Личностная готовность к школе ребенка с проблемами в развитии

Готовность к школьному обучению детей

с особенностями развития

Подготовила: воспитатель МДОУ

детский сад №7 «Алёнушка»

Виленская Наталья Владимировна

Малоярославец, 2016г.

(2 –й слайд)

«Быть готовым к школе уже сегодня –

не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит быть

 готовым  всему этому научиться».

(Л.А. Венгер,  А.Л. Венгер

«Готов  ли ваш ребёнок к школе»).

Прежде всего, позвольте конкретизировать, что включается в понятие «готовность ребенка к школьному обучению» с медико-психолого-педагогической точки зрения:

(3-й слайд)

  1. Физиологическая готовность:
  • Общее физическое развитие;
  • Развитие общей и мелкой моторики;
  • Физическая выносливость;
  1. Психолого-педагогическая готовность:
  • Развитие высших психических функций: памяти, внимания, мышления, восприятия;
  • Развитие речи;
  • Круг знаний и представлений об основных предметах и явлениях окружающей среды.
  1. Социальная и личностная готовность:
  • Уровень развития эмоционально-волевой сферы;
  • Уровень развития коммуникативных навыков;
  • Мотивационная сфера;
  • Самооценка.

(4-й слайд)

Дети с особенностями развития – это дети, имеющие те или иные отклонения в своем физическом  или психическом  развитии. К этим детям относятся:

  • дети с ограниченными возможностями здоровья и дети – инвалиды;
  • «трудные дети».

(5-й слайд)

«Трудные дети» —  не входят ни в норму, ни в группу патологий, серьезных болезней. Но от того, какие условия для них создадут родители, педагоги, общество в целом, будет зависеть их целостное, гармоничное развитие.

Большинство детей, относящихся к категории «трудные дети» имеют проблемы в развитии именно социально-личностной сферы. Социальная или личностная готовность к обучению в школе определяется уровнем развития эмоционально-волевой сферы ребенка, желанием ребенка учиться, принятием социального статуса школьника, сформированностью навыков совместной деятельности и навыков общения с детьми и взрослыми, ориентацией на социальные нормы и ценности, уровнем самооценки.

Позвольте отметить основные категории «трудных детей», с которыми наиболее часто сталкиваются педагоги ДОУ и, которые в дальнейшем часто характеризуются как «неготовые к школьному обучению»:

(6-й слайд)

  • СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности.  Ребенок постоянно вертится, ни секунды не сидит на месте. У него проблема с концентрацией внимания, воображением. У таких детей отстают в развитии определенные участки мозга, утверждают специалисты. У такого ребенка низкий уровень произвольной регуляции деятельности (побегав на перемене, он долго не может включиться в урок).
  • Ребенок – «вундеркинд». Ребенок словно перерос своих ровесников. Он владеет научной недетской информацией, постоянно пытается  продемонстрировать в беседах свои знания. При этом, эти дети не вступают в совместную деятельность со сверстниками, им не интересны игры.
  • «Неуспешный» ребенок – неуверенный в себе ребенок. «Приступая к выполнению любого задания, ребенок уже заранее ожидает неудачи. И, конечно, оказывается прав. Ведь если ты думаешь не о том, как выполнить задание, а о том, как тебя будут ругать за допущенные ошибки, то добиться высоких результатов почти немыслимо. Ожидание неудачи становится постоянным. А из-за него и достигаемые результаты становятся все более низкими.
  •  «Негативистическая демонстративность» — это весьма активные дети с повышенной потребностью во внимании к себе. Отчаявшись добиться внимания с помощью обычных средств, ребенок прибегает к «сильнодействующим средствам». Это кривлянье, намеренное и подчеркнутое нарушение правил поведения.

(7-й слайд)

Пожалуй, в каждой группе детского сада найдется ребенок с вышеназванными особенностями, а скорее всего, далеко ни один ребенок.

Многие специалисты по дошкольному образованию констатируют, что основная проблема — социальная и личностная готовность будущих первоклашек. Почему-то родители направляют все свои усилия в первую очередь на развитие интеллектуальной сферы ребенка (чтобы поступить в престижные школы, а затем в ВУЗы), забывая о развитии эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков, о развитии личностных и нравственных качеств. А ведь это имеет очень важную роль в жизни детей: в конечном итоге определяют всю жизнь человека и его место в социуме.

Анализируя индивидуальные особенности развития детей можно сделать вывод, что необходимо комплексное сопровождение детей и работа всех специалистов ДОУ и их взаимодействие с родителями воспитанников.

