Личность ребенка с отклонениями в физическом развитии

Надежда Бердникова
Дети с отклонением в физическом развитии.

«Дети с отклонением в физическом развитии».

Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка и его полноценное физическое развитие является неотъемлемой частью педагогической работы в дошкольном учреждении. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед ДОУ. Семья и детский сад – те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка. В нашей стране за последние десятилетие состояние здоровья детей дошкольного возраста значительно ухудшилось. Об этом свидетельствуют в том числе итоги Всероссийской диспансеризации детей. Ухудшение здоровья объясняется разными причинами, в частности недостатками в организации контроля за ростом, развитием и здоровьем детей. Для сохранения и укрепления здоровья детей, посещающих ДОУ, необходимо постоянно совершенcтвовать учебно – воспитательный процесс в ДОУ и его медицинское сопровождение. Поступая в детский сад, многие дети имеют отклонения в физическом развитии: нарушение осанки, излишний вес, задержка в развитии быстроты, ловкости, координации движений, уплощение стопы или плоскостопие, косоглазие, группу риска по миопии.

Это далеко не весь перечень заболеваний,есть и более тяжелые случаи это: дети с нарушение в развитии опорно – двигательного аппарата, синдром Дауна, эпилепсии, детский церебральный паралич (ДЦП, слабовидящие и слабослышащие дети и т. д. Отсутствие у нас в городе специализированных учреждений дети с такими отклонениями в здоровья ходят в обычные группы ДОУ, в следствии этого большая нагрузка и ответственность за охрану и укрепление здоровья возлагается главным образом на воспитателя (мл. воспитателя, мед. работника, специалистов ДОУ, старшего воспитателя, заведующую).

1. Что должен знать воспитатель?

— количество детей по группам здоровья; (1-2-3гр. зд.)

— хронические заболевания;

— выявить детей на подгруппы для профилактики заболеваний:

* гр. риска по миопии;

* уплощение стопы или плоскостопие;

* нарушение осанки;

* ЧБД.

— ребенка с явным физическим недостатком.

— диагностику уровня физической подготовленности.

2. Оформить лист здоровья своей группы.

3. Разработать план физкультурно – оздоровительной работы для детей данной возрастной группы. (на год, на летний период).

4. Внести мероприятия в циклограмму.

5. Подбор методического материала по возрасту, изготовление нестандартного оборудования, оформление картотек, и т. д.

6. Оборудование в группе центра физического развития.

Проводя профилактическую работу в системе с детьми из тех 4 групп которые были выделены можно добиться определенных результатов:

— снижение заболеваемости,

— изменение группы здоровья на более высокую,

— научить заботиться о своем зрении и осанке.

Если в группе есть дети с отклонением в физическом развитии.

Совсем по другому обстоит дело с тяжелыми заболеваниями детей. Воспитатели должны построить работу так, чтобы этим детям было комфортно находиться в группе, среди большой массы детей. Нужно так организовать режимные моменты, игры или занятия, чтобы они не стали источником душевных травм для таких детей и поводом для насмешек. Если педагог поверит в возможности ребенка с дефектом зрения, слуха, моторики он сможет создать нормальную атмосферу в группе и действительно развивающую среду для всех детей.

Однако одной веры недостаточно, ее необходимо воплотить технологически.Например:

В группе слабовидящий ребенок.

Чтобы ребенок со значительными зрительными нарушениями мог на равных с нормально видящими детьми участвовать в организуемых воспитателем занятиях и играх, их содержание не должно быть ориентировано только на зрительное восприятие. Это вовсе не значит, что все игры и занятия следует строить по данному правилу. Важно, чтобы у ребенка с ослабленным зрением периодически возникали ситуации, когда он имел бы возможность почувствовать себя сильным и уверенным.

Игры:

«Особый заказ».

Для игры выбираются 2 команды от 2 до 6 участников, судьи 3 человека, ведущий (воспитатель, зрители.

