Лекция возрастные и индивидуальные особенности развития ребенка

Лекция возрастные и индивидуальные особенности развития ребенка thumbnail

1.Возрастная периодизация.

2. Акселерация и неравномерности в развитии.

3.Особенности воспитания младших школьников.

4. Особенности воспитания в среднем школьном возрасте.

5. Особенности воспитания в старшем школьном возрасте.

6.Учет индивидуальных и половых особенностей.

1.Возрастная периодизация.

Характер воздействия различных факторов на формирование личности во многом обусловлен половозрастными и индивидуальными особенностями развития человека.

То, что развитие, как физическое, так и умственное тесно связанно с возрастом понимали уже в глубокой древности. Для правильного управления процессом воспитания и развития педагоги уже в далеком прошлом делали попытки классифицировать периоды человеческой жизни.

В современных психолого-педагогических и медицинских исследованиях выделяется ряд возрастных периодов в развитии человека, обозначенных и представленных в таблице.

Известно, что подобного рода схемы строятся на основе обобщений, пределы которых очень широки, В каждом конкретном случае колебания в уровне реального развития человека могут иметь достаточно большую амплитуду, что обусловлено действием внешних и внутренних факторов.

Поэтому представленные в таблице варианты достаточно условны. Существует целый ряд иных версий периодизации развития и число их продолжает увеличиваться, поскольку единый и бесспорный критерий пока не найден.

Возрастная периодизация.

В возрастной физиологии В медицине В возрастной психологии и педагогике
Новорожденность (первые 10 дней) Новорожденность (первые3-4 недели) Младенчество( от рождения до года)
Грудной возраст
( до года)
Грудной возраст (младший ясельный)
4 недели – 1 год
Преддошкольный возраст
(1-3 года)
Раннее детство
(1-3 года)
Преддошкольный возраст( старший ясельный) (1-3 года)
Первое детство(4-7 лет) Дошкольный возраст (3-7 лет) Дошкольный возраст (3-6 лет)
Второе детство
(8-12 лет)
Младший школьный возраст (7-12 лет) Младший школьный возраст (6-10 лет)
 
Подростковый возраст:
мальчики-13-16 лет;
девочки- 12-15 лет;
Подростковый возраст. Подростковый возраст
( среднешкольный)
(10-15 лет)
Юношеский возраст:
юноши- 17-21 год;
девушки –16-20 лет.
Старший школьный
(12-18 лет)
Юность:
1-й период – 15-17 лет
1-й период – 17-21 год

Представляет интерес возрастная периодизация по Д.Б. Эльконину:

Возрастной период Ведущая деятельность Объект познава-
тельной деятель-
ности
 
Какая сфера психики преимущественно развивается Новообразования возраста
Младенческий (0-1 год) Непосред-
ственно
эмоциональное общение
Отношения Личностная
(потребностно-мотивацион-
ная)
Потребность в
общении.
Эмоциональные отношения.
Раннее детство
(1-3 года)
Предметно-манипулятив-
Ная
Предметы Познаватель-
ные процессы
Речь и наглядно-
действенное
мышление
Дошкольный возраст
(3-7 лет)
Сюжетно-ролевая игра Отношения Личностная
(потребностно –мотивацион-
ная)
Потребность в общественно- зна-
чимой и
общественно-оцениваемой деят.
Младший школьный возраст
(7-11 лет)
Учебно-познавательная Начала наук Интеллекту-
ально-познава-
тельная
Произвольность.
Внутренний план
действий.
Самоконтроль.
Рефлексия
Подростковый возраст (11-15 лет) Общение в процессе обучения и труда Основы наук Система отношений в различных ситуациях Личностная
(потребностно –мотивацион-
ная)
Стремление к
«взрослости».
Старший школьный возраст
(15-17 лет)
Учебно –професси-
ональная
Основы наук и професси-
ональной деятель-
ности
Интеллекту-
ально-познава-
тельная Личностная
(потребностно –мотивац.)
Мировоззрение.
Профессиональные
интересы.