Основу организации образовательного процесса определяют следующие принципы

  • обеспечение двигательной активности;
  • разнообразные игровые формы обучения;
  • использование игровых ситуаций для создания эмоционально значимых ситуаций;
  • формирование детской группы, обеспечивающей чувство комфортности каждому ребенку;
  • взаимосвязь занятий с повседневной жизнью детей и их самостоятельной деятельностью.
Читайте также:  Роль театра в развитии личности ребенка

Что же является главным средством в социально-личностном развитии дошкольника?

(8-й слайд)

Игра — самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать «здесь и теперь», достичь состояния полного эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных.

Значение игры в развитии ребенка трудно переоценить. Каждая вносит определенный вклад в его развитие и с этой точки зрения выполняет дидактическую функцию.

(9-й слайд)

Так, в играх-забавах и подвижных играх развиваются эмоциональная сфера, двигательная активность ребенка, умение координировать свои действия с действиями партнеров.

Практически все игры способствуют развитию внимания, восприятия, мышления, воображения, речи.

Сюжетные игры и игры-драматизации способствуют социальному развитию детей. Изображая взаимодействия персонажей игры, они учатся понимать чувства и состояния других, сопереживать им. Через собственные переживания малыш осваивает моральные нормы, знакомится с понятиями «добрый», «злой», «смелый», «трусливый», «жадный» и др.

В процессе коллективных и совместных игр учится общаться с другими, согласовывать с ними свои желания и действия.

Важно отметить, что при комплексном сопровождении ребенка, т.е медицинском, педагогическом и психологическом; при активном участии родителей в педагогическом процессе; при правильно организованных условиях, учитывающих индивидуальные особенности развития каждый ребенок имеет возможность быть готовым к школьному обучению на своем уровне, соответственно своим личностным особенностям.

(10-й слайд) Спасибо за внимание!

Источник

Личностная готовность ребенка к школе. Постановка проблемы Психологическую готовность ребенка к школе можно определить как некоторый уровень психического развития ребенка, необходимый для школьного обучения. Причем следует подчеркнуть многокомпонентность данного образования. В психологической литературе, посвященной анализу школьной зрелости, чаще всего называются следующие элементы психологической готовности: интеллектуальный, личностный и волевой. На данный момент разработан ряд психодиагностических методик, позволяющих определить степень готовности ребенка к обучению в школе (Венгер Л.А., Витцлак Г., Гуткина Н.И., Кравцова Е.Е. и др.). Например, в методиках, разработанных Венгером Л.А., Гуткиной Н.И., акцент сделан на таких компонентах школьной зрелости, как развитие интеллекта, мелкой моторики, а личностная готовность сведена, в основном, к мотивационной. Как нам видится, это, скорее всего, связано с тем, что степень интеллектуального развития, зрительно-моторную координацию легче подвергнуть исследованию с помощью психологической методики, определить меру ее сформированности.

Личностную готовность “измерить” гораздо сложнее, хотя ее важность и значимость вряд ли кто-либо станет отрицать. По данным разных исследователей от 15 до 40% учащихся начальных классов находятся в состоянии дезадаптации. Одной из причин такого состояния называют личностную неподготовленность ребенка к школе, где обучение подразумевает коллективный характер деятельности. Следовательно, будущий школьник должен обладать рядом навыков, таких как общение со взрослыми и ровесниками, нахождение своего места в группе детей; знанием определенных норм и правил поведения и общения; умением верно оценить свои реальные и потенциальные возможности (способность к самооценке). Наибольшие сложности, как правило, испытывают дети, не посещавшие детский сад, круг общения которых ограничен близкими взрослыми, а опыт совместной деятельности и общения со сверстниками незначительный. Разработка и испытание конкретных психодиагностических методик, позволяющих исследовать личностную готовность ребенка к школе, а также цикла развивающих занятий — следующий этап работы. В этой статье будет проведен теоретический анализ данного компонента школьной зрелости. Чтобы раскрыть содержание личностной готовности, необходимо обратиться к самому понятию личность, основным личностным новообразованиям дошкольного возраста. 

Анализ психологической литературы показывает, что существуют различные определения личности, в каждом из которых особое внимание уделяется одной из сторон личностного развития. По-видимому, затруднительно будет дать такое определение, которое бы было принято большинством психологов разных школ и направлений. Такое положение с понятием “личность” побуждает к тому, чтобы дать наиболее приемлемое в данном случае определение, необходимое для содержательного наполнения понятия личностной готовности. Ограниченность такого определения может вызвать ряд возражений, но в рамках решения конкретных задач — это неизбежно, поскольку нельзя объять необъятное. В своей работе мы придерживаемся следующего понимания личности как системного качества индивида, включенного в общественные отношения. Формирование этого качества происходит в ходе совместной деятельности и общения ребенка со взрослыми и сверстниками, в процессе социализации и воспитания.

