Квесты в развитие ребенка

В последние годы всё большую известность приобретает такой игровой жанр, как квест. Происхождение слова – от английского quest, что переводится как «поиск» или «искать». Игры в квест появились сравнительно недавно, в 90-е годы XX века вышла первая компьютерная игра-квест. Со временем квесты стали воссоздавать в реальности, и с начала 2000-х годов эти увлекательные игры стали популярным развлечением во многих странах.

Если вдуматься, окажется, что квестами человечество занимается практически с древности: поиски путешественниками новых земель и сокровищ, а алхимиками – философского камня. Вспомните сказки: найти и обезвредить дракона, освободить прекрасную принцессу – чем не самый настоящий квест?

Квест – это не просто поиск. Процесс состоит из получения задания и последовательного прохождения этапов поиска, позволяющих собрать необходимые данные для выполнения первоначально поставленной задачи. Таким образом, квест можно использовать и в качестве образовательной технологии. Но в этой статье мы говорим об играх для детей.

Квест как игра

Игровая форма квеста – отличный вариант проведения детского праздника. Для детей задача прохождения квеста – это возможность проявить смекалку и свои таланты в командном взаимодействии, а также подвигаться и получить заряд положительных эмоций.

Квесты могут проводиться как на улице, так и в помещении – в обычной домашней обстановке либо в специально оборудованных местах с красочными декорациями. Обычно задания в квесте объединены интересным сюжетом, а участники становятся персонажами, которым предстоит выполнить определённую миссию. Чтобы пройти квест, детям предлагается найти контрольные ориентиры или пункты, в которых будут находиться задания, загадки или головоломки, позволяющие найти следующий пункт или собрать ключи к решению исходной задачи.

Проводит квест обычно один ведущий, который объясняет детям правила проведения квеста, этапы промежуточных интересных заданий и результат, к которому игроки должны прийти. Также в ходе игры ведущий направляет и поддерживает участников. Время проведения игрового квеста обычно составляет 2–3 часа.

Квест и развитие ребёнка

Однако не стоит рассматривать квест только как весёлую игру. По содержанию каждый квест направлен на поиск и достижение как можно большего количества целей. Кроме того, в квесте обычно задействовано от четырёх человек и более. Набор заданий, предлагаемых в квесте, формируется в соответствии с возрастом участников. Скажем, для детей старшего дошкольного возраста в найденных записках с заданиями могут быть сюжетные картинки или графические простейшие головоломки, позволяющие угадать следующий пункт или очередной ключ от основной задачи квеста.

Для того чтобы успешно пройти квест, детям предстоит внимательно воспринимать поступающую от ведущего или содержащуюся в заданиях информацию, анализировать её. Применять свои навыки детям приходится не один на один с ведущим, а в коллективе игроков-сверстников, в результате чего происходит обучение очень полезному навыку командного взаимодействия.

В игре ребёнок оказывается в роли персонажа, который попадает в определённую ситуацию. Выход из неё известен заранее, но необходимо преодолеть препятствия, чтобы его найти. В результате дошкольник учится не теряться в нестандартной ситуации, думать и искать выход из создавшегося положения. Пройдя квест, ребёнок в ненавязчивой форме поймёт: его знания и навыки очень важны и помогут ему в сложных ситуациях. Формируется и необходимая психологическая установка, что находить выход всегда можно и нужно.

Итак, квесты развивают:

  • внимание;
  • навык получать задание для выполнения;
  • умение анализировать информацию;
  • стремление к достижению цели;
  • ловкость и смекалку;
  • взаимодействие в команде.

Кроме того, квесты дарят яркие эмоции.

