Курсовая работа на тему развитие памяти у ребенка

Курсовая работа на тему развитие памяти у ребенка thumbnail

«Развитие памяти у детей»

Память — это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения.

В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредствованной. Современный ребенок должен многое запоминать: заучивать материал буквально, уметь пересказать его близко к тексту или своими словами, а кроме того помнить заученное и уметь воспроизвести его через длительное время. Неумение ребенка запоминать сказывается на его успеваемости и влияет в конечном итоге на отношение к учебе и школе.

Совершенствование памяти в младшем школьном возрасте обусловлено, прежде всего приобретением в ходе учебной деятельности различных способов запоминаниями обработкой запоминаемого материала. Но без специальной работы, направленной на формирование таких способов, они складываются у детей стихийно и нередко существенно различаются у учащихся 1–2 и 3–4 классов.

Одной из важных задач учителя является проведение систематической и целенаправленной работы по развитию памяти учащихся. Память слагается из трех процессов: запоминания, сохранения (или забывания) и воспроизведения того, что запомнилось. От того, как было организовано запоминание, зависят особенности и сохранения, и воспроизведения, то есть их прочность, полнота, точность

Приемов развития памяти очень много. Я хочу поделиться теми приемами, которые способствуют более рациональному запоминанию и повышают его результативность. Прием развития памяти — осмысление. Первая задача памяти — это собственно мыслительная деятельность. Школьник должен научиться ставить перед собой сознательную задачу — осмыслить заданное. Сначала устанавливается общий смысл текста. Затем выясняется то, какими способами передано это содержание.

Поэтому нужно учить находить общую мысль в ряде фраз и по этому признаку их объединять. Каждую из выделенных частей нужно тут же озаглавить. Заголовок каждой из частей помогает выделять главную мысль каждой части рассказа. Приучаясь выделять главную часть, дети приучаются к работе над текстом, а не просто к пассивному чтению и механическому повторению написанного, без выделения в нем существенного. Смысловая обработка относится не только к текстам, рассказам, но также и к запоминанию правил по математике, русскому языку. Одним из способов улучшения понимания и запоминания является соотнесение изучаемого материала с ранее изученным. Данный прием называется приемом соотнесения.

Прием соотнесения является одним из видов аналогии — аналогии действия. При этом на основе повторения ранее известного вычислительного случая  4 + 2  выводится способ решения для случая 40 + 20. Аналогично рассматривается вычитание 50 — 30. При таком подходе особенно важно выяснение цели соотнесения и его рациональности.

Самый распространенный прием запоминания в начальной школе — прием запоминания наизусть путем многократных повторений. Этому способствует то, что заучивание часто требуется в начальной школе (таблицы сложения, умножения, все правила, стихи обычно дают заучить наизусть), и то, что ребенку легче пересказывать содержание фразами учебника, чем конструировать свои предложения. Поскольку материала для запоминания каждый раз достаточно много, то способ запоминания наизусть обычно приносит успех в начальной школе.

Развить память помогает также заинтересованность материалом, положительное отношение к запоминанию. То, что понравилось, хочется запомнить. Поэтому для развития памяти ребенка полезны не только специальные упражнения, а формирование интереса к знаниям, к отдельным учебным предметам, развитие положительного отношения к ним.

Можно выделить  для учащихся несколько правил тренировки памяти:

  1. Ставь цель запомнить надолго.
  2. Пользуйся смысловыми опорами, смысловой группировкой.
  3. Заучивай с желанием знать и понимать.
  4. Тренируй внимание и наблюдательность. Вспоминая предмет, вспоминай его детали.
  5. Короткие стихи учи целиком, длинные — разбивай на отрывки.
  6. Заучивай и повторяй небольшими частями — лучше учить по одному часу семь дней, чем семь часов подряд в один день.
  7. Начинай повторять до того, как материал начал забываться.

Людям во всем помогают разные виды памяти, но их надо тренировать и развивать. Приведу примеры некоторых развивающих упражнений и игр, используемых на своих уроках, которые способствуют увеличению объёма памяти.

