Личностная сфера ребенка 5 лет

Кристина Нагорнова
Личностное развитие ребенка 5–6 лет

Возраст пяти лет — последний из дошкольных возрастов, когда в психике ребенка появляются принципиально новые образования. Это произвольность психических процессов — внимания, памяти, восприятия и др. — и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением, а также изменения в представлениях о себе и в самосознании, и в самооценке. Появление произвольности — решающее изменение в деятельности ребенка: целью последней становится не изменение внешних, окружающих ребенка предметов, а овладение собственным поведением. Существенно меняется представление ребенка о себе, его образ Я. Примерно до пяти лет в образе Я ребенка присутствуют только те качества, которые, по мнению малыша, у него имеются. После пяти лет у ребенка начинают появляться представления не только о том, какой он есть, но и о том, каким он хотел бы быть и каким не хотел бы стать. Иными словами, кроме имеющихся качеств, начинают появляться представления о желательных и нежелательных чертах и особенностях. В образе Я, кроме Я-реального — тех качеств, которые, по мнению ребенка, у него имеются, появляется и Я-потенциальное, которое включает в себя как положительные черты, которые ребенку хотелось бы у себя видеть, так и отрицательные, которые ему не хотелось бы иметь. Разумеется, этот процесс находится еще в зародыше и имеет специфические формы. Так, ребенок шестого года жизни не говорит и не думает о том, что он хотел бы иметь те или иные черты характера, как это происходит с подростками. Дошкольник обычно просто хочет быть похожим на персонажей сказки, фильма, рассказа, на кого-нибудь из знакомых людей. Ребенок может воображать себя этим персонажем, — не играть его роль, а именно воображать, приписывая себе его качества. Появление Я-потенциального, или Я-идеального, то есть того, каким ребенок хочет себя видеть, является психологической предпосылкой становления учебной мотивации. Дело в том, что учиться ребенка побуждает не только и не столько интерес к изучаемым дисциплинам. Вряд ли старательное выписывание палочек и букв может представлять для детей особый интерес. Существенным побудителем учения, овладения новыми знаниями и умениями является желание видеть себя «умным», «знающим», «умеющим». Еще одно важное изменение происходит в сфере отношений со сверстниками. Начиная с этого возраста сверстник постепенно приобретает по-настоящему серьезное значение для ребенка. До этого центральной фигурой в жизни детей, несмотря на окружение сверстников, все же оставался взрослый. Причин тому несколько. До трех лет сверстник является для ребенка лишь более или менее приятным либо интересным объектом. На четвертом году жизни ребенка больше интересуют предметы и игрушки, с которыми действует сверстник, чем он сам. Совместная игра — важнейшая основа детских взаимоотношений — по-настоящему еще недоступна детям, и попытки наладить ее порождают множество недоразумений. Общение в форме обмена впечатлениями и мыслями не представляет интереса, ибо сверстник не способен ни понять личные проблемы и интересы другого, ни оказать ему поддержку или выразить необходимое сочувствие. Да и речевые возможности детей четвертого года не позволяют полноценно осуществлять такое общение. На пятом году дети начинают переходить к совместной игре и к эпизодическому неигровому общению со сверстниками в форме обмена мнениями, информацией, демонстрации своих знаний. На шестом году жизни ребенка разные линии психического развития, соединившись, образуют благоприятные условия для появления нового типа взаимоотношений со сверстниками. Это, во-первых, развитие речи, которое у большинства детей достигает, как правило, такого уровня, что уже не препятствует взаимопониманию. Во-вторых, накопление внутреннего багажа в виде различных знаний и сведений об окружающем, которые ребенок стремится осмыслить и упорядочить и которыми он жаждет поделиться с окружающими. Развитие произвольности, а также общее интеллектуальное и личностное развитие позволяют детям самостоятельно, без помощи взрослого налаживать и осуществлять совместную игру. Как мы уже отмечали, у ребенка развивается представление о себе, благодаря этому он начинает более дифференцированно воспринимать сверстников и проявлять к ним интерес. Все это, вместе взятое, приводит к двум существенным изменениям в жизни детей. Это, во-первых, изменение роли взаимоотношений ребенка со сверстниками в его эмоциональной жизни и усложнение этих взаимоотношений. Во-вторых, появление интереса к личности и личным качествам других детей. Происходит разделение детей на более заметных и популярных, пользующихся симпатией и уважением сверстников, и детей малозаметных, не представляющих на этом фоне интереса для остальных. Дети 5—6 лет уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Поскольку дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) В играх действия детей становятся весьма разнообразными. К моменту поступления в старшую группу большинство детей на занятиях, в труде и других видах деятельности, внимательно слушая педагога, принимают объясняемые им цель и мотив деятельности. Это обеспечивает интерес и положительное отношение ребенка к предстоящей работе, позволяет совершенствовать его память, воображение. Задание дети выполняют тем лучше, чем значимее для них мотив предстоящей деятельности. Так, очень эффективна игровая мотивация. Например, большее число новых слов дети запоминают не на занятиях, а во время игры в «магазин», получив задание сделать необходимые покупки. В игре у всех детей шестого года значительна (до 40—70 минут) длительность удержания цели в памяти. Самостоятельно ставят цель в индивидуальной игре уже воспитанники средней группы, но в старшей с 80 до 92% увеличивается число умеющих ставить цель в общей игре.