В основе построения любой возрастной периодизации лежат возрастные особенности.

Возрастными особенностями называют комплекс физических, познавательных, интеллектуальных, мотивационных, эмоциональных свойств, характерных для большинства людей одного возраста.

2. Акселерация и неравномерности в развитии.

Акселерация( от латинского «акселерацио» — ускорение ) – это ускоренное физическое и отчасти психическое развитие в детском и подростковом возрасте. Биологи связывают акселерацию с ускоренным физ. развитием, психологи — с развитием психических функций, а педагоги – с духовным развитием и социализацией личности. У педагогов акселерация ассоциируется не столько с ускоренным темпом физического развития, сколько с рассогласованием процессов физиологического созревания организма и социализацией личности .

Исследования в области антропологии выявили ряд важных закономерностей психофизиологического и духовного развития человека, связанных с возрастными особенностями.

Практическая педагогика опирается на закономерности физического развития:

1. В более молодом возрасте Ф Р человека идет быстрее и интенсивнее; по мере того, как человек становится старше, темп развития замедляется.

2. Ф Р неравномерно в разные возрастные периоды.

3. Каждый орган человеческого тела развивается в собственном темпе; в целом части тела развиваются неравномерно и непропорционально.

Между возрастом человека и темпами его духовного развития существует обратно пропорциональная зависимость: по мере взросления человека темп его духовного развития замедляется.

1. Духовное развитие людей протекает неравномерно.

2. Существуют оптимальные сроки для становления и роста отдельных видов психической деятельности и обусловленного ими развития духовных качеств.(синзетивные периоды).

3. Степень духовного развития человека зависит от широты его внешних связей и отношений, многообразия деятельности.

4. По мере развития психика человека и его духовные качества приобретают устойчивость, постоянство, сохраняя при этом пластичность и возможность компенсации.

4. Особенности воспитания младших школьников.

Становление личности мл. школьника происходит под влиянием новых отношений со взрослыми (учителями) и сверстниками (одноклассниками), новых видов деятельности – учения, общения, включения в целую систему коллективов ( общешкольного, классного).

Развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения.

В младшем шк. возрасте дети очень восприимчивы к воспитательным влияниям, т.к. личность учителя для них очень авторитетна. Правильно организованные пед. влияния обязательно будут эффективными. В данном возрасте хорошо формируются нравственные мотивы поведения. Дети очень податливы, внушаемы, склонны к подражанию. Велика роль личного примера.

Хорошие результаты дает воспитание в деятельности и в игре, когда в процессе конкретных действий происходит усвоение способов поведения в обществе.

5. Средний шк. возраст.

Данный период характеризуется как переходный от детства к юности переломный, трудный в силу того, что человек уже не ребенок но еще не взрослый. Период общего подъема жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего организма.

Бурное физическое и психическое развитие в данном возрасте накладывает свои отпечатки и на воспитательный процесс. Подросток легко возбудим, интересные уроки и интересные дела легко увлекают подростка но так же легко он от них отвлекается в случае появления нового , отвлекающего момента.

Основной вид деятельности в этом возрасте – общение со сверстниками и по этой причине взрослый (учитель, родитель) теряет уровень авторитетности, который имел у младшего школьника. Поэтому учителю важно научится понимать подростка и строить с ним демократические, дружеские взаимоотношения. Важно интересоваться его мнением, отношением к тем или иным вещам.

В подростковом возрасте ярко проявляются чувства человека, их подросток может проявлять очень бурно. Это объясняет упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева и т.д.

Чтобы контролировать развитие чувств подростков, дать им позитивное развитие, необходимо давать возможность заниматься творческой деятельностью, способствующей самовыражению, реализации эмоциональной энергии.

6. Старший школьный возраст.

В данном возрасте в основном заканчивается физическое развитие. Юноша лучше чем подросток осознает, что он хочет от школьного обучения, от учителей.

Появляется избирательное отношение к учебным предметам в связи с определенными представлениями о будущей профессии.