«Цепочка слов». Учитель называет по три слова, связанных по смыслу: круг, треугольник, квадрат; плюс, минус, равняется; шесть, четыре, два и т. д. Затем снова называет первое, второе и третье слово, учащиеся называют их по одному или хором. При анализе подчеркивается, что слова связанные по смыслу, запоминаются легче.

«Повтори-ка!». Учитель называет слово (например, солнце). Ученик повторяет это слово и добавляет другое (солнце, ворона). Следующий ученик, перечислив ранее названные слова, добавляет свое и т. д. Тот, кто не сумеет повторить всех слов или перепутает их порядок, выбывает из игры. Побеждает тот, кто останется, т. е. у кого лучше память.

«Исчезнувший предмет». На столе ставится несколько небольших игрушек. Ребятам предлагается запомнить, что находится на столе. Затем дети отворачиваются, а ведущий прячет один предмет и предлагает участникам игры отгадать, какой именно.

«Запомни порядок». Выбирают 5–6 детей. Остальные «зрители». Из выбранных детей один становится водящим. Другие 4–5 участников выстраиваются в «паровозики». Водящий должен посмотреть на паровозик одну минуту, а затем отвернуться и перечислить детей по именам так, как они стоят.

На уроках русского языка целесообразно использовать следующие упражнения.

«Кто больше запомнит». На каждом уроке русского языка проводится словарный диктант. Учитель произносит один раз и больше не повторяет цепочку, например, из трех слов. Затем делает паузу, во время которой дети записывают то, что запомнили. Читает новую строчку из трех слов и опять делает паузу. После чего учащиеся каждый у себя и друг у друга подсчитывают, сколько записали слов и проверяют правильность их написания. Диктант надо начинать с цепочки из трех слов. Далее цепочка увеличивается.

«Запомни и запиши предложение». Читаю предложение, записанное на доске вслух, чтобы дети поняли смысл. Дети читают вслух, отчетливо и ясно проговаривая каждое слово по слогам. Читают предложение по слогам про себя. Просматривают его, чтобы глаза запомнили, как пишутся слова, особенно трудные. Объясняют все орфограммы (коллективно).

Закрывают глаза и мысленно крупно и разборчиво яркими буквами «пишут» каждое слово ручкой в воздухе. При этом проговаривают трудные слова по слогам. Если учащиеся не уверены в написании какого-то слова, открывают глаза, рассматривают его еще раз и снова проделывают с ним ту же работу.

Запись предложения в тетрадь. Доска с написанным предложением при этом закрывается. После записи предложения в тетрадь доска открывается и задание проверяется.

Данные упражнения не только укрепляют память, но и повышают орфографическую грамотность, увеличивают скорость письма.

Особое место отвожу решению задач. Для индивидуальной работы готовлю дидактический материал, организую дополнительные занятия. В ходе урока даю возможность ученикам побыть «учителем». Ребята — «учителя» самостоятельно проверяют выполнение задания и даже ставят отметки. Это позволяет контролировать ребят, помогает каждому ученику почувствовать свою значимость.

Читайте также:  Моторное развитие недоношенного ребенка

Полученные знания в начальном звене мои ученики подтверждают и в среднем звене.

Подводя итог нужно отметить, что учителю в работе по развитию и укреплению памяти учащихся необходимо учитывать некоторые закономерности запоминания:

  1. запоминание зависит от цели, которую поставил перед собой ученик;
  2. от способа и средства предъявления материала (в начальных классах прежде всего от использования наглядности);
  3. от рациональной организации повторения материала;
  4. в запоминании должны участвовать все виды памяти;
  5. процессе запоминания большую роль играет самоконтроль: воспроизведение вслух, записи, ответы на поставленные вопросы, вопросы самому себе и ответы на них и т. д.

Для улучшения запоминания полезно применять некоторые специальные приемы: составление плана, соотнесение изучаемого материала с ранее изученным и т. д.

Знание этих закономерностей, подробное изучение свойств памяти, приемов запоминания, разнообразие развивающих игр, упражнений позволило мне найти те способы и методы организации работы, которые действительно дают результаты по развитию и укреплению памяти.

