Курсовая работа по сенсорному развитию ребенка раннего возраста

Курсовая работа по сенсорному развитию ребенка раннего возраста thumbnail

Замаева Наталья
Теоретические основы развития сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста (курсовая работа)

Введение

Продолжение. Понятие способностей в психолого-педагогической литературе

Проблема развития способностей занимает важное место, как в психологической, так и в педагогической теории, и ей посвящено значительное количество исследований.

Глубокий анализ проблемы способностейбыл дан ведущими отечественными психологами: Б. М. Тепловым, С. Л. Рубинштейном, В. Н. Дружининым, В. Д. Шадриковым и др.

Способности — свойства и качества (индивидуальные особенности) человека, делающие его пригодным к успешному выполнению каких-либо видов общественно-полезной деятельности (С. Л. Рубинштейн).

Как показывают исследования, большинство человеческих способностей имеет ярко выраженную сенсорную основу[17].

Начальные этапы познания мира обеспечиваются процессами ощущения и восприятия. Непосредственное чувственное восприятие окружающего составляет основу всех представлений человека. Характер этих представлений, их точность, отчетливость, полнота зависят от степени развития тех сенсорных процессов, которые обеспечивают отражение действительности, то есть от развитости ощущений и восприятий.

Особое значение чувственное познание окружающего мира имеет в дошкольном детстве. Дошкольный возраст — это возраст, когда складываются и развиваются сенсорные процессы. Поэтому сенсорное воспитание в этот период занимает важнейшее место.

Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт[19]. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям, но, абсолютно известно, что чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. Поэтому, на этапе младшего дошкольного возраста развитие сенсорных способностей играет ведущую роль.

Сенсорные способности — это функциональные возможности организма, обеспечивающие ощущение и восприятие человеком окружающего мира и самого себя.

В развитии сенсорных способностей важное место занимает усвоение сенсорных эталонов.

Сенсорные эталоны — общепринятые образцы внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы — геометрические фигуры, величины — метрическая система мер и т. д. [3].

Как показывают исследования, развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста определяется предметной деятельностью, присущей предыдущему возрастному этапу. При этом, внешние свойства предмета перестают определять собой действие, они, с одной стороны, дают возможность узнать предмет, а с другой — должны быть учтены при выполнении предметного действия. На этой позиции базируется современная система сенсорного развития детей в отечественной науке (В. Н. Аванесова, Л. А. Венгер, А. Н. Лебедева, Н. Н. Поддьяков, Н. П. Сакулина и др.).

В практике дошкольного воспитания сенсорному развитию детей уделяется достаточно много внимания, так как это позволяет научить адекватно, воспринимать предметы, выделять основные признаки и свойства. Но многочисленные исследования в педагогике и психологии показывают, что восприятие у детей носит неполный, неточный, фрагментарный и не целенаправленный характер. У детей существует недостаточность в овладении сенсорными эталонами, и поэтому нужно учить их видеть, учить воспринимать предметы и объекты в окружающем мире, развивать целенаправленное восприятие, развивать умение направлять свое внимание на те или иные стороны, выделять в предметах и явлениях самое существенные, характерные признаки и свойства.

Значение развития сенсорных способностей ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду.

Одним из таких средств на наш взгляд, являются занятия по математике, на которых не только развиваются математические навыки детей, но и осваиваются основные сенсорные эталоны (цвет, форма, геометрические фигуры, пространственные ориентировки и т. д.).

Поэтому цель нашего исследования: теоретически обосновать и экспериментальным путем показать влияние занятий по математике на развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста.

Читайте также:  Метод формул оценки физического развития ребенка

В соответствии с целью, объектом исследования является процесс сенсорного развития детей во 2-й младшей группе детского сада.

Предмет исследования: занятия по математике как средство развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Выявить уровень сформированности основных сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста.

3. Подобрать и апробировать комплекс дидактических упражнений и игр, используемых на занятиях по математике для развития сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста.

4. Проанализировать результаты исследования.

Методы исследования: теоретический анализ, изучение литературы по теме исследования, педагогический эксперимент.