Читайте также:  Как объяснить ребенку 5 лет о разводе

Развитие психических процессов

В старшем дошкольном возрасте познавательная задача становится для ребенка собственно познавательной (нужно овладеть знаниями, а не игровой. У него появляется желание показать свои умения, сообразительность. Активно продолжают развиваться память, внимание, мышление, воображение, восприятие. Восприятие. Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; происходит систематизация представлений детей. Они различают и называют не только основные цвета и их оттенки по светлоте, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до десяти различных предметов. Внимание. Возрастает устойчивость внимания, развивается способность к его распределению и переключаемости. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Объем внимания составляет в начале года 5—6 объектов, к концу года — 6—7. Память. В возрасте 5—6 лет начинает формироваться произвольная память. Ребенок способен при помощи образно-зрительной памяти запомнить 5—6 объектов. Объем слуховой вербальной памяти составляет 5—6 слов. Мышление. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и в уме совершить преобразование объекта и т. д. Развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (развиваются схематизированные и комплексные представления, представления о цикличности изменений). Кроме того, совершенствуется способность к обобщению, что является основой словесно-логического мышления. Ж. Пиаже показал, что в дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Объекты группируются по признакам, которые могут изменяться. Однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, старшие дошкольники при группировании объектов могут учитывать два признака.В качестве примера можно привести задание: детям предлагают выбрать самый непохожий объект из группы, в которую входят два круга (большой и малый) и два квадрата (большой и малый). При этом круги и квадраты различаются по цвету. Если показать на какую-либо из фигур, а ребенка попросить назвать самую непохожую на нее,можно убедиться: он способен учесть два признака, то есть выполнить логическое умножение. Как было показано в исследованиях отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать, давая адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Воображение. Пятилетний возраст характеризуется расцветом фантазии. Особенно ярко воображение ребенка проявляется в игре, где он действует очень увлеченно. Развитие воображения в старшем дошкольном возрасте обусловливает возможность сочинения детьми достаточно оригинальных и последовательно разворачивающихся историй. Развитие воображения становится успешным в результате специальной работы по его активизации. В противном случае этот процесс может не привести к высокому уровню. Речь. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов, в сюжетно-ролевой игре, в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством.Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дошкольники могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Читайте также:  Физическое развитие ребенка 5 лет мальчик

Источник

Подробности

Опубликовано 07.10.2013 02:03

Просмотров: 22271

Личностные особенности детей 3 – 4 лет

Эмоционально-коммуникативное развитие

Появляется чувство вины.

Появляется сопереживание.

Появляются переживания, связанные с воображаемыми событиями (оплакивает судьбу Колобка и т.д.).

Легко меняет партнеров по общению.

Возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстниками в процессе игры.

Конфликтует со взрослыми.

Появляется попытка сдерживать свои чувства.

Развитие игровой деятельности

Выполняет роль в игре, но не называет ее.

Сюжет представляет собой цепочку из двух действий.

Мотивационная сфера

Неосознанность и импульсивность мотивов, носящих характер эмоционально окрашенных, неосознаваемых желаний.