Развивая  память учащихся, не следует ожидать мгновенных результатов. Это очень долгая и трудная работа. Но ее необходимо проводить для того, чтобы учащиеся научились управлять своей памятью, сделали ее безотказным оружием, помогающим в работе. Память надо настойчиво развивать, формировать, а не относиться к ней как к врожденной и неизменной способности.

Источник

Курсовая работа на тему развитие памяти у ребенка

Èçó÷åíèå îñîáåííîñòåé ïðîöåññà èçìåíåíèÿ ïàìÿòè äåòåé â äîøêîëüíîì âîçðàñòå: ðàñøèðåíèå êðóãîçîðà, îâëàäåíèå çíàíèÿìè, óìåíèÿìè, íàâûêàìè. Õàðàêòåðèñòèêà îñíîâíûõ âèäîâ ïàìÿòè: íåïðîèçâîëüíîé è ïðîèçâîëüíîé. Àíàëèç ìåõàíè÷åñêîãî è ëîãè÷åñêîãî çàïîìèíàíèÿ.

ÐóáðèêàÏåäàãîãèêà
Âèäðåôåðàò
ßçûêðóññêèé
Äàòà äîáàâëåíèÿ01.11.2010
Ðàçìåð ôàéëà31,8 K

Îòïðàâèòü ñâîþ õîðîøóþ ðàáîòó â áàçó çíàíèé ïðîñòî. Èñïîëüçóéòå ôîðìó, ðàñïîëîæåííóþ íèæå

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

ÐÅÔÅÐÀÒ

íà òåìó: Ðàçâèòèå ïàìÿòè ó äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà

ÑÎÄÅÐÆÀÍÈÅ

  • ÂÂÅÄÅÍÈÅ
  • 1. ÍÅÏÐÎÈÇÂÎËÜÍÀß ÏÀÌßÒÜ
  • 2. ÏÐÎÈÇÂÎËÜÍÀß ÏÀÌßÒÜ
  • 3. ÇÀÄÀÍÈß ÄËß ÐÀÇÂÈÒÈß ÏÀÌßÒÈ Ó ÄÅÒÅÉ ÄÎØÊÎËÜÍÎÃÎ ÂÎÇÐÀÑÒÀ

Ïîäîáíûå äîêóìåíòû

  • Ñðàâíèòåëüíûé àíàëèç ïðîöåññà ïàìÿòè ó íîðìàëüíî ðàçâèâàþùèõñÿ äîøêîëüíèêîâ è ó äåòåé ñ íàðóøåíèÿìè ðå÷è. Ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêèå óñëîâèÿ ôîðìèðîâàíèÿ ïàìÿòè ó äîøêîëüíèêîâ ñ íàðóøåíèÿìè ðå÷è. Ñèñòåìà ðàáîòû ïî ôîðìèðîâàíèþ íåïðîèçâîëüíîé ïàìÿòè.

    äèïëîìíàÿ ðàáîòà [142,5 K], äîáàâëåí 27.11.2012

  • Ïðîáëåìà ïàìÿòè â èññëåäîâàíèÿõ îòå÷åñòâåííûõ è çàðóáåæíûõ ïñèõîëîãîâ. Âûÿâëåíèå óðîâíÿ ðàçâèòèÿ ïðîèçâîëüíîé ïàìÿòè ó äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà (êîíñòàòèðóþùèé ýêñïåðèìåíò). Ïîäáîð ñèñòåìû äèäàêòè÷åñêèõ èãð ïî ðàçâèòèþ ïðîèçâîëüíîé ïàìÿòè ó äåòåé.

    äèïëîìíàÿ ðàáîòà [845,1 K], äîáàâëåí 21.12.2016

  • Ïñèõîëîãè÷åñêèå îñîáåííîñòè ðàçâèòèÿ äåòåé ñòàðøåãî äîøêîëüíîãî âîçðàñòà. Ìåòîäèêà Óðóíòàåâîé è Àôîíüêèíîé «Èçó÷åíèå óðîâíÿ ðàçâèòèÿ ïðîèçâîëüíîé îáðàçíîé ïàìÿòè». Ðàçðàáîòêà êîìïëåêñà äèäàêòè÷åñêèõ èãð è óïðàæíåíèé ïî ôîðìèðîâàíèþ îáðàçíîé ïàìÿòè.