Источник

назад (Назад)скачать (Cкачать работу)

Функция «чтения» служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!

полноценный представлений. Выделение свойств на начальных этапах, когда у детей еще не закреплены общепринятые эталонные представления, идет через соотнесения предметов между собой (25;26).

Ведущая деятельность в раннем возрасте — предметная, поэтому сенсорные задания необходимо включать именно в нее. Процесс учета цветoв, фopм и величин нeoбходим для выпoлнения предметных действий. В качестве таких действий могут выступать разделение предметов на две группы, размещение вкладок в гнезда, втыкание грибков — втулочек в отверстие доски (указанные виды действий описаны в работах Е.И. Радиной) (25;26).

Н.Н. Поддьякова говорила о том, что при решении различных сенсорных заданий важным оказывается обучение детей внешним приемам сопоставления объектов, например накладывание объектов друг на друга в случае ознакомления с формой, прикладывания их друг к другу с уравниванием по одной линии при знакомстве с величиной и, наконец, прикладывание вплотную при распознавании цвета. В процессе преобразования, эти внешние ориентировочные действия приводят к формированию сенсорных действий, позволяющих производить зрительное сопоставление объектов по их свойствам (16).

В возрасте четырех лет у детей происходит формирование сенсорных эталонов: устойчивых, закрепленных в речи представлений о цвете, геометрических фигурах их соотношениях по величине. Позже, необходимым этапом становится знакомство их с оттенками цвета, с типами геометрических фигур и с сравнением величин, элементов ряда, который состоит из большего количества предметов. Вместе с процессом формирования эталонов необходимо обучение детей методам изучения предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов — эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий. Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость в развитии у детей аналитического восприятия. Одной из основных особенностей сенсорного развития у детей в раннем возрасте является применение методов прикладывания, сравнивания, сопоставления цвета, формы, величины(16;32).

По словам А.П. Усовой, ранний возраст-период интенсивного развитие ощущений и восприятий. Правильное представление о предметах легче формируется в процессе их непосредственного восприятия, как зрительного, так и слухового и осязательного в процессе различного рода взаимодействий с этими предметами. Развитие процессов ощущения и восприятия у детей значительно обгоняет развитие мышления, поэтому в обучении дошкольников широко используется принцип наглядности (32;48).

Ребенoк, на oпределенных вoзрастных этапах, наибoлее вoсприимчив к различнoгo рoда вoздействиям. В связи с этим, каждый возрастной этап станoвиться благoприятной ступенью для дальнейшегo нервнo-психoлoгическoгo развития и разностороннего вoспитания ребенка дошкольного возраста: чем он младше, тем бoльше значимость в сенсорного oпыта, кoторый является oснoвой сенсорнoгo развития. 1.2 Дидактическаяигракаксредствосенсорногоразвитиядетейраннеговозраста Одним из самых важных средств развития сенсорной сферы является дидактическая игра. По словам ряда авторов, основной особенностью дидактических игр является то, что это игры направлены на

Источник

Г.А. Урунтаева [50] выделила особенности сенсорного развития в раннем детстве:

— складывается новый тип внешних ориентировочных действий;

— примеривание, а позднее зрительное соотнесение предметов по их признакам;

— возникают представления о свойствах предметов;

— освоение свойств предметов определяется их значимостью в практической деятельности.

Читайте также:  Медина джон правила развития мозга вашего ребенка

А.В. Запорожец указывал, что в дошкольном возрасте восприятие превращается в особую познавательную деятельность [31]. Л.А. Венгер обращает внимание на то, что главными линиями развития восприятия дошкольника выступают освоение новых по содержанию, структуре и характеру обследовательских действий и освоение сенсорных эталонов [37].

Исследование З.М. Богуславской показало, что на протяжении дошкольного возраста игровое манипулирование сменяется собственно обследовательскими действиями с предметами и превращается в целенаправленное его опробование для уяснения назначения его частей, их подвижности и связи друг с другом. К старшему дошкольному возрасту обследование приобретает характер экспериментирования [35].

