Личностное развитие ребенка в подростковом возрасте

Личностное развитие ребенка в подростковом возрасте thumbnail

Развитие личности подростка — это обязанность каждого родителя, ведь именно в этом возрасте человек формирует и закаляет свой характер, заканчивает полное воссоздание собственного мнения и стремится к самопознанию и изучению внешнего мира.

В этой статье вы найдете не только рекомендации по воспитанию и прививанию правильных привычек, но и узнаете о некоторых хитростях, которые позволят вам быть более мягким, не теряя собственный авторитет.

<<Оглавление>>

развитие личности подростка фото

Особенность переходного возраста

Что такое переходный возраст? Серьезный скачок в развитии, определенный этап развития личности, стадия полового созревания, сложный и противоречивый период как для ребенка, так и для окружающих его взрослых. Нужно немалое терпение со стороны родителей, чтобы безболезненно преодолеть этот этап без потерь и жертв. Ребенок постепенно, а иногда и резко переходит в состояние зрелости.

Выделяют два этапа:

  • Младший подростковый возраст от 11 до 13-14 лет;
  • Старший период с 13-14 до 16 лет.

Необходимо особо отметить, что каждый ребенок неповторим, его психологическое и физиологическое развитие протекает по индивидуальному плану. Возрастная психология дает только универсальные характеристики возрастных изменений, чтобы родители и учителя, вооружившись базовыми сведениями, могли адекватно реагировать на нестандартное поведение чад.

Развитие личности подроста: предвозрастные стадии и мнение

В возрасте 11-12 лет на смену ведущей учебной деятельности на первый план выходит интимно-личностное общение со сверстниками. К возрасту 15-17 лет оно сменяется на учебно-профессиональную деятельность, в связи с которой у подростков формируется определенное мировоззрение, самосознание, интеллект, умение строить жизненные планы, целеполагание и множество других полезных навыков, необходимых в человеческом обществе.

Особенности подросткового периода можно условно разделить на несколько стадий:

  1. Чувство взрослости. Пограничное состояние — вроде уже не ребенок, но и не взрослый. Личность еще не созрела. А уже так хочется быть взрослым. Взросление связано с ответственностью и самостоятельностью, поэтому подростки пытаются высвободиться из подчинения старших, что нередко ведет к конфликтам в семье и школе.
  2. Критичность мышления. Имеет два полюса: положительный, когда ребенок учится самостоятельно мыслить, делать выводы и отрицательный, когда подросток спорит, доказывает свое видение ситуации, часто сомневается.
  3. Нестабильность в поведении и эмоциональная неустойчивость. Обуславливаются изменениями на уровне физиологии – небывалый всплеск гормонов провоцирует перепады настроения, резкость в суждениях, грубость, агрессию и даже жестокость.
  4. Потребность в самоутверждении. Желание подростка занять свое выгодное положение среди сверстников, иметь личное мнение, чтобы с ним считались, одобрение и поощрение от родителей. Здесь тоже проявляется противоречивость: с одной стороны желание выделиться, с другой – быть как все.

особенности переходного возраста картинка

Как наладить контакт с ребенком

«Ребенок воспитывается любовью» – именно это выражение является ключевым в воспитании любого ребенка, поэтому этот аспект незаменим. Когда есть любовь между родителем и чадом, процесс воспитания идет более или менее гладко, без особых шероховатостей. Поощрение и наказание воспринимаются адекватно, без излишней агрессии и эмоциональности.

Развитие личности подростка не может протекать без терпеливого и трепетного отношения как со стороны родителя, так и со стороны ребенка. Необходим разбор по полочкам спорной ситуации. Подросток должен доверять родителям (конечно, это доверие необходимо выстраивать с раннего детства).

Психологи советуют разговаривать с ребенком не только об успеваемости в школе, но и о его внешкольных интересах (друзья, спорт, увлечения и др.). Подросткам необходимо общение, и разговор должен строиться в форме диалога, а не нравоучений.

Уважение к ребенку, как к неповторимой личности. Развитие не может протекать без взаимности в этом вопросе. Да и прежде чем правильно воспитать ребенка, родителю необходимо воспитать самого себя. Если взрослые своим поведением подают отрицательный пример, вряд ли можно ждать от ребенка положительной ответной реакции, в большинстве своем дети копируют своих родителей. «Яблоко от яблони…»

обучение подростка фото

Тренировка воли: развитие личности подростка

Замечательный совет от психологов: тренировка воли. Воля тренируется через умение ставить самостоятельные задачи, умение отказывать, отвечать на провокации.