    äèïëîìíàÿ ðàáîòà [544,8 K], äîáàâëåí 13.03.2013

  • Ôèçèîëîãè÷åñêàÿ îñíîâà è âèäû ïàìÿòè, ìåòîäû åå ðàçâèòèÿ. Âîçðàñòíûå îñîáåííîñòè ïàìÿòè ìëàäøèõ øêîëüíèêîâ. Äèàãíîñòèêà ïàìÿòè, îðãàíèçàöèÿ è àíàëèç ðåçóëüòàòîâ îïûòíî-ýêñïåðèìåíòàëüíîé ðàáîòû ïî ðàçâèòèþ ïàìÿòè ó äåòåé ìëàäøåãî øêîëüíîãî âîçðàñòà.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [360,4 K], äîáàâëåí 10.11.2010

  • Òåîðåòè÷åñêîå èññëåäîâàíèå ïðîáëåìû ðàçâèòèÿ ïàìÿòè ó äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà ñ îáùèì íåäîðàçâèòèåì ðå÷è. Îïèñàíèå ñðåäñòâ è îïðåäåëåíèå óñëîâèé ðàçâèòèÿ ïàìÿòè äîøêîëüíèêîâ ñ ÎÍÐ. Ïðèìåíåíèå ñëîâåñíûõ èãð êàê ñðåäñòâà ðàçâèòèÿ ïàìÿòè ó äåòåé ñ ÎÍÐ.

    äèïëîìíàÿ ðàáîòà [2,8 M], äîáàâëåí 27.05.2013

  • Îñîáåííîñòè ðàçâèòèÿ çðèòåëüíîé ïàìÿòè ó äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà â ïðîöåññå ïîçíàâàòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè. Êðèòåðèè è ïîêàçàòåëè îöåíêè çðèòåëüíîé ïàìÿòè ó äåòåé ñòàðøåãî äîøêîëüíîãî âîçðàñòà, ìåòîäèêà èññëåäîâàíèÿ è ðàçâèòèå ñ ïîìîùüþ äèäàêòè÷åñêèõ èãð.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [90,5 K], äîáàâëåí 28.07.2011

  • Ïñèõîëîãè÷åñêèå îñîáåííîñòè ïàìÿòè äåòåé ìëàäøåãî äîøêîëüíîãî âîçðàñòà. Ïðîöåäóðà è ìåòîäèêà ýêñïåðèìåíòàëüíîãî èññëåäîâàíèÿ îñîáåííîñòåé ïðîöåññîâ çàïîìèíàíèÿ: «ïîíèìàíèå ðèñóíêîâ», âåðáàëüíàÿ èíòåðïðåòàöèÿ, îñìûñëèâàíèå ëîãè÷åñêèõ ñâÿçåé â ñîäåðæàíèè.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [2,4 M], äîáàâëåí 17.04.2014

  • Îáó÷åíèå ïðèåìàì ëîãè÷åñêîãî çàïîìèíàíèÿ äåòåé øåñòîãî ãîäà æèçíè ïîñðåäñòâîì êîìïüþòåðíûõ èãð. Ðàçâèòèå ïàìÿòè ó äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà. Ïåäàãîãè÷åñêèå ïðèåìû îáó÷åíèÿ ïðèåìàì ëîãè÷åñêîãî çàïîìèíàíèÿ, àíàëèç ðåçóëüòàòîâ ýêñïåðèìåíòàëüíîé ðàáîòû.