Неумение объяснить мотивы действий и поступков, отсутствие нравственных мотивов.

Взрослый интересен как источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству.

Сверстник малоинтересен, общаться трудно.

Нравственное развитие

Совпадение моральной оценки поступка с эмоциональной.

Освоение культурно-гигиенических навыков.

Не просто ориентируется на требования взрослых, но и стремится сам овладеть правилами.

Начинают формироваться понятия «хорошо», «плохо».

Ориентируется на требования взрослых, иногда может переносить эти требования в разные ситуации.

Выделяет несоответствия поведения другого ребенка требованиям взрослого.

Вежливо обращается к взрослым, здоровается и прощается, говорит «спасибо», «пожалуйста».

По указанию взрослого убирает игрушки, выполняет простейшие трудовые действия, доводит до конца не очень интересное дело.

 Может по  просьбе взрослого или сверстника помочь ему, пожалеть, поделиться игрушкой.

По просьбе взрослого может сдерживать агрессивные реакции.

Социокультурное развитие

Знает свое имя и фамилию, возраст, имя и отчество воспитателя.

Замечает несоответствие поведения других детей требованиям взрослых.

Вежливо обращается к взрослым, благодарит после еды без напоминания.

Выполняет правила, связанные с соблюдением режима, правила обращения с игрушками.

Проявляет интерес к действиям других детей, может им подражать.

Может пожалеть сверстника, помочь ему, поделиться игрушкой.

Отдает предпочтение занятиям, соответствующим своему полу.

Знает назначение некоторых общественно-бытовых учреждений (в больнице лечатся и т.д.).

Имеет представления о труде взрослых, некоторых трудовых действиях, праздниках.

Развитие самосознания

Отделяет себя от взрослого.

Не знает о себе и своих качествах.

Приписывает  себе все положительные качества, одобряемые взрослыми, без осознания их значений.

Личностные особенности детей 4 — 5 лет

Эмоционально-коммуникативное развитие

Проявляет привязанность к сверстникам.

Развито чувство стыда.

Зарождаются мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.

Появляются мотивы самоутверждения (лидерство).

Мирный возраст и со взрослыми и с детьми.

Переживает радость, огорчение, возмущение при нарушении общественных требований.

Развитие игровой деятельности

Выполняет взаимосвязанные игровые действия в соответствии с ролью.

Игровые действия состоят из трех-четырех звеньев.

Мотивационная сфера

Появление нравственных мотивов.

Неустойчивость социальных мотивов.

Взрослый интересен как источник информации.

Сверстник интересен как партнер по сюжетной игре.

Нравственное развитие

Возникновение нравственной аргументации.

Развитие сопереживания.

Формирование умения отделять эмоциональное отношение к герою от моральной оценки его поступка.

Зарождение морального сознания.

Осознанное понимание понятий «хорошо», «плохо».

Подчинение своих действий моральным правилам.

В поведении сверстников не совсем выделяет несоответствие правилам.

Эмоционально переживает, когда поступает не так, «как надо».

Усиливается взаимный контроль детей за поведением друг друга.

Без напоминания может выполнять трудовые обязанности, доводить дело до конца, однако может отвлекаться на более интересные дела.

Формируются представления об особенностях полового поведения.

Социокультурное развитие

Знает домашний адрес, имя родителей, как зовут других членов семьи, где они работают или учатся, может об этом рассказать.

Оценивает себя и других на основе оценок старших и своего отношения к оценкам.

Развитие самосознания

Слушает мнения других людей.

Оценивает себя на основе оценок старших.

Оценивает других на основе оценок старших и своего отношения к оценкам.

Стремится действовать соответственно своему полу.

Читайте также:  Ребенок не говорит в 5 лет причины и лечение

Личностные особенности детей 5 – 6 лет

Эмоционально-коммуникативное развитие

Появляется чувство долга по отношению к взрослым, сверстникам, малышам.

Развиваются эстетические переживания: реакция на красоту природы, доступные произведения  искусства, предметы быта, одежды и др.

Возникает избирательность общения (устойчивые избирательные отношения).

Возникает чувство юмора, понимание комического.

Развитие игровой деятельности

Распределяет роли до начала игры, придерживается своей роли на протяжении всей игры.

