение жизненного уровня  большинства семей, увеличение количества не полных семей и имеющих одного ребенка. И это далеко не все проблемы как для семьи, так и для школы. Возможно,  стихотворение Э. Асадова вызовет улыбку, но вместе с тем оно сразу заставляет задуматься над проблемой.   Какой?

Отец поздравил сына с днем рождения: «Тебе — семнадцать.

 Ну, совсем большой!

И через год получишь разрешение

На прегрешенья взрослых:

На куренье и на бокал вина, мой дорогой!»

Сын посмотрел задумчиво в окно:

«Спасибо, папа, за слова привета,

Но сигареты, водку и вино

Уж года три, как бросил я все это».

 (Значительная часть подростков отдаляется от родителей, родители от детей.)

Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется помощь со стороны образовательного учреждения.

Процесс взаимодействия семьи и школы  должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.

     Причины привлечения родителей к организации УВП:

  • знание условий обучения и воспитания ребенка
  • помощь классному руководителю в развитии интересов и способностей учеников

Чем интересней и разнообразней деятельность детского коллектива, тем комфортней ребенку в школе, тем больше он получает для своего социального развития.

     Как же вовлечь  родителей  в учебно-воспитательный процесс, как сделать их своими союзниками и помощниками? Процесс сложный и длительный

 Для себя мы определили главное, что  взаимодействие семьи и школы должно строится на идее толерантности. В её основе — принятие любого ребенка с его недостатками и достоинствами, с его талантами и особенностями мышления. Кто лучше знает своего ребенка, чем его родители? Поэтому позитивные изменения, отвечающие интересам детей, происходят лишь там, где педагогические коллективы объединяют свои профессиональные усилия с усилиями родителей, помогают семьям в их культурном и духовном развитии, содействуют укреплению взаимопонимания родителей и детей.

Педагогический коллектив гимназии ясно представляет себе этапность такой работы, ее основные направления и проблемы.

В построении творческого союза можно выделить 2 этапа: знакомство (целеполагание), совместная деятельность — партнерство.

На первом этапе определяются общие цели, общие ценности и ресурсная база сторон. Наличие именно общих целей — важный фактор для построения партнерства.

Родители учащихся могут ознакомиться с целями гимназии: они размещены на сайте учреждения, информационных стендах, буклетах. Традиционным стало проведение публичного отчета о деятельности гимназии. Информация о деятельности нашего учреждения регулярно появляется в СМИ, мы издаем собственную газету «Гимназист».

Публичное обнародование своих приоритетов и результатов деятельности позволяет привлечь именно  тот контингент, которому наши идеи кажутся очень близкими. В итоге формируется желание родителей к осуществлению совместной деятельности.

В решении проблемы взаимодействия гимназии и родителей одним из важных  шагов является изучение воспитательного потенциала семьи. Чтобы иметь об этом достаточно полное представление, мы создали социальные паспорта классов и гимназии. В них собираются и анализируются по определенным параметрам количественные и качественные данные о семьях. Изучаются семьи, составляется социально-демографический портрет , анализируется организация и принципы семейного воспитания, взаимоотношения родителей с гимназией.

Читайте также:  Центр развития ребенка в уральске

Полученные аналитические данные позволяют выработать стратегию взаимодействия педагогов и родителей, определить взаимополезность участников образовательного процесса.

Совместная деятельность — второй этап построения партнерских отношений. Здесь важно понятие общего вклада. Но желание родителей этот вклад сделать возникает только тогда, когда они испытывают доверие к образовательному учреждению. Формирование доверия происходит при наличии трех основных факторов:

— соблюдение этических норм и договоренностей,

— поддержка,

— продуктивность.

Каким образом (через какие наши действия) родитель может увидеть, что о нем и его ребенке действительно заботятся? Что он  нужен гимназии? Что его интересы, способности, знания востребованы?

Это выражается в регулярном информировании, просвещении, консультировании, социальной и психологической помощи семье

На родительских собраниях классные руководители объясняют важность сотрудничества, предлагают перечень дел, формы работы, которые могут организовать родители. При организации работы используется методика чередования поручений, которые выполняются небольшими группами по очереди. Таким образом, каждый из родителей имеет возможность и обязанность принять участие в организации какого-либо дела с учащимися.

Педагоги, администрация привлекают родителей к обсуждению возникающих проблем в классе, считая мнение родителей определяющим.

Ведется целенаправленная работа по формированию положительного отношения к школе.

      В результате  была создана модель работы школы и семьи. (схема)

Ключевые функции взаимодействия образовательного  учреждения и семьи:

• информационная;

• воспитательно-развивающая;

• формирующая;

• охранно-оздоровительная;

• контролирующая;

• бытовая.

Задачи взаимодействия:

• формирование активной педагогической позиции родителей;

• вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями

• активное участие родителей в воспитании детей.