    äèïëîìíàÿ ðàáîòà [204,9 K], äîáàâëåí 28.07.2011

  • Ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêàÿ õàðàêòåðèñòèêà äåòåé ñ óìñòâåííîé îòñòàëîñòüþ ìëàäøåãî øêîëüíîãî âîçðàñòà, îñîáåííîñòè ðàçâèòèÿ ïàìÿòè. Èçó÷åíèå îñîáåííîñòåé ðàçâèòèÿ ñëóõîðå÷åâîé ïàìÿòè ó äåòåé ìëàäøåãî øêîëüíîãî âîçðàñòà ñ èíòåëëåêòóàëüíîé íåäîñòàòî÷íîñòüþ.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [175,6 K], äîáàâëåí 15.12.2013

  • Îñîáåííîñòè öâåòîâîñïðèÿòèÿ è öâåòîîùóùåíèÿ. Ôèçèîëîãè÷åñêîå, îïòè÷åñêîå è ýìîöèîíàëüíîå âîçäåéñòâèå öâåòà. Ïðîöåññ îçíàêîìëåíèÿ ñ öâåòîì íà çàíÿòèÿõ ïî ðèñîâàíèþ äåòåé ñòàðøåãî äîøêîëüíîãî âîçðàñòà. Èññëåäîâàíèå ïðîèçâîëüíîé è íåïðîèçâîëüíîé ïàìÿòè.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [67,4 K], äîáàâëåí 06.12.2009

Курсовая работа на тему развитие памяти у ребенка

  • ãëàâíàÿ
  • ðóáðèêè
  • ïî àëôàâèòó
  • âåðíóòüñÿ â íà÷àëî ñòðàíèöû
  • âåðíóòüñÿ ê íà÷àëó òåêñòà
  • âåðíóòüñÿ ê ïîäîáíûì ðàáîòàì

Источник

Явления памяти могут в равной мере относиться к эмоциональной сфере и сфе­ре восприятий, к закреплению двигательных процессов и интеллектуального опы­та.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава I. Научно — теоретические подходы к изучению развития памяти у дошкольников

1.1. Особенности памяти как психологического процесса
1.2. Возрастные особенности дошкольников
1.3. Специфика развития памяти у дошкольников

(Далее смотрите в этой же статье)

Глава 2. Опытно экспериментальная работа по развитию памяти у дошкольников средствами  дидактической игры

2.1. Констатирующий эксперимент
2.2. Формирующий эксперимент
2.3. Контрольный эксперимент

Выводы
Библиография
Приложение

Введение

Память представляет собой форму психического отражения прошлого опыта во всем его многообразии. Она лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. Память связывает прошлое, настоящее и будущее человека, обеспечивая единство его психики и придавая ей индивидуальность. Память включается во все виды и уровни деятельности, поскольку, действуя человек, опирается на собственный и исторический опыт. Особое место память занимает в системе познавательных процессов, объединяя восприятие, воображение и мышление в единую систему, направленную на познание окружающей действительности.

Явления памяти могут в равной мере относиться к эмоциональной сфере и сфе­ре восприятий, к закреплению двигательных процессов и интеллектуального опы­та. Все закрепление знаний и навыков и возможность пользоваться ими относится к разделу памяти. Соответственно этому перед психологической наукой стоит ряд сложных про­блем, входящих в раздел изучения процессов памяти. В частности: как запечатлеваются следы; каковы физиологические механизмы этого запечатления, или «записи» следов; какие условия содействуют этому запечатлению; каковы его границы; какие приемы позволяют расширить объем запечатленного материала. Она также ставит перед собой задачу ответить на вопросы: как долго могут храниться эти следы; каковы механизмы сохранения следов на короткие и длинные отрезки вре­мени; каковы те изменения, которые претерпевают следы памяти, находящиеся в скрытом состоянии; какое влияние они могут оказывать на протекание познавательных процес­сов человека.

Читайте также:  Центр развития ребенка г малоярославец

В дошкольном возрасте значительные изменения происходят во всех сферах  психического развития ребенка. Как  ни в каком другом возрасте ребенок осваивает широкий круг деятельности, формируется как их техническая сторона, так и мотивационно-целевая. В познавательной сфере главным достижением является основание средств и способов познавательной деятельности. Чтобы ребенок осваивал успешно учебную деятельность, был подготовлен к школе, у него должны быть хорошо развиты познавательные процессы, в том числе все виды памяти.

