Курсовая работа диагностика индивидуального развития ребенка

Курсовая работа диагностика индивидуального развития ребенка thumbnail

Диагностика индивидуального развития младшего школьника

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает реализацию различных образовательных программ. Одним из условий развития дошкольников является поддержка индивидуальности и инициативы детей в разных видах деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей, формирование коммуникативных способностей.

Диагностическая работа начинается с создания условий для адаптации ребѐнка к школьному режиму, с изучения настроя, начальных возможностей и способностей ребенка перед поступлением в школу, ведь для многих детей этот период является сложным испытанием. Раннее выявление, коррекция и профилактика школьных неврозов позволяет избежать неосознанных проявлений самозащиты ребенка.

Методика С. Панченко «Школа зверей» позволяет выявить мотивационную готовность к учебной деятельности, диагностировать адаптацию учащихся в школе, сделать некоторые предположения о тех трудностях, которые возникли у детей в процессе учебной деятельности.

Атмосфера доброжелательности и отсутствие оценочных суждений позволяют каждому ребенку раскрыться наиболее глубоко. В данной методике используется основной вид деятельности рисование, для детей данного возраста привычное и интересное. В период предварительной подготовки Ведущий говорит: Сейчас мы с вами совершим удивительное путешествие в волшебный лес. Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза. Представьте, что мы оказались на солнечной лесной полянке. Послушайте, как шумят листья над головой, мягкая трава касается ваших ног. На полянке вы видите «Школу зверей». Посмотрите вокруг. Какие звери учатся в этой школе? А какой зверь в ней учитель? Чем занимаются ученики? А каким животным вы видите себя? Что вы при этом чувствуете? Проживите эти чувства в себе. Вы можете находиться еще некоторое время в этой «Школе зверей», пока я буду считать до 10, а затем откройте глаза.

Инструкция. 1.Вы побывали в «Школе зверей». А теперь возьмите

карандаши и бумагу и попробуйте нарисовать то, что видели.

2. Посмотрите внимательно на свой рисунок и найдите то животное, которым могли бы быть вы и животное, которое могло бы быть учителем. Рядом с ними поставьте букву «я» и «у».

Интерпретация результатов Таблица 1.

ближе к верхнему краю

высокая самооценка; недовольство

положением в коллективе

в средней части

все в норме

в нижней части

неуверенность в себе, низкая самооценка

2. Контур фигур

выполнен в острых углах

агрессивная защита от окружающих

затемнен

со страхом или тревогой

поставлен щит, заслон

с опасением, подозрительностью

стабильный

устойчивость

слабый, или разорваны, обведены линии, следы

стирания

тревожность

очень сильный

напряженность

4. Наличие деталей, соответствующих органам чувств, — глаза, уши, рот

отсутствие глаз

неприятие информации

изображение ушей

заинтересованность в информации (особенно мнения окружающих о себе)

открыт или закрашен рот

легкость возникновения страхов

наличие зубов

признак вербальной агрессии

5. Анализ качества и взаимодействия персонажей

большое количество вступающих в различные отношения друг с другом; отсутствие разделяющих линий между ними

благоприятные коммуникативные

взаимоотношения с одноклассниками

в остальных случаях

трудности в построении контактов с другими учениками

6. Характер отношений между животным-учителем и животным, изображающим ребенка

Необходимо проследить, нет ли противопоставления между ними? Как расположены фигуры учителя и ученика по отношению друг к другу?

7. Изображение учебной деятельности

отсутствие изображения учебной деятельности

школа привлекает ребенка внеучебными сторонами

нет учеников, учителя, учебной или игровой

деятельности,

не изображает школу

зверей или людей

не сформировалась позиция ученика, он не осознает своих задач как школьника.

8. Цветовая гамма.

яркие, жизнерадостные тона

благополучное эмоциональное состояние ребенка в школе

мрачные тона

неблагополучие и угнетенное состояние

Психолого-педагогическая поддержка детей в массовой школе включает выявление личностных особенностей детей, уровня их интеллектуального развития, характера творческих способностей и интересов, межличностных отношений. В настоящее время известно большое количество разнообразных диагностических тестов, анкет, опросных листов, используемых для выявления вида и уровня развития одарѐнности детей.