Вырабатывается мировоззрение, убеждения характер, стремление формулировать собственную точку зрения.

Читайте также:  Полное развитие ребенка в утробе

Важным требованием к педагогу работающему с юношами является профессиональная компетентность, уважение к личности школьника, к его мнению и точке зрения.

7. Учет индивидуальных и половых особенностей.

Как было сказано выше, развитие людей в различные возрастные периоды различается. Но, кроме того, каждый человек индивидуален в своем развитии.

Индивидуальность характеризуется совокупностью интеллектуальных, волевых, моральных, социальных и других черт и качеств личности.

Должны ли в обучении и воспитании учитываться индивидуальные особенности личности?

Современная педагогика стоит на позициях, что воспитание должно опираться на индивидуальные свойства и качества личности. Предполагается, что избираемые методы и средства воспитания и обучения должны соответствовать индивидуальным особенностям школьников.

О половых особенностях, различиях в воспитании мальчиков и девочек в педагогике говорят редко или вообще не говорят. Рассмотрим следующую таблицу:

Мальчики Девочки
Особенности физиологического, соматического и психосексуального развития
Подростковый возраст: 13-16 лет
Юношеский возраст: 17-21
Соматические особенности(развитие телосложения) : в развитии организма максимум прироста в 14-15 лет
Половое созревание наступает к 12-13 годам.
Подростковый возраст: 12-15 лет
Юношеский возраст: 16-20
Соматические особенности(развитие телосложения) : в развитии организма максимум прироста в 12-13 лет
Половое созревание наступает к 11-12 годам.
Большая биологическая устойчивость.
Отношения к окружающим, характер восприятия внешних влияний.
Взаимоотношения с окружающими людьми неустойчивые- выраженное стремление к общению, взаимодействию нередко(особенно во время возрастных кризисов) сочетается с конфликтностью, нетерпимостью к чужому мнению, желание любым образом, желанием любым образом отстоять независимость, утвердить свою позицию. Все это сказывается в отношениях со взрослыми, прежде всего с педагогами и родителями: не уступить, не позволить собой командовать — мотивы многих поступков подростков и юношей. Взаимоотношения со сверстниками приобретают порой полярный характер – от чувства вечной дружбы и преданности до чувства ненависти и презрения. Межличностные отношения с окружающими достаточно устойчивые, ровные, доброжелательные. Девочки более доверчивы и внушаемы, у них не сложно вызвать сострадание. У девочек на полтора – два года раньше, чем у мальчиков возникает потребность в глубокой дружбе и любви; девичья дружба эмоциональна; круг дружеского общения более узкий. В отличии от мальчиков «дуэт» предпочитают «ансамблю», во взаимоотношениях проявляют большую чувствительность ( и интерес) к тонким психологическим нюансам. В силу повышенной эмоциональности ранимы, требуют со стороны взрослых деликатного отношения к себе.
Отношение к себе, самооценка. Отношение к самосовершенствованию.
Общая недостаточная уравновешенность, резкие перепады настроения, особенно в переходный период, неумение глубоко и последовательно анализировать свои качества и поведение. Самооценка противоречивая, завышенная, порожденная самоуверенностью, избыточным оптимизмом в определении своих возможностей, нередко чередуются с самоуничижением, крайней неудовлетворенностью собой, самобичеванием. Желание самосовершенствоваться возникает постоянно и быстро, но нередко столь же быстро угасает, К старшему школьному возрасту стремления к изменению себя обретает устойчивость и часто реализуется в действиях. Самооценка (особенно оценка личностных, социально-духовных качеств и свойств), в силу того, что девочки более склонны к глубокому самоанализу чаще, бывает либо достаточно адекватной, либо несколько заниженной, причем оптимистически заниженной. Девочки мечтают о будущем счастье, при этом мечтания для многих становятся своеобразной иллюзорной формой бытия, которое является проекцией будущего. В результате возникает противоречие между «могу» и «очень хочу», которое побуждает к саморазвитию, самосовершенствованию, реализуемому в действиях.
   