Важнейшей особенностью в раз­витии познавательной сферы дошкольника, – подчеркивал Л. С. Выготский, –  является то, что в ходе детского развития складывается совершенно новая система функций ребенка, которая характеризуется в первую очередь тем, что в цен­тре сознания становится память. Памяти в дошкольном возрасте при­надлежит доминирующая роль. Этим обусловлена актуальность исследуемой нами темы: особенности развития памяти дошкольников».

Объект исследования: память детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: особенности развития памяти у дошкольников.

Цель: выявить характерные особенности развития памяти у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Изучение теоретических подходов развития памяти.
  2. Выявление особенностей развития памяти у дошкольников 6 лет.
  3. Разработка развивающе-коррекционной работы средствами дидактической игры.
  4. Определение эффективности развивающе-коррекционной работы.

Гипотеза: предполагаем, что память у дошкольников 6 лет эффективно развивается в процессе развивающе-коррекционной работы средствами дидактической игры.

База исследования: Подгородне-Покровский детский сад “Ручеек”.

Глава 2. Опытно экспериментальная работа по развитию памяти у дошкольников средствами дидактической игры

2.1. Констатирующий эксперимент

Констатирующий эксперимент проводился с 10.09.2004 по 20.09.2004 в Покровском ДОУ “Ручеек”. В эксперименте участвовали 10 дошкольников подготовительной группы.

Цель: выявление особенностей развития памяти у дошкольников 6–7-летнего возраста.

Методики исследования:

  • изучение слуховой памяти;
  • изучение зрительной памяти;
  • изучение образной памяти;
  • изучение природной памяти;

Источники:

  • Симонова Л. Ф. Память детей 5–7 лет. – Ярославль, 2000. – С. 31–52.
  • Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по дошкольной психологии – М: Академия, 1998. – С. 62-81.

1. Изучение слуховой памяти по методике «10 слов»

Описание методики 10 слов.

Имя ребенка

Количество
воспроизведенных слов

Уровень

1. Илья М.

4

средний

2. Люда В.

1

низкий

3. Катя У.

4

средний

4. Лиля Я.

2

низкий

5. Настя М.

7

высокий

6. Настя С.

4

средний

7. Аня Н.

4

средний

8. Даша А.

5

средний

9. Максим Б.

4

средний

10. Рома Я.

2

низкий

В среднем по группе

4

средний

Итак,

  • высокий уровень – 1 человек (10%);
  • средний уровень – 6 человек (60%);
  • низкий уровень – 3 человека (30%).

В целом по группе дети имеют средний уровень слуховой механической памяти. Люда В. хуже всех справилась с заданием. Одно слово назвала правильно, остальные назвала не из предложенного списка, путалась. Лиля Я. и Рома Я. при выполнении задания отвлекались, были не сосредоточены, потому у них низкие показатели, всего по 2 слова. Настя М. выполнила задание на высоком уровне, четко запомнила 7 слов.

2. Изучение зрительной памяти по методике Д. Векслера

Описание методики Векслера.

Имя ребенка

Количество баллов

Уровень

1. Илья М.

8

средний

2. Люда В.

6

средний

3. Катя У.

7

средний

4. Лиля Я.

5

низкий

5. Настя М.

9

средний

6. Настя С.

4

низкий

7. Аня Н.

9

средний

8. Даша А.

10

высокий

9. Максим Б.

10

высокий

10. Рома Я.

4

низкий

В среднем по группе

7,2

средний

Итак,

  • высокий уровень – 2 человека (20%);
  • средний уровень – 5 человек (50%);
  • низкий уровень – 3 человека (30%).

В целом по группе дети имеют средний уровень зрительной памяти.

3. Методика «Изучение образной памяти»

Описание методики изучения образной памяти.

Имя ребенка

Кол-во правильных

ответов

Уровень

1. Илья М.

8

высокий

2. Люда В.

3

средний

3. Катя У.

2

низкий

4. Лиля Я.

4

средний

5. Настя М.