Основные задания и примеры сценариев увлекательных квестов

  1. «Космическое путешествие». Игрокам объявляют, что их космический корабль должен совершить путешествие в космос, но космический пират отобрал карточки с названием планет Солнечной системы. Их надо вернуть и составить маршрут. После этого детям раздают роли – командир космического корабля, штурман, инженер-радист, врач-космонавт и другие. Далее дети выполняют задания, за которые получают по карточке с картинкой планеты и названием. Заданий должно быть восемь – по количеству планет. В конце квеста должно быть проведено какое-либо объединяющее эмоциональное действие. К примеру, на большом шаре, заполненном гелием, участники квеста пишут свои имена и командир космического корабля отпускает шар в небо: это символизирует запуск ракеты. Команда возвращается на Землю, космическая миссия закончена, участники получают звания героев космоса, медали и призы.
  2. «Зимняя страна». Это тематический квест, который можно проводить в помещении. Участникам квеста сообщают, что им предстоит совершить путешествие в сказочную зимнюю страну. Но чтобы туда попасть, нужно найти столько-то (количество соответствует числу участников) волшебных ключей (ключи вырезаются из картона и украшаются). Чтобы получить этот ключ, необходимо выполнить задания. Детям предлагается ряд заданий, связанных с зимней темой. К примеру, «волшебное письмо»: на листе бумаги воском пишется буква. Она проявится, если этот лист заштриховать простым карандашом. Это первая буква из зашифрованного слова, которое участники должны собрать, чтобы получить ключ к волшебной стране. Затем дети разгадывают «зимнюю» загадку, за которую получают карточку со второй буквой. Следующим заданием будет собрать пазл, сделанный из картинки с белым медведем. После того как дети соберут пазл, они должны назвать ещё 2–3 животных, которые обитают в северных широтах. Затем получают третью букву зашифрованного слова. Четвёртое задание – найти на картинке несоответствие. К примеру, изображены дети, играющие в зимние забавы, но у одного ребёнка – летний головной убор, у второго – сандалии и так далее. После того как дети найдут все несоответствия, попросите рассказать их о признаках зимы и вручайте следующую букву. Далее можно провести географическую викторину, дети угадывают страны или города. Эстафета – обязательная составляющая любого квеста, с тематикой квеста может быть связан передаваемый предмет: это может быть плюшевый пингвин, фигурка полярного медведя или снеговика. По окончании эстафеты команда получает следующую букву. Интересное задание – срезать конверт: на верёвке развешаны 7–8 конвертов и только в одном из них буква: кому же повезёт? Завершить квест можно ребусом. После того как все задания пройдены, команда путешественников составляет искомое слово самостоятельно либо с помощью ведущего, если дети ещё не умеют хорошо читать. После того как слово составлено, ведущий вручает каждому волшебный ключ. Путешествие окончено, команду смелых путешественников можно наградить памятными призами.
  3. «В поисках сокровищ» – универсальный квест, который подойдёт и для детского утренника, и для домашнего дня рождения. В заранее подготовленный сундук помещают «сокровища» – сладости либо небольшие сюрпризы по количеству участников. Организаторы квеста либо родители заранее готовят карту местности или помещения, которую разрезают на несколько частей. Первый фрагмент содержится в конверте – письмо вручается ведущим имениннику или капитану команды. Чтобы найти второй фрагмент, необходимо решить ребус, который расположен на обратной стороне фрагмента. Каждое последующее задание указывает на место расположения одного из фрагментов. После того как все фрагменты собраны, команда составляет карту и, ориентируясь по ней, отправляется к месту, где крестиком отмечен клад. Именинник либо капитан команды открывает заветный сундук, и все участники получают вознаграждение за проявленную смекалку и целеустремлённость.
Читайте также:  Роль игры в нравственном развитии ребенка дошкольного возраста

Итак, выделим основные задания для квестов, которые усложняются в соответствии с возрастом и уровнем подготовки детей:

  • «волшебное письмо» – буквы, картинки или слова проявляются штрихованием листка (заранее нанесён воск). Второй вариант – слово или буква пишется молоком и проявляется при нагревании (проводит взрослый ведущий);
  • ребус: отгадывают слово-подсказку;
  • пазлы – картинка по теме квеста разрезается на несколько частей;
  • картинки с отличиями (5–10 отличий);
  • загадка – место, где спрятана карточка со следующим заданием;
  • лабиринт;
  • кроссворд – если дети не умеют читать, проводит и помогает ведущий;
  • эстафета;
  • викторина – тематика в соответствии со сценарием и темой самого квеста: животные, растения, времена года, географическая, предметы быта;
  • срезаем конверты – на натянутой леске или верёвке висят конверты с подсказками, его надо найти и срезать.

Задумав провести детский квест, родители или другой организатор квеста могут воспользоваться большим количеством готовых сценариев в Интернете, а могут проявить творческий подход и придумать игру сами. В любом случае выбор сценария квеста – уже ваше творчество, а сама игра – это всегда весело, увлекательно и полезно.