Оборудование:

— щит с прорезями и рукавами или коробка с прорезями для рук;

— коробка с предметами по теме игры;

— пустые 1-2 коробки;

— карточки по теме: (Стол, накрытый для праздничного обеда. Транспорт. Овощи. Фрукты. Кухня. Лес. и т. д.)

Внимание: нельзя комплектовать набор предметов спорными предметами, тогда могут быть курьезные ситуации, когда ребенок, ощупывая фигурку, скажем, зебры, отнесет ее, приняв за барана, к праздничному столу в качестве запеченного барашка.

Заказы могут касаться и фактуры материалов,из которых изготовлены предметы: «Все из шерсти», «Металл», «Бумага» и др.

Игра организуется на определенное время выполнения, чья команда первой закончит. По окончании игры объявляется команда победительница.

Игры серии «Особый заказ» способствуют не только совершенствованию тонкой моторики, тактильного чувства, делающего восприятие окружающего мира более ярким и богатым, но также развитию пространственного воображения, формированию логического мышления. Главное, что дают эти игры,- равенство условий для детей с нормальным и пониженным зрением.

«Лото».

Плоские изображения на карточках заменяются рельефными, объемными, да еще предложить сыграть «вслепую» — вариант, естественно используемый в классических народных «жмурках».

Дети могут играть парами, когда один ребенок находит карточку, а другой укладывает ее на соответствующую клетку листа. Игры в парах имеют также значение для формирования умения соотносить свои действия с действиями других, обучают основам партнерского взаимодействия, гуманных взаимоотношений.

Эти игры ориентированы на развитие осязания, тактильного чувства у детей.

Игра «Арома» — касается еще одной сферы чувств, обонятельной.

(организация игр и занятий, ориентирована на развитие способности ребенка различать запахи и ароматы).

Оборудование: несколько непрозрачных баночек (количество зависит от возраста детей, знаний запахов, 5, 10 и более) с плотно закрывающимися, но легко открывающимися крышками; коробочка куда будем ставить баночки; кружочки из плотной бумаги с диаметром, близким к внутреннему диаметру баночки, и кружки из марли или легкой хлопчатобумажной ткани.

Читайте также:  Роль гормонов для развития и роста ребенка

В качестве запахов подойдут сухие грибы, свежерастертая хвоя, кусочки кожи, засушенные лепестки сильно пахнущих цветов, зерна жареного кофе, лавровый лист, гвоздика, укроп и т. д.

Внимание:

1. При работе с запахами нельзя пользоваться парфюмерией, искусственными ароматизаторами.

2. При работе детей с запахами даже естественного происхождения возможны случаи аллергических реакций. Будьте внимательны, при появлении первых признаков повышенной восприимчивости отведите ребенка подальше от игрового поля, в случае необходимости проводите к медицинскому работнику.

2. Игры занятия, ориентированные на слуховое восприятие.

В эту группу относятся музыкальные занятия, слушание музыкальных произведений разного характера.

«Слушаем птиц».

Эта игра, в которой каждый звук требует своего действия от детей.

Оборудование: запись голосов птиц.

Цель: Научить различать голоса птиц.

Сначала самые привычные и легко распознаваемые, например кукушка, петух. Слушая пение дети выполняют определенное действие.

— кукушка: дети в такт наклоняют головки то к левому плечу, то к правому.

— кукареканье петушка: приставляют ладошку с поднятыми пальцами к голове, изображая гребешок петуха.

Затем звуки постепенно добавляются, а когда дети хорошо будут ориентироваться в звуках можно организовать соревновательный вариант игры (командами – выигрывает та команда, которая допускает меньше ошибок и быстрее реагирует на голос птиц).

«Шуршунчики».

Оборудование: шапочки – колпаки по количеству играющих детей;небольшие кусочки разной бумаги: чертежной, оберточной, кальки, салфетки, полиэтилена, целлофана, сухие листья, ткани разного типа (шелк, хлопок, лен, шерсть, синтетика).

Организовать игровой момент (кто- то отправляет шуршунчиков к детям а они должны по мере приближения звука узнать, что издает тот или иной звук- какой материал).

Дети усаживаются на стульчики или на корточки, надвигают шапки на глаза, оставляя закрытыми уши, опускают головки и ждут шуршунчика.