Родителям подростка нужно осознавать, что перед ними уже не просто их ребенок, человек которого они привыкли воспитывать и постоянно наставлять на путь истинный. Перед ними уже давно сформировавшаяся личность, способная принимать решения и имеющая право на собственную позицию.

Безусловно, организм подростка переживает гормональные и эмоциональные взрывы, что толкает его на необдуманные поступки. Он может громко заявить, что бросит школу или уйдет из дома, а потом быстро пожалеет о словах, брошенных сгоряча. Взрослым стоит не забывать об этой возрастной особенности и учитывать ее в процессе выстраивания отношений с ним.

В таких случаях необходимо позволить ему высказаться, пусть даже резко и колко, но прозвучит его основная претензия к вам. Главное, дать ему выплеснуть все то, что лежит у него на душе и постараться не потерять самообладания самим. Подросток увидит вашу готовность его выслушать, и постепенно его пыл угаснет. Разговор можно начинать только, когда все стабильны эмоционально. Это позволит вести диалог «на равных» и избежать грубостей.

Контроль или свобода?

В то же время родители должны проявлять твердость и несгибаемость в определенных вопросах. Ведь подростка порой бросает из крайности в крайность. Он пробует себя реализовать в различных компаниях, сферах деятельности. Ослабить контроль над ним нужно, но не давать ему полную свободу.

Читайте также:  Тесты интелектуального развития ребенка

Ему еще не хватает жизненного опыта, зрелости суждений, зато уверенность в своих практически неограниченных способностях непоколебима. Это может привести к серьезным ошибкам и просчетам с его стороны, которые потом исправить будет крайне сложно.

как наладить контакт с ребенком фото

Обучение подростка: развитие положительных качеств

Прежде всего необходимо развить организованность, способность разумно управлять своим временем, прививать умение определять перед собой реалистичные цели и определять пути их достижения. Очень важно, чтобы подросток не опускал рук при столкновении с неудачами и провалами. Он должен понимать, что ничто не дается сразу, приходится преодолеть много трудностей, прежде чем добиться желаемого.

В этом возрасте старшеклассники очень чувствительны к критике в свой адрес. Они не могут понять, что отвергаются их отдельные поступки, а не они как личность в целом. Следовательно, порицание должно быть направлено именно на какой-то поступок, а не на них.

Ребенок должен научиться анализировать свое поведение, действи. Ведь в подростковом возрасте формируется способность к рефлексии. Основные его переживания связаны именно с открытием, познанием собственного внутреннего мира. Он старательно пытается найти ответы на такие вопросы, как: «Кто я?», «Какое место займу в этой жизни?», «Каковы мои достоинства?».

развитие положительных качеств фото

Рекомендации для родителей:

  1. Признайте его право на собственное мнение и самостоятельность (в разумных пределах).
  2. Воздержитесь от нотаций. Они никак не воспринимаются им, впрочем, как и любым другим человеком, прекрасно знающим как необходимо поступать. Это лишь увеличит дистанцию между вами.
  3. Учитесь уступать и находить общие точки соприкосновения. Будьте гибкими в процессе поиска компромисса, но если то или иное решение уже было вами принято, оставайтесь непреклонны.
  4. Постарайтесь не употреблять обидных высказываний в сторону ребенка, которые могут, словно ярлыки закрепиться в его сознании.Одна из основных задач подросткового кризиса состоит в его самоутверждении, в познании себя. Цель этой внутренней ломки состоит в обретении личностной автономии, способности не просто принимать решения, но и отвечать за них. Подростковый возраст – своего рода связующее звено меж детством и этапом взрослости, поэтому развитие личности подростка особо-важный аспект, на который стоит бросить все силы, чтобы ваше чадо выросло здоровым и счастливым человеком!

В качестве основных приобретений данного возраста выступают:

  • Чувство взрослости;
  • Формирование самосознания;
  • Тяга к другому полу;
  • Половое созревание;
  • Развитие волевых качеств;
  • Склонность к рефлексии;
  • Потребность в самоопределении и самосовершенствовании.

подростковый кризис фото

Подростковый кризис: что нужно ребенку?

Итак, сгладить и предупредить негативные последствия подросткового кризиса поможет правильно выбранная родителями позиция. Безусловно, ваше чадо еще ни морально, ни психологически, ни материально не готово нести полную ответственность за свою жизнь. Однако расширить степень автономности можно.

Подросток требует независимости и будет решительно настроен добиваться ее, но если вы искренне примите его позицию, это только укрепит ваши отношения. Он почувствует, понимание с вашей стороны и будет готов открыться вам, поделиться при необходимости своими проблемами и затруднениями. Советуйтесь с подростком по самым различным вопросам, рассказывайте о своих переживаниях, о том, чем занимались на работе или с друзьями, тогда и ему станет проще открываться вам.