Вопросы к семинарскому занятию:

1. Проанализируйте приведенные в лекциях возрастные периодизации и подумайте, что повлияло на их структуру.

2. Как влияет акселерация на развитие человека?

3. Что такое неравномерности в развитии человека и как они влияют на его развитие?

Практические задания:

1. Проанализируйте написанную вами психолого-педагогическую характеристику и выявите особенности возраста соответственно возрастной периодизации Эльконина.

Лекция 5. Тема: СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ВОСПИТАНИЕ

1. Сущность социализации

2. Механизмы социализации

3. Классификация и общая характеристика факторов социализации

4. Семья как институт социализации

5. Общество сверстников как фактор социализации

1. Соотношение социализации и воспитания. Воспитание представ­ляет собой часть процесса социализации и рассматривается как це­ленаправленная и сознательно контролируемая социализация (семейное, религиозное, школьное воспитание). Воспитание вы­ступает своеобразным механизмом ускорения процесса социали­зации. С помощью воспитания преодолеваются или ослабляются отрицательные последствия социализации, ей придается гумани­стическая ориентация.

Воспитание как инструмент ускорения и корректировки социа­лизации строится на основе общих принципов.

2. Существует целый ряд механизмов, способствующих усвоению ребенком социальных норм. Рассмотрим некоторые из них.

Одним из значимых механизмов социализации является са­моограничения. Если человеку кажется, что его достижения менее значительны, чем достижения других людей, то он начинает стра­дать, его самоуважение понижается. Некоторые в такой ситуации прекращают свою деятельность. Это своеобразный уход — отступ­ление перед трудностями, ограничение своего «Я». Наблюдения показы­вают, что если ребенок часто отказывается от игр, учебных заня­тий, то у него могут сформироваться робость, стыдливость, кото­рые в своей основе имеют низкую самооценку, а иногда комплекс неполноценности.

Приписывание собственных нежелательных черт другим со­ставляет сущность механизма проекции, который защищает чело­века от осознания этих же черт в себе. Отрицательные эмоции, которые были бы направлены против себя, обращены на других. Таким образом, человек сохраняет самоуважение.

Подозрительный человек склонен других считать тоже подоз­рительными, эгоистичный и раздражительный обнаруживает эти же недостатки у окружающих. Экспериментальными исследова­ниями установлено, что люди с высоким уровнем самооценки, но с невысоким мнением о других проецируют на них собственные не­достатки.

В целом ряде случаев человек отождествляет себя с другим субъ­ектом, группой, образцом. Этот процесс получил название меха­низма идентификациии является одним из главных механизмов со­циализации. В процессе идентификации человек осуществляет, в основном подсознательно, психическое уподобление себя другому человеку. Идентификация приводит к подражанию действиям и пе­реживаниям других людей, присвоению их ценностей и установок.

Идентификация характерна для всех возрастных групп. Ее объектами могут стать родители, другие близкие люди, значи­мые лица, не только реальные, но и воображаемые (например, ге­рои художественных произведений). Идентификация может быть полной или частичной, сознательной и неосознаваемой. Ее ино­гда отождествляют с научением как имитацией (подражанием). Однако при идентификации человек не только подражает дейст­виям другого, но и становится похожим на него.

Следующий механизм социализации — эмпатия, т. е. сопережи­вание эмоциональному состоянию другого человека, проникно­вение в его переживания.

3. Классификация факторов социализации. Социализация осущест­вляется в результате взаимодействия множества обстоятельств. Именно совокупное влияние этих обстоятельств на человека требу­ет от него определенного поведения и активности.

Факторами социализации называют обстоятельства, условия, побуждающие человека к активности, к действию.

В науке имеются различные класси­фикации факторов социализации. Однако наиболее логичной и продуктивной для педагогики является классификация А.В. Мудрика(1991).