— приближается первый шуршунчик, — дети определяют и называют шуршащий предмет, если правильно определили — его можно отпугнуть гласным «а»

(дети вместе, не поднимая головы, произносят звук «а-а-а», испугавшись «страшного звука», шуршунчик уходит.

Для начала возьмите совсем немного шуршаших предметов и, как в случае с птицами, прибавляйте понемногу новых звуков – шуршаний и соответствующих гласных или их сочетаний. Не забудьте написать «шпаргалку», где будет указано, какому предмету – шуршунчику какой звук для отпугивания соответствует.

В группе ребенок с нарушением опорно – двигательного аппарата, ДЦП.

Тяжесть этого заболевания обусловлена сопровождающими его двигательными, психическими, речевыми, и другими нарушениями, поэтому проблема реабилитации детей имеет комплексный характер. Педагоги, медицинские работники, родители стремятся к достижению одной цели – оздоровлению детей и формированию у них навыков здорового образа жизни и потребностей в нем. Недостаток или даже отсутствие моторной деятельности препятствует формированию у детей поведенческих актов и в большей или меньшей степени снижает коэффициент их активности. Это в определенной мере способствует задержке у них речевого развития, повышению нервного и мышечного напряжения, что в комплексе влияет на поведение ребенка.

Для детей с нарушением опорно – двигательного аппарата организуются малоподвижные игры, планируется индивидуальная работа для укрепления различных групп мышц и совершенствовании координации движений (в специализированных детских садах такие дети занимаются на тренажерах).

На физкультурных занятиях (ДОУ обычного типа, уменьшается нагрузка, бег заменяется только ходьбой, нельзя давать упражнения на скорость, быстроту, выносливость, прыжковые упражнения.

Внимание: обязательна страховка при выполнении любых разрешенных движений воспитателем.

Благодаря занятиям у дошкольников формируется сознательное отношение к правильной осанке, ходьбе, самоконтролю. Поощрение при выполнении любого упражнения мотивирует детей с большим энтузиазмом достигать результатов, а чувство успеха, в свою очередь, способствует формированию у них чувства самодостаточности, улучшению психического здоровья.

В группе слабослышащий ребенок.

Как организовать общение взрослого с ребенком с нарушением слуха, какие игры – занятия по развитию слухового восприятия может проводить взрослый? Все это можно найти прочитав статьи в журнале «Здоровье дошкольника» № 4, 5, 6. 2010г.

Самая главная потребность ребенка – это желание любви, теплоты чувств, т. е. положительного эмоционального комфорта. Чтобы у детей было хорошее самочувствие, правильно протекало физическое, психическое и социальное здоровье, дети должны чувствовать, что воспитывающие их люди, радуются их присутствию, любят, принимают их такими, какие они есть, относятся к ним всегда доброжелательно.

Ребенку необходима ситуация успеха. Для этого педагоги и родители должны вовремя поддержать его, вселить уверенность, помочь.

Источник

Наталья Кузнецова
Выявление психических и физиологических отклонений у детей и подростков

Уважаемые родители, здравствуйте!

Для каждого из нас в период планирования ребенка, в период беременности и дальнейшего развития ребенка наиболее значимо его здоровье. Сможете ли вы с уверенностью ответить на следующие вопросы: Что такое психологическое и физическое отклонение? С чем оно связано? Как предотвратить отклонение в развитии у своего ребенка, как вовремя заметить? Если нет, то предлагаю вашему вниманию материал на тему «Выявление психических и физиологических отклонений у детей и подростков». Данная проблема является наиболее актуальной на сегодняшний день. Очень важно разбираться в этом. В интернете сейчас много разнообразного материала, сложного дня понимания, порой не достоверного. Я постаралась собрать и систематизировать достоверную информацию по данной тематике.

Прошу всех просмотревших данный материал написать в комментариях, была ли полезна вам данная информация, узнали ли вы для себя что-то новое.