Методика «Карта одарѐнности» А.И.Савенкова, адресованная родителям, выполняет две основные функции:

первая и основная функция – диагностическая, с помощью которой количественно оценивается степень выраженности у ребенка различных видов одарѐнности и определяется преобладающий на данный момент вид одаренности. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволяет увидеть индивидуальный, свойственный ребенку, «портрет развития его дарований»;

вторая функция – развивающая, позволяющая рассматривать оценки утверждений как начальный этап Программы дальнейшего индивидуального развития ребѐнка. Для педагога появляется возможность усилить внимание тем сторонам индивидуальности ребѐнка, которые, может быть, раньше были незаметными, а теперь представляются наиболее ценными.

Дается инструкция с 80 вопросами, систематизированными по десять относительно самостоятельных областей поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучив их, родитель дает оценку ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

(++) – если оцениваемое свойство развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;

(+) – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;

(0) – оцениваемое и противоположное свойства выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

(-) – более ярко выражено и чаще проявляется свойство, противоположное оцениваемому.

Обработка результатов: сосчитать количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Полученные суммы баллов характеризуют оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности: интеллектуальная; творческая; академическая (научная); художественно-изобразительная; музыкальная; литературная; артистическая; техническая; лидерская; спортивная.

Итоговые баллы можно отложить на графике или диаграмме (рис. 1).

Эта диаграмма дает наглядное представление о том, в каком направлении следует вести дальнейшую воспитательную работу.

hello_html_m5e93aa30.jpgРис. 1. Пример лепестковой диаграммы

Выявление уровня актуального развития и сформированности универсальных учебных действий у младших школьников возможно на основе методики «Выявление готовности к школе», состоящей из четырѐх тестов: «Рисунок человека», «Графический диктант», «Образец и правило», «Первая буква». При проведении работы строго соблюдается конфиденциальность информации, получаемой в результате исследования. Разработанный инструментарий включает: 1. Рекомендации по проведению эксперимента с описанием используемых методик, особенностей их проведения и оценивания ответов учащихся. 2.Раздаточный материал для выполнения работ (бланки ответов). 3. Таблицы для фиксации результатов обследования.

Тест «Рисунок человека» впервые был предложен Ф. Гуденаф для исследования общего уровня умственного развития ребенка.

Проверяющий сосредоточивает на себе внимание детей и дает инструкцию: «Нарисуйте человека – всего, целиком. Постарайтесь нарисовать как можно лучше – так, как вы умеете». Если кто-либо из детей задает уточняющие вопросы, то ему говорят:«Рисуй так, как ты хочешь». Если же вопрос противоречит инструкции, то надо ее частично повторить.

Читайте также:  Отсталость в развитии речи ребенка

Методика «Графический диктант», предложенная Д.Б. Элькониным, направлена на выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого. Материалом служит лист бумаги в клетку.

Методика «Образец и правило» направлена на выявление уровня организации действий, умения руководствоваться системой условий задачи, преодолевая влияние посторонних факторов. Каждое задание представляет собой фигуру-образец и расположенные справа нее «точки» разной формы (маленькие кружочки, треугольники, квадраты). Детям дается инструкция, которую они выполняют.

Методика «Первая буква» направлена на выявление умения выделять согласный звук в начале слова (без учета его твердости/мягкости). При этом ребенок должен удерживать поставленную задачу: ориентироваться на начальный звук слова, а не на значение слова. Материалом служит лист с рисунками коровы, мышки, тигра, лисы и слона и т.д. По инструкции проверяющий четко произносит название каждого животного. После небольшой паузы называется животное, которого нет, но название одного из данных животных начинается на ту же букву. Нужно найти его и отметить значком — V «галочка». Задание повторяется с 3-4 словами, для которых используются другие значки.

После проведения тестирования по всем четырем методикам приступают к оценке результатов выполнения заданий по каждой методике отдельно. Критерии приведены в таблице.

Таблица 2.

Уровень актуального развития

Методика «Рисунок человека»

Уровень развития

Показатели развития

продвинутый

Пластическое изображение тела, части которого переходят одна в другую без четкой границы (соответствует реальному строению человеческого тела). Имеются глаза, рот, нос, руки, ноги, уши, волосы (или шапка), шея, пальцы, одежда, ступни (обувь).

высокий

Пластическое изображение тела, части которого переходят одна в другую без четкой границы (соответствует реальному строению человеческого тела). Имеются

глаза, рот, нос, руки, ноги.

средний

Пластическо-схематическое изображение, на котором человек как бы собран из отдельных деталей (голова, туловище, руки, ноги), границы между которыми отчетливо видны. Шея и руки как бы приклеены к телу. Ноги (на рисунке фигуры в брюках или без одежды) не сходятся наверху в одну точку.

