Курсовая развитие внимания у ребенка старшего дошкольного возраста

наталья шагалкина
Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста

Содержание

Введение…. …. 3

Глава 1. Теоретический анализ проблем развития внимания у детей старшего дошкольного возраста….7

1.1. Понятие внимания…7

1.2. Особенности внимания детей старшего дошкольного возраста…. 11

1.3. Развитие внимания в дошкольном возрасте…14

Вывод по первой главе…. 19

Глава 2. Эмпирическое исследование внимания дошкольников старшего возраста…. 21

2.1. Описание констатирующего эксперимента….21

2.2. Интерпретация результатов…. 25

2.3. Рекомендации воспитателям и родителям по развитию внимания дошкольников….30

Вывод по второй главе…. 33

Заключение….35

Список литературы…39

Приложение…42

Введение

Особенно актуальна на сегодняшний день, проблема развития внимания у детей старшего дошкольного возраста. У детей старшего дошкольного возраста внимание характеризуется неустойчивостью, периодически наблюдается его колебания, а также наблюдается снижение работоспособности. Характерной для старшего дошкольного возраста является недостаточная целенаправленность деятельности, что в последующем соответственно может отразиться на учебе детей в школе и вообще в последующей жизни. Поэтому данная проблема на сегодняшний день стоит очень остро и ею необходимо заниматься, начиная с детьми уже дошкольного возраста.

Проблемой развития внимания в дошкольном возрасте занимались такие научные исследователи, В. А. Калягин, Е. В. Овчинникова, Н. В. Разживина и др. А в настоящее время занимаются Е. М. Мастюкова, Н. С. Жукова, Т. Б. Филечева [4].

Дошкольные образовательные учреждения призваны создавать условия для физического и интеллектуального развития ребенка, а также осуществлять его подготовку к школе. Одним из непременных условий успешного обучения в школе является развитие преднамеренного, произвольного внимания в старшем дошкольном возрасте. Школа предъявляет требования к производительности детского внимания в плане умения действовать без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать получаемый результат. Дети, которые начинают обучение в школе, чаще всего страдают от неразвитости или рассеянности своего внимания.

Совершенствовать и развивать свое внимание так же важно, как и научить ребенка счету, письму и чтению.

Мыслительные процессы протекают правильнее и быстрее при наличии внимания, движения выполняются более аккуратно и четко.

По мнению психологов: «Внимание всегда есть сосредоточенность на чем- либо. В выделении одного объекта из массы других проявляется так называемая избирательность внимания: интерес к одному есть одновременное невнимание к другому. Внимание само по себе не является особым познавательным процессом. Оно присуще любому познавательному процессу (восприятию, мышлению, памяти) и выступает как способность к организации этого процесса» [22,C.25-35].

П. Я.Гальперина утверждает: «внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс, оно открывается как направленность настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности на своем объекте, лишь как сторона или свойство этой деятельности»[7,C.15-20]

По мнению Л. А.Венгера: «Внимание не имеет своего отдельного и специфического продукта. Его результат является улучшение всякой деятельности, которой оно сопутствует»[8,C.55-60].

Определимся, что означает понятие «избирательность внимания»?

«Избирательность внимания понимают, прежде всего избирательный (селективный) характер протекания познавательной деятельности, произвольный (преднамеренный) или непроизвольный (непреднамеренный) выбор ее объемов.

При этом избирательность проявляется не только в выборе данной деятельности, отборе данных воздействий, но и в более или менее длительном их сохранении (длительном удержании определенных образов в сознании)» [15,C.21-23].

Еще одна характерная особенность внимания – «сосредоточение (концентрация) психической деятельности сосредоточение субъекта на объекте, чем больше внимание отвлекающих раздражителей, тем более интенсивным (напряженным) будет внимание» [8,C.13-15].

Читайте также:  Из за чего ребенок отстает в развитии

По мнению Мухиной В. С. «Внимание ребенка в начале дошкольного возраста отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен только до тех пор, пока интерес не угаснет. Появление нового предмета тотчас же вызывает переключение внимания на него. Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом.

На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей и их передвижением в общем умственном развитии внимание приобретает большие сосредоточенность и устойчивость»[18,C.203-205].

Цель работы – исследовать особенности развития внимания детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования – дошкольный возраст.