Выявление психических и физиологических отклонений у детей и подростков

Мечта всех родителей иметь здоровых и счастливых детей. Для этого многие супружеские пары перед зачатием ребенка проходят тщательные обследования, ведут здоровый образ жизни, выполняют все предписания врача. Но… Человеческий организм не настолько предсказуем, как хотелось бы. Доктора не всегда всемогущи. И вот в семье появился ребенок – милый, прекрасный, нежный, ласковый.

Читайте также:  Развитие мозга ребенка 3 лет

Есть ли у него отклонения в развитии? Это определить не просто. Некоторые дефекты проявляются сразу при рождении. Ну а есть такие, которые начинают давать о себе знать по мере развития малыша.

Причины отклонений в развитии детей

Что же может влиять на появление отклонений в развитии ребенка? Специалисты определяют два основных фактора, которые считаются основными причинами дефектов в развитии ребенка:

— наследственность;

— факторы внешней среды.

Если наследственные патологии медицина пытается определить еще на ранних этапах, то с факторами внешней среды сложнее, так как их предвидеть очень тяжело. Под ними подразумеваются, во-первых, различные инфекционные заболевания, травмы и интоксикации. По времени воздействия их на организм специалисты определяют патологии:

— пренатальные (внутриутробные);

— натальные (в период родов);

— постнатальные (после рождения).

Во-вторых, на развития ребенка существенно влияет такой фактор, как социальная среда, в которой он растет. Если он неблагоприятный, то в определенный момент можно констатировать в развитии ребенка такие проблемы:

— эмоциональная депривация;

— педагогическая запущенность;

— социальная запущенность.

Виды отклонений в развитии детей

Так что такое отклонение в развитии ребенка? Это нарушение у него психомоторных функций, которые возникают при неблагоприятном воздействии различных факторов на его мозг. В результате этого выделяют такие виды отклонений в развитии детей:

— Физические.

— Психические.

— Педагогические.

— Социальные.

К группе детей, имеющих физические отклонения, относятся те, которые имеют недуги, затрудняющие их действия, а также дети с нарушениями зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата.

К группе с психическими отклонениями относят детей с задержкой психического развития, умственной отсталостью, нарушениями речи и эмоционально-волевой сферы.

Группу с педагогическими отклонениями составляют те дети, которые по определенным причинам не получили среднего образования.

Группу с социальными отклонениями составляют те дети, которым в результате воспитания не была привита функция, существенно влияющая на их вхождение в социальную среду, что очень проявляется на поведении и сознании во время пребывания в социальной группе. В отличие от первых трех групп социальные отклонения (гнев, фобии, безволие, гиперактивность, значительная внушаемость) тяжело разграничить от естественного проявления характера ребенка. Именно в этих случаях большое значение имеет не терапевтическое вмешательство на него, а профилактика возможных отклонений от правил и норм.

Кстати, одаренный ребенок – это тоже отклонение от нормы, и такие дети составляют отдельную

Определение нормы в развитии ребенка

Так что такое норма для ребенка? Это, прежде всего:

— Его уровень развития соответствует большинству ровесникам, среди которых он растет.

— Его поведение соответствует требованиям общества: ребенок не асоциален.

— Он развивается соответственно индивидуальным наклонностям, при этом четко преодолевает негативные влияния как со стороны своего организма, так и окружающей среды.

Итак, вывод можно сделать следующий: не каждый ребенок с отклонениями в развитии от рождения уже есть не норма и, наоборот, здоровый ребенок при рождении не всегда дотягивает до нормы в результате развития.

Ребенок развивается соответственно норме при:

— правильной работе головного мозга и его коры;

— нормальном психическом развитии;

— сохранности органов чувств;

— последовательном обучении.

Может возникнуть вопрос о соответствии этих пунктов для детей с уже имеющимися отклонениями. Сразу определим такой момент, что ребенок с физическим и психическим дефектом должен проходить полную реабилитацию уже с первых дней. Сюда входит не только медицинское вмешательство, но и педагогическая коррекция. Благодаря совместным усилиям родителей (в первую очередь, медиков и коррекционных педагогов многие патологии в развитии психики можно обойти благодаря компенсационным процессам, которые возможны у детей с отклонениями.