Еще лучше, если вы до наступления открытых проявлений подросткового кризиса, сумеете перестроить отношения с вашим ребенком на основе взаимного уважения, доверия и любви.

как наладить контакт с ребенком фото

Что делать, если ребенок вышел из-под контроля

Контроль должен быть незаметным и ненавязчивым, и он работает до определенного возраста, лет 14-15, далее контроль будет вызывать только сопротивление, а то и открытую агрессию. В старшем подростковом периоде психологи советуют только развивать ответственность. Подросток уже сам отвечает за свой выбор, свои поступки. Родитель может только рекомендовать, советовать.

Если подросток с трудом поддается контролю необходимо:

  • Наладить совместные действия родителей и учителей. Главное решать проблему вовремя, а не прятаться от нее;
  • Привлечь инспекторов по делам несовершеннолетних, когда проблема серьезная и своими силами решить невозможно;
  • Изучить и начать следовать программе реабилитации для подростков с различными зависимостями.

Психологи сходятся во мнениях, что в особо тяжелых случаях (наркомания, алкоголизм, уголовные преступления), уже очень сложно изменить ситуацию к лучшему без моральных и материальных потерь.

Вывод

Путь к становлению долог, но чтобы ваш ребенок преодолел его с гордо поднятой головой, трудиться приходится родителям. Именно воспитание, правильные интересы и компании, помогут сформировать характер и подарить обществу еще одного прекрасного человека.

Развитие личности подростка — это основа, без которой невозможно жить и быть счастливым. Пользуйтесь только правильными советами и пусть ваш ребенок радует и уважает вас!

Источник

Личностные изменения в подростковом возрасте настолько заметны и значимы, что создают кризисные черты в отношениях подростка к окружающим и к самому себе. Сущность кризиса в том, что стремление к самоутверждению, самовыражению, самовоспитанию блокируется отношением окружающих взрослых и неудачами самого подростка.

Подростки постоянно что-то доказывают себе и окружающим. При этом группой поддержки выступают сверстники, предоставляя подростку эталоны поведения, суждений, речи, эмоций. Из всех возрастных категорий подростки больше всего отличаются конформностью,зависимостью от мнения группы. Подросток смотрит на родителей глазами товарищей, а дружба с товарищами строится на совместных делах. Если родители нравятся товарищам, то и собственные дети гордятся ими, подражают им.

Читайте также:  Игры для развития ребенка 6 лет с цифрами

Признание прав и ответственности подростка в семье может свести к минимуму кризисные явления возраста. Там, где взрослые подчеркивают свои надежды на помощь сына или дочери и высоко ценят их участие в семейных делах, дети рано взрослеют, у них развивается забота и ответственность, умение распределять свое время и бюджет. В таких условиях бедная или неполная семья становится не зоной риска, а зоной взросления. Дети не уходят от семьи к товарищам, но привлекают товарищей к решению семейных проблем. Мальчики рано начинают искать работу и зарабатывать, девочки берут на себя домашние дела, заботы о младших.

В подростковом периоде происходит качественный сдвиг в развитии самосознания:

1. Физиологические процессы приводят к изменению внешнего облика, и подросток присматривается к себе, выстраивает заново физический образ Я, оценивает свои возможности с учетом эталонов красоты и силы. Серьезные переживания вызывают низкий или слишком высокий рост, форма лица, полнота, цвет и длина волос и т. п. Ему нужно признание, чтобы утвердиться в своей привлекательности.

2. Потребность занимать уважаемое положение среди товарищей вызывает анализ и самооценку собственной личности как условие успешных взаимоотношений. Особое внимание подросток уделяет своим недостаткам и способам их устранения. Наблюдается недовольство собой и попытки самовоспитания. Других он оценивает более объективно, чем себя.

3. Под влиянием обучения, общения с товарищами, собственных размышлений у подростков формируется система жизненных ценностей. Прежде всего они подражают внешним проявлениям взрослости, «привилегиям» взрослых. Это — курение, алкоголь, взрослая форма одежды и мода, украшения, косметика, формы отдыха, кокетство и т. д.

4. Самосознание подростков становится серьезным механизмом саморегуляции поведения. Они начинают сознательно заниматься самовоспитанием и развивать в себе определенные качества, закалять свою волю, выносливость. Важную роль в саморегуляции подростков играют образы-идеалы. Любимые их герои — люди целеустремленные, активные, преодолевающие серьезные препятствия, победители в экстремальных ситуациях.