Софья Рогозинская

Источник

лиля колитенко
Квест как средство познавательного развития дошкольников

Дошкольное детство – это начальный этап формирования личности человека. В это время закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям, ребенок стремится познавать новое. Именно эти составляющие лежат в основе познавательного развития воспитанников.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования четко определены задачи познавательного развития дошкольников:

развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

формирование познавательных действий, становление сознания;

развитие воображения и творческой активности;

формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);

Читайте также:  Приложение развитие ребенка по месяцам

формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Познавательное развитие немыслимо без активности ребенка, поддерживать которую одна из задач современного педагога. Необходимо подбирать такие формы, средства и приемы работы, которые позволят ребенку быть лично вовлеченными в деятельность, помогут в становлении таких черт, как воображение, любознательность, развитие речи, формирование мышления и памяти. Наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира, для ребенка дошкольного возраста является игра.

Именно поэтому мы обратили свое внимание на использование в работе по познавательному развитию дошкольников такой формы игры как квест.

Что же такое квест? В переводе с английского (Quest)«поиск, предмет поисков, поиск приключений». Это вид сюжета (литературного, компьютерного, игрового, в котором путешествие к намеченной цели проходит через преодоление ряда трудностей.

Квесты появились в 90-е годы прошлого века как особый жанр компьютерных игр. Это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. Суть в том, что, как правило, есть некая цель, дойти до которой можно последовательно разгадывая загадки. Каждая загадка – это ключ к следующей точке и следующей задаче.А задачи могут быть самыми разными: активными, творческими, интеллектуальными.

В образовательном процессе квест — это проблемное задание c элементами ролевой игры, решающее образовательные и развивающие задачи, поставленные педагогом. Это приключенческая игра, требующая от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету, предполагающая активность каждого участника. Квесты помогают отлично справляться с командообразованием, сформировать взаимовыручку, разделение обязанностей и взаимозаменяемость. Идея игры проста – команды (одна или несколько, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Но изюминка в заданиях! Они подбираются таким образом, чтобы быть максимально оригинальными, интересными, подходящими под ситуацию и не требующие специальных знаний или умений от игроков.

В ходе организации работы дошкольников над квестамиреализуются следующие задачи:

Образовательная — вовлечение каждого ребенка в активный познавательный поиск, расширение кругозора, эрудиции.

Развивающая — развитие интереса, творческих способностей, воображения дошкольников, стремления к новизне; формирование навыков исследовательской деятельности.

Воспитательная — воспитание толерантности, умений и способностей работать самостоятельно и в коллективе, личной ответственности за выполнение работы.

Для того, чтобы эти задачи решались наиболее успешно, при разработке квестанеобходимо следовать следующим принципам:

1. Доступность заданий – они не должны быть чересчур сложны для ребёнка, так как квест может применяться в работе с детьми, начиная уже с младшей группы.

2. Системность – задания должны быть логически связаны друг с другом, а также с заданиями ранее пройденных квестов.

3. Эмоциональная окрашенность заданий. Методические задачи должны быть спрятаны за игровыми формами и приёмами.

4. Разумность по времени. Необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес.

5. Использование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста.

6. Наличие видимого конечного результата и обратной связи.

В зависимости от сюжета квесты могут быть:

• линейными,в которых игра построена по цепочке: разгадав одно задание, участники получают следующее, и так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут;

• штурмовыми, где все игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками, но при этом самостоятельно выбирают пути решения задач;

• кольцевыми, они представляют собой тот же «линейный» квест, но замкнутый в круг. Команды стартуют с разных точек, которые будут для них финишными.

Структура образовательного квестаможет быть следующей:

Введение (в котором прописывается сюжет, роли). Общая игровая цель– известна участникам с самого начала и определяет игровую «легенду», особенности и правила заданий. Независимо от того, заложен элемент соревнования в игру или нет, конечная игровая цель — общая для всех команд. Общая цель является главным «внутренним мотиватором программы».

Задания (этапы игры, вопросы, ролевые задания). В процессе игры игроки последовательно движутся по этапам, решая различные задания (активные, логические, поисковые, творческие и пр.). Прохождение каждого этапа позволяет команде игроков перейти на следующий этап. Команда получает недостающую информацию, подсказку, снаряжение и т. п. Участники объединены в игровые команды, либо все находятся в одной команде. При прохождении этапов команда не разделяется, а действует сообща.