Он выделил основные факторы социализации, объединив их в три группы:

макрофакторы, влияющие на социализацию всех жителей пла­неты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах (космос, планета, мир, страна, общество, государство);

Читайте также:  Ребенок развитие по месяцам после года

мезофакторы — условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку (этнос); по месту и типу поселения (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных средств массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.);

-микрофакторы — социальные группы, оказывающие непо­средственное влияние на конкретных людей (семья, группы свер­стников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание, — учебные, профессиональные, общест­венные и др.).

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник

Индивидуальный подход в воспитании ребенка
должен основываться на знании
анатомо-физиологических и психических,
возрастных и индивидуальных особенностей.
Научными исследованиями доказано, что
существует прямая зависимость между физическим,
умственным и нравственным развитием человека.
Осуществление индивидуального подхода к детям
во время всех видов их деятельности необходимо
рассматривать как определенную взаимосвязанную
систему.
Первым звеном этой системы является изучение
особенностей каждого ребенка и индивидуальный
подход в физическом воспитании.
Знание физического состояния и развития детей
имеет очень большое значение при проведении
процедур закаливания, которые должны
осуществляться систематически, на строго
индивидуальной основе.
Изучение индивидуальных особенностей детей
требует значительного времени и систематических
наблюдений. С этой целью педагогу необходимо
вести дневник, записывая в нем особенности
поведения воспитанников, делая периодически
краткие обобщения результатов наблюдения.
Индивидуальные особенности ребенка также
связаны с типом его нервной деятельности,
являющимся наследственным.
И.П.Павлов в своем учении о высшей нервной
деятельности выявил основные свойства нервных
процессов:

  1. Силу возбуждения и неуравновешенность;
  2. Уравновешенность и неуравновешенность этих
    процессов;
  3. Их подвижность.

На основе изучения протекания этих процессов
он определил 4 типа высшей нервной деятельности:

  1. Сильный, неуравновешенный, характеризующийся
    сильным возбуждением и менее сильным
    торможением, соответствует холерическому
    темпераменту. Для ребенка холерического
    темперамента характерным является повышенная
    возбудимость, активность, отвлекаемость. За все
    дела он принимается с увлечением. Не соизмеряя
    свои силы, он часто теряет интерес к начатому
    делу, не доводит его до конца. Это может привести
    к легкомыслию, неуживчивости. Поэтому у такого
    ребенка необходимо укреплять процессы
    торможения, а выходящую из пределов активность
    переключать на полезную и посильную
    деятельность.
  2. Нужно контролировать выполнение заданий,
    требовать доводить начатое дело до конца. На
    занятиях нужно направлять таких детей на
    осмысление материала, ставить перед ними более
    сложные задания, умело опираться на их интересы.

  3. Сильный уравновешенный (процесс возбуждения
    уравновешивается процессом торможения),
    подвижный, соответствует сангвиническому
    темпераменту. Дети сангвинического темперамента
    деятельны, общительны, легко приспосабливаются к
    изменениям условий. Особенности детей этого типа
    высшей нервной деятельности отчетливо
    проявляются при поступлении в детский сад: они
    жизнерадостны, сразу же находят себе товарищей,
    вникают во все стороны жизни группы, с большим
    интересом и активно участвуют в занятиях, в
    играх.
  4. Сильный, уравновешенный, инертный,
    (соответствует флегматическому темпераменту).
    Дети – флегматики спокойны, терпеливы, прочное
    дело доводят до конца, ровно относятся к
    окружающим. Недостатком флегматика является его
    инертность, его малоподвижность, он не может
    сразу сосредоточиться, направить внимание. В
    целом такие дети не причиняют хлопот.
  5. Конечно, такие черты, как сдержанность,
    рассудительность, являются положительными, но их
    можно спутать с равнодушием, апатией,
    безынициативностью, ленью. Нужно очень
    внимательно изучать эти особенности ребенка в
    различных ситуациях, в различных видах
    деятельности, не проявлять поспешности в своих
    выводах, проверять и сопоставлять результаты
    своих наблюдений с наблюдениями коллег и членами
    семьи ребенка.