Подростковый возраст — сензитивный период развития разнообразных интересов. Этому способствуют присущие подростку любознательность и любопытство. Он открыт для всего нового, необычного, ко всему хочет приобщиться.

Обобщая сказанное, можно подчеркнуть основные тенденции в личностном развитии подростков:
— осознание себя взрослым и стремление доказать свою самостоятельность;
— увлечение всем новым, необычным, стремление все попробовать, во все включаться лично;
— расширение круга общения и усиление значимости мнения товарищей при относительном снижении авторитета взрослых;
— усвоение кодекса товарищеской чести, морали равенства против морали послушания;
— активизация самоанализа, самосознания, самооценки и попытки выработать у себя желаемые качества;
— появление кумиров, идеальных образов, стремление копировать их хотя бы внешне.

Это возраст, когда начинает выстраиваться механизм саморегуляции в виде цепочки взаимосвязанных факторов: самосознание — самооценка — самовоспитание.

КРИЗИС ЮНОСТИ

Период юности называют последним временем детства и первым возрастом взрослости. В современном взгляде на процесс взросления человека, его вхождения в социальную жизнь юношеский возраст обозначен как ранняя юность (15–17 лет) и поздняя юность (18–21).

В разных периодизациях верхняя граница юности представлена очень вариативно: от 20 до 22 лет.

Наиболее очевидное проявление кризиса юности, перехода к самостоятельной жизни встречается у юношей и девушек, не поступивших в вузы или колледжи. Крушение надежд переживается очень тяжело — необходимо снова начинать работу по самоопределению.

В силу недостаточности жизненного опыта молодые люди путают идеалы с иллюзиями, романтику с экзотикой. В поведении юношей и девушек проявляется внутренняя неуверенность в себе, сопровождающаяся иногда внешней агрессивностью, развязностью или чувством непонятности и даже представлением о собственной неполноценности.

В студенческом возрасте нередки и разочарования впрофессиональной и жизненном выборе, несоответствие ожиданий и представлений о профессии и реальностью ее освоения.

Кризис юности – это начало становления подлинного авторства в определении и реализации своего собственного взгляда на жизнь и индивидуального способа жизни.

Источник

Развитие личности подростка

Развитие личности подростка и его мировоззрение

В переходный период происходят кардинальные изменения мотивации, начинает формироваться мировоззрение.

Формируется моральное мировоззрение личности подростка, под влиянием которого ведущее место в системе побуждений начинают занимать нравственные мотивы Установление такой иерархии ведет к стабилизации моральных качеств личности подростка.

Уже в этом возрасте возникают и оформляются нравственные убеждения, которые становятся специфическими мотивами поведения и деятельности подростка. В убеждении находит свое выражение широкий жизненный опыт школьника, проанализированный и обобщенный с точки зрения нравственных норм.

Младший подростковый возраст характеризуется расширением познавательных интересов, пик любознательности приходится на 11-12 лет. Однако проявления любознательности поверхностны. Это одна из особенностей развития личности подростка. Вопрос — ответ

Приобретения как фактор развития личности подростка

В становлении и развитии личности подростка центральным новообразованием или приобретением является новый уровень самосознания, начинают появляться новые и меняться старые представления человека о самом себе, а также осознание своих физических, интеллектуальных, характерологических, социальных и других свойств; самооценки личности подростка; субъективное восприятие внешних факторов, влияющих на собственную личность.

Развитие личности подростка

Самооценка личности подростка носит противоречивый характер: с одной стороны, подросток одновременно воспринимает себя как взрослого и как ребенка, с другой — подросток глобально реагирует на общественную оценку его личности особенно если она негативна. При этом примерно треть подростков дают сами себе отрицательную характеристику.

Читайте также:  Задержка развития ребенка после акдс

Такое отрицательное отношение к собственной личности у подростков в значительной степени связано с тем, что он смотрит на себя якобы извне, интерпретируя представления и оценки взрослых.

Необходимо научить подростка вырабатывать собственные критерии оценки самого себя и опираться на сильные стороны своей личности. Секреты хорошей памяти

И только лишь в конце подросткового возраста постепенно самооценка меняется и возникает самооценка как стремление к самовыражению, самоутверждению, самореализации, самовоспитанию.

Социализация в развитии личности подростка

Доминирующие потребности в развитии личности подростка:

— потребность в общении со сверстниками,
— потребность в самоутверждении,
— потребность быть и считаться взрослым.

Потребность быть и считаться взрослым удовлетворяется в общении со взрослым. Подростку важна не столько сама по себе возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности и принципиального равенства с точки зрения прав.