Не все будет проходить просто и гладко. Но ребенок с физическими отклонениями может и должен развиваться соответственно возрасту. Для этого ему только нужна помощь специалистов и безграничная любовь и терпение родителей. Определенные успехи возможны и у детей с психическими патологиями. Каждый случай при этом требует индивидуального подхода.

Какие периоды наиболее ярко демонстрируют возможные отклонения в физическом и психическом развитии ребенка?

Каждый сенситивный период определяет количество знаний, умений и навыков, которыми должен оперировать ребенок. Большинство специалистов считают, что особое внимание необходимо уделять детям во время кризисных периодов в их жизни, которые попадают на такой возраст:

— дошкольный;

— младший школьный;

— подростковый.

Какое поведение ребенка должно насторожить с целью профилактики отклонений в его развитии?

В дошкольном возрасте:

— В результате патогенных воздействий на мозг и его кору нарушаются нормальные соотношения раздражительных и тормозных процессов. Если ребенку тяжело контролировать тормозные реакции на запреты, он не может организовать свое поведение даже в игре, то это может быть одним из сигналов, что у ребенка имеются отклонения в развитии.

— Ребенок чрезмерно фантазирует или же, напротив, довольно примитивен в своих рассказах, когда пытается выйти из затруднительного положения.

— Ребенок склонен к имитации неправильных форм поведения, что может свидетельствовать о легкой внушаемости.

— Инфантильные (недоразвитые) эмоциональные проявления в виде громкого крика, плача или движений, не соответствующих возрасту.

— Вспыльчивость, импульсивное поведение по любому незначительному поводу, что приводит к ссоре или даже драке.

— Полный негативизм, неподчинение старшим с ярко выраженной агрессией, злостью на замечание, запрет или же наказание.

В младшем школьном возрасте:

— Низкая познавательная активность, которая сочетается с личностною незрелостью.

— Негативное отношение к урокам, отказ от выполнения заданий с желанием обратить на себя внимание с помощью грубости, непослушания.

Читайте также:  Программы развития интеллекта ребенка

— Наличие к концу младшего школьного возраста значительных пробелов в знаниях, которые сопровождаются нежеланием учиться.

— Тяга и интерес к тому, что несет агрессию и жестокость. Асоциальное поведение.

— На любой запрет или требование ответная реакция бурная, несущая конфликт, возможны побеги из дома.

— Стремление к острым ощущениям как результат повышенной сенсорной жажды.

В подростковом возрасте:

— Инфантильные суждения, слабые функции саморегуляции и самоконтроля, отсутствие волевых усилий.

— Сложное поведение, которое сопровождается инфантильностью с аффективной возбуждаемостью.

— Ранние половые влечения, склонность к алкоголизму, бродяжничеству.

— Полное отрицательное отношение к учебе.

— Асоциальное поведение, которое имитирует неподобающий образ взрослой жизни.

Асоциальное поведение у ребенка могут вызывать не только врожденные патологии, но и неправильное воспитание, которое сопровождается бесконтрольностью, асоциальным поведением членов семьи или же их грубой авторитарностью.

Что же делать, если у ребенка наблюдаются отклонения в развитии?

Для того чтобы определить: есть ли отклонения в развитии ребенка или же это просто возрастное проявление характера, необходимо провести полную диагностику. Установить диагноз можно только после полного обследования при участии разных специалистов, среди которых обязательно должен быть врач, психолог, логопед, дефектолог.

Нужно помнить: за одним симптомом заключение о психическом развитии ребенка никто не ставит.

Для того чтобы сделать вывод и определить уровень возможностей маленького пациента, существуют психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК, где работают узкие специалисты, в обязанности которых входит обследовать ребенка, проконсультировать его родителей и начать при необходимости коррекционную работу.

Нужно помнить: во-первых, диагноз о психическом развитии может поставить только специалист, а во-вторых, заключение врача – это не приговор и не ярлык на всю жизнь. По истечении времени при благоприятном влиянии на ребенка диагноз может быть изменен.