7

средний

6. Настя С.

3

низкий

7. Аня Н.

4

средний

8. Даша А.

6

средний

9. Максим Б.

7

средний

10. Рома Я.

4

средний

В среднем по группе

4,8

средний

Итак,

  • высокий уровень – 1 чел (10%).
  • средний уровень – 7 чел (70%).
  • низкий уровень – 2 чел (20%).

В целом по группе дети имеют средний уровень образной памяти. Затруднялись в ответах Катя У., Люда В., Настя С. Они старались придумывать те предметы, которых в таблице не было. Данные дети отличаются не внимательностью, не могут сконцентрироваться на задании. Остальные дети старались сосредоточиться, показывали средние результаты.

4. Методика «Изучение природной памяти»

Описание методики изучения природной памяти.

Имя ребенка

Время, затраченное на выполнение задания (сек)

Уровень

1. Илья М.

18

средний

2. Люда В.

28

средний

3. Катя У.

15

средний

4. Лиля Я.

30

средний

5. Настя М.

6

высокий

6. Настя С.

25

средний

7. Аня Н.

21

средний

8. Даша А.

10

высокий

9. Максим Б.

8

высокий

10. Рома Я.

24

средний

В среднем по группе

18,5

средний

Итак,

  • высокий уровень – 3 человека (30%);
  • средний уровень – 7 человек (70%);
  • низкий уровень – нет.

В целом по группе дети имеют уровень выше среднего. Дети быстро ориентировались в задании и с успехом его выполняли. Особенно удачно получилось у Насти М. и Максима Б. Более замедленный темп работы был у Лили Я., так как девочка рассеянная и медлительная.

Анализ результатов исследования по всем методикам

Имя ребенка

Уровень

Слуховая память

Зрительная память

Образная память

Природная память

1. Илья М.

средний

средний

высокий

средний

2. Люда В.

низкий

средний

средний

средний

3. Катя У.

средний

средний

низкий

средний

4. Лиля Я.

низкий

низкий

средний

средний

5. Настя М.

высокий

средний

средний

высокий

6. Настя С.

средний

низкий

низкий

средний

7. Аня Н.

средний

средний

средний

средний

8. Даша А.

средний

высокий

средний

высокий

9. Максим Б.

средний

высокий

средний

высокий

10. Рома Я.

низкий

низкий

средний

средний

По группе

средний

средний

средний

средний

Читайте также:  Провести тест на развитие ребенка

Итак, результаты получились следующие:

  • Высокий уровень развития памяти: Настя М., Даша А. – 20%;
  • Средний уровень развития памяти: Илья Р., Катя У., Настя С., Аня Н., Максим Б. – 50%.
  • Низкий уровень развития памяти:  Люда В., Лиля Я., Настя С. – 30%.

Для данной группы детей рекомендована развивающе–коррекционная работа по развитию памяти средствами дидактической игры.

2.2. Формирующий эксперимент

В ходе формирующего эксперимента нами был проведен комплекс упражнений, используемых на занятиях с дошкольниками, имеющими недостаточный уровень развития памяти. Сам факт записи информации заключался: в ее переводе в образную форму. Поскольку абстрактный образ запомнить сложнее, то первоочередной задачей являлось научить детей преобразовывать эту информацию в конкретную зрительную форму. Такое зрительное представление (визуализация) какой-либо идеи состояло в мысленном создании картины — иллюстрации. Это занимало меньше 15 секунд, но гарантировало великолепное извлечение информации в будущем.

Наши занятия проводились 2 раза в неделю по 30 минут.

Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов

Упражнение № 1. Мысленные образы, отвечающие понятиям прямо или косвенно (тренировка образной памяти, воображения) 

Упражнение № 2. Мысленные образы и эмоции (развитие воображения, тренировка образной памяти)

Упражнение № 3. Мысленные образы и их эмоциональная окраска (тренировка слуховой и зрительной памяти)

Упражнение № 4. Фигуры (тренировка зрительной и слуховой памяти)

Упражнение № 5. Осознание визуального материала (тренировка зрительной памяти)

Упражнение № 6. Осознание словесного материала (тренировки слуховой и зрительной памяти)

Упражнение № 7. Оживление (развитие воображения, тренировка зрительной и слуховой памяти)

Упражнение № 8. Развитие восприятия, мышления, закрепление следов в памяти

Упражнение № 9. Тренировка зрительной и слуховой памяти, объема памяти посредством ассоциаций

2.3. Контрольный эксперимент

В ходе контрольного эксперимента нами была проведена повторная диагностика уровня развития памяти у дошкольников.