Работа с семьей подразделяется  на ежедневную, еженедельную, ежемесячную, разовую.

Ежедневное общение с родителями детей, посещающих школу, осуществляется классными руководителями.

Это общение направлено на обеспечение систематической информированности родителей о жизни ребенка в школе и поддержания контакта в семье.

Еженедельно каждый родитель получает информацию об успехах и проблемах  в обучении и воспитании своего ребенка от  классного руководителя.

Ежемесячные формы общения с родителями — это:

  • праздники;
  • родительские собрания;
  • спортивные мероприятия;
  • внеклассные мероприятия

Эти классические формы работы с родителями имеют определенный результат в установлении доброжелательной, доверительной ·атмосферы; … хорошего эмоционального настроя и обстановки совместного родительского и педагогического творчества. Используют педагоги  и такую традиционную форму работы как консультации по актуальным вопросам воспитания детей.

     Повышению активности родителей в воспитании ребенка способствуют, прежде всего, совместные дела родителей и детей: это праздники День Знаний, Посвящение в гимназисты,  День Матери, Ярмарка Дары Осени, Презентация профильных классов, День рождения гимназии, творческие отчеты, бал призеров предметных олимпиад, Праздник Семьи, классные часы и т.д.

     В то же время педагоги используют и специальные средства:

— организацию психолого – педагогического просвещения родителей, ориентированного на обсуждение актуальных и значимых для родителей проблем ( организация занятий лектория «Педагогическая азбука», семинары, практикумы, конференции, открытые уроки, внеклассные мероприятия, индивидуальные тематические консультации, создание творческих групп, групп по интересам)

 — привлечение родителей к определению перспектив развития ребенка, его будущего и, соответственно, к разработке программе действий, обеспечивающей достижение намеченных перспектив;

—  участие родителей в анализе достижений ребенка, его трудностей и проблем;

— поощрение, поддержка, пропаганда успехов и достижений родителей в воспитании детей.

     Формы взаимодействия педагогов и родителей – это многообразие организации их совместной деятельности и общения.  Все они направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление воспитательного потенциала.

Цель вводимых форм и методов работы – личностное развитие ребенка.  Информированность взрослых о проблемах детей, желание сделать первый шаг навстречу, узнать, чем живет сегодня школа, улица позволяет родителям стать значимой группой

Предложенная модель оптимизации взаимодействия педагогов и семьи позволяет нам  не только сформировать открытое информационное пространство гимназии, но и дает возможность родителям самим активно участвовать в планировании работы гимназии, в развитии  личности  гимназистов

Эффективная работа по организации совместной деятельности педагогов, родителей и учащихся позволяет нам перейти к построению партнерских отношений.

Необходимыми условиями формирования партнерских отношений являются их добровольность и долговременность, взаимная ответственность. Мы понимаем, что не всегда родительская ответственность появляется сразу: она воспитывается так же, как и любое качество личности. Поэтому не ждем мгновенного результата, а стремимся четко определить, какой уровень ответственности может нести та или иная семья, и  распределять свое внимание и поддержку семьям дифференцированно.

Какой результат можно ожидать по прохождению всех этапов взаимодействия? Что даст детям развитие социального партнерства между семьей и гимназией?

Мы предполагаем, что результат – не только приобретение новых материальных ресурсов для реализации образовательных проектов, но и приобретение учащимися знаний в предметных областях, развитие социальных и общеучебных навыков, и рост самоуважения (гордость за родителей), и психологическая комфортность (в том числе и в детском коллективе). Но самое главное – мы ожидаем, что изменения отношений между детьми и родителями. Сформированное таким образом гуманистическое пространство развития, в котором растет ребенок, будет являться одним из главных факторов воспитания и развития личности гимназиста на всех ступенях обучения.

Приведу высказывание замечательного педагога А,С,Макаренко: «Воспитание в том и заключается, что более взрослое поколение передает свой опыт, свою страсть, свои убеждения младшему поколению.» Главное – чтобы и опыт, и убеждения были правильными. Научить детей разбираться в сложных жизненных ситуациях, самостоятельно находить правильные решения, отстаивать свои убеждения – задача, которую можно решить только совместными усилиями семьи и школы.

Взаимная договоренность  — залог успешности педагогического альянса (объединение, союз)

        Как же классные руководители на разных ступенях обучения развивают личность ребенка через взаимодействие семьи  и школы?

В связи с этим, одной из главных задач, поставленных коллективом гимназии, на ближайшие годы является:

развитие сотруднических отношений между педагогами и родителями, формирование гуманных отношений между детьми и родителями

Решение этой задачи осуществляется по двум направлениям:

В работе с родителями необходимо:

1. Продолжить формирование у родителей педагогических, культурных представлений о своей роли в воспитании ребенка о необходимости участия в учебно-воспитательном процессе школы и класса.