низкий

Схематическое изображение, на котором имеются голова и туловище, руки или ноги изображены двойной линией.

группа риска

Схематическое изображение, в котором отсутствует голова или туловище, или руки и ноги изображены одинарной линией.

Методика «Графический диктант»

продвинутый

Точное воспроизведение узора

(неровность линий, «дрожащая» линия,

«грязь», не учитываются и не снижают оценки) и самостоятельное его продолжение.

высокий

Воспроизведение, содержащее ошибку в одном элементе и самостоятельное продолжение.

средний

Воспроизведение с несколькими ошибками и самостоятельное продолжение.

низкий

Воспроизведение, в котором имеется лишь

сходство отдельных элементов с диктовавшимся узором.

группа риска

Отсутствие сходства даже в отдельных элементах.

Методика «Образец правило»

и

продвинутый

Соблюдено правило и правильно воспроизведен образец. Погрешности в проведении линий (кривые линии, «дрожащая» линия и т. п.) не снижают оценки.

высокий

Соблюдено правило, но неправильно воспроизведен образец. Имеется не менее трех линий, все линии проведены между «точками», имеющимися в задаче (то есть не используются точки, отсутствующие в задаче), и ни одна линия не проведена между одинаковыми точками. Нарушено правило, но правильно воспроизведен образец.

средний

Фигура не завершена (отсутствует хотя бы одна из линий), а правило не нарушено (за исключением тех случаев, когда имеется лишь небольшая неточность, вызванная моторными или сенсорными трудностями).

низкий

Нарушено правило и неправильно воспроизведен образец, проведение хотя бы одной линии между одинаковыми «точками» или использование точки,

Критерии оценки Таблица 3.

Показатели

Уровни

Критерии оценки

(баллов)

Уровень общего

первоклассника

развития

продвинутый

24-26

высокий

17-23

(Методика «Рисунок человека»)

средний

10-16

низкий

1-9

группа риска

Сформированность предпосылок учебной деятельности

(Методика «Графический диктант»)

продвинутый

15-16

высокий

11-14

средний

5-10

низкий

1-4

группа риска

Сформированность предпосылок учебной деятельности

(Методика «Образец и правило»)

продвинутый

10-12

высокий

8-9

средний

5-7

низкий

1-4

группа риска

Проверка фонематического слуха и правильного восприятия речи учителя

(Методика «Первая буква»)

продвинутый

5

высокий

4

средний

3

низкий

1-2

группа риска

В качестве критериев интеллектуального, умственного развития выступают: самостоятельность мышления, быстрота и прочность усвоения учебного материала, быстрота ориентировки при решении нестандартных задач, умение отличить существенное от несущественного, критичность ума, экономичность мышления, уровень аналитико-синтетической деятельности, а также темп продвижения, как скорость формирования обобщения.

Методика «Исключение лишнего», интерпретированная для детей Н.Л.

Белопольской, направлена на исследование способности обобщать понятия (предметы) по определѐнным признакам; выделять существенные качества понятий, объединѐнных общим признаком.

Материал представлен в двух видах: предметном и вербальном.

В первом случае для проведения теста понадобится 7 наборов из 4 карточек с изображением 4 предметов, среди которых один не подходит к остальным по размеру; форме; цветовой гамме; принадлежности к виду. В рамках каждой категории задания идут на усложнение.

Тест проводится по Инструкции в индивидуальной форме, на работу со всеми карточками ребѐнку выделяется 3 минуты. По истечении этого времени взрослый заносит в заранее подготовленный протокол номер карты, исключѐнное ребѐнком слово, а также краткое объяснение, данное испытуемым своему выбору, или наводящий вопрос, который привѐл его к ответу. Методика «Исключение лишнего» позволяет выявить ошибки построения причинно-следственных связей у ребѐнка и вовремя подобрать правильную коррекционную программу. Такие меры помогут предотвратить более серьѐзные отклонения в развитии мышления формирующейся личности.

Источник

 Муниципальное дошкольное  образовательное учреждение

 «Детский сад п. Пугачевский»

Педагогическая диагностика: оценка индивидуального развития дошкольника. Средняя группа.

Подготовила

 воспитатель первой категории

Терентьева С.Н.