Динамика развития памяти дошкольников  приведена в таблице:

Итак по результатам исследования развития памяти у детей:

  • высокий уровень (8 и выше);
  • средний уровень (7-5 баллов);
  • низкий уровень (4 и ниже).

20.09.04.

10.03.05.

2 человека

5 человек

5 человек

5 человек

3 человека

Диаграмма развития памяти у детей до и после формирующего эксперимента

Выводы

Память детей стала особенно богата образами отдельных конкретных предметов. В этих образах воедино слиты существенные, общие черты, свойственные целой группе предметов (животным, птицам, деревьям, цветам и т.д.), а также и несущественные признаки, частные детали, которые ребенок подметил у отдельного дома, у отдельного животного, у одного дерева и т.д.

У детей возможность самоконтроля в процессе запоминания значительно увеличились. Макарова Н., Буханцов М. успешно используют самоконтроль при запоминании наглядного и словесного материалов, а это очень важно в дальнейшем для успешного овладения учебной деятельностью.

Дети овладели приемами логического запоминания: смысловым соотнесением и смысловой группировкой. В целом результаты исследования в динамике улучшились это дает нам возможность подтвердить гипотезу о том, что память дошкольников 6 лет эффективно развивается в процессе развивающее – коррекционной работы средствами дидактических игр.

Библиография

  1. Бадалян Л., Миронов А. Память и нервно-психическое развитие // Дошкольное воспитание. — 1976. — №4. — С. 23-31.
  2. Власова Т.А., Повзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М. 1973
  3. Ермолаева М.В., Миланович Л.Г. Методы работы психолога с детьми дошкольного возраста. М., 1996.
  4. Житникова Л.М. Учим детей запоминать. — М, 1985.
  5. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. — М., 1961.
  6. Забрамная С.Д. Наглядный материал для психолого-педагогического обследования детей в медико-педагогических комиссиях. М.: Просвещение, 1985.
  7. Игры для интенсивного обучения / Под ред. В. В. Петрусинского. М.: Прометей, 1991. Казаков В.Г., Кондратьева Л.Л. Психология. М.; Высшая школа, 1989.
  8. Казаков В.Г., Кондратьева Л.Л. Психология. М.; Высшая школа, 1989.
  9. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988.
  10. Лебедева С.О. О возможностях развития образной памяти // Дошкольное воспитание. — 1985. — № 8. — С. 52-54.
  11. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии – м. 1991.
  12. Матюгин И.Ю. Тактильная память. М.: Центр Эйдос, 1991.
  13. Немов Р.С. Психология в 3-х т. T. 1, 3. M., 1993.
  14. Психология дошкольника. Хрестоматия /Сост. Г. А. Урунтаева. М.: Академия, 1998.
  15. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2-х кн. 2-е изд. Кн. I. Система работы психолога с детьми разного возраста. М.: Владос, 1998.
  16. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника – М. 1979.
  17. Рошка Г. Что и почему запоминает ребенок//Дошкольное воспитание. — 1986. — № 3. — С. 30-33.
  18. Трошихина Ю.Г., Гизатулина Д.Х. Развитие кратковременной памяти у детей раннего возраста //Вопросы психологии. — 1979.- №4.-С. 127-130.
  19. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Ярославль: Академия развития, 1996.
  20. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день. Логика для дошкольников. Ярославль: Академия развития, 1997.
  21. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие. М.: Академия, 1998.
  22. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. М.: Академия, 1997.
  23. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии – М. 1998.
  24. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. Ярославль: Академия развития, 1996.

Источник