2. Использовать активные формы  организации психолого-педагогического просвещения родителей.

3. Активизировать работу органов родительского самоуправления через создание при родительских  комитетах гимназии и классов советов по различным направлениям деятельности, ежегодное проведение общегимназических  родительских конференций,  внедрение  инновационных форм таких, как родительские ринги, тренинги, вечера.

В работе с педагогами:

1. Продолжить формирование понимания значимости  сотрудничества гимназии с семьей, роли педагогов в установлении гуманных взаимоуважительных отношений между родителями и детьми.

2. Формировать у педагогов потребность решать проблемы каждого ребенка на основе совместного  заинтересованного диалога с родителями.

3. Организовать методическую работу по освоению педагогами гимназии:

  • методов изучения семьи;
  • диалоговых и сотруднических форм взаимодействия с родителями;
  • активных современных способов организации совместной деятельности родителей и детей.

Источник

И. А. Муленкова,                                                                                                                            

  МБОУ «Излучинская ОСШ № 1»                                                                                  

   Всестороннее развитие личности ребенка в школе I ступени                                                Слайд 1

Читайте также:  Карта индивидуального развития ребенка младшей группы по фгос

     Система работы учителя и нашей школы в целом, направлена на максимальное раскрытие и выращивание личностных качеств каждого ребенка.     В наше время проблема творческих способностей, точнее их раннее пробуждение и развитие получает небывалую актуальность, а работа в этом направлении практическую значимость. Процесс обучения творчеству должен строиться так, чтобы каждый ученик мог выявить и развить свой комплекс способностей, учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение.  Дети  от  природы  любознательны  и   полны   желания   учиться и творить. Именно в  начальных классах закладываются основы творческой деятельности. Раскрыть заложенные в ребенке индивидуальные способности можно применяя различные педагогические технологии  через участие в  различных конкурсах и олимпиадах. К любому конкурсу и олимпиаде надо готовиться: что-то искать, исследовать, перечитывать много литературы, репетировать, запоминать, придумывать самим.                                                                                          

     Любой конкурс, олимпиада – это всегда яркое, волнующее и запоминающее событие, хорошая возможность привлечь к себе внимание, показать себя, посмотреть с «кем плывешь в одной лодке». Участие ребенка в различных конкурсах становится «точкой роста», верой в свои способности и в свои силы.   Эту веру в себя, в свои возможности мы стараемся закладывать, поддерживать и развивать в ребенке с 1 класса.                                                                                                                        

       Все,  что  нужно  для  того,  чтобы  они  могли  проявить  свои  дарования, — это  умное  руководство  со  стороны  взрослых – учителей, родителей.                                                                                                         

     Какими правилами должен руководствоваться учитель?  

 1. Отказ от деления детей на «слабых» и «сильных» — просто все дети разные, каждый умеет и знает что-то лучше других.                                                                                                                        2. Понимание того, что ученики могут знать что-то лучше учителя; не знать что-либо не стыдно – стыдно не пытаться думать.                                                                                                  3. Понимание того, что каждый ученик  имеет право на собственную траекторию и что ученик учится не для учителя и родителей, а для того, чтобы занять в будущем свое достойное место в жизни общества.

      Есть четыре  компонента: учитель, ученик, родители и проблемы обучения и воспитания. Умный педагог делает ставку на сотрудничество: «Все вместе — учитель, ученик и его родители — разрешим имеющиеся проблемы, потому что мы заинтересованы в этом». Именно тогда возникает эмоционально положительный контакт, при котором с достаточной легкостью решаются все учебно-воспитательные проблемы.  

      Свои  интеллектуальные «продукты» ребята представляют на предметных неделях, интеллектуальных чтениях, конкурсах, различных олимпиадах.                                     Слайд 2    

     Участие в разного рода проектах, конкурсах и олимпиадах  ведет к повышению профессионального уровня педагога, помогает ему обновить или приобрести знания по поставленным проблемам.

     Не всегда дети проявляют желание участвовать в конкурсах, олимпиадах. Иногда у ребят нет желания, у  родителей нет денег и   времени на подготовку.  Мы проводим огромную работу с родителями, с самими ребятами – уговариваем, разъясняем, как это важно для ребенка.  Мы  видим, как загораются глаза ребят, когда на торжественных линейках они получают  дипломы, призы, сертификаты. Как гордо поднимают голову, когда их фамилии красуются на школьном стенде побед и достижений. И все чаще слышим от них слова: «А можно попробовать?», «А я хочу участвовать!», категоричное «Я буду!». И тогда учителя  испытывают огромную радость, что все их усилия, их труд не прошли даром – победы   детей, пусть даже самые маленькие, это вера в себя, в свои силы, это первая высота, которая была взята ими.