Ключевым фактором развития личности подростка являются взаимоотношения со взрослыми

Серьезные изменения претерпевают отношения подростка со взрослым миром (родителями, учителями). Свои новые права подросток распространяет прежде всего на сферу отношений с ними.

В процессе формирования и социализации личности подросток начинает сопротивляться категорическим требованиям взрослых, протестует против ограничения его самостоятельности, всяческой опеки, мелочного контроля, отношения к нему, как к маленькому.

Типичные ошибки родителей в воспитании подростка

Подросток требует учитывать его интересы, отношения, мнения, хотя они не всегда достаточно разумные и зрелые. Расширяя свои права на самостоятельность, уважение к личности, подросток в большинстве случаев не имеет возможности взять на себя новые обязанности.

Возникшее противоречие между потребностью проявить самостоятельность и реальными возможностями ее осуществления выступает в качестве фактора, который образует конфликт.

Почему подростки грубят родителям? 

Внимательные, любящие и ответственные родители должны понимать, что с взрослением ребенка  и становлением личности подростка надо считаться: не навязывать своего внимания, быть готовыми обсудить проблемы подростка и позволять сохранить ему чувство самоуважения.

Психологические основы воспитания подростков

Подростки, удовлетворенные своим доверительным общением со взрослыми, обычно характеризуются развитой способностью самостоятельно анализировать и оценивать качества своих сверстников и взрослых, поведение этих подростков и взрослые и сверстники оценивают как «взрослое».

Взрослость в становлении и развитии личности подростка

В процессе развития личности подростка возникает чувство взрослости. По определению психолога Д. Б. Эльконина, это «новообразование сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими (взрослыми или товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность».

Развитие личности подростка

Это стержневая особенность личности подростка, выражающая новую жизненную позицию подростка по отношению к себе, к людям, к миру. Что значит быть взрослым?

Развитие личности подростка: виды взрослости

— подражание внешним признакам взрослости (курение, употребление алкоголя, использование косметики, преувеличенный интерес к проблемам пола, подражание взрослым в одежде и прическе, т.е. поверхностное представление о взрослости с акцентом на специфическое свободное времяпровождение);

— стремление мальчиков соответствовать представлению о «настоящем мужчине», воспитать у себя силу воли, выносливость, смелость; Настойчивость в достижении целей

— социальная взрослость (складывается в ситуациях сотрудничества взрослого и подростка как помощника, часто в семьях, где подросток в силу обстоятельств вынужден фактически занять место взрослого, стремится овладеть практическими умениями, оказать реальную помощь и поддержку),

— интеллектуальная взрослость личности подростка, связана с развитием устойчивых познавательных интересов, с появлением самообразования.

Развитие личности подростка

Чувство взрослости в развитии личности подростка обнаруживает себя по-разному.

Взрослые должны помочь подростку в поиске культурных средств выражения чувства взрослости, побуждать подростка к выяснению его сильных и слабых сторон, помочь добиться успеха. В этом случае подросток будет уделять внимание реальным проявлениям взрослости — принятие ответственности, умение отстаивать собственную точку зрения.

Эгоцентризм и развитие личности подростка

И наконец, еще одно новообразование, которое появляется в критическом трудном возрасте — это подростковый эгоцентризм. Как вести себя с эгоистами?

Вследствие интенсивного анализа собственного поведения, своих личностных качеств и постоянной оценки самого себя у подростка создается иллюзия, будто окружающие его люди постоянно оценивают его действия, поведения, чувства, внешний вид, образ мышления и т. д. Так называемый феномен «воображаемой аудитории».

И с другой стороны эгоцентризм в развитии личности подростка проявляет себя в склонности преувеличивать и болезненно реагировать на собственные реальные или вымышленные телесные недостатки, подросток очень сосредоточен на своих внутренних переживаниях, и верит в уникальность этих страданий.

Подростки постепенно избавляются и преодолевают свой эгоцентризм, в основном благодаря близким межличностным и доверительным отношениям со сверстниками.

В этот период интенсивно усваиваются стереотипы поведения, связанные с осознанием своей половой принадлежности. Самовоспитание личности

У девочек наблюдается эмоциональная впечатлительность, стремление опекать младших, большой интерес к своей внешности, гибкость и в то же время реактивность, кокетство сочетается со стыдливостью, они аккуратны, исполнительны и терпимы.

Для мальчиков же характерны раскованность в поведении, нетерпимость, часто возникает отрицательное отношение к учебной деятельности, плохо подчиняются общепринятым требованиям, и раньше чем у девочек возникают сексуальные интересы.  Памятка родителям подростка

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

Источник