Читайте также:  Задачи математического развития ребенка

Для самого человека личность выступает как его образ-Я, Я-концепция. Именно в дошкольном возрасте начинается формирование личности ребенка. В процессе игры, как ведущей деятельности в дошкольном детстве, ребенок опробует разные социальные роли, учится подчинять свои действия правилам. Это способствует дифференциации в сознании ребенка двух планов его образа-Я — Я-реального и Я-идеального. У старшего дошкольника появляется способность к адекватной самооценке, в основе которой лежит оценка действий ребенка взрослым. Можно предположить, что при отсутствии различения вышеназванных планов образа-Я у ребенка возникают трудности в восприятии требований, предъявляемых к нему в процессе обучения, а также следовании им и адекватности оценки результатов своих действий. В качестве дополнения к мотивационному компоненту личностной готовности, пожалуй, можно добавить еще следующий — уровень развития самооценки, соотнесенного с дифференцированностью восприятия образа-Я.

Также представляется возможным выделить социально-психологическую готовность в качестве компонента школьной зрелости или одного из элементов личностной готовности, поскольку исследование развития личности ребенка вне социального или, точнее, социально-культурного контекста вряд ли в полной мере отражает содержание такого сложного понятия как личность. Отсутствие анализа социально-психологической составляющей школьной зрелости, вероятно, связано с позицией, которую занимают социальные и возрастные психологи. Исследовательские интересы первых распространяются, в основном, на детей, начиная с подросткового возраста, и взрослых. Вторые же, в свою очередь, мало уделяют внимания первым шагам ребенка в познании своего социального окружения, нахождении своего места в социуме, механизмам построения ребенком социального образа-Я.

В структуре социально-психологического компонента личностной готовности можно выделить следующие подструктуры: 
· коммуникативную компетентность,
· социальную компетентность,
· языковую компетентность. 

Использование понятия компетентности связано с тем, что оно не так часто употребляется в детской психологии. Следовательно, таким образом можно избежать различий в его интерпретации. Само слово компетентность обозначает осведомленность в чем-либо. Исходя из этого, социальная компетентность — это знание норм и правил поведения, принятых в определенной социально-культурной среде, отношение к ним; реализация этих знаний на практике. 

Под языковой компетентностью следует понимать такой уровень речевого развития, который позволяет человеку в процессе общения свободно использовать свои знания о языке. Эти два вида компетентности можно рассматривать как элементы коммуникативной компетентности, или более широко — компетентность в общении, которая включает в себя еще знание и понимание невербального языка общения, умение вступать в контакт, как со своими сверстниками, так и со взрослыми. 

Как видно из определений разных видов компетенций, в каждой из них выделяются следующие структуры:

· знание (наличие некоторого объема информации),

 отношение к этому знанию (принятие, непринятие, игнорирование, трансформация и др.),

· выполнение (реализация знаний на практике).

Здесь невольно напрашивается вопрос — можно ли называть компетентностью лишь знание и отношение к этому знанию без непосредственного его применения? — Хотя на первый взгляд кажется возможным ответить положительно на этот вопрос, опираясь на толкование слова компетентность как осведомленность. Все же, когда речь идет о социальном знании, отсутствие такой структуры как практическое использование, делает это знание мертвым грузом, с одной стороны, а с другой — у человека возникают сложности с функционированием и самореализацией в социуме.

Коммуникативная, социальная и речевая компетентности, формирующиеся в процессе социализации и воспитания ребенка, к окончанию дошкольного детства имеют некоторый уровень развития, определение которого и может быть целью специального исследования. 

Наблюдения за детьми, изучающими в дошкольном возрасте один или даже два иностранных языка, позволяют выдвинуть предположение, что у этих детей коммуникативная компетентность выше, чем у детей, которые обучались только родному языку. Известно, что механизмы, лежащие в основе овладения иностранным языком, у взрослых и детей различны. Но в обоих случаях при изучении другого языка происходит расширение социокультурного контекста, своя культура и свое социальное окружение воспринимаются уже не так изолированно. У ребенка (как и у взрослого) появляется тенденция к сравнению, а позднее и к более глубокому пониманию существующих сходств и различий.