  6. Слабый, характеризующийся слабостью как
    возбуждения, так и торможения при повышенной
    тормозимости или малой подвижности,
    (соответствует меланхолическому темпераменту).
    Дети меланхолического темперамента
    необщительны, замкнуты, очень впечатлительны и
    обидчивы. При поступлении в детский сад, школу
    долго не могут привыкнуть к новой обстановки,
    коллективу детей тоскуют, грустят. В некоторых
    случаях переживания отзываются даже на
    физическом состоянии ребенка: он теряет вес, у
    него нарушается аппетит и сон. Не только
    педагоги, но и медицинский персонал и семья
    должны уделять таким детям особое внимание,
    заботиться о создании условий, вызывающих у них
    возможно больше положительных эмоций.
  7. Свойство нервной системы каждого человека не
    укладываются в какой-то один “чистый” тип
    высшей нервной деятельности. Как правило,
    индивидуальная психика отражает смешение типов
    или проявляется как промежуточный тип (например,
    между сангвиником и флегматиком, между
    меланхоликом и флегматиком, между холериком и
    меланхоликом).

    При учете возрастных особенностей развития
    детей педагог во многом опирается на обобщенные
    данные педагогики и возрастной психологии. Что
    же касается индивидуальных различий и
    особенностей воспитания отдельных детей, то
    здесь ему приходиться полагаться лишь на этот
    материал, который он получает в процессе личного
    изучения воспитанников.

Учет индивидуальных особенностей

При изучении индивидуальных особенностей
детей следует обращать внимание на изучение их
физического состояния и здоровья, от которых во
многом зависит их внимание на уроке, занятии и
общая работоспособность. Нужно знать раннее
перенесенные учеником заболевания, тяжело
отразившиеся на его здоровье, хронические
болезни, состояние зрения и склад нервной
системы. Все это будет помогать правильно
дозировать физические нагрузки, а также
сказывается на участие в различных
спортивно-массовых мероприятиях.

Весьма важно знать особенности познавательной
деятельности детей, свойство их памяти,
склонность и интересы, а также
предрасположенность к более успешному изучению
тех или иных предметов. С учетом этих
особенностей осуществляется индивидуальный
подход к детям в обучении: более сильные
нуждаются в дополнительных занятиях с тем, чтобы
интенсивнее развивались их интеллектуальные
способности; слабейшим детям нужно оказывать
индивидуальную помощь в учении, развивать их
память, сообразительность, познавательную
активность и т.д.

Большое внимание необходимо уделять изучению
чувственно-эмоциональной сферы детей и
своевременно выявлять их, кто отличается
повышенной раздражительностью, болезненно
реагирует на замечания, не умеет поддерживать
благожелательных контактов с товарищами. Не
менее существенным является знание характера
каждого ребенка с тем, чтобы учитывать его при
организации коллективной деятельности,
распределение общественных поручений и
преодолении отрицательных черт и качеств.

Изучение детей должно охватывать также
ознакомления с условиями домашней жизни и
воспитания, которые оказывают значительные
влияния на их воспитание и развитие.

Наконец, значительное место занимает знание
педагогами, таких важных вопросов, которые
связаны с обучаемостью и воспитуемостью детей и
включают в себя степень восприимчивости,
педагогических воздействий, а также динамику
формирования тех или иных личностных качеств.

Таким образом, только глубокое изучение и
знание особенностей развития каждого ребенка
создает условие для успешного учета этих
особенностей в процессе обучения и воспитания.

Единство осуществления
индивидуального подхода в детском саду и семье

Не все семьи в полной мере реализуют весь
комплекс возможностей воздействия на ребенка.
Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать
ребенка, другие – не умеют это делать, третьи –
не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях
необходима квалифицированная помощь педагога.

Читайте также:  Развития восприятия ребенка в раннем возрасте

Да, работа воспитателей с семьями – труд
нелегкий, но не обходимый. Это неотъемлемый
фактор индивидуального подхода к детям,
индивидуальной помощи, своевременного
предотвращения нежелательных проявлений в
характер ребенка.