Все мы хотим видеть наших малышей успешными во взрослой жизни и стремимся помочь им в этом. Для этого взрослым необходимо знать, что должен уметь  ребенок в каждый возрастной период. В средней группе детского сада восприятие ребенка становится более развитым. Он совершенствует его путем активного использования всех органов чувств.  Ребенок может самостоятельно сравнивать, группировать, классифицировать различные предметы. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д. 

Согласно п. 3.2.3 Стандарта, при реализации образовательной программы дошкольного образования в ДОО может проводиться оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики (мониторинга). Проведение педагогической диагностики (мониторинга) индивидуального развития детей предусматривается авторами проекта примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.  

Читайте также:  Роль семьи в социальном развитии ребенка

Оценка индивидуального развития детей может заключаться в анализе освоения ими содержания 5 образовательных областей.        (слайд)

       При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи).

        Мониторинг я осуществляю  в форме регулярных наблюдений за детьми в повседневной жизни и в процессе образовательной деятельности с ними на протяжении всего учебного года во всех возрастных группах. Использую также  следующие методы : (слайд)

  • Наблюдение
  • Изучения продуктов деятельности   детей
  • Несложные эксперименты
  • Беседы, игры

Показатели развития детей фиксирую в таблице в начале и в конце учебного года в словесной форме

* не сформирован

* находится в стадии становления (частично сформирован);

*сформирован.(демонстрирую таблицы)

При заполнении диагностических таблиц можно провести «горизонтальный» (выводы по каждому ребенку) и «вертикальный» (выводы по задачам раздела) анализ. Таким образом, педагоги видят, на что следует обращать особое внимание при планировании воспитательно-образовательного процесса, как строить индивидуальную работу с детьми. Так как группа у меня разновозрастная, провожу диагностику по каждому возрасту отдельно. Данные по каждому разделу заносятся в сводную таблицу.         В качестве показателей оценки развития личности ребенка выделяю внешние (наблюдаемые) проявления у него в поведении, деятельности, взаимодействии со сверстниками и взрослыми, которые отражают его развитие на каждом возрастном этапе и, следовательно, на протяжении всего дошкольного возраста.

        Общая картина по группе позволит выделить детей, которые нуждаются в особом внимании педагога и в отношении которых необходимо скорректировать, изменить способы взаимодействия.

Для определения уровня сформированности у ребенка того или иного параметра оценки я использую инструментарий, который представляет собой описание тех проблемных ситуаций, вопросов, поручений, наблюдений.  Считаю, что большое значение имеет подбор материала и оборудования для выполнения диагностического задания. Они должны быть интересны своей новизной, необычностью внешнего вида, способом использования или получаемым с его помощью результатом.  Приведу примеры описания инструментария по некоторым  образовательным областям в средней группе детского сада.

Образовательная область «Познавательное развитие». (слайд)

 Конкретизация области «Познавательное развитие представлена несколькими блоками:

  • Ознакомление с предметным окружением
  • Ознакомление социальным  миром
  • Ознакомление с миром природы.
  • ФЭМП
  • Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

Познавательная деятельность обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства. Так, например, с целью раскрыть уровень развития по разделу ознакомления с социальным миром провожу беседу «Семейная фотография» (слайд), где использую     сюжетную картинку, где изображена семья (бабушка, дедушка, папа, мама, брат, сестра), или фотография семьи (семейный праздник, туристический поход и т. п.).Задаю вопросы                       

  1. Покажи на картинке детей (дай им имена).
  2. Покажи родителей, как их называют дети? (Папа и мама.) 
  3. Чем вы любите заниматься всей семьей?
  4. Какой у тебя самый любимый праздник?
  5. Почему? И т. п.

Результат вижу в том, что ребенок правильно отвечает на вопросы, с удовольствием рассказывает о семье, семейном быте, традициях.

Раскрыть уровень знаний по разделу «Ознакомление миром природы» помогают дидактические игры «Собери урожай» (слайд), где оценивается уровень знаний об овощах и фруктах, «Где чей дом?» (слайд), «Охотник и пастух» (слайд), где оценивается уровень знаний о жизни диких и домашних животных, особенностях строения, поведения.

 Задаю уточняющие вопросы

— Кто такой охотник?

— Кто такой пастух?

Затем просит ребенка рассмотреть предметные картинки с изображением животных и разместить их так, чтобы рядом с охотником оказались все дикие животные, а рядом с пастухом — домашние. Затем организую беседу по вопросам

— Почему человек заботится о домашних животных?