Предмет исследования – развитие внимания в дошкольном возрасте.

Гипотеза исследования – уровень развития внимания детейможно определить по четырем критериям:

Коэффициент концентрации внимания;

Коэффициент устойчивости внимания;

Коэффициент переключаемости внимания;

Уровень интеллектуальной лабильности.

В соответствии с целью работы, предметом исследования, объектом исследования и гипотезой были поставлены следующие задачи,которые необходимо решить:

Дать основные определения внимания;

Рассмотреть особенности внимания детей старшего дошкольного возраста;

Рассмотреть, как происходит процесс развития внимания детей в старшем дошкольном возрасте;

Описать и провести констатирующий эксперимент;

Провести интерпретацию полученных результатов;

Дать рекомендации воспитателям и родителям по развитию внимания дошкольников;

Сделать выводы по исследованию теоретического материала работы;

Сделать вывод по проведенному эмпирическому исследованию;

Сделать общий вывод по всей работе.

В исследовании будут использоваться следующие методы:

Теоретический анализ литературных источников по вопросу развития внимания детей старшего дошкольного возраста;

Психодиагностические методики (Корректурная проба (Тест Бурдона, Методика «Интеллектуальная лабильность»);

Констатирующий эксперимент и обработка полученных данных.

Источник

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное 
образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Омский государственный педагогический
университет»

Факультет начального, дошкольного 
и специального образования

Кафедра педагогики и психологии детства

Развитие внимания
у детей старшего дошкольного 
возраста

Курсовая работа

по направлению Психолого-педагогическое
образование

профиль подготовки Психология и педагогика
дошкольное образование

(2012-2013 учебный год)

                                                                                                   
Выполнил: студент 21 группы

                                                                                                   
Сагателян Татьяна Николаевна

                                                                                                   
_________________ (подпись)

                                                                                                                                                
(подпись)

                                                                                                    Научный руководитель:

                                                                                                   
Ассистент

                                                                                       
Клюева Лариса Сергеевна

___________________ (подпись)

                                                                                                   
Отметка _________________

                                                                                                   
«___» _______________ 2012 г.

Омск, 2012

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы развития 
внимания у детей дошкольного 
возраста……………………………………………………………………….7

1.1 Понятие «внимание» в психолого-педагогической
литературе……………7

1.2 Особенности развития внимания 
у детей дошкольного возраста………..14

Выводы по главе I

Глава 2. Опытно- экспериментальная 
работа по изучению развития внимания
у детей дошкольного возраста……………………………………………………20

2.1 Диагностика уровней развития 
внимания у детей дошкольного 
возраста……………………………………………………………………………20

2.2 Методические рекомендации 
по развитию внимания у детей 
дошкольного возраста…………………………………………………………………………………24

Выводы по главе II

Заключение……………………………………………………………………….30

Библиография…………………………………………………………………….33

Введение .

В. А. Сухомлинский писал:
«Внимание маленького ребенка – 
это капризное «существо». Оно 
кажется мне пугливой птичкой, которая улетает
подальше от гнезда, как только стремишься
приблизиться к нему.

Когда же удалось, наконец,
поймать птичку, то удержать ее можно 
только в руках или в клетке.
Не ожидай от птички песен, если она 
чувствует себя узником. Так и внимание маленького ребенка:
если ты держишь его как птичку, то она
плохой твой помощник».

Проблема внимания традиционно 
считается одной из самых важных
и сложных проблем психологии.
От ее решения зависит развитие всей
системы психологического знания – как фундаментального, так и прикладного
характера.

Значимость внимания
в жизни человека, его определяющая
роль в отборе содержаний сознательного 
опыта, запоминании и научении очевидны.
Трудно усомниться также в необходимости 
всестороннего и детального исследования его феноменов.

В отличие от таких 
познавательных процессов как восприятие,
память, мышление, внимание своего особого 
содержания не имеет, оно проявляется 
как бы внутри этих процессов и 
неотделимо от них. Внимание характеризует 
динамику протекания психических процессов. Таким
образом, этот психический процесс является
условием успешного осуществления любой
деятельности как внешней, так и внутренней,
а его продуктом – ее качественное выполнение.