Привлечение родителей, других членов семьи к
образовательной работе детского сада необходимо
прежде всего для детей.

Положительные результаты в воспитании детей
достигается при умелом сочетании разных форм
сотрудничества, при активном включении в эту
работу всех членов коллектива дошкольного
учреждения и членов семей воспитанников.

Формы работы могут быть самые разные, – это
посещения семьи и ребенка, день открытых дверей,
беседы, консультации, родительские собрания,
родительские конффенции. Но приоритет остается
за индивидуальной формой.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  1. Работу как со всем коллективом родителей, так и
    индивидуально с отдельными семьями можно
    успешно проводить только на основе знания
    особенностей быта и воспитания детей в семье.
  2. Фактический материал по изучению воспитания
    детей в семье дает возможность не только узнать
    условия жизни, но и установить причины
    формирования индивидуальных качеств детей,
    выявить связь между условиями воспитания,
    формированием особенностей поведения и
    спецификой их проявления.
  3. Положительные результаты в работе с семьей
    могут быть достигнуты только в том случае, если
    между родителями и воспитателями достигнуто
    единство требований в отношении к детям и вся
    работа проводится по плану и систематично.
  4. Необходимо давать родителям конкретные
    сведения по вопросу о возрастных и
    индивидуальных особенностей детей, учить их
    видеть в своих детях хорошее, и плохое
    анализировать их поступки.
  5. Наряду с общей и индивидуальной формами работы
    с семьей можно проводить и работу с несколькими
    семьями, имеющими сходные условия воспитания
    детей.
  6. Изучение особенностей семейного воспитания,
    так же как и изучение особенностей физического
    развития ребенка, является необходимым условием
    начала планомерной работы по осуществлению
    индивидуального подхода к детям в воспитании и
    обучении их, в различных видах деятельности.

Исследование типов темперамента
дошкольников.

Проведение исследования: Типы темперамента
детей определяются в процессе наблюдения за их
поведением и деятельностью в течении дня.
Наблюдения дополняются с результатами с
воспитателями и родителями. Обобщенные данные
заносятся в таблицу и соотносятся с
характеристикой типов темперамента.

Сангвиник. Быстрота и живость движений,
разнообразие и богатство мимики, быстрый темп
речи. Высокая психическая активность
проявляется в живости ума, находчивости и
стремлению к частой смене впечатлений,
отзывчивости на окружающие события.
Эмоции быстро возникают и легко сменяются. Легко
переходит от слез к радости и наоборот, хотя
обычно преобладает хорошее настроение,
поскольку ребенок сравнительно безболезненно и
быстро переживает неудачи, не может находиться в
унынии. Ребенок активный, шустрый, достаточно
выносливый и неутомимый в том занятии, которое
его увлекает. Быстро схватывает информацию,
работоспособен и инициативен, сфера интересов
широка. Высокая общительность сочетается со
стремлением к лидерству. Ярко проявляется
эмоциональная устойчивость и уверенность в себе.

Флегматик. Уравновешенный, осторожный и
спокойный ребенок. Ему присущи ровное
эмоциональное состояние, настойчивость и
упорство в своих стремлениях, устойчивость к
стрессам, малая возбудимость и невысокая
чувствительность. Медленные движения. Ребенку
трудно приступить к занятию, но начав его, трудно
переключиться. Предпочитает однообразные,
монотонные игры и занятия. Аккуратен т
педантичен. Часто играет один, игрушки потом
аккуратно убирает. Консервативен в пристрастиях,
в том числе к определенной еде, к “своей” чашке и
ложке и пр. Малыш всему учится с запозданием. Ест
медленно, сосредоточенно. В деятельности
соблюдает порядок и сложившиеся традиции,
нарушение которых вызывает раздражение, а иногда
ярость.