Виды диагностики отклонений в развитии ребенка

Для полного анализа состояния здоровья диагностика проводится:

— медицинская;

— психологическая.

Медицинское обследование

Во время медицинской диагностики проводится:

— общий осмотр ребенка;

— анализ анамнеза (важно, чтобы информацию предоставляла мать);

— оценка состояния ребенка как неврологического, так и психического.

Большое внимание при этом обращается на то, как развита у ребенка эмоциональная сфера, какой у него уровень интеллекта и соответствует ли он возрасту, большое значение имеет речевое развитие, а также психическое. При этом врач при необходимости анализирует результаты рентгенографии черепа, компьютерной томографии, энцефалограммы.

Во время общего осмотра доктор дает заключение о строении черепа, пропорциональности лица, об особенностях конечностей, тела и т. д., о работе сенсорных систем (слух, зрение). Данные при этом бывают субъективные и объективные. К объективным относятся те, что предоставлены офтальмологом и отоларингологом при использовании специальной аппаратуры.

Иногда даже визуально, по строению черепа и лица, росту ребенка, движениям глаз, врач уже может установить такие врожденные отклонения:

— микро- и макроцефалию; (Микроцефалия — значительное уменьшение размеров черепа и, соответственно, головного мозга при нормальных размерах других частей тела. Макроцефалия — пропорциональное увеличение всего мозга, которое может протекать бессимптомно, но всегда с отставанием умственного развития.)

— синдром Дауна;

— нистагм; (Нистагм — непроизвольные колебательные движения глаз высокой частоты (до нескольких сотен в минуту).)

— косоглазие и т. д.

Обязательно оценивается состояние нервной системы, а именно: наличие параличей, гиперкинезов (патологические внезапно возникающие непроизвольные движения в одной, или целой группе мышц, по ошибочной команде головного мозга., тремора, тиков и пр. Осматривается строение артикуляционного аппарата на наличие таких отклонений, как:

— узкое готическое небо;

— расщелины твердого и мягкого неба;

— расщелина губы;

— укороченная подъязычная связка.

При этом анализируется прикус и размещение зубов.

Психическое обследование

Обследование психических функций начинается с изучения условий жизни ребенка и как его воспитывали. Именно эти обстоятельства являются ведущими в онтогенезе. При диагностике отклонений в развитии ребенка также обязательно учитываются особенности каждого возрастного периода. Анализу и исследованию подлежат такие психические функции:

— внимание;

— память;

— мышление;

— восприятие;

— интеллект;

— эмоциональная сфера и т. д.

Лучше всего ребенок открывается в игре, во время которой можно провести диагностическое наблюдения за его поведением, побеседовать, провести обучающий эксперимент. Общение с ним даст возможность оценить уровень его развития, соответствие возрасту, какими терминами оперирует, какие предложения составляет, какой у ребенка лексический запас, активен ли в игре, может ли конструировать, концентрирует ли внимание и насколько долго, может ли переключиться на другой вид деятельности, имеет ли познавательный интерес, как проводит анализ, продуктивная ли его деятельность, доводит ли начатое дело до конца.

При этом используется разнообразный наглядный материал. Эмоциональный фон должен быть комфортный для ребенка. Методы и приемы работы подбирают под дефект, который присутствует у ребенка: для глухих разрешают отвечать жестами, для слабовидящих подбирают четкие картинки, для умственно отсталых составляют несложные задания. Ребенок не должен отказаться от игры. Это главная задача того, кто диагностирует.

Наиболее трудно обследовать таких пациентов: слепоглухонемых, ничего не понимающих, детей с нарушенным поведением, у которых снижен уровень мотивации и быстроутомляемых. Также нелегко диагностировать тех, кто имеет множественные отклонения, так как тяжело определить первичный дефект и что он потянул за собой и насколько глубоко.

Только после тщательной медицинской и психологической диагностики определяется диагноз, согласно которому назначаются коррекционные занятия. Их целью является максимально восполнить соответственно интеллектуальным и психическим возможностям ребенка те пробелы, которые возникли в результате его неправильного воспитания и развития.

Источник