Читайте также:  Периоды интенсивного развития ребенка

Внимание, как и все 
остальные психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые
представлены непроизвольным вниманием,
а вторые — произвольным. Возникновение
и развитие у дошкольника внимания является
одним из важнейших приобретений личности
на данном этапе онтогенеза. Оно связано
с формированием у ребенка волевых качеств
и находится в теснейшем взаимодействии
с общим умственным развитием ребенка.

Развитие  внимания играет важную роль в деле подготовки
ребёнка к школьному обучению. Умение
произвольно обратить внимание на то,
что само по себе не привлекательно, но
необходимо для усвоения школьных знаний,
является важнейшим условием успеха в
учебной деятельности.

В современной зарубежной
и отечественной психологии проблема
внимания рассматривается в разных
планах: многие авторы, разрабатывая вопросы теории внимания, исследуют его роль
в деятельности человека (Л.С. Выготский
[12], С.Л. Рубинштейн [60]), другие — изучают
внимание со стороны его физиологических
механизмов (Т.Рибо[58], И.П. Павлов[48], А.Н.
Леонтьев [37]). Наконец, в очень большом
числе работ проблема внимания рассматривается
в психолого-педагогическом аспекте, (Н.Ф.
Добрынин [20-22], П.Я. Гальперин [14;15], Н.В.
Дубровинская [26], С.Л. Кабыльницкая [14;15]
и др.)

Внимание – важная
сторона познавательной деятельности.
Воспитателю детского сада необходимо знать особенности
его формирования. «Внимание, — писал К.Д.
Ушинский, — есть та дверь, которую не может
миновать ни одно слово ученья, иначе оно
не попадет в душу ребенка».

Объект исследования: развитие  внимания у детей старшего
дошкольного возраста.

Предмет исследования: особенности развития внимания у детей
дошкольного возраста.

Цель исследования: выявить оптимальные условия внимания
детей.

Изучив и проанализировав 
литературу по данной теме, нами была выдвинута 
следующая гипотеза: предполагаем, что развитие внимания у детей
дошкольного возраста будет проходить
успешнее при использовании психологических
средств: психогимнастика, игры, задания
и упражнения, направленные на развитие
внимания.

Для решения поставленной
проблемы и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:

Проанализировать состояние 
проблемы исследования в психологической 
и педагогической литературе.

Провести психологический 
анализ понятий «закономерность», «внимание»,
«свойства внимания», «виды внимания» 
и выявить особенности проявления закономерностей
внимания у детей старшего дошкольного
возраста.

Выявить особенности 
проявления закономерностей внимания
у детей старшего дошкольного возраста.

Экспериментально проверить 
эффективность психологических 
средств, направленных на развитие внимания у детей старшего
дошкольного возраста.

Методологической основой 
исследования явились теоретические 
положения по развитию особенностей
проявления развития внимания у детей 
дошкольного возраста В.В. Богословского,
А.Г. Ковалева, И.В. Дубровиной, Я. Стреляу, Б.М. Теплова,
Н.Ф. Добрынина, Д.Б. Эльконина и других.

Для решения поставленных
задач и проверки гипотезы был 
использован комплекс теоретических 
и эмпирических методов исследования:
анализ и обобщение психолого-педагогической
литературы, психолого-педагогический эксперимент,
методы качественного и количественного
анализа данных.

База исследования: исследование
осуществлялось на базе  Зеленопольского
детского сада, Омской области. В исследовании
приняло участие 10 детей.

Этапы исследования:

подготовительный: выбор 
темы, подбор и анализ литературы, определение 
проблемы, цели, объекта, выдвижение гипотезы

собственно-исследовательский:
постановка целей и задач эксперимента;
проведение психологического экспериментов 

интерпритационно — оформительский: обработка и систематизация
материала, формулировка выводов и оформление
курсовой работы

Научная новизна и 
теоретическая значимость работы: обобщены
представления ученых об особенностях
развития внимания у детей старшего
дошкольного возраста.

Практическая значимость
работы: педагоги дошкольного образования 
могут взять из материалов данного 
исследования разработки методической
документации по развитию внимания у 
детей старшего дошкольного возраста.

Структура работы: курсовая
работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии
(25 источников)

Глава 1. Теоретические 
основы развития  внимания у детей 
старшего дошкольного возраста

1.1 Понятие «внимание» 
в психолого-педагогической литературе

Внимание – очень 
важный психический процесс, который является
условием успешного осуществления любой
деятельности детей как внешней, так и
внутренней, а его продуктом – ее качественное
выполнение [10, с. 250].