Меланхолик. Отличается высокой
чувствительностью, глубиной и устойчивостью
эмоций при слабом их внешнем выражении. Склонен к
мнительности и обидчивости. Нередко развиваются
повышенная ранимость, замкнутость,
отчужденность. Кажется пугливым. Не сразу входит
в общую игру, чаще наблюдает со стороны. В то же
время всецело отдается игре, любит мечтать,
фантазировать, очень хороший актер. В его
действиях много непонятного, что обусловлено
богатством внутреннего мира. Обычно ребенок
грустит, слишком рассудителен и часто ведет себя
как маленький взрослый. Очень привязчив и
отзывчив на ласку, чисто сердечен и общителен, но
лишь с теми, кого любит. С посторонними скрытен,
раним и замкнут, обижается по любому поводу. Круг
общения узок, связи не многочисленны, но глубоки
и искренни. Кажется не уверенным, замкнутым и
осторожным. Долго не может заснуть. Чувствителен
к страданиям других. В игре одинок из-за
мнительности и страха предложить свое общество
другим, боится неожиданности.

Холерик. Нестабилен, активен. Не спокоен,
импульсивен и изменчив. В деятельности и общении
возбудим, нервозен, вспыльчив, порывист, склонен
к резким сменам настроений, подвержен
эмоциональным срывам, иногда бывает агрессивен.
Движения быстрые и энергичные. Речь громкая,
частая, быстрая. Энергичен и активен, но не всегда
внимателен, особенно когда возбужден. Плохо
переносит монотонную работу. Активно включается
в новое дело, но увлечение и энтузиазм быстро
угасает, если работа не интересная. В то же время,
если деятельность привлекательна, работает
энергично и долго. Решения самостоятельны, но
часто не обдуманны. Рано встает, ест и спит
немного.

Изучение волевых проявлений.

Проведение исследования: Проводит
наблюдение за ребенком в разных видах
деятельности.

Обработка данных: Анализ проводят по схеме:

  • Умеет ли ребенок удерживать и достигать цели,
    поставленные взрослым, а также самостоятельно
    ставит цель и руководствоваться ею в
    деятельности, достигать результата. Причины
    того, что цель не достигается.
  • Умеет ли ребенок сдерживать свои эмоции(не
    заплакать если больно) и непосредственные
    желания (помочь дежурным, когда хочется играть;
    не выкрикивать на занятии, а подождать своей
    очереди).
  • Какие волевые качества у ребенка
    сформулированы:
    • дисциплинированность: подчиняется ли ребенок
      общественным правилам поведения и деятельности;
      выполняет ли требования взрослого и насколько
      точно это делает; каковы причины невыполнения
      требований взрослого; как реагирует на эти
      требования ; насколько осознанно выполнение
      общественных правил поведения и деятельности;
    • самостоятельность: умеет ли ребенок
      действовать без посторонней помощи, не умеет;
    • настойчивость: умеет ли ребенок рационально
      организовывать свою деятельность,
      сосредоточенно ее выполнять;
    • инициативность: умеет ли ребенок выполнять
      деятельность по своей инициативе; в каких видах
      деятельности это проявляется и каким образом.
    • Делают выводы о том, насколько развиты волевые
      проявления.

Уровни сформированности волевых
проявлений:

  1. Высокий. Ребенок самостоятельно ставит цель
    и руководствуется ею в деятельности, умеет
    сдерживать свои эмоции и непосредственные
    желания. У ребенка сформированы такие волевые
    качества, как дисциплинированность,
    самостоятельность, настойчивость,
    инициативность.
  2. Средний. Ребенок самостоятельно ставит
    цель, но не руководствуется ею в деятельности, не
    умеет сдерживать свои эмоции и непосредственные
    желания. У ребенка сформированы лишь некоторые
    волевые качества.
  3. Низкий. Ребенок не умеет самостоятельно
    ставить цель руководствоваться ею в
    деятельности, не умеет сдерживать свои эмоции и
    непосредственные желания. У ребенка не до конца
    сформулированы волевые качества.

Источник