Хотелось бы высказать те сомнения, которые не позволяют сейчас с полной определенностью говорить о повышении компетентности у дошкольников, изучающих иностранный язык. У взрослого человека, когда он приступает к изучению иностранного языка или пытается восстановить свои школьные знания, уже существует сложившееся мировоззрение и социальная картина мира. Новые знания расширяют его коммуникативную, социальную и речевую компетентности. Но не только и не столько наличие некой суммы знаний способствует росту компетентности, сколько работа с той информацией, которую проделывает взрослый человек. Возможность осуществления такой работы обусловлена способностью взрослого человека к рефлексии.

Читайте также:  Индивидуальный маршрут развития ребенка с овз в начальной школе

У ребенка же в возрасте 6-7 лет только лишь возникает первый абрис мировоззрения, его способность к рефлексии еще слабо развита. Восприятие информации в большей степени зависит от ее эмоциональной насыщенности, привлекательности для ребенка. Она практически не подвергается анализу и критике, возможно, исключение составляют лишь случаи резкой противоречивости. Хотя, как показывает анализ детского воображения, возможны даже самые противоречивые сочетания образов в детском сознании. Все вышесказанное позволяет сформулировать гипотезу таким образом: у ребенка-дошкольника в процессе изучения иностранного языка происходит повышение компетентности, но в большей мере за счет структуры — знание, т.е. ребенок запоминает некоторый объем информации, критичное отношение (вторая структура) к которой чаще всего отсутствует, и использование этих знаний в речевой практике (третья структура). 

Но вернемся к проблеме становления личности ребенка в дошкольном детстве. Одним из главных новообразований этого возраста следует назвать соподчинение мотивов. По образному выражению Леонтьева А.Н., в конце дошкольного детства у ребенка завязываются первые “узлы” личности в процессе межличностных отношений, что связано с возникновением иерархии мотивов. Чрезмерный акцент на данном новообразовании привел к тому, что в исследованиях отечественных психологов, занимающихся проблемами готовности ребенка к школе, личностная готовность была сведена к мотивационной. Остальным личностным новообразованиям, таким как развитие самосознания и способности к самооценке, готовность и способность к сотрудничеству, осознание своего социального “Я”, возникновение первого схематичного абриса цельного детского мировоззрения и др., не уделялось должного внимания. 

К концу дошкольного возраста у ребенка формируется внутренняя позиция школьника, которая представляет собой систему потребностей, связанных с новой общественно значимой деятельностью ребенка — учением. Процесс появления внутренней позиции школьника можно рассматривать как создание необходимой предпосылки для последующего формирования у ребенка социальной идентичности, т.е. отнесение ребенком себя к определенной группе — группе школьников. Формирование — есть процесс, в данном случае идентификации, а его результатом будет идентичность — личностная или социальная. Наиболее важным шагом в процессе обретения ребенком социальной идентичности является начало учебы в школе, непосредственное включение его в тот социальный контекст, о котором у него существует некоторый образ, сложившийся в результате рассказов взрослых о школе и учебе. У ребенка появляется возможность действовать в этой новой для него социальной ситуации. 

Вероятно, использование понятия идентичности относительно ребенка 6-7 лет может показаться, на первый взгляд, не совсем корректным, хотя о первых шагах в этом направлении, о процессе идентификации, пожалуй, можно говорить. В современной социальной психологии выделяют два вида идентичности — личностную и социальную. Самосознание ребенка старшего дошкольного возраста еще не имеет того уровня развития, чтобы ребенок мог в полной мере определить свои характерные черты — физические, интеллектуальные, нравственные, а именно это подразумевается под личностной идентичностью. На сегодняшний момент в отечественной психологии не существует специальных исследований, хотя, как это можно предположить, было бы полезно и интересно определить ту основу, с которой ребенок вступает в новую для него социальную группу, социальный институт, на время пребывания в котором приходится важный этап становления личности ребенка — подростковый возраст и кризис соответствующего возрастного периода. 

О социальной идентичности, понимаемой “в терминах отнесения себя к определенной социальной группе”, следует сказать, что внутренняя позиция школьника, т.е. желание ребенка пойти в школу, выполнять общественно значимую деятельность, иметь определенные права и обязанности есть предвосхищение своей социальной идентичности, которая сформируется позднее, — отнесение ребенком себя к референтной группе детей, посещающих школу. 

Безусловно, в рамках одной статьи трудно охватить все аспекты данной проблемы. Все вышесказанное побуждает к дальнейшему исследованию личностного компонента готовности ребенка к школе, конкретизации содержания ее структурных элементов.

Источник