Читайте также:  Интеллектуальное и эстетическое развитие ребенка дошкольного возраста

Оценка (итоги, призы).

Игроков сопровождает взрослый. Его задача – обеспечение безопасности, консультации по игровой логистике и особенностям задач, поддержка участников, помощь в решении организационных вопросов и, при необходимости, помощь в организации командного взаимодействия.

Педагогу, разрабатывающему квест, необходимо определить цели и задачи квеста; целевую аудиторию и количество участников; сюжет и форму квеста, написать сценарий; определить необходимое пространство и ресурсы; количество помощников, организаторов; назначить дату и заинтриговать участников.

В каждом квесте для детей обязательно совмещаются элементы обучения и отдыха. Обучение происходит незаметно, ведь при решении поставленных игровых задач можно узнать много нового.

Остановимся подробнее на структуре и содержании одного из квестов, разработанного для детей младшего дошкольного возраста.

Тема квеста – «Поиск исчезнувших страниц».

Сюжет квеста – линейный.

Цель: развитие познавательного интереса детей через формирование сенсорных навыков

Задачи:

1.Образовательные:

• Закреплять понятие детей об основных цветах, умение их различать и называть

• Формировать умение определять название предмета, опираясь на обоняние.

• Создать условия для закрепления знаний детьми сказок, через узнавание и называние персонажей.

2. Развивающее:

развивать зрительное восприятие детей, внимание, воображение

• формировать задатки логического мышления.

развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность

• продолжать развивать умение детей понимать заданный вопрос.

3.Воспитательные:

• Воспитывать интерес к литературным произведениям.

• способствовать сплочению детского коллектива, умению работать сообща

• воспитывать в детях радостное ощущение от активного участия в совместной коллективной деятельности.

Квест – игра начинается в группе, где дети случайно находят новую книгу. Охотно соглашаясь прочесть ее содержание, рассмотреть иллюстрации, дети обнаруживают, что из книги пропало несколько страниц. В поиске ответа на вопрос, куда пропали страницы, на помощь детям приходит игровой персонаж мудрая ворона, роль которой на себя взяла воспитатель. Она рассказала, что нужно идти в сказочную страну искать подсказку, которую разорвал ветер на части, и разбросал по цветочным полянам, это и определило игровую «легенду» квеста. Для поддержки мотивации, игровой персонаж ворона «превращает» детей в сказочных героев и вручает карту-путеводитель, которая помогает определить путь продвижения и порядок выполнения заданий. Чтение карты происходит при непосредственном участии взрослого, где воспитатель помогает детям приобрести первоначальные умения пользоваться картой-схемой.

Следующей структурной частью стали непосредственно игровые задания, которые простроены таким образом, что игроки могут перейти к следующему заданию, только получив часть потерянной подсказки за правильно выполненное задание на данном этапе. Хочется отметить, что это и является отличительной особенностью квеста от игры-путешествия.

Все задания были подобраны в соответствии с возрастом детей и имели не только игровой характер, но и решали поставленные задачи, направленные на познавательное развитие.Содержание заданий было следующим: найти подсказку не в зеленом и не в красном домике, в коробочке с запахом апельсина, определив героев сказки «Репка» по тени и выложив их в нужной последовательности, найдя рисунок по заданному образцу.

Собрав все полученные подсказки вместе, дети увидели, что сложившийся пазл является фотографией одного из уголка группы, где условным обозначением отмечено место нахождения пропавших страниц. Проверив свое предположение, ребята обнаруживают пропажу. С помощью воспитателя собирают книгу и с большим удовольствием слушают продолжение сказки.

Идея квеста идеально подходит для дошкольников: дети сталкиваются с различными ситуациями или персонажами, создающими проблемы, придумывают, как с ними справляться и в конце игры подходят к определенному результату.

Таким образом, правильно организованный квест – эффективное педагогическое средство, позволяющее решать задачи познавательного развития дошкольников.

Квест – это весело! В такой игре даже взрослый активно включается в ту или иную роль, что уж там говорить о детях, они перевоплощаются в героев полностью.

Квест развивает! Задачи квеста направлены на развитие логики, творческого мышления. Задания достаточно каверзные, но в то же время доступны для детей.

Квест сближает! Командный дух и общая цель делает участников квеста ближе друг к другу.

Источник