      Хочется  немного рассказать об олимпиадах, в которых мы участвуем:                                                                                                  1. Всероссийская олимпиада «Русский медвежонок».                                                      Слайд 3-4    

    Увеличение количества участников олимпиады, участие многих школьников в олимпиаде в течение нескольких  лет, говорит о возросшем интересе учеников к данной форме интеллектуальных соревнований, о положительном отношении учеников, родителей, учителей-предметников к содержанию конкурсных заданий, организации и проведению олимпиады. По мнению школьников, принимавших участие в олимпиаде не один год, такая форма интегрированных заданий помогла им лучше понять свои пробелы по некоторым предметам и ликвидировать их в дальнейшем.

2. Международная олимпиада   «Кенгуру»                                                                          Слайд 5    

3.Международный дистанционный проект «Эрудит-марафон учащихся (ЭМУ) для учащихся первой ступени» учит ребят навыкам заполнения анкетных данных о себе. В игровой форме они отвечают на вопросы на компьютере, следят за временем. Формирует умение работать с информацией, развивает коммуникативные способности. Формирует исследовательские умения, умения принимать оптимальные решения.                        Слайд 6-7   

4. Всесоюзная олимпиада «Познание и творчество», проводимая Малой Академией наук «Интеллект будущего» поощряет подробное изложение своих рассуждений, в ней делаются ссылки на литературу и жизненный опыт. Работа оформляется на компьютере,  в ней используются картинки, таблицы, фото, работы – придуманные и  сделанные своими руками.                                                                                            

       Организаторы конкурса обращаются к участникам с такими словами:

«Не грустите, если результат оказался ниже ожидаемого. Те, кто участвует, знает: дорогу осилит идущий.

Читайте также:  Памятка для родителей развитие речи ребенка

Победа – это победа над собой (если вы участвовали, то собственную лень вы уже победили),

Победа – это опыт (не получилось в этот раз, в следующий вы уже будете во всеоружии),

Победа – это знание (а знания,  умения и навыки приобрел каждый участник»                                                                                                                                                                                   

                                                                                                                  Слайд 8-13    

 5. Научно-практическая коференция молодых исследователей «ХХI век в поисках соверщенства». В начальной школе проектная деятельность занимает особое место, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть и решить проблему.        

    Наши ученики принимали участие во Всероссийском фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио». Г.Москва, проводимый издательством «Первое сентября»                                                                                                                              

                                                                                                                                                                            Слайд 14-17    

6. Районный конкурс сочинений «Книга, которую не забуду» (на лучшего читателя военно-патриотической литературы); Районный творческий конкурс детских признаний

« Учитель, перед именем твоим…»; Районный конкурс на лучшего юного читателя «Читать — значит творить».                                                                                           Слайд 18-20

Эти конкурсы прививают интерес к чтению.  Ребята просят дать им  почитать книги  о которых пишут участники конкурса. Мы видим, как  на переменах им есть, что обсудить, о чем поспорить.  Можно повернуть время вспять! Книги передают неимоверный позитив и заряд настроения.    

В этом году появились новые конкурсы и олимпиады:

7. Центр Творческих Инициатив  «Снейл»II Всероссийская дистанционная олимпиада  «Snail» по биологии                                                                                                          Слайд 21      

8. Всероссийская интернет-викторина «Космоведы»                                              Слайд 22  

9.   Всероссийский игровой конкурс «Человек и природа»                                                   Слайд 23  

10.  Подготовительный этап к VIII Олимпиаде по основам науки
ко II Олимпиаде по страноведеню «Go West»
(Автономная некоммерческая организация содействия развитию молодежи «ПЯТАЯ ЧЕТВЕРТЬ»  Екатеринбург)                                                                                                      Слайд 24  

Таким образом, труд, затраченный на развитие познавательных и творческих способностей,  оправдывает себя во всех отношениях:

  • он повышает качество знаний;                                                                        
  • продвигает ребенка в общем развитии;                                                                                             помогает преодолевать трудности;                                                                          
  • вносит радость в жизнь ребёнка;                                                                              
  • позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития;                              
  • создаёт благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе.

Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.                                                                                                                        Слайд 25

  Участие в разного рода проектах, конкурсах и олимпиадах  ведет к повышению профессионального уровня педагога, помогает ему обновить или приобрести знания по поставленным проблемам.  

  Начальная школа – это целый мир! Годы, проведенные в 1-4 классах должны остаться в памяти человека, как время приобщения  к взрослой жизни, в которой все было впервые – и победы, и поражения. Важно, чтобы побед было больше, а поражения не оставляли бы травм на всю оставшуюся жизнь, а расширяли жизненный и гуманистический кругозор человека – гражданина новой России.                                                              

Каждый выбирает для себя

Конкурсы, проекты, фестивали,

Чтоб тренировали ум

и душу согревали.

Каждый выбирает для себя.

Источник