Воспроизводит в игре цепочку игровых действий, соответствующую реальной логике действий людей.

Согласовывает в игре свои действия с другими, оказывая им помощь.

Мотивационная сфера

Сильны мотивы общения с целью поддержания контакта.

Особую действенность приобретают нравственные мотивы.

Большая осознанность мотивов.

Способность объяснить, почему поступил так, а не иначе.

Познавательные мотивы неустойчивы и ситуативны.

Нравственное развитие

Понимание общественного смысла нравственных норм, осознание их необходимости для регулирования взаимоотношений между людьми.

Появление стремления сделать что-нибудь полезное для окружающих людей, принять участие в общем деле, помочь товарищу.

Зарождение чувства долга, ответственности за порученное дело.

Развитие чувства дружбы со сверстниками, любви и уважения к старшим.

Активизация моральных действий, совершаемых бескорыстно.

Может самостоятельно регулировать свое поведение на основе усвоенных норм, своих этических представлений.

Эмоционально переживает несоблюдение норм другими людьми.

Может без контроля, не отвлекаясь, выполнять трудовые обязанности, доводить до конца неинтересную работу.

Поведение становится более сдержанным.

Дружно играет, сдерживает агрессивные реакции, делится, помогает друзьям.

Социокультурное развитие

Знает фамилию родителей, других членов семьи, где и кем они работают, номер телефона, название группы детского сада, дорогу из дома в детский сад.

Проявляет заботу о близких людях, замечает заботу о себе.

Лучше оценивает других, чем себя.

Знает название своей страны, города, поселка.

Развитие самосознания

Оценка становится меркой норм поведения.

Оценивает поведение на основе принятых норм.

Оценивает других лучше, чем себя.

Начало осознания своих недостатков.

Личностные особенности детей 6 — 7 лет

Эмоционально-коммуникативное развитие

Умеет сдерживать импульсивные реакции.

Появляется потребность в положительных эмоциях со стороны других людей.

Ярко проявляется чувство долга.

Развивается групповая дифференциация (появляются лидеры, предпочитаемые, отверженные).

Вырабатываются механизмы соподчинения мотивов.

Появляется стремление к сотрудничеству.

Общение внеситуативно-личностное. Потребность в сопереживании и взаимопонимании взрослого. Мотивы – личностные, средства – речевые.

Развитие игровой деятельности

Четко исполняет роль в игре.

Следует в игре правилам, определенным в соответствии с реальной жизнью.

Способен выполнять роль ученика в ситуации обучения (игра в школу).

Мотивационная сфера

Нравственные мотивы становятся наиболее определяющими по своей побудительной силе, т.е. социальные требования превращаются в потребности самого ребенка.

Борьба и соподчинение мотивов.

Мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Притязание на признание со стороны взрослых, стремление к самоутверждению, стремление вести себя по принятым в обществе правилам.

Складываются общественно значимые мотивы труда.

Нравственное развитие

Возникновение сознательной нравственности и опосредование поведения нравственными мотивами.

Сознательное выполнение правил, основанное на их понимании.

Формирование обобщенного представления о дружбе, взаимопомощи, преданности, доброте.

Появление способности совершать моральные поступки, исходя из интересов другого человека, а не из собственных.

Возможна взаимопомощь, взаимоответственность.

Повышаются возможности саморегуляции поведения.

Самостоятельно без напоминания взрослого выполняет усвоенные нормы и правила, в том числе этические.

Однако только некоторые дети могут регулировать свое поведение независимо от их отношения к другим участникам взаимодействия  и от своих желаний и интересов, отстаивать усвоенные нормы и правила, свои этические представления перед ровесниками и взрослыми.

Социокультурное развитие

Осознает себя и отличительные особенности своего Я.

Сознательно выполняет правила, регулирует свое поведение в соответствии с ними.

Формируется отрицательное отношение к таким качествам, как лживость, жестокость, эгоизм, трусость.

Имеет представление о других странах и городах.

Знает и понимает назначение учреждений культурно-бытового обслуживания (почта, музей, театр, библиотека).

Развитие самосознания

Самосознание – центральное образование возраста.

Старается оценить себя более правильно.

Проявляется стремление к самоутверждению.

Сведения об образовательной организации

Источник