Читайте также:  Основной линией развития ребенка не является

Проблемой изучения внимания
в течение многих десятков лет 
занимались и занимаются известные зарубежные и отечественные
психологи и педагоги (Дж. Миль, И. Гербарт,
Т. Рибо, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Добрынин,
Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, Л.Н. Леонтьев,
Р.С.Немов, Г.А. Урунтаева и многие другие).
Т. Рибо В своих трудах отечественный психолог
Н.Ф. Добрынин подчеркивает, что внимание
есть особый вид психической деятельности,
выражающейся в выборе и поддержании тех
или иных процессов этой деятельности
[11, с. 125].

По мнению С.Л. Рубинштейна 
внимание это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность
на нем, углубленность в направленную
на объект познавательную деятельность
[31, с. 524]

Л.С. Выготский и Л.Н.
Леонтьев указывали на существенное
значение речи для внимания, т.к. при 
посредстве слова происходит указание предмета, на котором надо сосредоточится.

Л.С. Выготский пытался 
проследить историю развития внимания.
Он писал, что история внимания есть
история развития организованности
его поведения, что ключ к генетическому 
пониманию внимания следует искать
не в нутрии, а вне личности ребенка [5, с.
147].

П.Я. Гальперин определяет
внимание как идеальное, свернутое 
и автоматизированное действие контроля,
учение о внимании как функции 
контроля – составная часть теории
поэтапного формирования умственных действий
[7, с. 110].

Отечественные психологи 
отмечают, что внимание – это 
состояние психической концентрации,
сосредоточенности на каком-либо объекте,
и его не возможно выделить как 
самостоятельную форму психической 
деятельности. Оно не имеет своего
отдельного, специфического продукта. Его результатом
является улучшение всякой деятельности,
к которой оно присоединяется. Таким образом,
внимание можно определить как психофизиологический
процесс, характеризующий динамические
особенности познавательной деятельности.

Внимание представляет собой психологический
феномен в отношении, которого до настоящего
времени среди психологов нет единого
мнения. С одной стороны, в психологической
литературе рассматривается вопрос о
существовании внимания как самостоятельного
психического явления. Некоторые авторы
утверждают, что внимание не может рассматриваться
как самостоятельное явление, поскольку
оно в той или иной мере присутствует в
любом другом психическом процессе. Другие
наоборот, отстаивают самостоятельность
внимания как психического процесса.

С другой стороны существуют
разногласия в том, к какому классу
психических явлений следует 
отнести внимание. Одни считают, что 
внимание – это познавательный психический 
процесс. Другие связывают внимание
с волей и деятельностью человека,
основываясь на том, что любая деятельность,
в том числе и познавательная, невозможна
без внимания, а само внимание требует
проявления определенных волевых усилий
[18, с. 206].

В свою очередь Маклаков
считает, что под направленностью 
психической деятельности следует подразумевать ее избирательный
характер, т.е. выделение из окружения
значимых для субъекта конкретных предметов,
явлений или выбор определенного рода
психической деятельности. В понятие направленности
включается также и сохранение деятельности
на определенный промежуток времени. Недостаточно
только выбрать ту или иную деятельность,
чтобы быть внимательным, — надо удержать
этот выбор, сохранить его.

Другой характеристикой 
внимания является сосредоточенность.
Под сосредоточенностью А.Г.Маклаков
подразумевает большую или меньшую углубленность
в деятельность. Очевидно, что чем сложнее
задача, тем большей должна быть интенсивность
и напряженность внимания, т.е. требуется
большая углубленность. С другой стороны
сосредоточенность связана с отвлечением
от всего постороннего.

Направленность и сосредоточенность 
тесно связаны между собой. Одно
не может существовать без другого.
Когда человек направляет на что 
– либо свое внимание, то одновременно
с этим он сосредотачивается на этом.
И наоборот, когда человек сосредотачивается на чем – либо, то он
направляет на это свою психическую деятельность.
Но, несмотря на тесную связь между ними,
эти понятия не являются тождественными.
Направленность связана с переходом от
одного занятия к другому, а сосредоточение
– с углубленностью в занятие[18, с.207].

Источник