Важнейшей отличительной особенностью восприятия детей 3-7 лет выступает тот факт, что соединяя в себе опыт других видов ориентировочной деятельности, зрительное восприятие становится одним из ведущих. Соотношения осязания и зрения в процессе обследования предметов неоднозначны и зависят от новизны объекта и стоящей перед ребёнком задачи. Так, при предъявлении новых предметов, по описанию В.С. Мухиной, возникает длительный процесс ознакомления, сложная ориентировочно-исследовательская деятельность [26]. Дети берут предмет в руки, ощупывают, пробуют на вкус, сгибают, растягивают, стучат об стол и пр. Таким образом, они сначала знакомятся с предметов в целом, а потом выделяют в нём отдельные свойства. В ходе выполнения разных видов деятельности при соответствующем педагогическом руководстве средние дошкольники учатся наблюдать, рассматривать объекты для выделения разных его сторон.

Н.Н. Поддъяков выявил следующую последовательность действий ребёнка при обследовании предметов. Первоначально предмет воспринимается в целом. Затем вычленяются его главные части и определяются их свойства (форма, величина и пр.). На следующем этапе выделяются пространственные взаимоотношения частей относительно друг друга (выше, ниже, справа, слева). В дальнейшем вычленении более мелких деталей устанавливается их пространственное расположение по отношению к их основным частям. Завершается обследование повторным восприятием предметов[39].

В ходе обследовательской деятельности происходит как бы перевод свойств воспринимаемого объекта на знакомый ребёнку язык, каковым являются системы сенсорных эталонов [40]. Ознакомление с ними и способами их использования (начиная с 3-х лет) занимает основное место в сенсорном развитии ребёнка.

Освоение сенсорных эталонов не только значительно расширяет сферу познаваемых ребёнком свойств, но и позволяет отражать взаимосвязь между ними. Сенсорные эталоны – это представления о чувственно воспринимаемых свойствах объектов. Эти представления характеризуются обобщённостью, так как в них закреплены наиболее существенные главные качества. Осмысленность эталонов выражается в соответствующем названии – слове. Эталоны не существуют отдельно друг от друга, а образуют определённые системы. Например, спектр цветов, шкала музыкальных звуков, система геометрических форм и пр., что составляет их системность.

Исследования под руководством Л.А. Венгера позволили проследить этапы усвоения эталонов.

Подводя итог развитию сенсорных способностей дошкольника можно выделить следующее:

— зрительное восприятие становится ведущим при ознакомлении с окружающим;

— осваиваются сенсорные эталоны;

— возрастает целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия;

— с установлением взаимосвязей с речью и мышлением восприятие интеллектуализируется.

1.3 Особенности развития восприятия у детей раннего возраста

В психологической литературе указывается, что органы чувств новорождённого начинают функционировать с моменты рождения. Уже у месячного ребёнка можно зафиксировать следящие движения глаз [3]. Зрительное сосредоточение, т.е. способность фиксировать взор на предмете, появляется на втором месяце жизни.

Первые дни и недели – чрезвычайно благоприятный период для начала целенаправленного воспитания и обучения. Своевременное начало деятельности всех органов чувств позволяет малышу успешно развиваться в дальнейшем. Современные психолого-педагогические исследования свидетельствуют о больших возможностях малыша [20]. При целенаправленном обучении двухнедельный ребёнок следит за перемещающимися предметами, в три недели внимательно рассматривает предметы окружающей обстановки, различает не только контрастные, но и близкие цветовые тона: красный и оранжевый, оранжевый и жёлтый и т.д.

Новорождённый ребёнок уже многое слышит, видит, воспринимает путём осязания. Его органы чувств готовы к действию и им нужна своеобразная пища для дальнейшего развития [40]. Малыши в возрасте одного месяца по-разному реагируют на звуки весёлой и грустной мелодии: затихает при грустной и оживлённо двигает руками и ногами при весёлой. При слушании грустной мелодии у малыша может измениться выражение лица: уголки рта опускаются вниз, лицо становится печальным [34]. На втором месяце жизни младенец особым образом реагирует на людей, выделяя и отличая их от предметов [49]. Его реакции на человека являются специфическим и почти всегда ярко эмоционально окрашенными. На улыбку матери в возрасте 2-3 месяцев младенец реагирует так же улыбкой и общей активизацией движений. Это называется комплексом оживления.