— :Какие домашние животные дают молоко?

— Какие домашние животные дают пух и шерсть?  

-Чем питаются?

Оцениваю умение называть детенышей диких и домашних животных(Слайд)

Во время прогулок и в образовательной деятельности наблюдаю как дети называют некоторые растения(слайд), умеют определять состояние погоды, выделяют наиболее характерные сезонные изменения в природе (слайд)

 Результаты наблюдений фиксирую в диагностических таблицах.

Проверить уровень сформированности знаний по «ФЭМП» помогают мне такие задания «Сосчитай кубики», «Прилетели бабочки» , которые позволяют проверить уровень знаний о количестве, умение считать в пределах 5;оцениваю умение составлять: группы из однородных предметов(слайд); по цвету(слайд); по форме(слайд); по величине(слайд); выделять один предмет из группы(слайд); понимание смысла обозначения вверху-внизу,слева-справа(слайд), т.е совершенствуется ориентация в пространстве, понимают смысл слов «утро», «день», «вечер», «ночь» (слайд), умение находить геометрические фигуры среди окружающих предметов . Для оценки уровня сформированности знаний по этому направлению использую дидактические игры «Посмотри вокруг» (слайд), «Где находится предмет», «Части суток», а также беседы и электронные тренинги.

Образовательная область «Речевое развитие» 

Включает в себя: развивающая речевая среда, формирование словаря, звуковую культуру речи, грамматический строй речи, связную речь, приобщение к художественной литературе.

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.

Развивается грамматическая сторона речи. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

  1. С целью выявить уровень сформированности грамматической стороны речи даю задание «Расскажи о мальчиках».      

   Использую материал: сюжетная картинка с изображением двух мальчиков: один — чистый, аккуратный, веселый, второй — неряшливый, грустный.

  Предлагаю ребенку рассмотреть картинку с изображением двух мальчиков.                                     Затем организовываю беседу по вопросам:

— Что ты можешь сказать о мальчиках? У них одинаковое настроение?

— Один мальчик веселый, а другой какой? (Грустный.)Почему?(Потому что испачкался)

— Быть неряшливым хорошо?

— А что нужно делать для того, чтобы быть чистым и опрятным?

— А какой мальчик тебе нравится? Почему?  И т.п.

В результате ребенок активно употребляет слова, обозначающие эмоциональные состояния (сердитый, печальный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики

Чтобы выявить уровень сформированности связной речи, использую дидактическое упражнение «Сервируем стол».

  Предлагаю рассмотреть посуду и ответить на  вопросы.

  • Как можно назвать все предметы? (Обращает внимание на чайный сервиз.)
  • Назови известные предметы посуды.
Читайте также:  Игры для развития мелкой моторики рук ребенка

Результат: ребенок образовывает новые слова по аналогии с уже знакомыми. Понимает и употребляет предлоги в речи. Осмысливает причинно-следственные отношения и составляет сложносочиненные, сложноподчиненные предложения.

Показатели речевого развития помогает определить опытно-экспериментальная деятельность. Она дает возможность ребенку самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений. Дети получают задание: «Как увидеть воздух?

 Они предлагают варианты ответов — Можно подуть в трубочку в стакан с водой. Это пузырьки воздуха.

Другие предлагают  надуть воздушный шарик. В результате эксперимента они делают вывод: как можно увидеть воздух? Что легче- воздух или вода?

Использую методы: проблемная ситуация, наблюдение.

Форма проведения может быть индивидуальная, подгрупповая. Оцениваю умение поддерживать беседу, использует все части речи, понимает и употребляет слова антонимы

В развивающей среде в нашей группе представлены схемы для пересказа сказок «Репка», «Теремок», «Колобок»; для описательных рассказов о животных, временах года, что соответствует программе и возрасту дошкольников.

В начале года, проведя диагностику, я выявила следующие недостатки:

-связные высказывания короткие;

-отличаются непоследовательностью, даже если содержание знакомо ребенку;

-фрагменты высказываний логически не связаны между собой.

Проанализировав, сделала вывод, что знания детей достаточны, согласно возрасту, но оформить их в связные речевые высказывания ребенок не может.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

направлена на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач: развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд); приобщение к искусству, конструктивная деятельность

В средней группе значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д. слайд 

По данному направлению провожу  обследование: ребенку даю бумагу и прошу нарисовать сначала один предмет — дом. После этого прошу нарисовать человека, а затем — дерево. Обучение не проводится. Оцениваю действия ребенка: как понимается задание, анализирую рисунок, как выполнен, есть ли предпосылки к предметному рисунку или выполнялось черкание.

Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий. 

Для проведения обследования строю за экраном фигурку из плоских палочек. Затем показываю постройку и прошу ребенка построить такую же. При затруднениях ребенка прошу построить по показу. Оцениваю действия ребенка: как принимает  и понимание задания, умеет работать по образцу или по показу, обучаемость, отношение к результату.

Образовательная область «Физическое развитие».  (слайд)

В процессе разных видов деятельности я наблюдаю и оцениваю уровень физической подготовленности моих воспитанников. Показатели физического развития детей определяются не только в процессе специфических физкультурных и спортивных игр, упражнений и занятий, но и через физкультминутки, дидактические игры с элементами движения, подвижные игры, утреннюю и коррегирующую гимнастику, индивидуальную работу с детьми

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» (слайд)

Наблюдая за детьми, я всё чаще отмечаю, что многие из них испытывают трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Дети не умеют организовывать общение, включающее: умение слушать собеседника; умение эмоционально сопереживать; умение планировать содержание акта общения; умение подбирать вербальные (речевые) и невербальные (жесты, мимику, пантомимику) средства общения, адекватные ситуации; умение решать конфликтные ситуации.

Дети с низким уровнем развития коммуникативных навыков практически полностью попадают в категорию «непринятых», а дети с высоким уровнем — в категорию «предпочитаемых», «принятых».

Для создания сплоченного коллектива я часто использую игровую форму в кругу. На начальном этапе, этапе знакомства детей друг с другом, такие игры помогают налаживать доброжелательную атмосферу в группе, снять эмоциональное напряжение детей. «Подари улыбочку», «Здравствуй», «Доброе утро», «Давайте поздороваемся». При заполнении         этого раздела я  наблюдаю за ребенком, а так же специально организую беседы, индивидуальные и совместные творческие (сюжетно-ролевые, театрализованные, режиссерские) игры; оцениваю все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками; выполнение самостоятельных трудовых операций в природе, хозяйственно-бытовой труд; самостоятельную деятельность в сюжетных уголках, уголке ряжения, театральном уголке, автогородке и многое другое

В среднем возрасте ребенок понимает социальную оценку поступков сверстников или героев иллюстраций, литературных произведений, эмоционально откликается. Так, например, после прочтения сказки «Два жадных медвежонка» (слайд) задаю вопрос «Почему медвежата расстроились? Почему лиса радовалась? Кто поступил правильно? Кто поступил нечестно?

 Использую методы беседы,  создаю проблемную ситуацию . 25 % детей способны анализировать прочитанную сказку, дают оценку поведению лисы, характеризуют её поступок, делают выводы, 60% имеют частично сформированные представления  о поступках героев сказки, у 15% детей эти представления не сформированы.

И в заключении мне хотелось бы повести с вами упражнение на формирование социально коммуникативного взаимодействия, которое называется проводится в средней группе называется «Дружественная ладошка» (слайд).  Обратите внимание: перед вами лежит лист бумаги и фломастеры. Сейчас обведите контур своей ладони тем цветом, на который похоже ваше настроение сейчас и напишите на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам по команде, и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент в виде рисунка вместо словесных пожеланий на одном из пальцев ладошки. Послание должно иметь позитивное содержание.  Дети  могут нарисовать солнце, улыбки, цветы или просто раскрасить палец руки в яркие тона многое другое для своих друзей.

 Выполнение задания участниками. (2 мин)

Подведем итог. Все участники справились с заданием. Итак, сделаем вывод, что у всех наших участников уровень социально-коммуникативного сформирован.

 — Пусть эти ладошки несут тепло и радость наших встреч, напоминают об этих встречах, а может быть, и помогают нам в какой-то сложный момент. Спасибо за внимание. (слайд).

      Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования//Приказ Министерства образования и науки №1155 от 17 октября 2013 года (вступил в силу 01 января 2014 года)
  2. Каменская В.Г., Зверева С.В. К школьной жизни готов! –СПб.,2001.
  3. Каменская В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии.- М.,2005.
  4. Ноткина Н.А. и др. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста.- СП.б,2003.
  5. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. –М.,2001.
  6. М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина. Диагностика развития ребенка. Практическое руководство по тестированию (4-5 лет)

Источник