Читайте также:  Как оформить инвалидность ребенку с задержкой речевого развития

В отличие от новорожденного ребёнок 1,5 – 3 месяцев проявляет пристальный интерес к тому, что происходит вокруг [3]. Отличительным признаком служит появление социальной улыбки. Другим признаком является зрительное обнаружение младенцем своей руки. К 3 месяцам движения рук малыша становятся плавными, свободными. Он часто выпрямляет руки над грудью, случайно захватывает и ощупывает одной рукой другую, затем пелёнки и одеяло, а потом все предметы, которые попадаются под руку [39].

Малыш случайно натыкается на висящие игрушки и радуется новым ощущениям. Получив удовольствие, он старается повторить движение и тянется к предмету снова. Из всех изменений, играющих решающую роль в психическом развитии ребёнка, на первое место по объективному значению должно быть поставлено основное отношение: восприятие – движение [10]. В 3-4 месяца ребёнок долго и сосредоточенно занимается игрушками, висящими около него: наталкивается на них руками и следит как они раскачиваются, пытается их захватить и удержать. А. Бинэ отмечает, что с 4-5 месяцев движения захватывания становятся более точными. Таким образом, с освоением хватания в 4 месяца начинается развитие руки младенца как анализатора [5].

Зрительно-тактильно-кинестетические связи образуются в момент направления рук к предмету и овладения им.

У ребёнка возникают определённые ощущения при прикосновении ладоней, пальцев к предмету. После образования этих связей вид предмета становится стимулом целенаправленных движений рук. Овладение относительно тонкими действиями рук происходит в процессе развития зрения, осязания и кинестетического чувства (положения и перемещения тела в пространстве), а затем движения руки начинают осуществляться в основном под контролем зрения, т.е. зрительные анализатор выполняет ведущую роль в развитии движений руки [28]. Ощупывая предмет, рука воспроизводит, следуя за очертаниями, его величину, контур, затем с помощью сигналов, идущих от нее двигательных рецепторов, формирует их «слепок» в мозгу. Такова роль и участие движения в возникновении ощущений и восприятий. Возникающие ассоциации формирующегося зрительного опыта с опытом тактильно-двигательным И.П. Павлов выразил простыми словами: «Глаз «учит» руку, рука – «учит» глаз».

Итак, к 6 месяцам у ребёнка развита зрительно-двигательная координация, и рука приспособлена к величине и форме схватываемого предмета. С помощью восприятия разных предметов обогатились его зрительные ощущения. В 6 месяцев малыш обычно начинает удерживать в каждой руке по игрушке, может перекладывать их из одной руки в другую [23].

Когда ребёнок начинает садиться, то видимый мир предметов предстаёт перед ним по-новому. Увеличение сферы обозрения способствует активизации познавательной деятельности, побуждая к действенному освоению мира. У ребёнка первого года жизни интерес к предмету обусловлен, прежде всего, возможностями практического действия с ними: он получает удовольствие и от самого действия (открывать, закрывать, снимать и т.д.) и от различных изменений предмета, которые возникают благодаря его действиям, что и поддерживает активность ребёнка и способствует возникновению более устойчивого интереса к предмету и его свойствам.

В действиях ребёнка проявляются первые познавательные реакции [28]. Интерес ребёнка к окружающим вещам и предметам возрастает по мере того, как развиваются его движения, совершенствуется зрение [37]. В ходе предметных действий ребёнок узнаёт свойства и качества предметов, устанавливает первые простые связи между ними. На первом году жизни благодаря предметным действиям ребёнок накапливает собственный практический опыт, который не могут заменить никакие беседы, описания или рассказы взрослого [32]. В конце первого года жизни на основе зрительного восприятия появляются первые слова ребёнка, которые относятся к предмету.

Г.А. Урунтаева выделила особенности сенсорного развития в младенческом возрасте:

Источник